Научная статья на тему 'Теоретическая модель формирования готовности личности к саморазвитию'

Теоретическая модель формирования готовности личности к саморазвитию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2231
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ / ГОТОВНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / СОВЛАДЕНИЕ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / PERSONALITY / SELF-DEVELOPMENT / READINESS FOR SELFDEVELOPMENT / VIABILITY / COPING / COPING BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Блинова Виолина Лорэнсовна

Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования готовности к саморазвитию, жизнестойкости во взаимосвязи с характеристиками копинг-стратегий и механизмов защитного поведения личности. Представлена авторская модель готовности личности к саморазвитию. Исследование выполнено на студенческой выборке педагогического института Казанского федерального университета (n = 188). Применение комплекса методик – тестa «Готовность к саморазвитию» В. Л. Павлова, опросникa «Совладание с трудными жизненными ситуациями» Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой, опросника Плутчика – Келлермана – Конте «Эго-защиты», «Опросника ОСС (WCQ)», теста «Доминирующая стратегия психологической защиты» А. Мехрабиан, методов сравнительного и корреляционного анализов – позволило выявить структурную организацию готовности к саморазвитию: продуктивные стратегии копинг-поведения, личностные качества и ресурсы. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб, а также в разработке программ преодоления барьеров саморазвития у студентов с низкой выраженностью готовности к этому процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Блинова Виолина Лорэнсовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Model of Personality’ Readiness for Self-development Formation

In this work the author discusses results of theoretical and empirical research on readiness for self-development, and on viability in connection with coping-strategies characteristics and protective behavior strategies. The author’ model of personality’ readiness for self-development is presented. The research was made on the student community sample collected from the students of Pedagogical Institute of Kazan Federal University (n = 188). Complex of methods was applied: "Readiness for self-development" test by V. L. Pavlov, "Coping with difficult life situations" questionnaire by D. A. Leontiev and E. I. Rasskazova, "Ego-protection" questionnaire by Plutchik, Kellerman, Conte, "WCQ questionnaire", "Dominant strategy of psychological protection" test by A. Mehrabian, methods of comparative and correlative analysis allowed pointing out structural organization of readiness to self-development: productive strategies of coping behavior, personal characteristics and resources. Applied aspect of the problem under study can by actualized in counseling practice of psychological services, and also in development of programs for overcoming self-development barriers in the students with low intensity of readiness for this process.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель формирования готовности личности к саморазвитию»

Заключение

Результатом нооосферизации является формирование ноосферного интеллекта, включающего ноосферное сознание и ноосферные знания, что, в свою очередь, является фактом становления ноосферной личности как базисной для нового ноосферного общества, так как личность - всегда человек сознательный. Ноосферная же личность не только обладает развитым интеллектом, по сути общественным гносеологически - комплексным и системным; аксиологически - высоконравственным, реализующимся в бытийных ценностях (Совести, Милосердии, Красоте, Добре, Истине и Правде); праксиологически-успешным в профессиональном творчестве и в целом - в жизнетвор-честве, а также природо- и народосберегающем.

Список литературы

1. Субетто А. И. Теория фундаментализации образования и универсальные компетенции (Ноосферная парадигма универсализма). СПб, 2010. 556 а

2. Молодиченко Т. А. Акмеологическая ориентация транс-

формирующегося российского общества. Саратов, 2005. 111 с.

3. Молодиченко Т. А. Акме-личность: сущность и существование. Социокультурные измерения существования человека. Саратов, 2000. С. 144-147.

References

1. Subetto A. I. Teoriya fundamentalizatsii obrazovaniya i universal'nye kompetentsii (Noosfernayaparadigma uni-versalizma) ( The theory of educatoin's fundamentalization and universal competencies {Universalism's noospheric paradigm}). St. Petersburg, 2010. 556 p.

2. Molodichenko T. A. Akmeologicheskaya orientatsiya transformiruyuchshegosya rossijskogo obchshestva (The acmeological orientation of metamorphose Russian society). Saratov, 2005. 111 p.

3. Molodichenko T. A. Akme-lichnost': suchshnost' i suchshestvovanie (Acme-personality: essence and exist). Sotsio-kul 'turnye izmereniya suchshestvovaniya cheloveka (Sociocultural dimensions of person's exist). Saratov, 2000, pp. 144-147.

