Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манаенкова Марина Петровна

Статья посвящена описанию специфики формирования коммуникативной компетентности у младших школьников, а также большой роли данного процесса в познавательной и интеллектуальной сферах деятельности детей младшего школьного возраста и, как следствие, в их личностном развитии и социальном становлении. Подчеркивается, что формирование коммуникативной компетентности у младших школьников необходимо осуществлять с учетом их психологических особенностей. Младший школьный возраст является максимально благоприятным для обучения, воспитания и развития обучающихся. Новообразования у младших школьников способствуют формированию и развитию у них коммуникативной компетентности. Доказывается важность создания необходимых психолого-педагогических условий в школе и дома для успешного формирования коммуникативной компетентности у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the description of the specifics of the formation of communicative competence in younger schoolchildren, as well as the great role of this process in the cognitive and intellectual spheres of activity of children of primary school age and, as a consequence, in their personal development and social formation. It is emphasized that the formation of communicative competence in younger schoolchildren should be carried out taking into account their psychological characteristics. Primary school age is the most favorable for the education, upbringing and development of students. Neoplasms in younger schoolchildren contribute to the formation and development of their communicative competence. The importance of creating the necessary psychological and pedagogical conditions at school and at home for the successful formation of communicative competence in younger schoolchildren is proved.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.3

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Марина Петровна Манаенкова

кандидат филологических наук, доцент mmanaenkova@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена описанию специфики формирования коммуникативной компетентности у младших школьников, а также большой роли данного процесса в познавательной и интеллектуальной сферах деятельности детей младшего школьного возраста и, как следствие, в их личностном развитии и социальном становлении. Подчеркивается, что формирование коммуникативной компетентности у младших школьников необходимо осуществлять с учетом их психологических особенностей. Младший школьный возраст является максимально благоприятным для обучения, воспитания и развития обучающихся. Новообразования у младших школьников способствуют формированию и развитию у них коммуникативной компетентности.

Доказывается важность создания необходимых психолого-педагогических условий в школе и дома для успешного формирования коммуникативной компетентности у младших школьников.

Ключевые слова: компетентностный подход, младшие школьники, коммуникативная компетентность, всестороннее развитие личности.

Компетентностный подход является основополагающим в современной образовательной парадигме вообще и в проектировании образовательного процесса в начальной школе в частности. Актуальность данного подхода обусловлена его практикоориентированностью, направленностью на формирование и развитие у обучающихся на различных образовательных уровнях способностей и готовностей применять знания в конкретных ситуациях, то есть компетенций и, как следствие, компетентностей [7]. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования совокупность сознательных действий обучающегося называется универсальными учебными действиями. Особое внимание в анализируемом документе, регламентирующем требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, уделяется овладение коммуникативными универсальными учебными действиями. Комплексно анализируются их сущностные и структурные особенности в целях эффективного моделирования целостного процесса овладения ими.

В специальных научных исследованиях подчеркивается, что коммуникативная компетентность предполагает:

- умелое владение словом как основным эффективным средством общения,

- успешное осуществление различных видов речевой деятельности,

- оптимальный выбор и последовательную реализацию программы речевого поведения в конкретных коммуникативных ситуациях в зависимости от субъективных и объективных обстоятельств,

- ситуационно уместное использование вербальных и невербальных средств во взаимодействии с другими людьми в процессе жизнедеятельности,

- знание этикетных особенностей процесса общения и умение их применять в коммуникативном процессе [1, с. 13].

Начальная школа занимает особое место в образовании, воспитании и развитии личности ребенка: именно младший школьный возраст является

особенно сензитивным для формирования и развития компетенций и компетентностей, необходимых для успешного дальнейшего обучения в средних и старших классах школы, а также для социализации в различных социогруппах.

Коммуникативная компетентность является определяющей в формировании конечных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального образования по ФГОС НОО -личностных, метапредметных и предметных. По мнению исследователей рассматриваемой в настоящей статье проблемы, в образовательном процессе реализуется бинарная сущность коммуникативной компетентности: она не только составляет основу образовательного пространства начальной школы, но и сама эволюционирует в процессе обучения, воспитания и развития обучающихся [4, с. 375],

Младший школьный возраст является важным этапом социального становления личности ребенка. В данном возрасте появляется первая социально значимая роль - ученик и первая социально значимая ведущая деятельность -учеба.

И социальная роль, и социально полезная деятельность предполагают развитую на необходимом уровне у младшего школьника коммуникативную компетентность, без которой невозможны ни процесс качественно нового общения со сверстниками и со взрослыми, ни познавательный процесс. Следует отметить, что когнитивная и коммуникативная эффективность деятельности младшего школьника, а также его познавательная активность напрямую зависит от уровня сформированности у него компетентности исследуемого вида. Очевидно, что успешность учебной деятельности и взаимодействия с одноклассниками, учителями, взрослыми у детей младшего школьного возраста возможна лишь при условии сформированности коммуникативной компетентности на высоком уровне: только в этом случае обучающийся начальной школы становится субъектом коммуникативной деятельности.

Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников успешно осуществляется в деятельности. Исследователи проблемы развития личности особо подчеркивают, что для всестороннего развития школьника, для прочного усвоения им необходимых знаний, умений и навыков большое значение имеет совместная деятельность [2, с. 96]. Следует отметить, что степень эффективности этой деятельности во многом зависит от уровня развития коммуникативных умений, поэтому чрезвычайно важно проектировать исследуемый в настоящей статье процесс таким образом, чтобы младшие школьники максимально были вовлечены в различные коммуникативные ситуации с другими субъектами образовательного процесса [3, с. 1061].

Коммуникативная компетентность по своей природе представляет вершину совокупностей способностей и готовностей, необходимых для продуктивного процесса общения, взаимодействия с другими людьми. Исследуемый вид компетентности основывается на языковой и речевой компетентностях, поэтому предполагает сформированность у обучающегося необходимых базовых знаний, умений и навыков.

Классно-урочная система организации обучения в максимальной степени способствует развитию у обучающихся, в частности у младших школьников, мотивированности на положительный результат. В начальных классах обучающиеся, как правило, всегда соотносят результаты личной деятельности с результатами деятельности одноклассников и стремятся к самосовершенству, к улучшению результатов деятельности.

Как известно, умения и в перспективе навыки не могут быть сформированы в должной мере без осознания обучающимся качества собственной деятельности, поэтому рефлексия является важными условием формирования любой компетентности, в том числе и коммуникативной [6, с. 290].

Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников происходим в наибольшей степени в процессе изучения таких

дисциплин предметной области «Филология», как «Русский язык», «Литературное чтение» и «Иностранный язык», поэтому на уроках по этим дисциплинам учителя должны использовать методы, приемы, средства и формы, которые являются максимально эффективными для включение обучающихся в совместную коммуникативную деятельность.

Одним из важнейших новообразований у детей младшего школьного возраста является актуализация произвольности, поэтому все взрослые участники образовательного процесса должны стремиться к созданию необходимых психолого-педагогических условий для закрепленности произвольности коммуникативного поведения. Данное обстоятельство является важным для всестороннего развития личности младшего школьника, для его успешной социализации.

Список литературы:

1. Еловская С.В., Алексеева Е.Ю. Психолого-педагогические условия обучения школьников иностранному языку посредством информационно-коммуникационных технологий // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2016. № 2(2). С. 12-14.

2. Корепанова Е.В., Кирпичева Е.В. Диалогическое общение в психологическом сопровождении учебной деятельности обучающихся // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2020. № 4(78). С.91-99.

3. Кузьмин Р.И., Макарова Л.Н. Специфика корреляционно -регрессионного моделирования в рамках психолого-педагогических исследований // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2012. Т. 17. №3. С. 1059-1067.

4. Манаенкова М.П. Формирование речевой компетентности в условиях современной образовательной парадигмы // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. 2017. С. 372-377.

5. Манаенкова М.П., Бозоева Я.М. Семейное воспитание - основа формирования личности ребенка // Наука и Образование. 2021. Т.4. №1.

6. Хабарова А.А., Пентюхина А.И., Перышкова С.А. Психолого-педагогическая коррекция неблагоприятных эмоциональных состояний у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Наука и Образование. 2020. Т.3. №2. С.290.

7. A competency-based approach to developing the human capital of rural municipal servants / M. N. Guseva, V. V. Krutikova, N. P. Brozgunova [et al.] // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences: Proceedings of the Conference on Land Economy and Rural Studies Essentials (LEASECON 2021), Omsk, 10-11 мая 2021 года. Omsk: European Publisher, 2022. P. 255-261. -EDN XSAHNM.

UDC 373.3

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN YOUNGER

SCHOOLCHILDREN

Marina P. Manaenkova

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

mmanaenkova@yandex.ru Michurinsky State Agrarian University

Michurinsk, Russia

Annotation. The article is devoted to the description of the specifics of the formation of communicative competence in younger schoolchildren, as well as the great role of this process in the cognitive and intellectual spheres of activity of children of primary school age and, as a consequence, in their personal development and social formation. It is emphasized that the formation of communicative

competence in younger schoolchildren should be carried out taking into account their psychological characteristics. Primary school age is the most favorable for the education, upbringing and development of students. Neoplasms in younger schoolchildren contribute to the formation and development of their communicative competence. The importance of creating the necessary psychological and pedagogical conditions at school and at home for the successful formation of communicative competence in younger schoolchildren is proved.

Key words: competence approach, junior schoolchildren, communicative competence, comprehensive personality development.

Статья поступила в редакцию 12.09.2022; одобрена после рецензирования 10.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 12.09.2022; approved after reviewing 10.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.