Научная статья на тему 'Исследование особенностей саморегуляции функциональных состояний студентов в процессе профессиональной подготовки'

Исследование особенностей саморегуляции функциональных состояний студентов в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
457
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / ADAPTIVE STRATEGIES / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-REGULATION / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / FUNCTIONAL STATUS / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / MENTAL TENSION / СИТУАЦИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / UNCERTAINTY OF THE SITUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дерябина Елена Анатольевна

В статье рассмотрены методика и результаты исследования феноменологической картины типичных функциональных состояний студентов в процессе профессиональной подготовки и стратегий их саморегуляции. Определены ключевые методические подходы к проведению исследования. Сформулированы основные перспективные направления коррекционной работы по формирования эффективных индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study features of self-FUNCTIONAL STATUS OF STUDENTS IN TRAINING SUMMARY

The article discusses the methodology and findings of the phenomenological picture of the typical functional state of students in the process of training and strategies for their self-control. Defined key methodological approaches to the study. The basic perspective directions of correctional work for the development of effective individual strategies of self-control of functional state of students.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей саморегуляции функциональных состояний студентов в процессе профессиональной подготовки»

Дерябина Елена Анатольевна

(Евпаторийский институт социальных наук (филиала) ФГАОУ «КФУ им. В. И. Вернадского», г. Евпатория) e-mail:[email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация: В статье рассмотрены методика и результаты исследования феноменологической картины типичных функциональных состояний студентов в процессе профессиональной подготовки и стратегий их саморегуляции. Определены ключевые методические подходы к проведению исследования. Сформулированы основные перспективные направления коррекционной работы по формирования эффективных индивидуальных стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов.

Ключевые слова/Адаптивные стратегии, саморегуляция, функциональные состояния, тревожность, психическая напряженность, ситуация неопределенности.

Deryabina Elena Anatolevna

(Yevpatoriya Institute of Social Sciences (branch) FGAOU "CFI them. Vernadsky", Yevpatoria)

Study features of self-FUNCTIONAL STATUS OF STUDENTS IN TRAINING SUMMARY

Annotation. The article discusses the methodology and findings of the phenome-nological picture of the typical functional state of students in the process of training and strategies for their self-control. Defined key methodological approaches to the study. The basic perspective directions of correctional work for the development of effective individual strategies of self-control of functional state of students.

Keywords: Adaptive strategies, self-regulation, functional status, anxiety, mental tension, uncertainty of the situation

Тема саморегуляции функциональных состояний является одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных как для личностного, так и для профессионального развития. Значительные психологические нагрузки в профессиональной деятельности в системе «человек-человек» способствуют развитию профессионального стресса, психической дезадаптации и дезорганизации поведения. Особенно велико влияние эмоциональной напряженности на будущих специалистов. Профессиональная подготовка, по сути, не формирует способности управлять своим поведением и эмоциями. В то же время свобода в выборе цели и средств деятельности, поведения, свобода творчества, самообла-

дание - важнейшие качества человека. Сфера саморегуляции проявляется в способности человека управлять своим поведением и деятельностью через рефлексию и анализ своих поступков и отношений.

Проблема оптимизации учебной деятельности и функциональных состояний студентов в усложненных условиях, например, в период экзаменационной сессии, является предметом внимания многих психологов, а ее сложность предопределяет широкое поле исследований. Это происходит в связи с разнообразием задач, возникающих перед исследователями: это задачи диагностики изменений в деятельности и состоянии человека, задачи разработки методов анализа деятельности, адекватных сложности и системности предмета исследования и методов обучения учащихся, задачи определения психологических и личностных детерминант, формирующих благоприятные для выполнения деятельности функциональные состояния человека.

Изучением функциональных состояний студентов в различные периоды учебной деятельности занимались Л. М. Аболин, И. А. Васильев, Л. В. Винокурова, Г. Ш. Габдреева, М. М. Гарифулли-на, Ю. М. Десятникова, Э. Л. Носенко, Н. Б. Пасынкова, Н. М. Пей-сахов А. О. Прохоров, В. П. Шарай и др. Хотя работы этих авторов характеризуются значительным вкладом в разработку проблемы, в них изучены не все ее аспекты. Не рассматривались, например, в полной мере вопросы, связанные с динамикой развития негативных функциональных состояний студентов в процессе профессиональной подготовки и стратегий их саморегуляции.

Рассматриваемое в настоящей статье исследование представляет собой попытку экспериментального анализа феноменологической картины функциональных состояний и стратегий их саморегуляции.

