УДК 371.044.2 doi: 10.20310/1810-231X-2017-16-1-27-37
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ПОКАЗАТЕЛИ
Колганова Наталья Евгеньевна
Лицей № 44, Россия, г. Липецк, e-mail: kne69@mail.ru
В статье обосновано авторское понятие «читательская компетентность младших школьников». Подробно раскрыты структурные компоненты данной компетентности -личностно-ценностные, информационно-коммуникативные и учебно-познавательные ключевые компетенции. Для выявления взаимосвязи между элементами структуры читательской компетентности младших школьников рассмотрены функции ключевых компетенций: образовательная, коммуникативная, информационная, гедонистическая, развивающая и социальная. Обоснованы критерии сформированности основ читательской компетентности младших школьников - мотивационный, когнитивный, деятельно-стный и соответствующие им показатели.
Ключевые слова: младший школьник, читательская компетентность, ключевые компетенции, функции компетенций, критерии, показатели
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего начального образования перед современной школой поставлена задача достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития младших школьников. В контексте стандарта - это: овладение техникой чтения вслух и про себя элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации [1]. Такая постановка задач детского чтения позволяет рассматривать стандарт как основу для формирования читательской компетентности младших школьников и обозначение собственных педагогических приоритетов, которые позволят вывести «чтение на уровень личностной ценности и фактора социального успеха» [2, с. 5].
Мы придерживаемся той точки зрения, что компетентность есть интегральная личностная характеристика, а компетенция является ее структурным элементом и применяем определения этих понятий, сформулированные в толковом «Словаре русского языка» С. И. Ожегова. В нем понятие «компетентный» определяется как знающий, ос-
ведомленный, авторитетный в какой-нибудь области человек, понятие «компетенция» определяется как круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен [3].
Разграничивая понятия «компетентность» и «компетенция», применительно к младшим школьником, мы связываем первое с качеством личности, способной использовать свои знания, умения и навыки для продуктивной читательской деятельности, а второе с содержанием самой деятельности, как способности решать проблемы в процессе чтения, направленные на формирование ключевых компетенций. Компетенции, согласно трактовке И. А. Зимней, - это некоторые внутренние, потенциальные, психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных деятельностных проявлениях [4]. Таким образом, компетенция относится к личности ученика, проявляется в процессе его деятельности, выражается в знаниях, умениях и способностях в определенной области и может быть сформирована в младшем школьном возрасте как ключевая.
По мнению Д. А. Иванова, в процессе обучения происходит «детализация умений, входящих в состав компетенции, чтобы учителю было понятно, что реализовать в учебном процессе, а ученику было понятно, чему учиться, считая это своим образовательным
результатом» [5, с. 8]. Если рассматривать это положение применительно к читательской компетентности младших школьников, правомерно исходить из понимания компетенции как способности решать поставленные на уроке задачи и выработку определенных знаний, умений и навыков, а также опыта решения рассматриваемых задач. Насколько полно будет сформирована та или иная компетенция на уроках чтения, зависит не только от условий обучения, но и от самой компетенции.
Отличие ключевых образовательных компетенций от предметных умений в том, что они задают минимальный опыт предметной деятельности, присутствуют в различных образовательных предметах, позволяют связать теоретические знания с их практическим использованием, представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и являются структурным элементом компетентности (И. А. Зимняя).
В целом, природа приобретения человеком компетентности, условия, направленность, особенности ее проявления являются предметом изучения и дискуссий. В педагогической науке ведутся дискуссии о составе и содержательном наполнении ключевых компетенций, о проблемах формирования и отличии ключевых компетенций от обычных учебных знаний. По мнению С. Е. Шишова и В. А. Кальней, ключевые компетенции должны быть определены таким образом, чтобы они способствовали эффективности усвоения знаний школьниками [6]. С этим нельзя не согласиться, так как в процессе исследования приходится определяться, по каким критериям выделять особенности детей, каким образом определять начальный уровень развитости умений и навыков, от которого нужно отталкиваться в организации читательской деятельности, какие направления в работе с определенными детьми на уроках чтения будут наиболее эффективными.
Рассмотрим с этой точки зрения специфику формирования основ читательской компетентности младших школьников, ее структурные (компетенции) и процессуальные (функции) компоненты с целью уточнения понятия и формулировки определения данного феномена.
Сущностными составляющими читательской компетентности младших школьников являются следующие возрастные новообразования.
