Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА К РАБОТЕ В КОНТЕКСТЕ EVENT МЕРОПРИЯТИЙ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА К РАБОТЕ В КОНТЕКСТЕ EVENT МЕРОПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / БАКАЛАВРЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / ФУНКЦИИ / EVENT TOURISM / BACHELORS / COMPETENCIES / FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Елена Николаевна

В статье рассматриваются актуальные проблемы организации событийного туризмаevent tourism»), подготовки бакалавров, будущих менеджеров культурного туризма к данному виду деятельности, который приобретает все большую популярность; определены функции событийного туризма; представлены основные направления подготовки бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING FUTURE CULTURAL TOURISM MANAGERS TO WORK IN THE CONTEXT OF EVENT EVENTS

The article deals with the actual problems of the organization of event tourism ("event tourism"), training of bachelors, future managers of cultural tourism to this type of activity, which is becoming increasingly popular; the functions of event tourism are defined; the main directions of training of bachelors are presented.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА К РАБОТЕ В КОНТЕКСТЕ EVENT МЕРОПРИЯТИЙ»

При этом рассказ должен . быть понятным для обучаемых, а показ действий - правильным.

На втором и третьем занятии обучаемые с помощью учебного оружия и тренажера «СКАТТ» формируют и развивают целостное представление о двигательных действиях по производству выстрела. На втором этапе обучаемые развивают умение производить правильный выстрел с помощью тренажера по условиям подготовительных упражнений (закрепляют полученные навыки на практических занятиях стрельбой боевыми патронами).

Второй этап - выполнение подготовительных упражнений с боевым оружием и патронами. В дальнейшем используя стрелковый тренажер. «СКАТТ», наряду с отработкой отдельных элементов совершенствуется техника стрельбы в целом, с одновременным развитием необходимых сотруднику физических и психических качеств. Упражнения отрабатываются до автоматизма и только в том случае, когда значительное количество холостых выстрелов перейдет в определенное качество, есть смысл переходить к стрельбе с патроном. Если же приступить к стрельбе после короткого объяснения, то эффект от таких занятий будет минимальным, а затраты на обучение не будут оправданы. Тренировка без патронов призвана выработать «чувство оружия» и твердые навыки приведения в действие всех частей и механизмов. Поэтому прежде чем приступать к стрельбе и новички, и опытные сотрудники тренируются с использованием стрелковых тренажеров. Обучаемый сам контролирует свои действия. Руководитель стрельб также может в любой момент проконтролировать выполнение упражнения и вовремя исправить допущенные ошибки. Использование стрелкового тренажера делает тренировку без патронов наглядной, понятной, интересной и результативной.

Выводы. Таким образом, преимуществами стрелкового тренажера «СКАТТ» на занятиях по огневой подготовке с сотрудниками уголовно-исполнительной системы являются:

- безопасность в обращении, что обусловлено отсутствием боевого оружия и боеприпасов;

- многократные повторения стрелковых упражнений, что повышает интенсивность учебного процесса;

- большой объем информации о характеристиках выстрела, что обусловливает высокую эффективность формирования техники прицельного выстрела у обучаемых;

- моделирование условий, свойственных оперативно-служебной деятельности сотрудников УИС.

Литература:

1. Об оружии: Федеральный закон от 13.12.1996 № 150 // СЗ РФ. 1969. № 51. ст. 4973.

2. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Федеральный закон от 21.07.1993 № 5473-1 // СПС «Консультант Плюс».

3. Об утверждении Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 26.02.2006 № 24.

4. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 27.08.2012 № 169.

5. Архипов С.Н. Использование стрелкового тренажера СКАТТ на занятиях по огневой подготовке с сотрудниками спецподразделений // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2014.

6. Гребенюк С.П. Приемы и правила стрельбы из 9-мм пистолета Макарова (ПМ) и 7,62-мм автомата Калашникова (АКМ), Рязань, 2004.

7. Торопов В.А., Огневая подготовка: Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. 368 с.

8. Шестаков М.П. Методика организации и проведения занятий по огневой подготовке: Учебно-методическое пособие, Новокузнецк, 2010.

9. Щипин А.И., Ковшов Н.В., Шестопалова Е.В., Дьяков Е.Ю. Огневая подготовка в органах внутренних дел: Учебно-методическое пособие. М., 2005. 28 с.

