Научная статья на тему 'Комплекс мер по совершенствованию организационно-методического обеспечения подготовки востребованных кадров спортивно-оздоровительной туристской деятельности'

Комплекс мер по совершенствованию организационно-методического обеспечения подготовки востребованных кадров спортивно-оздоровительной туристской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЛЕКС МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ORGANIZATIONAL-AND-METHODOLOGICAL SUPPORT / PERSONNEL TRAINING / SPORTS TOURISM ACTIVITY / A SET OF MEASURES TO IMPROVE THE ORGANIZATIONAL METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенов Александр Евгеньевич

В статье рассмотрен комплекс мер по совершенствованию организационно-методического обеспечения подготовки востребованных кадров спортивно-оздоровительной туристской деятельности, включающий магистерскую подготовку в рамках высшего профессионального образования по направлению «Туризм» и дополнительного профессионального образования по программе «Менеджер спортивно-оздоровительного туризма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенов Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measures For Improving the Organizational-and-Methodological Support for Popular Sports and Health Personnel Training of Tourist Activities

This article describes a set of measures to improve the organizational methods of training popular sports and health personnel of tourist activities, including training masters of higher professional education on the subject "Tourism" and the Continuing Professional Education Program "Manager of Sports and Health Tourism".

Текст научной работы на тему «Комплекс мер по совершенствованию организационно-методического обеспечения подготовки востребованных кадров спортивно-оздоровительной туристской деятельности»

УДК 374.73 (045)

ББК 74.22.(США) 04

Семенов Александр Евгеньевич

кандидат педагогических наук, преподаватель кафедра туризма и рекреации Поволжский государственный университет сервиса

г. Тольятти Semenov Alexandr Evgenievich Candidate of Pedagogics,

Senior Lecturer Chair of Tourism and Recreation Volga State University of Service Tolyatti

Комплекс мер по совершенствованию организационнометодического обеспечения подготовки востребованных кадров спортивно-оздоровительной туристской деятельности Measures For Improving the Organizational-and-Methodological Support for Popular Sports and Health Personnel Training of Tourist Activities

В статье рассмотрен комплекс мер по совершенствованию организационно-методического обеспечения подготовки востребованных кадров спортивно-оздоровительной туристской деятельности, включающий магистерскую подготовку в рамках высшего профессионального образования по направлению «Туризм» и дополнительного профессионального образования по программе «Менеджер спортивно-оздоровительного туризма».

This article describes a set of measures to improve the organizational methods of training popular sports and health personnel of tourist activities, including training masters of higher professional education on the subject "Tourism" and the Continuing Professional Education Program "Manager of Sports and Health Tourism".

Ключевые слова: организационно-методическое обеспечение, подготовка кадров, спортивно-оздоровительная туристская деятельность, комплекс мер по совершенствованию организационно-методического обеспечения.

Key words: organizational-and-methodological support, personnel training, sports tourism activity, a set of measures to improve the organizational methods.

Современная реформа системы ВПО, обострение конкуренции между

вузами, новые тенденции в экономике и на рынке труда выдвигают новые требования к совершенствованию учебного процесса, поиску новых инновационных подходов к образовательной деятельности. В преддверии подготовки к Олимпийским и Паралимпийским зимним играм 2014 года актуальными стали вопросы подготовки кадров для сферы обслуживания, повышение уровня сер-

виса, использование потенциала образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов туризма и спорта.

Спортивно-оздоровительный туризм - самостоятельная и социальноориентированная сфера, образ жизни значительной прослойки общества; эффективное средство духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями; форма “народной дипломатии” основанной на реальном знакомстве с жизнью, историей, культурой, обычаями народов, наиболее демократичный вид отдыха, характеризующийся специфической формой народного творчества, свободным выбором формы собственной активности всех социально-демографических групп населения, начиная с детей дошкольного возраста и кончая пенсионерами.

Спортивно-оздоровительный туризм по своим целям может иметь спортивную, познавательную, учебную, исследовательскую, экологическую направленность и их сочетание. По возрастному признаку включает детский, юношеский, молодежный (студенческий), взрослый, среди пожилых, семейный, разновозрастной. По типу мероприятий спортивно-оздоровительный туризм реализует свои цели при организации и проведении путешествий, спортивных походов, соревнований, слетов, экспедиций, экстремальных и приключенческих спортивных туров, спортивно-туристских школ по подготовке гидов и инструкторов спортивного туризма. По видам спортивнооздоровительный туризм разделяется: пешеходный, горный, водный, лыжный, спелео, вело, парусный, конный, авто и мото, и их сочетание [1].

Развитие спортивно-оздоровительных маршрутов, предполагающих на начальном этапе минимальное комплексное обслуживание, принятое в "классических" программных турах, позволяет в минимальное время "запускать" такие маршруты в деятельность не только общественных формирований "спортивно-оздоровительного туристского профиля", но и служить туристским продуктом для туристских предприятий, ориентированных на продвижение туристского продукта на туристский рынок [4].