В познавательной сфере (развитие интеллекта и механизма познания):
- предполагается приобретение учеником знаний (запомнил, воспроизвел, узнал, расширил свой кругозор);
- формирование понимания и воспроизведения (объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал).
В психологической структуре и содержании деятельности (становление целей, мотивов, способов и средств деятельности): предполагается, что ученик определил ценность и значение учения для собственного развития.
В развитии личности через деятельность (развитие ценностных ориентиров, самопознания, самооценки, взаимодействия с образовательной средой) предполагается, что ученик научился применять знания в конкретной ситуации, обобщать и систематизировать их [7].
Выделенные возрастные составляющие младших школьников задают систему наиболее значимых показателей, адекватных читательской деятельности: личностные, познавательные и деятельностные.
По мнению Л. С. Выготского, воздействие (обучение, взаимодействие) будет эффективным только в том случае, если есть биологические предпосылки для его формирования [8]. Рассматривая читательскую деятельность с этой точки зрения, можно выделить следующее. Чтение в начальных классах является результатом превращения символа или знака в образ, который наделен смыслом. Именно этот образ и является основой мышления. Способность построения образов при чтении является индивидуальным показателем личности ребенка, его способности «входить в текст», строить образы при чтении текста. Данные категории представляют психофизиологические особенности младших школьников.
У младших школьников уровни восприятия качественно преобразовываются от простого к сложному и отмечаются неустойчивостью и неорганизованностью, память имеет наглядно-образный характер; небольшой объем кратковременной памяти; ярко выражена эмоциональность и непроизвольность внимания; мотивационная сфера отстает от интеллектуальной; внутренняя позиция, позволяющая индивидуально относиться к событиям и явлениям, в целом соответствует
тем потенциальным способностям, которыми должен обладать человек и которые могут составить основу для приобретения ключевых компетенций. Данные категории представляют интеллектуальные особенности младших школьников.
В начальных классах межличностные взаимоотношения развиваются как функционально-ролевые, взаимодействие со сверстниками и взрослыми строится продуктивно. Преобладают процессы адаптации над процессами индивидуализации. Данные категории представляют коммуникативные особенности младших школьников.
Из вышесказанного видно, что в младшем школьном возрасте ребенок обладает большинством из необходимых потенций для того, чтобы говорить о формировании ключевых читательских компетенций. Стандартом начального общего образования выделены виды универсальных учебных действий, которые необходимо формировать у учащихся как основу умения учиться.
Рассматривая виды универсальных учебных действий в свете формирования ключевых компетенций, Е. И. Иванова и И. М. Осмоловская в сферу личностных универсальных действий включают сформиро-ванность внутренней позиции обучающихся, адекватную мотивацию учебной деятельности (учебные и познавательные мотивы), действия смыслообразования и самоопределения [9]. Данные действия (И. А. Зимняя) составляют сущность личностно-ценностной компетенции. В сферу регулятивных учебных действий авторы включают овладение действиями, обеспечивающими организацию учебной деятельности, целеполагание, прогнозирование, включающее способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию. Эти умения могут являться принадлежностью любой ключевой компетенции. В сферу познавательных действий включаются общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование цели, поиск необходимой информации) и логические действия (анализ, синтез, сравнение, классификация, построение логической цепочки), действия постановки и решения задачи. Блок познавательных действий составляет суть учебно-познавательной компетенции (А. В. Хуторской) [10]. В сферу коммуникативных универсальных учебных действий включаются умение сотрудничать, вос-
принимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности. Данный блок соотносится с информационной и коммуникативной компетенциями (И. А. Зимняя).
Рассмотрим формирование читательских компетенций личности младшего школьника с точки зрения ФГОС. Одним из требований Государственного стандарта к младшему школьнику является его гражданская активность, умение ориентироваться в окружающем мире, способность видеть и понимать в нем свою роль и предназначение, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, что обуславливает целесообразность выделения личностно-ценностных компетенций.
Личностно-ценностные компетенции при формировании основ читательской компетентности младших школьников, отражают процесс личностного развития и ценностного отношения к чтению, позитивное отношение ребенка к окружающей его действительности, формирование ценностных представлений и своих собственных читательских способностей.
В современном информационном мире возникает потребность в умении сотрудничать, кооперироваться, объединять усилия, работать в группе, самостоятельно искать, преобразовывать и применять на уроке информацию. Такие потребности выдвигают задачу формирования информационно- коммуникативных компетенций. Теоретическое осмысление основ читательской компетентности младших школьников позволяет рассматривать информационно-коммуникативные компетенции как составляющие читательской компетентности младших школьников. Результатом является сфор-мированность позитивного отношения к себе как читателю и к книге как предмету культуры, умение использовать читательскую деятельность для самовыражения в социуме.
