Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / STUDENTS / COMMUNICATION TECHNOLOGIES / DISTANCE LEARNING / CULTURAL TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Елена Николаевна

В статье рассматривают содержательные аспекта формирования навыков коммуникативного взаимодействия будущих менеджеров культурного туризма в условиях дистанционного обучения; определены особенности подготовки специалистов в сфере культурного туризма, связанные с возрастающей ролью и значением знаний, умений и способов деятельности на основе технологий взаимодействия, позволяющих расширить диапазон конкурентоспособных возможностей предприятия туристских услуг; предлагаются формы обучения в контексте «удаленного» формата и использования асинхронного (заочного), синхронного (в формате вебинара) и смешанный форм обучения в вузе; обосновывается необходимость разработки дисциплины «Информационно-коммуникативные технологии в подготовке менеджера культурного туризма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF SKILLS OF COMMUNICATION INTERACTION AMONG FUTURE MANAGERS OF CULTURAL TOURISM AT REMOTE TRAINING

The article considers the content aspects of forming the skills of communicative interaction of future managers of cultural tourism in the conditions of distance learning; defines the features of training specialists in the field of cultural tourism, associated with the increasing role and importance of knowledge, skills and methods of activity based on interaction technologies that allow expanding the range of competitive opportunities of a tourist services enterprise; offers forms of training in the context of a "remote" format and the use of asynchronous (correspondence), synchronous (webinar format) and mixed forms of training in higher education; justifies the need to develop the discipline " Communication technologies in training a tourist services Manager».

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ»

аутотренинга, который дает возможность подготовки всего организма к планируемой деятельности либо снимает напряжение после проделанной работы. При помощи регулируемого дыхания быстрее достигается состояние релаксации, а затем и выход из него.

Перед практическим обучением отмечалось, что различают несколько видов дыхания: нижнее или брюшное, среднее или реберное, верхнее или ключичное, полное волнообразное [7]. Далее проводилась отработка первичных навыков саморегуляции ритма и глубины дыхания. Использовались упражнения «Насос» и «Погружение» [9].

Следует отметить, что в процессе выполнения упражнений преподавателю необходимо сопровождать их своей вербальной инструкцией. Затем предлагалось провести этап восстановления, направленного на мышечную и психическую активность, гимнастические тонизирующие упражнения, психологический шеринг.

Выводы. Поликомпонентный подход к рассмотрению вопроса о структуре стратегий саморегуляции функциональных состояний позволяет наиболее полно раскрыть все аспекты их оптимизации, учесть индивидуальные особенности, проявляющиеся на всех уровнях этого сложного психологического феномена. Методика оптимизации активационно-энергетического компонента предполагает формирование некой оптимальной системы взаимодействия индивида с трудной ситуацией, когда минимум затрат его психологических ресурсов позволяет достигнуть максимально целесообразного результата.

Немаловажным является и то, что процесс оптимизации стратегий саморегуляции функциональных состояний, реализуемый в учебной ситуации, оказывает позитивное воздействие на множество аспектов жизнедеятельности будущих социальных педагогов. Эти практические навыки применимы для развития и коррекции профессиональных и личностных качеств будущего специалиста, могут стать основой потенциального профессионального мастерства и личного психологического благополучия.

Литература:

1. Дерябина Е.А. Использование методов формирования оптимальных стратегий саморегуляции в подготовке будущих педагогов-психологов / Е.А. Дерябина // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сб. трудов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал» (Симферополь), 2020. - 444с. - С. 351-357 - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41821147

2. Дерябина Е.А. Моделирование структуры индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний / Е.А. Дерябина // Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского: Евпаторийский институт социальных наук (филиал): материалы I научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых учёных (г.Евпатория, 26-30 октября 2015 г.). - Симферополь: ИП

A.Бровко, 2016. - 293 с. - С. 225-228

3. Дерябина Е.А. Роль и место копинг-поведения в построении структурной модели индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов / Е.А. Дерябина // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 51. - Ч.2. - 364 с. - С. 330-337. - http://elibrary.ru/item.asp?id=25900714

4. Дерябина Е.А. Система психологических методов оптимизации индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов / Е.А. Дерябина // Международный журнал «Естественно-гуманитарные исследования» - Краснодар: Академия знаний, 2013. - № 1. - С. 130-134.

5. Дикая Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности [Текст]: дис. ... д-ра. психол. наук / Л.Г. Дикая; Российская академия наук. - Москва: [б. и.], 2002. - 342 с.

