Научная статья на тему 'Проблемы профессионального образования в событийном туризме'

Проблемы профессионального образования в событийном туризме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИВЕНТ-ТУРИЗМ / СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ В КАРЕЛИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБ-РАЗОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ТУРИЗМУ / EVENT-TOURISM / EVENT-TOURISM IN REPUBLIC OF KARELIA / PROFESSIONAL TOURISM EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE OF TOURISM SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афонина Я. С.

Описаны масштабы развития событийного туризма в Республике Карелии и его зна-чение для региона. Выдвинуто предположение о недостатке специалистов в этой об-ласти бизнеса. Сделан обзор имеющихся в России и регионе образовательных про-грамм по рассматриваемому вопросу. Составлен перечень профессиональных компе-тенций специалиста ивент-туризма. Приведены доводы о недостаточности и не-полноте предлагаемых образовательных курсов в соответствии с требованиями,предъявляемыми индустрией. Рассмотрены факторы, которые осложняют разви-тие образования в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of professional education in event-tourism

The article describes the scale of the development of event tourism in the Republic of Kareliaand its importance for the region. Has been suggested a lack of specialists in this field ofbusiness. Have done a review of available educational programs of the subject in Russia andthe region. Have listed professional competencies of a specialist in the event tourism. It wasconcluded that the proposed training courses and educational programs are incomplete andinsufficient, according with the requirements of the industry. The factors which complicatethe development of education in the field are reviewed.

Текст научной работы на тему «Проблемы профессионального образования в событийном туризме»

УДК 338.48-44/10:338.48-61 Я.С. АФОНИНА

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОБЫТИЙНОМ ТУРИЗМЕ

Описаны масштабы развития событийного туризма в Республике Карелии и его значение для региона. Выдвинуто предположение о недостатке специалистов в этой области бизнеса. Сделан обзор имеющихся в России и регионе образовательных программ по рассматриваемому вопросу. Составлен перечень профессиональных компетенций специалиста ивент-туризма. Приведены доводы о недостаточности и неполноте предлагаемых образовательных курсов в соответствии с требованиями, предъявляемыми индустрией. Рассмотрены факторы, которые осложняют развитие образования в данной сфере.

Ключевые слова: ивент-туризм, событийный туризм в Карелии, профессиональное образование в туризме, профессиональные компетенции специалиста по туризму.

The article describes the scale of the development of event tourism in the Republic of Karelia and its importance for the region. Has been suggested a lack of specialists in this field of business. Have done a review of available educational programs of the subject in Russia and the region. Have listed professional competencies of a specialist in the event tourism. It was concluded that the proposed training courses and educational programs are incomplete and insufficient, according with the requirements of the industry. The factors which complicate the development of education in the field are reviewed.

Key words: event-tourism, event-tourism in Republic of Karelia, professional tourism education, professional competence of tourism specialist.

Событийный туризм — это вид туризма, связанный с организацией туристского обслуживания в период проведения разовых или периодически повторяющихся событий, значимых для человечества, общества, малых групп людей или индивидуумов, а также деятельность по организации и управлению мероприятиями и событийными проектами [1].

Для нашей страны в целом и для Карелии в частности событийный туризм не является новинкой. В туристской практике региона существуют все подвиды этого направления туризма: событийный туризм, корпоративный и деловой туризм, конференц-туризм, инсентив, выставочная деятельность. Здесь представлен весь спектр ивент-индустрии, который в более расширенном поня-

© Афонина Я.С., 2013

тии носит название «MICE-туризм» (M — meeting (встреча), I — incentive (поощрительный туризм), C — conference (конференция), E — event (событие)) [2]. Над созданием ивент-имиджа региона ведется тщательная работа, результатами деятельности стали, например, такие регулярные мероприятия, как «Олонецкие игры Дедов Морозов», «Олония — гусиная столица», гонки на собачьих упряжках «По земле Сампо» (Пряжин-ский район), гонки на собачьих упряжках «Калевала» (Калевальский район), ежегодный Международный снегоходный фестиваль «ОпенКарелия» (Олонецкий район), трофи-рейды «Ладога-трофи», «Карелия-трофи», «АвтоГирвас» (Сорта-вальский, Кондопожский районы), этнические фестивали и др.

