исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. ВУЗов. - М.: Академия, 2002. - 340 с. - SBN 5-7695-10110. -Текст: непосредственный.
8. Садовникова, И.Н. Нарушение речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. -Текст: непосредственный. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 256 с. - ISBN 5-87065-036-4. - Текст: непосредственный.
9. Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) / О.А. Токарева. - Текст: непосредственный // Расстройства речи у детей и подростков. Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1969. -С. 39-45.
Педагогика
УДК 159.922.6:37
ассистент Дерябина Елена Анатольевна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)
МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ АКТИВАЦИОННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА СТРАТЕГИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье раскрыто содержание методики оптимизации активационно-энергетического компонента стратегии саморегуляции функциональных состояний студентов в процессе профессиональной подготовки, сформулированы требования к выбору методического инструментария. Определены виды трудностей возникающих в процессе саморегуляции функциональных состояний, послужившие основой для выделения компонентов процесса саморегуляции.
Ключевые слова: оптимизация, саморегуляция, активационно-энергетический компонент, функциональные состояния, аутогенная тренировка.
Annotation. The article reveals the content of the methodology for optimizing the motivational and energy component of the strategy of self-regulation of functional States of students in the process of professional training, and sets out the requirements for the choice of methodological tools. The types of difficulties arising in the process of self-regulation of functional States, which served as the basis for the selection of components of the process of self-regulation, are determined.
Keywords: optimization, self-regulation, activation-energy component, functional States, autogenic training.
Введение. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.02, выпускник должен успешно решать ряд профессиональных задач. Среди них отметим участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в организации, повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса, использование технологий, направленных на сохранение психологического здоровья в образовательной деятельности [8].
Как правило, большинство обучающихся в своей повседневной и будущей профессиональной наполненной стрессогенами жизни, используют спонтанно сложившуюся систему управления функциональными состояниями, которая является своеобразным сплавом жизненного опыта, когнитивных установок, индивидуальных особенностей реагирования и других подобных элементов. К сожалению, чаще всего такая спонтанность ведет к низкой эффективности саморегулирования функциональных состояний, так как замешана на неосознаваемых инстинктивных, психофизиологических, социальных аспектах. Попытки рефлексивной личности использовать в своей повседневной жизни специально-разработанные психологической практикой методы саморегуляции не всегда учитывают все многообразие и многомерность человеческой психики.
Именно это позволило нам сформулировать проблему «формирования оптимальных стратегий саморегуляции функциональных состояний» [1, с. 351], как поликомпонентного процесса.
Изложение основного материала статьи. Анализ исследований по данной теме дал возможность определения пяти классов трудностей в процессе саморегуляции с позиции механизма управления внутренним функциональным состоянием [2]. К ним были отнесены: трудности, связанные с ресурсным обеспечением деятельности; трудности, вызванные нарушением эмоциональной регуляции и их оценивания; трудности, связанные с операциональным компонентом, который предполагает владение определенным набором операций по саморегулированию трудного состояния в профессиональной деятельности; трудности когнитивного характера, определяемые личным отношением к конкретной ситуации, когнитивными схемами и паттернами поведения; трудности, вызванные нарушением мотивационно-волевой регуляции [3].
Таким образом, можно выделить пять групп трудностей встречающихся в процессе саморегуляции, а, следовательно, позволяет определить пять компонентов стратегии саморегуляции функциональных состояний: активационно-энергетический, эмоционально-оценочный, операциональный, когнитивно-рефлексивный и мотивационно-волевой. В данной статье будет рассмотрена методика оптимизации активационно-энергетического компонента.
Активационно-энергетический компонент является составным элементом разработанной нами структурной модели стратегии саморегуляции функциональных состояний. Он связан с «вегетативной нервной системой и функциональными затратами, направленными на достижение значимых для субъекта целей, - с одной стороны, и компенсацией факторов, препятствующих достижению этих целей, - с другой» [4, с. 131]. Л.Г. Дикая связывает трудности такого рода с динамикой ресурсного обеспечения, которая проявляется в понижении или повышении уровня активации деятельности нервной системы [5].
В реализации авторской методики оптимизации активационно-энергетического компонента стратегии саморегуляции функциональных состояний был сформулирован ряд требований, обеспечивающих ее эффективность. К ним относятся:
1. Высокая результативность, доступность и универсальность применения приемов методики оптимизации.
2. Взаимосвязь психологических, физиологических, здоровьесберегающих и педагогических аспектов применяемых приемов.
3. Учет возрастных особенностей студенческого периода в подборе инструментария, направленного на оптимизацию стратегий.
4. Целесообразность и необходимость использования приемов оптимизации стратегий саморегуляции ФС в будущей профессиональной деятельности студентов [4].