УДК 159.922

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ

В. Л. Блинова1

Казанский (Приволжский) федеральный университет Институт филологии и искусства (Россия) E-mail: linablinova1@yandex.ru

Аннотация. Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования готовности к саморазвитию, жизнестойкости во взаимосвязи с характеристиками копинг-стратегий и механизмов защитного поведения личности. Представлена авторская модель готовности личности к саморазвитию. Исследование выполнено на студенческой выборке педагогического института Казанского федерального университета (п = 188). Применение комплекса методик - тест^ «Готовность к саморазвитию» В. Л. Павлова, опросник «Совладание с трудными жизненными ситуациями» Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой, опросника Плутчика - Келлермана - Конте «Эго-защиты», «Опросника ОСС (МОД)», теста «Доминирующая стратегия психологической защиты» А. Мехрабиан, методов сравнительного и корреляционного анализов - позволило выявить структурную организацию готовности к саморазвитию: продуктивные стратегии копинг-по-ведения, личностные качества и ресурсы. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной

1 Блинова Виолина Лорэнсовна - старший преподаватель, кафедра музыкального исскуства, Казанский

(Приволжский) федеральный университет, Институт филологии и искусства; ул. Татарстан, 2, г. Казань, 420021, Россия.

практике психологических служб, а также в разработке программ преодоления барьеров саморазвития у студентов с низкой выраженностью готовности к этому процессу. Ключевые слова: личность, саморазвитие, готовность к саморазвитию, жизнестойкость, совладание, копинг-поведение.

Theoretical Model of Personality's Readiness for Self-development Formation

V. L. Blinova2

Abstract. In this work the author discusses results of theoretical and empirical research on readiness for self-development, and on viability in connection with coping-strategies characteristics and protective behavior strategies. The author's model of personality's readiness for self-development is presented. The research was made on the student community sample collected from the students of

2 Blinova Violina Lorensovna - senior teacher, the Chair of Musical Art, Institute of Philology and Art of Kazan Federal University; 2, Tatarstan street, Kazan, 410012, Russia.

© Блинова В. Л, 2015

Pedagogical Institute of Kazan Federal University (n = 188). Complex of methods was applied: «Readiness for self-development» test by V. L. Pavlov, «Coping with difficult life situations» questionnaire by D. A. Leontiev and E. I. Rasskazova, «Ego-protection» questionnaire by Plutchik, Kellerman, Conte, «WCQ questionnaire», «Dominant strategy of psychological protection» test by A. Mehrabian, methods of comparative and correlative analysis allowed pointing out structural organization of readiness to self-development: productive strategies of coping behavior, personal characteristics and resources. Applied aspect of the problem under study can by actualized in counseling practice of psychological services, and also in development of programs for overcoming self-development barriers in the students with low intensity of readiness for this process.

Key words: personality, self-development, readiness for self-development, viability, coping, coping behavior.

Введение

Готовность к саморазвитию является важнейшей характеристикой профессионально значимых личностных качеств педагога, и при этом одним из условий саморазвития личности является наличие трудных жизненных ситуаций, в процессе преодоления которых формируются новые качества личности, ее умения и знания. Теоретический анализ поведения человека в трудных жизненных ситуациях показал, что оно может быть различным, в зависимости от его личностных особенностей, в частности, от того, какими способами он преодолевает трудные ситуации (с помощью психологических защит или стратегий совладающего поведения). Также можно предположить, что их выбор во многом определяется жизнестойкостью как интегральной личностной характеристикой.

Цель нашего исследования состояла в разработке модели личности, готовой к саморазвитию, и эмпирической проверке этой модели во взаимосвязи форм готовности к саморазвитию, характеристик жизнестойкости, а также характеристик копинг-стратегий и механизмов защитного поведения.

Методологические основания модели

формирования готовности личности

к саморазвитию

В разработке теоретической модели личности, готовой к саморазвитию, мы опирались на феноменологический подход, позволяющий составить идеальный психологический портрет такого человека. Кроме того, для исследования типов готовности к саморазвитию мы опирались на основные положения личностно-деятельност-ного подхода, поскольку предметом исследования является сам процесс изменения готовности к саморазвитию, проявляемый в разных соотношениях ее форм. С этих позиций готовность к саморазвитию мы рассматриваем как:

совокупность поведенческого и мотиваци-онного компонентов готовности, образующую

целостную систему, которая направляет и регулирует процесс саморазвития;

присущий личности способ реализации стратегий поведения в трудной жизненной ситуации, с одной стороны, и требованиями среды, с другой;

типичный для данного субъекта способ разрешения трудных жизненных проблем в соответствии со своими индивидуально-психологическими особенностями, ресурсами и накопленным жизненным опытом, возрастными и социальными возможностями и субъективной необходимостью самоизменения.