В отечественной высшей школе подготовка кадров по спортивно -оздоровительному, в том числе самодеятельному, туризму началась еще в 50-х гг. прошлого века (в рамках СССР) и преимущественно осуществлялась в учебных заведениях, подведомственных Госкомспорту: в БГИФКе, ГЦО-ЛИФКе, ГДОИФКе им. П.Ф. Лесгафта и других вузах были созданы учебные комиссии по спортивно-оздоровительному туризму, открыты специализации, подготовлен учебно-методический комплекс по подготовке специалистов (квалификация "Педагог-организатор по физкультурно -оздоровительной работе и туризму" - начало 80-х гг.).

Действующая до 2011 года структура подготовки специалистов с высшим образованием для сферы рекреации и туризма сложилась в начале переходного периода от плановой экономики к рыночным отношениям с учетом состояния и потребности указанных отраслей, в условиях, когда быстрое развитие потребности в рекреационно-реабилитационных и туристских услугах у населения 90-х гг. вызвало бурный рост освоения рекреационных систем, рекреационно-оздоровительных центров, туристских предприятий, турфирм и агентств. Возникла потребность за короткий срок подготовить кадры, которые могли бы на первом этапе осуществлять менеджерскую, финансовоэкономическую и социо-культурную деятельность, преимущественно в сфере туризма [3].

В настоящее время большое значение в решении вопросов развития спортивно-оздоровительного туризма, имеет качество профессиональной подготовки, предполагающей разработку теоретических и методических основ развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров как комплекса мер организационнометодического обеспечения подготовки востребованных кадров спортивнооздоровительной туристской деятельности. Состояние данной сферы деятельности обуславливает необходимость соединения секторов производственной деятельности; соответствующей структуры рабочих мест, разработки профессионально-квалификационной структуры кадровых ресурсов [5].

Спортивно-оздоровительная туристская деятельность в последние годы вновь стремительно развивается, что дает возможность считать ее перспективной и требует научного обоснования и внедрения комплекса мер по совершенствованию организационно-методического обеспечения подготовки востребованных кадров спортивно-оздоровительной туристской деятельности в рамках высшего профессионального образования по направлению «Туризм» и дополнительного профессионального образования по программе «Менеджер спортивно-оздоровительного туризма» [6].

Данная цель, на наш взгляд может быть достигнута:

- формированием направлений подготовки и профилей выпускников в области спортивно-оздоровительной туристской деятельности. Основной акцент должен делаться на направления магистерской подготовки по направлению "Туризм";

- разработкой дополнения к перечню образовательных программ подготовки и профессиональной переподготовки востребованных кадров спортивно-оздоровительной туристской деятельности. В первую очередь введение программы дополнительного профессионального образования "Менеджер спортивно-оздоровительного туризма". «Менеджер спортивнооздоровительного туризма», должен обеспечивать разработку и организацию обслуживания на туристских маршрутах, это - инструктор-методист, тренер, преподаватель, педагог туристско-краеведческого профиля, гид-инструктор, гид-проводник и др.), отвечающий за разработку и реализацию специальных циклов рекреационных и туристских занятий;

- разработкой государственных требований к организационнометодическому обеспечению магистерской подготовки востребованных кадров спортивно-оздоровительной туристской деятельности в рамках высшего профессионального образования по направлению «Туризм», что будет способствовать подготовке и профессиональной переподготовке востребованных кадров спортивно-оздоровительной туристской деятельности в рамках компе-тентностной модели профессионала специалиста данной сферы. Магистр

спортивно-оздоровительного туризма должен быть готов к деятельности в органах исполнительной власти, государственных и негосударственных организациях и учреждениях, акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и иных коммерческих организациях, в объединениях физических лиц, ориентированных на сферу спортивно-оздоровительного туризма. Фундаментальные знания обеспечат магистру возможность управления процессом на основе научного проектирования, производственнотехнологической и организационно-управленческой деятельности в сфере спортивно-оздоровительного туризма (инновационных программ, формирование технологического цикла, использование технических и технологических средств, системы оценки показателей качества). При реализации основной образовательной программы подготовки магистра спортивно-оздоровительного туризма» в состав производственной (преддипломной - организационноуправленческой) практики должны быть включены научно-исследовательская и научно-педагогическая практика.

Магистр спортивно-оздоровительного туризма должен обладать наряду с общекультурными компетенциями - профессиональными компетенциями: проектной деятельности, производственно-технологической деятельности, организационно-управленческой деятельности и сервисной деятельности.

Среди общекультурные компетенций отметим: готовность к активному общению в научной и профессиональной сферах деятельности; готовность нести ответственность за принятые решения в рамках профессиональной компетенции, способностью принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации в туристской группе; способность к успешной адаптации и критическому переосмыслению как позитивного, так и негативного опыта, к объективной оценке своих возможностей; способность использовать углубленные современные теоретические и практические знания в области спортивно-оздоровительного туризма; готовность вести экспериментальную работу и проводить полевые исследования, объективно оценивать результаты исследований и внедрять их.

