Научная статья на тему 'НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Наталья Александровна, Кретинина Галина Вячеславовна, Мелехова Наталия Владимировна

В статье обозначены основные аспекты начального образования, направленные на формирование универсальных учебных действий младших школьников. Утверждается, что именно на начальной образовательной ступени происходит становление основ познавательной мотивации, познавательных интересов, происходит формирование личностной самооценки ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Наталья Александровна, Кретинина Галина Вячеславовна, Мелехова Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIMARY EDUCATION AS THE BASIS OF FORMATION UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The article outlines the main aspects of primary education aimed at the formation of universal educational actions of younger schoolchildren. It is argued that it is at the initial educational stage that the foundations of cognitive motivation, cognitive interests are formed, and the formation of a child's personal self-esteem takes place.

Текст научной работы на тему «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37.013

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наталья Александровна Гончарова

доктор педагогических наук, профессор

nata-alexa@mail. т Галина Вячеславовна Кретинина кандидат педагогических наук, доцент

nata-alexa@mail. т Наталия Владимировна Мелехова кандидат педагогических наук, доцент

nata-alexa@mail. т Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье обозначены основные аспекты начального образования, направленные на формирование универсальных учебных действий младших школьников. Утверждается, что именно на начальной образовательной ступени происходит становление основ познавательной мотивации, познавательных интересов, происходит формирование личностной самооценки ребенка.

Ключевые слова: начальное образование, универсальные учебные действия, духовно-нравственное развитие младших школьников, образовательные стандарты.

Начальное образование является фундаментом всей системы общего образования. Именно на начальной образовательной ступени происходит становление основ познавательной мотивации, познавательных интересов, происходит формирование личностной самооценки ребенка.

Так, в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (далее ФГОС НОО), выдвинувших рамочные требования к планируемым образовательным результатам начальной ступени образования, названа основная образовательная задача в соответствии с ключевыми целями общего образования - это задача формирования универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. Данные универсальные учебные действия рассматриваются как цель и как результат образования.

Системно-деятельностный подход, составляющий концептуальную основу российских образовательных стандартов, предполагает «ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» [9, с. 33].

Система планируемых результатов определяет перечень и содержание конкретных действий, которыми овладеют обучающиеся в ходе образовательной деятельности [8]. Блок личностных результатов в составе универсальных учебных действий функционально, согласно ФГОС НОО, должен обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию младших школьников. В числе планируемых результатов личностных универсальных учебных действий, обозначенных в ФГОС НОО, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств обозначено как непреложная составляющая духовно-нравственного развития младших школьников [1,6].

Иными словами, формирование эстетической культуры младшего школьника выступает одной из важных задач личностного развития обучающегося [7]. Также исследователями определены психолого-возрастные

особенности эстетического восприятия младших школьников, а именно: эмоциональная окрашенность воображения, восприятия, протекания умственной деятельности младших школьников в процессе изучения учебного материала на уроке и внеурочной деятельности, влияющие на формирование ценностной ориентации младших школьников, на формирование их личностной позиции, на мотивацию образовательной деятельности.

Так, актуализируя проблему эстетического восприятия как особого вида психической деятельности, в основе которого положен процесс отражения в сознании человека окружающей действительности, воздействующего на эмоциональную отзывчивость человека и его восприимчивость к красоте, были выделены структурные компоненты восприятия: эмоциональный, интеллектуальный, познавательный, личностный. Доказано, что, учитывая специфику формирования эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста, учитель должен способствовать развитию важной у детей эстетического видения и навыков осмысленного подхода к эстетическим явлениям, поскольку сформированное эстетическое восприятие есть цель и результат эстетического воспитания, приоритетное условие и главный механизм творческого развития ребенка в образовательной деятельности.

Вместе с тем, личностные универсальные учебные действия отражают формирование основ ценностной ориентации младших школьников. Среди личностных универсальных учебных действий выделяются следующие:

- развитие эмоционально-нравственной чуткости и эмпатии;

- развитие ценностного отношения к окружающему миру;

- формирование эстетических ценностей [3,6].

Достижение личностных образовательных результатов обеспечивается за счет овладения содержанием учебных предметов, составляющих инвариантную и вариативную часть учебного плана основной образовательной программы, а также программы дополнительного образования [2].

