Научная статья на тему 'Особенности жизнестойкости и копинг-поведения личности при разных типах готовности к саморазвитию'

Особенности жизнестойкости и копинг-поведения личности при разных типах готовности к саморазвитию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3665
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / СТОЙКОЕ СОВЛАДАНИЕ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / HARDINESS / COMMITMENT / CONTROL / CHALLENGE / COPING / HARDY COPING / COPING BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Блинова Виолина Лорэнсовна

В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования особенностей жизнестойкости и стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций на выборке 203 студентов с разными типами готовности к саморазвитию. Показано, что жизнестойкость и продуктивные копингстратегии выступают условиями готовности к саморазвитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF HARDINESS AND COPING-BEHAVIOUR IN A PERSON WITH DIFFERENT TYPES OF READINESS FOR SELF-DEVELOPMENT

The results of the empirical research of resilience and the strategy of overcoming difficult life situations on a sample of 203 students with different types of readiness for self-development are analyzed in the article. The qualitative characteristics of four groups of teachers with different levels of readiness for selfdevelopment are determined. It is shown, that resilience and productive coping-strategy act as conditions for self-development.

Текст научной работы на тему «Особенности жизнестойкости и копинг-поведения личности при разных типах готовности к саморазвитию»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №4(26)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ГОТОВНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ

© В.Л.Блинова

В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования особенностей жизнестойкости и стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций на выборке 203 студентов с разными типами готовности к саморазвитию. Показано, что жизнестойкость и продуктивные копинг-стратегии выступают условиями готовности к саморазвитию.

Ключевые слова: готовность к саморазвитию, жизнестойкость, вовлеченность, стойкое совлада-

ние, копинг-поведение.

Успешность профессиональной деятельности и карьеры современного человека, как показали исследования [1; 2], невозможна без его готовности к постоянному саморазвитию, которое способствует самоуправлению и самореализации, отсутствие же готовности личности к саморазвитию делает ее неконкурентоспособной. Современный человек каждый день сталкивается со сложными жизненными ситуациями: с решением профессиональных, бытовых или психологических проблем. От выбора способа разрешения той или иной проблемы во многом зависит его психологическое благополучие и физическое здоровье; от того, как человек отвечает на предъявляемые ему требования среды, зависит дальнейшее его развитие. Успешность разрешения сложной жизненной ситуации оценивается субъективно, показателем эффективности считается собственная оценка человеком удовлетворенности жизнью, собой и взаимодействием с другими. В том случае, если человек удовлетворен тем, как он справляется со сложными ситуациями, можно говорить о его саморазвитии.

В нашем исследовании саморазвитие определяется как способность личности к преодолению противоречий своего развития собственными усилиями, которое осуществляется в рамках жизнедеятельности человека, в процессе проявления его активности, определяемой способностью осуществлять выбор на основе самопознания. Рассматривая саморазвитие как вид деятельности, представляющий собой системноструктурное образование, мы основываемся на понимании того, что одним из компонентов его структуры является готовность к саморазвитию.

Обзор отечественной литературы по проблеме готовности к саморазвитию свидетельствует о

том, что единого определения этого понятия нет, поскольку существует несколько направлений его исследования. Понятие "готовность" многие ученые [3] исследовали преимущественно как "готовность к деятельности" или "готовность к профессиональной деятельности". В результате в современной психологической науке накоплен довольно обширный теоретический и практический материал о проблеме готовности человека к разным видам деятельности: разработано множество определений понятия "готовность", исследованы содержание, структура, основные параметры готовности и условия ее проявлений.

Рассматривая готовность к саморазвитию в качестве объекта нашего исследования, мы отталкиваемся от позиции Е.В.Селезневой, понимающей готовность к саморазвитию как целостное проявление внутренней активности личности в процессе преодоления личностных противоречий и творческой реализации планов [4].

В связи с тем, что готовность к деятельности различные авторы трактуют в виде структуры или системы различных компонентов, готовность личности к саморазвитию также можно рассматривать в системно-структурном контексте. Структура готовности определяется как целостное свойство личности, которое выступает как едино связанная совокупность побудительной и исполнительной регуляции, единство волевых и интеллектуальных качеств, единство личностно-побудительного и профессиональноисполнительского компонента. Так, В.Н.Пушкин и Л.С.Нерсесян [3] выделили три компонента: первый - психическая направленность личности, второй - интегральный психофизиологический компонент, и третий компонент, реализующийся в виде структуры действий.