Среди профессиональных компетенций отметим: способность разрабатывать новые туристские проекты, составлять необходимую нормативнотехническую документацию, способность к разработке стратегий развития спортивно-оздоровительной туристской деятельности на федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне и соответствующих уровням проектов, способность формулировать концепцию туристского предприятия, разрабатывать эффективную стратегию и формировать активную политику оценки рисков туристского предприятия, способность оценивать и осуществлять технико-экономическое обоснование инновационных проектов на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне), готовность использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах в сфере туризма, способность ставить задачи и выбирать методы исследования, интерпретировать и представлять результаты научных исследований в сфере туризма, способность к разработке и внедрению инновационных технологий в спортивно-оздоровительной туристской деятельности [2].

- апробацией и внедрением комплекса мер по совершенствованию организационно-методического обеспечения подготовки востребованных кадров спортивно-оздоровительной туристской деятельности в ВУЗах РФ.

Подготовка востребованных кадров спортивно-оздоровительной туристской деятельности должна соотноситься с предложениями и пожеланиями работодателей и организаций спортивных мероприятий, Олимпийских и Паралимпийских зимних игр, туристской деятельности.

Сферой использования результатов работы по совершенствованию организационно-методического обеспечения подготовки востребованных кадров спортивно-оздоровительной туристской деятельности является система высшего профессионального образования, обеспечивающая подготовку востребованных кадров спортивно-оздоровительной туристской деятельности:

Пользователями результатов работы по совершенствованию организационно-методического обеспечения подготовки востребованных кадров спор-

188

тивно-оздоровительной туристской деятельности являются Министерство образования и науки РФ; Министерства образования и науки субъектов РФ; высшие учебные заведения РФ, реализующие образовательные программы подготовки востребованных кадров спортивно-оздоровительной туристской деятельности; объединения работодателей и организаций спортивных мероприятий, Олимпийских и Паралимпийских зимних игр, туристской деятельности, а также преподавательские коллективы вузов, ответственные за разработку и реализацию образовательных программ высшего профессионального образования.

Документами, в которых могут быть использованы результаты работ по совершенствованию организационно-методического обеспечения подготовки востребованных кадров спортивно-оздоровительной туристской деятельности являются:

- комплекс мер по совершенствованию организационно-методического обеспечения высшего профессионального образования других направлений подготовки;

- основные образовательные программы;

- учебные планы направлений подготовки;

- рабочие учебные программы;

- учебно-методические комплексы дисциплин, по которым осуществляется подготовка.

Библиографический список

1. Русский турист: сб. нормативных актов по спортивно-оздоровительному туризму в России, вып.7 [Текст]. - М.: 2001 г. - С.3-7

2. Иванов А.В., Федотов Ю.Н., Федотова А.А. Современная система подготовки кадров спортивно-оздоровительного туризма в россии // Современные наукоемкие технологии. - 2005. - № 7 - С. 31-32

3. Кузин В.В., Гониянц С.А., Щербаков В.Г. Концептуальные основы подготовки кадров по специальности "рекреация и спортивно-оздоровительный туризм" // Теория и практика физической культуры (научно-теоретический журнал). - 2005. - №5 - С.38-43

4. Спортивно-оздоровительный туризм {Текст}: учебник / Ю.Н. Федосов, И.Е. Востоков; под ред. В.А. Таймазова, Ю.Н. Федотова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Советский спорт, 2008. - 464 с.

5. Константинов Ю.С. Теория и практика спортивно-оздоровительного туризма {Текст} : учеб. пособие / Ю.С. Константинов; Российская международная академия туризма; Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения. - М. : Советский спорт, 2009. - 392 с.

6. Приказ Минобрнауки России от 10 октября 2010 г. № 1051 «О реализации аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)»

Bibliographу

1. Ivanov, A.V., Fedotov, N., Fedotov, A.A. The Modem System of Training, Sports and Health Tourism in Russia // Modern High Technologies. - 2005. - № 7 - P. 31-32.

2. Konstantinov, Yu.S. Theory and Practice of Sport Tourism: Guidance Manual / Yu.S. Konstantinov, the Russian International Academy of Tourism, Federal Centre for Children and Youth Tourism and Local History. - Moscow: Soviet Sport, 2009. - 392 p.

3. Kuzin, V.V., Goniyants, S.A. Shcherbakov, V.G. Conceptual Framework of Training in a Specialty "Recreation and Sports Tourism" // Theory and Practice of Physical Training (Scientific-Theoretical Journal). - 2005. - № 5 - P.38-43.

4. Order of the Russian Ministry of the October 10, 2010, № 1051 «On Realization of the Analytical Departmental Target Program" Development of Scientific Potential of Higher Education (2009-2011)».

5. Sports and Fitness Tourism: Textbook / N. Fedosov, I.E. Vostokov, Ed. by V.A. Taymazov, N. Fedotov. - 2nd Ed., Rev. and Enl. - Moscow: Soviet Sport, 2008. -464.

6. The Russian Tourist: Regulations Set on Sports and Health Tourism in Russia: Issue 7 [Text]. - M.: 2001 - P.3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.