Научная статья на тему 'Методика поэтапной саморегуляции психических состояний футбольного арбитра в период подготовки к матчу'

Методика поэтапной саморегуляции психических состояний футбольного арбитра в период подготовки к матчу Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
932
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛЬНОГО АРБИТРА / ПРЕДСТАРТОВЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ГОТОВНОСТЬ К МАТЧУ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ / САМОЭКСПЕРИМЕНТ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR THE FOOTBALL REFEREE / PRESTARTING PSYCHIC STATES / READINESS FOR A MATCH / SELF-CONTROL AND SELF-REGULATION / SELF-EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванов Николай Владимирович

В статье рассматриваются проблемы психологической подготовки футбольного арбитра к матчу. Представлена разработанная автором методика поэтапной саморегуляции психических состояний футбольного арбитра накануне матча, утром в день матча и непосредственно перед выходом на футбольное поле, эффективность которой подтверждена результатами самоэксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванов Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stage-by-stage method of self-regulation of football referee psychic states in the course of preparation for the match

Problems of psychological preparation of a football referee to a match are considered. A method of stage-by-stage self-regulation of psychic states for a football referee before a match was developed, which efficiency is confirmed by the results of a self-experiment.

Текст научной работы на тему «Методика поэтапной саморегуляции психических состояний футбольного арбитра в период подготовки к матчу»

УДК 159.9

Н. В. Иванов

Методика поэтапной саморегуляции психических состояний футбольного арбитра в период подготовки к матчу

В статье рассматриваются проблемы психологической подготовки футбольного арбитра к матчу. Представлена разработанная автором методика поэтапной саморегуляции психических состояний футбольного арбитра накануне матча, утром в день матча и непосредственно перед выходом на футбольное поле, эффективность которой подтверждена результатами самоэксперимента.

Problems of psychological preparation of a football referee to a match are considered. A method of stage-by-stage self-regulation of psychic states for a football referee before a match was developed, which efficiency is confirmed by the results of a self-experiment.

Ключевые слова и словосочетания: психологическая подготовка и сопровождение деятельности футбольного арбитра; предстартовые психические состояния; готовность к матчу; саморегуляция психических состояний; самоэксперимент.

Key words: psychological support for the football referee; prestarting psychic states; readiness for a match; self-control and self-regulation; self-experiment.

Спортивный судья является одним из наиболее важных участников соревновательного процесса. Но если деятельность спортсмена и тренера давно и широко изучается учеными разных специальностей, в том числе психологами и педагогами [1, 2, 4], то психолого-педагогические аспекты судейской деятельности остаются недостаточно исследованными. В то же время несомненно то, что данная деятельность сопряжена с существенными и весьма специфическими психологическими нагрузками и настоятельно требует психолого-педагогического сопровождения [3, 5, 6, 8, 9, 14]. Важнейшей задачей здесь является оптимизация психических состояний судьи, который почти постоянно находится в зоне накала человеческих страстей и подвергается стрессовым воздействиям [11, 12, 15].

С точки зрения деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев [13]) основу для разработки каких-либо методов оптимизации элементов трудового процесса должен составлять анализ целостной деятельности, которая выступает как системообразующая категория

по отношению к отдельным подсистемам и их взаимодействию. Поэтому проблема оптимизации психических состояний арбитра должна опираться, прежде всего, на анализ структуры и функций его целостной деятельности.

Судейская деятельность включает в себя несколько стадий, которые условно можно обозначить как:

• период до начала футбольного матча;

• собственно время матча как выполнение основной работы,

• время после матча, когда арбитр вольно или невольно мысленно возвращается к игре и переживает удачи и ошибки выполненной работы. Арбитр, как правило, тяжело переживает неудачи, находясь в этот момент под воздействием психологической травмы. Судья может рассчитывать только на себя и собственную способность к реабилитации. Каждая неудача подталкивает грамотного арбитра к более тщательной подготовке к следующему матчу с целью свести к минимуму возможность ошибки.

