Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОСНОВНЫЕ ПОХОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСЕРИМЕНТА'

РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОСНОВНЫЕ ПОХОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСЕРИМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1220
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ / ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА / ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / CONSTRUCTION / METHODS OF CONSTRUCTION / FEATURES OF CHILDREN'S CREATIVITY / TECHNICAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменева Ирина Викторовна

В статье раскрыты особенности детсткого творчества и возможности конструирования как средства развития технического творчества в дошкольном возрасте. Представлены результаты исследовательской работы по проблеме развития детского технического творчества посредством метода конструирования. Статья может бать рекомендована как педагогам в сфере дошкольного образования, так и студентам, обучающимся по направлению підготовки 44.03.02- Психология и педагогіка дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TECHNICAL CREATIVITY OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE: BASIC APPROACHES, EXPERIMENTAL RESULTS

The article reveals the features of children's creativity and the possibility of design as a means of developing technical creativity in preschool age. The results of research work on the problem of development of children's technical creativity by means of the construction method are presented. The article may be recommended both to teachers in the field of preschool education, and to students studying in the direction of training 44.03.02- Psychology and pedagogy of preschool education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОСНОВНЫЕ ПОХОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСЕРИМЕНТА»

определённые требования к высказываниям. При этом социально-гуманитарные дисциплины, изучаемые в школе, непосредственно связаны с формированием коммуникативных компетенций, которые, в свою очередь, представляются неотъемлемым атрибутом успешного социального взаимодействия.

Литература:

1. Берденикова Е.В. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников в образовательном процессе // Психология и педагогика XXI века. 2017. №22. C. 26.

2. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера - Москва, 2019.

3. Домырева Е.А. Формирование коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста // Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2018. С. 174.

4. Кошеленко И.П. Роль алгоритмизации в развитии обучающихся в контексте реализации деятельностного подхода в процессе обучения обществознанию // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.Ю. Новоселовой. Москва, 2017. С. 552.

5. Никулина А.С. Теоретико-методологические основы формирования коммуникативной компетентности обучающихся в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. 2018. №26. C. 178.

6. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. - СПб., Изд-во Михайлова В.А., 2016. - 288 с.

7. Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. Москва: Национальный книжный центр, 2015. С. 213.

8. Сорокин А.А., Половникова А.В., Басик Н.Ю. Методика обучения и воспитания в обществознании: Практикум / Московской городской педагогический университет, 2017. С. 8.

9. Ульяницкая-Гомелюк Л.В. Сущность понятия "коммуникативная компетентность": междисциплинарный подход. Сборник статей по материалам X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Составитель Е.В. Иванов. 2018. С. 193-199

10. Shatalova L., Shatalova N., Zelenova O., Arzumanova R., Maslova I. Pejoration representation means in modern russian media texts // SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social sciences and Arts. 2018. Т. 2018. С. 375

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент Каменева Ирина Викторовна

Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры федерального государственного автономного учреждения высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (г. Архангельск)

РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОСНОВНЫЕ

ПОХОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСЕРИМЕНТА

Аннотация. В статье раскрыты особенности детсткого творчества и возможности конструирования как средства развития технического творчества в дошкольном возрасте. Представлены результаты исследовательской работы по проблеме развития детского технического творчества посредством метода конструирования. Статья может бать рекомендована как педагогам в сфере дошкольного образования, так и студентам, обучающимся по направлению тдготовки 44.03.02- Психология и педагопка дошкольного образования.

Ключевые слова: конструирование, методы конструирования, особенности детского творчества, техническое творчество.

Annоtation. The article reveals the features of children's creativity and the possibility of design as a means of developing technical creativity in preschool age. The results of research work on the problem of development of children's technical creativity by means of the construction method are presented. The article may be recommended both to teachers in the field of preschool education, and to students studying in the direction of training 44.03.02-Psychology and pedagogy of preschool education.