Как было отмечено выше, стратегии саморегуляции не являются врожденным механизмом, а формируются в результате определенного опыта. Это позволяет нам допустить, что оптимизация стратегии саморегуляции функциональных состояний может быть организована в процессе целенаправленного обучения в высшем учебном заведении в ходе освоения дисциплины «Индивидуальные стратегии саморегуляции функциональных состояний».
Данный спецкурс является дисциплиной элективной части учебного плана профиля «Психология и социальная педагогика», направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
Место курса «Индивидуальные стратегии саморегуляции функциональных состояний» в структуре ООП подготовки бакалавров направления 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки «Психология и социальная педагогика», определяется тем, что дисциплина «Индивидуальные стратегии саморегуляции функциональных состояний» является необходимым элементом профессиональной подготовки будущего социального педагога, является базой для его последующего личностного и профессионального развития, актуализирует знания, умения и компетенции обучающихся, полученные в результате изучения дисциплин «Социальная педагогика», «Введение в профессию», «Технологии социально-педагогической деятельности».
В ходе изучения данной дисциплины формируются следующие компетентности: «ОК-7 - способность к самоорганизации и самодисциплины образованию» [8, с. 8], «ПК-28 - способность формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности» [8, с. 12].
Обучающиеся будут знать: основы научной организации труда; о разнообразных способах сбора и анализа информации; уметь: осуществлять поисковую самообразовательную деятельность; анализировать и выбирать психолого-образовательные концепции; владеть: интересом к дополнительным источникам информации; технологиями проектирования, моделирования и реализации профессиональной деятельности.
В процессе изучения дисциплины происходит оптимизация активационно-энергетического компонента, которая предполагает овладение различными психофизиологическими техниками: методы аутогенной тренировки, дыхательной и мышечной релаксации, медитации, методы отреагирования (катарсис), активирующие техники.
По мнению В.Н. Борисова, О.Г. Ковалева, С.А. Лузгина, А.И. Ушатикова, одним из самых эффективных методов саморегуляции функциональных состояний является использование метода аутогенной тренировки [7]. Целесообразность овладения им детально определена ими и «...обусловлена следующими обстоятельствами:
1) актуальностью обучения будущих социальных педагогов аутогенной тренировке, связанной со спецификой предстоящей профессиональной деятельности, для успешного выполнения которой требуются такие эмоционально-волевые качества, как выдержка, спокойствие, умение держать себя в руках. Опыт применения аутогенной тренировки свидетельствует, что она достаточно эффективно влияет на повышение работоспособности и общее самочувствие;
2) способностью аутогенной тренировки как комплексной по своему содержанию, механизмам и средствам методики обеспечивать не только профилактический (антистрессовый, восстановительный), но и мобилизационный эффекты.
3) многолетней практикой применения аутогенной тренировки, свидетельствующей о доступности данного метода широкому кругу людей, что подтверждается многочисленными данными;
4) возможностью приобретения обучающимися навыков аутогенно тренировки которые положительно сказываются на успешности их учебной деятельности и поведении в напряженных ситуациях» [7, с. 4].
Овладение этим непростым, но эффективному методом необходимо начать с теоретической базы и рекомендаций по методике данного спецкурса, что послужит положительной мотивации и пробуждению интереса к обучению навыкам аутотренинга.
В ходе рассмотрения теории аутотренинга, раскрываются не только методические рекомендации к его выполнению, но и стрессогенные аспекты профессиональной деятельности. Это, безусловно, может негативно сказаться на психофизическом здоровье специалиста и снизить уровень удовлетворенности профессией.
На примере отрывка практического занятия, рассмотрим этапы разучивания упражнений по данному виду деятельности.
«Тема: Аутогенная тренировка как основной метод саморегуляции.
Цель: разучивание подготовительных упражнений по аутогенной тренировке. Отработка навыков внутреннего сосредоточения и концентрации внимания; изучение формул общего успокоения и восстановления; тренировка восприимчивости к ощущениям тела и умений концентрироваться и расслабляться.
Ход занятия:
1. Ознакомление с общими правилами проведения занятий.
2. Постановка целей, разъяснение организации и методики проведения занятий.
3. Отработка первичных навыков аутогенной тренировки:
1) снятие внешних мышечных зажимов;
2) выбор удобной, расслабляющей позы сопровождается показом «позы кучера», позы «глубокого погружения в кресло». Позы лежа отрабатываются в домашних условиях;
3) концентрация внимания на самом себе, на состояниях отдыха, покоя, удовольствия» [1, с. 354].
Далее проводился «показ роли регулируемого дыхания в аутогенной тренировке, ознакомление с
различными его способами; введение регулируемого дыхания в систему аутогенную тренировку, составление формул самовнушения, проведение сеанса самовнушения» [1, с. 354].
