УДК 159.9
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2012 Н.Н.Ярушкин, Н.Н.Сатонина
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 11.04.2012
Анализируется роль процессов саморегуляции и самоорганизации в будущем организационном поведении студентов, применимость основных принципов функциональной теории организации к этим процессам. В качестве психолого-педагогических механизмов готовности студента к будущей профессиональной деятельности рассматривается его направленность на саморегуляцию и самоорганизацию.
Ключевые слова: саморегуляция и самоорганизация, адаптивность и неадаптивность поведенческих актов, принципы организации систем, направленность личности.
Готовность студентов к будущей профессиональной деятельности, как психологический феномен, является сложным системным образованием, представляющим собой «...развитую систему убеждений, взглядов, отношений, мотивов, волевых и интеллектуальных качеств, знаний, навыков, умений, установок, настроенности на определенное поведение»1. Вместе с тем мы считаем необходимым выявить некоторые интегративные системообразующие характеристики, которые определяли бы в целом основные тенденции в организационном профессиональном поведении студента. Такие характеристики можно было бы рассматривать в качестве психолого-педагогических механизмов готовности студента к будущей профессиональной деятельности в трудовом коллективе, которые необходимо целенаправленно формировать в условиях вуза. Практика показывает, что далеко не всегда даже вполне сформировавшемуся профессионалу удается в полной мере реализовать свой потенциал в конкретном трудовом коллективе. С одной стороны, это зависит от психологических особенностей коллектива, а с другой - от психологических особенностей личности работника.
На наш взгляд, к числу этих механизмов, которые определяют готовность студентов к будущей профессиональной деятельности, следует отнести два вида направленности личности студента: направленность на саморегуляцию, которая будет определять его адаптивное
0
Ярушкин Николай Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии факультета психологии. E-mail: nyarushkin@mail. ru
Сатонина Неля Николаевна, кандидат психологических наук, доцент. E-mail: nn [email protected]
1 Парыгин Б.Д. Психологическая готовность к террито-
риальному самоуправлению: проблемы и перспективы.
- Л.: 1991.
поведение в трудовом коллективе и направленность на самоорганизацию, которая будет определять его неадаптивное поведение.
Такой подход не случаен, ряд известных отечественных и зарубежных ученых полагает, что за всем разнообразием поведения людей обнаруживаются две устойчивые тенденции, которые придают ему направленный характер. Одна из них определяет устойчивость личности в своем микро- и макросоциуме за счет принятия сложившихся в этом социуме ценностей инорм и следования им в своем поведении.В этом случае интериоризованные или лишь внешне «принятые» личностью ценности и нормы того трудового коллектива, членом которого состоит эта личность, обеспечивают ее поведение, приемлемое для данного коллектива. Другая тенденция определяет такое поведение личности, которое направлено на ее самореализацию и самоактуализацию, а, в случае несоответствия личностных норм и ценностей, на реформирование самой этой системы.
Например, Б.Д.Парыгин2 отмечает существование альтернативных тенденций в системе взаимоотношений между личностью и общностью. С одной стороны, это тенденция полного подчинения индивида общности, стремящейся укрепить свои нормы и традиции, и даже его нивелирования, с другой - тенденция обособления индивида, его стремление освободиться от давления и сковывающих рамок общности.
Действительно, в психологии в настоящее время сформировалось представление о двух видах активности личности: адаптивной и неадаптивной (надситуативной) активности. Так, по мнению В.А.Петровского, во многих психологических концепциях лежит некая методологическая предпосылка, имеющая характер постулата, который мог бы быть обозначен как «постулат сообразности». Индивиду приписы-
2 Там же. - С. 96 - 102.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №№2(3), 2012
вается изначальное стремление к «внутренней цели», в соответствии с которой приводятся все без исключения проявления его активности. По существу, речь идет об изначальной адаптивной направлености любых психических процессов и поведенческих актов. В широком смысле имеются в виду не только процессы приспособления индивида к природной среде (решающие задачу сохранения телесной целостности, выживания, нормального функционирования и т.д.), но и процессы адаптации к социальной среде в виде выполнения предъявляемых со стороны общества требований, ожиданий, норм, соблюдение которых гарантирует «полноценность» субъекта как члена общества. Говоря об адаптации, В.А.Петровский имеет в виду также и процессы «самоприспособления»: саморегуляцию, подчинение высших интересов низшим и т.п.3 Под адаптацией В.А.Петровский понимает тенденцию субъекта к реализации и воспроизведению в деятельности уже имеющихся у него стремлений, направленность на осуществление таких действий, целесообразность которых была подтверждена предшествующим опытом (индивидуальным или родовым).
