коммуникативные отношения со студентами в процессе дистанционного обучения, должны ориентироваться на формирование коллегиальности и профессиональной общности, на создание коммуникативной среды, отличающейся благоприятным психологическим климатом и способствующим развитию творческого потенциала студентов. Коммуникативное взаимодействие должно быть систематическим и непрерывным и учитывать нравственно-этические аспекты совместного общения, как со студентами, так и с различными учреждениями туристского бизнеса. Оценивая роль технологий информационно-коммуникативного взаимодействия субъектов в дистанционном образовательном процессе вуза, следует акцентировать роль преподавателя, включенного в процесс разнообразных взаимоотношений: он должен создавать условия для успешной коммуникации, ориентироваться на совместную деятельность, использовать различные технологии развития способности студентов к «уделенному» общению.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избр. психол. тр. / Под ред. А.А. Бодалева; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 382 с.
2. Бодалев А.А. Психология общения. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 256 с.
3. Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Интерфейс пользователя (дата обращения 09.09.2020).
4. Егорова Е.Н. Подготовка будущих менеджеров культурного туризма к работе в контексте EVENT мероприятий // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-4. - С. 136-139.
5. Корсунова О. Слово в защиту хакера или штрихи к портрету компьютерного поколения. URL: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200206207 (дата обращения 09.09.2020.
6. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / А.А. Леонтьев. - 4-е изд. - Москва: Академия: Смысл, 2007. - 365 с.
7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Под редакцией Рузской А.Г.- М.: Институт практической психологи, Воронеж: Модэк, 1997. - 384 с.
8. Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к взаимопониманию. М.: Дело, 2001. - 448 с.
9. Минаев А.И., Исаева О.Н., Кирьянова Е.А., Горнов В.А. Особенности организации деятельности вуза в условиях пандемии // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 4.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29858 (дата обращения: 07.09.2020).
10. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев / под ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.
11. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 29 января 2020 г. № 146 «О мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции».
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма и физической культуры Егорова Елена Николаевна
ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА К
РАБОТЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования навыков межкультурного взаимодействия у студентов в вузе на основе копинг-стратегий; анализируются основные препятствия, мешающие продуктивной межкультурной коммуникации (особенности культурных и языковых различий, невербальные коммуникации, стереотипы, влияющие на восприятие и коммуникативные контакты, стремление оценивать поведение людей на основе своих культурных ценностей чрезмерная тревога, приводящая к стрессу); определены копинг-стратегии при изучении дисциплины «Межкультурные коммуникации»; предложены тренинги, направленные освоение копинг-механизмов в процессе межкультурного взаимодействия.
Ключевые слова: менеджмент, копинг-стратегии, стресс, культурный туризм, образовательная среда вуза.
Annotation. The article deals with the current problems of forming the skills of intercultural interaction among University students based on coping strategies; analyzes the main obstacles to productive intercultural communication (features of cultural and linguistic differences, non-verbal communication, stereotypes that affect perception and communication contacts, the desire to evaluate people's behavior based on their cultural values, excessive anxiety that leads to stress); defines coping strategies in the study of the discipline "Intercultural communication"; offers training aimed at mastering coping mechanisms in the process of intercultural interaction.
Keywords: management, coping strategies, stress, cultural tourism, educational environment of the University.
Введение. В современном туристическом бизнесе возрастает потребность в специалистах с высоким уровнем компетенций в области коммуникативной культуры, обеспечивающей взаимодействие с субъектами туристического бизнеса. Потребители культурного туризма, ориентированные на знакомство с архитектурой, живописью, музыкой, традициями, образом людей страны посещения, нуждаются в высокоорганизованных, профессиональных менеджерах. К одной из основных причин, затрудняющих развитие культурного туризма в нашей стране, относится нехватка квалифицированных кадров в туристской индустрии: выпускники вузов нуждаются в приобретении знаний, умений и способов взаимодействия в поликультурной среде, которые должны быть сформированы в процессе подготовки в вузе.
