Научная статья на тему 'Созависимость как предиктор формирования копинг-поведения в юношеском возрасте'

Созависимость как предиктор формирования копинг-поведения в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
904
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
созависимость / юношеский возраст / личность / копинг-поведение / codependency / adolescence / personality / coping-behaviour

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмин Богдан Владимирович, Потапова Юлия Викторовна

Проводится анализ влияния созависимости на совладающее поведение юношей и девушек. Было выявлено, что высокий уровень созависимости способствует более частому использованию фокусировки на эмоциях в стрессовой ситуации и редкому обращению к активному копингу и стратегии положительного истолкования и роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CODEPENDENCY AS A PREDICTOR OF FORMING COPING BEHAVIOUR IN ADOLESCENCE

In this article analyzes the influence of codependency on coping behaviour of young men and girls. it was found that a high level of codependency promotes more frequent use of the focus on emotions in stressful situations and rarely asked to an active coping strategies and positive interpretation and growth.

Текст научной работы на тему «Созависимость как предиктор формирования копинг-поведения в юношеском возрасте»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. № 1. С. 10-14.

УДК 159.922+159.923

Б. В. Кузьмин, Ю. В. Потапова

Омский государственный медицинский университет

СОЗАВИСИМОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ

В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Проводится анализ влияния созависимости на совладающее поведение юношей и девушек. Было выявлено, что высокий уровень созависимости способствует более частому использованию фокусировки на эмоциях в стрессовой ситуации и редкому обращению к активному копингу и стратегии положительного истолкования и роста.

Ключевые слова: созависимость; юношеский возраст; личность; копинг-поведение.

B. V. Kuzmin, Yu. V. Potapova

Omsk State Medical University

CODEPENDENCY AS A PREDICTOR OF FORMING COPING BEHAVIOUR

IN ADOLESCENCE

In this article analyzes the influence of codependency on coping behaviour of young men and girls. it was found that a high level of codependency promotes more frequent use of the focus on emotions in stressful situations and rarely asked to an active coping strategies and positive interpretation and growth.

Keywords: codependency; adolescence; personality; coping-behaviour.

Созависимость в современном мире является распространенной проблемой, наряду с такими явлениями, как депрессия, стресс, трудности во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами. Однако проблема заключается в том, что в обыденном сознании нет четкого представления о созависимости. И если в ситуации с депрессией человек может четко осознать свою проблему и необходимость получить профессиональную помощь в её решении, то созависимость может не восприниматься как объективно наблюдаемая трудность. Человек отражает её симптомы, но не понимает, с чем они связаны. Между тем доказано, что данная проблема достигает широких масштабов в мировом сообществе. К примеру Б. Уайнхолд и Дж. Уайнхолд утверждают, что 98 % американцев имеют высокий уровень созависимо-сти [11]. В России подобных исследований не проводилось, но можно предположить, что данная проблема также актуальна в нашей

культуре, основанной на коллективистских ценностях.

Созависимость - это своего рода вид дисфункциональных отношений, в которых человек потворствует проявлению аддикций, психического нездоровья, незрелости, безответственности своего партнера. Среди основных характеристик созависимости наиболее распространенной является чрезмерная включенность во взаимоотношения с другими людьми, используемая для самоутверждения и самоидентификации [12]. Можно сказать, что созависимый человек полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека, и совершенно не заботится об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей [7].

Симптомами созависимости могут считаться напряженные и нестабильные межличностные отношения, неспособность стойко переносить одиночество, хроническое чувство скуки и пустоты, подчинение своей жизни

© Кузьмин Б. В., Потапова Ю. В., 2016

нуждам другого человека, всепоглощающее желание близости и принятия, отсутствие честности и отрицание проблем во взаимоотношениях, низкая самооценка [12].

