Научная статья на тему 'КОПИНГ-ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ САМОРАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

КОПИНГ-ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ САМОРАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
185
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
саморазвитие / психологические барьеры / межличностное взаимодействие / копинг-технологии / self-development / psychological barriers / interpersonal interaction / coping technologies

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Владимир Федорович Родин, Наталья Романовна Туравец, Евгений Андреевич Щуров

В статье рассматриваются востребованные в практике подготовки курсантов и сотрудников МВД России копинг-технологии преодоления психологических барьеров межличностного взаимодействия в процессе саморазвития курсантов и слушателей; рассматриваются психологические барьеры, определяются эффективные копинг-технологии, рассматриваются рациональные тренинги, направленные на преодоление психологических барьеров, на саморазвитие, на приобретение навыков уверенного поведения, на управление негативными эмоциями, на осуществление самоконтроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Владимир Федорович Родин, Наталья Романовна Туравец, Евгений Андреевич Щуров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING TECHNOLOGY TO OVERCOME BARRIERS OF INTERPERSONAL INTERACTION IN THE PROCESS OF SELF-DEVELOPMENT OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

The article discusses the relevant practical training of students and employees of the interior Ministry coping technology to overcome barriers of interpersonal interaction in the process of self-development of cadets and students; examines the psychological barriers, determined by the effective сoping technology, defines a rational training courses aimed at overcoming barriers to self-development on the basis of self-regulation, the acquisition of skills of confident behaviour, managing negative emotions, on the exercise of self-control.

Текст научной работы на тему «КОПИНГ-ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ САМОРАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

УДК 37.013 ББК 74.48

DOI 10.24412/2414-3995-2021-2-343-347 © В.Ф. Родин, Н.Р. Туравец, Е.А. Щуров, 2021

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

КОПИНГ-ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ САМОРАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Владимир Федорович Родин,

профессор кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности,

доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: akademikvrodin@mail.ru; Наталья Романовна Туравец, профессор кафедры психологии и педагогики, доктор педагогических наук, профессор Краснодарский университет МВД России (350005, Краснодар, ул. Ярославская, д. 128)

E-mail: c80@inbox.ru; Евгений Андреевич Щуров, доцент кафедры криминалистики, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: e.a.mvd@inbox.ru

Аннотация. В статье рассматриваются востребованные в практике подготовки курсантов и сотрудников МВД России копинг-технологии преодоления психологических барьеров межличностного взаимодействия в процессе саморазвития курсантов и слушателей; рассматриваются психологические барьеры, определяются эффективные копинг-технологии, рассматриваются рациональные тренинги, направленные на преодоление психологических барьеров, на саморазвитие, на приобретение навыков уверенного поведения, на управление негативными эмоциями, на осуществление самоконтроля.

Ключевые слова: саморазвитие, психологические барьеры, межличностное взаимодействие, копинг-технологии.

COPING TECHNOLOGY TO OVERCOME BARRIERS OF INTERPERSONAL

INTERACTION IN THE PROCESS OF SELF-DEVELOPMENT OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

Vladimir F. Rodin,

Professor of the Department of Legal Psychology, Educational and Scientific Complex of Psychology of Service Activity,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Natalia R. Turavec, Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (350005, Krasnodar, ul. Yaroslavskaya, d. 128);

Evgeniy A. Shchurov, Associate Professor of Criminology, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article discusses the relevant practical training of students and employees of the interior Ministry coping technology to overcome barriers of interpersonal interaction in the process of self-development of cadets and students; examines the psychological barriers, determined by the effective raping technology, defines a rational training courses aimed at overcoming barriers to self-development on the basis of self-regulation, the acquisition of skills of confident behaviour, managing negative emotions, on the exercise of self-control. Keywords: self-development, psychological barriers, interpersonal interaction, coping technologies.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Родин В.Ф., Туравец Н.Р., Щуров Е.А. Копинг-технологии преодоления психологических барьеров межличностного взаимодействия в процессе саморазвития курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Вестник экономической безопасности. 2021;(2):343-7.

Межличностное общение в деятельности выпускников высшей школы проявляется в умение не обострять конфликтные ситуации, принимать во внимание интересы социальных партнеров, создавать комфортные условия, повышающие эффективность профессиональной деятельности, позволяющие преодолевать психологические барьеры. В процессе подготовки курсантов в образовательной организации МВД России курсанты сталкиваются с барьерами, приводящими к снижению эффективности их деятельности, сложностям в общении, к низкому уровню знаний. Психологический барьер мы рассматриваем, с одной стороны - как препятствие, тормозящее становление личности, а с другой - как явление, способствующее развитию волевых качеств человека. Межличностное взаимодействие в профессиональной деятельности сотрудников полиции является необходимым условием их жизнедеятельности, влияющим на их успешность и конкурентоспособность. Этому, как правило мешают коммуникативные психологические барьеры, снижающие результативность и эффективность взаимопонимания, затрудняют передачу информации, что негативно сказываются на результатах учебно-профессиональной деятельности курсантов.