10. Минин Р.А. Стрельба из пистолета: Учебно-методическое пособие. М., 1954.

11. Северин Н.Н., Клыкова Е.В. Некоторые аспекты совершенствования методики проведения занятий по огневой подготовке // Могилевский институт МВД, 2016.

12. Сергеев В.А. Современные технологии, применяемые в огневой подготовке // Труды академии управления МВД России, 2013.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма и физической культуры Егорова Елена Николаевна

ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА К РАБОТЕ В КОНТЕКСТЕ

EVENT МЕРОПРИЯТИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы организации событийного туризма («event tourism»), подготовки бакалавров, будущих менеджеров культурного туризма к данному виду деятельности, который приобретает все большую популярность; определены функции событийного туризма; представлены основные направления подготовки бакалавров.

Ключевые слова: событийный туризм, бакалавры, компетенции, функции.

Annotation. The article deals with the actual problems of the organization of event tourism ("event tourism"), training of bachelors, future managers of cultural tourism to this type of activity, which is becoming increasingly popular; the functions of event tourism are defined; the main directions of training of bachelors are presented. Keywords: event tourism, bachelors, competencies, functions

Введение. Направление подготовки будущих менеджеров туризма связано с особенностями, которые предопределяются социономической сферой их профессиональной деятельности, которая связана с системой «человек-человек». Это: учителя, менеджеры, сотрудники правоохранительных органов и др., чьи профессиональные обязанности связаны с перегрузками, необходимостью переключения с одного вида

деятельности на другой, эмоциональным возбуждением, необходимостью понимания внутреннего состояние людей различных этнических групп, возраста, поликультурных особенностей и др.

Подготовка будущих менеджеров туризма связана с необходимостью формирования профессионально-личностной компетентности, предполагающей освоение теоретических знаний и практических умений, видение своего профессионального поведения в разнообразных ситуациях межличностного взаимодействия. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 - Туризм, значимыми определяются компетенции, связанные с подготовкой специалистов, готовых к работе в обществе, способных понимать значение гуманистических ценностей, готовых к уважительному и бережному отношению к культурным традициям, толерантному восприятию социально-культурных различий, способных к межличностному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций. В группе универсальных компетенций, которыми должен обладать менеджер туризма (УК-5), указано, что он должен «воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этническом и философском контекстах» [7].

В ходе предварительного исследования, нами выявлено, что у бакалавров первых курсов направления подготовки «Туризм» - у 72,5% -отсутствуют представления о их будущей профессиональной деятельности; у 69,6% - отсутствуют навыки межличностного взаимодействия с субъектами среды; у 75,4 % - отсутствуют элементарные знания по событийному туризму. Между тем, выпускникам, осуществляющим деятельность в сфере туризма, необходимо будет взаимодействовать с различными субъектами поликультурной среды региона. В связи с этим важнейшими задачами подготовки менеджеров туристического бизнеса становится создание условий для реализации полноценной профессиональной деятельности и получения практических навыков, способствующих эффективной работе по реализации основных положений культурного туризма.

Изложение основного материала статьи. Новое качество подготовки будущего менеджера сферы туризма в вузе обусловливает потребность в разработке научно-технологического и практического обеспечения опережающей подготовки бакалавров, выбор и реализацию технологий практико-ориентированной подготовки, использование современных информационно-образовательных ресурсов, ориентации на конкретные рабочие места. На современном этапе развития социокультурной сферы туристский бизнес испытывает потребность в менеджерах, готовых осуществлять организацию культурного туризма. В реализации образовательной программы по подготовке менеджеров, способных работать в в новых социокультурных условиях, заинтересованы сами бакалавры, стремящиеся к расширению диапазона конкурентоспособных возможностей в приобретении знаний и навыков.

Современная практика туризма в России свидетельствует о развитии выездного - outgoing, въездного -incoming и внутреннего - domestic tourism туризма, диктующего спрос на специалистов-бакалавров данной отрасли. В исследованиях последних лет [4; 8] прослеживается тенденция активизации интереса к интерактивным формам отдыха, связанным с интересом к событийному виду культурного туризма.