Профессиональный арбитр должен учитывать степень важности предстоящего матча для встречающихся команд, обычную реакцию зрителей, присутствующих на трибунах, характер ведущих футболистов обеих команд и другие факторы.

Один из ключевых моментов до начала игры - так называемая «судейская разведка». Она включает в себя такой необходимый компонент, как сбор информации об обеих командах, о конкретных (ведущих) игроках. Такая осведомленность помогает арбитру успешно отсудить матч. Пути сбора такой информации многообразны: это пресса, Интернет, мнение коллег, СМИ.

Отсутствие необходимой информации никогда не сможет обеспечить надлежащего состояния психической готовности к матчу.

Все эти обстоятельства должны настроить арбитра на выбор стиля управления игрой. Опытный арбитр должен иметь в своем арсенале несколько вариантов стилей судейской деятельности, в том числе более авторитарный или более либеральный.

Для успешной деятельности судьи немаловажное значение имеет процесс подготовки к матчу. Причём приоритетное значение в

нём имеет именно психологическая подготовка. Судья, как и любой спортсмен, испытывает различные предстартовые психические состояния, которые требуют психической регуляции. Но если у спортсмена рядом находится тренер, то судья в силу специфики деятельности должен сам адекватно, грамотно оценивать свое состояние и уметь его регулировать [17].

В психологии известно достаточно способов и методов регуляции психических состояний [7, 16, 20]. Специфика

деятельности футбольного арбитра приводит к тому, что справляться со своими переживаниями он должен самостоятельно, т. е. использовать приемы саморегуляции. Саморегуляция предполагает воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных представлений и их сочетаний. Различают самоубеждение и самовнушение. Самоубеждение - воздействие на самого себя с помощью логически обоснованных доводов на основе познания законов природы и общества. Самовнушение - способ воздействия, основанный на вере, на доверии к источнику, когда истина принимается в готовом виде без доказательств, но от этого она не становится менее значимой, чем познанная истина.

С помощью средств саморегуляции можно управлять процессами, которые в обычных условиях регуляции не поддаются. Существует ряд хорошо себя зарекомендовавших методов саморегуляции психических состояний, однако существующие методики не учитывают специфику деятельности футбольного судьи, что ограничивает возможности их непосредственного применения, требует дополнительной исследовательской работы. После анализа литературных источников и проведения глубинных интервью с коллегами было принято решение разработать методику саморегуляции психических состояний, которая была бы специально ориентирована на особенности профессиональной деятельности судьи и позволяла бы учесть специфику особенностей стоящих перед судьей задач и ситуаций, в которых проходит его работа, и способствовала арбитру подойти к началу матча в оптимальном психологическом состоянии.

В настоящей работе была поставлена цель: разработать методику саморегуляции психических состояний футбольного арбитра в период подготовки к матчу, которая была бы специально ориентирована на особенности профессиональной деятельности судьи и позволяла бы учесть специфику особенностей стоящих перед судьей задач и ситуаций, в которых проходит его работа.

Поставленная цель потребовала решения ряда задач:

• произвести анализ целостной деятельности арбитра, определить цели деятельности, ее условия и основные решаемые задачи;

• описать поэтапно процесс деятельности арбитра в период подготовки к матчу, выявить основные характеристики и психологические проблемы каждого из ее этапов;

• разработать методику поэтапной саморегуляции психических состояний футбольного арбитра в период подготовки к матчу;

• проверить эффективность разработанной методики с помощью метода самоэксперимента.

Методы исследования.

Для выявления общих особенностей деятельности арбитра и поэтапного описания деятельности использовались следующие методы: самонаблюдение, глубинное интервью с коллегами, а также анализ литературных источников.

Для проверки эффективности методики саморегуляции использовался метод самоэксперимента, в ходе которого использовались данные, позволяющие оценить состояние судьи:

• результаты выполнения стандартизованных психологических методик: шкала мотивационного состояния (В.Ф. Сопов, 2005 [19]) и шкала самооценки и оценки тревоги по методу Ч. Спилбергера [21];

• объективные показатели - функциональные пробы (частота сердечных сокращений, потоотделение, частота дыхания);

• субъективная оценка своего состояния арбитром в свободной форме (ощущение страха, несобранность, нервозность, апатия, чрезмерная самоуспокоенность).