6. Дикая Л.Г. Принцип полисистемности: реализация в исследованиях психической саморегуляции в триаде «деятельность-личность-состояние». /Современная психология: состояние и перспективы. Часть 1, М., ИП РАН, 2002, - С. 124-158

7. Психологическая подготовка к педагогической деятельности: практикум: уч. пособие / сост.

B.Н. Борисов, О.Г. Ковалев, С.А. Лузгин, А.И. Ушатиков. - М.: Академия, 2002. - 144 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 122 от 22.02.2018 г., зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации № 50364 от 15.03.2018 г. [электронный доступ] // http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440302_B_3_20032018.pdf.

9. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов - Изд. 2-е, доп. - М.: Независимая фирма Класс, 2019. - 272 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма и физической культуры Егорова Елена Николаевна

ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация. В статье рассматривают содержательные аспекта формирования навыков коммуникативного взаимодействия будущих менеджеров культурного туризма в условиях дистанционного обучения; определены особенности подготовки специалистов в сфере культурного туризма, связанные с возрастающей ролью и значением знаний, умений и способов деятельности на основе технологий взаимодействия, позволяющих расширить диапазон конкурентоспособных возможностей предприятия туристских услуг; предлагаются формы обучения в контексте «удаленного» формата и использования асинхронного (заочного), синхронного (в формате вебинара) и смешанный форм обучения в вузе; обосновывается необходимость разработки дисциплины «Информационно-коммуникативные технологии в подготовке менеджера культурного туризма».

Ключевые слова: студенты, коммуникативные технологии, дистанционное обучение, культурный туризм.

Annotation. The article considers the content aspects of forming the skills of communicative interaction of future managers of cultural tourism in the conditions of distance learning; defines the features of training specialists in the field of cultural tourism, associated with the increasing role and importance of knowledge, skills and methods of activity based on interaction technologies that allow expanding the range of competitive opportunities of a tourist services enterprise; offers forms of training in the context of a "remote" format and the use of asynchronous (correspondence), synchronous (webinar format) and mixed forms of training in higher education; justifies the need to develop the discipline " Communication technologies in training a tourist services Manager».

Keywords: students, communication technologies, distance learning, cultural tourism.

Введение. Подготовка будущего менеджера сферы туризма в вузе в условиях «новой реальности», связанной с повсеместным введением дистанционных форм обучения, обусловливает потребность в разработке научно-технологического и практического обеспечения учебного процесса, в выборе и реализации новых форм коммуникативного взаимодействия. Неожиданный переход будущих менеджеров туризма на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий осуществлялся практически сразу после приказа Министерства науки и высшего образования РФ [11]. Перевод учебного процесса в вузах на дистант потребовал в экстренном порядке искать новые формы, коммуникативного взаимодействия [9].

При рассмотрении специфики профессиональной деятельности будущего менеджера культурного туризма значимым представляется формирование культуры взаимодействия субъектов образовательного процесса, основанного на интеграции сложившихся традиции и инновации, соответствующих требованиям профессии. Деятельность в системе «человек-человек» предполагает умение действовать в конкретном социуме, способность учитывать индивидуальность каждой личности, ее культурные потребности. Культурный туризм позволяет сохранять и развивать собственную идентичность, является средством объединения людей по интересам, в соответствии с определенными ценностными ориентациями. Анализ социокультурной ситуации свидетельствует о необходимости разработки теоретико-методических оснований нового вида - культурного туризма, программы которого ориентированы на приобретение навыков взаимодействия с потребителями, и, прежде всего, готовности к владению коммуникативными технологиями. Знакомство с историей и культурой страны пребывания, ее историческим наследием, традициями, обычаями, образом и стилем жизни предполагает коммуникационную культуру менеджера туризма. В реализации образовательной программы на основе дистанционного обучения возрастает роль и значение знаний, умений и способов деятельности на основе технологий коммуникативного взаимодействия, позволяющих расширить диапазон конкурентоспособных возможностей будущих менеджеров культурного туризма.