Российская система подготовки кадров для сферы туризма на современном этапе переживает период интенсивных перемен, обусловленных новыми требованиями рынка туристских услуг, необходимостью подготовки специалистов, владеющих технологиями, ориентированными на высокий уровень запросов
общества. Сегодня востребованы программы подготовки будущих менеджеров культурного туризма, готовых и способных к работе в поликультурной среде на основе межкультурного взаимодействия. Реализация поликультурного образования в вузах, ориентированных на подготовку менеджеров туризма, предусматривает знакомство с культурой, овладение технологиями межкультурного взаимодействия. Поликультурное образование предусматривает формирование у студентов способности продуктивно взаимодействовать с людьми разных национальностей, традиций, религий и т.д. При разработке программ копинг-стратегий подготовки будущих менеджеров культурного туризма к работе поликультурной среде учтены основные положения поликультурного образования, которое включает «освоение соответствующих знаний, овладение процедурами межнационального общения, воспитание гуманного отношения к культурно разнообразному миру» [4]. Разрабатывая копинг-стратегии поликультурного взаимодействия, учтены основные положения, разработанные В.А. Ясвин, указывающие на необходимость использования эффективных форм и методов обучения [7], позволяющих выбрирать целевые ориентиры образовательного процесса, ориентированные на межкультурное взаимодействие.
Стратегии копинг-поведения должны учитывать особенности поликультурной среды в деятельности менеджеров культурного туризма, представляющей социальное и культурное пространство, ориентирующее на «сосуществование и взаимодействие в конкретном социальном пространстве разнообразных, равноправных и равноценных культур и их представителей, а также подразумевающее определенное отношение личностей к этому многообразию» [3]. Межкультурная коммуникация, как учебная дисциплина подготовки будущих менеджеров культурного туризма, формируется на междисциплинарной основе и учитывает теоретические знания истории, культурологи, психологии, социологии, фольклористики и т.д.
Изложение основного материала статьи. Освоение технологий межкультурной коммуникации в процессе обучения в вузе стало осуществляться в Америке с середины ХХ века, а в Европе эти проблемы приобрели исключительную актуальность в последние два десятилетия. Автор исследования, посвященного невербальной коммуникации и межкультурным отношениям Варна [2], рассмотрел основные препятствия, мешающие продуктивной межкультурной коммуникации. В числе основных он назвал: а) допущение сходств, что является ошибочным, так как коммуникативные средства формируется на основе особенностей культуры; б) языковые различия, которые необходимо учитывать, ибо незнание невербальной коммуникации (интонация, жесты, мимика и пр.) приводит к возникновению проблем общения; в) ошибочные невербальные интерпретации, приводящие к конфликтам или конфронтации, которые нарушают коммуникативный процесс; г) предубеждения и стереотипы, влияющие на восприятие и коммуникативные контакты при взаимодействии; д) стремление оценивать поведение людей исходя из своих представлений о культурных ценностях; е) повышенная тревога или напряжение, сопровождающие процесс межкультурной коммуникации, приводящие к стрессам.
Стремление преодолеть возникающие стрессовые ситуации в общении, оснащение будущих менеджеров культурного туризма технологиями, способствующими эффективному взаимодействию, предопределили многочисленные исследования, направленные на изучение копинг-механизмов, способствующих успешной профессиональной деятельности. Впервые термин «coping» был использован Л. Мерфи (Murphy L. [10]) в 1962 году при исследовании способов управления стрессами, возникающими в ситуациях психологической угрозы. Теория копинга связана с исследованиями проблемы стресса и его преодоления в работах Р.С. Лазарус (Lazarus R.S., 1966 [8]). Борьбу со стрессом автор рассматривает как стратегию действий, предпринимаемую человеком при угрозе физического, личностного или социального благополучия. На основе копинга будущие менеджеры культурного туризма формируют копинг-стратегии (личностные стили) на основе которых происходит дальнейшее освоение студентами продуктивных стратегий, изучение причин и способов противодействия стрессам. Эффективная профессиональная деятельность будущих менеджеров культурного туризма возможна при противодействии состоянию чрезмерного эмоционального возбуждения или стрессовой ситуации.
