Научная статья на тему 'Система психологических методов оптимизации индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов'

Система психологических методов оптимизации индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
160
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ / INDIVIDUAL STRATEGY / SELF-REGULATION / FUNCTIONAL STATUS / METHODS OF SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дерябина Е. А.

В статье рассмотрено явление индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов, освещается проблема их оптимизации в процессе профессиональной подготовки. Анализируется авторский спецкурс «Индивидуальные стратегии саморегуляции функциональных состояний студентов» и его методический инструментарий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дерябина Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система психологических методов оптимизации индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов»

Е.А. Дерябина

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Евпаторийский институт социальных наук, РВУЗ «Крымский гуманитарный университет»

E.A. Deryabina

senior teacher of department ofpedagogic and psychology, Yevpatoria Institute of Social Sciences RHEI "Crimean Humanitarian University" (с. Yalta) (dellana2009@mail.ru, +38 0509883014)

СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОПТИМИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассмотрено явление индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов, освещается проблема их оптимизации в процессе профессиональной подготовки. Анализируется авторский спецкурс «Индивидуальные стратегии саморегуляции функциональных состояний студентов» и его методический инструментарий.

Annotation. The article considers the phenomenon of individual strategies of self-regulation of functional states of the students, highlights the problem of optimization in the process of training. Author analyzes the course "Individual strategies of self-regulation of the functional state of students' and its methodical toolkit.

Ключевые слова: индивидуальная стратегия, саморегуляция, функциональные состояния, методы саморегуляции.

Keywords: individual strategy, self-regulation, functional status, methods of self-regulation.

Профессиональная деятельность требует от будущего специалиста умения принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние, сдерживать вспышки гнева. Однако внешнее сдерживание эмоций не позволяет снизить интенсивность эмоционального процесса и не способствует психологическому и физическому здоровью. Напротив, невозможность психологической переработки эмоций способствует возрастанию их физиологического компонента, вызывает различные психосоматические заболевания. Часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств, таких, как раздражительность, тревожность, пессимизм, что, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности деятельности и взаимоотношениях с близкими и коллегами. В дальнейшем это может привести к общей неудовлетворённости профессией.

При этом, анализ учебных планов подготовки специалистов показал, что проблеме саморегулирования неблагоприятных состояний внимания практически не уделяется, нет отдельных дисциплин, раскрывающих эту важную сферу жизнедеятельности, либо информация подается очень скудно в ходе изучения предметов природно-научного и профессионального цикла.

Таким образом, особую актуальность приобретает овладение студентами навыками произвольного самоуправления для выбора конструктивных стратегий саморегуляции функциональных состояний. Это обуславливает необходимость теоретического изучения механизмов, обеспечивающих решение задачи оптимизации текущего негативного состояния, и разработки системы психологических средств, позволяющих человеку осознанно регулировать свое состояние. Мы считаем, что эту систему образует некоторая устойчивая совокупность инструментированных, осознаваемых приемов и механизмов саморегуляции, направленных на гармонизацию внутреннего состоя-

ния индивида, которую определяем как стратегию саморегуляции функциональных состояний.

Цель статьи: обоснование системы психологических методов оптимизации индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов в процессе профессиональной подготовки.

Для обоснования системы психологических методов оптимизации стратегий саморегуляции нами была разработана структурная модель индивидуальной стратегии саморегуляции функциональных состояний студентов в процессе профессиональной подготовки, построенная на основе проявления активационно-энергетического, эмоционально-оценочного, операционального, когнитивно-рефлексивного и мотивацион-но-волевого компонентов.

В данной модели были определены основные тенденции саморегуляции функциональных состояний на основе интеграции психофизиологических, личностных и деятельностных детерминант, выбор которых был обусловлен психологической структурой саморегуляции состояния и основными компонентами психологической системы деятельности:

1) активационно-энергетический компонент, связан с органическими и функциональными затратами, направленными на достижение значимых для субъекта целей,

- с одной стороны, и компенсацию факторов, препятствующих достижению этих целей,

- с другой. Характеризуется динамикой ресурсного обеспечения;

2) эмоционально-оценочный компонент определяется динамикой эмоциональных переживаний, являющихся субъективными индикаторами эффективности процесса саморегуляции;

3) операциональный компонент осуществляет исполнительную часть процесса саморегуляции функциональных состояний и реализуется через использование стратегий совладания.

4) когнитивно-рефлексивный компонент характеризуется совокупностью представлений о психических состояниях и способах и регулирования;

5) мотивационно-волевой компонент характеризуется совокупностью мотивов, соответствующих целям саморегуляции, и обеспечивает координацию всех компонентов.

На основе данной модели для оптимизации сферы саморегуляции студентов был разработан спецкурс «Индивидуальные стратегии саморегуляции функциональных состояний». Спецкурс состоит из двух взаимосвязанных модулей, каждый из которых способствует достижению цели курса и профессиональной подготовке будущих специалистов в целом.

Основная цель спецкурса: ознакомление студентов с основами саморегуляции функциональных состояний, овладение навыками профилактики стрессовых ситуаций, повышенной тревожности, фрустрации, усталости и утомления в учебном процессе, формирование у студентов мотивации к личностному самосовершенствованию в сфере владения эмоциями.

Задачи изучения спецкурса предполагают:

- знакомство с основными методами саморегуляции;

- развитие навыков самонаблюдения, самоанализа, самоконтроля в процессе занятий и в повседневной жизни;

- формирование эффективных навыков релаксации, аутосуггестии, аутотренинга, развитие стрессоустойчивости в сложных ситуациях.