Следующей задачей ФГОС начального общего образования является умение учиться и переучиваться всю жизнь, овладение основами функциональной грамотности, умение отличать научные факты и оперировать ими, видеть важность учебной деятельности и уметь работать на уроке. Такие потребности составляет основу учебно-познавательных компетенций. Становление учебно-познавательных компетенций осуществляется более эффективно при мотивированной дея-
тельности учителя и ученика, ориентированной на полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности ребенка как целостной системы.
Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», содержание общего образования включает в себя, наряду с общей грамотностью, умение учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями, а также личностное, социальное, познавательное информационное и коммуникативное развитие, что обусловлено изменением общей парадигмы образования [11].
Следовательно, читательская компетентность младших школьников, на наш взгляд, может быть представлена совокупностью: лич-ностно-ценностных, учебно-познавательных и информационно-коммуникативных компетенций. Личностно-ценностные компетенции включают в себя: готовность к личностному восприятию прочитанного произведения, соотношения его с личностным опытом; способность к использованию дополнительных ресурсов; наличие высокой мотивации к читательской деятельности; способность самостоятельно приобретать и использовать новые умения и навыки работы с книгой. В состав информационно-коммуникативных компетенций входят: способность к систематизации, обобщению и интерпретации полученной информации; способность к выработке полноценного навыка чтения; готовность к принятию различных форм организации читательской деятельности, владение устным и письменным общением, развитие интереса к диалогизации обучения чтению. Рассматривая учебно-познавательные компетенции, мы выделяем в них: владение приемами работы с текстом; способность к пониманию содержания произведения; умение передать события; готовность к знанию компонентов произведения; способность распознавать жанры произведений.
Эти компетенции, проявляясь в читательской деятельности младшего школьника, становятся его личностными свойствами и включают:
- готовность к проявлению компетентности (мотивационный критерий);
- владение знанием содержания компетентности (когнитивный);
- опыт проявления компетентности в читательской деятельности (деятельност-ный).
Для выявления взаимосвязи между элементами структуры читательской компетентности младших школьников необходимо рассмотреть функции ключевых компетенций. Образовательная функция - читать, чтобы знать; коммуникативная - читать, чтобы уметь; информационная - читать, чтобы владеть; гедонистическая - читать, чтобы получить удовольствие, эстетическое наслаждение; социальная - читать, чтобы адаптироваться в обществе; развивающая - читать, чтобы понимать, ориентироваться в книжном окружении.
Данные функции позволяют учителю максимально конкретизировать содержание читательских компетенций, которые присущи чтению как виду речевой деятельности.
Образовательная функция, направленная на систематизацию знаний, реализуется в совместной деятельности учителя и учащихся по овладению теоретическими основами читательской деятельности и соответствующими умениями и навыками. Реализация данной функции обусловлена уровнем педагогической подготовки учителя, уровнем мотивированности учащихся, индивидуальными психологическими особенностями обучающихся. Теоретические и практические аспекты данной функции предполагают овладение системой читательских умений в процессе читательской деятельности, что способствует лучшему ее закреплению на практике. Кроме того, данная функция характеризуется познанием окружающего мира, осознанием своей принадлежности к народу, стране, социуму.
Коммуникативная функция определяет правила и способы информационного обмена между субъектами читательской деятельности. Основным способом общения выступает речь, умение отвечать на вопросы, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать свое эмоционально-ценностное отношение к героям произведений и автору, быть терпеливым к другим мнениям, строить продуктивное взаимодействие с коллективом и учителем.
Информационная функция, определяющая многообразие источников информации (книги, учебные пособия, справочники, энциклопедии, схемы, репродукция картин и др.) связана со всеми компонентами читательской деятельности, поскольку определяет данные и способы их получения на всех этапах изучения произведения. Информаци-
онная функция позволяет ориентироваться в потоках разнообразной информации выявлять, отбирать и использовать ее в собственных целях.
Гедонистическая (развлекательная) функция определяет развитие эстетического восприятия литературы, умения понимать свои мысли, эмоции и чувства, осознавать свое внутреннее состояние, готовность к выполнению самостоятельных проектов, творческой деятельности, различных способов рефлексии, приобретение навыков самопознания и самоорганизации, получение эстетического удовольствия от чтения книг.
