Научная статья на тему 'Training of tourism industry in regional universities'

Training of tourism industry in regional universities Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TOURISM / PROFESSIONALISM / COMPETENCE / MANAGEMENT / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанова Наталья Валерьевна

Вопрос о подготовке кадров туристской сферы является одним из наиболее приоритетных. Сегодня туризм является наиболее перспективным и стремительно развивающимся видом социально-культурной и досуговой деятельности. В статье рассмотрена туристическая деятельность с точки зрения ее кадрового обеспечения. Основная цель работы выявить специфику профессионального образования в области туризма, определить круг компетенций, которыми должен обладать специалист данной сферы. Специфика регионов нашей страны требует более пристального внимания к формированию кадров сферы туризма. Система профессионального образования в области туризма должна иметь комплексный характер, то есть предусматривать профессиональную интеграцию теории и практики; формирование и коррекцию профессионально-ценностных ориентаций, мотиваций, качеств и свойств личности. Туристское развитие России является одним из перспективных направлений оптимизации культурного и социально-экономического роста жизни населения регионов. Опыт проведения Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в Сочи показывает, что организация международных спортивных мероприятий позволяет воплощать в жизнь проекты и программы по оптимизации и развитию туристского потенциала. Поэтому большинство учебных заведений регионов нацелено на подготовку высококвалифицированных кадров не только туристской сферы, но и сопутствующих областей. Современные тенденции развития туристского секторы должны отвечать превалирующим потребностям системы образования и подготовки специалистов сферы туризма. Подготовка специалистов должна быть адаптирована к реальным потребителям настоящего и будущего туристского рынка. Таким образом, статья направлена на изучение специфики формирования профессиональных компетенций кадров туристской сферы, необходимых для перспективного развития туристской отрасли нашей страны в целом и отдельных ее регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молчанова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Training of tourism industry in regional universities»

УДК 304.42

DOI: 10.1273717732

к ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗАХ

Молчанова Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, natmol.v@mail.ru, ГОБУК ВО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры», г. Волгоград, Российская Федерация

Вопрос о подготовке кадров туристской сферы является одним из наиболее приоритетных. Сегодня туризм является наиболее перспективным и стремительно развивающимся видом социально-культурной и досуговой деятельности. В статье рассмотрена туристическая деятельность с точки зрения ее кадрового обеспечения. Основная цель работы — выявить специфику профессионального образования в области туризма, определить круг компетенций, которыми должен обладать специалист данной сферы. Специфика регионов нашей страны требует более пристального внимания к формированию кадров сферы туризма. Система профессионального образования в области туризма должна иметь комплексный характер, то есть предусматривать профессиональную интеграцию теории и практики; формирование и коррекцию профессионально-ценностных ориентаций, мотиваций, качеств и свойств личности. Туристское развитие России является одним из перспективных направлений оптимизации культурного и социально-экономического роста жизни населения регионов. Опыт проведения Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в Сочи показывает, что организация международных спортивных мероприятий позволяет воплощать в жизнь проекты и программы по оптимизации и развитию туристского потенциала. Поэтому большинство учебных заведений регионов нацелено на подготовку высококвалифицированных кадров не только туристской сферы, но и сопутствующих областей. Современные тенденции развития туристского секторы должны отвечать превалирующим потребностям системы образования и подготовки специалистов сферы туризма. Подготовка специалистов должна быть адаптирована к реальным потребителям настоящего и будущего туристского рынка. Таким образом, статья направлена на изучение специфики формирования профессиональных компетенций кадров туристской сферы, необходимых для перспективного развития туристской отрасли нашей страны в целом и отдельных ее регионов.

Ключевые слова: туризм; профессионализм; компетенция; менеджмент; туристическая деятельность; профессиональное образование

Туризм сегодня — это отрасль экономического и социально-культурного развития нашей страны и доходная часть регионов, политика которых направлена на формирование и оптимизацию туристских ресурсов.

Туризм является рентабельной частью экономики многих государств, перспективнейшей отраслью развития таких пограничных сфер жизнедеятельности общества, как образование, сельское хозяйство и др. Данный факт подтверждается и государственной политикой в сфере туризма мировых лидеров в сфере туризма, в том числе Франции и Испании.