В ракурсе нашего исследования, основополагающими являются представления, развиваемые Л. Г. Дикой, А. О. Прохоровым, О. А. Конопкиным и его школой о функциональной структуре системы саморегуляции произвольной активности человека. В частности - концепция психической саморегуляции функциональных состояний Л. Г. Дикой, по мнению которой, психическая саморегуляция функциональных состояний представляет собой специфический вид деятельности субъекта, для которой характерны определенные отношения с профессиональной деятельностью, и развитие которой обусловливает становление адаптивных личностных свойств субъекта, обеспечивающих эффективность, надежность, работоспособность и другие характеристики профессио-

нальной деятельности в экстремальных условиях [1]. Автором данной концепции изучались этапы становления системы саморегуляции психических состояний: общая линия становления психической саморегуляции как деятельности состоит в переходе от неосознаваемых автоматических процессов в план сознания, а затем их перевод в план вторичной автоматизации. Вторичная автоматизация обеспечивает приоритетное выполнение профессиональной деятельности человека при одновременной регуляции его функционального состояния [1]. Именно данный факт делает возможным наше предположение о динамическом развитии стратегий саморегуляции функциональных состояний в ходе обучения навыкам продуктивных приемов саморегулирования.

Экспериментальной базой первого этапа исследования выступило ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», Евпаторийский институт социальных наук (филиал). На данном этапе исследования участвовало 96 испытуемых: юноши и девушки, студенты 1-5 курсов специальности «Социальная педагогика», специализация «Практическая психология».

Методика проведения эксперимента разрабатывалась и апробировалась поэтапно. На первом этапе исследования в качестве объекта была выбрана саморегуляция функциональных состояний студентов в процессе профессиональной подготовки. Предмет исследования - индивидуальные стратегии саморегуляции функциональных состояний студентов.

Констатирующий этап эмпирического исследования был направлен на выявление феноменологической картины типичных функциональных состояний студентов и стратегий их саморегуляции в процессе профессиональной подготовки. Для определения уровня сформированности стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов нами был разработан опросник «Типичные состояния студентов в процессе профессиональной подготовки». В ходе проведенного исследования было выявлено, какие трудные ситуации преобладают в учебной деятельности. Среди таких трудных ситуаций студенты выделили участие в контрольных мероприятиях, сессии, отработку пропусков и др.

В трудных ситуациях учебной деятельности всех студентов (96 человек) независимо от курса обучения объединяют следующие 10 типичных психических состояний: волнение, боязнь, напряжение, усталость, нервозность, растерянность, истерия, паника, истощение, страх. Выделенные психические состояния помимо того, что указывались представителями всех курсов и специальностей, имеют еще и наибольший процент выбора. Среди ва-

риантов ответов на вопрос «Какие способы, приемы, методы Вы используете, чтобы справиться с указанными Вами психическими состояниями» наиболее частыми были ответы : прогулки на свежем воздухе, обращение за поддержкой к близким, самовнушение, сон и др.

Далее группа респондентов была исследована по Методике для психологической диагностики копинг-механизмов (Тест Хейма). Данная методика E. Heim позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-механизмы. В каждой из сфер нами были выявлены три группы стратегий адаптивного, относительно адаптивного и неадаптивного способа преодоления трудных учебных ситуаций.

Обобщенные результаты изучения стратегий саморегуляции функциональных состояний представлены в виде рис. 1.

Рис. 1. Результаты диагностики стратегий саморегуляции функциональных

состояний студентов

неадаптивные стра™"'"

относительно адаптивные стратегии 7%

Таким образом, адаптивные стратегии применяются 57% студентов. Эти студенты в большей степени, чем другие используют способы эффективного преодоления негативных функциональных состояний. Относительно адаптивный уровень выявлен у 7 % респондентов. Данная группа студентов использует как эффективные так и неэффективные стратегии саморегуляции функциональных состояний. У 36% выявлен неадаптивный уровень использования стратегий саморегуляции.

Таким образом, определено, что психическими состояниями, возникающими в трудных ситуациях учебной деятельности, оказались состояния высокого уровня психической активности. Это можно объяснить тем, что трудные ситуации учебной деятельности выступают как мобилизующие. Респонденты продемонстрировали необходимость коррекции выявленного репертуара стратегий саморегуляции функциональных состояний, формирования эф-

36%

адаптивные стратегии 57%

фективного набора методов и приемов регулирования негативных состояний, что и будет являться ключевым вопросом дальнейшего экспериментального исследования. Актуальным направлением дальнейшего научного изучения данного вопроса считаем разработку и внедрение формирующей программы развития эффективных стратегий саморегуляции функциональных состояний студентов в процессе профессиональной подготовки.

Библиографический список

1. Дикая Л. Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности [Текст]: дис. ... д-ра. психол. наук / Л. Г. Дикая; Российская академия наук. - Москва : [б. и.], 2002. - 342 с.

2. Набиуллина Р. Р., Тухтарова И. В. Механизмы психологической защиты и со-владания со стрессом / Р. Р. Набиуллина, И. В. Тухтарова. Учебноепособие. -Казань :КазанскаяГосударственнаяМедицинскаяАкадемия, 2003. - 98 с.

© Дерябина Е.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.