Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2969
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЛАДШАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / FORMATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PRIMARY SCHOOL / EDUCATION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарченко Александра Александровна, Кот Тамара Алексеевна

Статья посвящена анализу представления о формировании коммуникативной компетентности обучающихся младшей школы, основываясь на материалах, связанных с понятием «коммуникативная компетентность» и определениях известных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF THE CONCEPT OF "COMMUNICATIVE COMPETENCE" BASED ON ANALYSIS OF DOMESTIC AND FOREIGN STUDIES

The article is devoted to the analysis of the concept of formation of communicative competence of primary school students, based on materials related to the concept of "communicative competence" and definitions of well-known researchers.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

8. Lazarus R.S. and Launier R. Stress-Related Transactions between Person and Environment // L.A. Pervin, M. Lewis (eds). Perspective in International Psychology N.Y.: Plenum, 1978. P. 287-327.

9. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. - N.Y., 1984. - 218 p.

10. Murphy L.B., Moriarity A. Vulnerability, Coping and Growth. New Haven: Yale University Press, 1976. - P. 223.

11. Skripkina A.V., Turavets N.R., Vakulenko E.G., Egorova E.N., Shchurov E.A. The coping behavior strategy of self-realization of students with disabilities // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2018. T. 10. № 10. C. 2603-2605.

Педагогика

УДК 371

магистрант Захарченко Александра Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей

начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Кот Тамара Алексеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация. Статья посвящена анализу представления о формировании коммуникативной компетентности обучающихся младшей школы, основываясь на материалах, связанных с понятием «коммуникативная компетентность» и определениях известных исследователей.

Ключевые слова: формирование, коммуникативная компетентность, младшая школа, образование, обучающиеся.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the concept of formation of communicative competence of primary school students, based on materials related to the concept of "communicative competence" and definitions of well-known researchers.

Keywords: formation, communicative competence, primary school, education, students.

Введение. Общение и коммуникация представляют собой процессы восприятия и передачи вербальной информации, являются элементами одной общей коммуникативной деятельности [3].

Понятие «общение» в различных сферах трактуется неодинаково. Отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) описывают общение как один из многих видов человеческой деятельности [10, 18]. Философы (М.С. Каган, Ю.Д. Прилюк) отмечают социализирующую и индивидуализирующую функции общения в процессе становления личности [15]. Исследователь в области философии и культуры М.С. Каган в работе «Мир общения. Проблема межсубьектных отношений» утверждает, что процесс общения может быть материальным, практическим, духовным и информационным, а коммуникация, как процесс, состоит лишь в передаче сообщений [15]. Психологи (М.И. Боришевский, Т.А. Репина) в своих исследованиях раскрывают закономерности функционирования и развития личности в процессе общения [8]. Учёные в области дошкольной педагогики (А.М. Богуш, Н.В. Гавриш) указывают на обязательное разделение понятий «общение» и «коммуникация» для наиболее правильного формирования коммуникативной деятельности ребенка [6].

Современный исследователь в области педагогики Н.Б. Ишханян под коммуникативной деятельностью подразумевает систему последовательно реализуемых действий, направленных на решение конкретной задачи, и представляет собой «шаг» в направлении к цели общения. Трактуя иначе, это - многогранный феномен межличностного взаимодействия людей [16].

В книге «Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов» К.Х. Каландаров определяет термин «коммуникация» как деятельность, обусловленную системой социально значимых норм и оценок, образцов и правил общения, приемлемых в обществе [16].

Изложение основного материала статьи. Понятие «компетентность» произошло от англ. «сompetence» - и компетентность, и компетенция. Синонимами понятию «компетентность» служат слова «умение», «знание», «квалификация», «способность». Компетенция, в свою очередь, трактуется как «правомочность», «подготовка», «юрисдикция» [9].

В научную сферу термин «коммуникативная компетенция» ввел американский учёный-лингвист Д. Хаймс, определяя его «как внутреннее знание ситуационной уместности языка» [34].

Значительное количество трактовок определения «коммуникативная компетенция» обусловливается множеством различных подходов к объяснению этого понятия.

Одним из первых термин «коммуникативная компетентность» применил отечественный психолог, специалист по проблемам общения А.А. Бодалев, интерпретируя понятие как «способность устанавливать эффективные контакты с другими людьми и поддерживать их, имея достаточный объём знаний и умений» [7]. В книге «Межличностное общение» (авторы Н.В. Казаринова, В.Н. Куницина, В.М. Погольша) коммуникативная компетентность трактуется как «владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах...» [17].