Изложение основного материала статьи. Переходя на дистанционную форму обучения, вузы сохранили традиционные процессы и процедуры, привычные для вузовской подготовки студентов до пандемии. В контексте сложившейся образовательной системы и в «удаленном» формате сохранены лекции, семинарские и практические занятия, индивидуальные консультации. Вузовские практики взаимодействия преподавателей и студентов в период удаленной работы, основываются на использовании асинхронного (заочного), синхронного (в формате вебинара) и смешанного форм обучения. Независимо от форм обучения важнейшим является взаимодействие, основная функция которого заключается в формировании культуры поведения студентов, в частности, общения и коммуникации. Владение информационно-коммуникативными технологиями в туризме является профессиональной компетентностью специалистов, задействованных в данной сфере деятельности. Освоение информационно-коммуникативных технологий в туристическом бизнесе, может значительно повысить спрос на предлагаемый продукт, повысить конкурентоспособность. Преподаватель, являясь инициатором взаимодействия, должен организовывать и управлять общением при помощи практического инструментария. Общение, будучи основополагающим в процессе подготовки будущих студентов-менеджеров культурного туризма, отличается профессиональной направленностью, своей спецификой. Так, А.А. Бодалев [2, с. 76-80], рассматривая понятие «коммуникативного ядра личности», указывает на наличие таких компонентов, как отражение (знания, взгляды и представления, с которым человек вступает в процесс общения), отношение (переживания личности, проявляемые во взаимодействии с другими людьми) и поведение (виды вербального и невербального поведения, на основе которых формируется общение). Совокупность знаний о себе и о другом человеке, актуализируются в процессе общения.

Подготовка будущих менеджеров культурного туризма должна быть социально ориентирована (А.А. Леонтьев) [6] и учитывать конкретную аудиторию, взаимодействие внутри определенного социального коллектива. В процессе дистанционного обучения студентов учитывается ориентация на контактные зоны деятельности студентов, которые являются собирательным понятием и включают как место предоставления услуг, так и коммуникативный процесс участников.

Понимание значимости межличностных контактах студентами в культурном туризме предопределяет формирование компетенций, направленных на способность проектировать конкретную профессиональную ситуацию, коммуникативное взаимодействие с потребителями туристских услуг в соответствии с потребностями и культурными предпочтениями. Конкретный акт взаимодействия осуществляется на основе коммуникационных технологий, которые основаны на знании психологии общения, определении потенциала клиента. Учет психологических особенностей собеседника способствует взаимопониманию и успеху дела, так как знание внутренних закономерностей психического состояния партнера, клиента, коллеги является необходимым условием позитивной реализации профессиональных задач менеджера культурного туризма.

В условиях дистанционного обучения особое внимание необходимо обратить на структуру общения, которая рассматривается учеными со следующих позиций. Так, В.Н. Мясищев, при анализе особенностей личности, указывает на межличностные отношения, подчеркивая, что «самое главное и определяющее личность - ее отношения к людям» [10, с. 48]. В процессе подготовки будущих менеджеров культурного туризма значимой представляется теория Б.Г. Ананьева [1], в которой ученый помимо речевых и неречевых средств общения, выделяет познание участниками общения друг друга и указывает на существование постоянных связей субъектов общения. В контексте освоения информацивно-коммуникативных технологий будущими менеджерами культурного туризма необходимо понимать, что при анализе коммуникативной деятельности студентов должны учитываться мотивы и потребности субъектов обучения [7].

Эффективность организации системы дистанционного обучения зависит от продуктивности изучаемых курсов и, в частности, адаптации дисциплины «Информационно-коммуникативные технологии в подготовке менеджеров культурного туризма». Преподаватели, занятые в дистанционном обучении, осознают значимость обратной связи, играющей ведущую роль. Обоснованием разработки данного курса является необходимость рассмотрения видов коммуникативного взаимодействия в процессе дистанционного обучения студентов, которые имеют ограниченную свободу действий в соответствии с полученным опытом в освоении средств и методов общения [3].