Если говорить конкретнее, то цель нашей работы заключалась в исследовании двух компонентов готовности к саморазвитию: мотивационного компонента, характеризующего целенаправленный и сознательный характер действий, и операционального, представляющего собой совокупность знаний и умений.

В ряде исследований [5] показывается, что процессом формирования готовности к саморазвитию следует управлять "не напрямую, а через условия". Такими условиями выступают различные сложные жизненные ситуации. Распространенным представлением о сложной жизненной ситуации является ее понимание как любой ситуации, вызывающей затруднение у человека, которое нарушает его психологическое благополучие. В психологии к категории трудных ситуаций относятся следующие ситуации: стрессовая, конфликтная, фрустрирующая, травматическая, экстремальная, чрезвычайная, напряженная [6]. Все эти ситуации имеют похожие характеристики: наличие стресса, неоднозначность, неопределенность, которые и обусловливают появление психологических затруднений.

Преодоление сложных жизненных ситуаций связано с выбором адекватного способа приложений усилий для разрешения возникшего затруднения. В сложной жизненной ситуации человек стоит перед выбором стратегии ее решения. Эффективность используемых человеком стратегий оценивается на основе результата взаимодействия человека со сложной ситуацией, субъективной оценки результата как достаточного или недостаточного и приложенных усилий для достижения результата.

Жизненные стратегии можно разделить на две группы: первую группу отличает наличие цели, выбора, гибкости и ориентация на межличностные отношения, направленность на овладение сложной жизненной ситуацией и приобретение нового опыта. Эти стратегии называют сов-ладающими. Другая группа объединяет защитные стратегии. Под психологической защитой понимается способ ухода от осознания сути реальной проблемы, от необходимости ее решения.

Для описания устойчивых способов совлада-ния со сложными жизненными ситуациями зарубежные исследователи ввели понятие "копинг". Копинг определяет процесс конструктивного приспособления, в результате которого человек оказывается в состоянии справиться с предъявленными требованиями таким образом, что трудности преодолеваются и возникает чувство роста собственных возможностей, а это в свою очередь ведет к саморазвитию личности. Есть несколько классификаций совладающих и за-

щитных стратегий и копингов, но мы будем опираться на классификацию Р.С.Лазаруса и С.Фолкман [7], которые выделили следующие способы совладания: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, ответственность, бегство, поиск социальной поддержки, планирование, переоценка ситуации. Способы совладания делятся на позитивные, использование которых ведет к позитивному разрешению сложной ситуации, и негативные, применение которых не ведет к успешному разрешению сложной ситуации. К позитивным относят самоконтроль, ответственность, поиск социальной поддержки, планирование, переоценку ситуации. К негативным относят конфронтацию, дистанцирование, бегство.

В последние годы в контексте проблемы сов-ладания со сложными ситуациями интерес у психологов вызывает такая личностная характеристика, как жизнестойкость. Американский психолог С.Мадди [8] первым из зарубежных психологов ввел понятие "hardiness", которое обеспечивает выживаемость человека в трудных жизненных ситуациях. В отечественной психологии понятие "hardiness" было рассмотрено Д.А.Леонтьевым [9], который предложил обозначать его на русском языке как жизнестойкость, характеризующую меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.

Жизнестойкость включает три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска (вызов) [8].

Вовлеченность определяется как "убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности". Вовлеченность характеризует особые отношения человека с миром, дает ему ощущение причастности, силы и мотивирует к реализации задуманных планов, к здоровому образу мыслей и поведению.

Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет влиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь. Характеристики компонента "контроль" во многом сходны с характеристиками "локус контроля" Дж.Роттера [10].

Принятие риска рассматривается как убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта (неважно, позитивного или негативного). Вызов помогает человеку быть открытым миру и обществу, способст-

вует восприятию жизненных проблем как испытания лично для себя, позволяющего ему раскрыться и узнать о себе что-то новое.