Влияние туризма на экономику и социально-культурное развитие неоспоримо. Последнее десятилетие ознаменовано колоссальным развитием туристской деятельности. Это определяется отчасти тем, что интеграция межнациональных

культур привела к необходимости формирования толерантности в современном обществе.

Сегодня есть много педагогических разработок в области формирования толерантности, однако не все они эффективны. Поэтому нужно искать современные и актуальные пути ее формирования.

Одним из таких средств может выступать туристская деятельность. Во время туристских путешествий туристы изучают конкретную этническую группу, жизнь и быт, особенности культуры, национальные традиции, тем самым повышая свой культурный уровень, который в свою очередь формирует толерантную личность.

Туристская деятельность являет собой вид досуговой, познавательной и социально-культурной деятельности, в рамках которой существует возможность гармонично и в свободной

форме развивать социально адаптированного гражданина и толерантного человека.

Россия сегодня является «донором» туристских потоков в другие страны, в то время как на территории нашей необъятной Родины находится множество прекраснейших, чудесных и уникальных объектов природы, истории и культуры, несправедливо забытых и гражданами нашей страны, и гостями из других местностей. Обращаясь к туризму в странах Востока и Запада, мы упустили из виду наличие огромнейших туристско-рекреационных ресурсов нашей родной страны. Все эти ресурсы необходимо использовать не только в качестве рекреационных зон и дестинаций. Сочетание громадного туристского потенциала России и ее отстающего положения в мировой практике туризма говорит об отсутствии четко сформированной государственной политики в данной сфере, а также о недостатке квалифицированных кадров, способных в полной мере использовать туристско-рекреационные ресурсы.

В свете последних политических событий особенно важно формировать отношение к нашей Родине, основываясь не столько на ее военной мощи, но делая акцент на творениях выдающихся отечественных архитекторов, поэтов, художников, достижениях спортсменов, музыкантов, красоте городов русских, силе и глубине культуры народа.

Долгое время туриндустрия не рассматривалась нашим государством как глобальная отрасль хозяйства, способная приносить прибыль в казну, а также как фактор культурного развития граждан. Следствием этого упущения было практически полное невнимание к подготовке профессиональных кадров индустрии.

Рассматривая мировую туристскую практику, исследователи среди основных направлений привлечения интереса к объектам туризма наиболее значимой называют организацию событийного туризма (массовые зрелища, культурные события и спортивные мероприятия) [1, с. 134].

Обобщая опыт проведения Олимпиады, мы видим ее колоссальное влияние практически на все аспекты развития города-хозяина, соседних регионов, а также страны, в которой проводятся Игры. Такие мероприятия, в особенности успешно организованные, оставляют после себя огромнейшее достояние. Под наследием Игр, как отмечает С.И. Морозова, понимаются положительные изменения в социально-экономической и экологической сферах [8, с. 45].

Проведенные Олимпийские и Паралимпий-ские игры 2014 г. оказали импульсное влияние на развитие множества сфер жизни общества. Динамика развития туристской индустрии ощущается не только в Сочи и городах-курортах Черноморского побережья, но и в других регионах Российской Федерации. Наблюдается пропаганда здорового образа жизни и развитие спорта в нашей стране. В 2018 году Волгоград, Самара, Саранск, Нижний Новгород примут гостей на Чемпионат мира по футболу.

Мероприятия мирового уровня оказывают на развитие регионов как прямое, так и косвенное воздействие. К косвенному воздействию относят влияние на социально-экономические показатели множества региональных отраслей: занятость населения, развитие инфраструктуры городов-хозяев, рост доходов и т.д. Прямое воздействие выражается во вливании денежных средств в развитие туриндустрии регионов.

Мероприятия такого уровня нуждаются в кадрах, способных на высоком уровне показать профессиональную подготовку, поэтому большинство региональных вузов и ссузов нацелено на подготовку кадрового обеспечения туристской сферы.