Развивающая функция направлена на удовлетворение познавательных потребностей; стимулирование творческой активности учащихся, умения концентрировать внимание на проблеме и находить оптимальные решения.
Социальная функция направлена на социализацию личности путем восприятия опыта литературных героев; развитие эмпа-тии, понимание способов взаимодействия с другими людьми, умение работать сообща, принимать участие в коллективных, групповых проектах, дискуссиях, в процессе межличностного взаимодействия, в инсценировках и ролевых играх.
Учитывая, что в современных исследованиях немаловажную роль играют количественные характеристики учебного процесса, рассмотрим содержание критериев сформи-рованности основ читательской компетентности младших школьников.
Мотивационный критерий сформиро-ванности ключевых компетенций младших школьников заключается в выявлении внутренних и внешних мотивов читательской деятельности, создании условий, которые способствуют вхождению в мир литературы, оказывающих помощь при выборе книжного окружения; характеризует степень мотива-ционных побуждений, влияющих на отношение младших школьников к чтению.
Под мотивами ученые понимают возникающие в определенных объективных условиях более или менее осознанное побуждение к деятельности, выражающее потребности личности, реализуемые под воздействием конкретных социальных требований. Мотивация учения в младшем школьном возрасте рассматривается как «состояние умения учиться» (А. К. Маркова), отражающее:
- познавательные мотивы (интерес к знаниям);
- учебно-познавательные (интерес к способам приобретения знаний);
- мотивы самообразования, социальные, позиционные и мотивы сотрудничества в коллективной работе [12].
Исследования А. К. Марковой показали, что в процессе обучения происходят изменения функциональных связей межу мотивами. В начале обучения преобладают познавательные мотивы (знания), в конце мотивы самообразования, понимания важности обучения для собственных целей.
Среди учебных мотивов (И. Ю. Кулагина, Л. М. Фридман), важных для формирования читательской компетентности младших школьников, выделяются:
- мотивы, связанные с содержанием учебного материала (получить эстетическое удовлетворение);
- мотивы, связанные с процессом обучения чтению (стремление к проявлению интеллектуальной активности), направленные на осознание целенаправленности читательской деятельности;
- мотивы самоопределения (понимание значения чтения для будущего);
- мотивы самосовершенствования (получить развитие в результате чтения).
Совокупность этих мотивационных категорий характеризует отношение младших школьников к обучению.
В исследованиях Н. Н. Светловской определено, что мотивационной основой усвоения младшими школьниками чтения, становится формирование устойчивого интереса к книге как источнику осознания читателем окружающей действительности: полноценно читать -это значит думать над книгой до ее чтения, в процессе чтения и после того, как книга закрыта [13].
Чтение обогащает внутренний мир читателя, развивает творческое мышление, закрепляет читательские знания и умения, учит общению и самостоятельности. Эти способности должны быть развиты в процессе чтения и воспитания у каждого ребенка, хотя уровень их развития будет у каждого свой. Задача учителя - определить индивидуальные задатки младших школьников и найти подходы к формированию у всех детей «стремления всегда слушать и слышать собеседника-книгу
в процессе чтения-общения, так как только это умение и даст возможность, в конце -концов, каждому из них найти книг-собеседников для себя» [13, с. 170].
Показателями мотивационного критерия являются сформированность потребности в чтении, читательская самостоятельность в работе с книгой, наличие у обучающихся личностного отношения к чтению.
Потребность в чтении проявляется в умении ставить цели чтения, пересказывать текст полно, выборочно, кратко, выделять главные слова в тексте, находить образные обороты речи, формулировать идейный смысл произведения. Такая готовность во многом зависит от направленности на данный вид деятельности. Ребенок, сначала с учителем, а затем самостоятельно, должен усвоить композицию текста, научиться сокращать текст, сохраняя замысел автора, выделять подробности, которые можно будет исключить при пересказе, найти обобщающие языковые средства, составить характеристику по плану: каким героя видит автор, каким его видит читатель (портрет, поступки, речь, отношение к людям, мотивы, речь, жесты, мимика).
