культуре. Как у мальчиков, так и у девочек наиболее высокие показатели успеваемости по предмету «Физическая культура» достигнуты у учащихся с устойчивоположительным отношением к физической культуре. Успеваемость мальчиков по физической культуре выше только в группах с позитивным отношением к данной деятельности.
Результаты нашего исследования показали, что позитивное отношение к физической культуре, которое реализуется в активизации двигательного режима, оказывает положительное влияние на успеваемость школьников, на сформированность уровней их физического развития и физической подготовленности.
ВЫВОДЫ
1. По мере обучения в лицее уменьшается количество учащихся с позитивным отношением к физической культуре. Существенно различаются показатели физического развития и физической подготовленности лицеистов с различным отношением к физической культуре: наиболее выражено отличаются у обучающихся с устойчивоположительным и отрицательным отношением.
2. У учащихся с позитивным отношением к физической культуре в большей мере проявляются активные формы работы и отдыха (помощь родителям, игры, прогулки, занятия физической культурой). У обучающихся с равнодушным и отрицательным отношением к физической культуре превалируют пассивные формы отдыха (слушание музыки, просмотр телепередач, встречи с друзьями).
ЛИТЕРАТУРА
1. Абольянина, С.Г. Дифференцированная технология физического воспитания детей с различным уровнем физической подготовленности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Абольянина С.Г. - Хабаровск, 2009. - 24 с.
2. Березина, Л. А. Оптимизация двигательного режима учащихся младшего школьного возраста в учебных заведениях нового типа : дис. ... канд. пед. наук / Березина Л. А. ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград, 2003. - 148 с.
3. Копылов, Ю.А. О модернизации школьного физического воспитания / Ю.А. Копылов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 7. -С. 10-16.
4. Мирошниченко, Л.И. Инновационная программа физического воспитания / Л.И. Мирошниченко, Е.А. Астраханцев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 4. - С. 60-61.
5. Перков, А.В. Возрастные периоды интенсивности развития основных физических качеств учащихся младших классов общеобразовательных школ // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6. - С. 55-59.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.071+796.5
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ТУРИЗМУ
Ольга Владимировна Алексеева, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье обозначены основные проблемы профессиональной подготовки студентов по спортивно-оздоровительному туризму. Раскрываются подходы к процессу обучения студентов по спор-
тивно-оздоровительному туризму. Описываются результаты изменений показателей уровня владения студентами умениями в производственной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, компетентностный подход, готовность, профессионально-проблемные ситуации.
RESEARCH OF STUDENTS’ READINESS TO PROFESSIONAL ACTIVITIES IN SPORTS AND HEALTH TOURISM
Olga Vladimirovna Alekseeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article deals with the major issues of professional education in sports and health tourism. It explains approaches to teaching the students the sports and health tourism subjects. The paper also describes the results of indicators changes showing students’ proficiency at professional activity.
Keywords: vocational training, competence-based approach, preparedness, professionally problematic situations.
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка специалистов по спортивно-оздоровительному туризму и в целом для сферы туризма ставит проблему повышения качества профессионального образования, которая заключается, прежде всего, в осмыслении особенностей подготовки специалистов данного профиля в вузе, а также исследования готовности выпускников к будущей профессиональной деятельности.
Анализ литературы показал, что современные преобразования в отрасли туризма кардинально меняют требования к профессиональной подготовке новых высококвалифицированных субъектов во всех сферах, в том числе и по спортивно-оздоровительному туризму, что требует проектирования профессиональной и образовательной среды, а также соответствующего концептуального, теоретического и технологического обеспечения данного процесса.
Однако состояния профессиональной подготовки специалистов по спортивнооздоровительному туризму на современном этапе развития позволяет нам обобщить ряд возникающих проблем. Во-первых, отсутствует согласованность целей и задач профессионального обучения в теоретическом и практическом обучении. Во-вторых, не отработана четкая взаимосвязь теоретической и практической частей учебного процесса в соответствии со структурой реальной профессиональной деятельности сферы туризма. В-третьих, не обозначены требования к специалистам спортивно-оздоровительного туризма и уровня их готовности к профессиональной деятельности.