В процессе подготовки менеджеров сферы туризма превалирует монодисциплинарный подход, рассматривающий туризм как однородное целое. Вместе с тем, культурный туризм в условиях поликультурного региона представляет сложную структуру. На сегодняшний день, высшие учебные заведения запаздывают с разработкой междисциплинарных учебных курсов, отражающих современные тенденции развития событийного культурного туризма, потребность в котором возрастает [6]. Вместе с тем, бакалавры в процессе обучения в вузе, осваивая азы менеджмента, ориентированы на освоение навыков событийного культурного туризма, участвуют в проведении крупных международных культурных программ и акций. Событийный туризм в работах отечественных авторов трактуется как «неотделимая часть всего туризма, направленная на посещение дестинации в определенное время, связанное с каким-либо событием, мероприятием в жизни сообщества или общества» при этом подчеркивается, что данное мероприятие отличается «своим многообразием, значимостью..., а также характеризующихся кратким периодом существования [2].

Ярким событием культурного туризма стал выставочный комплекс «Атамань» в Краснодарском крае, выполняющий несколько функций: просветительскую, направленную на сохранение исторической памяти; историко-культурологическую, способствующую сохранению и развитию национальных культурных традиций, песенного и танцевального искусства народов, проживающих на данной территории, изучения истории, быта и ремесел. «Атамань» является эффективной учебной площадкой для реализации профессиональных компетенций будущих менеджеров туризма. В рамках исторического выставочного комплекса, проводятся различного рода мероприятия, формирующие этнокультурное мировоззрение у туристов, которые знакомятся с традиционными ремеслами Кубани, со старинным певческим искусством, казачьими обрядами, костюмами и пр. Изучение основных направлений культурного туризма на реально существующей выставочной площадке, сопровождалась разработкой методического материала для бакалавров данного профиля, выстроенного по следующим направлениям:

- разработка и внедрение новых форм взаимодействия в условиях культурного туризма, с определением целевых ориентиров развития этнокультурного комплекса [5];

- междисциплинарная интеграция, включающая знания различных областей наук (история, культурология, фольклор, менеджмент, экономика и пр.);

- научно-исследовательская, способствующая приобретению бакалаврами навыков изучения экскурсионного направления, гостеприимства, в организации и проведении мастер-классов, семинаров, конференций [3].

Методическое содержание образовательных дисциплин по событийному туризму, подготовленных для прохождения бакалаврами производственной практики, ориентировано на освоение мирового туристского рынка с использованием материалов на всех ведущих языках мира, предоставления подробной информации о сроках проведения фестиваля, его программе, справочной информации, контактах. В то же время результаты проведенного нами исследования показали, что будущий менеджер сферы туризма, помимо специальных профессиональных компетенций, нуждается в подготовке, предполагающей приобретение опыта межкультурного взаимодействия с представителями иносоциокультур. В рамках организации событийного туризма в ходе прохождения практики студенты-менеджеры на деле усваивают систему профессиональных норм, правил, что способствует в дальнейшем эффективно осуществлять профессиональную деятельность.

Понятие «event tourism» (событийный туризм) важнейший мотивирующий фактор в туризме, ибо оказывает влияние на конкурентоспособность туристского бизнеса. Событийный туризм как туристическая отрасль обсуждается научным сообществом уже более двух десятилетий. Говоря о событийном туризме, авторы рассматривают виды ивентов, выполняющих следующие функции: «привлечение туристов (особенно в низкий сезон); ускорение возрождения городов; увеличение туристской вместимости дестинации и развития инфраструктуры туризма; формирование благоприятного имиджа дестинации и внесение вклада в развитие территории как благоприятного места для проживания, работы и инвестирования» [1, с. 1681.

Одним из направлений событийного туризма становится организация фестивалей, определяющего необходимость приобретения навыков театрализации в их проведении [91. Однако большинство проводимых мероприятий ориентировано на то, что туристы будут представлять лишь зрительскую аудиторию. В процессе разработки стратегии осуществления производственной практики будущих менеджеров туризма в контексте выставочного комплекса «Атамань, театрализация направлена на вовлечение туристов в проводимые действия. Комплекс «Атамань» представляет собой большую концертную площадку, на которой проводятся мероприятия, связанные с искусством разных народов. Массовые театрализованные действия открывают широкий простор для развития творческого потенциала будущих менеджеров по туризму, предоставляют возможности овладения навыками сценографии. Это: разработка сценария; «привязка» действия к ландшафтным особенностям местности; описание самого мероприятия с ориентацией на целевую группу туристов (возраст, этнокультурные и гендерные особенности, условия проживания и пр.). Как свидетельствует практика, туристы, вовлеченные в активное действие, приобретают яркие впечатления, формируют свое эмоциональное отношение, поведенческий опыт взаимодействия с этнокультурными традициями других народов. При организации подобных мероприятий, бакалавры приобретают незаменимый опыт воплощения сценического действия, поддержки его темпоритма, привлечения туристов на различные сценические площадки с исполнением роли исполнителя народных песен, сценического действия, хореографической постановки или сюжетной игры, воспроизводящих особенности быта отдельного этноса. При организации подобных фестивалей на площадках комплекса «Атамань», все действия должны иметь логическое построение, органичное сценическое воплощение, в рамках которых проявляется латентно-педагогическая цель практики, изучаются потенциальные возможности и личностные характеристики бакалавров:

