Научная статья на тему 'Модель эффективных индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний у студентов в процессе их профессиональной подготовки'

Модель эффективных индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний у студентов в процессе их профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
120
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
копинг-стратегия / саморегуляция / функциональные состояния / тревожность / психическая напряжённость / ситуация неопределённости / копінг-стратегія / само- регуляція / функційні стани / тривожність / психічна напруженість / ситуація невизна- ченості

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Е А. Дерябина

В статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы формирования эффективных индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов в процессе профессиональной подготовки и собственные выводы автора. Определены методологические основания для построения структурно-динамической модели формирования индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

У статті розглянуто теоретичні аспекти з проблеми формування ефективних індивідуальних стратегій саморегуляції функціональних станів студентів у процесі професійної підготовки, а також умовиводи автора. Визначені методологічні підстави для побудови структурно-динамічної моделі формування індивідуальних стратегій саморегуляції функціональних станів студентів.

Текст научной работы на тему «Модель эффективных индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний у студентов в процессе их профессиональной подготовки»

Ключовi слова: цшсшстъ псих1чного, едтстъ свщомого i несвщомого, метод активного сощально-психолопчного навчання (АСПО), психоаналiз малюнюв.

SUMMARY

In the article, there has been considered the problem of cognition of psyche in its integrity and unity of the conscious and the unconscious spheres. "The model of internal dynamics of psyche", which has been worked out by Academician of the National Academy of Pedagogical Sciences (NAPT) in Ukraine, by T. Yatsenko, is a fundamental in forming the theory of practical psychology. It provides the understanding for structural, functional and energetic characteristics of mental activity.

Keywords: mental integrity, the unity of conscious and unconscious, Active Social and Psychological Teaching method (ASPT), psychoanalysis of drawings.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бессознательное: природа, функции, методы исследования / [под общ. ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Басси-на]. - Тбилиси : Мецниерба, 1985. - Т. 4. -464 с.

2. Концептуальт засади i мотодика глибинно! психокорекцп : шдготовка психолога-практика : навч. поаб. / Т. С. Яценко, Б. Б. 1ваненко, С. М. Аврамченко та in ; [за ред. Т. С. Яценко]. - К. : Вища школа, 2008. - 342 с.

3. Яценко Т. С. Основи глибинно! психокорекцп: феноменолопя, теорш i практика : навч. поаб. / Т. С. Яценко. - К. : Вища школа, 2006. - 382 с.

Е. А. Дерябина,

старший преподаватель

кафедры педагогики и психологии

Евпаторийского института

социальных наук,

РВУЗ «Крымский гуманитарный

университет»

(г. Ялта)

УДК 159.922.6:37.015.3

МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНЫХ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

СТРАТЕГИЙ

САМОРЕГУЛЯЦИИ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ

СОСТОЯНИЙ У СТУДЕНТОВ

В ПРОЦЕССЕ ИХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

Сс

» овременныи, постоянно изменяющийся мир требует от молодых людей активной жизненной позиции, умения принимать смелые решения и нести ответственность за свои действия. В студенческие годы происходит значительное расширение границ жизненной сферы молодого человека, изменение его образа жизни и ведущего вида деятельности. Это период профессионального самоопределения и усвоения норм отношений между людьми, и, по мнению исследователей, он является «сосредоточением многих потенциальных возможностей человека» [2]. Эти утверждения свидетельствуют о значительности как проблемы саморегуляции в целом, так и проблемы формирования эффективных стратегий саморегуляции функциональных состояний в частности. Поэтому становление здоровой, творчески развивающейся личности невозможно без умения справляться с трудными жизненными ситуациями и кризисами.

Следует отметить, что период юношества сензитивен для овладения психической саморегуляцией и выработки индивидуальной стратегии саморегуляции

функциональных состояний. Сензитивность обусловлена высокой потребностью в самостоятельном построении собственной оценки своих достижений и стремлении действовать на основе этого; тенденциями к усилению интегральных связей темперамента; новообразованиями в сфере волевого и интеллектуального потенциала личности; развитием коммуникативных навыков и способности к рефлексии, осмыслению своих психических состояний как состояний собственного «Я».

Поэтому очевидна необходимость создания программы формирования эффективных индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний. В таком контексте под индивидуальной стратегией саморегуляции функциональных состояний студентов мы понимаем формирование оптимальной системы взаимодействия человека со стрессовой ситуацией, при которой наиболее полно используются его потенциальные психологические ресурсы и достигается наиболее целесообразный результат.

Термин «стратегия» в психологии начал использоваться в американских исследованиях в начале 1960-х годов для изучения поведения личности в стрессовых ситуациях. Впервые он появился в 1962 году в трудах Л. Мерфи, который использовал его в контексте совладающего поведения, исследуя то, каким образом дети преодолевают кризисы развития [4]. Через четыре года, в 1966 году Р. Лазарус в своей книге «Psychological Stress and Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладания с ним») обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями (англ. coping strategy) [1].