События привлекают большое число туристов из Москвы и Санкт-Пе-

тербурга, иностранных гостей, а также играют большую роль в культурной и спортивной жизни региона, оказывают значительное влияние на создание положительного имиджа Республики Карелии как туристской дестинации. Мероприятия организуются при поддержке Комитета по спорту и туризму Республики Карелии и администраций районов, а также силами туристских компаний («Скифы-тур», «Арт-тревел», «RussiaDiscovery) и клубов любителей внедорожной техники.

Туризм в Карелии нуждается в большем количестве профессионалов как в самом туризме, так и в смежных областях ивент-менеджмента: нужны профессиональные аниматоры, инструкторы, бизнес-тренеры, специалисты-управленцы и др. [3]. В этой сфере традиционно работают представители гуманитарных отраслей: педагоги, переводчики, социологи, историки и другие специалисты, а тем временем проблема профессиональных кадров в туризме стоит все так же остро.

Имеющаяся система образования просто не успевает перестраивать свои учебные программы в соответствии с постоянно меняющимися тенденциями в этом сегменте бизнеса: инновационные технологии, изменчивые веяния в «туристской моде», значительные изменения в политическом и социальном аспектах общества. В итоге молодой специалист, приступивший к работе по выбранной специальности, может обнаружить, что знания, полученные в вузе или профессиональном учебном заведении, безнадежно устарели, и ему предстоит узнать еще много нового. Образование в туризме — это постоянный непрерывный процесс, и основное место в нем занимает обучение на рабочем месте, самообразование и профессиональное саморазвитие в рамках специальности. Пользуются популярностью различные курсы повышения квалификации, в рамках которых специалист может приобрести необходимые профессиональные навыки.

Понятие «ивент-туризма» и осознание того, что эта разновидность отрасли требует особого внимания и нуждается в кадрах, появились в России не так давно. Образовательная база находится в зачаточном состоянии. Действующие профессионалы этой сферы получали свои знания не за партами учебных заведений, а непосредственно в процессе работы. Мало того, не только в нашей стране, но и на Западе вопрос о предмете знаний профессии остается нечетким и противоречивым, нет критериев оценки профессиональных компетенций ивент-менеджера. Но спрос рождает предложение, поэтому у нас в стране появляются возможности для обучения в этой сфере.

Специальности «ивент-менеджер» в вузах пока не существует, есть ряд смежных направлений, таких как менеджмент в шоу-бизнесе или менеджмент организации с соответствующей специализацией. Менеджер по туризму может повысить квалификацию на специализированных курсах и тренингах. На данный момент в России существуют следующие образовательные программы, которые в той или иной мере отражают сущность специальности и с помощью которых менеджер по туризму может развить свои навыки в ивент-индустрии: «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Менеджмент в сфере культуры», «Социокультурное проектирование», «Менеджмент событийного туризма» (Российский государственный университет туризма и сервиса), курс «Ивент-менеджмент» (факультет культурологии и туризма Московского гуманитарного университета), «Менеджмент событийного и культурного туризма» (филиал НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге). Среди курсов, семинаров, мастер-классов особенно выделяются «Event-менеджмент» в авторской школе Сергея Князева, «Экономика праздника» и «Конструктор праздничных мероприятий» в учебном центре «Фонд "Праздник"»; выставочные мероприятия и семинары: Между-

народная конференция индустрии MICE (г. Москва), EVENT EXPO, Всероссийский фестиваль анимационных команд в сфере туризма и шоу-бизнеса, «Event Management — Маркетинг Впечатлений». Отдельного внимания в процессе создания профессиональной среды в ивент-менеджменте заслуживают многочисленные деловые союзы, самые крупные из таких ассоциаций в России — «Ивент Лига», Национальная ассоциация организаторов мероприятий (НАОМ) и Комитет по event-менеджменту (АКМР). Эти организации помимо основной цели — объединения профессионалов — также занимаются изучением вопросов, проблем, перспектив развития российского рынка ивент-услуг, созданием стандартов работы, обменом профессиональным мастерством. Также существует «Единый реестр ивент-профессионалов» [4], целями которого являются унификация требований и подтверждение профессионализма и успешности участников ивент-рынка.

Республика Карелия как туристский регион, активно использующий для привлечения гостей ивенты, прилагает усилия для создания базы для подготовки профильных специалистов. Образование в отрасли представлено курсом профессиональной переподготовки «Менеджмент культурных событий (event-менеджмент)» (БОУ СПО «Карельский колледж культуры и искусств»). Инновацией в образовании является проект Карельского регионального института управления, экономики и права Петрозаводского государственного университета «Promoting Event Management» [5], имеющий своей целью создание и продвижение программ подготовки специалистов по организации массовых мероприятий как инструмента развития культурных инициатив и туризма на Северо-Западе России. Результатом внедрения проекта станут пять новых образовательных модулей по указанной проблематике, которые будут введены в учебную программу вузов, участвующих

в проекте, в том числе в Карельскую государственную педагогическую академию.