Оценки состояния арбитра сопоставлялись с показателями качества судейства по экспертным оценкам инспекторов матчей.

Методика поэтапной саморегуляции психических состояний

футбольного арбитра в период подготовки к матчу нацелена на обретение арбитром оптимальной психологической готовности, которая позволит ему максимально эффективно, профессионально и качественно выполнить на поле свои обязанности.

Процесс подготовки футбольного арбитра к предстоящему матчу можно разделить на три этапа:

• вечернее время накануне матча;

• утреннее время в день матча;

• предматчевое время (один час до матча).

Соответственно каждому этапу предматчевой подготовки соответствуют свои способы и методы психической саморегуляции. Рассмотрим каждый из них.

Первый этап - вечернее время накануне матча.

Судья прибывает к месту проведения матча заблаговременно, однако переезд часто связан с длительными перелетами, зачастую сменой часовых поясов, климата или просто иных погодных условий. В отличие от игроков, у судьи практически не бывает «домашних» матчей, так как обслуживать матчи команды, базирующейся в том же городе, что и судья, не принято. В связи с этим возникает проблема не только общей подготовки к матчу, но и сложности полноценного сна. Соответственно, методы саморегуляции направлены:

• на мобилизацию перед матчем;

• на снятие нервно-эмоционального напряжения;

• на обеспечение качественного сна.

Накануне матча судья должен максимально оградить себя от воздействия внешних факторов, усиливающих напряженность накануне матча. Необходимо исключить встречи, разговоры с представителями обеих команд. Арбитр должен полностью сконцентрироваться на подготовке к матчу, сделав акцент на самоанализе и самоподготовке.

В целях мониторинга мотивационного состояния в период эксперимента использовалась Шкала мотивационного состояния (В.Ф. Сопов, 2005 [19]), которая заполнялась накануне каждого матча. Шкала содержит семь суждений об отношении судьи к факторам спортивной тренировки («я доволен ходом своей подготовки к мат-

чу», «в методике тренировки я хочу кое-что изменить», «я надеюсь на успех в этом сезоне», «в тренировке я во всем активен», «я думаю, что мои замечания вряд ли что изменят», «я верю, что методика моей тренировки верна», «происходящее при подготовке к матчу не вызывает у меня особого интереса»), которые оцениваются по четырехмерной шкале.

Исходя из результатов самооценки проявлялась динамика мотивационного состояния в течение сезона, отраженная в результатах исследования.

Следующий компонент предматчевой подготовки - разбор игры. Накануне матча судья производит разбор предстоящей игры. Несмотря на то, что разбор является технической операцией, когда судья прогнозирует тактико-технические действия на поле, манеру управления игрой, оценивает (на основании доступной информации) уровень физической подготовленности игроков, а соответственно, скорости на поле и многое другое, разбор - это прежде всего психологическая подготовка.

Судья изучает положение команд в турнирной таблице, оценивает значимость предстоящего матча для команд, результаты их предыдущих игр. Немаловажным является факт посещаемости игр команды хозяев зрителями, состоится ли телевизионная трансляция матча. Подобная информация позволяет в определенной степени спрогнозировать характер предстоящей игры, принципы взаимоотношений с игроками и стиль судейства, что, в конечном итоге, корректирует психологическую подготовку.

В целях обеспечения качественного сна и снятия психоэмоционального напряжения использовался метод саморегуляции / релаксации Р. Найдиффера [18], упражнения которого выполнялись перед сном. Продолжительность занятий примерно 10 минут.