Keywords: Construction, methods of construction, features of children's creativity, technical creativity.

Введение. Одним из приоритетных направлений является развитие научно - технического комплекса, так как активное внедрение новейших технологий на производствах страны, приводит к необходимости обеспечения предприятий инженерно - техническими специалистами. Это находит отражение в «Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы». В ФГОС ДО обозначены принципы, способствующие развитию у детей дошкольного возраста познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, поддержки инициативы детей, формированию познавательного интереса и действия в различных видах деятельности. Данные принципы способствуют росту творческого потенциала детей в будущем. Система образования ориентирована на развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности и этот процесс активно реализуется на уровне дошкольного образования.

Однако в связи с этим возникает проблема поиска новых средств работы с детьми дошкольного возраста для развития технического творчества.

Актуальность нашей работы заключается в том, что следуя интересам государства необходимо развивать техническое творчество детей уже с дошкольного возраста, способствовать раскрытию технического потенциала.

Одним из основных видов деятельности, направленных на развитие технического творчества детей является конструирование. Психолого - педагогические исследования отечественных учёных Л.С. Выгодского, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой доказывают этот факт.

Так например, Л.А. Парамонова полагает, что для развития ребенка в технической сфере необходимо использовать:

- «практическое изучение и изготовление объектов техники;

- самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения» [10].

По мнению А.Н. Давидчук: «детское творчество - это деятельность, в процессе которой создаётся нечто новое для самого ребенка» [3, с. 3].

Большие возможности в процессе развития личности и формирования предпосылок к техническому творчеству открывает конструирование.

Изложение основного материала статьи. Как отмечает А.Л. Парамонова: «конструирование -произошло от латинского слова construere, что означает создание модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов» [5, с. 15].

По мнению А.Н. Давидчук: «конструирование (от латинского слова construere - построение) -обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов» [3, с. 4]. Конструирование в условиях дошкольной образовательной организации осуществляется путем создания моделей и конструкций из разного материала, как строительного, так и природного, бросового.

В рамках нашего исследования конструирование с использованием конструктора Lego.

Отметим, что конструктор Lego полностью соответствует требованиям предъявляемым СанПин 2.4.1.3049 - 13, пункт 6.10: «В дошкольных образовательных организациях используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно - эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной уборке и дезинфекции» [1].

Кандидат педагогических наук Т. Гризик утверждает: «Lego продукция - предоставляет возможность каждому ребенку раскрыть себя и получить практический, креативный опыт обучения и развития в процессе игровой, познавательной, исследовательско - экспериментальной и творческой активности» [8, с. 90].

Первичная цель обучения конструированию детей дошкольного возраста, по мнению А.В.Белошистовой - научить детей приёмам моделирования на наглядно - действенном уровне, который соответствуюет наглядно - образному мышлению.

В процессе развития детского конструирования как деятельности, а также формирования предпосылок к техническому творчеству применяют разные формы организации обучения конструированию. Так например, конструирование по образцу; модели; наглядным схемам; замыслу [5].

Как утверждает Е.В. Фешина: «конструирование по образцу трудно связать с развитием творчества, но в основе его лежит подражательная деятельность, это важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера» [4, с. 6].

При любом виде конструировании ребенку приходится работать обеими руками, это приводит к гармонизации работы обоих полушарий головного мозга, и помогает развитию творческих задатков [7].

Л.А. Парамонова и Г.В. Урадовских разработали и описали поэтапную систему формирования творческого конструирования в три этапа [5]. Именно на эту систему мы опирались в процессе реализации программы эксперимента, а рассмотренные методы в процессе конструирования, применяли в ходе экспериментальной работы по формированию предпосылок к развитию технического творчества у детей дошкольного возраста через конструирование.

Экспериментальная работа по формированию предпосылок к развитию технического творчества детей дошкольного возраста через конструирование из конструктора Lego - состояла из трёх этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.

