Academy of Pedagogical Sciences. Moscow, USSR.
4. Fomina N.A. Maximova, S.Y, and Propisnova, E.P. (2006), Music and motor training in the field of physical education: textbook, publishing house "VGAFK", Volgograd, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.071+796.5
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ
ТУРИЗМУ
Ольга Владимировна Алексеева, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье освящаются вопросы теоретической и практической подготовки студентов по спортивно-оздоровительному туризму. Формирование у студентов компетенций в процессе требует подбора умственных и практических упражнений обеспечивающих фундамент для выполнения профессиональных операций. Сочетание двигательного и умственного развития при подготовке способствует быстрому усваиванию и запоминанию двигательных структур. Преобладание практических занятий в учебной программе курса по спортивно-оздоровительному туризму позволило выполнить диагностический анализ формируемых знаний и умений у студентов. Представлены экспериментальные результаты уровня сформированности профессиональных действий туристской подготовки. Эффективность усвоения профессиональных способностей зависит не только от содержания изучаемого курса, но и также от организационных форм и методов проведения теоретических, практических занятий и повышения уровня мотивации к учебной деятельности. Создание условий для максимальной активности студентов в освоении доступного содержания дисциплины на основе активных методов обучения и организации занятий развивает у них устойчивый интерес к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм, практическая подготовка, уровень сформированности, мотивация, профессиональные качества.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p11-15
RESULTS OF THE STUDIES OF THEORETICAL AND PRACTICAL TRAINING OF STUDENTS IN SPORT HEALTH-IMPROVING TOURISM
Olga Vladimirovna Alexeeva, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The problems of theoretical and practical training of students in sporting health-improving tourism have been covered in the paper. Experimental results describing the level of organization of the professional activity within the scope of tourist training have been presented. Formation of competences among the students during the training process in sporting health-improving tourism requires the selection of mental and practical exercises ensuring the base for performing the professional operations. Combination of motor and mental development during training contributes to quick mastering and memorization of motor structures. Predominance of practical studies within academic program of sporting health-improving tourism course enabled us to carry out the diagnostic analysis of knowledge and skills being formed among the students. Efficiency of professional abilities mastering depends not only on the matter of the course passed, but also on the organizational forms and methods of holding the theoretical and practical studies as well as on increasing the level of motivation to the educational activity. Creation of conditions for maximal activity of students in mastering the available discipline content on the basis of active meth-
ods of training and organization develops among them the stable interest to professional activity.
Keywords: sporting health-improving tourism, practical training, level of formation, motivation, professional qualities.
ВВЕДЕНИЕ
Спортивно-оздоровительный туризм как вид профессиональной деятельности относится к умственной и физической деятельности, в связи с этим спортивно-туристская или практическая подготовка будущего работника данной сферы является обязательной. [1-4]. В рамках теоретической подготовки выполнялись действия и операции, предшествующие формированию практической подготовки студентов по спортивнооздоровительному туризму [4]. Преобладание практических занятий в учебной программе курса «Спортивно-оздоровительный туризм» позволило выполнить диагностический анализ формируемых знаний и умений у студентов. Для определения уровня сформиро-ванности использовались оценки, выставленные экспертами во время прохождения студентами учебной практики (поход). Экспертная оценка проводилась с привлечением профессионалов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
Следуя последовательности методики изучения дисциплины, в эксперименте принял участие 21 студент, специализации «Спортивно-оздоровительный туризм» (контрольная группа - КГ) и 18 студентов других специализаций (экспериментальная группа - ЭГ), при этом выявлялся уровень сформированности туристских действий. На начальном этапе студенты обеих групп имели одинаковый уровень подготовленности. Предполагалось, что в процессе обучения эффективность усвоения и использования студентами полученных знаний по спортивно-оздоровительному туризму в практической деятельности зависит от содержания предлагаемого курса, а также используемых в организации учебных занятий форм и методов.
В связи с этим, выявление эффективности содержания курса по спортивнооздоровительному туризму будет достигаться оценкой с двух сторон (высокий, средний, низкий): с одной стороны - оценка компетентных лиц (экспертная оценка), а с другой -оценка самих студентов. Условия проведения (выбор содержания тем, форм и методов, место проведения) педагогического эксперимента были идентичны для обеих групп. В соответствии с обозначенными условиями была составлена таблица 1, в которой представлены формируемые знания и умения, статистические показатели, определяющие экспертную оценку и самооценку студентов, а также сравнительные экспериментальные данные, которые определялись по t-критерию Стьюдента.