По мере совершенствования навыков саморегуляции число формул расслабления можно сократить до минимума, необходимого для контроля за дыханием: глубокий вдох и медленный выдох. Когда формируются стойкие условно-рефлекторные связи, то мысль о дыхании ассоциативно связывается с ощущением тепла, тяжести мышц, и так - до полного расслабления. Промежуточные формулы

при этом как бы выпадают из-под контроля сознания, остаются лишь начало - «глубокий вдох и медленный выдох» и финал -«полное физическое и психическое расслабление». В этой ситуации на весь процесс уходят считанные секунды.

Таким образом, с помощью саморегуляции достигается полное расслабление перед сном, что обеспечит полноценный отдых накануне матча.

Итак, на первом этапе предматчевой подготовки «Вечер» - арбитр выполняет следующие действия:

1) Заполняет таблицу «Шкала мотивационного состояния».

2) Осуществляет разбор предстоящего матча.

3) Использует упражнения саморегуляции, направленные на релаксацию, расслабление.

Второй этап - утреннее время (первая половина) игрового дня.

Утро в день матча начинается с зарядки. При этом следует помнить, что основная задача, которая решается в период зарядки -это оптимизация процесса врабатывания и снятие излишнего напряжения. Зарядка не должна содержать тяжелых, чрезмерно интенсивных упражнений.

Наиболее благоприятно использовать в качестве зарядки быструю ходьбу. Если позволяют климатические условия - ходьбой лучше заниматься на свежем воздухе, если это невозможно - на беговой дорожке спортзала. При этом оптимальным является темп ходьбы - 80-90 шагов в минуту, продолжительностью 20-25 минут.

С целью снятия нервного напряжения ходьбу необходимо сочетать с психической саморегуляцией. Для этого необходимо переключить свое внимание исключительно на процесс ходьбы, на все ее детали, не думать о предстоящем матче. Задать себе ритм и идти под собственный счет или мелодию.

После ходьбы, выполняются упражнения для устранения излишней нервно-психической напряженности. Наиболее удобно использовать комплексы, в которые входят упражнения на растяжение мышц, затем - возвращение их в исходное положение и фиксацию статического усилия с одновременной небольшой задержкой дыха-

ния и, наконец, на выраженное расслабление мышц. Цикл повторяется 3-10 раз.

Возможности обычной утренней зарядки могут быть значительно расширены, если во время выполнения упражнений включить элементы аутотренинга.

Выполняя упражнения, необходимо произносить про себя специальные фразы, вызывающие прилив сил и бодрости. Они могут быть, например, такими:

• я хочу быть сегодня активным, энергичным, бодрым;

• мои мышцы становятся упругими, а воля мощная, как сталь;

• дыхание учащенное, глубокое... кислород проникает в мозг... сознание становиться ясным, мысли четкими;

• сердце бьется сильно, ровно, энергично. . Кровоснабжение всех органов улучшается;

• я полностью мобилизован.

Произнося фразы, нельзя делать паузы в движениях. Упражнения должны следовать одного за другим, фразы и движения должны выполняться как бы синхронно.

После утренней зарядки заполняется шкала самооценки и оценки тревоги по методу Ч. Спилбергера (2004)1. Методика применяется для оценки уровня реактивной и личной тревожности. На основании результатов самообследования судья может скорректировать подготовку к матчу.

После зарядки, завтрака и некоторого свободного времени предстоит предматчевое совещание. Грамотный арбитр способен придать себе дополнительную уверенность в случае успешного проведения совещания, на котором присутствуют представители, руководство команд, тренерский персонал, службы безопасности, администрация стадиона. Руководит совещанием инспектор матча. Судье предоставляется слово для высказывания своих пожеланий -этот момент имеет важное значение для создания оптимального психологического фона. Судья может заранее упредить многие негативные моменты матча, в том числе неспортивное поведение тре -

1 Шувалова С. Тесты. Проверка на психологическую устойчивость. - Ростов-на-Дону: Феникс, СПб: ООО Издательство Северо-Запад. - 2008. - 541 с.

84

неров, спортсменов со скамейки запасных, болельщиков и игроков. Недоброжелательная, напряженная обстановка на совещании потребует внести коррективы в процедуру настроя на игру. Совещание, прошедшее на высоком эмоциональном подъеме, в обстановке взаимопонимания, напротив, приближает арбитра к состоянию полной психологической готовности.