Хотя необходимость адаптивных поведенческих актов бесспорна и очевидна, нельзя мыслить себе, что по-настоящему существенное в личности индивида исчерпывается отношениями, взятыми постулатом сообразности за основу. Активность надситуативная - способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Активность надситуа-тивная выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, «бескорыстного» риска, сверхнормативной активности4.
Некоторые видные психологи считают этот вид активности определяющей характеристикой личности. Так, в соответствие с предложенной А.Г.Асмоловым. концепцией социоге-неза личности понятие личность трактуется в аспекте преодоления субъектом отживающих свой век норм и Оценостей, предписанных ему обществом5. Исходя из вышесказанного, мы понимаем под саморегуляцией будущего профессионального поведения студента такую форму адаптивной активности, которая обеспечивает его самоприспособление к сложившимся в организации ценностям и нормам. Под самоорганизацией будущего профессио-
3 Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М.: 1992. - С. 25.
4 Там же. - С. 15.
5 Асмолов А.Г. Психология личности: учебник. - М.: 1990.
нального поведения студента мы понимаем такую форму неадаптивной активности, которая обеспечивает реализацию в организации его личностной системы ценностных ориентаций, независимо от особенностей ценностной системы организации.
Известно, что проблема саморегуляции личности издавна привлекала внимание зарубежных и отечественных ученых. На роль психической саморегуляции в жизни человека указывал И.П.Павлов6, который говорил, что человек есть, конечно, система (грубее говоря - машина), как и всякая другая в природе, подчиняющаяся неизбежным и единым для всей природы законам; но система в горизонте нашего современного научного видения, единственная по высочайшему саморегулированию. Это система, уточняет ученый, сама себя поддерживающая, восстанавливающая и даже совершенствующая. Последним замечанием, по существу, И.П.Павлов признает наличие у человека не только процессов саморегуляции, но и самоорганизации.
Психическая саморегуляция является частным случаем саморегуляции. Как считает Г.С.Никифоров, она заключается в воздействиях человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функ-ционирования)7.
Мы полагаем, что саморегуляцию, следует считать, так же как и самоорганизацию, одним из ключевых системообразующих признаков личности. На это указывает и Н.И.Шеван-дрин, который отмечает, что саморегуляция -это системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности. Значение этой характеристики проявляется в намеренной регуляции личностью параметров своего функционирования (состояния, поведения, деятельности, взаимодействия с окружением), которые оцениваются субъектом как желаемые8.
По определению О.А.Конопкина9, психическая саморегуляция - один из высших уровней регуляции активности биологических систем, отражающий качественную специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе
6 Там же.
7 Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л.: 1989.
8 Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: учебное пособие. - Ч.1. - М.: 1995.
9 Конопкин О.А. Психологические механизмы регуля-
ции деятельности. - М.: 1980.
рефлексию субъекта на самого себя и свою активность, деятельность, поступки. Научные исследования, посвященные вопросам саморегуляции поведения личности, не дают целостного представления о ее психологических закономерностях и механизмах. Наиболее перспективным в решении данной проблемы, на наш взгляд, является мотивационный подход.
Важным вкладом в развитие мотивационно-го подхода стали исследования особенностей нормативной регуляции поведения человека в организации, проведенные М.И.Бобневой, Е.В.Шороховой и другими учеными. Как считает М.И.Бобнева10, поведение человека в организации, его деятельность как члена той или иной организации, ее представителя - особый вид социального поведения, одной из основных характеристик которого является его специфическая нормативная регламентация и регуляция с помощью сложных систем социальных норм, вырабатываемых социальными организациями, а все остальные его особенности прямо или опосредованно связаны с такой нормативной регламентацией.
Наряду с процессом саморегуляции на поведение личности влияет и другой не менее важный процесс - процесс самоорганизации. Суть данного процесса выражается в том, что такая саморегулируемая система, как личность, способна приобретать в ходе своей деятельности новые свойства и достигать нового, более высокого, уровня взаимодействия со средой. Мы полагаем, что важнейшая функция самоорганизации поведения личности в организации заключается в ее профессиональной самореализации и самоактуализации, что нередко связано и с преобразованиями своего микросоциума.