В исследовании П.Г.Вильямс, Д.Ж.Вибе и Т.В.Смит [11], посвященном взаимосвязи между психологическим качеством "hardiness" и здоровьем, показано, что качество "жизнестойкости" личности напрямую связано с адаптивными ко-пинг-стратегиями. Согласно исследованиям

Д.Ж.Вибе, жизнестойкость воздействует на ресурсы совладания через повышение самоэффективности и может выступать буфером против стресса. В качестве источников низкой жизнестойкости в исследованиях указываются такие качества личности, как низкая стрессоустойчи-вость, отсутствие личностно-значимых целей и смыслов жизни, низкая коммуникативная компетентность. Они делают человека особо чувствительным к жизненным трудностям.

В отечественной психологии проблема трудных и экстремальных жизненных ситуаций разрабатывается многими авторами [12; 13] и рассматривается в направлении профилактики психических нарушений, возникающих в результате воздействия экстремальных факторов. Проблеме исследования личностных качеств, способствующих выживанию человека в трудных жизненных условиях, посвящены работы Л.В.Дроби-ниной [14], в которых была обнаружена положительная связь компонентов жизнестойкости с показателями креативности, эмоционального интеллекта, самомотивации, показавшая, что "живучесть" человека в большей степени зависит от его эмоциональной компетентности, чем от его интеллектуальных способностей.

Таким образом, анализ проблемы показывает, что с одной стороны, готовность личности к саморазвитию можно связать с проявлениями устойчивых стратегий конструктивного преодоления сложных жизненных ситуаций, с другой стороны, в качестве личностного компонента, связанного со способностью к преодолению сложных жизненных ситуаций, выступает интегральное качество - "жизнестойкость". В связи с этим возникает вопрос, определивший проблему нашего исследования: как соотносятся характеристики жизнестойкости и стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями при разной готовности личности к саморазвитию. Предметом данного исследования, таким образом, было изучение характеристик жизнестойкости и стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями у студентов с разным типом готовности к саморазвитию.

Для распределения испытуемых на группы по критерию степени готовности к саморазвитию

использовался опросник В.Л.Павлова "Готовность к саморазвитию". В этом тесте готовность к саморазвитию определяется по наличию и степени выраженности двух компонентов: мотивационного (хочу совершенствоваться) и операционального (могу изменяться). Показатели жизнестойкости исследовались тестом "Совла-дание с трудными жизненными ситуациями" (Д.А.Леонтьев, Е.И.Рассказова). Для исследования механизмов копинг-поведения применялся "Опросник ОСС (WCQ)" (С.Фолкман, Р.Лазарус). В качестве испытуемых были студенты 3-5 курсов разных вузов г. Казани в количестве 203 человек.

По результатам диагностики "Готовность к саморазвитию" опрошенные были разделены на 4 группы, отличающиеся по соотношению выраженности мотивационного и операционального компонентов, представляющие разные типы готовности к саморазвитию. Полученные результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Распределение испытуемых по типам готовности

к саморазвитию

Груп- па Хочу знать себя Могу со-вершенст-воваться Характеристика готовности к саморазвитию № %

А 2,05 2,12 "Могу совершенствоваться", но "Не хочу знать себя" 40 20

Б 5,1 5,0 "Хочу знать себя" и "Могу измениться" S2 40

В 4,7б 4, 73 "Хочу знать себя" но "Не могу совершенствоваться" 30 1S

Г 2,05 2,21 "Не хочу себя знать" и "Не могу себя изменить" 51 22

Как видно из таблицы 1, у испытуемых групп Б и В более высокие показатели операционального компонента "могу совершенствоваться" (5 и 4,73 соответственно). У испытуемых групп Б и В с выраженным мотивационным компонентом показатель "хочу совершенствоваться" более высокий (5,1 и 4,76 соответственно). Самые низкие показатели компонентов готовности к саморазвитию выявлены у испытуемых групп А и Г: мотивационный компонент - 2,05 и 2,05, операциональный компонент - 2,12 и 2,21.

Соотношение показателей жизнестойкости и копинг-стратегий в группах с разной степенью готовности к саморазвитию представлено в таблице 2.

Таблица 2.

