Научная статья на тему 'ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИНЦИП ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ / ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Наталья Александровна, Кретинина Галина Вячеславовна

В статье обзорно рассмотрена проблема эстетического воспитания младших школьников в рамках школьного образования. В статье акцентируется внимание на противоречии между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) к уровню эстетической воспитанности младших школьников и недостаточным уровнем решения данной проблемы в школьной образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Наталья Александровна, Кретинина Галина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article reviews the problem of aesthetic education of younger schoolchildren in the framework of school education. The article focuses on the contradiction between the requirements of the Federal State Educational Standard of Primary General Education to the level of aesthetic education of younger schoolchildren and the insufficient level of solving this problem in school educational practice.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК 37.013

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Наталья Александровна Гончарова

доктор педагогических наук, профессор

nata-alexa@mail. т Галина Вячеславовна Кретинина

кандидат педагогических наук, доцент

nata-alexa@mail. т Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье обзорно рассмотрена проблема эстетического воспитания младших школьников в рамках школьного образования. В статье акцентируется внимание на противоречии между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) к уровню эстетической воспитанности младших школьников и недостаточным уровнем решения данной проблемы в школьной образовательной практике.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, принцип гуманистической направленности, принцип природосообразности, принцип

культуросообразности, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Начальное образование является фундаментом всей системы общего образования. Именно на начальной образовательной ступени происходит становление основ познавательной мотивации, познавательных интересов, происходит формирование личностной самооценки ребенка.

Среди задач, поставленных перед отечественным образованием Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, задача личностного развития младших школьников определена как приоритетная. Сформированность личностных универсальных учебных действий как показатель достижения планируемых образовательных результатов согласно требованиям ФГОС НОО определяет уровень духовно-нравственного развития младших школьников.

Известно, что в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России одной из ключевых национальных ценностей названо эстетическое развитие личности, определяющее формирование эстетической культуры [3]. Полагаем, что одним из важных факторов, влияющих на эстетическое восприятие человеком окружающего мира, является природа. Формирование эстетических чувств, эмоций и впечатлений младших школьников при восприятии природы и взаимодействия с природой осуществляется в процессе эстетического воспитания.

Заметим, что проблема эстетического воспитания в ее различных аспектах рассматривается в научно-педагогической литературе в работах отечественных и зарубежных авторов [1-4;6-8].

Так, общепедагогические аспекты эстетического воспитания отражены в трудах Д.Н.Джолы, Д.Б.Кабалевского, Н.И.Киященко, Б.М.Неменского, В.А.Сухомлинского, К.Д. Ушинского, А.Б.Щербо и др. Авторами выделены сущностные стороны понятия «эстетическое воспитание»: когнитивная, эмоционально-оценочная и деятельностная.

Исследованию природы как ключевого фактора эстетического воспитания посвящены работы М.Д.Таборидзе, Г.С.Лабковской, Н.И.Киященко, Д.Б.Лихачева.

Эколого-эстетические проблемы исследуют И.Р. Голубева, Л.И. Григорьева, О.А. Кочеткова, Т.В. Леонтьева, О.В. Набока, С.С. Зорин.

В трудах П.П. Блонского, В.А. Сухомлинского, В.В. Зеньковского, А.Н. Леонтьева, Д.С.Лихачева, С.Л.Рубинштейна, М.Б. Теплова, К.Д. Ушинского исследуются различные методы эстетического воспитания природой.

Немалое число научных исследований посвящено проблеме развития эстетического восприятия природы как одной из ведущих задач эстетического воспитания младших школьников. Данная проблема решается в работах О.А. Бычихиной, Е.И. Игнатьева, В.А. Разумного, Б.П. Рождественского, В.К. Скатерщикова, С.Т. Шацкого и др.

В работах Г.Н.Кудиной, A.A. Мелик-Пашаевой, А.Я. Михайловой, З.Н. Новлянской, В.Г. Ражникова, A.B. Толстых особое внимание уделено механизмам развития эстетического восприятия окружающего мира младшими школьниками.

В работах В.М. Бронникова, В.Ф. Базарного, Б.И. Додонова, В.В. Зеньковского, О.В. Набока, Е.Н. Ращикулиной исследуется влияние эмоций на познавательное развитие детей.

Тем не менее проблеме эстетического воспитания младших школьников в рамках школьного образования уделено недостаточное внимание. В результате поставки данной проблемы ряд научных исследований стали указывать на противоречие между требованиями ФГОС НОО к уровню эстетической воспитанности младших школьников и недостаточным уровнем решения данной проблемы в школьной образовательной практике.

Так, практика общения с учителями школ показала недооценку учителями начальной школы важности развития понятийной сферы эстетических знаний младших школьников при изучении явлений живой и неживой природы, выявила недостаточную работу по развитию эмоционально-оценочных способностей детей в вопросах эстетического воспитания природой, а также навыков экологически грамотного взаимодействия с природой, трактуемого как эстетическая активность [8].

