ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
® антропоэкологические понятия, благодаря которым среда рекреационной деятельности рассматривается как арена жизнедеятельности человека и обладает комплексом свойств, необходимых для рекреационной деятельности людей;
® понятия рекреационного проектирования, раскрывающие сущность профессионально квалификационных модулей, учебных элементов, а также границы типологических и региональных компонентов профессионального туристского образования благодаря синтезу разных циклов рекреационной деятельности человека и рекреационных программ из ограниченного числа рекреационных модулей; ® понятия социализации, раскрывающие содержание профессионального туристского образования в контексте общественного движения за доступность культурного и природного наследия через туризм;
мотивационные понятия, раскрывающие содержание профессионального туристского образования в контексте обеспечения гарантий трудоустройства и карьерного роста.
Объектно ориентированные понятия формирования содержания профессионального туристского образования:
Ь отраслево-экономические понятия, раскрывающие программу экономической подготовки специалистов туризма в аспекте изучения туризма как отрасли экономики.
Ь деятельностно ориентированные понятия, раскрывающие программу экономической подготовки специалистов туризма в аспекте изучения туризма как экономической деятельности;
рыночные понятия, раскрывающие программу экономической подготовки специалистов туризма в аспекте изучения особенностей туристского рынка;
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
технологические понятия, раскрывающие технологию туристской деятельности.
феноменологические понятия, раскрывающие содержание профессионального туристского образования в контексте феноменологии туризма и общественного осознания смены его функций и ролей.
Предметно ориентированные понятия формирования содержания профессионального туристского образования:
системные понятия, раскрывающие целостность содержания профессионального туристского образования;
оптимизационные понятия, раскрывающие содержание профессионального туристского образования в аспекте поиска и обучения эффективным методикам;
# семантические понятия, раскрывающие содержание профессионального туристского образования через построение семантических полей;
лингвострановедческие понятия, раскрывающие содержание профессионального туристского образования как специфической предметной сферы взаимодействия культур.
Понятия профессионального туристского образования возникают и развиваются в ходе туристской и рекреационной деятельности, отражая две стороны деятельности: духовную сущность рекреации и ее эффективность (экономическую, оздоровительную и познавательную). Вместе они составляют понятийную базу профессионального туристского образования. Совокупность понятий профессионального туристского образования формирует его семантическое поле и должна учитывать предметные, коммуникативные и рефлексивные аспекты рекреационной деятельности людей и путешествий.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ МЕНЕДЖМЕНТА ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА
О.В. КАВИНСКИЙ,
соискатель кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма,
менеджер ООО «Арсенал-Р» 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
Аннотация. Быстрые темпы развития туристской индустрии в России обусловили появление множества туристских образовательных учреждений, занимающихся подготовкой кадров для работы в туризме. Однако уровень подготовки специалистов по многим аспектам не соответствует современным требованиям, в том числе в профессиональной подготовке специалистов в сфере менеджмента делового туризма. Туристская индустрия нуждается в квалифицированных кадрах, однако качество подготовки компетентного профессионала в сфере менеджмента делового туризма является низким.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ^^^_ ^^ И^?ИХОЛОГИЧЕСКИЕ^НАУКИ
Ключевые слова: деловой туризм, менеджмент, профессиональная подготовка, профессиональное туристское образование, зарубежный опыт, международный институт, программа обучения, инновационные курсы, управление.
FOREIGN EXPERIENCE OF VOCATIONAL TRAINING OF EXPERTS IN SPHERE OF MANAGEMENT OF BUSINESS TOURISM
O.V. KAVINSKY,
the competitor of chair of pedagogics and Psychology Russian the international Academy of Tourism
The summary. Fast rates of development of the tourist industry in Russia have caused occurrence of a considerable quantity of the tourist educational institutions which are engaged in a professional training for work in tourism. However level of preparation of experts in many aspects does not correspond to requirements, including in vocational training of experts in sphere of management of business tourism. This problem especially sharply costs in many Russian high schools. The tourist industry is in great need in qualified personnel, however for today quality of preparation of the competent professional in sphere of management of business tourism is low enough.
Key words: business tourism, management, vocational training, professional tourist formation, foreign experience, the international institute, the training program, innovative courses, management.
В настоящее время профессиональное туристское образование как ни одна другая ветвь профессионального образования в сфере менеджмента делового туризма нуждается в теоретическом осмыслении системной связи между идеями современной педагогической науки и концепциями теории и практики туризма. Без него невозможен синтез содержания профессионального туристского образования в сфере mice.
В современных условиях система ступенчатого высшего образования является важным направлением оптимизации подготовки новой генерации специалистов mice, максимального удовлетворения образовательных потребностей личности и общества, дифференциации профессиональной подготовки, вхождение нашей страны в мировое просвещенское пространство.
Всемирная туристская организация объединила 17 высших образовательных учреждений мира в единую систему подготовки специалистов сферы mice.
Основные направления дипломирования в сфере образования ВТО:
Ь МВА в международном управлении туризмом; Ь МВА в международном управлении;
МВА в международном управлении аграрным продовольствием;
МВА в международном управлении маркетингом.
Международный институт туристического менеджмента в Эссексе (Великобритания) предоставляет множество избирательных курсов, которые непрерывно обновляются и приспосабливаются к изменяющимся потребностям отрасли mice. Образовательные учреждения и администрация находятся в постоянном контакте с профессионалами отрасли и научно-исследовательскими учреждениями, чтобы
гарантировать соответствие учебных планов последним достижениям в этой области. Этот институт был пионером в предложении инновационных курсов, сосредоточивающихся на самых последних проблемах туристического бизнеса.