Как показывает теория и практика, готовность студентов в области спортивнооздоровительного туризма заключается в том, что будущий специалист не только должен иметь психологическую, физическую, научно-теоретическую, но и практическую составляющие будущей профессиональной деятельности. Поэтому считаем, что на каждом уровне готовности студента к будущей трудовой деятельности по спортивнооздоровительному туризму должны включаться определенные проблемные профессиональные ситуации, которые характеризуют грань компетентности.
Учитывая, что профессиональная компетентность - это интегративное качество личности (способность, готовность выполнять профессиональную деятельность), состоящее из проявленных компетенций, включающих определенную систему знаний, умений и профессиональных навыков, освоенных способов профессиональных действий, а также профессионально важных качеств [8,9]. В связи с этим в процессе подготовки перед нами стояла задача создания тех условий, которые бы включали профессиональнопроблемные ситуации туристско-спортивной сферы. При этом, считаем, что студенты, приобретая профессиональную готовность должны решать и выполнять конкретные
профессиональные проблемы. На основе этого, при подготовке студентов был выбран принцип практикоориентированность, т. е. отбор содержания подготовки студентов по спортивно-оздоровительному туризму, должен быть ориентирован на профессиональнопроблемные ситуации [1,2].
МЕТОДИКА
Для получения качественных и количественных показателей эффективности содержания подготовки студентов по спортивно-оздоровительному туризму была разработана методика формирования умений и навыков по спортивно-оздоровительному туризму. В соответствии с целями эксперимента данная методика строилась на диагностических принципах, где учитывались критерии усвоения материала. Данная методика направлена на формирование у студентов познавательного интереса, включая их в активную творческую работу как на занятиях (в природной среде), так и на учебнопроизводственных практиках, соответственно это способствовало развитию профессиональных компетенций.
Например, в аудиторных и практических занятиях включались:
1) сочетание различных вариантов движений по спортивно-оздоровительному туризму и операций по профессиональной деятельности;
2) разработка элементов профессиональной деятельности по спортивнооздоровительному туризму по различным проблемным ситуациям;
3) постановка двигательных проблем спортивно-оздоровительного туризма;
4) возможность реализации двигательного задания в реальной практической деятельности на маршруте;
5) включение студентов в разнообразные виды двигательной активности на занятиях;
6) постановку двигательных проблем и их решения [3].
Кроме этого, в рамках совершенствования и развития профессиональных и личностных качеств у студентов и приобретения ими практических умений и навыков предлагался ряд проблемных ситуаций вне организации учебных занятий. Например, участие студентов в мероприятиях по проведению туристско-спортивных праздников, фестивалей, в соревнованиях по туристскому многоборью, в организации самостоятельных походов или экскурсий по маршруту с активными способами передвижения. Что позволяет студентам сформировать необходимые компетенции и реализовать их на производственной практике [4,5].
Считается, что качественный показатель любого обучения определяется применением обучаемыми полученных знаний и умений на практике, поэтому возникала необходимость проверки у студентов уровня готовности к реализации производственной деятельности. Для получения объективных сведений о деятельности студентов-практикантов и использования ими полученных умений на практике явилось выявление профессиональной готовности с помощью экспертного анализа. Для осуществления данной задачи исследования применялась карта-характеристика, которую заполняли эксперты руководители во время прохождения студентами практики. Основой для составления карты-характеристики стала разработанная нами документация, в которую вошли про-фессиограмма и функциональное назначение специалиста с учетом должностных требований по спортивно-оздоровительному туризму определяемые базами практик [1].
Исследование проводилось во время организации студентами походов, т. е. проверялось умение использовать полученные знания, умения в производственном процессе и решать проблемные ситуации.
Определение эффективности подготовки студентов по спортивнооздоровительному туризму предопределило проведение эксперимента на основе создания контрольной (21 чел.) и экспериментальной групп (18 чел.). Производственная рабо-
та групп проходила с учетом необходимых условий организации туристских маршрутов и обслуживания туристов в регионе. Основной задачей исследования состояла в том, чтобы выявить уровень владения умениями по спортивно-оздоровительному туризму в производственной деятельности. В соответствии с задачами исследования подбор групп осуществлялся с учетом условий проведения, содержания методик, учебного курса и полученного студентами объема часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
Полученные в ходе исследования данные обработаны с помощью математических решений по 1- критерию Стьюдента.