Сегодня существует острая необходимость оптимизации образовательной системы туристской отрасли непосредственно в региональных учебных заведениях. Главная задача при формировании профессиональных компетенций будущих работников туристской сферы — учет региональной специфики.

Развитие туристской деятельности актуализирует необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов. В туризме существует проблема нехватки кадров специализированного профессионального туристского профиля, в том числе в социокультурной и туристской деятельности, туристском просвещении, обучении и воспитании.

Проблема кадровых ресурсов в России стоит довольно остро, поскольку профессиональное образование в туризме не только формирует облик специалиста, ответственного за целостное развитие туристского движения, но и должно отражать философию и политику всего государства в целом в части межкультурной интеграции народов [3, с. 34].

Движущей силой развития практически любой сферы, в том числе туризма, является эффективная и действующая система подготовки соответствующего направления. Формирование

профессиональных компетенций — основополагающая задача всех учебных заведений, а также всей туристской образовательно-педагогической системы.

Социальный заказ российского общества определяет необходимость совершенствования системы профессионального образования в туризме. Сегодня повышаются требования к уровню качества подготовки выпускника со стороны работодателей, в связи с этим назревает необходимость кардинальных изменений образовательно-педагогической системы.

Сейчас необходимо разрабатывать модель профессиональной подготовки, соответствующую требованиям времени и позволяющую самому учебному заведению устойчиво закрепиться на рынке столь разнообразных образовательных услуг

Квалификация рабочей силы определяет социальный и экономический уровень развития государства. Поэтому динамика образовательной системы должна соответствовать тем повышенным требованиям, которые предъявляются к современным специалистам. «Сегодня профессиональные учебные заведения должны внедрять инновационные подходы к обучению, обеспечивающие наряду с его фундаментальностью развитие коммуникативных, творческих и профессиональных компетенций, потребностей в самообразовании на основе потенциальной многовариантности содержания и организации образовательного процесса» [5, с. 12].

Организация туристской деятельности предполагает творческий подход в решении задач, изобретательность. Педагогический процесс в условиях профессионального туристского образования, нацеленный на подготовку специалиста в области менеджмента, имеет эксклюзивные характеристики.

Первая из которых — изучение дисциплин инновационно-теоретического цикла: туристи-ки, рекреационного ресурсоведения, географии туристических центров, менеджмента туроперей-тинга и др. Вторая — практико-ориентированные дисциплины, изучение которых требует реального включения в профессиональную трудовую деятельность: программный туризм, спортивный туризм, изучение работы турагентств и др.

Специфика профессиональной подготовки специалиста в области туризма диктует необходимость взаимопроникновения и взаимосвязи профессионального, социологического, культурологического, экономического и педагогического знаний.

Уровень квалификации персонала во многом определяет качество предоставляемых услуг в туристской сфере. «Сегодня перед высшим образованием стоит глобальная цель, а именно, организации учебной работы таким образом, в процессе которой студенты бы активно приобретали не только теоретические знания, но и практические умения и навыки как непосредственно в учебном процессе, так и во внеучебное время. Её решение невозможно без практической реализации методов организации учебно-познавательной деятельности студентов, которая должна быть направлена на развитие творческих способностей и культуры мышления студентов»1.

В данном контексте можно выделить триединство параметров, которые являются фундаментом образовательного процесса в сфере туризма: технология непосредственно профессионального туристского образования; отношения, которые возникают в процессе реализации этой технологии; социально-психологические характеристики личности и индивидуальные качества, определяющие культурно-личностный образ человека.

Первая подсистема определяется как технология профессионального туристского образования, включает следующие компоненты: пространственно-временные условия непрерывной многоступенчатой подготовки; специалистов, педагогов, ответственных за общую гуманитарную и социально-экономическую, общепрофессиональную и специальную туристскую подготовку, владеющих средствами, методами и приёмами профессионально-педагогической деятельности; средства, методы, приёмы: консультации, лекции, семинары, мастер-практику, творческие лаборатории и др.

Очевидно, что будущий специалист должен иметь глубокие знания и владеть профессиональным инструментарием, обеспечивающим трудовую деятельность на уровне мировых стандартов в конкретных направлениях менеджмента туризма.