Таким образом, грамотно проведенное совещание, продуманные, корректные, уверенные и твердые высказывания и рекомендации способствуют качественному психологическому настрою, что, несомненно, достигается опытом, тщательным анализом своего поведения и искусством межличностных отношений.

Несмотря на интенсивный календарь матчей, как правило, все они проводятся в вечернее время. Соответственно, распорядок дня судей в игровой день примерно идентичен. По окончании совещания следует обед и дневной сон.

По окончании сна, который длится 1-1,5 часа, выполняются упражнения мобилизующего характера, известные как «гимнастика Гермеса». Силовые упражнения гимнастики Гермеса построены на ритмичных переходах от предельного напряжения к последующему полному расслаблению всей мышечной системы.

Таким образом, второй этап предматчевой подготовки включает в себя:

1) зарядку (ходьба с использование идеомоторной и аутогенной тренировки);

2) заполнение шкалы самооценки и оценки тревожности, подсчет результатов теста;

3) Участие в предматчевом совещании;

4) выполнение упражнений «Гимнастики Гермеса» после дневного сна.

Третий этап подготовки - время перед матчем (1 час до матча).

Судья прибывает на матч примерно за 1,5 часа до начала. За 1 час до игры подписываются необходимые документы. После этого наступает время разминки, на которую отводится 17-20 минут.

Интенсивность, насыщенность и способы разминки должны соответствовать психическому состоянию арбитра, которое определяется по следующим показателям:

• самооценка тревожности (проводится на втором этапе - в утреннее время);

• объективные показатели (частота сердечных сокращений, потоотделение, частота дыхания);

• субъективные показатели (ощущение страха, несобранность, нервозность, апатия, чрезмерная самоуспокоенность).

На основании вышеперечисленных показателей определяется предстартовое психическое состояние арбитра (табл.).

Таблица

Предстартовые психические состояния арбитра__________

Психическое состояние Физиологические показатели Уровень тревожности Субъективные показатели

1 Предстартовая лихорадка, возбуждение Учащенные показатели ЧСС (110120 уд/мин и выше) и частоты дыхания (1517 вдохов/мин), покраснение отдельных частей кожного покрова, повышенное потоотделение Выраженная тревожность (46 баллов и выше) Несобранность, раздражительность, импульсивность

2 Предстартовая апатия Бледный цвет кожного покрова, преобладающие процессы торможения Низкий уровень (30 баллов и выше) Подавленность, скованность движений, рассеянность, замкнутость, неуверенность в своих силах, сонливость

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Оптимальное психологическое состояние Равномерный цвет кожи, ЧСС 70-90 уд/мин., частота дыхания 12-14 вдохов/мин Умеренная (естествен- ная) тревожность 31-44 балла Уверенность в своих силах, знаниях и умениях, общительность

Рассмотрим три наиболее типичных варианта разминки, кото-

рые соответствуют различным психическим состоянием арбитра в преддверии матча.

Вариант 1. Психическое состояние - предстартовая лихорадка.

Успокаивающий массаж. Продолжительность 7-10 минут. Используется поглаживание, потряхивание и встряхивание мышц. В исключительных случаях (при чрезмерном напряжении накануне матча) успокаивающий массаж может применяться в первый период предматчевой подготовки.

Беговые упражнения - 7-10 минут. Бег трусцой. Ускорения и рывки рекомендуется не применять. Бег должен носить монотонный, успокаивающий характер, в сочетании с регуляцией дыхания. Одновременно применяются элементы аутогенного характера, успокаивающие установки плана: «я спокоен», «все хорошо», «нет повода волноваться», «я отлично готов».

Заключительная часть разминки - упражнения на растяжку.

Вариант 2. Психическое состояние - предстартовая апатия.

Тонизирующий массаж. На сеанс отводится 5-8 минут. Используются разминание, выжимание мышц и ударные приемы.