- формируются установки на необходимость осуществлять свою деятельность в предлагаемых обстоятельствах;

- моделируются ситуации, требующие быстрого переключению внимания и действия;

- активизируется творческое воображение.

Участие в деятельности выставочного комплекса «Атамань» в рамках производственной практики бакалавров позволило определить направления подготовки будущих менеджеров культурного туризма, сконцентрированных на проектировании данного мероприятии:

- задача, определяющие жанр мероприятия в контексте его социально-географической направленности;

- определение уровня мероприятия, его культурного и социального статуса;

- определение значения мероприятия в системе приоритетов рынка предоставления туристских услуг;

- учет финансовых возможностей;

- обновления видов зрелищного действия в структуре проводимого фестиваля и потенциальной запросов аудитории.

В преддверии участия в мероприятиях, проводимых в рамках выставочного комплекса «Атамань», бакалавры самостоятельно определяют пространственные характеристики фестиваля, которые включают:

- исследование возможностей среды;

- характеристику места проведения фестиваля;

- разработку концепции мероприятия с прогнозированием его восприятия туристами, участниками фестиваля;

- изучение маркетинговой стратегии, учета возможных вложений и экономической выгоды.

Ориентируясь на то, что в рамках выставочного комплекса «Атамань» значимыми представляются

музыкальные фестивали, бакалавры разработали основные направления коммерческих мероприятий. Участниками музыкальных фестивалей являются, такие всемирно прославленные коллективы Краснодарского края, как Кубанский казачий хор, ансамбль «Криница», государственный концертный ансамбль танца и песни «Кубанская казачья вольница». Ориентируясь на выдающиеся образцы традиционной культуры, бакалавры проектируют возможные варианты продвижения творчества прославленных коллективов, в том числе, и рекламной продукции. Это:

- рекламные буклеты о творчестве коллективов;

- представление информации о премьерных участниках коллективов;

- голосовая информация о предстоящих мероприятиях фестиваля.

Выводы. В рамках подготовки будущего менеджера культурного туризма, способного осуществлять свою деятельности в условиях значимых событий, необходимо сформировать компетентность, которая предполагает наличие способности и готовности к организации PR-мероприятий: проектирование мероприятия, согласование деятельности всех участников проекта, контроль результативности и оценка эффективности сотрудников (практикантов). К специальным компетенциям, получаемым бакалаврами в процессе организации мероприятий в рамках выставочного комплекса «Атамань», можно отнести: навыки и умения проводить презентации, управления проектом, готовность проводить конференции; способность осуществлять деятельности в сфере культуры и искусства; демонстрировать креативное мышление; реализовать способность к поликультурному общению и межличностной коммуникации. Чтобы осуществить проведение мероприятия событийного туризма, организовать театрализованный праздник, бакалавры в рамках факультативных курсов должны получили знания, которые будут способствовать приобретению информации по таким вопросам, как: географические особенности, достопримечательности местности; исторические факты; особенности национальных и культовых обычаев; национальный состав данного региона, инфраструктура и традиции населения; информационное и рекламное обеспечение проводимого мероприятия.

Как представители социономической сферы деятельности, бакалавры, будущие менеджеры культурного туризма в своей практической деятельности формируют такие качества личности, как целеустремленность,

стрессоустойчивость, ответственность, стабильность, быстрая реакция, стремление к наилучшим результатам, толерантность, умение работать в команде.