Вторая подсистема — отношения, возникающие при реализации туристской профессионально-педагогической технологии, развивается в трех направлениях:

1) отношение к предметному миру (предмету туристской деятельности, предмету труда,

1 Материалы секции Минобразования России «По совершенствованию перечня профессий, направлений подготовки и специальностей, квалификационных требований (профессиональных стандартов) к основным должностям работников туристической индустрии и государственным образовательным стандартам в области туризма», 2003. С. 178.

области специальности «менеджмент» и туристских специализаций) в процессе общения, понимания места профессиональной трудовой деятельности в жизни общества и в своей личной профессиональной карьере, в сфере туризма и гостеприимства, престижность профессии, её аттрактивность;

2) отношение к людям на институциональном и не институциональном уровнях, широта и разнообразие взаимодействий в туристском пространстве;

3) отношение к самому себе как к будущему специалисту туристской деятельности, видение себя в системе реальных ролевых предписаний профессионального характера, прогнозирование тенденций в развитии профессионального интереса.

Третья подсистема педагогических условий успешности профессионального туристского образования — культурно-личностный рост человека как цель и результат целостного процесса становления специалиста — включает:

1) профессиональную направленность, сопряжённую с культурологической доминантой

образования, обусловленную отношениями человека к обществу;

2) нравственно-волевые свойства, обеспечивающие самореализацию, согласующиеся с целями общества;

3) интеллектуально-эстетический потенциал личности, включающий общетеоретическую, общепрофессиональную и специальную подготовку, эстетическое отношение к действительности (чувство красоты), творческие формы воображения, развитую интуицию, умение ставить цели, согласующиеся с эстетическим идеалом, и достигать их нравственно-профессиональными средствами2.

Таким образом, система профессионального туристского образования представляет собой некий конгломерат и носит комплексный характер. Содержание такого образовательного процесса предусматривает: профессиональное «вхождение» в реальную деятельность; развитие функционально-ролевой готовности к данному виду деятельности; формирование и коррекцию профессионально-ценностных ориентаций, мотиваций, качеств и свойств личности, способствующих результативности и успеху

Литература

1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма М: Сов. спорт, 2008. 252 с.

2. Буйленко В.Ф. Туризм. Учебник. Ростов-н/Д, Краснодар, 2008.

3. Жолдак В.И., Квартальное В.А. Основы менеджмента в спорте и туризме: организационные основы: Учебник. Т. 1. М., 2001.

4. Зорин И.В. Теоретические основы профессионального туристического образования. М.: Сов. спорт, 2001.

5. Квартальнов В.А. Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристической деятельности. Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000.

6. Коновалова Ю.О. К вопросу о мониторинге сформированности компетенций в системе высшего профессионального образования. Из опыта работы российских и зарубежных вузов // Высшее образование сегодня. 2012. № 6. С. 14-18.

7. Кудрявцева Е. Современные подходы к проблеме формирования и использования моделей компетенций // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. 2012. № 1. С. 166-177.

8. Молчанова Н.В. Спортивные мероприятия как фактор туристского развития регионов России// Приволжский научный вестник. 2014. № 11 (39).

9. Морозова С.И., Васильева А.С. Экономическое влияние Олимпийских игр на экономику региона и страны проведения (на примере зимней Олимпиады 2014 г.) // Проблемы современной экономики: Материалы III между-нар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013.

10. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. Вып. 1. М.: ФИРО, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pgtiperm.ru/page.php?id=68 (дата обращения: 12.01.2015).

11. Barros, J.C. A Projecijäo do Quotidiano no Turismo e no Lazer, Lisboa, Instituto Superior da Ciencias Sociais e Políticas. 2004.216 p.

2 Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии. Брюссель: ТАСК, 2000. С. 127.

12. Cavaco, C. «A diferenciajao regional da funjao turística», In Geografía de Portugal. Actividades Económicas e Espajo Geográfico (vol.3), Lisboa, Círculo de Leitores, Lisboa-2005, 394 p.

13. Didascalou, E. et al. «Wellness tourism: evaluating destination attributes for tourism planning in a competitive segment market», Tourismos —2009, Volume 4, n°. 126 p.

