Научная статья на тему 'Преодолевающее поведение как успешность переживания критических ситуаций педагогами'

Преодолевающее поведение как успешность переживания критических ситуаций педагогами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
591
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕЖИВАНИЕ / КРИТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ПЕДАГОГ / EXPERIENCE / CRITICAL SITUATIONS / COPING-STRATEGIES / PEDAGOGUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Василевская Е. А.

В статье представлен психологический анализ преодолевающего поведения. В статье приведены результаты исследования копинг-стратегий педагогических работников. Педагоги склонны использовать как активные адаптивные копинг-стратегии: «планирование» и «поиск социальной поддержки»; пассивные: «подавление конку рирующей деятельности»); неадаптивные копинг-стратегии: «ментальное отстранение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING BEHAVIOR AS A SUCCESS OF EXPERIENCING CRITICAL SITUATIONS IN PEDAGOGUES

Results of the study of pedagogues’ types of behavior in difficult life situations are representedin this article. Pedagogues tend to use active adaptive coping strategies (e.g., “planning” and “seeking of social support”) as well as passive ones (e.g., “suppression of a competing activity”) and nonadaptive coping strategies (e.g., “mental removal”).

Текст научной работы на тему «Преодолевающее поведение как успешность переживания критических ситуаций педагогами»

УДК 159.9.072.43

DOI: 10.23888^^^016442-47

© Василевская Е.А. ,2016

ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК УСПЕШНОСТЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ ПЕДАГОГАМИ

Аннотация. В статье представлен психологический анализ преодолевающего поведения. В статье приведены результаты исследования копинг-стратегий педагогических работников. Педагоги склонны использовать как активные адаптивные копинг-стратегии: «планирование» и «поиск социальной поддержки»; пассивные: «подавление конкурирующей деятельности»); неадаптивные копинг-стратегии: «ментальное отстранение».

© Vasilevskaya E.A., 2016

OVERCOMING BEHAVIOR AS A SUCCESS OF EXPERIENCING CRITICAL SITUATIONS IN PEDAGOGUES

Abstract. Results of the study of pedagogues' types of behavior in difficult life situations are repre-sentedin this article. Pedagogues tend to use active adaptive coping strategies (e.g., "planning" and "seeking of social support") as well as passive ones (e.g., "suppression of a competing activity") and non-adaptive coping strategies (e.g., "mental removal").

Key words: experience, critical situations, coping-strategies, pedagogue.

Ключевые слова: переживание, критические ситуации, копинг-стратегии, педагог.

В настоящее время над различными аспектами преодолевающего поведения проблемы работает целый ряд ученых: В.А. Абабков, Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, И.А. Горьковая, А.В. Махнач, С.К. Нартова-Бочавер, И.М. Никольская, В.Д. Сапоровская, Н.И. Сирота, В.А. Ташлыков, С.А. Хазова, В.М. Ялтонский.

В исследованиях К.К.Платонова, Б.М.Теплова, Л.И.Уманского понятие «ко-пинг» трактуется как стрессоустойчивость, а в работах В.С. Мерлина содержание данного понятия раскрывается с позиции «эмоциональной устойчивости».

Общим для всех исследователей является наличие трудной жизненной ситуации. Поэтому Л.И. Анцыферова определяет «копинг» как результат психической переработки индивидом жизненных невзгод с позиций своей, лишь частично осознаваемой «теории» мира [1, с.3-19; 3, с. 202].

Дальнейшие исследования в области совладающего поведения такими учеными, как Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровска, выявляют особое направление, где совладающее поведение рассматривается как поведение субъекта, в котором уделяется внимание ситуационным факторам совладания.

Анализируя понятие психологического преодоления, С.К. Нартова-Бочавера, раскрывая сущность термина «coping», выделяет наиболее эффективную адаптацию человека к требованиям трудной, экстремальной ситуации, отмечая при этом особенности психологического преодоления в зависимости от поло-ролевых, возрастных характеристик, сферы деятельности и значимости жизненного события [5 , с. 20-30; 3, с. 201].

Необходимым становится раскрытие сути функционирования копинг-процессов, которые предполагают включение когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности в процессе совладания с проблемой.

В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Принцип психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного напряжения путем искажения существующей действительности или к следующим изменениям организма: психическим перестройкам, телесным нарушениям (дисфункция), проявляющимся в виде хронических психосоматических симптомов; изменениям способов поведения.

Специфика педагогической деятельности определятся, в первую очередь,

особенностями критических ситуаций, ставящих субъекта перед необходимостью переживания. Сложность отношений создает ситуации выбора, а где выбор - там и рефлексивное переживание. «...Переживание понимается как особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни»[2].

Следовательно, чтобы научиться преодолевать эмоционально-сложные ситуации в профессиональной деятельности, необходимо использовать копинг-стратегии.

Изучение стратегий копинг-поведения педагогов в процессе выполнения профессиональной деятельности позволили выявить доминирующие, пассивные и активные адаптивные и неадаптивные копинг-стратегии.

