Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ'

АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / СОЦИОЛОГИЯ / УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN HIGHER EDUCATION / SOCIOLOGY / ACADEMIC DISCIPLINES OF THE SOCIOLOGICAL CYCLE / MODERNIZATION OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / SOCIOLOGICAL COMPETENCE / SOCIOLOGICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекиров Сервер Нариманович

В статье раскрываются проблемы современного педагогического образования, в качестве путей их решения обосновывается потребность смены образовательной парадигмы и модернизации системы профессионально-педагогического образования. Согласно методологическому подходу реализации процесса модернизации педагогического образования, оно должно быть направлено на формирование профессиональной компетентности будущих педагогов, одним из компонентов которой выступает социологической компонент. Современный учитель-профессионал должен обладать также социологической компетентностью, формирование которой невозможно без развитости социологического мышления личности педагога. Аспекты вузовской подготовки, направленной на формирование социологического мышления будущих педагогов рассматриваются в рамках данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF SOCIOLOGICAL PREPARATION OF FUTURE TEACHERS IN HIGHER SCHOOL, AIMED AT THE FORMATION OF SOCIOLOGICAL THINKING OF STUDENTS

The article reveals the problems of modern pedagogical education, as ways to solve them, the need to change the educational paradigm and modernize the system of professional and pedagogical education is justified. According to the methodological approach to the implementation of the process of modernization of teacher education, it should be aimed at the formation of professional competence of future teachers, one of the components of which is the sociological component. A modern professional teacher must also have a sociological competence, the formation of which is impossible without the development of sociological thinking of the teacher's personality. Aspects of University training aimed at forming the sociological thinking of future teachers are considered in this study.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ»

методов работы.

Литература:

1. Абелева И.Ю. Речь в речи. Коммуникативная система человека / И.Ю. Абелева. Москва, 2004. - 304 с.

2. Андриенко Е.В. Развитие коммуникативной компетентности учащихся в профильном обучении / Е.В. Андриенко // Педагогическая наука и образование. - 2010. - № 11. - С. 30-35.

3. Бибик Н.М. Компетентность и компетенции в результатах начального образования. Начальная школа / Н.М. Бибик. - 2010. - №9. - С. 1-4.

4. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм -ЕВРОЗНАК, 2004. - 677 с.

5. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. Москва, 1996. - 416 с.

6. Гальперин, И.Р. Методы обучения и умственное развитие ребенка / И.Р. Гальперин. Москва, 1995. - 40 с.

7. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня / И.А. Зимняя. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

8. Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в образовании / Д.А. Иванов. - Москва, 2007. - 32 с.

9. Леонтьев, А.А. Психология общение: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Леонтьев - 3-е изд. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. - 348 с.

10. Петровская, Л.А. Компетентность в общении: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.А. Петровской. - М.: Изд. МГУ, 2009. - 216 с.

11. Практическая психология образования: учебник для студентов высш. и спец. учеб. заведенный: под ред. И.В. Дубровиной. Москва. - 1998. - 453 с.

12. Формирование коммуникативных умений учащихся при изучении словосочетания в текстовом аспекте. - Межвузовский сборник научных трудов «Язык. Речь. Коммуникация». - Мурманск: МГПИ, 2000. -С. 34-49.

13. Хомский, Н.А. Язык и мышление / Н.А. Хомский. Москва, 1972. - 122 с.

14. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристики Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. Москва, 2003. - 416 с.

15. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах: Избр. Психологические труды / ред. Д.И. Фельдштейн. - М.: Инст-т практич. Психологии: Воронеж: МОДЭК, 2007. - 416 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат политических наук, доцент кафедры

философии и социальных наук Бекиров Сервер Нариманович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье раскрываются проблемы современного педагогического образования, в качестве путей их решения обосновывается потребность смены образовательной парадигмы и модернизации системы профессионально-педагогического образования. Согласно методологическому подходу реализации процесса модернизации педагогического образования, оно должно быть направлено на формирование профессиональной компетентности будущих педагогов, одним из компонентов которой выступает социологической компонент. Современный учитель-профессионал должен обладать также социологической компетентностью, формирование которой невозможно без развитости социологического мышления личности педагога. Аспекты вузовской подготовки, направленной на формирование социологического мышления будущих педагогов рассматриваются в рамках данного исследования.

Ключевые слова: профессиональная подготовка будущих педагогов в высшей школе, социология, учебные дисциплины социологического цикла, модернизация профессионального педагогического образования, компетентностный подход, профессионально-педагогическая компетентность, социологическая компетентность, социологическое мышление.