Из таблицы следует, что уровень знаний, студенты КГ оценили у себя ниже, чем эксперты. Далее, сравнение в таблице 1 (2-4) выявило различие показателей экспертных оценок уровня знаний: планирование и особенности организации, подготовки, проведения маршрута с активными способами передвижения, тактику и технику движения и преодоления препятствий на маршруте, согласно которым студенты ЭГ более осведомлены. По остальным показателям различия недостоверны.
Как было отмечено выше, уровень выполнения трудовых операций выявлялся у студентов при прохождении учебного похода (3 дня). Обнаружено, что у студентов КГ и ЭГ самооценки и оценки уровня умений (1-2, 3-4) по всем показателям недостоверны. Однако, сравнивая экспертную оценку между группами, можно утверждать, что уровень умений при выполнении технических приемов при преодолении естественных препятствий у студентов ЭГ выше, чем у студентов КГ, по остальным показателям различий не имеется. Далее в исследовании необходимо было получить результаты на достоверные различия в сравнении уровня знаний и умений с показателями применения их в учебной практике.
Таблица 1
Сравнительная характеристика показателей уровня сформированности знаний и
умений по спортивно-оздоровительному туризму ( X + т)
Знания и умения КГ (п=21) ЭГ (п=18) ра=0,05
само- оценка эксперт. оценка само- оценка эксперт. оценка
1 2 3 4 1-3 1 1-2 1 3-4 1 2-4
Знать
1. Планирование и особенности организации, подготовки и проведения маршрута с активными способами передвижения 4,25±0,18 3,92±0,26 4,62±0,10 4,70±0,10 +
2. Снаряжение для предоставления услуг по СОТ 4,67±0,19 4,33±0,23 4,58±0,08 4,77±0,08 - - - -
3. Составление меню для туристов 4,08±0,19 4,08±0,29 4,69±0,09 4,15±0,13 + - + -
4. Тактика и техника движения и преодоления препятствий на маршруте 4,08±0,19 4,08±0,23 4,58±0,11 4,65±0,12 + 0 +
5. Обеспечение безопасности в туристских походах 4,0±0,17 4,33±0,28 4,54±0,11 3,92±0,16 + - + -
6. Топография и ориентирование на местности 3,83±0,17 4,17±0,24 4,31±0,13 4,12±0,13 + - - -
Уметь
7. Выполнять подготовку группы к походу 3,53±0,15 4,08±0,19 4,73±0,09 4,5±0,11 + + - +
8. Осуществлять подбор личного снаряжения для туристов 4,92±0,08 4,67±0,14 4,69±0,09 4,54±0,1 - - - -
9. Выполнять организацию привала и ночлега на маршруте 4,08±0,15 4,33±0,19 4,73±0,09 4,62±0,1 + - + -
10. Организовывать питание на привале для групп 4,17±0,17 4,5±0,15 4,62±0,1 4,58±0,1 + - - -
11. Применять технические приемы при преодолении естественных препятствий 3,83±0,11 4,0±0,17 4,42±0,11 4,46±0,11 + +
12. Использовать приемы ориентирования на маршруте 3,83±0,21 4,17±0,17 4,39±0,14 4,08±0,11 + - - -
Примечание: X - среднее значение; т - ошибка среднего арифметического значения; «+» - различия достоверны по уровню значимости 0,05; «-» - различия не достоверны по уровню значимости 0,05.
В таблице 2 наглядно представлен уровень приобретенных практических действий по спортивно-оздоровительному туризму во время учебной практики, при сравнении которых видно, что в контрольной группе уровень умений незначительно выше, чем у студентов других специализаций.
Из таблицы следует, что различия недостоверны, т.е. полученные знания и практические умения студентами при прохождении курса по спортивно-оздоровительному туризму используются на учебной практике в обеих группах в значительной мере одинаково, с преимущественным увеличением среднего показателя у студентов других специализаций (ФК).
Таблица 2
Сравнительный анализ уровня приобретенных умений во время учебной практики
групп менеджеров туризма (КГ) и студентов других специализаций (ЭГ)
Уровень (баллы)
Высокий Средний Низкий
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Самооценка 25 62,2 57 35,3 18 2,5
Экспертная оценка 37,5 49,4 54,2 46,8 8,3 3,8
Изучение эмоционально-ценностного критерия, т.е. отношения субъекта к дисциплине «Спортивно-оздоровительный туризм» выявлялось с помощью опроса. Для уточнения данных, полученных в ходе бесед со студентами, использовались следующие вопросы: «Нравятся ли вам практические занятия?», «Какие вы предпочитаете формы занятий (лекции, практические занятия, учебные практики)?», «Будете ли вы в дальнейшей трудовой деятельности использовать полученные знания, умения по спортивнооздоровительному туризму?».