Одной из эффективных форм работы по оптимизации функциональных состояний было обучение студентов навыкам регулируемого дыхания. Это один из важнейших компонентов в овладении навыками
аутотренинга, который дает возможность подготовки всего организма к планируемой деятельности либо снимает напряжение после проделанной работы. При помощи регулируемого дыхания быстрее достигается состояние релаксации, а затем и выход из него.
Перед практическим обучением отмечалось, что различают несколько видов дыхания: нижнее или брюшное, среднее или реберное, верхнее или ключичное, полное волнообразное [7]. Далее проводилась отработка первичных навыков саморегуляции ритма и глубины дыхания. Использовались упражнения «Насос» и «Погружение» [9].
Следует отметить, что в процессе выполнения упражнений преподавателю необходимо сопровождать их своей вербальной инструкцией. Затем предлагалось провести этап восстановления, направленного на мышечную и психическую активность, гимнастические тонизирующие упражнения, психологический шеринг.
Выводы. Поликомпонентный подход к рассмотрению вопроса о структуре стратегий саморегуляции функциональных состояний позволяет наиболее полно раскрыть все аспекты их оптимизации, учесть индивидуальные особенности, проявляющиеся на всех уровнях этого сложного психологического феномена. Методика оптимизации активационно-энергетического компонента предполагает формирование некой оптимальной системы взаимодействия индивида с трудной ситуацией, когда минимум затрат его психологических ресурсов позволяет достигнуть максимально целесообразного результата.
Немаловажным является и то, что процесс оптимизации стратегий саморегуляции функциональных состояний, реализуемый в учебной ситуации, оказывает позитивное воздействие на множество аспектов жизнедеятельности будущих социальных педагогов. Эти практические навыки применимы для развития и коррекции профессиональных и личностных качеств будущего специалиста, могут стать основой потенциального профессионального мастерства и личного психологического благополучия.
Литература:
1. Дерябина Е.А. Использование методов формирования оптимальных стратегий саморегуляции в подготовке будущих педагогов-психологов / Е.А. Дерябина // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сб. трудов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал» (Симферополь), 2020. - 444с. - С. 351-357 - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41821147
2. Дерябина Е.А. Моделирование структуры индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний / Е.А. Дерябина // Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского: Евпаторийский институт социальных наук (филиал): материалы I научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых учёных (г.Евпатория, 26-30 октября 2015 г.). - Симферополь: ИП
A.Бровко, 2016. - 293 с. - С. 225-228
3. Дерябина Е.А. Роль и место копинг-поведения в построении структурной модели индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов / Е.А. Дерябина // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 51. - Ч.2. - 364 с. - С. 330-337. - http://elibrary.ru/item.asp?id=25900714
4. Дерябина Е.А. Система психологических методов оптимизации индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов / Е.А. Дерябина // Международный журнал «Естественно-гуманитарные исследования» - Краснодар: Академия знаний, 2013. - № 1. - С. 130-134.
5. Дикая Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности [Текст]: дис. ... д-ра. психол. наук / Л.Г. Дикая; Российская академия наук. - Москва: [б. и.], 2002. - 342 с.
6. Дикая Л.Г. Принцип полисистемности: реализация в исследованиях психической саморегуляции в триаде «деятельность-личность-состояние». /Современная психология: состояние и перспективы. Часть 1, М., ИП РАН, 2002, - С. 124-158
7. Психологическая подготовка к педагогической деятельности: практикум: уч. пособие / сост.
B.Н. Борисов, О.Г. Ковалев, С.А. Лузгин, А.И. Ушатиков. - М.: Академия, 2002. - 144 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 122 от 22.02.2018 г., зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации № 50364 от 15.03.2018 г. [электронный доступ] // http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440302_B_3_20032018.pdf.
9. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов - Изд. 2-е, доп. - М.: Независимая фирма Класс, 2019. - 272 с.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма и физической культуры Егорова Елена Николаевна
ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Аннотация. В статье рассматривают содержательные аспекта формирования навыков коммуникативного взаимодействия будущих менеджеров культурного туризма в условиях дистанционного обучения; определены особенности подготовки специалистов в сфере культурного туризма, связанные с возрастающей ролью и значением знаний, умений и способов деятельности на основе технологий взаимодействия, позволяющих расширить диапазон конкурентоспособных возможностей предприятия туристских услуг; предлагаются формы обучения в контексте «удаленного» формата и использования асинхронного (заочного), синхронного (в формате вебинара) и смешанный форм обучения в вузе; обосновывается необходимость разработки дисциплины «Информационно-коммуникативные технологии в подготовке менеджера культурного туризма».