Проблемы, понятия, инструментарий» Д.А. Иванов объясняет дефиницию «коммуникативная компетенция» как умение человеком ставить и решать конкретные коммуникативные задачи; определять цели, учитывать намерения и способы коммуникации [13].

Исследователь в области социальной психологии Л.Е. Орбан-Лембрик отмечает, что понятие «коммуникативная компетенция» сочетает в себе набор знаний, благодаря которым человек может ориентироваться в той или иной ситуации, принимать решения и достигать целей. Коммуникативная компетенция, по ее словам, - набор коммуникативных знаний и умений для осуществления коммуникативной деятельности [20]. Специалист в области лингвистики Е.М. Бастрикова определяет коммуникативную компетенцию как приобретённую способность к коммуникации, которую человеку необходимо постоянно развивать и усовершенствовать [3]. Автор учебника по социальной психологии Г.М. Андреева рассматривает понятие «коммуникативная компетенция» как средство, позволяющее человеку эффективно выстроить коммуникативную деятельность в условиях межличностного взаимодействия. [1]. В учебнике «Социальная психология» (авторы А.М. Сухов, А.А. Деркач) дефиниция «коммуникативная компетенция» трактуется как определённый навык человека ориентироваться в различных ситуациях, а также свободное владение им средствами вербальной и невербальной коммуникации [27].

По мнению австралийского лингвиста М. Халлидея, коммуникативная компетенция - функциональная основа языка, обязанность которой соответствовать конкретным функциям [33]. М. Финоккиаро в своей работе объясняет коммуникативную компетенцию как умение понимать и воспроизводить родной язык правильно в соответствии с социолингвистической ситуацией реальной жизни [32].

Коммуникативная компетенция - это своего рода способность человека общаться, суть этой компетенции заключается в умении налаживать взаимодействие одного человека с другими. Лингвист и педагог В.В. Сафонова утверждает, что коммуникативная компетенция обеспечивает комплексное использование языковых и неязыковых средств с целью коммуникации в конкретных социально-бытовых ситуациях, умение ориентироваться в них, а также инициативность общения [24].

Анализ научных источников свидетельствует, что коммуникативная компетенция - это обобщенное коммуникативное свойство личности, которое включает в себя развитые коммуникативные способности человека, сформированные у него умения и навыки межличностного общения, знания об основных его закономерностях и правилах. Из чего следует, что сформированная коммуникативная компетенция предоставляет возможность говорящему успешно вступать в вербальные и невербальные контакты для решения коммуникативных задач.

Коммуникативная компетенция состоит из большого количества составляющих, что нашло отражение в табл. 1 [4].

Таблица 1

Составляющие коммуникативной компетенции

64 я знания особенностей людей, с которыми необходимо общаться

владение соответствующими коммуникативными технологиями

я умение анализировать жесты, мимику и интонации собеседника

н знакомство с азами ораторского искусства, их практическое применение

S способность избегать конфликтов и регулировать возникшие

§ богатый словарный запас

3 я m способность к эмпатии

соблюдение норм этики и этикета

н й навыки активного слушания

а я грамотность и стилистическая нормированность письменной речи

у развитая устная речь, уверенная интонация и соответствующая эмоционально-ситуативная

S окраска

о « умение аргументировать и отстаивать свои взгляды

Коммуникативные компетенции носят универсальный характер, так как подчеркивают самые значимые аспекты межличностного общения, которое представляет собой процесс предметного и информационного взаимодействия людей. В ходе межличностного общения каждый участник реализует конкретные цели, одновременно познавая и изменяя себя, а также своего собеседника.

Известный российский лингвист Е.И. Пассов разделяет многочисленные коммуникативные компетенции личности на две, постоянно взаимодействующие друг с другом, группы, (табл. 2) [21].

Таблица 2

Коммуникативные компетенции личности (по Е.И. Пассову)

Коммуникативные компетенции личности

базовые процессуальные

отражают содержательную суть общения (приветствие; прощание; обращение; просьба о поддержке, помощи, услуге; оказание поддержки, помощи, услуги; благодарность; отказ; прощение) обеспечивают социальное взаимодействие (умение анализировать чувства и состояния собеседника, его взгляды; умение выступать перед другими; слушать других; сотрудничать с ними; управлять; подчиняться и т.д.)

Развитие коммуникативной компетенции личности обеспечивает овладение жизненно необходимыми знаниями, умениями, навыками, которые позволяют ориентироваться в окружающем мире и проявлять самостоятельность, реализуя собственные потребности. Общение и коммуникация начинаются со становления социальных связей и их реализации в обществе. Формирование коммуникативной компетенции - крупная социальная и психолого-педагогическая проблема, залог правильного психологического развития личности и обязательное условие успешной самореализации.

