Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. № 1. С. 10-14.
УДК 159.922+159.923
Б. В. Кузьмин, Ю. В. Потапова
Омский государственный медицинский университет
СОЗАВИСИМОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ
В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Проводится анализ влияния созависимости на совладающее поведение юношей и девушек. Было выявлено, что высокий уровень созависимости способствует более частому использованию фокусировки на эмоциях в стрессовой ситуации и редкому обращению к активному копингу и стратегии положительного истолкования и роста.
Ключевые слова: созависимость; юношеский возраст; личность; копинг-поведение.
B. V. Kuzmin, Yu. V. Potapova
Omsk State Medical University
CODEPENDENCY AS A PREDICTOR OF FORMING COPING BEHAVIOUR
IN ADOLESCENCE
In this article analyzes the influence of codependency on coping behaviour of young men and girls. it was found that a high level of codependency promotes more frequent use of the focus on emotions in stressful situations and rarely asked to an active coping strategies and positive interpretation and growth.
Keywords: codependency; adolescence; personality; coping-behaviour.
Созависимость в современном мире является распространенной проблемой, наряду с такими явлениями, как депрессия, стресс, трудности во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами. Однако проблема заключается в том, что в обыденном сознании нет четкого представления о созависимости. И если в ситуации с депрессией человек может четко осознать свою проблему и необходимость получить профессиональную помощь в её решении, то созависимость может не восприниматься как объективно наблюдаемая трудность. Человек отражает её симптомы, но не понимает, с чем они связаны. Между тем доказано, что данная проблема достигает широких масштабов в мировом сообществе. К примеру Б. Уайнхолд и Дж. Уайнхолд утверждают, что 98 % американцев имеют высокий уровень созависимо-сти [11]. В России подобных исследований не проводилось, но можно предположить, что данная проблема также актуальна в нашей
культуре, основанной на коллективистских ценностях.
Созависимость - это своего рода вид дисфункциональных отношений, в которых человек потворствует проявлению аддикций, психического нездоровья, незрелости, безответственности своего партнера. Среди основных характеристик созависимости наиболее распространенной является чрезмерная включенность во взаимоотношения с другими людьми, используемая для самоутверждения и самоидентификации [12]. Можно сказать, что созависимый человек полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека, и совершенно не заботится об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей [7].
Симптомами созависимости могут считаться напряженные и нестабильные межличностные отношения, неспособность стойко переносить одиночество, хроническое чувство скуки и пустоты, подчинение своей жизни
© Кузьмин Б. В., Потапова Ю. В., 2016
нуждам другого человека, всепоглощающее желание близости и принятия, отсутствие честности и отрицание проблем во взаимоотношениях, низкая самооценка [12].
В целом данные признаки могут быть взаимосвязаны с низкой адаптационной способностью человека, которая проявляет себя в трудных жизненных ситуациях. Подобные ситуации предполагают столкновение человека с трудно разрешаемыми противоречиями, и они требуют напряжения всех адаптационных ресурсов, а могут и превосходить психологические резервы психики [1]. Основное противоречие в сложной ситуации -невозможность воплощать в жизнь внутренние мотивационные тенденции, удовлетворять свои потребности [3]. При столкновении с такой «ситуацией невозможности» человек испытывает разнообразные негативные эмоции, главным же переживанием становится фрустрация - нереализованность возможности получить желаемое [2].
Основой для психологической работы над трудной жизненной ситуацией является феномен переживания - он её инициирует и подкрепляет. Психологическое значение критической ситуации в том, что, сталкиваясь с ней, человек получает «задачу на смысл» -т. е. перед ним встает необходимость поиска нового способа объяснения явлений, формирования новых структур, отвечающих за восприятие ранее привычных объектов и отношений. Стрессовая ситуация предполагает, что человек определенным образом будет реагировать на нее эмоционально, выстраивать когнитивные интерпретации данного события и формировать поведенческие ответы на него. Поведение, являющееся результатом взаимодействия личности и трудной жизненной ситуации, называют по-разному: преодолевающее, совладающее, адаптивное, также используют термин «копинг-поведение» (от англ. «1юсоре», что означает «совладать, справляться») [3; 5; 6; 9].
Копинг-поведение (или копинг) определяют как когнитивные и поведенческие попытки управлять специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оценены как вызывающие напряжение или чрезвычайные для ресурсов человека [13, с. 210]. Т. Л. Крюкова считает совладающим поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией при задействовании осознанных стратегий действия [6].
С. К. Нартова-Бочавер подчеркивает, что ко-пинг имеет своей целью адаптировать человека к требованиям ситуации, любыми путями (овладение ситуацией, избегание, привыкание) снизить уровень стрессового воздействия на человека [9].