Для определения уровня формирования предпосылок к развитию технического творчества у детей дошкольного возраста через конструирование с использованием конструктора Lego - был использован диагностический инструментарий Е.В. Фешиной. Lego - конструирование в детском саду [6]. Данная методика направлена на определение уровня умения конструировать из конструктора Lego разными способами.

Исследование проходило в городе Новодвинске в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка - Детский сад №17». На момент проведения эксперимента в группе было 18 детей в возрасте 4-5 лет.

Для оценивания результатов критериев мы руководствовались диагностическим инструментарием программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Автор методики разработки критериев Ю.А. Афонькина.

Оценка производилась в баллах, так например:

4 балла - ребенок принимает задачу поставленную взрослым, при создании определённой модели, самостоятельно конструирует быстро и без ошибок; способен самостоятельно выбрать детали для будущей постройки; до начала самостоятельной деятельности может сформулировать замысел, самостоятельно создать собственный замысел, составить рассказ о постройке.

И для сравнения:

1 балл - не всегда способен принять задачу, поставленную взрослым, при создании определённой модели, с трудом подчиняет ей свои усилия даже при совместной деятельности со взрослым; не способен самостоятельно выбрать детали для необходимой постройки, самостоятельно конструировать; до начала самостоятельной деятельности не может сформулировать замысел будущей постройки, при конструировании действует спонтанно, замысел не реализует, необходима помощь взрослого; не может самостоятельно дать название постройке, испытывает затруднение в рассказе о постройке [2].

Количественная оценка осуществлялась путем суммирования результатов. Таким образом, высокому уровню соответствовало 16 баллов, низшему уровню - 4-7 баллов.

По результатам проведенного исследования у 16 детей выявлен низкий уровень сформированности развития технического творчества, средний уровень выявлен у 2 детей, низший и высокий уровень не выявлен ни у одного ребенка.

Анализ результатов показал, что дети:

- затрудняются продумать постройку заранее и рассказать, что будут строить, поэтому перед нами стоит задача учить заранее продумывать свою постройку и выполнять задуманное, а также составлять описательный рассказ о ней;

- способы соединения деталей между собой простейшие (кладка, кирпичная кладка, перекрытие), наша задача показать разные способы соединения деталей между собой (ступенчатая кладка, округление стен соединением кубиков размером 1x3, разные способы перекрытий и др.);

- затрудняются правильно дать название деталям и не владеют понятием размер детали, знание данных о деталях конструктора необходимо давать на первых этапах знакомства с конструктором, с целью того, что в будущем дети при самостоятельном создании своих моделей, могли не только дать описательный рассказ о модели, но и рассказать какие детали необходимы для постройки;

- затрудняются воспроизвести показанный ранее алгоритм постройки модели, необходимо учить умению анализировать и воспроизводить постройку;

- при рассматривании модели затрудняются самостоятельно выделить детали, из которых состоит постройка, особенно вызывают затруднения скрытые детали, и детали одного цвета стоящие в ряд или кладкой. Для решения данной проблемы необходимо формировать умение правильно определить размер детали, используя систему счета шипов на самой детали и умение правильно назвать их;

- некоторым детям сложно соблюдать последовательность постройки при использовании пошаговой схемы, нет понимания того, что пропустив один шаг, постройка будет собираться в дальнейшем неправильно. Для решения данной проблемы необходимо обучить детей работать по пошаговым схемам, дать понятие для чего необходимо соблюдать последовательность.

Полученные результаты определили направление работы с детьми и задали программу формирующего этапа эксперимента.

Основным видом деятельности было определено конструирование с применением конструктора LegoClassik, данный конструктор имеет детали разных форм и размеров: кирпичики 1х1; 1х2; 1х3; 1х4; 1х6;1х8 и 2х2; 2х3; 2х4; 2х6; 2х8 и пластины размером 2х2; 2х3; 2х4, кирпичик со скошенным углом 1х2. Также использовались дополнительные детали Lego: колёса, руль, для обыгрывания построек детям предлагались человечки и животные.