Британскими лингвистами М. Кенелом и М. Свейном была предложена структура коммуникативной компетенции, которая включает в себя четыре компонента [16].

Таблица 3

Компоненты коммуникативной компетенции (по М. Кенелу и М. Свейну)

дискурсивная способность объединить отдельные предложения в связное сообщение

грамматическая уровень усвоения собеседником грамматического кода, словарный запас, знание языковых правил

социолингвистическая способность своевременно применять и понимать автоматические формы в различных контекстах

стратегическая умение использовать вербальные и невербальные средства при угрозе срыва коммуникации

Собственную модель коммуникативной компетенции предлагает выдающийся российский учёный Н.И. Гез: вербально-коммуникативная; лингвистическая; вербально-когнитивная [11].

В основном, модели коммуникативной компетенции строятся с использованием системного подхода, который рассматривает коммуникативную компетенцию как систему, определяет её внутренние качества, связи и отношения [11]. Благодаря этому подходу происходит деление на множество микросистем, в зависимости от имеющихся коммуникативных задач. Коммуникативная компетенция представляет собой набор правил, усвоение которых обеспечивает возможность использовать язык в процессе коммуникации.

Исследователи характеризуют понятие «коммуникативная компетенция», опираясь на различные критерии этого понятия. Это дает понимание того, что отсутствует некая общепринятая структурность этого явления и сопровождается большими сложностями. На сегодняшний день понятие «коммуникативная компетенция» не является окончательно определенным и имеет динамический характер. Это совокупность знаний и умений, которые позволяют развивать способности, ориентироваться в различных ситуациях и формировать коммуникативные характеристики личности [12].

Проблемами формирования компетенций в процессе обучения занимаются как отдельные ученые, так и международные организации, среди которых ЮНЕСКО, ПРООН, ЮНИСЕФ, Совет Европы, Международный департамент стандартов, Организация Европейского сотрудничества и развития и др.

Международный департамент стандартов для обучения, достижения и образования (InternationalBoardofStandardsfor 21 Training, Performanceandlnstruction (IBSTPI) определяет понятие компетенции как способность квалифицированно осуществлять деятельность. Говорится, что компетенция -набор знаний, умений, навыков и отношений, которые позволяют личности выполнять функции, направленные на достижение определенных стандартов в какой-то конкретной области [1].

Термин «коммуникативная компетенция» в педагогической литературе не ново, но однозначная трактовка всё ещё отсутствует. В большинстве случаев под «коммуникативной компетенцией» понимают способность устанавливать и поддерживать контакты. Понятие коммуникативная компетенция включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, которые обеспечивают эффективное осуществление коммуникативного процесса.

Формирование коммуникативной компетенции в начальной школе -условие успешности обучения младших школьников. По словам доктора педагогических наук А.В. Хуторского, коммуникативная компетенция младших школьников включает в себя:

• знание способов взаимодействия с окружающими событиями и людьми;

• навыки работы в группе, коллективе;

• владение различными социальными ролями [29].

Г.К. Селевко и А.В. Баранников определяют коммуникативные компетенции младших школьников как умение вступать в коммуникацию, быть понятым, уметь вступать в дискуссию, защищать собственную точку зрения, уметь слушать и слышать собеседника [25].

В работе «Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий» С.Г. Батырева [4] обобщила результаты многих исследований и составила структуру коммуникативной компетенции младшего школьника, которая состоит из компонентов (табл. 4).

Таблица 4

Структура коммуникативной компетенции младшего школьника (по С.Г. Батыревой)

Компоненты Содержание

Когнитивный коммуникативные знания, знания основных правил организации общения; опыт общения, личностно-коммуникативные наставления

Коммуникативно-речевой умение говорить и слушать, держать паузу; владение мимико-пантомимическим сопровождением, интонацией; умение и способность управлять громкостью, темпом речи, умение контролировать движения тела, то есть избегать лишних движений

Социально-перцептивный способность к эмпатии, регулированию эмоционального

Интерактивный способность к гибкой стратегии общения, конструктивному поведению в конфликтной ситуации, обладание тактикой организации взаимодействия

Коммуникативная компетенция - это также готовность к адекватному и эффективному использованию коммуникативных знаний, навыков и умений в повседневной деятельности. Коммуникативная компетенция носит нормативный характер, содержит в себе нормы и правила коммуникативного поведения в обществе, выступает личностной характеристикой каждого человека.