Такой подход позволил нам на основе теоретического анализа и эмпирического исследования составить идеальную модель личности, готовой к саморазвитию, в структуру которой входят личностные качества, стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях и компоненты жизнестойкости. В основе разрабатываемой модели принципами социальной детерминации личности и развития через разрешение противоречий научно-теоретической стали:

понимание развития, представленное в исследованиях К. А. Абульхановой-Славской [1], которая рассматривала этот процесс на основе принципа деятельности, предполагающего, что человек не саморазвивается в деятельности, а организует деятельность по своему развитию;

современные исследования саморазвития Л. Н. Куликовой [2], В. Г. Маралова [3], А. А. Реана [4], в которых оно рассматривается как сознательно и планомерно осуществляемый процесс, детерминируемый изнутри, а не извне; как движение, вектор которого выбирается самой личностью и определяется ее ценностями, жизненными целями;

идеи, высказанные в работах В. Ф.Сафина и Г. П. Никова [5], А. Р. Якобчук [6], П. П. Горностай [7] о том, что движущей силой саморазвития личности являются внутренние противоречия между «хочу» и «могу»;

понятие «трудная жизненная ситуация» как единица анализа взаимодействия человека с миром, раскрытое в работах А. Адлера, Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, А. А. Кроника [8];

концепция жизнестойкости С. Мадди [9]; когнитивная теория совладания со стрессом Р. Лазаруса и С. Фолкман [10];

положения о личностном (Д. А. Леонтьев) и личностном адаптационном потенциале (А. Г. Маклаков);

представления А. В. Либиной об индивидуальных стратегиях или стилях деятельности преодоления [11];

исследования зарубежных ученых о качествах личности, связанных с жизнестойкостью (D. Wiebe [12], St. Nagy and СЬ. Nix [13], M. Scheier [14]);

концепция психологической защиты З. Фрейда и А. Фрейд [15].

Методики и методы исследования

В ходе эмпирической части исследования в качестве диагностического инструментария использовались: тест «Готовность к саморазвитию» В. Л. Павлова, опросник «Совладание с трудными жизненными ситуациями» Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой, Опросник Плутчика - Келлермана - Конте «Эго-защиты», «Опросник ОСС (WCQ)» и тест «Доминирующая стратегия психологической защиты» А. Мехрабиан. Эмпирическую базу исследования составили 188 студентов педагогического института.

Результаты исследования и их обсуждение

Корреляционный анализ по критерию Пирсона показал наличие достоверно значимых (от р < 0,05 до р < 0,01) взаимосвязей в составе исследуемых компонентов, различающихся по силе и композиционному построению. В результате научно-теоретического анализа разработанности изучаемой проблемы и собственного эмпириче-

ского исследования была разработана модель формирования готовности к саморазвитию (рисунок).

В представленной модели показано, что поведение человека в трудной жизненной ситуации определяется уровнем развития его жизнестойкости, которая обусловливает стратегии поведения: копинг-поведение или психологическую защиту. На выбор стратегий поведения и уровень жизнестойкости оказывают влияние личностные качества. Для студентов, использующих стратегию «копинг-поведение», характерны следующие личностные качества: восприятие жизненных событий как желательных и контролируемых, позитивное мироощущение, повышенное качество жизни, способность превращать препятствия и стрессы в источник роста и развития, чувства своей значимости и ценности, открытость окружающей среде и обществу, мотивация к поиску путей влияния на результаты стрессогенных изменений, способность выбирать собственную деятельность, свой путь, способность к саморегуляции, готовность к риску, миролюбие.

Модель формирования готовности к саморазвитию

18

Научный отдел

Наиболее выраженными личностными характеристиками лиц, склонных в трудных жизненных ситуациях к стратегии психологических защит, являются: невысокая самооценка, низкий социальный интерес, ограничение взаимоотношений с окружающими, недостаточная самомотивация к деятельности, ощущение собственной беспомощности и пассивности, повышенный уровень конфликтности, восприятие трудных жизненных ситуаций как нежелательных, приводящих к дистрессу, уход от них; приверженность к «идущему вниз социальному сравнению», восприятие мира как источника опасностей, окрашенное пессимизмом мировоззрение, ощущение отверженности, нахождения себя вне жизни.