Событийному туризму, как педагогической проблеме, совсем недавно стали уделять внимание ученые, педагоги-практики. В процессе подготовки будущих менеджеров сферы туризма, необходимо приобретать знания в области обычаев и традиций, что всегда являлось мотивацией для изучения других территорий. Интерес на событийный туризм в России значительно вырос благодаря проведению Олимпийских игр в Сочи. Данный опыт, как и деятельность выставочного комплекса «Атамань», трудно переоценить: это позиционирование страны, продвижение культурных событий на мировой туристский рынок, возможность осуществлять межкультурный диалог. Культурные события постепенно становятся неотъемлемой частью туризма, что определяет перспективность подготовки специалистов для социономической сферы деятельности.

Литература:

1. Алексеева О.В. Событийный туризм и ивент-менеджмент // Российское предпринимательство. -2011. - Том 12. - № 6. - С. 167-172.

2. Биржаков Б.М. Введение в туризм. - М-СПб.: «Издательский Дом ГЕРДА», НП «Издательство «Невский Фонд», 2014. - 543 с.

3. Лагусева Н.Н. Научное сопровождение профессионального туристского образования: монография. -М., Логос, 2012. - 245 с.

4. Марасанова, В.М. Теоретические основы социально-культурного сервиса и туризма: учеб. пособие / В.М. Марасанова; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль: ЯрГУ, 2008 - 108 с.

5. Мошняга Е.В. Концептуальное пространство межкультурной коммуникации в туризме в условиях глобализации / Е.В. Мошняга; РМАТ. - М.: Сов. спорт, 2010. - 219 с.

6. Туравец Н.Р. Контекстный подход при реализации междисциплинарной интеграции в подготовке аспирантов / Культурная жизнь Юга России. - 2018. - № 1 (68). - С. 140-143.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования бакалавриата по направлению подготовки 43.03.02 - туризм (Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 8 июня 2017 г. (№ 516).

8. Черненко В.А., Колпащикова Т.Ю. Развитие культурно-познавательного туризма в Северо-Западном округе Российской Федерации: монография / В.А. Черненко, Т.Ю. Колпащикова. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012 - 179 с.

9. Getz D. Event tourism: Définition, évolution, and research // Tourism Management. - 2008. - №29. -403-428 р.

Педагогика

УДК 371

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); магистрант Ладина Яна Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)

К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ИНСТРУМЕНТАРИИ ДИЗАРТРИИ, ЗНАЧЕНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос диагностики артикуляционного аппарата у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста. Предлагается авторская (Жулина Е.В., Ладина Я.О.) комплексная диагностическая методика обследования дизартрии с позиции основных сторон речи (строение артикуляционного аппарата, состояния мимической мускулатуры, состояния тонуса мышц, состояние звукопроизношения). Предлагаются авторские методы логопедического массажа для устраниения нарушения звукопроизношения у детей с дизартрическими расстройствами дошкольного возраста (5-6 лет). Ключевые слова: дизартрия, диагностика, логопедический массаж, дошкольники.

Annоtation. This article deals with the diagnosis of articulatory apparatus in children with dysarthric disorders of preschool age. The author's (Zhulina E. V., Ladina Ya. O.) complex diagnostic method of examination of dysarthria from the position of the main sides of speech (the structure of the articulation apparatus, the state of the facial muscles, the condition of the muscle tone, the state of sounds). The author's methods of speech therapy massage for elimination of violation of sound reproduction in children with dysarthric disorders of preschool age (5-6 years) are offered.

Keywords: dysarthria, diagnostics, Speech therapy massage, preschoolers

Введение. Дизартрия - это нарушение произношения, которое обусловлено иннервацией речевого аппарата при поражениях подкорковых и заднелобных головного мозга. В статье мы рассмотрим этапы комплексного обследования этого сложного и тяжёлого расстройства звуковой стороны речи.

При дизартрии нарушается моторика артикуляционного аппарата, наблюдаются медленные, недостаточно точные движения языка и губ. Также, мы можем увидеть расстройство жевания и глотания. Речь несколько замедленна, заметна смазанность при произнесении звуков. Произношение сложных по артикуляции звуков- самое распространенное нарушение: ж, ш, р, ц, ч.

При тяжёлой степени дизартрии наблюдается глубокое поражение артикулярных мышц и полная бездеятельность речевого аппарата. У пациента полностью отсутствует речь. Иногда он произносит нечленораздельные звуки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.