Следующее направление в формировании продуктивного чтения - это обучение приемам работы с книгой. Сформированность читательской самостоятельности в работе с книгой проявляется в умении использовать метод чтения - рассматривания книги, составлять аннотацию, называть от двух до пяти мотивов чтения (личностные, познавательные, мировоззренческие, коммуникативные, эстетические, социальные и другие). В начальной школе обучение чтению направлено на формирование внешнеречевого действия как основы информационно-коммуникативной читательской деятельности с книгой: умение выбирать книгу для чтения по правилам и интересам, составлять о ней рассказ, самостоятельно ставить типовые вопросы, определять цели чтения, знать разные приемы чтения и жанры произведений, устанавливать авторское отношение к изображаемому.
На современном этапе актуальной задачей учителя является формирование у младших школьников личностно-ценностного отношения к чтению как задачи, поставленной ФГОС - вывести чтение на уровень личностной ценности и фактора социального успеха.
Решить эту задачу можно следующим образом через:
- приобщение к лучшим образцам отечественной и мировой детской литературы, знакомство с творчеством выдающихся писателей, их биографией, личными архивами и наиболее интересными фактами из жизни;
- формирование потребности в чтении, развитие интереса к авторам, эстетического вкуса и читательской культуры;
- развитие читательской самостоятельности, кругозора, литературоведческих представлений и ценностного отношения к чтению.
Проявлением личностного отношения младших школьников к чтению являются наличие у них следующих умений: выстраивать аналогию прочитанного произведения с жизненными явлениями, уточнять позицию автора, ставить вопросы по тексту, выделять проблематику читаемого.
С совершенствованием чтения снижается доля познавательной мотивации и увеличивается доля мотивации учебно-познавательной деятельности, которая характеризуется не только знаниями, но и способами приобретения знаний. Укрепляются мотивы самоопределения (понимание значения чтения для будущего) и самосовершенствования (получение развития в ходе читательской деятельности). Социальные мотивы обогащаются мировоззренческими представлениями о нравственных ценностях общества. Усиливаются мотивы поиска контактов и необходимой информации, овладение способами сотрудничества в процессе обучения. Существенно развиваются процессы целепо-лагания. Отсюда вытекает необходимость правильной организации деятельности обучающегося и включения мотивации в ходе собственной его читательской деятельности, что предопределяет выделение в структуре обучения деятельностного критерия сформи-рованности основ читательской компетентности. Данный критерий является основным побуждающим фактором при обучении чтению, развитию познавательных, коммуникативных и информационных навыков детей.
Деятельностный критерий сформиро-ванности ключевых компетенций младших школьников характеризует процессуальную сущность обучения, связанную с усвоением знаний, формированием умений и навыков чтения.
Согласно деятельностной теории А. Н. Леонтьева, развитие мотивированности чтения и формирование читательских умений, трансформирует познавательные потребности и мотивы, цели, действия в читательскую деятельность. Главным при этом является развитие личности младшего школьника посредством овладения читательской деятельностью, создание психолого-педагогических условий для постановки обучающимися собственных целей чтения и их достижения, раскрытие структуры читательской деятельности, развитие мотиваци-онно-ценностной ее составляющей.
Деятельностный критерий характеризуется умением оперировать полученной информацией в учебных и собственных целях, наличием навыка чтения и степенью развития умений учебного сотрудничества.
Формирование навыка продуктивного чтения тесно связано с полным и глубоким пониманием содержания прочитанного. По мнению исследователей чтения, скорость чтения не может быть индикатором сформиро-ванности навыка чтения, так как она постоянно меняется. К внешним признакам навыка чтения мы относим: правильность, беглость, осознанность, выразительность. Навык чтения определяется сложившимся способом чтения, который в начальной школе проходит несколько стадий: чтение по слогам, целыми словами, словосочетаниями, фразовое чтение, результативно про себя, поисковым способом по заданной проблеме.
В начальных классах приоритетно формируются правильность и осознанность чтения, наращивается беглость и обеспечивается элементарная выразительность чтения. Вместе все эти параметры и составляют качество навыка чтения, который в условиях современного информационного общества становится средством формирования читательской компетентности младшего школьника.
Этот вопрос нашел свое отражение в дискуссиях ученых в последнее время. Одни предлагают отказаться от проверки техники чтения, другие считают, что ее надо развивать. Ученые Психологического института Российской академии образования считают, что техника чтения идет в разрез с понятием «здоровьесберегающее» обучение, а быстрое чтение тормозит развитие мышления ребенка. Исследуя проблемы чтения младших школьников, они отмечают высокие возможности восприятия слова ребенком младшего
школьного возраста и недостаточное внимание в этом возрасте к формированию и развитию техники чтения.