По мнению украинского исследователя Е. Резниковой, индивидуальные стратегии поведения относятся к интегральным формам личностной адаптации [2]. При этом понятие «стратегия» занимает всё более прочную позицию в современной психо-логической науке, хотя его содержание остаётся во многом неопределённым.

Хотя традиция изучения функциональных психических состояний студентов в различные периоды учебной деятельности

уже заложена в современной науке, не рассматривался целый ряд проблем, например, вопросы, связанные с формированием у студентов оптимальной системы психологического взаимодействия с трудными ситуациями.

Поэтому целью статьи является описание методологических основ построения структурно-динамической модели формирования индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний у студентов в процессе их профессиональной подготовки.

В этой статье индивидуальные стратегии саморегуляции функциональных состояний рассматриваются с позиции механизма управления внутренним эмоциональным состоянием, направленным на поддержание или изменение характера функционирования психических явлений. В ходе научно-исследовательской работы нами была создана структурная модель индивидуальной стратегии саморегуляции функциональных состояний студентов в процессе профессиональной подготовки, которая построена в контексте проявления активационно-энергетического, эмоционально-оценочного, операционального, когнитивно-рефлексивного и мотивационно-волевого компонентов. Каждый компонент реализуется или в успешной саморегуляции личности, или в отсутствии регулирования функционального состояния.

Эти тенденции компонентов служат основой для определения их уровней. В контексте исследования под уровнем понимается тенденция выраженности каждого из компонентов стратегии саморегуляции функциональных состояний. Нами выделено и качественно описано шесть последовательных уровней вышеназванных стратегий: максимально эффективный, высокий, достаточный, удовлетворительный, низкий и минимальный уровень эффективности (табл. 1). Уровень развития стратегий саморегуляции функциональных состояний определялся по показателям выраженности активационно-энергетического, эмоционально-оценочного, операционального, когнитивно-рефлексивного и мотивационно-волевого компонентов.

20/Я//

Характеристика уровней развития стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов

Таблица 1

Уровень развития индивидуальной стратегии СФС Характеристика уровня

Максимально эффективная стратегия Субъект задействует минимальные функциональные затраты организма, направленные на достижение целей саморегулирования при максимальной результативности; наблюдается высокая эффективность процесса саморегуляции функциональных состояний; адекватное представление о своём психическом состоянии и способах его регулирования; активная мотивационная позиция по отношению к овладению способами саморегуляции, выражена потребность в реализации собственных возможностей и способностей.

Высокий уровень эффективности стратегии Субъект демонстрирует высокие результаты саморегуляции функциональных состояний при адекватных энергетических затратах организма; наблюдается эмоциональная стабильность, умение управлять своими эмоциями; адекватное представление о своём психическом состоянии и способах его регулирования; высокий уровень мотивации саморегуляции на основе потребностей в уважении, самоуважении, признании, одобрении.

Достаточный уровень эффективности стратегии У субъекта наблюдается средний уровень функционирования систем в процессе саморегулирования состояний; средний уровень выраженности активности, самочувствия, настроения; адекватное представление о своих ресурсах саморегулирования, иногда не справляется со своими эмоциями, но это происходит редко; предпочтение спонтанности в управлении собственным состоянием, в процессе саморегуляции мотивирован на поиск социальной поддержки.

Удовлетворительный уровень эффективности стратегии Субъект демонстрирует затратный стиль расходования функциональных ресурсов при нормальной способности к саморегуляции; сниженные показатели самочувствия, активности и настроения, склонность к утомляемости при достаточной способности к самовосстановлению; адекватное представление о недостаточности своих ресурсов саморегулирования; предпочтение спонтанности в управлении собственным состоянием, в процессе саморегуляции мотивирован на удовлетворение потребности в обеспечении безопасности.

Низкий уровень эффективности стратегии Субъект использует свои функциональные ресурсы неэкономно, добиваясь низких результатов в процессе саморегуляции; ориентирован на стабилизацию эмоционального состояния в ущерб разрешению вызывающей его проблемы; предпочтение спонтанности в управлении собственным состоянием, в процессе саморегуляции мотивирован на удовлетворение потребности базового уровня, обладающего организменной и гомеостатической природой.

Минимальный уровень эффективности Субъект затрачивает максимум функциональных ресурсов при минимуме результатов саморегулирования; наблюдается низкий уровень активности, настроения и самочувствия на фоне повышенной тревожности и утомляемости; неадекватное представление об уровне своих возможностей в сфере саморегуляции, отсутствие продуктивных стратегий преодоления стресса; субъект предпочитает спонтанность в саморегуляции, мотивация на удовлетворение потребности базового уровня.

Цель - формирование эффективной стратегии саморегуляции функциональных состояний студентов в процессе профессиональной подготовки

Индивидуальные стратегии саморегуляции функциональных состояний студентов

Компоненты индивидуальных стратегий саморегуляции и их содержание

Активационно-энергетический Эмоционально-оценочный Операциональный компонент реализуется через копинг-стратегии Когнитивный компонент характеризуется способом переработки информации Мотивационно-волевой

компонент характеризуется динамикой ресурсного обеспечения компонент характеризуется динамикой эмоциональных переживаний компонент характеризуется типом мотивационно-волевой регуляции

я я я

3

& е

я

& е

я

8 т

е

е

л

3

« 2

я я « §

I ^

Э 5

Я &

я

О

& я

гимнастика.