Согласно с требованиями образовательно-профессиональной программы студенты должны:

знать:

- основные причины возникновения негативных функциональных состояний и закономерности их развития;

- методы и стратегии прогнозирования, диагностики, психопрофилактики и коррекции негативных функциональных состояний;

уметь:

- использовать знания, полученные в ходе изучения курса в процессе профессиональной подготовки,

- оценивать и корректировать собственное психическое состояние;

- использовать навыки релаксации, аутосуггестии, аутотренинга, развивать стрессоустойчивость в сложных ситуациях;

- диагностировать и регулировать негативные функциональные состояния

Результатом изучения спецкурса «Индивидуальные стратегии саморегуляции

функциональных состояний» должна стать готовность студентов решать профессиональные психолого-педагогические задачи с учетом требований современного образования.

Программа спецкурса ориентирована на современные образовательные технологии: в принципах обучения (модульность, индивидуализация); в формах и методах обучения (активные методы, дифференцированное обучение, оптимизация обязательных аудиторных занятий); в методах контроля и управления образовательным процессом (распределенный контроль, корректировка индивидуальных программ по результатам контроля); в средствах обучения.

Курс построен как семинарско-тренинговые занятия. Выбор данной формы обучения обусловлен тем, что у студентов должна быть возможность сразу же опробовать на себе предлагаемые психотехники. Курс рассчитан на 108 часов, 36 из них аудиторные. Программа состоит из 8 тем.

Структура спецкурса

«Индивидуальные стратегии саморегуляции функциональных состояний»

Тема Количество часов

Всего Семинарские Практические Самостоятельная работа

1 2 3 4 5

Содержательный модуль 1. Феноменология функциональных состояний

Тема 1. Функциональное состояние как психическое явление, его сущность и функции. 11 2 9

Тема 2. Диагностика и прогнозирование функциональных состояний 15 2 4 9

Тема 3. Изучение форм и проявлений функциональных состояний 15 6 9

Содержательный модуль 2. Методы оптимизации индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний

Тема 4. Саморегуляция: понятие, структура, уровни, психофизиологические механизмы 11 2 9

Тема 5. Классификация методов саморегуляции функциональных состояний 13 4 9

Тема 6. Обучение методам саморегуляции функциональных состояний 15 6 9

Тема 7. Методы формирования индивидуальных стратегий 13 4 9

саморегуляции, разработанные в современных направлениях психотерапии

Тема 8. Формирование индивидуальных конструктивных стратегий саморегуляции функциональных состояний 15 6 9

Всего 108 14 22 72

В первом содержательном модуле «Феноменология функциональных состояний» для того, чтобы определить цели, задачи, а также выявить ожидания студентов от нового предмета, определить уровень сформированности индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний, проводится вводное занятие в виде семинара-конференции. Занятие посвящено формированию позитивного отношения к дисциплине, мотивации студентов к активной позиции в преодолении недостатков сферы саморегулирования. В этом модуле студенты диагностируют особенности индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний, выявляют недостатки и определяют дальнейшую программу их преодоления. Программой предусмотрен обязательный диагностический блок, включающий исследование активационно-энергетического, эмоционально-оценочного когнитивно-рефлексивного, операционального и мотивационно-волевого компонентов стратегий саморегуляции функциональных состояний.

Второй модуль «Методы оптимизации индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний» раскрывает суть понятия «саморегуляция», знакомит с его структурой и психофизиологическими механизмами. Занятия этого модуля направлены на обучение различным методам саморегуляции функциональных состояний. При этом само обучение строится так, чтобы для оптимизации каждого компонента индивидуальной стратегии саморегуляции функциональных состояний были предусмотрены соответствующие методы.

1. Активационно-энергетический компонент - использование методов аутогенной тренировки, релаксации, медитации, методов отреагирования (катарсис), изменения мощности нервной импульсации (дыхание, тонус скелетной мускулатуры), метода «Ключ», ритуальных действий, звуковой гимнастики, самомассажа.

2. Эмоционально-оценочный компонент - использование методов позволяющих как воздействовать на функциональные состояния, так и дающих возможность их отреагирования и оценивания - музыкотерапия, танцевально-двигательная терапия, телесно-ориентированная терапия, механизмы саморегуляции (самоконтроль, самоубеждение, самовнушение, самокоманда, самоподкрепление, полная рационализация).

3. Когнитивно-рефлексивный компонент - использование методов письменной рефлексии (ведение рабочей тетради с наблюдениями за изменением своих состояний, использование результатов анализа индивидуальной стратегии саморегуляции функциональных состояний в построении перспективной программы развития, оформление проекта «Моя стратегия саморегуляции».

4. Операциональный компонент - использование методов позитивного мышления, тренинга копинг-механизмов, имитационных игр, визуализации, эффективного целеполагания, избирательной позитивной ретроспекции.

5. Мотивационно-волевой компонент - использование методов исследования эффективности индивидуальной стратегии саморегуляции функциональных состояний, проведение проблемного семинара-тренинга.

Большое внимание при разработке спецкурса уделено самостоятельной работе и контролю за ее выполнением. В рабочих тетрадях на печатной основе студенты не только выполняют задания творческого, репродуктивного и конструктивного уровня, но и регулярно фиксируют личностные изменения. Изучение спецкурса заканчивается

зачетом, который проводится в форме защиты проекта «Моя стратегия саморегуляции».

Таким образом, спецкурс «Индивидуальные стратегии саморегуляции функциональных состояний» направлен как на развитие сферы саморегуляции личности, так и на овладение эффективными методами регуляции функциональных состояний студентов в процессе профессиональной подготовки. Для его успешной реализации необходимо создание системы психолого-педагогических условий, должны быть учтены внутренние ресурсы личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.