Таким образом, процесс образования в ивент-индустрии в большей степени касается уже работающих специалистов, обучению с нуля уделяется меньше внимания, так как осуществление деятельности в этом довольно узком направлении требует обширных знаний о турин-дустрии в общем.

Опираясь на собственный опыт и информацию, полученную в ходе сделанного обзора рынка образовательных услуг в ивент-туризме, автор считает возможным перечислить основные требования к знаниям, навыкам, умениям будущих специалистов.

Основные знания:

• общие знания о структуре, принципах, тенденциях туристского рынка;

• знания об участниках рынка отрасли (партнеры, конкуренты, ведущие компании, новые компании, иностранные компании), об их методах и направлениях деятельности;

• знание основных методик, техник, технологий, отраслевых трендов и инноваций, использующихся в отрасли, умение применять их на практике;

• знание основ проектного менеджмента, тайм-менеджмента, управления человеческими ресурсами;

• знание экономики предприятия, умение грамотно вести бюджетирование и отчетность, составлять сметы проекта, оценивать экономическую эффективность и рентабельность проекта;

• знание юридических аспектов туристкой деятельности;

• знание материально-технической базы (гостиницы, рестораны, конференц-залы, транспортные услуги, экскурсионные объекты, полиграфические услуги, музыкальные коллективы и др.) туристкой дестинации, в которой осуществляется деятельность;

• знание географии региона;

• знание истории и культуры региона;

• логистические знания и умения.

Специальные знания и компетенции:

• презентационные навыки и умения, в том числе с использованием технологий;

• умение вести переговоры;

• знание о психологии клиента и организации продаж;

• технические навыки (использование светового и музыкального оборудования, спортивного инвентаря);

• знания в области кейтеринга, знание основ кулинарии, стандартов конференц-обслуживания;

• художественный вкус;

• творческое мышление;

• свободное владение иностранным языком.

Поведенческие навыки:

• целеустремленность;

• умение работать в команде;

• стрессоустойчивость;

• самоорганизованность, хорошая память, быстрая реакция;

• умение принимать нестандартные решения;

• доброжелательность.

Над вопросом кадров в ивент-туризме ведется масштабная работа, рынок образовательных услуг старается соответ-

ствовать требованиям развивающейся туристкой отрасли, однако до создания комплексной системы, которая могла бы предоставить качественное всеобъемлющее образование в этой сфере, пока еще далеко. Это связано с тем, что образование в туризме само по себе еще не идеально, а понятие «ивент-туризм» появилось в России не так давно, и еще нет осознания явной нехватки специалистов. Проблема и в том, что обучение должно проводиться действующими профессионалами индустрии, а их вовлечение в образовательный процесс осложнено. Туризм в целом, а ивент-туризм в особенности — очень своеобразная материя, это индустрия впечатлений, а создавать впечатления — это искусство. Можно изучить десяток управленческих моделей, пройти курсы по продажам турист-ких услуг, уметь подобрать сотню превосходных ивент-площадок для проведения мероприятий, знать всевозможные методы и техники организации корпоративных событий, но научить человека творчески мыслить, любить профессию и своих клиентов не может никто. В этом, возможно, и заключается самая большая проблема образования.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Экономика и организация туризма: международный туризм / под ред. И.А. Рябо-вой,Ю.В. Забаева,Е.Л. Драчевой. М.: КНО-РУС, 2005.

2. Романцов А.Н. Еуеп-маркетинг: сущность и особенности организации. М.: Дашков и Ко, 2009.

3. Сонина М.М. Бизнес образование в России. Перевелись на Руси менеджеры по туризму. Ч. 2 [Электронный ресурс].

URL: http://spb.rb-edu.ru/library/articles/ articles_9422.html

4. Деловой союз организаторов мероприятий «Ивент Лига» [Электронный ресурс]. URL: http://eventliga.ru/

5. Promoting Event Management (PEM). Карельский региональный институт управления, экономики и права Петрозаводского государственного университета [Электронный ресурс]. URL: http://pem-karelia.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.