В рамках учебной дисциплины «Межкультурная коммуникация» продуктивными являются технологии, разработанные в работах Р. Лазаруса и С. Фолькмана (Lazarus R., Folcman S. [9]) и направленные на базисные копинг-стратегии, свидетельствующие о способности человека определять суть проблемы, результативно справляться со стрессом. Так, копинг-стратегия поиска социальной поддержки ориентирует на поведенческие аспекты, способствующие адекватной реакции на стрессовую ситуацию, а копинг-стратегия избегания направлена на уменьшение эмоционального напряжения. Как правило, первый опыт взаимодействия студентов с представителями поликультурной среды сопровождается стрессом и эмоциональным напряжением, что связано с субъектной оценкой самореализации в контексте «потока действий и реакций». Усвоение личностных стилей поведения направлены на преодоление стресса и эмоционального возбуждения как средства эмоциональной регуляции.
В процессе подготовки студентов осуществлялось наблюдение, которое позволило выявить следующие варианты поведения при межкультурном взаимодействии, а также копинг-стратегии, используемые будущими менеджерами культурного туризма: 8% студентов демонстрировали стратегию конфронтации, агрессивное общение, приводящее к стрессу; 12% - предпочитали стратегию дистанцирования, негативно сказывающейся на взаимодействии; 11% студентов стремились осуществлять самоконтроль своего поведения и эмоционального состояния, что влияет на эмоциональные переживания, не позволяющие продуктивно решать поставленную задачу; 15% студентов стремились получить социальную поддержку путем обращения к своему окружению; 22% студентов самостоятельно реагировали на сложившуюся стрессовую ситуацию, принимали на себя ответственность за решение проблемы; 9% студентов избирали стратегию избегания в решении проблемы, создавая еще большие трудности своего взаимодействия в поликультурной среде; 18% -были ориентированы на стратегию рационального планирования своего копинг-поведения; 22% студентов рассматривали копинг-стратегию, как способ своего личностного роста. В процессе наблюдения было определено, что студентами чаще использовалась эмоциональная копинг-стратегия: у 28% будущих менеджеров культурного туризма определена ориентация на урегулирование своей эмоциональной реакции; отмечена тенденция справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызывает стресс. Копинг, связанный с когнитивно-поведенческой стратегией, отмечен у 18% студентов. Данная стратегия связана со стремлением студентов самостоятельно изменить неоднозначную ситуацию, вызывающую стресс. От успешности (конструктивные стратегии, приводящие к преодолению сложной ситуации) или неуспешности (неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению сложной ситуации) формируется опыт
использования навыков продуктивного межкультурного взаимодействия. Указанные критерии (эмоционально-проблемный, когнитивно-поведенческий, успешный-неуспешный), определяющие продуктивность межкультурного взаимодействия, являются оценочными, позволяющими студентам определить свой уровень использования стратегий преодоления.
В процессе изучения предмета «Межкультурные коммуникации» особое значение приобретают конструктивные (опора на собственные силы, стремление проанализировать ситуацию) и неконструктивные (предрасположенность к использованию избегания взаимодействия или агрессивнгой реакции) копинг-стратегии [6]. Отмечено, что студенты не используют копинг-стратегии в «чистом» виде, а сочетают их разные варианты в определенных ситуациях. Кроме того, практика свидетельствует о том, что нет идеальной стратегии: приемлемая в одной ситуации, копинг-стратегия может оказаться недейственной для другой [11].
