Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ РАСШИРЕНИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ВИДЕОБЛОГОВ'

ТЕХНОЛОГИЯ РАСШИРЕНИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ВИДЕОБЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРЕДМЕТ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ВИДЕОБЛОГ / ЛЕКСИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухарева Татьяна Николаевна

Статья посвящена использованию технологии расширения продуктивного лексического запаса обучающихся неязыкового вуза средствами англоязычных видеоблогов. Автор рассматривает компонентный состав технологии и приводит примеры заданий, направленных на достижение поставленной цели. В статье обосновано, что существует большое количество подходов к определению понятия «технология» в рамках педагогических и методических исследований. В статье подчеркивается, что технология должна представлять собой определенный алгоритм, систему взаимосвязанных, последовательных педагогических методов и приемов, заранее спроектированных и приводящих к определенному результату, который можно продиагностировать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF PRODUCTIVE VOCABULARY EXTENSION OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF ENGLISH-LANGUAGE VIDEO BLOGS

The article is devoted to the use of technology to expand the productive vocabulary of students of a non-linguistic university by means of English-language video blogs. The author examines the component composition of the technology and gives examples of tasks aimed at achieving the goal. The article substantiates that there are a large number of approaches to the definition of the concept of «technology» within the framework of pedagogical and methodological research. The article emphasizes that the technology should be a certain algorithm, a system of interrelated, consistent pedagogical methods and techniques, pre-designed and leading to a certain result that can be diagnosed.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ РАСШИРЕНИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ВИДЕОБЛОГОВ»

УДК 37.013.32

ТЕХНОЛОГИЯ РАСШИРЕНИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ВИДЕОБЛОГОВ

Татьяна Николаевна Сухарева,

кандидат педагогических наук, доцент

tnsuch@bk.ru

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена использованию технологии расширения продуктивного лексического запаса обучающихся неязыкового вуза средствами англоязычных видеоблогов. Автор рассматривает компонентный состав технологии и приводит примеры заданий, направленных на достижение поставленной цели. В статье обосновано, что существует большое количество подходов к определению понятия «технология» в рамках педагогических и методических исследований. В статье подчеркивается, что технология должна представлять собой определенный алгоритм, систему взаимосвязанных, последовательных педагогических методов и приемов, заранее спроектированных и приводящих к определенному результату, который можно продиагностировать.

Ключевые слова: педагогическая технология, предмет, иностранный язык, видеоблог, лексика.

Понятие «технология обучения» определяется в методическом словаре как «совокупность наиболее рациональных способов и приемов научной организации труда учителя, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств», Основными характеристиками технологии обучения является эргономичность, результативность, экономичность и мотивированность учащихся [1: 314]. Анализ методической литературы показал, что существует большое количество подходов к определению понятия «технология» в рамках педагогических и методических исследований. Мы считаем, что технология должна представлять собой определенный алгоритм, систему взаимосвязанных, последовательных педагогических методов и приемов, заранее спроектированных и приводящих к определенному результату, который можно продиагностировать. Как указывают ученые-методисты, технология должна соответствовать требованиям концептуальности, системности, управляемости, эффективности и воспроизводимости [4-6].

Для разработки педагогической технологии необходимо определить ее структуру. Любая технология состоит из трех частей, представленных на схеме:

концептуальная 1 содержательный 1 процессуальная

основа 1 компонент 1 часть

Рисунок 1 - Компоненты педагогической технологии

Разрабатываемая нами технология также будет включать в себя три

части:

1) Концептуальная основа - это психолого-педагогические идеи, которые лежат в основе технологии, ее научная база. 2) содержательный компонент включает в себя цели, задачи и содержание учебного материала.

По нашим наблюдениям, аудитивные навыки обучающихся неязыковых специальностей нуждаются в основательном улучшении, поэтому мы делаем вывод о необходимости использования субтитров при показе видеоблогов.

Также по итогам наблюдения за обучающимися нами было замечено, что около половины из них при поступлении новой информации делают заметки в тетрадях, что означает, что у них преобладает кинестетический тип восприятия информации. В связи с этим многие задания, особенно на этапе ознакомления с новыми лексическими единицами, будут включать в себя письменную основу.