Одна из важнейших задач начальной школы - развитие коммуникативной компетентности обучающихся. Коммуникация, в этом случае, представляет собой особую функцию общения, которая осуществляется в передаче и принятии конкретной информации. Данная функция играет особую роль в межличностных отношениях, так как информационные процессы определяют значительную часть жизнедеятельности современного человека. Формирование коммуникативной компетентности - важнейшее условие социализации младшего школьника.

Коммуникативная компетенция в сфере начального общего образования представляет собой соответствие требованиям, которые предъявляются к освоению представлений о способах коммуникации, коммуникативных действий, устойчивого позитивного опыта их применения и системы мотивов, отношений и ценностей коммуникативной деятельности младших школьников.

Исходя из требований ФГОС НОО к достижению планируемых результатов, коммуникативная компетенция младших школьников представляет из себя соответствие требованиям к освоению представлений о способах, целях и видах коммуникации, предметных и универсальных коммуникативных действий, устойчивого позитивного опыта их применения и системы мотивов, отношений и ценностей коммуникативной деятельности младших школьников.

Коммуникативная компетенция приобретает особую значимость на уровне начального общего образования, т.к. речевое общение - основное условие развития мышления и речи ребенка, а именно в младшем школьном возрасте окончательно формируются внутренняя речь, эмпатия, монологическая речь и закладываются основы письменной речи. Формирование коммуникативной компетенции как результата начального общего образования служит условием успешности дальнейшего обучения младших школьников.

В статье «Обсуждаем новые стандарты: социальная компетентность учащихся» Р.Ш. Мошнина делит коммуникативную компетентность на элементы:

1) эмоциональный (эмоциональная отзывчивость, эмпатия, чувствительность к другому, умение сопереживать, внимательность);

2) когнитивный (способность предугадать поступки другого человека, плодотворно решать различные спорные ситуации, возникающие между людьми);

3) поведенческий (способность ребенка к взаимодействию, содействию, а также инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.) [19].

В этой связи, формирование коммуникативной компетенции младших школьников как планируемого результата на уровне начального общего образования требует системного подхода, реализованного на всех этапах образования. Эффективность процесса формирования коммуникативных умений и навыков обеспечивается реализацией таких условий организации образовательного процесса:

• высокая мотивация обучения школьников;

• высокая творческая активность школьников;

• принятие субъектной позиции младшего школьника в коммуникации;

• отказ от авторитарного стиля педагогической деятельности;

• учёт возрастных особенностей младших школьников;

• дифференцированный поход к формированию коммуникативной компетенции с учётом индивидуальных особенностей младших школьников;

• центрирование образовательного процесса по формированию коммуникативной компетенции на позитивном опыте коммуникативной деятельности младших школьников;

• обогащение содержания образовательного процесса [26].

В связи с этим, одной из приоритетных задач современной начальной школы является формирование коммуникативной компетентности учащихся - воспитание свободной личности, способной отстаивать свои интересы и точку зрения, не прибегая к агрессии, свободно и грамотно выражать мысли и чувства, брать ответственность за свои действия и поступки.

Важнейшее условие для формирования коммуникативной компетентности младших школьников -взаимодействие учителя, обучающихся и их родителей. Коммуникативный подход предполагает создание такого пространства взаимодействия субъектов деятельности, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свои мысли, уважительно отстаивает свои позиции в диалоге, формирует взаимоприемлемую точку зрения. Коммуникативные технологии предполагают организацию учебно-воспитательного процесса, в которой, вследствие активного включения обучающихся в процессе поиска истины, повышаются интенсивность и эффективность учебного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие коммуникативных способностей максимально реализуется через технологию сотрудничества. Становление коммуникативной компетентности младшего школьника - одна из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.

При формировании коммуникативной компетентности обучающихся младшей школы необходимо учитывать ведущую роль социальной коммуникации как способности, возможности и готовности эффективно взаимодействовать с другими людьми. Современная начальная школа должна подготовить младшего школьника думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, обладает внутренней культурой. Цель коммуникативной составляющей заключается в том, чтобы младший школьник умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью - это необходимое условие формирования социально активной личности.

Выводы. Исследовав материалы, связанные с понятием «коммуникативная компетентность» мы пришли к выводу, что существует множество определений этого термина, однако, на сегодня не представлено одного общепринятого, так как эта сфера достаточно обширна и включает в себя значительное количество элементов. Ознакомившись с уже известными определениями, мы сформулировали собственное, которое описывает коммуникативную компетентность как комплексное личностное образование, представляющее совокупную теоретическую и практическую готовность личности к осуществлению различного рода коммуникации.

Литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высшего учебного заведения / Г.М. Андреева. — Москва.: Аспект Пресс, 2001. - 350 с.