14. Eugeni Aguilo Perez «20 Retospera el turismo eu Espana». Piramide 2015. Salvador Antoa Clave. 384 p.

15. Jose Miguel Rodriguez «Analisis de la competividad de Espania como destino turistico». Madrid: ACCI, 2015. 356 p.

16. Materialy IX miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «WSCHODNIE PARTNERSTW0-2013», 07-15 wrz-esnia 2013 roku. Volume 18 Psychologia i socjologia. Przemysl. Nauka i studia 2013. 110 p.

17. Paulo Carvalho «Turismo e desenvolvimento estudos de caso no centro de Portugal». TOMAS; departamentode Geogrofia eCEGOT. Facultad de letras. Universidad de Coimbra, Portugal, 2014. 106 p.

18. Silva, S. O Turismo de Saúde e Bem-Estar. Uma Estratégia de Desenvolvimento para a Regiao Centro, Tese de Mestrado em Geografía (Ordenamento e Desenvolvimento), Universidade de Coimbra, Coimbra. 2010. 243 p.

19. Violante Martinez Quaintana «Turismo y ocio en las soiedades: dinamismo, desarollo turistico y riesgos». Espana, Ediciones Academicas. 2011, 564 p.

20. Yoaguin Maio Libro blanco: Titulo de grado en turismo. Universidad de Girona, agencia Nacional de Evaluacion de la calidad y Acreditacion, Madrid. 2004. 258 p.

TRAINING of ToumsM iNDusTRY iN REGioNAL ÜNivERsiTiEs

Molchanova Natal'ya Valer'evna, PhD (Cand. Sc) in Pedagogic, associate Professor of the Department of social and cultural activity, natmol.v@mail.ru, Volgograd State Institute of Arts and Culture, Volgograd, Russian Federation

The issue of training in the tourism sector is one of the most priorities. Today tourism is the most promising, rapidly developing social, cultural, and leisure activities. The article describes tourist activities from the point of view of its staffing. The main purpose is to identify the peculiarities of professional education in the field of tourism, to define a circle of competences, which a specialist in this field should have. The specificity of the regions of our country requires more attention to the development of skills in the sphere of tourism. System of professional education in the sphere of tourism should be comprehensive, i.e. it should foresee professional integration of theory and practice, formation and correction of professional values, motivation, and quality and virtues of personality. Tourism development is one of the promising directions of optimization of cultural and social-economic growth of life of population of regions. The experience of the Olympic and Paralympics games in Sochi in 2014 shows that the organization of international sports events allows to implement projects and programs for the optimization and development of tourist potential. In this regard, most of the educational institutions of regions and cities aim at training highly qualified personnel not only in tourism, but also in related fields. Modern trends in the tourism sector must respond to prevailing needs, the education and training of specialists in the sphere of tourism. Training should be tailored to actual customers of present and future tourist market. Thus, the article aims to examine the specifics of formation of professional competencies of personnel of tourism sector, which are necessary for the future development of the tourism industry of our country and its separate regions.

Keywords: tourism, professionalism, competence, management, tourism, professional education

References

1. BabkinA.V. Spetsial'nyi vidy turizma [Special forms of tourism].M: Sovetskii sport, 2008. 252 p.

2. Builenko V.F. Turizm. Uchebnik [Tourism. Manual]. Rostov-na-Donu, Krasnodar. 2008.

3. Zholdak V.I. Kvartal'nov V.A. Osnovy menedzhmenta v sporte i turizme: organizatsionnye osnovy: Uchebnik [Principles of management in sport and tourism: the organizational basis: Manual]. V. 1. M., 2001.

4. ZorinI.V. Teoreticheskie osnovy professional'nogo turisticheskogo obrazovaniya [Theoretical foundations of professional tourist education]. M.: Sov. sport, 2001.

5. Kvartal'nov V.A. Teoreticheskie osnovy stanovleniya i razvitiya sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya v sfere turisticheskoi deyatel'nosti. Dis. ... d-ra ped. nauk [Theoretical bases of formation and development of the system of continuous professional education in the sphere of tourist activity. Doctor of Pedagogic's thesis]. M., 2000.