3) процессуальная часть - организация учебного процесса в контексте применения экспериментальной технологии заключается в планировании определенного фрагмента занятия по иностранному языку, встраивании его в ход занятия. Нам кажется, что включение такого вида работы в середину занятия (после 40 минут обучения по основной программе) обеспечит переключение внимания обучающихся, и, таким образом, их активное участие в процессе. Данная последовательность - рассмотрение определенной темы основного учебного курса в начале занятия, а затем введение новой лексики по этой же теме в ходе экспериментальной работы будет обеспечивать соблюдение принципа системности усвоения знаний, а также принципа учета тематических полей основного учебного курса.

При организации такого вида работы преподаватель свободен в выборе методов, средств и материалов. Применение технологии будет занимать данную часть занятия, так как в течение этого времени есть возможность показа видеоблогов и работы с ними [2; 3]. Тематика видеоблогов исходя из принципа системности должна быть обусловлена темой занятия, поэтому на Youtube-канале мы отбираем видеоблоги, соответствующие каждому из разделов курса.

Следующим нашим шагом стало проведение работы по определению целевой лексики. Отечественные методисты утверждают, что этап знакомства со словом определяет прочность его усвоения. Поэтому этап ознакомления с новой лексикой в данной технологии распределен на все три этапа работы с видео - предпросмотровый, просмотровый и послепросмотровый.

На первом занятии до просмотра видеоблога обучающимся предлагаются следующие виды заданий:

1)review

2)missing word

3)choose a topic

4)make a script of video blog

5) find the pictures

6) clap when hearing the word

7) speaking games

8) role play ит.д.

Обучающиеся также отвечают на вопросы, направленные на опровержение или подтверждение предположений, заявленных на предпросмотровом этапе. При вторичном просмотре обучающимся предлагается работать с таблицей. Услышав целевое слово, обучающиеся говорят «stop» и подписывают порядковый номер появления лексической единицы в видеотексте. Затем они выписывают предложение, в котором использовалось данное слово или фраза в графу «context».

Также перед вторичным просмотром преподаватель дает установку использовать слово «stop» не только при звучании целевых лексических единиц, но и любой другой новой для них лексики, которую они затем записывают в свободные строки внизу таблицы. Перед просмотром обучающиеся вспоминают целевую лексику с помощью разгадывания квиза на платформе Kahoot.com, который преподаватель создает заранее. В данном задании присутствует элемент соревнования, что очень мотивирует обучающихся.

Таким образом, работа с видеоблогом является эффективной технологией, способствующейрасширению лексической компетенции обучающихся.

Список литературы:

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Икар, 2009. - 448 с.

2. Аникеева Т.Р., Голукович А.Е. Способы активизации лексики на

занятиях по иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 30. С. 421-425.

3. Антипьева И.А. Использование аутентичного видео на аудиторных занятиях по иностранному языку (на примере работы с полнометражными фильмами на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе) // Русистика. 2014. №2. С. 114-118.

4. Еловская С. В. Формирование системных фонетических представлений у студентов-филологов педагогических вузов (на материале британского, австралийского и американского вариантов английского языка): специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)": диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Тамбов. 2004. 308 с.

5. Кретинина Г. В. Методика обучения студентов филологических факультетов иноязычной спонтанной речи (английский язык как дополнительная специальность): автореф. дисс.. к. пед. н. Тамбов. 2002. 20 с

6. Кретинина Г.В., Гончарова Н.А., Чуксина О.В. Межкультурная коммуникация и обучение английскому дискурсу // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 135-137.

UDC37.013.32

TECHNOLOGY OF PRODUCTIVE VOCABULARY EXTENSION OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF ENGLISH-

LANGUAGE VIDEO BLOGS

Tatiana N. Sukhareva

Ph.D., Associate Professor tnsuch@bk.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article is devoted to the use of technology to expand the productive vocabulary of students of a non-linguistic university by means of English-language video blogs. The author examines the component composition of the technology and gives examples of tasks aimed at achieving the goal. The article substantiates that there are a large number of approaches to the definition of the concept of «technology» within the framework of pedagogical and methodological research. The article emphasizes that the technology should be a certain algorithm, a system of interrelated, consistent pedagogical methods and techniques, pre-designed and leading to a certain result that can be diagnosed.

Key words: pedagogical technology, subject, foreign language, video blog, vocabulary.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.