В целом данные признаки могут быть взаимосвязаны с низкой адаптационной способностью человека, которая проявляет себя в трудных жизненных ситуациях. Подобные ситуации предполагают столкновение человека с трудно разрешаемыми противоречиями, и они требуют напряжения всех адаптационных ресурсов, а могут и превосходить психологические резервы психики [1]. Основное противоречие в сложной ситуации -невозможность воплощать в жизнь внутренние мотивационные тенденции, удовлетворять свои потребности [3]. При столкновении с такой «ситуацией невозможности» человек испытывает разнообразные негативные эмоции, главным же переживанием становится фрустрация - нереализованность возможности получить желаемое [2].

Основой для психологической работы над трудной жизненной ситуацией является феномен переживания - он её инициирует и подкрепляет. Психологическое значение критической ситуации в том, что, сталкиваясь с ней, человек получает «задачу на смысл» -т. е. перед ним встает необходимость поиска нового способа объяснения явлений, формирования новых структур, отвечающих за восприятие ранее привычных объектов и отношений. Стрессовая ситуация предполагает, что человек определенным образом будет реагировать на нее эмоционально, выстраивать когнитивные интерпретации данного события и формировать поведенческие ответы на него. Поведение, являющееся результатом взаимодействия личности и трудной жизненной ситуации, называют по-разному: преодолевающее, совладающее, адаптивное, также используют термин «копинг-поведение» (от англ. «1юсоре», что означает «совладать, справляться») [3; 5; 6; 9].

Копинг-поведение (или копинг) определяют как когнитивные и поведенческие попытки управлять специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оценены как вызывающие напряжение или чрезвычайные для ресурсов человека [13, с. 210]. Т. Л. Крюкова считает совладающим поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией при задействовании осознанных стратегий действия [6].

С. К. Нартова-Бочавер подчеркивает, что ко-пинг имеет своей целью адаптировать человека к требованиям ситуации, любыми путями (овладение ситуацией, избегание, привыкание) снизить уровень стрессового воздействия на человека [9].

Таким образом, ученые по-разному смотрят на поведение в ситуации стресса: для одних это явление имеет осознанный характер, другие под феномен копинга подводят все имеющиеся у субъекта усилия по достижению благополучного завершения ситуации. Согласно воззрениям Л. И. Дементий, можно предположить, что термин «копинг» имеет более широкое значение и включает в себя весь перечень осознанных и неосознанных попыток снизить стрессогенность события, тогда как совладающее поведение предполагает непосредственное участие сознания в разрешении трудностей, возникших в стрессовой ситуации [5]. Возникает копинг-пове-дение как естественная защитная реакция, поскольку доказанным является деструктивное воздействие стресса на психологическое и физическое здоровье человека [10].

Конкретные формы реализации копинга называются копинг-стратегиями, и от степени адекватности их использования зависит успех совладания в целом. Многие авторы решали вопрос о копинг-стратегиях, формулируя различные способы, позволяющие справиться с трудностями стрессовых ситуаций. Осуществляются также попытки структурировать их и объединять в более крупные классы по различным критериям:

1) сфера, на которой сосредоточено внимание индивида (оценка ситуации, решение проблемы, собственное эмоциональное состояние) [5; 8];

2) типы копинга по степени самостоятельности и конструктивности (решение проблемы, обращение за поддержкой, «неконструктивное совладание»);

3) главная цель совладания («ситуация как цель» - работа над событием, «физиология как цель» - работа над состоянием сознания и организма, «экспрессивные жесты как цель» - работа над эмоциями и их контроль, либо канализация) [14].

По мнению С. К. Нартовой-Бочавер, создание удовлетворительной классификации копинг-стратегий является перспективным направлением в психологии совладающего поведения и должно учитывать направлен-

ность копинга, его эффективность, специфику ситуаций, в которых он используется [9, с. 97].