Личностный, а не предметный результат образования как целевой образовательный ориентир выступает приоритетной целью отечественного

образования. В этом моменте заключается принципиальное отличие образовательных стандартов нового поколения от образовательных стандартов предыдущих поколений.

Полагаем, что можно наметить пути достижения личностных образовательных результатов:

- через материал учебных предметов, что находит отражение в рабочих программах по предметам;

- через воспитательные мероприятия класса и школы, что обозначено в плане воспитательной работы;

- через различные внеурочные занятия, главной целью которых является развитие личностных качеств.

Формирование основ эстетической культуры в рамках образовательного процесса осуществляется в условиях учебно-познавательной деятельности обучающихся, направленной на достижение образовательных целей и результатов в ходе целостного образовательного процесса [4].

В обозначенных ФГОС НОО в обязательных предметных областях выделены основные задачи реализации содержания образования. К существенным задачам образования причисляются задачи эстетического воспитания и развития обучающегося, прямо или косвенно обозначенные во ФГОС НОО как задачи, реализуемые в содержании практически всех предметных областей: «филология» (формирование нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности), «математика и информатика» (развитие воображения), «окружающий мир» (формирование уважительного отношения к культуре, природе нашей страны), «искусство» (развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру), «технология» (формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности) [9]. Попутно заметим, что одним из ведущих учебных предметов в начальном курсе образования является учебный предмет

«Окружающий мир», который представляет собой интегрированный курс, объединяющий естественнонаучную, историческую, географическую, социокультурную и экологическую области знаний.

Далее во ФГОС НОО конкретизируется содержание каждой учебной дисциплины, входящей в учебную программу начальной школы. Так, в каждой дисциплине эстетическое воспитание осуществляется в условиях учебных занятий, охватывающих такие предметные области, как:

- литературное чтение (эстетическое и нравственное развитие личности в процессе работы с текстом, развитие ценностного отношения к окружающему миру);

- обществознание и естествознание (развитие социальных компетенций младших школьников);

- основы религиозных культур и светской этики (гуманистическое воспитание);

- искусство (эстетическое воспитание младших школьников) [9].

Список литературы:

1. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Перечень основных инновационных форм взаимодействия участников педагогического процесса // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 3.

2. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Основные принципы и условия реализации эстетического воспитания младших школьников // Наука и Образование. 2022. Т. 5.№ 1.

3. Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Понятие «эстетическое воспитание» в аспекте педагогических исследований // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1.

4. Гончарова Н.А. Роль дисциплин гуманитарного цикла в нравственном воспитании младших школьников // В сборнике: XIII Пасхальные чтения: материалы двенадцатой научно-методической конференции. М.:

Московский педагогический государственный университет, Институт филологии и иностранных языков. 2015. С. 135-140.

5. Манаенкова М. П., Бозоева Я.М. Особенности формирования художественно-образного мышления у младших школьников // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1. - БЭК ЬХУСХ1.

6. Бозоева Я. М., Трубицина Д.В., Манаенкова М. П. Методы нравственного воспитания младших школьников // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1. - БЭК 01С007.

7. Нечаева С.Г., Маслова А.Ю., Гончарова Н.А. Учебный проект как средство повышения познавательной активности и учебной мотивации младших школьников // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 191.

8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С. Савинов]. М.: Просвещение, 2013. С 64

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Мин-во образования и науки РФ. М.: Просвещение. 2011. 33 с.

UDC 37.013

PRIMARY EDUCATION AS THE BASIS OF FORMATION UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Natalia A. Goncharova

Doctor of Science, Professor nata-alexa@mail .ru Galina V. Kretinina Ph.D., Associate Professor nata-alexa@mail .ru Natalya V. Melekhova Ph.D., Associate Professor nata-alexa@mail.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article outlines the main aspects of primary education aimed at the formation of universal educational actions of younger schoolchildren. It is argued that it is at the initial educational stage that the foundations of cognitive motivation, cognitive interests are formed, and the formation of a child's personal self-esteem takes place.

Keywords: primary education, universal educational activities, spiritual and moral development of younger schoolchildren, educational standards.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10. 2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.