Цель дисциплины «Информационно-коммуникативные технологии в подготовке менеджеров культурного туризма» заключается в формировании у студентов знаний, умений и способов деятельности, использования информационно-коммуникативных технологий в ситуациях, возникающих в сфере культурного туризма. В процессе освоения курса дистанционно студенты знакомятся: с основными теоретическими положениями коммуникативного взаимодействия, осваивают трактовки основных понятий; знакомятся с коммуникативными технологиями на основе привлечения практико-ориентированных примеров и упражнений; осваивают технологии оценки ситуаций общения и выбора варианта коммуникативного поведения. Каждый раздел дисциплины: «Теоретические проблемы использования информационно-коммуникативных технологий в практике делового общения», «Деловое общение в процессе культурного туризма: функции и виды», «Формы коммуникативного взаимодействия в процессе использование сети Интернет», «Межкультурные коммуникации в процессе культурного туризма», «Технологии управления конфликтами», «Особенности оказания туристских услуг лицам с ограничениями жизнедеятельности» -оснащен теоретическим материалом, примерами решения ситуационных задач для развития практических навыков применения коммуникативных технологий. Разработаны вопросы и задания проверочного характера, позволяющие определить уровень достигнутых результатов. Изучение каждого раздела дисциплины «Коммуникативные технологии в подготовке менеджера туристических услуг» оснащено ссылками на информационные ресурсы и тестами, определяющими глубину освоения раздела. Особое внимание уделено технологиям использования возможностей всемирной сети: интернет в процессе освоения дисциплины рассматривается как средство для получения и передачи информации, как средство взаимодействия [5]. Свободный доступ к информации в Интернете существенно меняет образовательную парадигму и обуславливает изменения в системе дистанционного обучения будущих менеджеров культурного туризма. Вариативная форма использования сетевой коммуникации в сети интернет основывается на заданиях и комментариях, рассылаемых по электронной почте, переписки со студентами с применением системы мгновенного сообщения (Instant messaging). Эффективными являются групповые и индивидуальные видео или аудио конференции. Так, на завершающем этапе изучения дисциплины «Информационно-коммуникативные технологии в подготовке менеджеров культурного туризма» особое значение приобретают технологии, способствующие работе в поликультурной среде, предполагающие изучение чужого языка, чужой культуры, что является залогом делового сотрудничества и успеха. Теоретический раздел изучения межкультурной коммуникации учитывает опыт, представленный в работе Ричарда Д. Льюис, «Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к взаимопониманию» [8], с обоснованием моноактивных, полиактивных, реактивных форм взаимодействия на основе знания географических, исторических, религиозных факторов, позволяющих построить алгоритм достижения взаимопонимания.

Показателем эффективности дистанционного обучения будущих менеджеров культурного туризма является уровень организации обратной связи между студентами и преподавателями на основе мгновенного сообщения, что позволяет каждому студенту активнее взаимодействовать с преподавателем, с одной стороны, а с другой, преподаватель имеет возможность реализовать методы продуктивного обучения, выстроить свою методику, соответствующую ожиданиям обучающихся. Тайм-менеджмент в условиях дистанционного обучения является фактором снижения потери времени и информации, интенсифицирует процесс обучения.

Обратная связь в условиях сетевой коммуникации имеет свои особенности, увеличивает познавательную направленность обучения. Для достижения продуктивности коммуникативного взаимодействия необходима разработка инновационного учебно-методического обеспечения [4]. Так, был разработан и реализован план-проект организации и проведения фестиваля «Калейдоскоп народного искусства» на площадках выставочного комплекса «Атамань», включающий обоснование логического построения и сценического воплощения концертно-развлекательного мероприятия. В удаленной форме подготовки мероприятия с использованием сети интернет, студенты изучали условия воплощения проекта, разрабатывали стратегию фестиваля в предлагаемых обстоятельствах, проектировали ситуации, требующие быстрого переключению внимания и действия. На основе полученных самостоятельно сведений о возможностях данного выставочного комплекса для фестиваля искусств, будущие менеджера культурного туризма определяли: жанр мероприятия в контексте социально-географической направленности мероприятия; культурный и социальный статус фестиваля; рынок предоставления туристских услуг и основной статус потребителей услуги; финансовые затраты; результативность проводимого мероприятия культурного туризма. На основе возможностей интернета студентами были: исследованы возможности социокультурной среды; дана характеристика места проведения фестиваля; обоснована концепция мероприятия с прогнозированием его востребованности потребителями культурного туризма; обоснована экономическая выгода. Ориентируясь на выдающиеся образцы традиционной культуры, студенты осуществляли проектирование и привлечение к участию в фестивале кубанских ансамблей «Криница», «Кубанская казачья вольница», вокального ансамбля «Дивертисмент» Республики Адыгея, детско-юношеского ансамбля танца «Хасавюрт», народного фольклорного ансамбля «Тлярата» и др.

Выводы. Таким образом, особенности формирования навыков коммуникативного взаимодействия у будущих менеджеров культурного туризма при дистанционном обучении связаны с привлечением широкого спектра участников и зависит от установления контактов между преподавателем, организациями и студентами для решения различных проблем. В процессе осуществления коммуникативного взаимодействия происходит формирование навыков взаимодействия, освоение предметного содержания дисциплины «Информационно-коммуникативные технологии в подготовке менеджера туристских услуг».