Эффективность и конструктивность ко-пинга в ситуации стресса (в частности, авторами рассматривается семейный стресс) анализируется Т. Л. Крюковой и ее коллегами, ими выделяются продуктивные и непродуктивные стратегии. К первым обычно относятся «поиск информации, понимание стрессовой ситуации, события; поиск социальной поддержки от близкого окружения, родственников, друзей, соседей, других людей, находящихся в подобных ситуациях, и профессионалов; гибкость семейных ролей; оптимизм, вера в лучшее; улучшающееся общение семьи, налаженная коммуникация; включенность всех членов семьи в разрешение проблемы, трудности» [6, с. 15].

Непродуктивный копинг предполагает чрезмерную эмоциональную вовлеченность членов семьи в разрешение проблем, спутанность ролей, «застревание» на деструктивных реакциях, пассивное сожаление о произошедшем с безуспешными попытками найти виновного в семье или за ее пределами. Частным случаем реакции на семейный стресс является избегание, которое также отрицательно может сказываться на исходе трудной ситуации. Уход в алкоголизацию, компульсив-ное поглощение пищи, бегство от проблем под защиту компетентного лица, на которое возлагаются все надежды, и прочие поведенческие симптомы являются проявлением избегания [6].

Возвращаясь к феномену созависимости, стоит отметить, что такой ее аспект, как взаимосвязь с копинг-поведением, редко поддается эмпирическому изучению, хотя отрицание как способ психологической защиты описывается среди ее симптомов. Этот факт дает возможность гипотетически связать со-

зависимость и копинг-поведение, которое может быть непродуктивным и даже разрушительным у созависимых людей.

Исходя из этого, актуальность нашего исследования заключается в снятии познавательного противоречия между потребностью в изучении связи созависимости и копинга и отсутствием достаточного объема эмпирических данных о ней.

Объектом работы является копинг-пове-дение в юношеском возрасте, предметом -созависимость как фактор формирования ко-пинг-поведения. Цель работы - исследование феномена созависимости как предиктора формирования копинг-поведения в юношеском возрасте.

Задачи исследования: исследовать ко-пинг-стратегии студентов медицинского вуза; изучить влияние созависимости на формирование копинг-поведения.

В исследовании приняли участие студенты медицинских вузов (ОмГМУ, ОмГУПС и ФинУниверситет при Правительстве РФ) (Ы = 128); средний возраст - Вср: 20,3; стандартное отклонение: 0,8).

Основным организационным методом являлся сравнительный, среди эмпирических были выбраны методы тестирования и анкетирования.

Методики исследования: шкала созави-симости В. Д. Москаленко [7], опросник СОРЕ (совладающего поведения) К. Карвера, М. Шейера и Дж. Вейнтрауба в адаптации Т. Гордеевой, Е. Осина, Е. Рассказовой [4].

Методы математической статистики: первичные описательные статистики (подсчёт средних величин), критерий Колмогорова -Смирнова, однофакторный дисперсионный анализ.

Перейдем к анализу результатов. Основные показатели созависимости, влияющие на копинг-поведение, отражены в таблице.

Влияние созависимости на копинг-поведение

Зависимая переменная Среднее значение в группе с низким уровнем созависимости Среднее значение в группе со средним уровнем созависимости Среднее значение в группе с высоким уровнем созависимости Р

Активный копинг 13,22 12,11 9,75 4,53 < 0,05

Положительное истолкование и рост 13,33 13,20 10,87 5,10 < 0,01

Фокусировка на эмоциях 9 11,23 12,37 3,60 < 0,05

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что юноши и девушки с низкой созависимостью чаще применяют активный копинг, положительное истолкование и рост и реже обращаются к фокусировке на эмоциях. Таким образом, можно сказать, что в трудной жизненной ситуации они стремятся преодолеть трудности и проблемы и при этом извлечь положительный опыт и обозначить перспективы для личностного роста. Созави-симые предпочитают занимать пассивную позицию, ожидая, что трудности обойдут их стороной. При этом необходимо отметить, что такое поведение сопровождается высоким уровнем фокусировки на эмоциях. Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что люди с высоким уровнем созависимости в трудной ситуации не могут найти ресурс для собственного личностного роста и реагируют на неё с повышенной степенью эмоциональности.