На основании опроса было выявлено, что студенты специализации «Спортивнооздоровительный туризм» (78%), проявляли свой интерес к предмету в связи с необходимостью использования полученных знаний и практических навыков в дальнейшей трудовой деятельности. 98% студентов других специализаций не ставили задачу получить знания в сфере туризма. В связи с этим изучался уровень мотивации в учебной деятельности студентов. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровень мотивов деятельности студентов по спортивно-оздоровительному туризму
в учебном процессе
Мотивы Количество выборов %
специалисты по туризму (п=145) специалисты ФК (п=132)
Н П З Н П З
По необходимости 43 35 18 72 58 44
Интерес к занятиям 25 33 38 15 22 30
Повышенный интерес 32 32 44 13 20 26
Где: Н - начальный этап эксперимента; П - промежуточный этап; З - заключительный этап.
Анализ ответов студентов на различных этапах обучения свидетельствует о том, что в обеих группах при дальнейшем посещении занятий по спортивнооздоровительному туризму происходит увеличение устойчивого интереса к получению знаний и умений. На каждом этапе были созданы условия для максимальной активности в освоении доступного содержания дисциплины на основе активных методов обучения и организации занятий, а также взаимодействия и сотрудничества с преподавателями.
Кроме того, было выявлено, что при подборе форм организации учебных занятий по спортивно-оздоровительному туризму вырабатываются те профессиональные качества, которые способствуют подготовке и ориентации студентов к профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арадахов, Ш.Г. Экспериментальное обоснование содержания и методики базовой подготовки в горном туризме // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгаф-та. - 2010. - № 4 (62). - С. 6-9.
2. Давыдова, М.А. Экспериментальное обоснование педагогической технологии обучающего тестирования в образовательном процессе студентов вузов специализирующихся в спортивно-оздоровительном туризме // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 58-63.
3. Никулин, А.Е. Концепция профессиональной подготовки гидов-проводников
экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 11 (59). - С. 56-61.
4. Педагогика профессионального образования: перспективы развития : монография. Кн. 3 / О.В. Алексеева, Н.А. Бурмистрова, В.Д. Васильева [и др.] ; под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск : Изд-во «СИБПРИНТ», 2010. - 246 с. - ISBN 978-5-94301195-5.
REFERENCES:
1. Aradakhov, S.G. (2010), "Experimental substantiation of the contents and technique of basic training in mountain walking", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 62 No. 4, pp. 6-9.
2. Davydova, M.A. (2012), "Experimental substantiation of the pedagogical method of training testing in the process of educating students of the institutes of higher education specializing in sporting health-improving tourism",Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83 No. 1, pp. 58-63.
3. Nikulin, A.E. (2009), "Conception of the professional training of guides for ecological routes with active forms of tourist travelling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 59 No. 11, pp. 56-61.
4. Alexeeva O.V., Burmistrova N.A. and Vasilieva V.D. (2010), Pedagogics of the professional education: Prospects of development: Monograph, Book 3, Publishing House «SIBPRINT», Novosibirsk, Russian Federation, ISBN 978-5-94301-195-5
Контактная информация: [email protected]
УДК 796:34
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Анатолий Анатольевич Бакин, кандидат юридических наук, кандидат медицинских наук, доцент,
Александр Александрович Смирнов, доктор экономических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
На основании криминологического анализа коррупционных процессов, происходящих в сфере физкультуры и спорта, авторы статьи раскрывают основные направления противодействия коррупции. Уточняются основные детерминанты коррупционных правонарушений и преступлений в области профессионального спорта. Значительное внимание уделяется общесоциальным, специально-криминологическим и индивидуальным мерам воздействия на коррупционные процессы, при этом авторы отстаивают точку зрения, согласно которой борьба с коррупцией в области спорта должна рассматриваться в рамках общего противодействия коррупции в стране. Обосновывается необходимость учета богатого отечественного и передового зарубежного антикоррупционного опыта.
Ключевые слова: коррупция, физическая культура и спорт, противодействие преступности, криминологическая профилактика.