Понимание сущности и причин появления барьеров в межличностном взаимодействии курсантов представлено в работах отечественных и зарубежных ученых (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К. Роджерс, и др.), в которых изучают проблемы межличностного восприятия, взаимодействия, межличностных отношений и конфликтов, коррекции общения м пр. В работах, ориентированных на исследование психологических барьеров в деятельности сотрудников полиции [1; 16], рассматривается, как правило, проблема формирования готовности к социальному коммуникативному взаимодействию сотрудников органов внутренних дел, повышению их компетентности и т.д. Вместе с тем, исследований, связанных с разработкой копинг-технологий преодоления барьеров межличностного взаимодействия в процессе саморазвития курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России - не проводилось.

Проблема преодоления барьеров на современном этапе имеет психолого-педагогическое обосно-

вание. Так, в словаре понятие «барьер» трактуется как «одолеть, осилить, превозмочь, подчинить себе (преодолеть сам себя)». В исследованиях отечественных ученых преодоление барьеров рассматривается как «стратегия преобразования трудностей посредством материальных или символических действий (коммуникации, язык) в пространстве внешнего мира» [4, с. 28]. Преодоление психологических барьеров в процессе межличностного взаимодействия предполагает определенные волевые усилия, развитие необходимого уровня саморегуляции, овладение информацией по проблемам саморазвития личности [17; 10].

Существуют объективные факторы, оказывающие влияние на появление психологических барьеров, которые, зачастую, не зависят от личности человека. Такие психологические барьеры преодолеваются с помощью родственников, друзей, преподавателей, специальных психологических служб. Подобная работа является эффективной только в случае, если имеется потребность разобраться в причинах возникновения трудностей. Когда большую роль играют внешние факторы возникновения барьеров, и трудностей, связанных с их возникновением, то более эффективным будет оптимизация условий и методик обучения. Вместе с тем, необходим анализ внутренних причин барьеров, которые не всегда лежат на поверхности и требуют корректировки психологическими методами, технологиями копинг-поведения, в преодолении барьеров межличностного взаимодействия в процессе саморазвития курсантов в процессе их подготовки.

Исследование психологических барьеров свидетельствуют о том, что данный феномен следует рассматривать с учетом имеющейся мотивации у курсантов и значимости самой ситуации; отмечается необходимость сформированной готовности справляться с негативными эмоциями [2; 3]. Рассматривая современные копинг-технологии преодоления психологических барьеров межличностного взаимодействия курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России отметим, что приоритетным направлением становится максимальное наполнение среды учебно-воспитательного процесса потребностью к саморазвитию, учитывающего интересы личности. Понятие «са-

моразвитие» изначально использовалось как показатель активности личности, обеспечивающего движение вперед к самосовершенствованию. Ряд авторов рассматривают интеллектуальное саморазвитие [15], эмоциональное саморазвитие [12]. При решении проблемы преодоления барьеров межличностного взаимодействия курсантов мы основываемся на теории А.А. Ухтомского, который сформулировал основные векторы саморазвития, включающие самостоятельность личности, учет влияния внешней среды, понимание целей, задач и необходимость определения оптимальных методов в самосовершенствовании [8; 14]. Базируясь на системе методологических оснований в процессе преодоления барьеров межличностного взаимодействия курсантов, учтены система идей и принципы саморазвития, способствующие переводу развития курсантов в их саморазвитие, предполагающих смещение акцента с преподавания на учение, овладение современными технологиями в рассматриваемом процессе. Саморазвитие при реализации технологий преодоления психологических барьеров межличностного взаимодействия курсантов основано на проектировании своего самосовершенствования, самообразования и самореализации [11; 6].

Практика подготовки курсантов в высшей школе свидетельствует о том, что стратегия преодоления психологических барьеров - комплексная проблема, рассмотрение которой предполагает освоение технологий психологических защит, копинг-стратегий. Копинг-стратегии в преодолении психологических барьеров межличностного взаимодействия в процессе саморазвития курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России - это инте-гративное понятие, требующее его подробного рассмотрения. Понятие «копинг» («совладание») стало использоваться во второй половине ХХ в. благодаря исследованиям американского психолога Л. Мерфи, которые были продолжены Р. Лазарусом и С. Фол-кманом в контексте рассмотрения смысла эмоции, зависящей от контекста, от оценки существующих обстоятельств [19]. В отечественной психологии H.A. Сирота и В.М. Ялтонский [9], сформулировали основы понимания поведения в контексте копинг-стратегий. Теория копинг-стратегий постепенно получила признание, как обосновывающая средства

психологической защиты от негативных событий в конкретных условиях среды, оцениваемых «человеком как значительные или превосходящие его возможности» [5, с. 176]. На основе анализа литературы можно утверждать, что под копинг-поведением понимают проявления «регуляции эмоционального состояния, включая и те непроизвольные процессы, которые обусловлены различиями в темпераменте и привычном поведении» [13].