Рассматривая готовность к профессиональной деятельности в качестве интегрального критерия [7] нами оценивались следующие компоненты функционального назначения специалиста (таблица 1):
- конструктивный компонент, который включал планирование нитки маршрута, составление программы обслуживания для туристов, планирование технических и тактических приемов при преодолении естественных препятствий;
- гностический компонент, который оценивался по тому, как студенты могли во время похода выстраивать межличностные отношения в коллективе;
- организационный компонент определялся по осуществлению проблемных организационных ситуаций возникающих у студентов по время обслуживания туристов на маршруте;
- коммуникативный компонент включал передачу информации для туристов во время проведения похода.
Таблица 1
Динамика показателей оценки уровня владения умениями по спортивно-
оздоровительному туризму в производственной деятельности
Компоненты Статистический показатель Контрольная группа (п=21) Экспериментальная группа (п=18) Сравнение экспериментальных данных по 1-кригерию Стьюдента № Р)
X 4,43 4,33 0,39
1. Конструктивный т 0,3 3,33 -
S 0,79 0,82 -
х 4,43 4,17 1,41
2. Гностический т 0,3 0,17 -
S 0,79 0,41 -
х 4,43 4,83
3. Организационный т 0,2 0,17 2,77 <0 01
S 0,54 0,41
х 4,29 4,67
4. Коммуникативный т 0,18 0,21 <0 05
S 0,49 0,52
Примечание: х- среднее значение; 8 - стандартное отклонение; 1 - распределение по Стью-денту; р - уровень значимости; т - ошибка среднего арифметического значения; прочерк - различия не достоверны.
Данные таблицы 1 свидетельствуют, что различия выделяются в основном по организационному и коммуникативному компонентам. То есть доказательно то, что студенты способны выполнить функциональные обязанности по организации и обслуживанию туристов в производственной деятельности. Однако как показали исследования, студенты не в полной мере могут выполнить умения на практике по таким компонентам как конструктивный и гностический. Это дает основания совершенствовать содержание
подготовки студентов по спортивно-оздоровительному туризму, которое будет способствовать и на улучшение уровня готовности их к профессиональной деятельности.
ВЫВОДЫ
Таким образом, определено, что уровень готовности студентов к будущей трудовой деятельности должен включать грань компетентности, что позволяет, содержание процесса подготовки ориентировать на профессионально-проблемные ситуации конкретной сферы деятельности.
Установлено, что профессиональная готовность студентов по спортивнооздоровительному туризму зависит от структурно интегративного показателя, в основе которого профессиографический подход.
В ходе эксперимента было выявлено, что наиболее выраженным подходом к процессу обучения студентов по спортивно-оздоровительному туризму является практикоориентированный подход, который способствует определению недостатков в исследованиях готовности студентов к профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева, О. В. Профессионально-деятельностный подход к подготовке студентов по спортивно-оздоровительному туризму : теоретические основы исследования / О.В. Алексеева. - Улан-Удэ : Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2010. - 272 с. - КВМ 978-59793-0217-1.
2. Алексеева, О.В. Подготовка специалистов рекреации и спортивнооздоровительного туризма на основе компетентностного подхода / О.В. Алексеева // Ма-териали за 4-а международно-научна практична конференция «Научни дни» - 2008. Т. 8 : Педагогические науки. - София : «Бял ГРАНД-БГ» ООД, 2008. - С. 45-48.
3. Алексеева, О.В. Технология формирования профессионально-деятельностной компетентности в процессе подготовки по спортивно-оздоровительному туризму / О.В. Алексеева // Наука и образование : материалы VIII Международной научной конференции (Белово, 1 февраля - 12 марта 2010 г.). - Белово, 2010. - С. 45-49.
