Научная статья на тему 'Роль учебной дисциплины «Туристско-экскурсионная педагогика» в формировании профессиональной компетентности будущего менеджера туризма'

Роль учебной дисциплины «Туристско-экскурсионная педагогика» в формировании профессиональной компетентности будущего менеджера туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИКА ТУРИЗМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ведомская Я. В.

Я.В. Ведомская Роль учебной дисциплины «туристско-экскурсионная педагогика» в формировании профессиональной компетентности будущего менеджера туризма Обучение, педагогика туризма, профессиональная компетентность, туристско-экскурсионная педагогика Статья посвящена вопросам подготовки будущих менеджеров туризма. Обогащение содержания процесса обучения специалистов для сферы сервиса и туризма возможно за счет максимального использования всевозможных способов познания действительности, что учитывается в дисциплине «туристско-экскурсионная педагогика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль учебной дисциплины «Туристско-экскурсионная педагогика» в формировании профессиональной компетентности будущего менеджера туризма»

УДК 378.147

Канд. пед. наук Я.В. ВЕДОМСКАЯ

(ФГБОУ ВО «СПбГИК»)

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО

МЕНЕДЖЕРА ТУРИЗМА

Обучение, педагогика туризма, профессиональная компетентность, туристско-экскурсионная педагогика

Те сложности, которые сегодня коснулись сферы туризма, требуют от образовательных учреждений более серьезного отношения к профессиональной подготовке будущих менеджеров туризма. Как никогда отрасль нуждается в специалистах с активной жизненной позицией, готовых включаться в инновационную деятельность и успешно решать профессиональные задачи.

В процессе подготовки будущих менеджеров туризма важно освещать вопросы, связанные с определением места и роли туризма в российском образовательном пространстве. Проанализировав достоинства и недостатки осуществления этого процесса, можно более точно определить оптимальные педагогические условия дальнейшего решения проблемы подготовки кадров, в том числе акцентируя внимание на культурном туризме как внеаудиторной модели образования и воспитания.

На основе обобщения и анализа научной литературы, педагогического опыта автора, определена трактовка понятия «организационно-педагогические условия». В это понятие включено все, что обеспечивает процесс формирования профессиональной компетентности будущего специалиста в вузе. В структурные компоненты педагогических условий, с нашей точки зрения, входят: коммуникативная среда вуза, культурный контекст, т.е. содержание образовательного процесса, общение во внеучебное время, формы и методы учебно-образовательной и культурно-досуговой деятельности, процесс организации обучения и досуга, межличностное общение (в системах «преподаватель - студент», «студент - студент», «студент - обслуживающий персонал вуза», «студент-практикант - сотрудники турфирмы, туристы» и т.д.).

Среди основных источников формирования профессиональной компетентности личности (таких как: жизненный опыт, искусство, общая эрудиция), особое место занимает специально организованный образовательный процесс, т.е. специальное обучение, в частности, в вузе социально-культурной направленности. Педагогические условия, при которых такое специальное обучение будет соответствовать современным требованиям, нуждается в специальном исследовании. Опираясь на современные концепции образования, следует учитывать, что оно, являясь основным механизмом воспроизводства культуры в обществе, призвано так же порождать и культуру личности, культуру взаимодействия с людьми, внутреннюю психологическую культуру, что соответствует основным целевым установкам программ модернизации современного образования.

Основы туристско-экскурсионной дидактики рассматриваются в системе педагогических наук в целом с учетом дидактического потенциала туристско-экскурсионной среды. Особое значение придается рассмотрению таких проблем, как педагогический акт и его организационно-управленческий характер в туризме, педагогические способности и педагогическое мастерство турлидера-экскурсовода, формы организации учебного процесса в туризме и технологии обучения и воспитания.

Нельзя не принять во внимание позицию А.В.Соколова о том, что в педагогике различают образование и профессионализацию (профессиональную подготовку), которые в педагогической практике вуза неразрывно связаны друг с другом [1]. Стало быть, социальное развитие личности студента, в том числе и коммуникативное как задачу вуза можно решать на двух уровнях: на общегуманитарном уровне образовательного процесса (в процессе изучения общегуманитарных дисциплин); на уровне специального профессионального обучения (при изучении специальных дисциплин).

Взгляд на профессиональную деятельность менеджера туризма как на социономическую (осуществляемую в системе «человек-человек») [2], на особенности предмета его деятельности (суть которого в обеспечении «диалога культур», «взаимодействия культур» регионов, стран, планеты посредством организации туристского досуга) [3] и на функции этого специалиста, реализуемые во взаимодействии с людьми [4] - позволяет в качестве условия формирования профессиональной компетентности будущего специалиста сферы туризма выделить направленность общегуманитарных

и специальных дисциплин, педагогов вуза и организаторов его учебного процесса на формирование коммуникативной культуры как приоритетную задачу воспитания личности студента гуманистического типа и специальную генеральную задачу профессиональной подготовки менеджеров туризма; ориентированность содержания образовательного процесса, его методик на развитие и саморазвитие коммуникативной культуры студента - будущего менеджературизма как на стержневую составляющую его профессионализма.

Личностная направленность формирования профессиональной компетентности организатора туристского досуга определяющим образом может влиять на личностные смыслы учения, а не только на ценностное отношение к знаниям; на индивидуальные способности, самостоятельную учебную деятельность и жизненный опыт общения, культуру взаимоотношений.

