Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
605
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRIMARY SCHOOL STUDENT / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Лариса Абдурахмановна

В статье изучена специфика формирования коммуникативной компетенции младших школьников. Показано, что формирование коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста будет эффективно при следующих психолого-педагогических условиях: становление коммуникативной компетентности будет происходить путем формирования личностного типа отношения к сверстнику; формирование адекватного образа сверстника; формирование опыта совместной деятельности в процессе учебной и игровой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаева Лариса Абдурахмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article studies the specifics of the formation of communicative competence of elementary schoolchildren. It is shown that the formation of communicative competence of children of primary school age will be effective under the following psychological and pedagogical conditions: the formation of communicative competence will occur through the formation of a personal type of attitude towards peers; the formation of an adequate image of a peer; formation of experience in joint activities in the process of educational and gaming activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Литература:

1. Ахманова О.С., Гюббенет И.В. Вертикальный контекст как филологическая проблема. Вопросы языкознания. № 3 - М., 1977.

2. Богданова О.Е. Развитие кросс-культурной компетентности как инновационный ресурс современного образования. Вестник ТГПУ. 2004. №5.

3. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера- Москва, 2019.

4. Зиммель Г. Избранное, Философия культуры. М., 1995.

5. Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. - М.: Наука 1969.

6. Шаталова Н.С., Шаталова Л.С. Средства объективации исторического контекста в военной прозе: факт, документ, вымысел // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 494-497.

7. Шаталова Н.С., Шаталова Л.С. Текст современной российской прессы развлекательного типа: модель, структура, языковые средства // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 444-446.

8. Шаталова Н.С. Теоретические основы формирования речевого компонента профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в вузе: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Москва, 2002

9. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities // Elementary Education Online. 2017. Т. 16. № 4. С. 1860-1872.

10. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts // SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018. Т. 2018. С. 375

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры

методик начального образования Исаева Лариса Абдурахмановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье изучена специфика формирования коммуникативной компетенции младших школьников. Показано, что формирование коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста будет эффективно при следующих психолого-педагогических условиях: становление коммуникативной компетентности будет происходить путем формирования личностного типа отношения к сверстнику; формирование адекватного образа сверстника; формирование опыта совместной деятельности в процессе учебной и игровой деятельности.

Ключевые слова: младший школьник, коммуникативная компетенция, ученики начальных классов.

Annotation. The article studies the specifics of the formation of communicative competence of elementary schoolchildren. It is shown that the formation of communicative competence of children of primary school age will be effective under the following psychological and pedagogical conditions: the formation of communicative competence will occur through the formation of a personal type of attitude towards peers; the formation of an adequate image of a peer; formation of experience in joint activities in the process of educational and gaming activities.

Keywords: primary school student, communicative competence, primary school students.

Введение. В настоящее время современное образование на всех уровнях, в том числе и начальном, ориентировано на реализацию компетентностного подхода, что закреплено в ФГОС для каждого уровня образования. Сегодня формирование и развитие коммуникативных компетенций младших школьников поднимается на совершенно новый уровень - от чисто практического до научного. Современная школа должна готовить человека, который думает и чувствует; у которого есть не только знания, но и кто может использовать их в жизни; того, кто знает, как общаться и имеет внутреннюю культуру. Целью обучения является не предоставление ученику максимальных знаний, а умение действовать и решать проблемы в любых ситуациях, в том числе - с использованием коммуникативных компетенций.

Изложение основного материала статьи. Поиск новых способов развития коммуникативных компетенций младших школьников часто приводит к неудовлетворительным результатам обучения в старшей школе, в то время как выпускникам трудно выбрать речевое поведение, соответствующее текущей ситуации общения, они не могут свободно выражать свои мысли словами по любой причине. Время обучения в начальной школе особенно важно для обучения последовательной речи, как устной, так и письменной, поскольку основы речевых навыков возникают в начальной школе и от качества их формирования зависит не только успешность дальнейшего обучения в средней школе, но и возможность построения социальных контактов (общение с друзьями, педагогами), эффективность социализации младшего школьника как развивающейся личности.

Таким образом, тема данной выпускной квалификационной работы актуальна ввиду особой значимости коммуникативных компетенций для общего, социального и образовательного развития детей младшего школьного возраста, особенно при изучении предметных дисциплин социально-гуманитарного цикла, которые наиболее тесно связаны со спецификой коммуникативных компетенций.