В целом, основываясь на мотивационном подходе, мы считаем, что одним из интегральных, системообразующих психологических механизмов готовности студента к будущей профессиональной деятельности является его направленность на саморегуляцию и самоорганизацию, детерминируемая особенностями взаимодействия интра- и интерструктур его личности. Именно направленность является важнейшим системным диспозиционным регулятором, определяющим особенности саморегуляции и самоорганизации поведения личности в трудовом коллективе. В психологической структуре личности направленность одновременно представлена в двух видах: направленность на саморегуляцию и направленность на самоорганизацию, но степень их выраженности
10 Бобнева М.И., Шорохова Е.В. Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М.: 1979. - С. 45.
у каждой личности различна. Можно также предполагать, что каждый из этих видов направленности обусловлен конкретными сим-птомокомплексами психологических факторов личности.
В чем на практике может выражаться обозначенный подход? С одной стороны, готовность студента к будущей профессиональной деятельности (аспект саморегуляции) должна проявляться в его способности к профессиональной, психофизиологической, организационной и социально-психологической адаптации в трудовом коллективе. Это предполагает не только способность быстро усваивать новые профессиональные умения и навыки, успешно применять их на практике, входить в новый режим труда, приспосабливаться к нагрузке и условиям труда, но и ориентироваться в организационной структуре и организационной культуре коллектива, воспринимать сложившиеся в коллективе групповые нормы, усваивать систему групповых ценностей и следовать им в своей трудовой деятельности.
В то же время, профессиональная готовность студента (аспект самоорганизации) должна проявляться в способности к различным инновациям и инициативе, умении отстаивать свои позиции, несмотря на внешнее (групповое) сопротивление. Кроме того, самоорганизация проявляется и в стремлении будущего работника в рамках своей профессиональной деятельности реализовать свой потенциал, добиваться карьерного роста и т.д.
Целесообразно также рассмотреть направленность личности студента на саморегуляцию и самоорганизацию как психолого-педагогический механизм профессиональной готовности к профессиональной деятельности в трудовом коллективе с учетом некоторых системных за-кономерностей,отраженных в основных принципах организации социальных систем, сформулированных А.А.Богдановым11 и М.И.Сет-ровым12. По мнению М.Сетрова13, существо организации систем раскрывается через пять основных принципов:принцип совместимости, принцип актуализации функций, принцип нейтрализации дисфункций, принцип сосредоточения и принцип лабилизации функций. В то же время многое указывает на то, что эти же принципы отражают закономерности процессов саморегуляции и самоорганизации личности в трудовом коллективе. Покажем это на основе анализа данных принципов.
11 Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. - М.: 1989.
12 Сетров М.И. Основы функциональной теории организации (философский очерк). - Л.: 1972.
13 Там же.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №2(3), 2012
Принцип совместимости отражает необходимость для возникновения организации (социальный системы) наличия способных к взаимодействию элементов. Этим, в сущности, определяется основное условие возникновения и существования организации (производственного коллектива). Видимо, можно считать соблюдение этого принципа важным условием саморегуляции личности в своем производственном коллективе, так как его соблюдение обеспечивает ей устойчивое положение в системе групповых отношений. Из существующих различных видов совместимости для нас наиболее важной является социально-психологическая совместимость, выражающая общность психологических и социально-психологических норм и интересов.
В соответствии с принципом Ле-Шателье14 саморегуляция системы заключается в том, что в ней при любом воздействии извне, нарушающем ее относительное равновесие, разворачиваются процессы, направленные на сохранение этого равновесия. С функциональной точки зрения это означает, что при внутреннем или внешнем воздействии на систему некоторые ее подсистемы, или элементы, в нашем случае это члены производственного коллектива, могут приобретать дисфункциональные свойства и поэтому в целях самосохранения система стремится нейтрализовать эти дисфункции. Следовательно, самым общим механизмом регуляции оказывается непрерывный процесс нейтрализации дисфункций.
Любой процесс адаптации (приспособления) живых систем к факторам внешней или внутренней среды является примером такого рода регуляции, то есть нейтрализации дисфункций для сохранения организованности системы. Такой принцип, на наш взгляд, он отражает важную закономерность саморегуляции профессионального поведения личности в своей организации. На уровне трудовых коллективов дисфункциональность может проявляться не только в форме нарушений трудовой и производственной дисциплины, но и различных деструктивных конфликтов, а также несоблюдения отдельными работниками сложившихся групповых норм и т.д.