Таким образом, ученые по-разному смотрят на поведение в ситуации стресса: для одних это явление имеет осознанный характер, другие под феномен копинга подводят все имеющиеся у субъекта усилия по достижению благополучного завершения ситуации. Согласно воззрениям Л. И. Дементий, можно предположить, что термин «копинг» имеет более широкое значение и включает в себя весь перечень осознанных и неосознанных попыток снизить стрессогенность события, тогда как совладающее поведение предполагает непосредственное участие сознания в разрешении трудностей, возникших в стрессовой ситуации [5]. Возникает копинг-пове-дение как естественная защитная реакция, поскольку доказанным является деструктивное воздействие стресса на психологическое и физическое здоровье человека [10].
Конкретные формы реализации копинга называются копинг-стратегиями, и от степени адекватности их использования зависит успех совладания в целом. Многие авторы решали вопрос о копинг-стратегиях, формулируя различные способы, позволяющие справиться с трудностями стрессовых ситуаций. Осуществляются также попытки структурировать их и объединять в более крупные классы по различным критериям:
1) сфера, на которой сосредоточено внимание индивида (оценка ситуации, решение проблемы, собственное эмоциональное состояние) [5; 8];
2) типы копинга по степени самостоятельности и конструктивности (решение проблемы, обращение за поддержкой, «неконструктивное совладание»);
3) главная цель совладания («ситуация как цель» - работа над событием, «физиология как цель» - работа над состоянием сознания и организма, «экспрессивные жесты как цель» - работа над эмоциями и их контроль, либо канализация) [14].
По мнению С. К. Нартовой-Бочавер, создание удовлетворительной классификации копинг-стратегий является перспективным направлением в психологии совладающего поведения и должно учитывать направлен-
ность копинга, его эффективность, специфику ситуаций, в которых он используется [9, с. 97].
Эффективность и конструктивность ко-пинга в ситуации стресса (в частности, авторами рассматривается семейный стресс) анализируется Т. Л. Крюковой и ее коллегами, ими выделяются продуктивные и непродуктивные стратегии. К первым обычно относятся «поиск информации, понимание стрессовой ситуации, события; поиск социальной поддержки от близкого окружения, родственников, друзей, соседей, других людей, находящихся в подобных ситуациях, и профессионалов; гибкость семейных ролей; оптимизм, вера в лучшее; улучшающееся общение семьи, налаженная коммуникация; включенность всех членов семьи в разрешение проблемы, трудности» [6, с. 15].
Непродуктивный копинг предполагает чрезмерную эмоциональную вовлеченность членов семьи в разрешение проблем, спутанность ролей, «застревание» на деструктивных реакциях, пассивное сожаление о произошедшем с безуспешными попытками найти виновного в семье или за ее пределами. Частным случаем реакции на семейный стресс является избегание, которое также отрицательно может сказываться на исходе трудной ситуации. Уход в алкоголизацию, компульсив-ное поглощение пищи, бегство от проблем под защиту компетентного лица, на которое возлагаются все надежды, и прочие поведенческие симптомы являются проявлением избегания [6].
Возвращаясь к феномену созависимости, стоит отметить, что такой ее аспект, как взаимосвязь с копинг-поведением, редко поддается эмпирическому изучению, хотя отрицание как способ психологической защиты описывается среди ее симптомов. Этот факт дает возможность гипотетически связать со-
зависимость и копинг-поведение, которое может быть непродуктивным и даже разрушительным у созависимых людей.
Исходя из этого, актуальность нашего исследования заключается в снятии познавательного противоречия между потребностью в изучении связи созависимости и копинга и отсутствием достаточного объема эмпирических данных о ней.
Объектом работы является копинг-пове-дение в юношеском возрасте, предметом -созависимость как фактор формирования ко-пинг-поведения. Цель работы - исследование феномена созависимости как предиктора формирования копинг-поведения в юношеском возрасте.
Задачи исследования: исследовать ко-пинг-стратегии студентов медицинского вуза; изучить влияние созависимости на формирование копинг-поведения.
В исследовании приняли участие студенты медицинских вузов (ОмГМУ, ОмГУПС и ФинУниверситет при Правительстве РФ) (Ы = 128); средний возраст - Вср: 20,3; стандартное отклонение: 0,8).
Основным организационным методом являлся сравнительный, среди эмпирических были выбраны методы тестирования и анкетирования.
Методики исследования: шкала созави-симости В. Д. Москаленко [7], опросник СОРЕ (совладающего поведения) К. Карвера, М. Шейера и Дж. Вейнтрауба в адаптации Т. Гордеевой, Е. Осина, Е. Рассказовой [4].
Методы математической статистики: первичные описательные статистики (подсчёт средних величин), критерий Колмогорова -Смирнова, однофакторный дисперсионный анализ.
Перейдем к анализу результатов. Основные показатели созависимости, влияющие на копинг-поведение, отражены в таблице.