Беговые упражнения - 7-8 минут. Бег трусцой следует чередовать с ускорениями, рывками, передвижениями приставными шагами, ускорениями спиной вперед, прыжками в шаге. Резкая смена темпа выполнения упражнения призвана вывести из состояния апатии. Одновременно с бегом следует повторять про себя установочные фразы, относящиеся к аутогенной тренировке: «я уверен», «я все знаю», «я все могу», «я все увижу», «я приму правильные решения». Причем ритм произнесения фраз должен соответствовать ритму выполнения упражнения.

Заключительная часть разминки - упражнения на растяжку.

Вариант 3. Психическое состояние - оптимальное боевое состояние.

Беговые упражнения - 10 минут. Бег трусцой, после 5-7 минут бега применять ускорения средней степени интенсивности, бег спиной вперед, перемещения приставными шагами.

Заключительная часть разминки - упражнения на растяжку.

Таким образом, каждому предстартовому психическому состоянию соответствует свой вариант разминки, что позволяет скорректировать состояние арбитра и привести его к полной боевой готовности, в случае, если это необходимо.

Наконец, наступает момент выхода на поле. Несколько минут прохождения по стадиону (или подтрибунного помещения) можно использовать для последней психологической установки, которую арбитр произносит про себя: «Надо хорошо отработать. Собраться. Сосредоточиться. Работай до предела, до изнеможения. Ты готов. Ты прав. Не реагируй на провокации и т. п.».

На основании данных, полученных в ходе самоэксперимента, была исследована динамика мотивационного состояния в течение сезона (рис. 1).

Исследование динамики мотивационного состояния показало, что в течение сезона уровень мотивации, согласно методике В.Ф. Сопова, был в пределах оптимального уровня - от 20 до 24 баллов. Выход за пределы оптимальных значений наблюдался трижды, анализ показателей позволил сделать выводы о причинах низ -кой мотивации:

в первой игре, что объясняется фазой врабатывания в сезон, а также сменой часового пояса и дальним перелетом (Санкт-Петербург - Владивосток);

в 12-ой игре (1/16 Кубка России), когда ощущалось чрезмерное психологическое напряжение, связанное со следующими причинами:

1) отрицательная оценка судейства в предыдущем туре;

2) незначительный перерыв между матчами, всего 3 дня, за которые было осуществлено несколько перелетов и переездов «Москва - Санкт-Петербург», «Санкт-Петербург - Москва», «Москва -Брянск»;

3) переход с искусственного поля на естественный газон;

4) напряженная ситуация, связанная с болельщиками команды гостей. Накануне матча стало известно, что болельщики команды «Спартак» Москва готовят на стадионе акцию недовольства руково -дством клуба.

Рис. 1. Динамика мотивационного состояния арбитра в течение сезона

по вертикали - показатель уровня мотивации, определённый по методике Сопова; по горизонтали - порядковый номер игры, на которой проводилось обследование.

Во время матча болельщики команды «Спартак» попытались сорвать матч (фанаты подожгли трибуну и матч был остановлен на несколько минут), но психологическая устойчивость и уверенность арбитра позволили довести матч до конца, что было отмечено очень высокой оценкой инспектора;

в 16-ой игре (25 тур Чемпионата), что характерно после длительного авиа перелета (Санкт-Петербург - Владивосток), смены часовых поясов.

Следует констатировать, что за все три матча в ходе подготовки к которым наблюдалось снижение мотивации, получены высокие положительные оценки. Соответственно, уровень психологического состояния был нормализован благодаря применению системы саморегуляции психических состояний.

Самый высокий уровень мотивации наблюдался в ходе подго -товки к матчам с участием лидеров Чемпионата.

Таким образом, в ходе сезона 2008 года, когда применялась разработанная методика саморегуляции психических состояний, было показано стабильное судейство, заслужившее высокие оценки инспекторов матча. В сезоне наблюдался один неудачный матч, по итогам которого была получена низкая оценка (4,0). Матч сопровождался высокой степенью напряженности, обилием единоборств, высоким темпом. Однако, есть основания утверждать, что низкая оценка не была связана с психологическим состоянием арбитра.