В младшем школьном возрасте существенным для ребенка является не столько то, чему он уже способен научиться сам, столько то, чему он способен научиться под руководством, в сотрудничестве со взрослым. При обучении чтению чрезвычайно важным является освоение технических навыков чтения. Вместе с тем, еще Л. С. Выготский предупреждал, что чисто механическая способность читать скорее задерживает, чем продвигает вперед интеллектуальное развитие ребенка.
В связи с этим для становления основ читательской компетентности младших школьников важным является формирование читательских умений работать с текстом: умение ставить цели чтения, пересказывать текст полно, выборочно, кратко, выделять главные слова, самостоятельно формулировать тему произведения, делить текст на части, устанавливать взаимосвязи смысловых частей.
Наличие знаний, умений и навыков работать с текстом является результатом объединения внешнего и внутреннего процессов приобщения младших школьников к чтению. Это мотивирует читательскую деятельность, процесс чтения приобретает личностный смысл, формируется умение оперировать полученной информацией.
Умение оперировать полученной информацией способствует формированию таких показателей как:
- умение правильно называть прочитанное произведение;
- умение определять проблемную ситуацию, кратко излагать ее суть, находить способы и подходы решения проблемы, уметь оценивать результативность;
- умение составлять характеристику героя.
Степень развития умений учебного сотрудничества, способствует формированию таких умений, как:
- умение участвовать в дискуссии, поддерживать диалог;
- умение работать в команде, подбирать, обрабатывать, обобщать и сохранять информацию, уметь отличать факты и мнения субъективные от объективных;
- умение определять для себя цели совместной познавательной деятельности, поддерживать взаимосотрудничество.
В результате сформированных умений младшие школьники самостоятельно настраиваются на восприятие произведения, умеют работать в паре и группе, инициировать, включаться и поддерживать диалог, определять для себя цели совместной познавательной читательской деятельности.
Когнитивный критерий характеризуется развитием познавательных (когнитивных) процессов в учебной деятельности. Индивидуальные особенности учения, основываясь на успешности учебного процесса и его предметном содержании, активность, осознанность, самостоятельность и интеллект предполагают преобразование знаний в умения с последующей их автоматизацией до навыков, возможности применения полученных знаний в практической деятельности. Задача учителя организовать познавательную деятельность младших школьников на уроках чтения по схеме ученик - учитель -учебный материал так, чтобы она была направлена на развитие потребности в чтении и носила поисковый, творческий характер. Именно в этой потребности формируется контекст читательской деятельности: развитие мотивации чтения; формирование умений рассматривать книгу по правилам, устанавливать связь внетекстовой информации и содержания текста; знать правила обращения с книгой, уметь обобщать представления о прочитанном и отвечать на вопросы по содержанию произведения. Такая читательская деятельность направлена на то, чтобы вызвать познавательный интерес к читательской деятельности, сформировать желание читать, показать значимость чтения в жизни человека, сформировать действия в основном в перцептивной и умственной форме, как систему указаний как выполнять новое действие (П. Я. Гальперин).
Показателями данного критерия является: сформированность читательского кругозора и литературоведческих представлений как способности ориентироваться в мире книг, доступных для детского восприятия и понимания, полноценное восприятие литературного текста.
Сформированность читательского кругозора определяется знанием отечественных и зарубежных авторов, жанров, тем чтения. Формирование читательского кругозора начинается после изучения читательских интересов первоклассников. Отбор произведений и научно-познавательной детской литературы осуществляется по трем принципам тема-
тического и жанрового разнообразия, расширения проблематики читаемого, принципа оптимального соотношения произведений. В процессе читательской деятельности формируются умения ориентироваться в группе книг (3-5), определять, что в них общего, чем различаются, есть ли среди книг знакомые, сколько называют знакомых книг по памяти и др.
Наличие литературоведческих представлений характеризуется умением находить средства выразительности, знанием компонентов произведения и умением их находить, знанием жанров литературы. Остановимся на некоторых проблемах. Формирование литературоведческих представлений, целостность восприятия требуют системного подхода ко всем компонентам произведения: вопросы ставим по теме и проблеме, по сюжету, об образах, о композиции, о языке, о жанре, об идеях. Для совершенствования выразительного осмысленного чтения применяем речевую партитуру: в тексте подчеркиваются слова, важные по смыслу, расставляются короткие, средние и долгие паузы, показывается подвижность голоса, его сила, темп, ритм, подтекст, эмоции, отдельно проговариваются трудные в орфоэпическом плане слова. Объем и качество начитанности является также показателем литературного знания.
