ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ СПОРТИВНО-СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА
А.А. АНИКЕЕВА, аспирант РМАТ по специальности теория и методика профессионального образования
_any_key_@ inbox.ru
Аннотация. Учитывая происходящие изменения на туристском рынке, необходимо своевременно вносить изменения в содержание профессионального туристского образования. Развитие новых направлений, таких как спортивно-событийный туризм, требует инновационного подхода к подготовке кадров. Однако проблема профессиональной подготовки специалистов в этой области качественно не обоснована. Профе ссионально-квалификационный подход, а также обновление содержания профессионального туристского образования позволит повысить уровень подготовки кадров для спортивно-событийного туризма.
Ключевые слова: спортивно-событийный туризм, профессионально-квалификационная структура, профессиональное образование, подготовка кадров, олимпийские игры.
PROFESSIONALLY QUALIFIED APPROACH TOWARDS SPORTING
EVENTS TOURISM
A.A. ANIKEEVA,
post-graduate student of the Russian international academy of tourism
Annotation. Taking into consideration the changes that are taking place in the tourist market it is necessary to implement changes into the course of the professional touristic education in a timely manner. The development of the new trends such as sporting events tourism demands the innovative approach towards personnel education. The importance of the professional training of the specialists in this sphere is not sufficiently justified though. Professionally qualified approach together with the professional touristic education reform will pave the way to increase the level of the sporting events tourism staff.
Key words: sporting events tourism, professionally qualified structure, professional education, personnel training, Olympic Games.
В настоящее время происходит рост конкурентоспособности на мировых туристских рынках. Для обеспечения устойчивого развития индустрии туризма в России необходимо решить задачу повышения профессионального уровня занятых в этой области кадров, прежде всего выпускников туристских вузов.
Во всем мире подготовке кадров для туристского бизнеса уделяется большое внимание. Больше всего образовательных учреждений, готовящих персонал для сферы туризма, в Великобритании (37), Испании и Италии (по 28), Франции (22). На американском континенте выделяются Канада (25), США (22) и Чили (12), а в регионе — Австралия (16), Китай (6), Филиппины (5) и Япония (4)1. В России функционирует более 70 крупных государственных и частных образовательных учреждений по подготовке кадров для туризма2.
Однако количество образовательных учреждений не является гарантией качества образования. Ощущается необходимость ускоренного развития и обновления системы профессионального образования в области туризма. По прогнозам ведущих специалистов в
области туристского образования, российская система профессиональной подготовки туристских кадров к 2010 г. должна выпускать ежегодно около 600 тыс. студентов. В мировой туристской индустрии занято 212 млн человек, что составляет 10,6% численности занятых во всех областях экономики. В последующие 20 лет темпы роста международного туризма превысят 4% в год (постановление правительства Москвы от 27 декабря 2006 г. № 1054-ПП «О развитии в городе Москве системы подготовки и повышения квалификации кадров для туристско-гостиничного комплекса столицы»).
Следует создать педагогические условия, которые способствовали бы формированию необходимой для сферы туризма профессионально-квалификационн ой структуры. Основой профессионального туристского образования является профессионально-квали фикационная структура3. Ее перспективные направления не обоснованы, а современные характеристики не соответствуют потребностям рынка.
Малая изученность содержания профессионально-квалификационной структуры в туристском обра-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ
зовании сдерживает создание системы направлений подготовки, специальностей и квалификаций туристских кадров, отвечающих потребностям рынка.
При проведении летних Олимпийских игр в Пекине в 2008 г. на рынке труда ощущалась нехватка специалистов, имеющих профессиональное образование, совмещающее в себе основы спорта и туризма. Туристский рынок испытал недостаток именно квалифицированного персонала. Опираясь на опыт организации Олимпийских игр в Пекине, необходимо осознавать, что грядущие международные соревнования только обостряют дефицит сотрудников разного уровня и профиля.
4 июля 2007 г. Международный олимпийский комитет (МОК) выбрал Сочи столицей Олимпийских и Параолимпийских зимних игр 2014 г., что откроет беспрецедентные перспективы развития российского спорта и оставит долгосрочное наследие для всего олимпийского движения. В ближайшие годы необходимо не только модернизировать материальную базу, но и значительно преобразовать систему образования, в том числе в туризме.
14—15 мая 2008 г. на базе Сочинского государственного университета туризма и курортного дела проводилась Международная научно-практическая конференция «Подготовка кадров для Олимпиады: проблемы и перспективы». В конференции принимали участие более 150 руководителей и преподавателей отечественных и европейских школ по подготовке специалистов туристской области. В ходе выступлений выявлены разные подходы к оценке качества подготовки выпускников. Однако в процессе обсуждения этого вопроса проблемы подготовки кадров в туристской отрасли и пути их решения не были четко определены. Можно перечислить только некоторые из них:
Ф туристская отрасль в период существования Советского Союза отличалась от той модели, которая есть сейчас. Российская модель туристского бизнеса не вполне удовлетворяет стандартам международной туристской индустрии;
® представители бизнеса неоднократно отмечали недостаточную практическую подготовленность выпускников вузов. Однако ими не были сформулированы требования к специалистам. Разработка образовательных стандартов, а также определение требований к потенциальному специалисту должны осуществляться при взаимном сотрудничестве педагогов и практиков;
Ф опыт профессионального образования недостаточно отражен в теории педагогической науки и учебно-методической литературе. Учебные пособия часто однообразны и скучны по содержанию, нередко созданы без учета специфики практической деятельности, не отражают действительную картину в этой отрасли;
Ф в учебных планах недостаточно часов, отведенных для развития профессиональных навыков, как
следствие — студенты вузов приходят на производственную практику, не владея практическими навыками профессиональной деятельности.