Понятие и сущность научных категорий «компетентность» и «компетенция» в педагогической науке содержательно раскрыты в работах Р.М. Асадуллина, М.А. Холодной, А.А. Вербицкого, В.Д. Шадрикова, В.А. Сластенина, А.Г. Асмолова, А.К. Марковой, Н.Ф. Талызиной. И.А. Зимней, Д.С. Ермакова, В.А. Болотова, Л.М. Митиной, А.И. Мищенко, А.В. Хуторского, В.И. Байденко рассматриваются как результат саморазвития человека, как способность и готовность к обусловленной деятельности человека. Общетеоретические аспекты коммуникативных компетенций отражены в работах Л.Ф. Квитовой, М.Р. Леонтьевой, К.Ю. Колесиной. В них описываются сущность и отличия коммуникативных компетенций от предметных, условия их формирования, педагогические подходы к их развитию в учебном процессе.

В то же время, понимание проблемы создания научно-теоретической базы коммуникативной компетентности существенно разнится, что затрудняет понимание и идентификацию возможных направлений совершенствования педагогического процесса, направленного на формирование коммуникативных компетенций младших школьников.

Коммуникативная компетентность как элемент культуры отражает отношение человека к самому себе и окружающей действительности путём саморефлексии, способности гибко реагировать на ту или иную ситуацию взаимодействия за счёт интериоризации подвижными нормами и ценностями коммуникации, пластичными способами коммуникативного поведения. В целом, коммуникативная компетентность выступает сама по себе важной функцией в жизнедеятельности индивида, наполненной коммуникационными контактами на всех этапах взросления - от детства до зрелого возраста. Коммуникационное взаимодействие неотъемлемо от образовательных, трудовых и межличностных взаимоотношений, что позволяет рассматривать коммуникативную компетентность как важнейший набор умений и навыков, успешное формирование которых должно находиться в центре внимания педагога. Более того, потенциал развития коммуникативной компетенции у взрослого человека во многом определяется тем, как происходило развитие коммуникативных компетенций на более ранних этапах взросления, особенно на этапе школьного обучения, предполагающем значительное расширение коммуникационных контактов (как в плане количества субъектов, так и в плане направлений коммуникационного взаимодействия).

Формирование коммуникативных компетенций - сложный педагогический процесс, имеющий своей целью вооружить учащихся навыками практического владения языком как средством общения.

Невозможно формировать коммуникативную компетентность, не привлекая обучающихся к регулярной коммуникативной деятельности. Процесс формирования коммуникативных навыков должен, при этом, осуществляться не механически, а осознанно, с учетом личностной направленности обучающихся. По мнению А.С. Никулиной, «главным ориентиром формирования коммуникативной компетентности выступает воспитание осознания обучающихся как залог продуктивности их коммуникативной деятельности в целом» [5].

А.И. Савенков, в свою очередь, подчеркивает, что «коммуникативная деятельность будет настолько успешной, насколько в этом процессе обучающимся удастся актуализировать свою индивидуальность или проявить свою духовную природу, а это означает, насколько им удастся сделать еще один сознательный шаг в своем развитии» [7].

В процессе формирования коммуникативных компетенций целесообразно реализовывать следующие виды образовательной активности: коммуникативно-оценочную; коммуникативно-планирующую; коммуникативно-организационную; коммуникативно-исполнительскую.

Эффективность процесса формирования коммуникативных умений и навыков обеспечивается реализацией следующих условий организации образовательного процесса:

- высокая мотивация обучения школьников;

- высокая творческая активность школьников;

- принятие субъектной позиции школьника в коммуникации;

- отказ от авторитарного стиля педагогической деятельности;

- учёт возрастных особенностей школьников;

- дифференцированный поход к формированию коммуникативной компетенции с учётом индивидуальных особенностей школьников;

- центрирование образовательного процесса по формированию коммуникативной компетенции на позитивном опыте коммуникативной деятельности школьников;

- обогащение содержания образовательного процесса [1].

При формировании коммуникативных компетенций важную роль играет контроль уровня их сформированности, который осуществляется с опорой на соответствующие признаки [2]. По проявлению таких признаков можно судить о том, насколько у учащегося развиты коммуникативные компетенции и в каких направлениях следует продолжать их развитие. Иными словами, признаки сформированности коммуникационных компетенций выступают опорной точкой в построении индивидуальной образовательной траектории.

Л.В. Ульяницкая-Гомелюк дает иной перечень признаков развития коммуникативных компетенций. По мнению исследователя, проявление коммуникативных компетенций сопровождается:

- системными знаниями о родной и других культурах, установками, а также апробированными в собственном опыте моделями поведения, обеспечивающими эффективное взаимодействие с представителями различных культур;

- коммуникативными стратегиями и умением их применять при взаимодействии с людьми для достижения цели коммуникации в контексте родного языка и диалога культур;

- умением оценивать ситуации с учетом контекста (тематического поля), задач, коммуникативных установок, возникающих у участников до и в процессе беседы;

- умением инициировать, направлять, осуществлять и контролировать коммуникативный процесс в контексте диалога культур [9].