Полноценное восприятие литературного текста характеризуется следующими показателями: умением последовательно передавать события, описанные в тексте, разбивать текст на части и озаглавливать их словами из текста, формулировать главную мысль и идею произведения. Полноценное восприятие произведения - это понимание и представление прочитанного, проникновение в смысл, умение вести диалог с текстом и автором произведения.
По мнению Г. М. Первовой, «чтобы состоялось полноценное восприятие детской литературы необходимо углублять первоначальное впечатление от книги и произведения через развитие у учащихся воссоздающего и творческого воображения, наблюдательности, мышления, через накопление опыта эмоционального сопереживания изображаемому, развитие чувственной сферы личности, на основе представлений о писателях, их творчестве и языке искусства, сообщаемых учителем» [14, с. 7]. Характеристика критериев, показателей и ключевых компетенций отражена в таблице 1.
Таблица 1
Взаимосвязь компетенций, критериев и показателей основ читательской компетентности младших школьников
Ключевые компетенции Критерии и показатели
1 показатель | 2 показатель | 3 показатель
Личностно-ценностные: - готовность к личностному восприятию прочитанного произведения, соотношения его и личностным опытом; - способность к использованию дополнительных ресурсов; наличие высокой мотивации к читательской деятельности; - способность самостоятельно приобретать и использовать новые умения и навыки работы с книгой Мотивационный
Наличие личностного отношения к чтению: - умеют выстраивать аналогию прочитанного произведения с жизненным явлением; - умеют уточнять позицию автора, ставить вопросы по тексту; - умеют выделять проблематику читаемого Сформированност ь потребности в чтении: - умеют ставить цель чтения; - пользуются библиотекой; - называют различные мотивы чтения Читательская самостоятельность в работе с книгой: - умеют использовать метод чтения-рассматривания; - знают элементы книги; - составляют аннотацию или рассказ о книге
Информационно- коммуникативные: - способность к систематизации, обобщению и интерпретации полученной информации; - способность к выработке полноценного навыка чтения; - готовность к принятию различных форм организации читательской деятельности, владение устным и письменным общением, развитие интереса к диалогизации обучения чтению Деятельностный
Умения оперировать полученной информацией: - правильно называют прочитанное произведение; - последовательно передают события; - составляют характеристику героя Наличие навыка чтения: - правильность; - беглость; - выразительность; - сознательность Степень развития умений учебного сотрудничества: - умеют работать в группе; - умеют инициировать, включаться и поддерживать диалог; - умеют определять для себя цели совместной познавательной читательской деятельности и поддерживать взаимосотрудничество
Учебно-познавательные: - владение рациональными приемами работы с текстом; - способность к пониманию содержания произведения; умение передать события; - наличие знаний компонентов литературного произведения; - способность распознавать жанры произведений Когнитивный
Полноценное восприятие литературного текста: - умеют пересказывать текст полно, выборочно, по наводящему вопросу; - разбивать текст на части и озаглавливать их словами текста; - формулируют главную мысль и идею произведения; - выделяют ключевые слова; - связывают содержание текста со знанием из других источников и со своими представлениями о мире Наличие литературоведческих представлений: - умеют находить средства выразительности; - знают компоненты произведений и находят их; - называют жанры Наличие читательского кругозора: - знают произведения наизусть; - знают любимые темы чтения; - называют фамилии авторов произведений
Результаты проведенного исследования, отраженные в таблице 1, указывают на значимость и соотносимость критериев и ключевых компетенций. Учитывая, что все читательские компетенции между собой взаимосвязаны, критерии, определяющие их, также находятся в диалектическом единстве, поскольку измене-
ние одного из них влечет за собой изменение других, но при необходимости они могут быть рассмотрены как отдельная целостная система.
Исходя из определения компетентности, можно выделить личностную направленность как результат, которого добилась личность, а также слагаемые компетентности: практика,
опыт, мотивация, ценности личности, а также знания и умения. Эти составляющие и позволяют человеку быть компетентным, это дает возможность предположить, что компетентность - качество индивидуальное, личностное.
Исходя из всего вышесказанного, мы взяли за основу следующее определение понятия «читательская компетентность младших школьников» - это интегративное качество личности, характеризующееся:
1) ценностным отношением к чтению и знанию, получаемому посредством чтения литературы, доступной по содержанию и форме (зачем читать?);
2) наличием читательского кругозора и литературоведческих представлений; знанием круга чтения в его жанрово-тематическом разнообразии (что читать? о чем читать?);
3) умением выполнять необходимые читательские действия в работе с книгой и произведением с целью формирования и развития потребности в чтении; наличием продуктивных способов чтения, качественного навыка чтения, (как читать?).