Принцип сосредоточения функций отражает необходимость согласования разнообразных функций, выполняемых членами коллектива. Для того, чтобы функции непротиворечили друг другу и тем самым не превращались в дисфункции, они должны быть направлены на поддержание основной функции более общего характера, то есть основной функции органи-
14 Асмолов А.Г. Психология личности:
зации в целом. Принцип сосредоточения функций так же, как и два предыдущих, являются, по нашему мнению, важным условием процесса саморегуляции. Он играет важную роль в поддержании системы в устойчивом состоянии. В социальных системах, с точки зрения сосредоточения функций, важная особенность, отличающая их от несоциальных систем - это необходимость в сознательном координировании, субординировании и сосредоточении функций. Р.Айдинян сформулировал основы применения принципа сосредоточения функций для социальных систем. Он отмечает, что координация функций членов трудового коллектива и координации функций коллективов в обществе представляет чрезвычайно трудную и важную проблему, которая вовсе не решается автоматически, поэтому на первый план для социальных систем выступает координационный аспект принципа сосредоточения функций15. Применительно к социальным системам он назвал указанный принцип принципом координации и субординации функций. Важная роль в реализации принципа сосредоточения функций в организации принадлежит руководителю. В определенном смысле его деятельность можно рассматривать как согласование (координацию) функций подчиненных ему элементов системы.
Принцип актуализации функций отражает необходимость разнообразия свойств для сохранения системы в сложных условиях существования. Путем актуализации функций система приобретает организованность. Этот принцип воплощает собой динамическую сторону организации, необходимость ее изменения в интересах сохранения целостности, то есть существования системы. По нашему убеждению, соблюдение этого принципа является необходимым условием процесса самоорганизации.
Любая система, находясь в состоянии постоянной динамической устойчивости, имеет определенный потенциал изменения, причем для ее развития возможна и необходима смена функций, но при этом должна сохраниться устойчивость структур в системе. Изменение соотношения устойчивости структуры и подвижности (лабильности) ее функций отражает направленность процесса организации на ее повышение, подъем на новый уровень. Такое понимание процесса совершенствования организации названо принципом лабилизации функций. По нашему мнению, реализация этого принципа способствует процессу самоорганизации. Мы полагаем, что методологическая ценность рассмотренных выше организацион-
15 Айдинян Р.М. Методологические основы системоло-гии. - Л.: 1980. - С. 142.
ных принципов заключается в том, что с их помощью можно получить не только представление об особенностях регуляции в организации, но и целостное представление о психологических закономерностях и механизмах регуляции профессионального поведения личности в своем трудовом коллективе, а также определить ведущий вид регуляции, то есть направленность личности на саморегуляцию или самоорганизацию. При этом мы считаем, что реализация принципов совместимости, нейтрализации дисфункций и сосредоточения функций обеспечивает саморегуляцию поведения личности, а реализация принципов актуализации и лабилизации функций - самоорганиза-
цию поведения личности в своем коллективе.
Реализация двух тенденций (саморегуляции и самоорганизации) в будущем профессиональном поведении студента зависит, с одной стороны, от степени выраженности его направленности (на саморегуляцию или самоорганизацию), а с другой стороны, от доминирующего у него психологического симптомокомплек-са, который в значительной мере может определять эту направленность. На основе предложенного подхода можно, на наш взгляд, еще в процессе учебы в вузе целенаправленно формировать у студентов высокий уровень готовности к будущей эффективной профессиональной деятельности.
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL TOOLS READY STUDENTS
FOR FUTURE CAREERS
© 2012 N.N.Yarushkin, N.N.Satonina
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article presents the examination of the role of self-regulation and self-organisation processes in future organizational behavior of students as well as the applicability of the basic principles of functional theory of organization to these processes. Such psychological-pedagogical mechanisms of student's readiness for future professional career as self- regulation and self-organization are given the main focus.
Keywords: self- regulation and self-organization, adaptability and maladaptation of behavioral acts, the principles of the systems-oriented person.
Nikolay Nikolaevich Yarushkin, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the Chair of General and Applied Psychology, Department of Psychology. E-mail: nyarushkin@mail. ru
Nelya Nikolaevna Satonina, Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer. E-mail: nn satonina@rambler. ru