В процессе обоснования копинг-технологий в преодолении психологических барьеров межличностного взаимодействия в процессе саморазвития курсантов отметим многообразие теоретических и практических подходов к их исследованию и адаптации. Мы определяем первостепенную задачу в обобщении и анализе имеющихся результатов в отборе критериев копингового поведения. Значимым представляется отбор и сопоставление продуктивных копинг-стратегий, их эффективности реализации, которая зависит от воздействия стрессов на жизнедеятельность курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

Преодоление психологических барьеров межличностного взаимодействия в процессе саморазвития курсантов рассматривается нами на основе копинг-стратегии предложенных Р. Лазарус и С. Фолкман - проблемно-ориентированный копинг (problem-focused), направленный на преодоление конкретной стрессовой ситуации и эмоционально-ориентированный копинг (emotional-focused), ориентированный на преодоление эмоционального возбуждения в стрессовой ситуации [18; 20].

Процесс преодоления психологических барьеров межличностного взаимодействия в процессе саморазвития курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России нацелен на активизацию познавательной деятельности, на самореализацию личности. При столкновении с психологическим барьером, курсантам необходимо проанализировать причины возникновения сложностей с межличностным взаимодействием, которые включают:

- новизну ситуаций, связанных с условиями обучения в ведомственном вузе;

- необходимость осмысления большого количества информации, приобретенной на основе самообразовательной деятельности;

- негативный опыт преодоления психологических барьеров;

- отсутствие владения механизмами и технологиями преодоления психологических барьеров межличностного взаимодействия в процессе саморазвития, основанными на том, что сложная ситуация в межличностных отношениях представляет риск, и грозит отрицательными последствиями;

- установка сознания, связанные со стереотипами мышления, ложными представлениями, пренебрежением к решению последствий перенесенного стресса.

Отмечена только некоторая незначительная часть причин, способствующих возникновению психологических барьеров межличностного взаимодействия. Как свидетельствует практика, значимым становится сформированный навык их преодоления на основе овладения копинг-технологиями. Овладение копинг-технологиями помогает приобрести или восстановить навыки саморегуляции, что в учебно-воспитательном процессе образовательной организации МВД России является важнейшей составляющей в достижении целей воспитания и социализации, ибо обучение совладающему поведению становится значимой профессиональной компетентностью курсантов. Существует широкий спектр видов тренингов, направленных на преодоление психологических барьеров межличностного взаимодействия в процессе саморазвития курсантов: тренинг саморазвития на основе саморегуляции; тренинг, ориентированный на приобретение навыков уверенного поведения; тренинг, направленный на управление негативными эмоциями, на осуществление самоконтроля. Известен и апробирован обобщенный алгоритм преодоления негативных проявлений межличностного взаимодействия на основе копинга [18]: а) определить возможности снижения негативных эмоций, путей рациональной деятельности; б) классификация типа стресса; в) моделирование действия при стрессе и оценка их последствий; г) определение цели совладания; д) выбор направления поведения на основе самоконтроля.

Эффективной при преодолении психологических барьеров межличностного взаимодействия в процессе саморазвития курсантов является «Пирамида оптимизма» или «теория выученного опти-

мизма», включающая, как считают Мартин Селиг-ман совместно с Карен Рейвич, Лайзой Джейкокс, Джейн Гилхэм, следующие уровни: физиологический, потребности в безопасности и защите, социальных потребностей, потребности в признании, самоактуализации [7]. В процессе освоения данной технологии формируется навык контроля над ситуацией в своей профессионально и личной жизни. При освоении копинг-технологий в процессе саморазвития курсантов эффективной стала схема переосмысления опыта и перестройки восприятия («Схема ABCDE»), учитывающая: A (Adversity) -негативный фактор, требующий переосмысления с позиции выхода из ситуации; B (Belief) - размышление и убеждение в необходимости позитивной интерпретации произошедшего; C (Consequence) -анализ действий, которые привели к негативным последствиям; D (Disputation) - поиск переосмысления негативной ситуации и перевод произошедшего в позитивный опыт; E (Energizing) - активизация в преодолении негативного опыта и проектирование своего поведения при позитивном решении возникающих проблем. Отметим, что в сложных ситуациях у курсантов появляется чувство поражения, депрессии, преодолеваемое активностью, развитием волевых качеств. Основанием «Пирамиды оптимизма» является «Я-концепция», опирающаяся на позитивное отношение человека к себе, на стремление заострить имеющиеся позитивные результаты и нивелирование негативных.