Вероятно, такое сочетание копинг-стра-тегий ведет к снижению эффективности сов-ладающего поведения, особенно в ситуациях, которые требуют от человека рациональных, направленных на проблему активных действий. Негативный взгляд на ситуацию лишь помогает человеку утвердиться в бесполезности приложения усилий, вследствие чего развивается стратегия пассивного ухода от ситуации, сопровождающаяся неверием в собственные силы. При таком стиле реагирования возможным вариантом является формирование выученной беспомощности - явления, которое отражает восприятие человеком мира как не способного к изменению, экстер-нальный взгляд на проблемы, в которых соза-висимый видит себя лишь безвольно страдающей жертвой.

Это очень хорошо вписывается в картину созависимых отношений: проблемы в общении с партнером заставляют человека страдать, но он ничего не делает, чтобы изменить ситуацию, ригидность системы, в которых они развиваются, очень высока. Примером для этого может служить семейная система, которая всеми силами пытается сохранить гомеостаз, оказывая нестерпимое для созави-симого человека (решившего что-то поменять) воздействие в виде повышения конфликтности, формирования чувства вины, безысходности. Такая обратная связь от системы пресекает любые попытки справиться с трудностями, исправить что-то в разрушающих взаимоотношениях. И если даже

в юношеском возрасте человек уже не чувствует в себе сил и веры в исправление ситуации, то в дальнейшем такой стереотип может закрепляться, формируя пассивный способ реагирования на проблемы и жизненные задачи в целом.

Полученные в данном исследовании результаты могут быть полезны для создания методических рекомендаций по психокоррек-ционной работе с молодежью, направленных на активизацию совладающего поведения, формирование рационального отношения к трудной жизненной ситуации, обучение способам положительного переосмысления. Развитие субъектности, укрепление веры в свои силы, способности менять окружающую среду, адаптируя ее под себя, может стать залогом постепенного искоренения неконструктивных стратегий совладания, а это, в свою очередь, может стать ресурсом в осуществлении борьбы с созависимостью как с глубинной личностной проблемой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмыление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. -№ 1 (15). - С. 3-19.

2. Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 198 с.

3. Волкова Н. В. Copingstrategies как условие формирования идентичности // Мир психологии. - 2004. - № 2 (38). - С. 119-124.

4. Гордеева Т. О. и др. Диагностика копинг-стратегий: адаптация опросника COPE // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе : материалы II Международной научно-практической конференции. - Т. 2. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. -С.195-197.

5. Дементий Л. И. и др. Копинг-поведение: социально-психологическое исследование : монография / под ред. Л. И. Дементий. -Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2015. - 236 с.

6. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куф-тяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. - СПб. : Речь, 2005. - 240 с.

7. Москаленко В. Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления. - СПб., 2001. - URL: http://psy.piter.com/library/7tp = 1&rd=6&l=425&p=1027 (дата обращения: 28.03.2016).

8. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - № 2. - С. 110-111.

9. Нартова-Бочавер С. К. "Copingbehavior" в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - № 5. -С. 20-30.

10. Селье Г. Стресс без дистресса. - М. : Прогресс, 1979. - 98 с.

11. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости / пер. с англ. А. Г. Че-славской. - М. : Независимая фирма «Класс», 2003. - 224 с.

12. Johnson R. Codependency and codependent relationships. - URL: http://bpdfamily.com/ content/codependency-codependent-relationships (дата обращения: 28.03.2016).

13. Folkman S., Lazarus R. S. Coping and emotion // Monat A. and Richard S. Lazarus. Stress and Coping. - N. Y., 1991. - P. 207-227.

14. Thoits P. A. Gender differences in coping with emotional distress; the social of coping, edited by John Eckenrode, Plenum Press. - N. Y., 1991. - P. 107-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.