Среди доминирующих копинг-стратегий у педагогов преобладают активные адаптивные, такие как «положительное истолкование и рост», «планирование», «поиск активной общественной поддержки», «активный копинг», но, в тоже время они также используют и пассивные стратегии: «сдерживание», «поиск эмоциональной общественной поддержки» и «подавление конкурирующей деятельности», а также неадаптивные копинг-стратегии: «ментальное отстранение» и «фокус на эмоциях и их выражении».

Стратегиями копинга являются стратегии активного копинга (58%) педагогов, планирования (84%) педагогов, поиска активной общественной поддержки (100%) педагогов, принятия (76%) педагогов, положительного истолкования и личностного роста (100%) педагогов.

Неоптимальными стратегиями признаны стратегии обращения к религии (71,4%) педагогов, сдерживания попыток активного копинга (65%) педагогов, отрицания (74%) педагогов, фокуса на эмоциях и их выражении (85,7%) педагогов,

ментального и поведенческого отстранения (100% и 100% соответственно) педагогов, стратегия юмора (57,2%), использования алкоголя (14 %) педагогов.

Субъективная оценка оптимальности стратегий копинга педагогами показала следующее. Педагоги оценивают как стратегии высокой степени оптимальности следующие: планирование (59,4%), поиск активной общественной поддержки (54,1%), положительное истолкование и личностный рост (60,9%), принятие (50,2%). Как стратегии преодоления низкой степени оптимальности оцениваются следующие: подавление конкурирующей деятельности (52,6%), обращение к религии (63,3%), отрицание (53,1%), поведенческое отстранение (51,2%), использование алкоголя и наркотических веществ (14,1%).

Изучение типа поведения педагогов в сложной жизненной ситуации, а также вариантов выхода из сложных ситуаций, определяющий когнитивные, эмоциональные и поведенческие копинг-стратегии, как сознательных стратегий преодоления стрессовых ситуаций, позволило выявить следующие результаты.

Когнитивные копинг-стратегии (когнитивное преодоление как понимание причин стресса, рациональное осмысление ситуации и своих возможностей, поиск и оценка возможных средств (ресурсов), которые могут быть мобилизованы для преодоления стресса, позитивное мышление относительно стресс-ситуации и своих ресурсов): игнорирование- 56% (О); смирение - 34% (Н) диссимуляция - 55% (О); сохранение самообладания - 69% (О)% проблемный анализ - 73% (П); относительность - 24% (О); религиозность - 74%(О); растерянность - 44%(Н); придача смысла - 23%(О); установка собственной ценности - 68% (О).

Эмоциональные копинг-стратегии (эмоциональное преодоление) - осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально-приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания, устранение застреваний, неполного отреагирования: протест- 44%(О); эмоциональная разрядка-76%(Н); подавление эмоций- 66%(Н); оптимизм- 56%(П);

пассивная кооперация- 13%(О); покорность- 42%(Н); самообвинение- 31% (Н); агрессивность- 23%(Н).

Поведенческие копинг-стратегии (поведенческое (деятельностное) преодоление - перестройка поведения, коррекция стратегий и планов, задач и режимов деятельности, активизация или дезактивация поведения или деятельности): отвле-чение-73%(О); альтруизм-45%(О); активное избегание-77%(Н); компенсация-34%(О); конструктивная активность-23%(О); отступление- 28%(Н); сотрудниче-ство-55%(П); обращение-43%(О).

Как видно из результатов, наиболее часто выбираемыми копинг-стратегиями у педагогов являются относительно продуктивные копинг-стратегии, помогающие лишь в некоторых ситуациях и непродуктивные копинг- стратегии, которые не устраняют стрессовое состояние, а напротив, способствуют его усилению; продуктивные копинг- стратегии, помогающие быстро и успешно совладать со стрессом выбираются педагогами гораздо реже. Педагоги, которые прибегают к непродуктивным копинг-стратегиям поведения, чаще испытывают симптомы синдромов выгорания и усталости, переживания, неудовлетворенности своей работой и взаимоотношениями с коллегами, чаще попадают в конфликтные ситуации.

Преодолевающее поведение оценивается как успешное в том случае, если оно устраняет физиологические и уменьшает психологические проявления напряжения; дает личности возможность восстановить дострессовую активность; предотвращает дистресс. Одной из приоритетных задач становится формирование навыков продуктивного копинга, что повлечет за собой снижение уровня уровня переживания критических ситуаций в профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал 1994. - № 1. - С. 3- 19.

2. Василюк, Ф. Е. Введение понятия переживания в категориальный аппарат теории деятельности // Ф.Е. Василюк Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Изд-во Московского университета, 1984. — 198 с.

3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. 2 - изд. - СПб.: Питер, 2009. - 358 с.

4. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 181 с.

5. Набиуллина, Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом: учебно-методическое пособие/ Р.Р. Набиуллина, И. В. Тухтарова. - Казань: Казанский Государственный Медицинский Университет, 2003. - 98с.

6. Соколова Е.А.Педагогическая технология предупреждения профессиональной деформации будущих специалистов в образовательном процес-се[Электронный ресурс] / Е.А. Соколова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2013. № 1. Режим доступа: http://humjoumal.rzgmu.ra/art&id=20 (дата обращения: 28.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.