2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010

3. Бастрикова, Е.М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен. Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект / Е.М. Бастрикова. Казан. гос. ун-т. Филол. фак-т. Казань, 2004. 348 с.

4. Батырева, С.Г. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Литературное чтение. 2 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / С.Г. Батырева. - Москва: Просвещение, 2013. - 95 с.

5. Бацевич, Ф.С. Основы коммуникативной лингвистики: Учебн. / Ф.С. Бацевич. - Москва.: Центр учеб. лит-ры, 2014. - 472 с.

6. Богуш, А.М. Дошкольная лингводидактики: Теория и методика обучения родного языка / А.М. Богуш, Н.В. Гавриш. - Москва.: Высшая школа, 2007 - 542 с.

7. Бодалева А.А. Психологическое общение. - М.: Изд-во Институт практической психологии. -Воронеж: Н.П.О., Модек, 1996. - 256 с.

8. Боришевский, М.И. Влияние позиции подростка на саморегуляцию поведения / М.И. Боришевский // Вопросы психологии, 2012, № 5, С. 121-128

9. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции /

A.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - Москва: Логос, 2009. - 334 с.

10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и. истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. — Москва.: Педагогика, 2012. — 488 с.

11. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам / Н.И. Гез. — Москва.: Высш. школа, 2016. — 373 с.

12. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю.Н. Емельянов. - Москва.: Просвещение, 2015. - 183 с.

13. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов. Учебно-методическое пособие. - Москва.: АПКиПРО, 2013. - 101 с.

14. Ишханян, Н.Б. Лингвистические основы формирования в языковом педагогическом вузе лингвосоциокультурной компетенции / Н.Б. Инханян // Иностранные языки. - 2015 - № 3-4. - С. 69-74.

15. Каган, М.С. Мир общения. Проблема межсубьектных отношений / М.С. Каган. - Москва.: Политиздат, 2011 - 319 с.

16. Каландаров, К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов / К.Х. Каландаров. - Москва.: Гуманит. центр «Монолит», 2018 - 80 с.

17. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына. - Спб.: Питер,

2012. - 544 с.

18. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - Москва.: Просвещение, 2011. - 575 с.

19. Мошнина Р.Ш. Обсуждаем новые стандарты: социальная компетентность учащихся // Начальная школа: газ. изд. дома «Первое сентября». - 2010. - №1. - С. 2-3.

20. Орбан-Лембрик, Л.Е. Социальная психология: пособие / Л.Е. ОрбанЛембрик - Киев.: Академвидав,

2013. - 448 с.

21. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод воспитания / Е.И. Пассов. - Москва.: Просвещение, 2014 - 223 с.

22. Петренко Е.Г. Внутришкольное управление процессом развития коммуникативной компетентности младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Петренко Елена Гургеновна. - Белгород: Белгород. гос. ун-т., 2010. - 218 с.

23. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социальнопсихологический тренинг / Л.А. Петровская // Общение - компетентность - тренинг: Избранные труды. - Москва.: Смысл, 2017. - 210 с.

24. Сафонова, В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности /

B.В. Сафонова. — Москва, 2012. - 528 с.

25. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие / Г.К. Селевко. Москва.: Народное образование, 2011. - 320 с.

26. Сериков, Г.Н. Педагогика. Кн. 1: Объект исследования / Г.Н. Сериков. - М.: Владос, 2005. - 440 с.

27. Сухов, А.Н. Социальная психология / А.Н. Сухов. Учебное пособие для вузов. — Москва.: Академия, 2011. — 600 с.

28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) утвержден МОиН РФ приказом №373 от 06 октября 2009 года; зарегистрирован в Минюстом России 22.12.09, регистрация №17785 - М.: Просвещение, 2014.

29. Хуторской, А. Ключевые компетентности, как компонент личностноориентированной парадигмы образования / А. Хуторской // Народное образование. - 2013. - №2. - С. 58-64.

30. Bachman Lyle F., Palmer Adrian S. Language Testing in Practice. - Oxford: Oxford University Press, 2016. - 377 p.

31. Canale M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing / M. Canale, M. Swain // Applied Linguistics. - 2010 - P. 1-47.

32. Finicch1aro М. Chriticism, reasoning and judgment in science // critical rationalism, metaphysics and science. Essays for Joseph Agassi. - Kluwer, 2015.

33. Halliday M.A.K., Hasan R., Christie F. Language, Context, and Text: Aspects of Language in a SocialSemiotic Perspective. Oxford: Oxford University Press, 1989.

34. Hymes D. On Communicative Competence. In J.B. Pride and J. Holmes (eds.), Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972. Literature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.