УДК 159.9
ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ
И.С. Бубнова, А.Н. Грязнов
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы современного обучения в высшей школе, связанные с низким уровнем стрессоустойчивости у студентов, общим низким уровнем физической подготовки и негативными копинг-стратегиями поведения. Стресс является объективной и субъективной составляющей учебной деятельности и находит свое выражение в каждом из ее компонентов, тем самым, нарушая привычный ритм и ее эффективность. Стрессоустойчивость в статье рассматривается с функциональных позиций как характеристика, влияющая на продуктивность, успешность деятельности. Стрессоустойчивость у студентов вуза может быть сформирована в процессе реализации специально разработанной технологии фитнес-аэробики, направленной на повышение уровня стрессоустойчивости путем развития ее компонентов, повышения уровня физической подготовки, а также формирования позитивных копинг-стратегий поведения.
Ключевые слова: стрессоустойчивость, технология, формирование, технология фитнес-аэробики, стресс, копинг.
FORMATION OF STRESS RESISTANCE WITHIN STUDENTS
BY MEANS OF FITNESS TECHNOLOGY
I. Bubnova, A. Gryaznov
Abstract. The article deals with the problems of modern High School Education related to the low level of stress tolerance among students, the general low level of physical fitness and negative coping behavior strategies. Stress is an objective and subjective component of the learning activity and is expressed in each of its components, thereby disrupting the usual rhythm and its effectiveness. Stress resistance in the article is considered from the functional point of view, as a characteristic affecting the level of productivity (or success) of the activity. Stress resistance within High School students can be formed in the process of implementing a specifically-designed technology of fitness aerobics, aimed at increasing the level of stress resistance by developing its components, increasing the level of physical fitness, and creating positive coping behavior strategies.
Keywords: stress tolerance, technology, formation, technology of fitness aerobics, stress, "Coping".
Актуальной целью всех современных процессов в образовании является создание условий для гармоничного развития личности обучающихся, сохранения их физического и психического здоровья, повышения качества образования в целом, формирования продуктивной личности и др. [16]. Однако, современный социум перегружен
стрессогенными факторами, которые приводят к дисбалансу личности в отношениях с социальной средой, тем самым снижая качество ее деятельности [18; 19]. Каждый человек в силу жизненных обстоятельств испытывает и переживает стрессовые ситуации. Стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека [1]. Утомление, страх, усилие, унижение человеческого достоинства, неожиданно крупный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада - любое из перечисленных условий может вызвать стресс. В настоящее время стресс рассматривается:
- как стимул, то есть как характеристика окружающей среды (нехватка времени для выполнения заданий, нездоровая обстановка в учебном коллективе и т.д.);
- как реакция, как состояние психического напряжения, возникающего в ответ на сложные обстоятельства;
- как отсутствие равновесия в отношениях между человеком и окружающей обстановкой. Если требования среды становятся более высокими, чем предполагаемая способность удовлетворять их, человек испытывает стресс. Подобные состояния характерны, прежде всего, для системы образования и студентов вузов как ее субъектов [4].
Один и тот же стрессогенный стимул может по-разному влиять на развитие стрессовой реакции [11]. Это зависит от ориентации человека по отношению к нему. Не само по себе воздействие как таковое является причиной последующей реакции организма, а отношение к этому воздействию, его оценка, причем оценка негативная, основанная на неприятии стимула с
биологической, психологической, социальной и прочих точек зрения данного индивида. Известно, что экзамены и зачеты, сам темп учебной деятельности, высокие интеллектуальные и физические нагрузки, которым подвергаются студенты во время обучения в вузе, большой поток информации, нуждающийся в адекватной переработке и воспроизведении, и другие факторы приводят в данной ситуации студентов к развитию стресса, провоцируя нарушение физиологических и психических функций [12].
Поэтому мы приходим к пониманию, что необходимо формировать у обучающихся стрессоустойчивость как интегративное свойство личности, обеспечивающее оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной обстановке, а также позитивные копинг-стратегии поведения в стрессовой ситуации.
Согласно классификации методов преодоления стресса Ю.В. Щербатых, основным способом развития стрессоустойчивости у студентов является реализация программы фитнес-аэробики [15]. Регулярное вовлечение мышечной системы в двигательную активность оказывает огромное влияние на весь организм, профилактируя эмоциональное и
интеллектуальное напряжение. Люди, которые ведут здоровый образ жизни, склонны легче переживать стрессовые ситуации, а для поддержания здоровья на должном уровне важен грамотно подобранный компекс физических упражнений.