Таким образом, анализ литературы и педагогический опыт по освоению копинг-технологий преодоления психологических барьеров межличностного взаимодействия в процессе саморазвития курсантов, предопределил понимание в необходимости формирования навыков преодолевающего поведения или копинг-стратегий. Отметим, что среди основных вопросов рассматриваются отличия копинга от других технологий, направленных на достижение благополучия в учебно-профессиональной сфере курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, на реализацию развития потенциала в преодолении стресса. Данный подход представляется приоритетным, ибо решение проблемы необходимо как ответ на воздействие стрессовых факторов в самых разных направлениях профессиональной деятельности.

Литература

1. Авдеева М.В. Межкультурная коммуникативная компетентность сотрудников органов внутренних дел в сфере международного сотрудничества. Авт. дис.канд.психол.наук. М., 2007. 26 с.

2. Ермолаева Е.П. Предпринимательство: самодиагностика и преодоление психологических барьеров. М.: Академия, ИП РАН, 1996. 40 с.

3. Мязина М.Б. Особенности психологического барьера, возникающего в процессе профессиональной подготовки у студентов технического вуза: дис. ... канд. псих. наук. СПб. 2003. 146 с.

4. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М.: Академия, 2005. 288 с.

5. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. М.: Высшая школа, 2004. 176 с.

6. Родин В.Ф. Индивидуально-воспитательная работа с курсантами (слушателями) образовательных организаций МВД России // Вестник экономической безопасности. 2020. № 1. С. 351354.

7. Селигман М. Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера / Мартин Селигман совместно с Карен Рейвич, Лайзой Джей-кокс, Джейн Гилхэм; пер. с англ. А. Богдановой. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 17 с.

8. Селевко Г.К. Освоение технологии саморазвития личности школьника. Ярославль: ИРО, 2001. 78 с.

9. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1994. № 1. С. 63-74.

10. Скрипкина А.В., Туравец Н.Р., Щуров, Е.А. Зиборова М.М. Стратегия копинг-поведения в процессе научно-педагогической адаптации адъюнктов в высшей школе МВД России / А.В. Скрипкина, Н.Р. Туравец, М.М. Зиборова: Материалы XXX Междунар. науч.-практ. конф. (28 ноября 2018 г.): сборник научных трудов. М.: Издательство «Перо», 2018. С. 59-62.

11. Скрипкина А.В., Щуров Е.А. Профессиональное саморазвитие личности курсанта в

условиях модернизации высшего образования / А.В. Скрипкина, Е.А. Щуров // Общество и право. 2014. № 3. С. 335-339.

12. Сластенин В.А. Эмоциональная сфера личности как объект профессионального саморазвития учителя / В.А. Сластенин, М.И. Кряхтунов. М., 2000. 154 с.

13. Татьянченко Н.П. Развитие понятия «копинг» в отечественной и зарубежной психологии // Известия Южного федерального университета. Тематический выпуск «Психология и педагогика», 2006. № 4. С. 377-382.

14. Ухтомский А.А. Доминанта души / А.А. Ухтомский. Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000. 87 с.

15. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. Томск: Изд-во Том. ун-та; М.: Изд-во «Барс». 1997. 392 с.

16. Шашкин Н.Г. Формирование коммуникативной компетентности у будущих сотрудников органов внутренних дел в системе высшего образования. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2005. 150 с.

17. Щуров Е.А. Применение интерактивных образовательных технологий в вузе МВД России при формировании межкультурной коммуникативной компетенции в процессе самообразовательной деятельности / Е.А. Щуров, Н.В. Быхти-на, Б.Н. Селин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 11. С.39-44.

18. Boerstler R.W. Meditation and the dying process // J. of Humanistic Psychology. 1986. Vol. 26. P. 104-124.

19. Folkman S.; Lazarus R.S. Coping as a mediator of emotion (англ.) // Journal of Personality and Social Psychology : journal. 1988. Vol. 54, no. 3. P. 466-475.

20. Lazarus, R. Stress, appraisal, and coping / R. Lazarus, S. Folkman. New York: Springer Publishing Company, Inc., 1984.

21. SkripkinaA.V., Turavets N.R., Vakulenko E.G., Egorova E.N., Shchurov E.A. The coping behavior strategy of self-realization of students with disabilities // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2018. Т. 10. № 10. P. 2603-2605.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.