Наполнение содержания ключевых компетенций наглядно показывает, что ни одна ключевая компетенция не может быть полностью сформирована в начальной школе, так как для ее формирования необходимо более широкое жизненное пространство. Поскольку компетенции являются одновременно условием и средством становления и развития компетентности, можно констатировать, что в начальной школе представляется возможным сформировать только основы читательской компетентности младших школьников при реализации педагогически обоснованных условий ее формирования.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2010.
2. Галактионова Т. Г., Казакова Е. И., Гринева М. Т. Учим успешному чтению. М., 2012.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой М.,1988.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.
5. Иванов Д. А. Ключевые компетенции и профессиональный портрет современного учителя. М., 2011.
6. Шишов С. Е. Мониторинг качества образования в школе. М., 1999.
7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 2005.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М., 2008.
9. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. М., 2011.
10. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
11. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. М., 2008.
12. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
13. Светловская Н. Н., Пичеоол Т. С. Детская книга и детское чтение в современной начальной школе. М., 2011.
14. Первова Г. М. Формирование читательских умений и навыков в начальных классах. Тамбов, 2007.
References
1. Federally] gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of the primary general education]. M., 2010.
2. Galaktionova T. G., Kazakova E. I., Grineva M. T. Uchim uspeshnomu chteniyu [We teach successful reading]. M., 2012.
3. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka [Russian language dictionary] / pod red. N. Yu. Shvedovoj M.,1988.
4. Zimnyaya I. А. Klyuchevye kompetentsii kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostno-go podkhoda v obrazovanii [Key competences as a productive and target basis of competence-based approach in education. M., 2004.
5. Ivanov D. А. Klyuchevye kompetentsii i professionally) portret sovremennogo uchitelya [Key competences and professional portrait of the modern teacher]. M., 2011.
6. Shishov S. E. Monitoring kachestva obrazovaniya v shkole [Monitoring of quality of education at school]. M., 1999.
7. Zimnyaya I. А. Pedagogicheskaya psikholo-giya [Pedagogical psychology]. M., 2005.
8. Vygotskij L. S. Pedagogicheskaya psikholo-giya [Pedagogical psychology] / pod red. V. V. Da-vydova. M., 2008.
9. Ivanova E. O., Osmolovskaya I. M. Teoriya obucheniya v informatsionnom obshchestve [The theory of training in information society]. M., 2011.
10. Khutorskoj А. V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradig-my obrazovaniya [Key competences as a component of the personal focused education paradigm] // Na-rodnoye obrazovaniye. 2003. № 2. S. 58-64.
11. Kontseptsiya federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov obshchego obrazovaniya [Concept of federal state educational standards of the general education]. M., 2008.
12. Markova A. K., Matis T. A., Orlov A. B. Formirovaniye motivatsii ucheniya [Formation of motivation of the doctrine]. M., 1990.
13. Svetlovskaya N. N., Picheool T. S. Detskaya kniga i detskoye chteniye v sovremennoj nachal'noj shkole [The children's book and children's reading at modern elementary school. M., 2011.
14. Pervova G. M. Formirovaniye chitatel'skikh umenij i navykov v nachal'nykh klassakh [Formation of reader's skills in initial classes]. Tambov, 2007.
* * *
READER'S COMPETENCE OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS: ESSENCE, STRUCTURE, INDICATORS
Kolganova Natalya Evgenyevna Lyceum № 44, Russia, Lipetsk, e-mail: kne69@mail.ru
In article the author proves her concept «reader's competence of younger school students», reveals structural components of this competence - personal and valuable, information and communicative and educational and informative key competences in detail, considers functions of key competences for identification of interrelation between elements of structure of reader's competence of younger school students: educational, communicative, information, hedonistic, developing and social and also proves criteria of formation of bases of reader's competence of younger school students -motivational, cognitive, activity and the indicators corresponding to them.
Keywords: younger school student, reader's competence, key competences, functions of competences, criteria, indicators
Об авторе :
Колганова Наталья Евгеньевна, кандидат педагогических наук, заместитель директора МАОУ Лицей № 44, г. Липецк
About the author:
Kolganova Natalya Evgenyevna, Candidate of Pedagogics, Deputy Director of MAEI Lyceum № 44, Lipetsk