Для настоящего исследования важно обозначить особенности формирования коммуникативных компетенций при изучении социально-гуманитарных дисциплин. Прежде всего, необходимо обозначить специфику социально-гуманитарных дисциплин. В школьном обучении к таким предметам относятся обществознание, история, география. Названные дисциплины предполагают ознакомление учащихся с обобщенными сферами социума, в то время как более конкретные ответы на вопросы о человеке и обществе даются в рамках более узких предметных дисциплин (социологии, психологии и др.), изучаемых на этапе профессионального обучения. При этом обществознание, история и география как школьные предметы формируют целостную картину мира учащихся и дают направления для дальнейших исследований. Например, в отношении школьного предмета «обществознание» исследователи пишут, что «это предмет, который прочно вплетен в социальную реальность, а учебная информация интегрирована в саму жизнь и берется из этой самой жизни». Также, исследователи отмечают, что «специфика социально-гуманитарных дисциплин, изучаемых в школе, заключается в том, что объектом их изучения выступает социум и протекающие в нем процессы, что создает практически безграничные возможности для учителя в разработке дополнительных средств обучения, обеспечивающих формирование коммуникативных компетенций».

Важным представляется и замечание Кошеленко И.П.: «обучающийся, заинтересовавшийся какой-либо социальной проблемой или поставленный перед необходимостью углубленного изучения отдельной темы, обычно не испытывает дефицита в источниках информации. Иное дело - овладение способами работы с этой информацией, определенными умениями и навыками, абсолютно необходимыми для его действительного, а не формального усвоения. В процессе обучения социально-гуманитарным дисциплинам можно достичь формирования ключевых компетенций: готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность».. [4].

Социально-гуманитарные дисциплины, изучаемые в школе, непосредственно связаны с формированием коммуникативных компетенций, которые, в свою очередь, представляются неотъемлемым атрибутом успешного социального взаимодействия. Тем самым, в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин, учащийся получает знания социально-гуманитарной сферы, способствующие более успешному и непосредственному развитию коммуникативных компетенций.

Сорокин А.А. выделяет следующие особенности социально-гуманитарных дисциплин:

1. Они существенно отличаются от всех других школьных дисциплин самим предметом изучения: в основе содержания образования — логика предъявления «горизонтального» среза современного общества (в отличие от вертикальной картинки исторических процессов);

2. Метапредметный характер интегрального комплекса основ наук социально-гуманитарного цикла;

3. Дискуссионность как отличительная;

4. Особый развивающий и воспитательный потенциал для становления личности [8].

Для того, чтобы выделить особенности развития коммуникативных компетенций у младших школьников, необходимо установить и обобщить особенности младшего школьного возраста.

На сегодняшний день нижняя граница младшего школьного возраста сдвинулась, и теперь большинство детей становятся школьниками, не с 7, а 6 лет. И.В. Дубровина считает, что это результат введения четырехлетней начальной школы, возраст начального школьного возраста включен в рамки с 6-7 лет до 9-10.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.

Вместе с тем, в начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Одним из важнейших результатов психического развития ребенка является психологическая готовность к обучению.

А.А. Реан выделяет три аспекта зрелости школы: интеллектуальную, эмоциональную и социальную [6]. Эмоциональную зрелость понимают здесь как уменьшение числа импульсивных реакций ребенка и его способность выполнять не очень привлекательную задачу в течение длительного времени.

В результате наблюдается стандартизация условий жизни ребенка, происходящих в школе, в его поведении, отклонения, такие как гипервозбудимость, гипердинамика, заметное торможение. Они часто являются основой детских страхов, уменьшают волевую активность ребенка, вызывают его угнетенные состояния и т.д.

Согласно Л.С. Выготскому, основой для этих изменений является потеря детской непосредственности. Ребенок, переживший кризис, теряет детскую наивность; в поведении, в отношениях с другими, он становится менее предсказуемым, чем раньше. Теперь о поведении ребенка взрослые не могут недвусмысленно судить о том, что он думает, чувствует, переживает, чего он действительно хочет. У ребенка есть своя внутренняя жизнь, недоступная для других.

С вхождением в школу ведущей деятельностью ребенка является учебная деятельность. Наряду с исследованиями, дети вместе со взрослыми также участвуют в работе. Много времени они заняты и играют.

Дети в этом возрасте веселы, активны и чрезвычайно любопытны. Они бегут, прыгают, катаются по всему, что движется, поднимаются, толкаются, и иногда борются. Значительная часть их активности связана с проверкой окружающих объектов на прочность, гибкость, способность к трансформации и т.д.

В плане формирования коммуникативных компетенций важно обозначить особенности речевого развития детей младшего школьного возраста. Речь - это средство коммуникации, которое необходимо для привлечения субъекта в социальную среду. С помощью речи формируются первые связи между матерью и ребенком, создаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык, культурные традиции сильно влияют на наш образ мышления и действия. Работа над правильностью речи является основным направлением преподавательской и методической деятельности учителя в улучшении речевой культуры младших школьников.

