УДК 159.9.072.43
DOI: 10.23888^^^016442-47
© Василевская Е.А. ,2016
ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК УСПЕШНОСТЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ ПЕДАГОГАМИ
Аннотация. В статье представлен психологический анализ преодолевающего поведения. В статье приведены результаты исследования копинг-стратегий педагогических работников. Педагоги склонны использовать как активные адаптивные копинг-стратегии: «планирование» и «поиск социальной поддержки»; пассивные: «подавление конкурирующей деятельности»); неадаптивные копинг-стратегии: «ментальное отстранение».
© Vasilevskaya E.A., 2016
OVERCOMING BEHAVIOR AS A SUCCESS OF EXPERIENCING CRITICAL SITUATIONS IN PEDAGOGUES
Abstract. Results of the study of pedagogues' types of behavior in difficult life situations are repre-sentedin this article. Pedagogues tend to use active adaptive coping strategies (e.g., "planning" and "seeking of social support") as well as passive ones (e.g., "suppression of a competing activity") and non-adaptive coping strategies (e.g., "mental removal").
Key words: experience, critical situations, coping-strategies, pedagogue.
Ключевые слова: переживание, критические ситуации, копинг-стратегии, педагог.
В настоящее время над различными аспектами преодолевающего поведения проблемы работает целый ряд ученых: В.А. Абабков, Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, И.А. Горьковая, А.В. Махнач, С.К. Нартова-Бочавер, И.М. Никольская, В.Д. Сапоровская, Н.И. Сирота, В.А. Ташлыков, С.А. Хазова, В.М. Ялтонский.
В исследованиях К.К.Платонова, Б.М.Теплова, Л.И.Уманского понятие «ко-пинг» трактуется как стрессоустойчивость, а в работах В.С. Мерлина содержание данного понятия раскрывается с позиции «эмоциональной устойчивости».
Общим для всех исследователей является наличие трудной жизненной ситуации. Поэтому Л.И. Анцыферова определяет «копинг» как результат психической переработки индивидом жизненных невзгод с позиций своей, лишь частично осознаваемой «теории» мира [1, с.3-19; 3, с. 202].
Дальнейшие исследования в области совладающего поведения такими учеными, как Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровска, выявляют особое направление, где совладающее поведение рассматривается как поведение субъекта, в котором уделяется внимание ситуационным факторам совладания.
Анализируя понятие психологического преодоления, С.К. Нартова-Бочавера, раскрывая сущность термина «coping», выделяет наиболее эффективную адаптацию человека к требованиям трудной, экстремальной ситуации, отмечая при этом особенности психологического преодоления в зависимости от поло-ролевых, возрастных характеристик, сферы деятельности и значимости жизненного события [5 , с. 20-30; 3, с. 201].
Необходимым становится раскрытие сути функционирования копинг-процессов, которые предполагают включение когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности в процессе совладания с проблемой.
В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Принцип психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного напряжения путем искажения существующей действительности или к следующим изменениям организма: психическим перестройкам, телесным нарушениям (дисфункция), проявляющимся в виде хронических психосоматических симптомов; изменениям способов поведения.
Специфика педагогической деятельности определятся, в первую очередь,
особенностями критических ситуаций, ставящих субъекта перед необходимостью переживания. Сложность отношений создает ситуации выбора, а где выбор - там и рефлексивное переживание. «...Переживание понимается как особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни»[2].
Следовательно, чтобы научиться преодолевать эмоционально-сложные ситуации в профессиональной деятельности, необходимо использовать копинг-стратегии.
Изучение стратегий копинг-поведения педагогов в процессе выполнения профессиональной деятельности позволили выявить доминирующие, пассивные и активные адаптивные и неадаптивные копинг-стратегии.
Среди доминирующих копинг-стратегий у педагогов преобладают активные адаптивные, такие как «положительное истолкование и рост», «планирование», «поиск активной общественной поддержки», «активный копинг», но, в тоже время они также используют и пассивные стратегии: «сдерживание», «поиск эмоциональной общественной поддержки» и «подавление конкурирующей деятельности», а также неадаптивные копинг-стратегии: «ментальное отстранение» и «фокус на эмоциях и их выражении».
Стратегиями копинга являются стратегии активного копинга (58%) педагогов, планирования (84%) педагогов, поиска активной общественной поддержки (100%) педагогов, принятия (76%) педагогов, положительного истолкования и личностного роста (100%) педагогов.
