Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1352
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / JUNIOR SCHOOLCHILD / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безносюк Екатерина Владимировна

В статье раскрыта сущность и содержание понятия «коммуникативная компетентность младших школьников», описаны содержательные характеристики коммуникативной компетентности и психолого-педагогические особенности ее формирования в младшем школьном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF YOUNGER SCHOOL CHILDREN

The article reveals the essence and content of the concept of "communicative competence of junior schoolchildren", describes the content characteristics of communicative competence and the psychological and pedagogical features of its formation at primary school age.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 37.013.77

старший преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии Безносюк Екатерина Владимировна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье раскрыта сущность и содержание понятия «коммуникативная компетентность младших школьников», описаны содержательные характеристики коммуникативной компетентности и психолого-педагогические особенности ее формирования в младшем школьном возрасте.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, коммуникативная компетентность, младший школьник, психолого-педагогические особенности.

Annotation. The article reveals the essence and content of the concept of "communicative competence of junior schoolchildren", describes the content characteristics of communicative competence and the psychological and pedagogical features of its formation at primary school age.

Keywords: competence, competence, communicative competence, junior schoolchild, psychological and pedagogical features.

Введение. Современный этап развития общества требует совершенствования содержания и технологий образования в Российской Федерации, поиска новых путей и ресурсов улучшения образовательной системы. Важное место в реформировании современного образования занимает ее начальное звено, где закладываются основы общеобразовательной подготовки школьников. В соответствии с действующим ФГОС НОО (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373) основное внимание акцентируется на важности формирования ключевых компетентностей младших школьников, одной из важнейших среди которых является коммуникативная компетентность. Однако, несмотря на определенные достижения в дидактике по формированию коммуникативных умений и навыков у обучающихся начальных классов, вопросы развития коммуникативной компетентности младших школьников требуют дальнейшего решения.

Изложение основного материала статьи. Модернизация современного образовательного пространства направлена на компетентностное образование, поскольку сейчас традиционная «знаниевая» парадигма уже недостаточна для формирования личности, способной к свободному общению в различных сферах поликультурного пространства. Компетентностная переориентация российского образования актуальна и сложна, ведь требует социализации личности, способной к жизни и самореализации в обществе, способной к самосовершенствованию и обучению в течение жизни, что обеспечивается путем формирования ключевых компетенций, необходимых каждому современному человеку для успешной жизнедеятельности. Особую значимость в обществе в наше время и обучении обучающихся в современной школе приобретает коммуникативная компетентность, что в свою очередь диктуется требованиями жизни и определяется как ключевая компетентность обучающихся начальной школы.

Способность обучающихся начальной школы к коммуникации в значительной степени влияет на эффективность процесса общения. Коммуникативная компетентность является ключевой в образовательном процессе, тесно связана с общением и коммуникацией и изучается различными научными отраслями. Ученые-дидакты, методисты, психологи, лингвисты (А.А. Андреев, Н.М. Бибик, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Савченко, Н.А. Хомский) рассматривают коммуникативную компетентность не только как цель учебной деятельности, а как одно из важных условий формирования успешности младшего школьника в образовательном процессе. Изучение проблемы в дидактическом аспекте требует выяснения психолого-педагогической природы ряда понятий, ключевыми из которых являются следующие: общение, коммуникация, коммуникативность, компетентность, компетенция, компетентность

коммуникативная [1, 3, 13].

По мнению А.В. Скрипченко и Л.В. Волынской общение имеет большое воспитательное значение, поскольку оно расширяет общий кругозор человека, является обязательным условием формирования общего интеллекта, мышления, памяти, восприятия, внимания [1, с. 105].

Под общением А.А. Леонтьев понимает такую активность собеседников, в ходе которой они, влияя друг на друга с помощью знаков (в том числе и речевых), организуют свою совместную деятельность [9, с. 19].

Итак, коммуникация - это процесс обмена информацией (фактами, идеями, взглядами, эмоциями и т.д.) между двумя или более лицами, общение с помощью вербальных и невербальных средств с целью передачи и получения информации.

Поскольку исследование касается формирования коммуникативной компетентности младших школьников, то целесообразно, по нашему мнению, рассмотреть понятие «коммуникативность».

Коммуникативность как совокупность свойств личности является предметом научных исследований в дидактике, психологии, психолингвистике (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.В. Хуторской).

Наиболее известные признаки ключевых компетенций приведены в трудах И.П. Задорожной, И.А. Зимней, Е.А. Савченко, а именно: полифункциональность, надпредметность, междисциплинарность, многокомпонентность, направленные на формирование критического мышления, рефлексии, определения собственной позиции [7].

В данном аспекте коммуникативность представляется как социальная компетентность, которая проявляется в способности взаимодействовать в группах при выполнении общих задач, реализовывать определенное ролевое поведение, осуществлять общественно полезную деятельность [14].