Настоящее исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»; всего исследованием было охвачено 160 обучающихся 1 - 2 курсов. В ходе исследования были применены методики: методика определения стрессоустойчивости (Э. Шострома, Р. Лазаруса, Дж. Роттера), методика, нарвленная на определение уровня физической подготовленности (Б.А. Ашмарин, В.И. Лях, Б.Х. Ланда), методика диагностики
стрессоустойчивости (Холмса и Раге).
Результаты проведенного исследования показали, что большинство студентов отличается низким уровнем стрессоустойчивости; также у них доминируют пассивные копинг-стратегии поведения в стрессе (отстранение от окружающих, уход в себя и др.). Выбирая избегание в качестве ведущей копинг-стратегии совладающего со стрессом поведения, студенты стараются избегать контакта с окружающей действительностью, уходят от решения проблем.
Студенты со средним уровнем стрессоустойчивости отдают предпочтение копинг-стратегиям связанным с поиском
социальной поддержки, а студенты с высоким уровнем стрессоустойчивости предпочитают позитивные копинг-стратегии (разрешение проблем и др.).
Результаты проведенного исследования доказали, что студенты с низким уровнем физической подготовки обладают низким уровнем стрессоустойчивости, что, в свою очередь, негативно сказывается на процессе их социальной адаптации. Опираясь на результаты, полученные в ходе проведения комплекса психодиагностических методик, нами была теоретически обоснована и внедрена в практику работы ВУЗа фитнес-технология, направленная на формирование стрессоустойчивости у обучающихся.
Фитнес технология - это система способов, приёмов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение поставленных задач. Под данной технологией мы понимаем комплекс взаимосвязанных психолого-педагогических и организационно методических процедур, реализующихся в пространстве совместной деятельности преподавателя и студента, направленных на формирование стрессоустойчивости.
Методологической основой разработки фитнес-технологии выступили отдельные положения ресурсного подхода [14;10] о двойственной природе образовательного процесса, поскольку тренировочный процесс должен быть направлен на развитие внутренних ресурсов личности студента (мотивационных, поведенческих, когнитивных или
эмоциональных), которые необходимы для организации его продуктивной учебной деятельности; системного подхода [6;7;3;17] о взаимосвязи и взаимодействии всех функциональных элементов педагогической системы.
При разработке и внедрении фитнес-технологии в учебно-воспитательный процесс мы также опирались на положения личностно-деятельностного подхода, проработанного в трудах А.Ш. Геллера [2], В.В. Давыдова [13], Л.В. Загрекова [9]. Личностно-деятельностный подход определяется нами как интегративное единство личностного и деятельностного компонентов, поскольку личность выступает субъектом деятельности, а сама деятельность обеспечивает развитие личности [5]. Е.В. Бондаревская [8] подчеркивает, что личность обучающегося является центральной фигурой всего образовательного процесса.
Обоснованная нами фитнес-технология нашла отражение в технологической карте
формирования стрессоустойчивости у студентов. Так, формирование стрессоустойчивости достигалось посредством применения различных методов и форм работы на информационном, функциональном, контрольном этапах через развитие мотивационного, когнитивно-регуляторного, эмоционального компонентов стрессоустойчивости личности.
Сравнительные результаты диагностики стрессоустойчивости после реализации
технологии фитнес-аэробики показали, что ее апробация прошла успешно. Как показали результаты контрольного среза, 21% студентов продемонстрировали высокий уровень стрессоустойчивости, только 4% опрошенных респондентов - низкий, что свидетельствует о правильно подобранных упражнениях и эффективности технологии в целом.
Рисунок 1. - Уровень стрессоустойчивости у обучающихся до и после внедрения фитнес-технологии,%
Рисунок 2. - Выраженность копинг-стратегий поведения у студентов
С помощью копинг-теста Р. Лазаруса были преодоления студентами трудностей в различных
диагностированы копинг--механизмы, способы сферах деятельности.
Из рисунка 2 видно, что студенты до внедрения фитнес-технологии демонстрировали высокую напряженность по таким копинг-стратегиям поведения как дистанцирование и поиск социальной поддержки, что характеризовало их как ориентированных на установление границ в стрессовой ситуации, но в то же время поиск социальной поддержки свидетельствует об ориентированности на взаимодействие с другими людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи от них.
После проведения экспериментальной работы по внедрению фитнес-технологии у опрошенных респондентов доминируют конструктивные копинг-стратегии поведения (положительная переоценка, планирование решения проблемы, принятие ответственности, самоконтроль).