Влияние созависимости на копинг-поведение
Зависимая переменная Среднее значение в группе с низким уровнем созависимости Среднее значение в группе со средним уровнем созависимости Среднее значение в группе с высоким уровнем созависимости Р
Активный копинг 13,22 12,11 9,75 4,53 < 0,05
Положительное истолкование и рост 13,33 13,20 10,87 5,10 < 0,01
Фокусировка на эмоциях 9 11,23 12,37 3,60 < 0,05
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что юноши и девушки с низкой созависимостью чаще применяют активный копинг, положительное истолкование и рост и реже обращаются к фокусировке на эмоциях. Таким образом, можно сказать, что в трудной жизненной ситуации они стремятся преодолеть трудности и проблемы и при этом извлечь положительный опыт и обозначить перспективы для личностного роста. Созави-симые предпочитают занимать пассивную позицию, ожидая, что трудности обойдут их стороной. При этом необходимо отметить, что такое поведение сопровождается высоким уровнем фокусировки на эмоциях. Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что люди с высоким уровнем созависимости в трудной ситуации не могут найти ресурс для собственного личностного роста и реагируют на неё с повышенной степенью эмоциональности.
Вероятно, такое сочетание копинг-стра-тегий ведет к снижению эффективности сов-ладающего поведения, особенно в ситуациях, которые требуют от человека рациональных, направленных на проблему активных действий. Негативный взгляд на ситуацию лишь помогает человеку утвердиться в бесполезности приложения усилий, вследствие чего развивается стратегия пассивного ухода от ситуации, сопровождающаяся неверием в собственные силы. При таком стиле реагирования возможным вариантом является формирование выученной беспомощности - явления, которое отражает восприятие человеком мира как не способного к изменению, экстер-нальный взгляд на проблемы, в которых соза-висимый видит себя лишь безвольно страдающей жертвой.
Это очень хорошо вписывается в картину созависимых отношений: проблемы в общении с партнером заставляют человека страдать, но он ничего не делает, чтобы изменить ситуацию, ригидность системы, в которых они развиваются, очень высока. Примером для этого может служить семейная система, которая всеми силами пытается сохранить гомеостаз, оказывая нестерпимое для созави-симого человека (решившего что-то поменять) воздействие в виде повышения конфликтности, формирования чувства вины, безысходности. Такая обратная связь от системы пресекает любые попытки справиться с трудностями, исправить что-то в разрушающих взаимоотношениях. И если даже
в юношеском возрасте человек уже не чувствует в себе сил и веры в исправление ситуации, то в дальнейшем такой стереотип может закрепляться, формируя пассивный способ реагирования на проблемы и жизненные задачи в целом.
Полученные в данном исследовании результаты могут быть полезны для создания методических рекомендаций по психокоррек-ционной работе с молодежью, направленных на активизацию совладающего поведения, формирование рационального отношения к трудной жизненной ситуации, обучение способам положительного переосмысления. Развитие субъектности, укрепление веры в свои силы, способности менять окружающую среду, адаптируя ее под себя, может стать залогом постепенного искоренения неконструктивных стратегий совладания, а это, в свою очередь, может стать ресурсом в осуществлении борьбы с созависимостью как с глубинной личностной проблемой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмыление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. -№ 1 (15). - С. 3-19.
2. Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 198 с.
3. Волкова Н. В. Copingstrategies как условие формирования идентичности // Мир психологии. - 2004. - № 2 (38). - С. 119-124.
4. Гордеева Т. О. и др. Диагностика копинг-стратегий: адаптация опросника COPE // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе : материалы II Международной научно-практической конференции. - Т. 2. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. -С.195-197.
5. Дементий Л. И. и др. Копинг-поведение: социально-психологическое исследование : монография / под ред. Л. И. Дементий. -Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2015. - 236 с.
6. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куф-тяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. - СПб. : Речь, 2005. - 240 с.
7. Москаленко В. Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления. - СПб., 2001. - URL: http://psy.piter.com/library/7tp = 1&rd=6&l=425&p=1027 (дата обращения: 28.03.2016).
8. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - № 2. - С. 110-111.
9. Нартова-Бочавер С. К. "Copingbehavior" в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - № 5. -С. 20-30.
10. Селье Г. Стресс без дистресса. - М. : Прогресс, 1979. - 98 с.
11. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости / пер. с англ. А. Г. Че-славской. - М. : Независимая фирма «Класс», 2003. - 224 с.
12. Johnson R. Codependency and codependent relationships. - URL: http://bpdfamily.com/ content/codependency-codependent-relationships (дата обращения: 28.03.2016).
13. Folkman S., Lazarus R. S. Coping and emotion // Monat A. and Richard S. Lazarus. Stress and Coping. - N. Y., 1991. - P. 207-227.
14. Thoits P. A. Gender differences in coping with emotional distress; the social of coping, edited by John Eckenrode, Plenum Press. - N. Y., 1991. - P. 107-139.