Особое значение при реализации копинг-стратегий подготовки будущих менеджеров культурного туризма к работе поликультурной среде приобретают тренинги. Исходя из того, что копинг представляет форму поведения, отражающую готовность студентов к решению профессиональных задач межкультурного взаимодействия, выбор активных действий повышает вероятность устранения отрицательного воздействия источников стресса. В процессе подготовки студентов был разработан тренинг, включающий пять этапов, направленных на реализацию копинг-стратегий: пропедевтический этап, представляющий возможность кратко ознакомиться с основными понятиями, принципами и подходами копинг-стратегий. На данном этапе создаются благоприятные условия, направленных на ознакомление с правилами работы группы, установления позитивного эмоционального контакта. Определив основные виды копинг-стратегий, или стратегий совладающего поведения с включением самой проблемы, необходимо определить активные действия и косвенное воздействие, совладание. В процессе данного этапа студенты приобретают опыт систематизации и анализа своего поведения; этап приобретения коммуникативных навыков и навыков саморегуляции, позволяющий расширить спектр средств совладания со стрессом посредством освоения регулирования форм проявления чувств и эмоций. Для достижения эффективного результата в процессе тренинга используются деловые и ролевые игры, дыхательные упражнения, психогимнастика. Особое значение приобретает создание индивидуальных правил совладающего поведения, упражнения на релаксацию и расслабление, механизмом которых становится осознание и принятие своих переживаний, вызванных продуктивным копинг-поведением. Особое значение приобретает теория когнитивного диссонанса, в которой рассматриваются уровни самооценки: а) самоубеждение (корректировка копинг-поведения на основе изменения установок); б) сохранение самооценки (дистанцирование и осмысление ситуации): в) самосовершенствование (поиск дополнительного социального признания) (Э. Аронсон [1, с. 214-215]. Студенты активизируют процесс саморегуляции своих чувств, эмоций и переживаний на основе использования способов их трансформации; этап формирования и расширения возможностей использования адаптивных когнитивных копинг-стратегий, основанных на осознании имеющихся непродуктивных копинг-стратегий. Используются тренинги, направленные на приобретение навыков анализа проблемных ситуаций, сохранения самообладания в ситуациях непродуктивного межкультурного взаимодействия. Результативность приобретенного опыта оценивается при получении обратной связи от участников тренинга в процессе ролевых игр и воспроизведения ситуаций на основе кабинетных кейс-стади, а также упражнений на релаксацию. Студенты оценивают личностные достижения в овладении механизмами снятия напряжения, используют упражнения на мышечную релаксацию, снятие эмоционального напряжения, самонаблюдение, способствующее формированию позитивного мышления. Особое место в данном процессе занимает самооценка, которая выступает как устойчивое структурное образование, как центральный компонент Я-концепции [5]. Ученые отмечают, что самооценка возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания и не может быть конечной, поскольку сама личность развивается, а, следовательно, меняются и ее представления о себе. Так, например, если студент имеет заниженную самооценку, он должен быть ориентирован на овладение копинг-механизмами приспособления к возникающей ситуации взаимодействия; студенты с завышенной самооценкой ориентируются на инновационное поведение, преобразующее авторитарное взаимодействие на сотрудничество.
Выводы. Таким образом, при разработке копинг-стратегии на основе опыта, сформированного в процессе обучения в вузе, происходит осмысленный отбор необходимых для деятельности будущего менеджера культурного туризма способов, способствующие развитию средств преодоления стресса в процессе межкультурной коммуникации. Копинг-стратегии при изучения дисциплины «Межкультурные коммуникации» должны рассматриваться как отработанные ответы студентов на сложности взаимодействия, как способы управления стрессором. Сформированные устойчивые копинг-стратегии мотивируют активность студентов, определяют особенности межкультурного общения с людьми, выбор адаптивных механизмов и копинг-стратегий. Формирование копинг-поведения будущих менеджеров культурного туризма способствует индивидуальному образу их поступков в затруднительной ситуации: на основе ресурсов личности (когнитивной сферы, ценностной мотивации личности на взаимодействие и пр.), происходит саморегулирование поведения, выбор средств общения, достигается необходимый эффект коммуникативного взаимодействия.
Литература:
1. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. -СПб.: Прайм-Еврознак. - 2004. - 558 с.
2. Варна Л.М. Теории невербальной коммуникации и межкультурных отношений. - М., ЗАО «Издательство БИНОМ», 1991. - 67 с.
3. Викулина М.А. Поликультурная среда вуза и формирование толерантности студентов / М.А. Викулина, Е.А. Пугачева. - Набережные Челны: НФ НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2007. - 148 с.
4. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. - М.: Прометей, 2002. - 72 с.
5. Самосознание и защитные механизмы личности / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 2003. - 656 с.
6. Черемисина Д.С. Копинг-стратегии социально-психологической адаптации подростков группы риска // Социальное партнерство в деятельности психолога: теория и практика: Материалы Международной научно-практической конференции. - Тольятти: Тольяттинский гос. ун-т, 2015. - С. 110-116.