Таким образом, высокие значения диагностических показателей среди студентов, занимающихся фитнес-аэробикой, подтверждают, что физические нагрузки оказывают положительное влияние на развитие стрессоустойчивости студентов, а правильно подобранные упражнения способствуют сохранению и восстановлению жизненно важных
функций организма обучающихся, улучшению показателей физической и функциональной подготовленности, оптимизации их физического состояния, развитию стрессоустойчивости. Полученный на занятиях фитнес-аэробикой навык, сформировавшийся под влиянием физической выносливости, будет
распространяться и на другие сферы жизни и деятельности студентов.
Занятия фитнес-аэробикой способствуют повышению уровня стрессоустойчивости, сохранению и восстановлению жизненно важных функций организма обучающихся; внедрение фитнес-аэробики в программу урочных и внеурочных занятий по физической культуре способствует улучшению показателей физической и функциональной подготовленности обучающихся, оптимизации их физического состояния.
Таким образом, в процессе проведенного исследования выявлена взаимосвязь между занятиями фитнес-аэробикой и уровнем развития стрессоустойчивости. Результаты проведенного исследования показали, что занятия фитнес-аэробикой являются фактором актуализации стрессоустойчивости студентов.
Литература:
1. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. - М., 2015. - С. 542-543.
2. Бодров В.А. Психологический стресс / В.А. Бодров. - М., 2010. - 85 с.
3. Боканова О.М. Некоторые показатели сердечно-сосудистой системы у студентов вечернего отделения в период экзаменационной сессии / О.М. Боканова // Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. - М., 2015. - С. 130.
4. Гальперин Я.Г. Технология психологической самозащиты. Стресс-дистресс - проблема XX века / Я.Г. Гальперин, О.И. Жданов. - М.: ВНИЦТНМ «ЭННОМ», 2009. - 49 с.
5. Ганзен В.А. Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2008. - 175 с.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. -М.: Педагогика, 2011. - 74 с.
7. Эверли Дж.С. Стресс. Природа и лечение / Дж.С. Эверли, Р. Розенфельд. - 2010. - 366 с.
8. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. - М.: МГУ, 2006. - 140 с.
9. Платонов К.К. Психология / К.К. Платонов, Луков Т.Д. - М., 2009. - 340 с.
10. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к стрессу / К.В. Судаков. - М., 2010. - С. 5-28.
11. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык - М.: Наука, 2010. - 368 с.
12. Левис Ш. Ребенок и стресс / Ш. Левис, Ш.К. Левис. - СПб.: Питер Пресс, 1996. - 68 с.
13. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности / В.Э. Мильман. -М.: ФиС, 2016. - 480 с.
14. Психогимнастика в тренинге; под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПБ.: «Ювента», Институт Тренинга, 2009. - 256 с.
15. Рудаков А.Л. Стресс, стрессоустойчивость и саногенная рефлексия в спорте / А.Л. Рудаков. -Красноярск, 2011. - 10 с.
16. Терещенко А.Г. Изучение гражданской ответственности студентов вузов как фактора становления личности будущего специалиста / А.Г. Терещенко, И.С. Бубнова / Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 5(124). - С. 120-125.
17. Чистякова М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова // Просвещение: ВЛАДОС, 2017. - 160 с.
18. Bubnova I.S., Samigulina A.V., Mishchenko V.A., Ishmuradova A.M., Gurbanova F.A., Kurbanov R.A. Students' internet dependence prevention program development Espacios. - 2018. - Т. 39. - № 2. - С. 14.
19. Neverkovich S.D., Bubnova I.S., Kosarenko N.N., Sakhieva R.G., Sizova Z.M., Zakharova V.L., Sergeeva M.G. Students' internet addiction: study and prevention / Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. - 2018. - Т. 14. - № 4. - С. 14831495.
Сведения об авторах:
Бубнова Ирина Сергеевна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», email: irinaz-bubnova@yandex.ru
Грязнов Алексей Николаевич (г. Казань, Россия), доктор психологических наук, проректор по научной работе, профессор кафедры педагогики, УВО «Университет управления «ТИСБИ», e-mail: angkazan@rambler.ru
Data about the authors:
I. Bubnova (Irkutsk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Social Pedagogy and Psychology Department, Irkutsk State University, e-mail: irinaz-bubnova@yandex.ru
A. Gryaznov (Kazan, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Vice-rector on scientific work, Professor of Pedagogy Department, University of Management "TISBI", e-mail: angkazan@rambler.ru