Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА КУРСАНТОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА КУРСАНТОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВСТВО ПАТРИОТИЗМА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЛИЧНОСТЬ КУРСАНТА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василевский Алексей Александрович, Гончарова Наталья Александровна

В статье акцентируется внимание на возможности формирования чувства патриотизма курсантов средствами иностранного языка. Авторами подчеркивается, что особую ценность для формирования патриотических качеств приобретают языковые дисциплины в целом, и иностранный язык в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Василевский Алексей Александрович, Гончарова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A SENSE OF PATRIOTISM OF CADETS BY MEANS OF A FOREIGN LANGUAGE

The article focuses on the possibility of forming a sense of patriotism of cadets by means of a foreign language. The authors emphasize that language disciplines in general, and a foreign language in particular, acquire special value for the formation of patriotic qualities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА КУРСАНТОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

УДК 37.013.32

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА КУРСАНТОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Алексей Александрович Василевский

аспирант sudya_12@mail.ru Наталья Александровна Гончарова

доктор педагогических наук, профессор

nata-alexa@mail.ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье акцентируется внимание на возможности формирования чувства патриотизма курсантов средствами иностранного языка. Авторами подчеркивается, что особую ценность для формирования патриотических качеств приобретают языковые дисциплины в целом, и иностранный язык в частности.

Ключевые слова: чувство патриотизма, иностранный язык, личность курсанта, мировоззрение, нравственные ориентиры, любовь к Родине.

В настоящее время трудно переоценить значение патриотизма для сохранения и развития государства. Особое значение это качество приобретает в непростых, переломных моментах истории, когда судьба страны, её суверенитет, безопасность граждан, возможности отстаивать и развивать собственную самобытность и культуру находятся в руках особой категории граждан - военнослужащих. Как известно, защита Родины напрямую связана с любовью к своей стране, преданностью народу, готовностью к любым подвигам и жертвам во имя интересов государства [5]. Становится очевидным, насколько важно использовать все доступные способы для формирования патриотических качеств курсантов - будущих офицеров, ответственных за обучение и воспитание подчинённого личного состава.

В постановлении Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы» говорится также о том, что патриотизм должен соотноситься с такими понятиями, как язык, коммуникация, культура, общество. Следовательно, особую ценность для формирования патриотических качеств приобретают языковые дисциплины в целом, и иностранный язык в частности.

Курсанты ввиду своих возрастных, мотивационных, мировоззренческих и статусных особенностей представляют собой наиболее благоприятную категорию для формирования и развития чувства патриотизма. Рассмотрим более подробно качества личности курсанта, которые будет необходимо учитывать при обучении иностранному языку.

Способности — это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать или заниматься одним или несколькими видами деятельности [10]. Не только наличие или отсутствие способностей у курсантов оказывает влияние на положительный результат в образовании и воспитании, но и правильная оценка способностей курсантов со стороны других курсантов, командиров, преподавателей.

Как отмечалось выше, чувство патриотизма, любовь к Родине напрямую связаны с готовностью к защите её интересов и территориальной целостности [2]. Следовательно, подготовка военных специалистов напрямую связана со способностями обучающихся успешно овладевать видами профессиональной деятельности, предрасположенностями к формированию необходимых профессиональных качеств. Немаловажными для формирования коммуникабельности, взаимодействия с членами коллектива, проявления уважения к языку и обществу являются способности к овладению иностранными языками.

Возраст, в котором обучаются курсанты военных образовательных учреждений с 17-18 до 22-24 лет в психологии относится к периоду, называемому юношеством [4]. Основными социально-психологическими и возрастными характеристиками любого периода развития личности, в том числе и в юношеский период, являются: социальная ситуация развития личности, ведущий вид деятельности, сфера общения, психические новообразования, параметры интеллектуального развития, эмоциональные качества личности. Однако социальная ситуация развития личности в юношеском периоде предъявляет юношам вполне зрелые требования. В этом возрасте наступает уголовная ответственность за все виды преступлений, что обязывает юношей разумно подходить к оценке своих поступков. В юношеский период юноша получает избирательное право и участвует в политической жизни своей Родины. В этом возрасте происходит разрушение сложившихся нравственных ориентиров, часто происходит смена социальных ролей, закладываются основы будущей гражданской позиции.

Исследователи настаивают, что ведущая деятельность в юношеском возрасте - учебно-профессиональная [9]. Мотивы, устремлённые в будущее, заставляют юношей активно заниматься профессиональной подготовкой, получать профессию. В этом возрасте у курсантов проявляется избирательность в изучении предметов. Так как формирование личности, способной к саморазвитию, постоянному профессиональному совершенствованию,

происходит не только в результате целенаправленной познавательной деятельности, но и в результате коммуникации в различных языковых средах, то становится очевидной важность знания иностранных языков для современного человека. Знание нескольких языков позволяет курсанту, а в последующем и офицеру, полнее «видеть» мир, связанные с иностранными языками культуры, осознавать неповторимость родной страны и уникальность культивируемых в ней ценностей.

Большое значение для развития личности в юношеском возрасте имеет сфера общения. Изучая иностранный язык, курсант сталкивается, как минимум, с двумя различными мирами, которые дополняют друг друга, происходит расширение пространства коммуникации [3; 6; 7; 8]. Социальное пространство, в котором находится юноша, оказывает влияние на процесс формирования в нём тех или иных качеств. В процессе общения со сверстниками, старшими товарищами, преподавателями, командирами или членами семьи происходит процесс приобретения знаний о мире взрослых. В этом возрасте происходит процесс поиска единомышленников, спутников жизни, появление привязанности к социальной группе. Несмотря на это проявляется тенденция к индивидуализации и обособлению от социума.