С целью расширения знаний о разных видах конструирования, развития творчества, детям предлагалась совместная (просмотр моделей в 3Д изображении с помощью программы «LegoDigitalDesigner) и самостоятельная деятельность по конструированию, различные дидактические игры, опытно-экспериментальная деятельность (мультимедийные презентации- демонстрация с целью расширения знаний детей о будущих постройках, форме, основных деталей, разнообразии видов), игровая деятельность -позволяющая обыграть постройки. Уделялось внимание и пальчиковой гимнастике для развития мелкой моторики руки.

Виды деятельности направленные на формирование предпосылок к развитию технического творчества детей дошкольного возраста посредствам конструктора Lego представлены в таблице 1.

Таблица 1

Виды деятельности, направленные на формирование предпосылок к развитию технического творчества детей дошкольного возраста

№ Виды деятельности | Тема (название)

Конструирование

1 по образцу 1) Знакомство со способами соединения деталей: - «Забор», «Ворота». 2) Конструирование: - «Жираф», «Мебель для комнаты», «Машина», «Лесной домик», «Корова».

2 по модели 1) Знакомство со способами соединения деталей: - «Башня», «Лесенка». 2) Конструирование: «Светофор»,«Лошадь»,«Дерево».

3 по схеме - «Робот», «Кошка», «Человек», «Поезд свагоном».

4 по замыслу - «Разные постройки».

Чтобы выявить динамику сформированности у детей дошкольного возраста предпосылок к развитию технического творчества через конструирование, вновь была проведена диагностическая работа. Для решения задач контрольного этапа исследования были использованы аналогичные задания.

Контрольный этап экспериментальной работы показал: низкий и низший уровень сформированности предпосылок к развитию технического творчества не выявлен ни у одного ребенка, при этом высокий уровень выявлен у 5 детей, средний уровень выявлен у 13 детей.

Как показывает сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов, возрос уровень освоения разных методов конструирования.

Выводы. Конструирование как метод формирования предпосылок к техническому творчеству и его развития эффективен в условиях современной системы дошкольного образования. Детские дошкольные учреждения располагают материальными возможностями для реализации подобных программ.

Поэтапно организованная работа с детьми дошкольного возраста с применением разных видов конструирования и включающая серию дидактических игр, игровую, познавательно -исследовательскую деятельность безусловно оказывает влияние на развитие познавательных процессов, интереса к конструированию, самостоятельному творчеству.

Проведенная работа в совокупности позволила детям познакомится с разными способами соединения деталей, дети более внимательно стали анализировать готовые модели, выделять необходимые детали для постройки, самостоятельно воспроизводить аналогичные. Данный вид конструирования детям дается легче, многие ребята уже не испытывали трудностей. При работе со схемами дети стали соблюдать

последовательность сбора модели. Они имеют представление, что важно внимательно изучить схему и только затем преступить к постройке, способны самостоятельно увидеть и исправить ошибку, допущенную при конструировании. При самостоятельном конструировании большинство ребят могут уже придумать постройку заранее, дать ей название, и что самое важное выполнить задуманное, построить модель и рассказать о ней. Возросший уровень интереса у детей к конструированию, особенно самостоятельному, в ходе которого постройки стали выполнены технически более сложные, позволяет сделать вывод что, реализованная программа эффективна.

Формирование предпосылок к техническому творчеству у детей дошкольного возраста возможно:

- при использовании методов конструирования по образцу, модели, наглядной схеме, замыслу;

- а так же при организации разный видов деятельности детей, направленной на мотивацию и развитие самостоятельного конструирования.

Литература:

1. СанПин 2.4.1.3049 - 13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/499023522 (дата обращения 23.05.2019). - Электронный фонд правовой и нормативно - технической документации.