4. Алексеева, О. В. Развитие личности в процессе подготовки по спортивнооздоровительному туризму / О.В. Алексеева // Человек и общество: проблемы взаимодействия : материалы Международной научно-практической конференции (Саратов, 8 февраля 2010 г.). - Саратов, 2010. - С. 45-50.
5. Алексеева, О.В. Целостное развитие личности студента в процессе подготовки по спортивно-оздоровительному туризму / О.В. Алексеева // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики : сборник материалов III Международной региональной научно-практической конференции (г. Орел 15-18 апреля 2009 г.). - Орел, 2009. - С. 34-44.
6. Спортивно-оздоровительный туризм в России : основные понятия и проблемы развития / Т.И. Власова, А.В. Иванов, В.А. Таймазов, Ю.Н. Федотов // Вестник Национальной академии туризма. - 2007. - № 4. - С. 62-64.
7. Деркач, А. А. Готовность к деятельности как акмеологический феномен / А. А. Деркач, Е.В. Селезнева, О.В. Михайлов. - М. : Изд-во Рос. академии гос. службы, 2008. -96 с.
8. Зеер, Э. Компетентностный подход к модернизации образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высш. образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.
9. Зимняя, И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.
10. Никифоров, В.Е. Проблемная ситуация и проблема: генезис, структура и функции / В.Е. Никифоров. - Рига : Зинатне, 1988. - 185 с.
11. Савинов, И.В. К вопросу о разработке модели профессиональной подготовки менеджеров спортивно-оздоровительного туризма / И.В. Савинов // Молодежь. Спорт. Туризм : междунар. форум. Квартальновские научные чтения. Москва, 18-20 февраля 2004 г. - М. : Советский спорт, 2004. - С. 178-180.
12. Федотов, Ю.Н. Основные направления развития спортивно-оздоровительного туризма / Ю.Н. Федотов // Социально-культурный сервис и туризм. Вопросы истории, теории, технологии : сб. науч. тр. - СПб., 2007. - С. 150-153.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.1/.3
ПРОБЛЕМЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КЛУБОВ В МИНИФУТБОЛЕ
Эмиль Гуметович Алиев, доктор педагогических наук, Президент Ассоциации минифутбола России,
Олег Семенович Андреев, кандидат педагогических наук, член научно-методического совета Ассоциации мини-футбола России,
Андрей Анатольевич Демин, технический директор департамента сборных команд России по мини-футболу (футзалу), г. Москва
Аннотация
В статье отражена трансформация основных требований Ассоциации мини-футбола России (АМФР), предъявляемых к профессиональным мини-футбольным клубам, заключающаяся в их усложнении из года в год при использовании механизма лицензирования с постепенным приведением в соответствие с рекомендациями УЕФА и РФС. Также рассматриваются выявленные в ходе социологического исследования позитивные результаты и проблемы, присущие лицензионной политики АМФР.
Ключевые слова: профессиональные клубы, лицензирование, УЕФА, РФС, АМФР.
PROBLEMS OF LICENSING OF PROFESSIONAL FUTSAL CLUBS Emil Gumetovich Aliev, the doctor of pedagogical sciences, President of Association of minifootball of Russia,
Oleg Semenovich Andreev, the candidate of pedagogical sciences, member of Scientifically methodical council of Association of minifootball of Russia,
Andrey Anatolevich Dyomin, the technical director of department of national minifootball (fut-
sal) teams of Russia,
Moscow
Annotation
The article reflects the transformation of the basic requirements of Association of minifootball of Russia (AMFR), brought to the professional futsal clubs, consisting in their complication from year to year under application of the mechanism of licensing with gradual brining in conformity with recommendations of UEFA and Russian Football Union. The positive results revealed during the sociological research and problems inherent to the license policy of AMFR have been considered too.
Keywords: professional clubs, licensing, UEFA, Russian Football Union, Association of minifootball of Russia.
Лицензирование профессиональных спортивных клубов национальными спортивными федерациями или лигами все более становится неотъемлемым элементом управления данным звеном организационной структуры того или иного вида спорта [1,2,3,5]. Все большее значение приобретает лицензирование профессиональных футбольных клубов. Например, в соответствии с решением УЕФА, начиная с 2004-2005 гг., к участию в офи-