7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
8. Lazarus R.S. and Launier R. Stress-Related Transactions between Person and Environment // L.A. Pervin, M. Lewis (eds). Perspective in International Psychology N.Y.: Plenum, 1978. P. 287-327.
9. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. - N.Y., 1984. - 218 p.
10. Murphy L.B., Moriarity A. Vulnerability, Coping and Growth. New Haven: Yale University Press, 1976. - P. 223.
11. Skripkina A.V., Turavets N.R., Vakulenko E.G., Egorova E.N., Shchurov E.A. The coping behavior strategy of self-realization of students with disabilities // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2018. T. 10. № 10. C. 2603-2605.
Педагогика
УДК 371
магистрант Захарченко Александра Александровна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей
начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Кот Тамара Алексеевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аннотация. Статья посвящена анализу представления о формировании коммуникативной компетентности обучающихся младшей школы, основываясь на материалах, связанных с понятием «коммуникативная компетентность» и определениях известных исследователей.
Ключевые слова: формирование, коммуникативная компетентность, младшая школа, образование, обучающиеся.
Annotation. The article is devoted to the analysis of the concept of formation of communicative competence of primary school students, based on materials related to the concept of "communicative competence" and definitions of well-known researchers.
Keywords: formation, communicative competence, primary school, education, students.
Введение. Общение и коммуникация представляют собой процессы восприятия и передачи вербальной информации, являются элементами одной общей коммуникативной деятельности [3].
Понятие «общение» в различных сферах трактуется неодинаково. Отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) описывают общение как один из многих видов человеческой деятельности [10, 18]. Философы (М.С. Каган, Ю.Д. Прилюк) отмечают социализирующую и индивидуализирующую функции общения в процессе становления личности [15]. Исследователь в области философии и культуры М.С. Каган в работе «Мир общения. Проблема межсубьектных отношений» утверждает, что процесс общения может быть материальным, практическим, духовным и информационным, а коммуникация, как процесс, состоит лишь в передаче сообщений [15]. Психологи (М.И. Боришевский, Т.А. Репина) в своих исследованиях раскрывают закономерности функционирования и развития личности в процессе общения [8]. Учёные в области дошкольной педагогики (А.М. Богуш, Н.В. Гавриш) указывают на обязательное разделение понятий «общение» и «коммуникация» для наиболее правильного формирования коммуникативной деятельности ребенка [6].
Современный исследователь в области педагогики Н.Б. Ишханян под коммуникативной деятельностью подразумевает систему последовательно реализуемых действий, направленных на решение конкретной задачи, и представляет собой «шаг» в направлении к цели общения. Трактуя иначе, это - многогранный феномен межличностного взаимодействия людей [16].
В книге «Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов» К.Х. Каландаров определяет термин «коммуникация» как деятельность, обусловленную системой социально значимых норм и оценок, образцов и правил общения, приемлемых в обществе [16].
Изложение основного материала статьи. Понятие «компетентность» произошло от англ. «сompetence» - и компетентность, и компетенция. Синонимами понятию «компетентность» служат слова «умение», «знание», «квалификация», «способность». Компетенция, в свою очередь, трактуется как «правомочность», «подготовка», «юрисдикция» [9].
В научную сферу термин «коммуникативная компетенция» ввел американский учёный-лингвист Д. Хаймс, определяя его «как внутреннее знание ситуационной уместности языка» [34].
Значительное количество трактовок определения «коммуникативная компетенция» обусловливается множеством различных подходов к объяснению этого понятия.
Одним из первых термин «коммуникативная компетентность» применил отечественный психолог, специалист по проблемам общения А.А. Бодалев, интерпретируя понятие как «способность устанавливать эффективные контакты с другими людьми и поддерживать их, имея достаточный объём знаний и умений» [7]. В книге «Межличностное общение» (авторы Н.В. Казаринова, В.Н. Куницина, В.М. Погольша) коммуникативная компетентность трактуется как «владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах...» [17].
Проблемы, понятия, инструментарий» Д.А. Иванов объясняет дефиницию «коммуникативная компетенция» как умение человеком ставить и решать конкретные коммуникативные задачи; определять цели, учитывать намерения и способы коммуникации [13].