Средние показатели жизнестойкости и копинг-поведения у испытуемых с разным типом готовности _________________________________________к саморазвитию___________________________________________

Группа Жизнестойкость Стратегии копинг-поведения

Л н 1 н с е н м * В ю о 2 вовлеченность 3 контроль 4 риск 5 конфронтация 6 дистанцирование 7 самоконтроль 8 поиск поддержки 9 ответственность 10 бегство 11 планирование 12 переоценка

А 101 32,7 36,5 32,6 61,4 66,2 49,4 50,5 45,9 61,2 43,1 39,2

Б 173 60,6 59,5 53 45,7 45,5 49,4 63,8 56,3 42,9 59,3 61,4

В 131 43,7 47,1 40,2 74,2 66,3 61,8 56,3 55,8 69 58,4 48,1

Г 124 41 37 46 43,9 51,2 41,8 42 38,8 37,1 45,6 43,8

Примечания к таблице 2: Показатели жизнестойкости: 1.общий показатель жизнестойкости, 2. вовлеченность, 3. контроль, 4. риск. Показатели копинг-стратегий: 5. конфронтация, 6. дистанцирование, 7. самоконтроль, 8. поиск социальной поддержки, 9. ответственность, 10. бегство, 11. планирование, 12. переоценка ситуации. Жирным шрифтом выделены высокие значения показателей, курсивом - низкие.

Как видно из таблицы 2, при разном типе готовности к саморазвитию студенты имели характерные особенности в среднем уровне выраженности показателей жизнестойкости и стратегий копинг-поведения. При типе готовности "Могу совершенствоваться, но не хочу знать себя" (группа А) выявлен низкий уровень как общего показателя жизнестойкости (101), так и всех ее компонентов: вовлеченности (32,7), контроля (36,5) и риска (32,6), что свидетельствует о недостатке у испытуемых группы А интереса (или даже о бегстве от неизвестности, всегда присущей новизне), появлении чувства отверженности, ощущения себя "вне" жизни и в итоге указывает на стремление при данном типе готовности к саморазвитию к стабильному, предсказуемому, комфортному существованию. Из стратегий копинг-поведения испытуемые с этим типом готовности к саморазвитию используют преимущественно негативные способы выхода из трудных жизненных ситуаций: конфронтацию

(61.4), дистанцирование (66,2) и бегство (61,2).

При типе готовности "Хочу знать себя и

Могу измениться" (группа Б) выявлены высокие показатели жизнестойкости в целом (173) и ее компонентов: вовлеченности (60,6), контроля

(59.5) и риска (53). Из стратегий копинг-поведе-ния при таком типе готовности к саморазвитию студенты используют наиболее продуктивные способы выхода из трудных жизненных ситуаций: поиск социальной поддержки (63,8), принятие ответственности (56,3), планирование решения проблем (59,3) и переоценка ситуации (61,4). Эти показатели могут служить основанием для вывода о том, что готовность к саморазвитию

определяется способностью совладать со стрессом и преодолевать трудные жизненные ситуации, которые, в свою очередь, во многом обусловливаются вовлеченностью в конкретную деятельность.

При типе готовности "Хочу знать себя, но не могу себя изменить" (группа В) получены общие показатели жизнестойкости (131) и ее компонентов: вовлеченности (43,7), контроля (47,1) и риска (40,2). Из стратегий копинг-поведения испытуемые группы В, как и испытуемые группы А, используют не только негативные способы выхода из трудных жизненных ситуаций (конфронтацию (74,2), дистанцирование (66,3), бегство (69)), но и продуктивный ко-пинг-самоконтроль (61,8). Эти результаты можно объяснить недостаточными знаниями испытуемых о своих личностных и профессиональных качествах или о способах саморазвития. Необходима поддержка их инициативы, их стремления справляться с задачами возрастающей сложности.

При типе готовности "Не хочу себя знать и не хочу совершенствоваться" (группа Г) выявлен средний уровень выраженности общего показателя жизнестойкости (124) и ее компонентов: вовлеченности (41), контроля (37) и риска (46). Из стратегий копинг-поведения испытуемые группы Г используют как негативные способы выхода из трудных жизненных ситуаций (конфронтацию (43,9), дистанцирование (51,2)), так и продуктивные (планирование решения проблем (45,6) и переоценка ситуации (43,8)). В сложных жизненных ситуациях наиболее вероятно, что студенты этой группы будут проявлять

такие формы реагирования, которые характерны для психических защит: регрессию, проекцию, замещение.