Главным психическим новообразованием юношеского возраста является оформление мировоззрения. Приобретаются нравственные ориентиры, ценности, установки, происходит становление гражданской позиции. Постижение иностранного языка способствует дополнению существующей картины мира, идентификации себя в мировых языках и культурах, воспитанию гордости за свою страну.

Интеллектуальное развитие личности в юности характеризуется стремлением систематизировать знания, стремлением логически оформить изученный материал. В этот период возрастает концентрация внимания, увеличивается объём памяти, меняется её структура, механизмы запоминания. В процессе изучения иностранного языка курсант задействует все виды

познавательных процессов, что положительно сказывается на общем уровне личностного развития.

В эмоциональных личностных свойствах также происходят перемены, связанные с переоформлением эмоциональной и волевой сферы. Юношеский возраст характеризуется вспыльчивостью, горячностью, резкой сменой настроения, неуравновешенностью. Факты, имеющие историческое значение в судьбе родной страны, побуждают к активным действиям в интересах Родины. Возрастает круг эмоциональных раздражителей, но и вместе с тем совершенствуются механизмы психологической защиты и критического восприятия информации. Курсант всесторонне оценивает происходящие в обществе и мире процессы, выявляет приоритетные направления в информационных потоках, точнее идентифицирует себя во всем многообразии мировых культур.

Мотивацию в психологии понимают как совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности.

В исследованиях выделяют следующие типы мотивации:

- самореализация;

- познавательный интерес;

- самоутверждение;

- материальные стимулы;

- социальные мотивы (стремление принести пользу обществу);

- идентификация с кумиром [1].

Очевидно, что мотивация оказывает влияние на виды деятельности, в том числе и на учебно-познавательную. Желание изучать иностранный язык должно формироваться под влиянием социальных факторов. Значимость изучения иностранного языка необходимо увязывать с его прикладной направленностью, реализацией социального мотива, а именно: чувства патриотизма.

Кроме указанного, при характеристике личности курсанта необходимо учитывать влияние того статуса, который он приобретает, становясь

военнослужащим. Поступая на учебу в военнообразовательные учреждения, юноши сталкиваются со строгой регламентацией своей служебной деятельности, несут службу в нарядах, караулах, участвуют в ликвидациях последствий ЧС.

Таким образом, при формировании патриотических качеств у курсантов военных ВУЗов необходимо учитывать все многообразие их психологических особенностей: личностных, возрастных, статусных. Изучение и учёт личностных особенностей позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, подготовить военных специалистов, патриотов своей страны, способных воспринимать мир во всём его многообразии и при этом понимать уникальность своей культуры, самобытность страны. Готовность к защите Родины во многом определяется убеждённостью в необходимости того вида деятельности, которым занимается военнослужащий. Лучший способ понять индивидуальность, неповторимость, многообразие своей культуры, сложность и красоту родного языка - это диалог культур, и, как следствие, носителей языка.

Список литературы:

1. Волкова Е. Л. Современные подходы к мотивации персонала // Ученые записки санкт-петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2007. № 2 (Т.8). С. 29-33

2. Гончарова Н. А. Истоки формирования концепта «патриотизм» в сознании подрастающего поколения // Идея патриотизма в системе воспитания подрастающего поколения: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Краснодарский край, с. Сукко; Всероссийский детский центр "Смена", 16-18 апреля 2019 г.). Пенза: Изд-во ПГУ. 2019. С. 101-106.

3. Гончарова Н.А., Швецова В.М. Языковая личность в аспекте диалога культур: проблема восприятия языкового знака // Экология языка и речи. Материалы IX Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения заслуженного работника высшей школы РФ, доктора

филологических наук, профессора Нины Георгиевны Блохиной. Тамбов, 2021. С.34-37.

4. Донцов Д. А., Донцова М. В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии (г. Москва). 2013. №2. С. 34-42.

5. Исторический словарь галлицизмов русского языка. М.: Словарное издательство ЭТС. Москва. 2010 (электронный ресурс)

6. Кретинина Г. В. Методика обучения студентов филологических факультетов иноязычной спонтанной речи (английский язык как дополнительная специальность): автореф. дисс. к. пед. н. Тамбов. 2002. 20 с.

7. Кретинина Г., Гончарова Н., Чуксина О. Межкультурная коммуникация и обучение английскому дискурсу // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 135-137.

8. Мелехова Н.В., Захарова С.В. формирование иноязычной компетенции у обучающихся неязыковых вузов // Наука и Образование. 2019. Т.2. № 4. С. 94.

9. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс. 2006. 512 с.

10. Сластенин В. А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учеб, пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия». 2004. 480 с.

UDC 37.013.32

FORMATION OF A SENSE OF PATRIOTISM OF CADETS BY MEANS OF A FOREIGN LANGUAGE

Alexey A. Vasilevsky

postgraduate student sudya_12@mail.ru Natalia A. Goncharova

Doctor of Science, Professor nata-alexa@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article focuses on the possibility of forming a sense of patriotism of cadets by means of a foreign language. The authors emphasize that language disciplines in general, and a foreign language in particular, acquire special value for the formation of patriotic qualities.

Keywords: sense of patriotism, foreign language, cadet personality, worldview, moral guidelines, love for the Motherland.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10. 2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.