Коммуникативная компетентность формируется в процессе общения, что дает основание утверждать, что она представляет собой интегрированную способность личности, проявляющуюся, прежде всего, через приобретение опыта коммуникативной деятельности, умение выражать свои мысли, чувства в различных коммуникативных ситуациях, образовательном процессе, культурной жизни, а также через формирование мотивационно-ценностной основы общения, осознание роли языка для эффективного общения и культурного

самовыражения.

С этой целью в процессе обучения младшие школьники должны овладеть определенными видами речевой деятельности (аудированием, говорением, чтением, письмом), русским языком как основным средством общения.

Стоит заметить, что на практике начального обучения русскому языку усвоение языковых явлений часто становится самоцелью. Вместо этого необходимо направить изучение языка на осознанное, целесообразное, правильное использование средств речи в таких процессах как сравнение, обобщение, абстрагирование, учитывая психофизиологические особенности внимания, памяти, мышления и т.д.

Для эффективного формирования коммуникативной компетентности младших школьников необходимо выявление и обоснование соответствующих психолого-педагогических предпосылок. При этом педагогический аспект обеспечивает желаемое развитие психологических процессов восприятия информации, умение анализировать ее, сравнивать, обобщать, абстрагировать, учитывая психофизиологические особенности внимания, памяти, мышления и т.д.

К проблеме языка и мышления, коммуникативной деятельности, поэтапного формирования коммуникативных действий, психологии овладения речью обращались отечественные и зарубежные ученые (И.Д. Бех, Л.С. Выготский, И.Р. Гальперин, И.А. Зимняя, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ч. Осгуд, С.Р. Рубинштейн, Ж. Пиаже, Д.Н. Узнадзе).

Для определения психологических основ формирования коммуникативной компетентности младших школьников мы опирались на концептуальные идеи Л.С. Выготского и представителей его психологической школы (И.Р. Гальперин, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия).

Младший школьный возраст, по мнению И.В. Дубровиной, характеризуется стремлением учеников получить знания, овладеть разнообразными умениями, компетентностями. Необходимо, чтобы каждый ребенок почувствовал свою ценность и неповторимость [11, с. 255].

Важное место при этом принадлежит речевой коммуникации, что является непременным условием развития ребенка, одним из важнейших факторов его социально-коммуникативного развития и формирования коммуникативной компетентности.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что речевая деятельность рассматривается в научных источниках как система речевых действий, обеспечивающих общение - взаимодействие двух или нескольких говорящих с целью обмена информацией, реализуется во время слушания, говорения, чтения и письма.

А.Н. Леонтьевым предмет речевой деятельности рассматривается как основной элемент его содержания. Он может быть материальным и идеальным. Предмет общения, как подчеркивает И.А. Зимняя, является идеальным. Выражение своего мнения или передача мыслей других людей является целью говорения и письма, цель аудирования и чтения заключается в понимании мыслей других людей [7, 9].

Продуктом общения является текст (устный или письменный), понимание прослушанного или прочитанного текста. Результат речевой деятельности может выражаться в реакции-ответах.

Обобщая вышеизложенное, можно утверждать: мотивированность младших школьников к общению правомерно рассматривать как механизм побуждения, мобилизации активности, возникновения и развития потребностей, интересов, стимулов, которые обеспечивают как положительное отношение обучающихся к работе с текстом, так и продуктивную речевую деятельность как основу формирования мотивационного компонента коммуникативной компетентности.

Для развития коммуникативной компетентности обучающихся необходимо целенаправленно обучать младших школьников сначала определять свои намерения, замысел, цель, поскольку они являются основой для построения собственного текста, отбора необходимой информации, языковых единиц и т.п.

Планирование предполагает осмысление коммуникантом предмета коммуникации, его признаков и связей, решения задач: что сказать, в какой последовательности. Программа действий представлена во внутренней речи коммуниканта, переходящей от мысли к слову и от слова к мысли. Считаем, что эти этапы достаточно важны для формирования коммуникативной компетентности обучающихся, поскольку дают возможность перетрансформировать внутреннюю речь во внешнюю, что обеспечивает точное преобразование мысли в словесную форму. Как видим, с психологической точки зрения общение является реальным процессом решения коммуникативных намерений и задач [9, 10, 15].

Целесообразно в процессе формирования коммуникативной компетентности обучающихся учить их ориентироваться в коммуникативной ситуации (реальной и учебной), коммуникативных намерениях (собственных и собеседника), определять коммуникативную цель общения, распознавать личность собеседника (его социальную роль). Умея ориентироваться, говорящий реализует свои коммуникативные намерения и достигает коммуникативную цель.

Речевая деятельность, по мнению большинства психологов (Л.С. Выготского, И.Р. Гальперина, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна) - это совокупность речевых действий (коммуникативных актов) и речевых операций говорящих. На этапе планирования речевой деятельности цель общения соотносится с конкретными действиями, а в период реализации этих действий для того, чтобы достичь поставленных коммуникативных намерений, говорящему необходимо учитывать условия, в которых будут осуществляться коммуникативные действия [5, 6].