Таким образом, результаты исследования показали, что готовность к саморазвитию студентов соотносится с проявлениями их жизнестойкости как интегральным качеством личности. Наличие этого качества способствует развитию позитивных копинг-стратегий при совладании с трудными жизненными ситуациями. Мотивационный компонент "Хочу саморазвиваться", который наиболее выражен у испытуемых групп Б и

В, соотносится с высокой выраженностью показателей жизнестойкости - "вовлеченность" и "контроль". Отсутствие установки на саморазвитие (желания развиваться) соотносится с низкой жизнестойкостью личности. Возможно, препятствием для развития этого компонента является использование таких негативных стратегий, как дистанцирование и конфронтация.

Операциональный компонент готовности к саморазвитию "Могу совершенствоваться" наиболее выражен у испытуемых, использующих такие продуктивные конинг-стратегии, как поиск социальной поддержки, принятие ответственности, планирование решения проблем и переоценка ситуации. Препятствием для развития операционального компонента готовности к саморазвитию служат такие негативные стратегии ко-пинг-поведения, как конфронтация, дистанцирование и бегство.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что жизнестойкость и сов-ладающие копинг-стратегии выступают условиями готовности к саморазвитию, следовательно, их формирование является одной из важных задач профессиональной подготовки студента к педагогической деятельности.

1. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основы формирования личности специалиста // Педагогика и психология высшей школы. - М.: РАГС, 2007. - С.114-141.

2. Батчаева Н.А. Интеграция теоретической и практической составляющих общепедагогической го-

товности молодого специалиста // Профессиональное образование. Столица. - 2008. - №11. -С.7-11.

3. Нерсесян Л.С., Пушкин В.Н. Психологическая структура готовности оператора к экстремальным действиям // Вопросы психологии. - 1969. - №5. -

С.24-31.

4. Дергач А.А.. Селезнева Е.В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. - М.: НПО МОДЭК, 2006. -496 с.

5. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем.

- М.: Логос, 1999. - 272 с.

6. Либин А.В., Либина А.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными ситуациями? // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А. В. Либина. -М.: Эксмо, 1998. - С.190-204.

7. Lazarus R.S. Coping theory and research: past, present and future // Psychosomatik Medicine. - 1993. -№55. - P.237-247.

8. Maddi S. Creating Meaning Through Making Decisions // Wong P., Fry P.S. The Human Quest For Meaning: A Handbook of Psychological Research and Clinical Applications. - Mahwah (NJ): Lawrence Erlbaum Associates, 1998. - P.1-26.

9. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал.

- 1992. - Т.13. - №2. - С.107-117.

10. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: КПС+, 1997. - 719 с.

11. Индивидуальные параметры жизнестойкости //

URL: http ://lib. sportedu. ru/Press/TPPEVS/2010N3/

p58-60.htm (дата обращения 14.05.2011).

12. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: МГУ, 1984. - 200 с.

13. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями: Теоретический анализ // Социология и социальная антропология. - 1998. - Т.1. -№2. - С.101-109.

14. Дробинина Л.В. Взаимосвязь жизнестойкости, удовлетворенности жизнью и субъективного благополучия у жителей региона Сибири // Программа Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов 2007" (Сер. "Психология"). - М.: МГУ, 2007. - С.341-336.

FEATURES OF HARDINESS AND COPING-BEHAVIOUR IN A PERSON WITH DIFFERENT TYPES OF READINESS FOR SELF-DEVELOPMENT

V.L.Blinova

The results of the empirical research of resilience and the strategy of overcoming difficult life situations on a sample of 203 students with different types of readiness for self-development are analyzed in the article. The qualitative characteristics of four groups of teachers with different levels of readiness for selfdevelopment are determined. It is shown, that resilience and productive coping-strategy act as conditions for self-development.

Key words: hardiness, commitment, control, challenge, coping, hardy coping, coping behavior.

Блинова Виолина Лорэнсовна - старший преподаватель кафедры музыкального искусства Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета.

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 27.10.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.