6. Konovalova Yu.O. K voprosu o monitoringe sformirovannosti kompetentsii v sisteme vysshego professional'nogo obra-zovaniya. Iz opyta raboty rossiiskikh i zarubezhnykh vuzov [Iissue of monitoring of competences in the system of higher professional education. From the experience of Russian and foreign universities]// Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today]. 2012. № 6, pp. 14-18.

7. Kudryavtseva E. Sovremennye podkhody k probleme formirovaniya i ispol'zovaniya modelei kompetentsii [Modern approaches to the problem of formation and use of competence models] // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. Aktual'nye problemy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [Management consulting. Actual problems of state and municipal management]. 2012. № 1. pp. 166-177.

8. Molchanova N.V. Sportivnye meropriyatiya kak faktor turistskogo razvitiya regionov Rossii [Sports activities as a factor of tourism development in Russian regions] // Privolzhskii nauchnyi vestnik [Volga Scientific Bulletin]. 2014. № 11 (39).

9. Morozova S.I., Vasil'eva A.S. Ekonomicheskoe vliyanie Olimpiiskikh igr na ekonomiku regiona i strany provedeniya (na primere zimnei Olimpiady 2014 g.) [Economic impact of the Olympic games on the economy of the region and the country (on the example of winter Olympics in 2014)] // Problemy sovremennoi ekonomiki: materialy III mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, dekabr' 2013 g.) [Problems of modern Economics: proceedings of III Intern. scientific. Conf. (Chelyabinsk, December 2013)]. Chelyabinsk: Dva komsomol'tsa, 2013.

10. Slovar'-spravochnik sovremennogo rossiiskogo professional'nogo obrazovaniya [Dictionary of modern Russian professional education]/ Authors: Blinov V.I., Voloshina I.A., EseninaE.Yu., LeibovichA.N., NovikovP.N. Ed. 1. M.: FIRO, 2010. [Electronic resource]. Available at: http://www.pgtiperm.ru/page.php?id=68 (Acceded on January 12, 2015).

11. Barros J.C. A Projecjao do Quotidiano no Turismo e no Lazer, Lisboa, Instituto Superior da Ciencias Sociais e Políticas. 2004.216 p.

12. Cavaco C. A diferenciajao regional da funjao turística, In Geografía de Portugal. Actividades Económicas e Espajo Geográfico (vol.3), Lisboa, Círculo de Leitores, Lisboa-2005, 394 p.

13. Didascalou E. et al. Wellness tourism: evaluating destination attributes for tourism planning in a competitive segment market, Tourismos -2009, Volume 4, n°. 126 p.

14. Eugeni Aguilo Perez 20 Retospera el turismo eu Espana. Piramide 2015. Salvador Antoa Clave. 384 p.

15. Jose Miguel Rodriguez Analisis de la competividad de Espania como destino turistico. Madrid: ACCI, 2015. 356 p.

16. Materialy IX miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «WSCHODNIE PARTNERSTWO-2013», 07-15 wrz-esnia 2013 roku. Volume 18 Psychologia i socjologia. Przemysl. Nauka i studia 2013. 110 p.

17. Paulo Carvalho Turismo e desenvolvimento estudos de caso no centro de Portugal. TOMAS; departamentode Geogrofia eCEGOT. Facultad de letras. Universidad de Coimbra, Portugal, 2014. 106 p.

18. Silva S. O Turismo de Saúde e Bem-Estar. Uma Estratégia de Desenvolvimento para a Regiao Centro, Tese de Mestrado em Geografía (Ordenamento e Desenvolvimento), Universidade de Coimbra, Coimbra. 2010. 243 p.

19. Violante Martinez Quaintana Turismo y ocio en las soiedades: dinamismo, desarollo turistico y riesgos. Espana, Ediciones Academicas -2011, 564 p.

20. Yoaguin Maio Libro blanco: Titulo de grado en turismo. Universidad de Girona, agencia Nacional de Evaluacion de la calidad y Acreditacion, Madrid. 2004. 258 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.