Студенты разрабатывают собственную программу обучения, выбирая из многочисленных европейских специализированных курсов в этой сфере. Студенты могут изучать 29 курсов на выбор в течение 18-месячной программы МИГМ Эссекса. Эта модульная система разрешает студентам составлять собственную программу обучения, выбирая те курсы, которые лучше дополняют их предыдущее образование и соответствуют их профессиональным целям. Избирательные курсы могут быть отобраны из учебного плана МИГМ плюс каталог по общему бизнесу и курсов языка.
Прикладное, диалоговое обучение позволяет студентам приобретать навыки, необходимые для анализа и использования информации в сфере перспективного управления. Проекты максимально приближены к жизни, анализ социологических исследований доказал успешность обучения студентов по этой программе в деле приобретения аналитических навыков.
Студенты получают постоянную информацию о результатах своего обучения в МИГМ Эссекса. Программа устанавливает сочетание нескольких форм оценки типа экспертиз, контрольных опросов, анализа социологического исследования, самостоятельной работы, создания проектов в группе и других заданий. Эти методы требуют от студентов особого прилежания для выполнения заданий во внеаудиторное время. Академический год разделен на три триместра, каждый из которых состоит из 10 недель (октябрь—декабрь, январь—март, апрель—июнь).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ *
Ведущим институтом в Греции является институт туризма Le Monde, расположен в Афинах. Le Monde — ведущий институт в сфере туристских исследований в стране. Это образовательное учреждение полностью ориентируется на туризм. Le Monde — частный институт, в состав которого входят два факультета. Первый использует независимую структуру, установленную Министерством просвещения Греции, но в соответствии с международными установленными стандартами. Второй работает в пределах государственной структуры, которая установлена Министерством просвещения Греции и имеет его официальные полномочия. Предлагаемые программы распространяются на сферу управления туристской отрасли, самой развитой отрасли в Греции.
Обязательный перечень изучаемых предметов: туризм и авиатраспортировка, география и экскурсове-дение, туристское агентство (авиатарифы), организация и функционирование, туристское путешествие в комплексе, электронные программы бронирования, погрузочно-разгрузочные работы, иностранные языки, бухгалтерский учет, въездной туризм, авиакомпания (организация и функционирование), туризм как сфера услуг, Воздушный кодекс Греции и международные отношения.
Эта специализация предлагает интересные программы исследования. В течение двух лет обучения студенты узнают в теоретии и на практике о деловом туризме, коммуникативных технологиях, психологии в туризме, а также получают интересную информацию по курсу «Бизнес-планирование». Студенты полностью оснащены всем необходимым для того, чтобы стать руководителями сферы mice.
Задача университетской программы на степень магистра в университете Богазичи в Турции состоит в том, чтобы обеспечить годичный курс обучения для опытных менеджеров, которые ставят перед собой цель усовершенствовать свои знания и умения в сфере делового туризма. Участники этой программы получают интенсивное академическое и практическое образование в сфере управления по углубленной программе, которая сочетает передовые теории бизнеса ведущих стран и регионов с изучением практических вопросов, связанных с проблемами взаимодействия с персоналом, чтобы научиться творчески решать многочисленные вопросы, возникающие в жизнедеятельности любой компании. Программа сосредоточивается на решение таких вопросов, как «как думать», чем «что придумать».
^ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Институт подготовки специалистов, научных исследований и оперативных консультаций в сфере туризма (INSTROST) в Иране считается одним из самых лучших центров подготовки специалистов в сфере делового туризма в этой стране. Это образовательное учреждение тесно контактирует с университетом в Страсклайде (Великобритания).
Во всем мире признана экономическая и финансовая важность индустрии туризма. В Испании этот сектор превратился в главную индустрию страны. Спрос на профессионалов, способных занять высокие посты и руководящие должности в этом секторе, с каждым днем растет. Эти профессионалы должны не только хорошо владеть техникой управления организацией, но и иметь такую подготовку и образование, которые позволят им с успехом превзойти конкурирующие организации сферы mice.
Для осуществления этой цели была принята программа, участники которой смогут занять высокие руководящие должности в организациях в секторе mice. Студенты, кроме приобретения знаний по магистерской программе магистр управления организациями со специализацией «Управление туристской организации», будут обучены:
# определять и оценивать туристский спрос через анализ предпринимательства;
# разрабатывать план маркетинга специально для этого сектора;
# развивать детальную стратегическую подготовку для организации, которая позволит ему адаптироваться к последующим изменениям в области туризма;
# разрабатывать подробные планы конкретных действий, которые требуют туристские организации, предоставлять их характеристики.
Программы образовательных учреждений, которые готовят специалистов сферы менеджмента делового туризма в развитых странах, позволяют составить подробное представление о системе профессиональной подготовки специалистов в сфере менеджмента делового туризма, широко просматриваются основные направления этой подготовки, модули, сроки. Эта система образования за рубежом носит гибкий и прозрачный характер, что позволяет ей быстро приспосабливаться к новым, постоянно меняющимся условиям развития общества. Система подготовки специалистов туристкой сферы включает в себя в качестве основного компонента повышение квалификации и переподготовку, что диктуется потребностями глобализации всех процессов в мире и отвечает потребностям общества.