Стратегия копинг-поведения определяется как средовыми, так и личностными ресурсами. К средовым относятся: социальная поддержка в виде информации, приводящей человека к мысли о том, что его любят, ценят, заботятся о нем, что он является членом социальной среды в форме социальных сетей, поиск и восприятие социальной поддержки; материальные и технические возможности, которые можно использовать в трудной жизненной ситуации.

К личностным ресурсам мы отнесли: «Я-кон-цепцию», локус контроля, низкий нейротизм, эмпатию, аффилиацию, общительность, такой коммуникативно-личностный ресурс, как сензи-тивностъ к отвержению в процессе межличностного взаимодействия, когнитивные способности, душевное здоровье, оптимизм, веру в себя, чувство собственной ценности, способность упрощать жизненные трудности.

Выбор механизмов совладания и поведения человека в сложной жизненной ситуации определяется ее когнитивной оценкой, целью которой является анализ угрожающей ситуации, в ходе которого она определяется как отягощающая или превышающая личностные ресурсы.

Опираясь на исследования Р. Лазарус и С. Фолкман [10], мы выделили два типа когнитивной оценки: когда ситуация оценивается как контролируемая и когда - как неконтролируемая. В первом случае возможна реализация проблемно-ориентированной стратегии поведения. Эмоционально-ориентированный тип совладания возникает в неконтролируемых ситуациях, в том случае, когда когнитивная оценка свидетельствует о невозможности позитивно разрешить ситуацию. Как показал анализ корреляционных взаимосвязей, для испытуемых с формой готовности к саморазвитию «хочу знать себя и могу самосовершенствоваться» наиболее выраженными стратегиями поведения в трудных жизненных ситуациях являются проблемно-ориентированное поведение (конфронтативный копинг и планирование решения проблемы), а также эмоционально-ориентированные копинг-стратегии (дистанцирование,

самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, положительная переоценка).

У испытуемых с формой готовности к саморазвитию «Не хочу знать себя и не могу саморазвиваться» в качестве барьеров саморазвития выступают механизмы психологических защит: интеллектуализация, вытеснение, отрицание, компенсация, замещение.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что готовность к саморазвитию определяется наличием у человека продуктивных стратегий копинг-поведения, его личностных качеств и ресурсов. Данная теоретическая модель предоставляет возможность в педагогической практике обеспечить условия, определить задачи и подобрать средства для формирования жизнестойкости, развития конструктивных и эффективных способов взаимодействия человека с трудными жизненными ситуациями. На основе представленной модели можно организовать работу для преодоления барьеров саморазвития у студентов с низкой выраженностью готовности к этому процессу.

Список литературы

1. Абульханова-СлавскаяК. А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с.

2. Куликова Л. Н. Саморазвитие личности : психолого-педагогические основы : учеб. пособие. Хабаровск, 2005. 320 с.

3. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития : учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М., 2004. 256 с.

4. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб., 2006. 480 с.

5. Сафин В. Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журн., 1984. № 4. С. 65-74.

6. ЯкобчукА. Р. Акмеологические особенности продуктивных учителей начальных классов : дис. ... канд. психол. наук. Шуя, 2001. 213 с.

7. Горностай П. П. Готовность личности к саморазвитию как психологическая проблема. Проблемы саморазвития личности : методология и практика : сб. науч. тр. М., 2001. С. 126-138.

8. Кроник А. А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования, диагностики и коррекции : дис. ... д-ра психол. наук. М., 1994. 71 с.

9. Maddi S. R., Khoshaba D. M. Hardiness and Mental Health // J. of Personality Assessment. 1994. Vol. 63, № 2. P. 265-274.

10. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y., 1984. 445 p.

11. ЛибинаА. В. Совладающий интеллект. Успешное разрешение жизненных трудностей. М., 2008. 400 с.

12. Wiebe D. J. Hardiness and stress moderation: A test of proposed mechanisms // J. of Personality and Social Psychology. 1991. Vol. 60, № 1. P. 89-99.

13. Nagy S., Nix Ch. L. Relations between preventive health behavior and hardiness // Psychological Reports. 1989. Vol. 65. P. 339-345.

14. ScheierM. F., Carver C. S. Dispositional optimism and physical well being : The influence of generalized outcome expectancies on health. Special Issue : Personality and Physical Health // J. of Personality. 1989. Vol. 55, № 2. P. 169-210.

15. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993. 144 с.

References

1. Abul'khanova-Slavskaya K. A. Strategia zhizni (The life strategy). Moscow, 1991. 299 p.

2. Kulikova L. N. Samorazvitie lichnosti:psikhologo-peda-gogicheskie osnovy: Uchebnoeposobie (The personality's self-evolution: psychological and pedagogical basis: The study guide). Khabarovsk, 2005. 320 p.

3. Maralov V. G. Osnovy samopoznamiya i samoraz-vitiya: Uchebnoe posobie dlya studentov srednikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy (The basis of

self-cognition and self-evolution: The study guide for students of pedagogical colleges). Moscow, 2004. 256 p.

4. Rean A. A., Kudashev A. R., Baranov A. A. Psikhologiya adaptatsii lichnosti (The psychology of personality's adaptation). St. Petersburg, 2006. 480 p.

5. Safin V. F., Nikov G. P. Psikhologicheskij aspekt samoopre-deleniya (The psychological aspect of self-determination). Psikhologicheskij zhurnal (The psychological magazine), 1984, № 4, pp. 65-74.

6. Jakobchuk A. R. Akmeologicheskie osobennostiproduk-tivnykh uchitelej nachal'nykh klassov: Diss. kand. psikhol. nauk (The acmeological features of productive lower

УДК 159.9

Поволжская государственная академия

физической культуры, спорта и туризма (Казань, Россия)

E-mail: paigunova @ yandex.ru

Аннотация. Обсуждается проблема развития толерантности личности в онтогенезе. Приведены данные анализа психологических концепций (концепции стадиального развития интеллекта,

1 Пайгунова Юлия Викторовна - кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра социально-экономических дисциплин, сервиса и туризма, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма; ул. Деревня Универсиады, 33, г. Казань, 420138, Россия.

grades' teachers: Diss. ... cand. psychol. sciences). Shuya, 2001. 213 p.

7. Gornostay P. P. Gotovnost' lichnosti k samorazvitiyu kak psikhologicheskaya problema (Personality's readiness for self-evolution as a psychological problem). Problemy samorazvitiya lichnosti: metodologia i praktika: Sbornik nauchnykh trudov (Problems of personality's self-evolution: methodology and practice: The collection of scientific articles). Moscow, 2001, pp. 126-138.

8. Kronik A. A. Sub'ektivnaya kartinazhiznennogoputi kak predmet psikhologicheskogo issledovania, diagnostiki I korrektsii: Dis. ... d-ra psikhol. nauk (The subjective picture of life journey as object of psychological research, diagnostics and correction: Dis. ... doct. psychol. sciences). Moscow, 1994. 71 p.

9. Maddi S. R., Khoshaba D. M. Hardiness and Mental Health. J. of Personality Assessment, 1994 Oct., vol. 63 (no. 2), pp. 265-274.

10. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y., 1984. 445 p.

11. Libina A. V. Sovladajuchshij intellect. Uspeshnoe raz-resheniezhiznennykh trudnostej (Coping-intelligence: the successful overcoming of life obstacles). Moscow, 2008. 400 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Wiebe D. J. Hardiness and stress moderation: A test of proposed mechanisms. J. of Personality and Social Psychology, 1991 Jan., vol. 60. (no. 1), pp. 89-99.

13. Nagy S., Nix Ch. L. Relations between preventive health behavior and hardiness. Psychological Reports, 1989 Aug., vol. 65, pp. 339-345.

14. Scheier M. F., Carver Ch. S. Dispositional optimism and physical well being: The influence of generalized outcome expectancies on health. Special Issue: Personality and Physical Health. J. of Personality, 1989 Jun., vol. 55 (no. 2), pp. 169-210.

15. Freyd A. Psikhologiya «Ya» i zachshitnye mekhanizmy (Self-psychology and defence mechanisms). Moscow, 1993. 144 p.

психоаналитической концепции культуры, социоаналитической теории), лежащих в основе современной методологии в исследовании развития толерантности личности, позволяющие утверждать, что индивидуальное развитие толерантности повторяет стадии ее общесоциального, исторического развития. Представлена авторская схема онтогенетических этапов развития личности и уровней развития толерантности, основанием которой выступает принцип единства филогенеза и онтогенеза, сформулированный

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ ЛИЧНОСТИ

Ю. В. Пайгунова1

© Пайгунова Ю. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.