2. Афонькина, Ю.А. Педагогический монбиторинг в новом контксте образовательной деятельности. Изучение индивидуальногог развития детей. / Ю.А. Афонькина - Волгоград: Учмтель, 2017. - 59 с.

3. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Изд.2-е, доп. М.: «Просвещение», 1976. - 79 с.

4. Куцакова, Л.В. Конструирование из строительного материала. Средняя группа. - М.: Мозаика -Синтез, 2016. - 80 с.

5. Парамонова, Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Изд. дом «Карапуз», 1999. - 240 с.

6. Фешина, Е.В. Лего - конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 144 с.

7. Глушкова, Г. Использование конструкторов LECO как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды группы: методическое сопровождение реализации ФГОС ДО. Статья четвёртая продолжение / Г. Глушкова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №9. - С. 91-93.

8. Гризик, Т. Развивающая предметно - пространственная среда ДОО вместе с LegoEducation» / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2014. - №3. - С. 88-90.

9. Лободина, Н.В. Использование технологии Lego - конструирования как моделирующей творческо -продуктивной деятельности дошкольников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.uchmet.ru/events/item/1310763/ (дата обращения 20.02.2019). - Учебно - методический портал.

Педагогика

УДК 371

доцент Карасанов Руслан Нюсретович

ГБОУВО «Крымский университет культуры, искусств и туризма» (г. Симферополь)

ОБУЧЕНИЕ ДИРИЖИРОВАНИЮ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с дефиницией «дирижирование» в контексте педагогического процесса, ее спецификой и сущностью. Помимо этого, выделяются основные подходы к пониманию особенностей педагогической работы с студентами высшего и среднего учебных заведений музыкального профиля. Выявляется перечень дирижерских способностей, необходимых для овладения в процессе обучения, а также методики преподавания профильных дисциплин. В завершении статьи представлено заключение о том, что обучение дирижированию как педагогический процесс - это комплекс психологических, педагогических, профильных (музыкальных), искусствоведческих и социокультурных аспектов, опираясь на которые возможна полноценная профессиональная подготовка обучающегося -будущего специалиста-дирижера.

Ключевые слова: дирижирование, обучение дирижированию, педагогический процесс, педагогическая методика дирижирования, студент-дирижер.

Annotation. The article discusses issues related to the definition of "conducting" in the context of the pedagogical process, its specificity and essence. In addition, the main approaches to understanding the features of pedagogical work with students of higher and secondary educational institutions of a musical profile are highlighted. The list of conducting abilities necessary for mastery in the learning process, as well as the methods of teaching specialized disciplines, is revealed. At the end of the article the conclusion is presented that conducting training as a pedagogical process is a complex of psychological, pedagogical, specialized (musical), art history and sociocultural aspects, based on which full-fledged professional training of the student is possible - the future specialist-conductor.

Keywords: conducting, conducting training, pedagogical process, pedagogical conducting technique, student conductor.

Введение. Одним из уникальнейших по своей специфике, ярчайших и социально значимых видов музыкальной деятельности на сегодняшний день является такое специфическое направление, как дирижерское искусство. Оно прошло длительный и сложный период становления, явив собой сложный комплекс как личностно-индивидуальных, так и профессионально-музыкальных свойств в рамках педагогической подготовки субъектов такого искусства. Дирижирование как педагогическая дисциплина предполагает наличие у специалиста в этой области не только отменного слуха, чувства ритма и стиля, но и музыкальной памяти и обширных знаний в сфере музыкальной теории и практики. Таким образом, современный дирижер должен быть и специалистом в настоящей сфере, с присущими ему музыкальной, научной и искусствоведческой эрудицией, и высокоорганизованной личностью, обладающей целеустремленностью, твердым характером, внутренней экзальтацией, управленческо-организаторскими качествами, волей и самостоятельностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо этого, стоит отметить, что ни один отечественный оркестр не обходится без лидера, дирижера, который может задать направление всем музыкантам, оперативно принимать решения в области различных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.