В учебном процессе при формировании коммуникативной компетентности младших школьников важно учитывать особенности внимания, памяти, мышления, восприятия и понимания текста, особенности характера, темперамента, интеллектуального потенциала обучающихся и т.д. Большое значение при формировании коммуникативной компетентности имеет внимание. Стойкая концентрация внимания дает возможность младшему школьнику эффективно воспринимать информацию, самостоятельно создавать тексты, успешно общаться.

Выводы. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что коммуникативная компетентность представляет собой сложную интегрированную характеристику личности, проявляющуюся через приобретение опыта коммуникативной деятельности. Целенаправленное формирование коммуникативной компетентности младших школьников является неотъемлемым условием внедрения компетентностного подхода в образование. В данном процессе необходимо учитывать психолого-педагогические особенности развития коммуникативной компетентности обучающихся, среди которых важное место занимает учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся, а также подбор наиболее эффективных форм и

методов работы.

Литература:

1. Абелева И.Ю. Речь в речи. Коммуникативная система человека / И.Ю. Абелева. Москва, 2004. - 304 с.

2. Андриенко Е.В. Развитие коммуникативной компетентности учащихся в профильном обучении / Е.В. Андриенко // Педагогическая наука и образование. - 2010. - № 11. - С. 30-35.

3. Бибик Н.М. Компетентность и компетенции в результатах начального образования. Начальная школа / Н.М. Бибик. - 2010. - №9. - С. 1-4.

4. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм -ЕВРОЗНАК, 2004. - 677 с.

5. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. Москва, 1996. - 416 с.

6. Гальперин, И.Р. Методы обучения и умственное развитие ребенка / И.Р. Гальперин. Москва, 1995. - 40 с.

7. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня / И.А. Зимняя. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

8. Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в образовании / Д.А. Иванов. - Москва, 2007. - 32 с.

9. Леонтьев, А.А. Психология общение: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Леонтьев - 3-е изд. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. - 348 с.

10. Петровская, Л.А. Компетентность в общении: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.А. Петровской. - М.: Изд. МГУ, 2009. - 216 с.

11. Практическая психология образования: учебник для студентов высш. и спец. учеб. заведенный: под ред. И.В. Дубровиной. Москва. - 1998. - 453 с.

12. Формирование коммуникативных умений учащихся при изучении словосочетания в текстовом аспекте. - Межвузовский сборник научных трудов «Язык. Речь. Коммуникация». - Мурманск: МГПИ, 2000. -С. 34-49.

13. Хомский, Н.А. Язык и мышление / Н.А. Хомский. Москва, 1972. - 122 с.

14. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристики Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. Москва, 2003. - 416 с.

15. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах: Избр. Психологические труды / ред. Д.И. Фельдштейн. - М.: Инст-т практич. Психологии: Воронеж: МОДЭК, 2007. - 416 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат политических наук, доцент кафедры

философии и социальных наук Бекиров Сервер Нариманович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье раскрываются проблемы современного педагогического образования, в качестве путей их решения обосновывается потребность смены образовательной парадигмы и модернизации системы профессионально-педагогического образования. Согласно методологическому подходу реализации процесса модернизации педагогического образования, оно должно быть направлено на формирование профессиональной компетентности будущих педагогов, одним из компонентов которой выступает социологической компонент. Современный учитель-профессионал должен обладать также социологической компетентностью, формирование которой невозможно без развитости социологического мышления личности педагога. Аспекты вузовской подготовки, направленной на формирование социологического мышления будущих педагогов рассматриваются в рамках данного исследования.

Ключевые слова: профессиональная подготовка будущих педагогов в высшей школе, социология, учебные дисциплины социологического цикла, модернизация профессионального педагогического образования, компетентностный подход, профессионально-педагогическая компетентность, социологическая компетентность, социологическое мышление.

Annotation. The article reveals the problems of modern pedagogical education, as ways to solve them, the need to change the educational paradigm and modernize the system of professional and pedagogical education is justified. According to the methodological approach to the implementation of the process of modernization of teacher education, it should be aimed at the formation of professional competence of future teachers, one of the components of which is the sociological component. A modern professional teacher must also have a sociological competence, the formation of which is impossible without the development of sociological thinking of the teacher's personality. Aspects of University training aimed at forming the sociological thinking of future teachers are considered in this study.

Keywords: professional training of future teachers in higher education, sociology, academic disciplines of the sociological cycle, modernization of professional pedagogical education, competence approach, professional and pedagogical competence, sociological competence, sociological thinking.

Введение. Сущность деятельности педагога в современных социокультурных, экономических, геополитических условиях приобретает многообразие черт и функций. В контексте становления рыночной экономики педагогическая деятельность реализуется в значении обеспечения конституционных прав граждан в высококачественных образовательных услугах. Так, тенденции развития современного российского государства, трансформации и инновации в системе образования вызывают возникновение новых требований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.