При наличии вышеперечисленных условий подготовки специалиста, решение задач формирования профессиональной компетентности может быть ускорено или затруднено в зависимости от субъективного фактора. К компонентам этого фактора следует отнести возрастные особенности студентов, а также индивидуальные особенности их личности - мировоззренческие, ценностно-ориентационные, коммуникативные способности, одаренность и т.д.

Учет социопсихологических особенностей возрастного периода молодости может обеспечивать более интенсивный характер формирования коммуникативной личности в общеобразовательном процессе. К таким социопсихологическим особенностям Г.А. Нигматуллина относит [5]:

A) цепкость памяти молодого человека, формирующаяся как результат памяти, воображения и внимания;

Б) любознательность как реакция на развивающуюся потребность в новом;

B) потребность в подражании, которая зависит от стремления занять новое место в жизни, в системе отношений с людьми; от базисных детерминантов социума и от имеющегося опыта и знаний молодого человека как члена данного социума, от уровня его притязаний, что является, собственно, проявлением уровня его духовного развития;

Г) потребность в самоутверждении (признании). Качественно новый уровень развития самопознания субъекта в молодом возрасте проявляется в повышении значимости системы собственных ценностей. Э.Эриксон назвал формирование индивидуального своеобразия личности формированием «личной идентичности».

Молодежный возраст, по Э.Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. В зависимости от того как разрешаются эти задачи, формируется адекватная или неадекватная «личная идентичность».

Перечисленные требования объективного и субъективного характера к формированию профессиональной компетентности явились определяющими для анализа реального состояния подготовки в социокультурном образовательном пространстве вуза.

Введение курса «Туристско-экскурсионная педагогика» сопровождалось осуществлением ряда педагогических задач:

- познакомить студентов с основными теоретическими постулатами педагогического процесса, протекающего в туристской среде;

- обучить основным направлениям, формам и методам педагогической работы с различными категориями туристов, а также сформировать у студентов практические навыки анализа и педагогического потенциала памятников культуры туристских регионов с позиций возможности организации в них семейного и детско-юношеского туризма;

- содействовать формированию основ педагогической компетентности, развитию педагогической направленности, личностному росту студентов.

В процессе обучения моделировалась методика использования в изучении данной дисциплины различных форм организации учебного процесса (лекция, лекция-диалог, лекция-дискуссия, семинар, учебная игра) с учетом необходимости повышения интереса студентов к знаниям в данной области. В работе использовались определенные методы. Среди них: анализ учебных планов, программ учебных дисциплин, методики обучения, включенное наблюдение, экспериментальная беседа, анализ суждений, высказываний, письменных работ студентов.

Обеспечение специальной компетентности студентов предполагает введения в учебный процесс тренинговых технологий обучения, которые способны развивать навыки, позволяющие

осуществлять взаимодействие с туристами в соответствии с требованиями науки и передового опыта. Тренинг должен отражать в себе определенное содержание. К его направлениям, по мнению автора, следует отнести:

- развитие активной социально-психологической позиции, установок на позитивное и конструктивное общение;

- развитие активной профессиональной позиции и установок на удовлетворение потребностей туристов в приобщении к культуре в процессе организованной туристской деятельности как на важнейшую цель коммуникативной деятельности менеджера туризма;

- тренинг уверенности в себе;

- развитие речевой культуры;

- развитие умений диагностировать особенности тургруппы как элемента субъект-субъектного взаимодействия;

- развитие конфликтоустойчивости во взаимоотношениях с туристами;

- развитие умений слушать и слышать;

- развитие толерантности в общении с туристами;

- освоение навыков адекватного самовыражения;

- овладение диалогическим стилем общения с туристами;

- развитие умений творческого общения в разных формах туристского досуга. Приобретение опыта межличностного профессионального общения в реальных условиях как

педагогическая задача вуза может, в определенной мере, решаться за счет использования тренинговых методик и разработки специальных заданий выполняемых, контролируемых и оцениваемых в ходе учебной и производственной практики. Ведь туристская среда вкупе со средой музейной способны решать задачи развития, образования и воспитания личности, а экскурсионные объекты и музейные экспонаты, обладающие информационными, репрезентативными и экспрессивными свойствами, в условиях туристской среды имеет уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности.

Таким образом, туристско-экскурсионная педагогика - одна из специальных дисциплин в системе подготовки профессионалов сфере туризма. Модернизация отечественного образования и усиление роли туризма в жизни современного общества обусловили необходимость профессиональной подготовки специалистов, способных решать педагогические задачи в условиях туристской среды.

Литература

1. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации / А.В.Соколов. - СПб. : СПбГУП, 1996. -319 с.

2. Якунина Ю.А. Проблема эффективности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек-человек» // Идеи, гипотезы, поиск...: Сб. статей по материалам VII науч. конф. аспирантов и молодых исследователей Северного междунар. университета. Секция «Педагогика. Психология». -Магадан: СМУ, 2000. - С.42-44.

3. Сакун Л.В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в развитых странах мира: Монография. - Киев.: МАУП, 2004. - 397 с.

4. Руденко Л.Л. Организация работы руководителя туристской группы. - Владивосток: ДВГАЭУ, 1997. -147 с.

5. Нигматулина Г.А. Молодежь как субъект интенсивной инкультурации // Молодежь и современность: Сб. матер. науч. практ. конф. Под ред. проф. К.Г. Гитазова. - Казань, 2001. - С. 27-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.