Эффективность методики проверялась в ходе сезона 2008 года, результатом чего стало стабильное, уверенное судейство матчей Чемпионата Премьер-Лиги России, что выражено в высоких экспертных оценках инспекторов матчей. Средний балл, полученный за

89

обслуживание матчей, составил 8,1, что является высоким и стабильным показателем.

Результаты самоэксперимента позволяют утверждать, что разработанная на основе детального анализа деятельности футбольного арбитра методика поэтапной саморегуляции психических состояний в период подготовки к матчу является эффективной, позволяет повысить объективные и субъективные показатели успеш -ности деятельности арбитра.

Список литературы

1. Алексеев А. О психологической подготовке в спорте // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: тез. докл. междунар. конгр. - М.: 1998. - Т. 2. - С. 356-357.

2. Бондарчук Т. В., Потапов В.Н. Саморегуляция психического состояния спортсмена высшей квалификации // Теория и практика физ. культуры. - 2006.

- № 2. - С. 59-61.

3. Вихров К.Л. Подготовка футбольного арбитра. - Киев: Изд-во Здоровье, 1986. - 198 с.

4. Голуб Я.В., Таймазов В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена (Методы оценки и коррекции). - СПб.: Изд-во Олимп СПб, 2004. - 400 с.

5. Зуев Н.В. Развитие наблюдательности у спортивного арбитра // Современные психолого-педагогические технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту. - Москва-Белгород. - Ч. 1. - 1999. - 191 с.

6. Зуев В.Н. Спортивный арбитр: учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2004. - 394 с.

7. Ильин Е.А. психофизиология физического воспитания: (деятельность и состояния): учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. инст-ов. -М.: Просвещение, 1980 - 199 с.

8. Кирсанова Л.В. Вопросы психологической составляющей судейской деятельности // Футбольный арбитр: сб. ст. - М., 2007. - С. 20-29.

9. Кирсанова Л.В. «Внимание» и его роль в профессиональной деятельности футбольного арбитра (практические рекомендации) // Футбольный арбитр: сб. ст. - М., 2008. - С. 33-38.

10. Психология личности: тесты, опросники, методики / сост. Н.В. Кирше-ва, Н.В. Рябчикова. - М.: Геликон, 1995. - 220 с.: ил.

11. Кукла В.В. Влияние уровня физической подготовленности арбитра на его психологическую устойчивость и умение управлять игрой. // Футбольный арбитр: сб. ст. - М., 2008. - С. 24-26.

12. Латышев Н.Г. Практикум футбольного арбитра. - М.: ФиС, 1977. - 206 с.

13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Наука, 1972.

14. Липатов В.Г. Футбол. Третья команда матча. - М.: Доминанта. - 2004.

- 160 с.

15. Либих А. Психологические аспекты судейства в футболе // Футбольный арбитр: сб. ст. - М., 2001. - С. 51-53.

16. Лыков В.И. Психосоматическая саморегуляция экстремальных состояний в различных видах деятельности // Спортивный психолог. - 2005. - № 1 (4). - С. 86-89.

17. Мяконьков В.Б., Шаталова Е.А. Роль психического состояния тревожности в оценке успешности профессиональной деятельности футбольных арбитров // Футбольный арбитр: сб. ст. - М., 2008. - С. 26-33.

18. Найдиффер Р. Мысленная тренировка спортсменов // Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов. - М.: Советский спорт, 2005.

19. Сопов В.Ф. Психологический контроль за индивидуальным состоянием в напряженной профессиональной деятельности : метод. рекомендации по курсу "Психология физ. культуры и спорта" (спец. 032101 - Физ. культура и спорт); Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2005. - 168 с.

20. Черникова О.А., Дашкевич О.В. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена. - М.: ФиС, 1971. - 46 с.

21. Шувалова С. Тесты. Проверка на психологическую устойчивость. -Ростов-на-Дону: Феникс, - СПб: ООО Издательство «Северо-Запад». 2008. -541 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.