По мнению Е.А. Домыревой, формирование коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста будет эффективно при следующих психолого-педагогических условиях:

- становление коммуникативной компетентности будет происходить путем формирования личностного типа отношения к сверстнику;

- формирование адекватного образа сверстника (познавательный, эмоциональный, поведенческий компонент);

- формирование опыта совместной деятельности в процессе учебной и игровой деятельности [3].

Выводы. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы, что коммуникативная компетентность

характеризует развитие детей школьного возраста на уровне компетентностного подхода. В научной литературе коммуникативная компетентность по-разному интерпретируется. В настоящем исследовании под коммуникативной компетентностью понимается целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон. Формирование коммуникативных компетенций предусматривает такую организацию учебной деятельности младших школьников, во время которой дети не просто выполняют задания учителя, а делают это будучи поставленными в конкретные обстоятельства, которые стимулировали бы их речевую активность, диктовали

определённые требования к высказываниям. При этом социально-гуманитарные дисциплины, изучаемые в школе, непосредственно связаны с формированием коммуникативных компетенций, которые, в свою очередь, представляются неотъемлемым атрибутом успешного социального взаимодействия.

Литература:

1. Берденикова Е.В. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников в образовательном процессе // Психология и педагогика XXI века. 2017. №22. C. 26.

2. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера - Москва, 2019.

3. Домырева Е.А. Формирование коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста // Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2018. С. 174.

4. Кошеленко И.П. Роль алгоритмизации в развитии обучающихся в контексте реализации деятельностного подхода в процессе обучения обществознанию // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.Ю. Новоселовой. Москва, 2017. С. 552.

5. Никулина А.С. Теоретико-методологические основы формирования коммуникативной компетентности обучающихся в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. 2018. №26. C. 178.

6. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. - СПб., Изд-во Михайлова В.А., 2016. - 288 с.

7. Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. Москва: Национальный книжный центр, 2015. С. 213.

8. Сорокин А.А., Половникова А.В., Басик Н.Ю. Методика обучения и воспитания в обществознании: Практикум / Московской городской педагогический университет, 2017. С. 8.

9. Ульяницкая-Гомелюк Л.В. Сущность понятия "коммуникативная компетентность": междисциплинарный подход. Сборник статей по материалам X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Составитель Е.В. Иванов. 2018. С. 193-199

10. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts // SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018. Т. 2018. С. 375

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент Каменева Ирина Викторовна

Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры федерального государственного автономного учреждения высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (г. Архангельск)

РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОСНОВНЫЕ

ПОХОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСЕРИМЕНТА

Аннотация. В статье раскрыты особенности детсткого творчества и возможности конструирования как средства развития технического творчества в дошкольном возрасте. Представлены результаты исследовательской работы по проблеме развития детского технического творчества посредством метода конструирования. Статья может бать рекомендована как педагогам в сфере дошкольного образования, так и студентам, обучающимся по направлению тдготовки 44.03.02- Психология и педагопка дошкольного образования.

Ключевые слова: конструирование, методы конструирования, особенности детского творчества, техническое творчество.

Annоtation. The article reveals the features of children's creativity and the possibility of design as a means of developing technical creativity in preschool age. The results of research work on the problem of development of children's technical creativity by means of the construction method are presented. The article may be recommended both to teachers in the field of preschool education, and to students studying in the direction of training 44.03.02-Psychology and pedagogy of preschool education.

Keywords: Construction, methods of construction, features of children's creativity, technical creativity.

Введение. Одним из приоритетных направлений является развитие научно - технического комплекса, так как активное внедрение новейших технологий на производствах страны, приводит к необходимости обеспечения предприятий инженерно - техническими специалистами. Это находит отражение в «Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы». В ФГОС ДО обозначены принципы, способствующие развитию у детей дошкольного возраста познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, поддержки инициативы детей, формированию познавательного интереса и действия в различных видах деятельности. Данные принципы способствуют росту творческого потенциала детей в будущем. Система образования ориентирована на развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности и этот процесс активно реализуется на уровне дошкольного образования.

Однако в связи с этим возникает проблема поиска новых средств работы с детьми дошкольного возраста для развития технического творчества.

Актуальность нашей работы заключается в том, что следуя интересам государства необходимо развивать техническое творчество детей уже с дошкольного возраста, способствовать раскрытию технического потенциала.

Одним из основных видов деятельности, направленных на развитие технического творчества детей является конструирование. Психолого - педагогические исследования отечественных учёных Л.С. Выгодского, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой доказывают этот факт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.