30 июня 2009 г. в Минспорттуризме России вышел приказ «О повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов в 2009/2010 учебном году». Он был создан в целях повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих работников, специалистов и педагогических кадров, занятых в сфере физической культуры, спорта и туризма, освоения ими современных технологий решения профессиональных задач, направленных на повышение уровня знаний российских менеджеров в области экономики олимпийского туризма и спорта, для совершенствования качества подготовки специалистов, спортсменов, оздоровление разных групп населения.
В сентябре 2008 г. Председателем Правительства РФ В. Путиным подписано распоряжение об учреждении автономной некоммерческой организации «Российский международный олимпийский университет», а 21 октября 2009 г. в Минспорттуризме России принято официальное решение о создании Российского международного олимпийского университета.
Идея создания Российского международного олимпийского университета была одобрена МОК. Цель университета — инновационное обучение и подготовка квалифицированных кадров для эффективной организации проведения игр в Сочи-2014, для дальнейшего продвижения и развития идеалов олимпийского движения.
Обучение в университете будет проводиться по многим специальностям, например менеджмент спортивных мероприятий, менеджмент спортивных объектов, менеджмент медиа в спорте, государственное управление и спортивная дипломатия. Обучение будет осуществляться на базе трех факультетов: международных отношений в спорте, коммуникаций в спорте и международный менеджмент в спорте и творческих индустриях. Образование должно включать в себя программы повышения квалификации, мастер-классы олимпийских чемпионов, магистратуру и программу МВА по спортивному менеджменту. Стажироваться студенты Российского международного олимпийского университета смогут на зимних Олимпийских играх в Сочи.
В России пока не готовят специалистов по спортивному менеджменту. Всему этому студенты смогут учиться у российских и западных преподавателей, экспертов и членов МОК в этой спортивной школе управления. Однако высококвалифицированных преподавателей в данной области в России может не хватить, зато иностранным было бы интересно поработать в России. Д. Пирсон, программный директор МВА в футбольной индустрии, уже читал в России лекции и с удовольствием поучаствует в образовательном процессе олимпийского университета.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
Идея создания олимпийского университета является интересной и новаторской. Однако есть некоторые противоречия, а именно:
Ф для того чтобы к Олимпийским играм в Сочи иметь достаточное количество квалифицированного персонала, обучение нужно начинать сейчас. Это обусловлено необходимостью отличного знания иностранных языков;
® предполагается, что ежегодно Олимпийский университет будет выпускать около 1 тыс. студентов. Такого количества специалистов недостаточно для качественного проведения игр;
Ф создание одного университета данной направленности не должно быть единственной мерой. Необходимо развивать качественное образование для подготовки квалифицированных кадров на международном уровне.
Для решения этих проблем необходимо обобщение теоретических идей, опыта работы и тенденций развития высшего профессионального образования в туризме4.
Необходимо подготовить для туристского рынка разноплановые, в том числе специализированные, группы работников; заменить эмпирический подход к разработке образовательных стандартов подготовки работников туризма на модель формирования содержания профессионального туристского образования, адекватную потребностям субъектов складывающегося туристского рынка.
Система подготовки профессиональных кадров в туризме будет плодотворна, если будут разработаны
дидактический комплекс и дидактические принципы развития профессионально-квалификационной структуры туризма. Необходимо эффективно использовать дидактические основы формирования профессионально-квалификационных структур5. Следует продолжать развитие исследований дидактической структуры туристского образования, уровней и квалификаций обучения. Систематические исследования позволят своевременно вносить изменения в содержание профессионального туристского образования, учитывая происходящие изменения в обществе, на туристском рынке и рынке труда.
1 Гринько С.А. Рынок подготовки туристских кадров: реалии и перспективы развития // Збiрник наукових праць. К., 2005. С. 123-126.
2 Педагопка туризму : навчальний пошбник для студен-тав вищих навчальних закладiв / за ред. В.К. Федорченка, Н.А. Фоменко, М.1. Скрипник, Г.С. Цехмютрово!. К., 2004. С. 113.
3 Гудумак В.В. Использование дистанционных образовательных программ в дополнительной профессиональной подготовке специалистов туристского профиля: Автореф... канд. пед. наук. М., 2004. С. 15-16.
4 Гворыс В. Профессиональная подготовка кадров по туризму в вузах Республики Польша в контексте международного опыта: Автореф. ... д-ра пед. наук. Тула, 2003. С. 93-94.
5 Зорин А.И.Квалификационно-дидактические основы профессионального туристского образования: Автореф. канд. пед. наук. Сходня, 2002. С. 5-7.
СЕМЬЯ ПОДРОСТКА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
В.В. АРТЕМЬЕВА,
психолог наркологического диспансера № 12 г. Москвы
Аннотация. На основе анализа теоретических основ и экспериментальных данных предложены варианты психологической деятельности социального работника в направлении профилактики девиантного поведения подростков. Особенностью статьи является определение степени обусловленности антисоциального поведения подростков условиями воспитания в семье.
Ключевые слова: психологические и социально-психологические исследования, девиантные подростки, неполные семьи, культурный уровень семьи, психически здоровые родители, стратегия и тактика деятельности, невротические реакции, отрицательный психологический резонанс, психологический климат семьи.
FAMILY TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR AS AN OBJECT OF
PSYCHOLOGICAL IMPACT
V.V. ARTEMYEWA, №12 Moskow Drug abuse clinik psychologist