Неоптимальными стратегиями признаны стратегии обращения к религии (71,4%) педагогов, сдерживания попыток активного копинга (65%) педагогов, отрицания (74%) педагогов, фокуса на эмоциях и их выражении (85,7%) педагогов,
ментального и поведенческого отстранения (100% и 100% соответственно) педагогов, стратегия юмора (57,2%), использования алкоголя (14 %) педагогов.
Субъективная оценка оптимальности стратегий копинга педагогами показала следующее. Педагоги оценивают как стратегии высокой степени оптимальности следующие: планирование (59,4%), поиск активной общественной поддержки (54,1%), положительное истолкование и личностный рост (60,9%), принятие (50,2%). Как стратегии преодоления низкой степени оптимальности оцениваются следующие: подавление конкурирующей деятельности (52,6%), обращение к религии (63,3%), отрицание (53,1%), поведенческое отстранение (51,2%), использование алкоголя и наркотических веществ (14,1%).
Изучение типа поведения педагогов в сложной жизненной ситуации, а также вариантов выхода из сложных ситуаций, определяющий когнитивные, эмоциональные и поведенческие копинг-стратегии, как сознательных стратегий преодоления стрессовых ситуаций, позволило выявить следующие результаты.
Когнитивные копинг-стратегии (когнитивное преодоление как понимание причин стресса, рациональное осмысление ситуации и своих возможностей, поиск и оценка возможных средств (ресурсов), которые могут быть мобилизованы для преодоления стресса, позитивное мышление относительно стресс-ситуации и своих ресурсов): игнорирование- 56% (О); смирение - 34% (Н) диссимуляция - 55% (О); сохранение самообладания - 69% (О)% проблемный анализ - 73% (П); относительность - 24% (О); религиозность - 74%(О); растерянность - 44%(Н); придача смысла - 23%(О); установка собственной ценности - 68% (О).
Эмоциональные копинг-стратегии (эмоциональное преодоление) - осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально-приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания, устранение застреваний, неполного отреагирования: протест- 44%(О); эмоциональная разрядка-76%(Н); подавление эмоций- 66%(Н); оптимизм- 56%(П);
пассивная кооперация- 13%(О); покорность- 42%(Н); самообвинение- 31% (Н); агрессивность- 23%(Н).
Поведенческие копинг-стратегии (поведенческое (деятельностное) преодоление - перестройка поведения, коррекция стратегий и планов, задач и режимов деятельности, активизация или дезактивация поведения или деятельности): отвле-чение-73%(О); альтруизм-45%(О); активное избегание-77%(Н); компенсация-34%(О); конструктивная активность-23%(О); отступление- 28%(Н); сотрудниче-ство-55%(П); обращение-43%(О).
Как видно из результатов, наиболее часто выбираемыми копинг-стратегиями у педагогов являются относительно продуктивные копинг-стратегии, помогающие лишь в некоторых ситуациях и непродуктивные копинг- стратегии, которые не устраняют стрессовое состояние, а напротив, способствуют его усилению; продуктивные копинг- стратегии, помогающие быстро и успешно совладать со стрессом выбираются педагогами гораздо реже. Педагоги, которые прибегают к непродуктивным копинг-стратегиям поведения, чаще испытывают симптомы синдромов выгорания и усталости, переживания, неудовлетворенности своей работой и взаимоотношениями с коллегами, чаще попадают в конфликтные ситуации.
Преодолевающее поведение оценивается как успешное в том случае, если оно устраняет физиологические и уменьшает психологические проявления напряжения; дает личности возможность восстановить дострессовую активность; предотвращает дистресс. Одной из приоритетных задач становится формирование навыков продуктивного копинга, что повлечет за собой снижение уровня уровня переживания критических ситуаций в профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал 1994. - № 1. - С. 3- 19.
2. Василюк, Ф. Е. Введение понятия переживания в категориальный аппарат теории деятельности // Ф.Е. Василюк Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Изд-во Московского университета, 1984. — 198 с.
3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. 2 - изд. - СПб.: Питер, 2009. - 358 с.
4. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 181 с.
5. Набиуллина, Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом: учебно-методическое пособие/ Р.Р. Набиуллина, И. В. Тухтарова. - Казань: Казанский Государственный Медицинский Университет, 2003. - 98с.
6. Соколова Е.А.Педагогическая технология предупреждения профессиональной деформации будущих специалистов в образовательном процес-се[Электронный ресурс] / Е.А. Соколова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2013. № 1. Режим доступа: http://humjoumal.rzgmu.ra/art&id=20 (дата обращения: 28.10.2016).