Annotation. The article reveals the problems of modern pedagogical education, as ways to solve them, the need to change the educational paradigm and modernize the system of professional and pedagogical education is justified. According to the methodological approach to the implementation of the process of modernization of teacher education, it should be aimed at the formation of professional competence of future teachers, one of the components of which is the sociological component. A modern professional teacher must also have a sociological competence, the formation of which is impossible without the development of sociological thinking of the teacher's personality. Aspects of University training aimed at forming the sociological thinking of future teachers are considered in this study.

Keywords: professional training of future teachers in higher education, sociology, academic disciplines of the sociological cycle, modernization of professional pedagogical education, competence approach, professional and pedagogical competence, sociological competence, sociological thinking.

Введение. Сущность деятельности педагога в современных социокультурных, экономических, геополитических условиях приобретает многообразие черт и функций. В контексте становления рыночной экономики педагогическая деятельность реализуется в значении обеспечения конституционных прав граждан в высококачественных образовательных услугах. Так, тенденции развития современного российского государства, трансформации и инновации в системе образования вызывают возникновение новых требований

к личности педагога, которому предстоит реализовывать образовательную деятельность в стремительно изменяющихся условиях становления постиндустриального общества.

Модель профессионально-педагогической подготовки, реализуемая в контексте традиционной парадигмы образования, направленная на формирование знаний, умений, навыков, устарела, так как ее результаты перестали соответствовать требованиям и ожиданиям общества и государства. Одним из путей решения данной проблемы стала постепенная трансформация образовательной парадигмы с репродуктивной на инновационную. Данная трансформация породила потребность модернизации системы высшего профессионального педагогического образования с целью реализации в вузах системной подготовки педагогов, способных на высоком уровне профессионализма реализовывать обеспечение граждан страны образовательными услугами, качество которых соответствует государственным и мировым образовательным стандартам.

Ведущей методологической основой процесса модернизации профессионально-педагогического образования сегодня признан компетентностный подход. Согласно логике данного подхода, сущность профессиональной подготовки будущих учителей заключается в широком понимании в формировании профессиональной компетентности и ее составляющих.

Формирование профессионально-педагогической компетентности предполагает усвоение студентом не отдельных, оторванных друг от друга элементов знаний, умений, навыков и эмоционально-ценностных отношений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого определенного направления есть соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер. Одним из таких компонентов, ввиду учета специфики педагогической деятельности, выступает социологический компонент, формирующий способность будущего специалиста жить и взаимодействовать в условиях поликультурного общества, руководствуясь общечеловеческими, национальными и гражданскими духовными ценностями.

Реализация профессиональной подготовки будущего учителя в современном педагогическом вузе в контексте указанного компонента направлена на формирование социологической компетентности. В свою очередь одним из ключевых факторов формирования указанной компетентности является развитие социологического мышления будущих педагогов.

Изложение основного материала статьи. Социологическое мышление приобрело свои научные черты в классический период развития социологии (XIX в.). Концептуальной базой развития социологического мышления, постепенной трансформации его в различные модели мышления создали известные ученые -представители позитивизма О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и др. [6].

В широком смысле социологическое мышление предполагает понимание событий, развивающихся в определенном социокультурном контексте.

Социологическое мышление, по мнению М.В. Епифанцевой, является не только одним из видов научного социального мышления, но и уровнем его развития, наиболее адекватным потребностям современного человека [4].

В сфере научного познания выделяются понятия «социологическое мышление общества» и «социологическое мышление личности». Исходя из специфики данного исследования, направленного на изучение особенностей социологического мышления педагогов, в данной статье интерес для нас представляет сущность термина «социологическое мышление личности».

Социологическое мышление личности является специфическим способом интеллектуального освоения социальной действительности, проявляется и реализуется через конкретные стили мышления, каждый из которых определяется рядом показателей:

- гносеологическим потенциалом;

- понятийно-терминологическим словарем (аппаратом);

- картиной изображения реальности;

- типом понимания окружающего мира.

Относительно личности специалиста социологическое мышление представляет собой процесс репрезентации и конструирования социальной реальности через призму социологического знания.

Так, на основе изложенного заключим, что социологическое мышление личности представляет собой «разновидность человеческого мышления, которое продуцирует нерасчлененные, синкретические знания на человека и общество исключительно созерцательным или теоретическим путем» [2, с. 60].

По мнению А.О. Боронова, «основу социологического мышления как целостного мышления и системного должна составлять проблема человека» [3, с. 13].

Целостное системное социологическое мышление призвано помочь молодежи занять в обществе активную социальную позицию [5].