По мнению Сластенина В.А., эстетическая активность — это умение вносить прекрасное в жизнь, преобразовывать окружающий мир, взаимодействовать с природой по законам гармонии и красоты [9, С. 136-201].

Эстетически активная личность - это личность деятельностная с высоким уровнем сформированности эстетической культуры. Обосновано, что одним из главных факторов, влияющих на эстетическое воспитание младших школьников, признается природа. Именно природа является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия [9, С. 329-457]. При общении с природой ребенок получает опыт познания окружающего растительного и животного мира, опыт его эмоционально-образного восприятия. Формирование эстетического отношения к природе - необходимое условие эстетического воспитания младших школьников, так как данный тип воспитания подразумевает выработку способности к восприятию гармонии природы, красоты природных явлений, живой и неживой природы. Развитие эстетического восприятия природы младшими школьниками предполагает эмоциональное отношение к окружающим природным явлениям, к объектам живой и неживой природы. В целом в начальной школе формирование эстетического восприятия природы младшими школьниками осуществляется в процессе эколого-эстетического воспитания,

По мнению М.М.Рукавицына, целью воспитания эстетического восприятия выступает всесторонне развитая гармоничная личность, образованная, понимающая красоту, умеющая и желающая творить красоту. Так автор выражает свою педагогическую позицию относительно воспитания эстетического восприятия окружающего мира школьниками как цель и результат целостного педагогического процесса эстетического воспитания [6] процессе формирования эстетического отношения младших школьников к природе ребенок получает опыт познания окружающего растительного и животного мира, опыт эмоционально-образного восприятия данного мира.

Изучение литературы по теме исследования позволяет констатировать, что принципы эстетического воспитания соответствуют общим принципам

воспитания. Так, к принципам эстетического воспитания относятся: принципы гуманистической направленности, природосообразности,

культуросообразности.

Попутно заметим, что особый акцент в трактовке принципов эстетического воспитания в педагогической литературе делается на сочетании принципа природосообразности, базирующегося на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, и принципа культуросообразности, в основе которого лежит ценностное отношение к окружающему миру. Актуализируя проблему эстетического восприятия как особого вида психической деятельности, в основе которого положен процесс отражения в сознании человека окружающей действительности, воздействующего на эмоциональную отзывчивость человека и его восприимчивость к красоте, исследователи выделяют структурные компоненты восприятия: эмоциональный, интеллектуальный, познавательный, личностный [8;9]. Доказано, что, учитывая специфику формирования эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста, учитель должен способствовать развитию важной у детей эстетического видения и навыков осмысленного подхода к эстетическим явлениям, поскольку сформированное эстетическое восприятие есть цель и результат эстетического воспитания, приоритетное условие и главный механизм творческого развития ребенка в образовательной деятельности.

Таким образом, нами обзорно рассмотрена проблема эстетического воспитания младших школьников в рамках школьного образования.

Список литературы:

1. Гончарова Н.А. Логический подход к формированию филологической компетенции студентов магистратуры педагогических вузов (на материале национальных вариантов английского языка): Дисс. ... докт. пед. наук. Ярославль. 2011. 489 с.

2. Гончарова Н.А., Швецова В.М. Языковая личность в аспекте диалога культур: проблема восприятия языкового знака // Экология языка и речи. Материалы IX Международной научной конференции. Тамбов. 2021. С. 34-37.

3. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Основные принципы и условия реализации эстетического воспитания младших школьников // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.

4. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Понятие «эстетическое воспитание» в аспекте педагогических исследований // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Издание. 4-е Москва. Просвещение. 2014. 29 с.

6. Кочеткова А.А., Левшина Н.И. К проблеме развития познавательно -исследовательской деятельности дошкольников // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-3. С. 397-399.

7. Кретинина Г.В. Методика обучения студентов филологических факультетов иноязычной спонтанной речи (английский язык как дополнительная специальность): автореф. дисс... к. пед. н. Тамбов. 2002. 20 с.

8. Рукавицын М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М.: Просвещение. 2002. 159 с.

9. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Издательский центр «Академия». 2002. 576 с.

UDC 37.013

AESTHETIC EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Natalia A. Goncharova

Doctor of Science, Professor nata-alexa@mail .ru

Galina V. Kretinina

Ph.D., Associate Professor nata-alexa@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article reviews the problem of aesthetic education of younger schoolchildren in the framework of school education. The article focuses on the contradiction between the requirements of the Federal State Educational Standard of Primary General Education to the level of aesthetic education of younger schoolchildren and the insufficient level of solving this problem in school educational practice.

Keywords: aesthetic education, the principle of humanistic orientation, the principle of naturalness, the principle of cultural conformity, the Concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10. 2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.