Освоение специфики технологий коммуникативного взаимодействия при дистанционном обучении обязательное условие результативной обучения студентов. Преподаватели, выстраивающие свои

коммуникативные отношения со студентами в процессе дистанционного обучения, должны ориентироваться на формирование коллегиальности и профессиональной общности, на создание коммуникативной среды, отличающейся благоприятным психологическим климатом и способствующим развитию творческого потенциала студентов. Коммуникативное взаимодействие должно быть систематическим и непрерывным и учитывать нравственно-этические аспекты совместного общения, как со студентами, так и с различными учреждениями туристского бизнеса. Оценивая роль технологий информационно-коммуникативного взаимодействия субъектов в дистанционном образовательном процессе вуза, следует акцентировать роль преподавателя, включенного в процесс разнообразных взаимоотношений: он должен создавать условия для успешной коммуникации, ориентироваться на совместную деятельность, использовать различные технологии развития способности студентов к «уделенному» общению.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избр. психол. тр. / Под ред. А.А. Бодалева; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 382 с.

2. Бодалев А.А. Психология общения. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 256 с.

3. Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Интерфейс пользователя (дата обращения 09.09.2020).

4. Егорова Е.Н. Подготовка будущих менеджеров культурного туризма к работе в контексте EVENT мероприятий // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-4. - С. 136-139.

5. Корсунова О. Слово в защиту хакера или штрихи к портрету компьютерного поколения. URL: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200206207 (дата обращения 09.09.2020.

6. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / А.А. Леонтьев. - 4-е изд. - Москва: Академия: Смысл, 2007. - 365 с.

7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Под редакцией Рузской А.Г.- М.: Институт практической психологи, Воронеж: Модэк, 1997. - 384 с.

8. Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к взаимопониманию. М.: Дело, 2001. - 448 с.

9. Минаев А.И., Исаева О.Н., Кирьянова Е.А., Горнов В.А. Особенности организации деятельности вуза в условиях пандемии // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 4.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29858 (дата обращения: 07.09.2020).

10. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев / под ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.

11. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 29 января 2020 г. № 146 «О мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции».

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма и физической культуры Егорова Елена Николаевна

ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА К

РАБОТЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования навыков межкультурного взаимодействия у студентов в вузе на основе копинг-стратегий; анализируются основные препятствия, мешающие продуктивной межкультурной коммуникации (особенности культурных и языковых различий, невербальные коммуникации, стереотипы, влияющие на восприятие и коммуникативные контакты, стремление оценивать поведение людей на основе своих культурных ценностей чрезмерная тревога, приводящая к стрессу); определены копинг-стратегии при изучении дисциплины «Межкультурные коммуникации»; предложены тренинги, направленные освоение копинг-механизмов в процессе межкультурного взаимодействия.

Ключевые слова: менеджмент, копинг-стратегии, стресс, культурный туризм, образовательная среда вуза.

Annotation. The article deals with the current problems of forming the skills of intercultural interaction among University students based on coping strategies; analyzes the main obstacles to productive intercultural communication (features of cultural and linguistic differences, non-verbal communication, stereotypes that affect perception and communication contacts, the desire to evaluate people's behavior based on their cultural values, excessive anxiety that leads to stress); defines coping strategies in the study of the discipline "Intercultural communication"; offers training aimed at mastering coping mechanisms in the process of intercultural interaction.

Keywords: management, coping strategies, stress, cultural tourism, educational environment of the University.

Введение. В современном туристическом бизнесе возрастает потребность в специалистах с высоким уровнем компетенций в области коммуникативной культуры, обеспечивающей взаимодействие с субъектами туристического бизнеса. Потребители культурного туризма, ориентированные на знакомство с архитектурой, живописью, музыкой, традициями, образом людей страны посещения, нуждаются в высокоорганизованных, профессиональных менеджерах. К одной из основных причин, затрудняющих развитие культурного туризма в нашей стране, относится нехватка квалифицированных кадров в туристской индустрии: выпускники вузов нуждаются в приобретении знаний, умений и способов взаимодействия в поликультурной среде, которые должны быть сформированы в процессе подготовки в вузе.

Российская система подготовки кадров для сферы туризма на современном этапе переживает период интенсивных перемен, обусловленных новыми требованиями рынка туристских услуг, необходимостью подготовки специалистов, владеющих технологиями, ориентированными на высокий уровень запросов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.