В теории социологии определены ключевые характеристики социологического мышления, а именно:

- оно является научным и социально ответственным, а результаты его подлежат социальному контролю;

- данный тип мышления базируется на данных, которые отражают состояние человека и общества;

- социологическое мышление строится на основе использования научных методов познания реальности, таких как: анализ, синтез, абстрагирование, индукция, дедукция, обобщение и т.д.;

- анализируемое нами мышление строится на знаниях, а не на убеждениях [1].

Становление и развитие социологического мышление личности происходит, прежде всего, благодаря системному и целостному накоплению знаний по социологии, а также смежным с ней наукам. В этой связи заключим, что формирование социологического мышления будущих педагогов реализуется в контексте изучения вузовского курса социологии и ряда смежных дисциплин.

Социология является фундаментальной наукой. Сегодня на первое место социология ставит проблемы человека:

- социальное самосознание;

- социальное настроение;

- активность;

- индивидуальность;

- самостоятельность;

- взаимоотношение с другими.

В современных научных социологических исследованиях снижается уровень чрезмерной объективации человека, его индивидуальности, интересов, в целом социальных отношений. Такая тенденция характерна сегодня для всех социогуманитарных наук.

В рамках педагогического образования достижения социологии как науки направлены на формирование у будущих учителей мировоззренческой, методологической, идеологической и социальной культуры. Социология как учебная дисциплина обладает прикладным характером, она обеспечивает осведомленность студентов об общественной жизни, ее структуре, социальных процессах и их последствиях.

В данном контексте мы разделяем мнение А.О. Бороноева, который подчеркивает, что «социология, используя данные своих исследований и других социогуманитарных наук, должна составлять каркас мышления как системного понимания объективных и субъективных основ социальных процессов, взаимодействий социальных субъектов. Она при этом опирается на систему общих и частных понятий, исходя из которых формирует свою технику мышления, интеллектуальный инструментарий размышлений, размер поля сбора информации, который отличен от традиций социальной философии и конкретных наук» [3, с. 8].

В рамках реализации содержания курса социологии и смежных дисциплин в высшей школе процесс формирования социологического мышления будущих педагогов направлен на:

- развитие когнитивной составляющей социальных представлений студентов;

- усложнение системы личностных конструктов социологической значимости;

- развитие у будущих педагогов способности к децентрации социологического познания;

- формирование социологически направленных мировоззренческих компонентов;

- формирование объективно адекватных социальных ценностей и ценностных ориентаций будущих педагогов.

Эффективность процесса развития социологического мышления будущих педагогов в контексте их профессиональной подготовки в высшей школе обеспечивается путями:

- применения теоретически обоснованной системы методов и приемов, в наибольшей степени отвечающих природе социально-гуманитарного познания;

- включения социологической составляющей в содержание профессионально-ориентированных дисциплин;

- разработки и внедрения программ внеурочного социологического образования и воспитания;

- учета и реализации принципов личност-но-ориентированного обучения, которое строится на коррекции и обогащении субъектного опыта студентов;

- смены парадигмы социологического образования [4].

Критериями сформированности социологического мышления педагога, на основе исследования природы данного явления А.О. Бороноевым, будем считать:

- природу личности и признание сути человека;

- место, занимаемое педагогом в структуре общества;

- соотношение индивидуальных и социальных признаков в учителе;

- трактовку мотиваций, ценностей и действий педагога;

- интерпретацию социальной активности личности педагога [3].

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, заключим, что на современном этапе система высшего профессионально-педагогического образования переживает период модернизации. Методологической основой данного процесса признан компетентностный подход, направленный на формирование профессиональной компетентности педагога.

В рамках процесса профессиональной подготовки будущего учителя на компетентностной основе обязательным является социологический компонент, ведущей задачей которого является формирование социологической компетентности выпускников педагогического вуза. Реализация данной цели невозможна без организации педагогической деятельности, направленной на формирование социологического мышления будущих педагогов как качественной характеристики реализации социологического компонента профессиональной подготовки.

Литература:

1. Бауманн З. Мыслить социологически: учеб. пособие; пер. с англ. под ред. А.Ф. Филиппова. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 225 с.

2. Бекиров С.Н. Проблема формирования социологического мышления будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55 (2). - С. 60-65.

3. Бороноев А.О. Социологическое мышление: пути и трудности формирования // Социологические исследования. - 1999. - № 1. - С. 6-13

4. Епифанцева М.В. Развитие социологического мышления учащихся: теория и методика / Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Екатеринбург, 2000. - 147 с.

5. Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе // Обществознание в школе. 1999. - № 5, 6.

6. Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1983. - 189 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.