X

Методы и формы формирования конструктивных стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов: лекции, тренинговые занятия, семинары-практикумы, проблемные задания, ролевые игры, дискуссии, коучинг, ведение дневника самонаблюдений, система рефлексивных упражнений, аутотренинг, звуковая

Результат — сформированная эффективная стратегия саморегуляции функциональных состояний студентов: положительное эмоционально-ценностное отношение к себе как субъекту учебной деятельности; адекватный уровень мотивации, развитое целеполагание, адекватная оценка своих возможностей; развитый самоконтроль и саморегуляция, конструктивное отношение с социумом, повышение академической успеваемости.

ну

И

Рис. 1. Структурно-динамическая модель формирования эффективной индивидуальной стратегии саморегуляции функциональных состояний студентов в процессе профессиональной подготовки

Модель включает цель, компоненты индивидуальных стратегий саморегуляции и их содержание; методы и формы формирования эффективных стратегий саморегуляции функциональных состояний; психолого-педагогические условия и внутренние ресурсы личности, оказывающие влияние на процесс формирования индивидуальной стратегии саморегуляции функциональных состояний.

Для оптимизации формирования конструктивных стратегий могут быть использованы разнообразные методы и приёмы, должны быть учтены внутренние ресурсы личности студента, а также обеспечены оптимальные психолого-педагогические условия.

По мнению Т. В. Сборцевой, в качестве условий обучения саморегуляции могут выступать: а) учёт предпочитаемых способов саморегуляции и стратегий; б) знание индивидуально-личностных характеристик, обусловливающих выбор стратегии; в) особенности восприятия и оценки студентами критических ситуаций в зависимости от психолого-педагогического статуса; г) стремление юношей и девушек к самоизменению [4].

Эти условия должны быть учтены в рамках реализации технологии формирования эффективной стратегии саморегуляции функциональных состояний студентов в процессе профессиональной подготовки.

Важно отметить, что все вышеперечисленные компоненты стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов тесно взаимосвязаны и только их совместное использование в процессе регулирования обеспечивает наибольшую эффективность в решении проблемных ситуаций.

Таким образом, под индивидуальными стратегиями саморегуляции функциональных состояний мы понимаем некоторую устойчивую совокупность эффективных, инструментированных, осознаваемых приёмов и механизмов саморегуляции, направленных

на гармонизацию внутреннего состояния индивида. Нами представлена характеристика уровней развития стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов, предложена структурно-динамическая модель эффективных стратегий саморегуляции функциональных состояний.

Эта статья не раскрывает всех аспектов изучения процесса формирования эффективных стратегий саморегуляции функциональных состояний, поэтому дальнейшие перспективы исследования будут сосредоточены на выявлении особенностей формирования индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов в процессе их профессиональной подготовки.

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы формирования эффективных индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов в процессе профессиональной подготовки и собственные выводы автора. Определены методологические основания для построения структурно-динамической модели формирования индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов.

Ключевые слова: копинг-стратегия, саморегуляция, функциональные состояния, тревожность, психическая напряжённость, ситуация неопределённости.

АНОТАЦМ

У статп розглянуто теоретичш аспекти з проблеми формування ефективних шдиввдуальних стратегш саморегуляцп функцюнальних станiв студентiв у процесi професшно! шдготовки, а також умовиводи автора. Визначеш методологiчнi пiдстави для побудови структурно-динамiчноl моделi формування iндивiдуальних стратегш саморегуляцп функцiональних станiв студенпв.

Ключовi слова: копiнг-стратегiя, само-регуляц1я, функцшт стани, тривожнiсть,

псих1чна напружешсть, ситуац1я невизна-ченосп.

SUMMARY

In a following article concerned the theoretical aspects and personal exclusions according to forming effective student's individual self-regulation states strategies in a process of professional training. Methodological basics for building structure-dynamical model of forming student's individual self-regulation states strategies are described.

Key words: coping behavior, self-regulation, functional state, anxiety, mental tension, situation of uncertainty.

Л1ТЕРАТУРА

1. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус. - Л. : Медицина, 1970. - 280 с.

2. Резникова Е. А. Формирование стратегий адаптационного поведения в процессе трансформации психологической защиты личности студента [Электронный ресурс] / Е. А. Резникова. - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua.

3. Сборцева Т. В. Психологические условия обучения саморегуляции в критических ситуациях в юношеском возрасте : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. / Татьяна Васильевна Сборцева. -Череповец, 2002. - 170 л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Murphy L. Coping vulnerability and residence in childhood. Coping and adaptation / L. Murphy. - NY. : Basic Books, 1974. - 420 p.

НАШ ВЕРН1САЖ

Олена Катранжк

Тихий плесют хвиль, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.