последовательность сбора модели. Они имеют представление, что важно внимательно изучить схему и только затем преступить к постройке, способны самостоятельно увидеть и исправить ошибку, допущенную при конструировании. При самостоятельном конструировании большинство ребят могут уже придумать постройку заранее, дать ей название, и что самое важное выполнить задуманное, построить модель и рассказать о ней. Возросший уровень интереса у детей к конструированию, особенно самостоятельному, в ходе которого постройки стали выполнены технически более сложные, позволяет сделать вывод что, реализованная программа эффективна.
Формирование предпосылок к техническому творчеству у детей дошкольного возраста возможно:
- при использовании методов конструирования по образцу, модели, наглядной схеме, замыслу;
- а так же при организации разный видов деятельности детей, направленной на мотивацию и развитие самостоятельного конструирования.
Литература:
1. СанПин 2.4.1.3049 - 13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/499023522 (дата обращения 23.05.2019). - Электронный фонд правовой и нормативно - технической документации.
2. Афонькина, Ю.А. Педагогический монбиторинг в новом контксте образовательной деятельности. Изучение индивидуальногог развития детей. / Ю.А. Афонькина - Волгоград: Учмтель, 2017. - 59 с.
3. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Изд.2-е, доп. М.: «Просвещение», 1976. - 79 с.
4. Куцакова, Л.В. Конструирование из строительного материала. Средняя группа. - М.: Мозаика -Синтез, 2016. - 80 с.
5. Парамонова, Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Изд. дом «Карапуз», 1999. - 240 с.
6. Фешина, Е.В. Лего - конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 144 с.
7. Глушкова, Г. Использование конструкторов LECO как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды группы: методическое сопровождение реализации ФГОС ДО. Статья четвёртая продолжение / Г. Глушкова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №9. - С. 91-93.
8. Гризик, Т. Развивающая предметно - пространственная среда ДОО вместе с LegoEducation» / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2014. - №3. - С. 88-90.
9. Лободина, Н.В. Использование технологии Lego - конструирования как моделирующей творческо -продуктивной деятельности дошкольников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.uchmet.ru/events/item/1310763/ (дата обращения 20.02.2019). - Учебно - методический портал.
Педагогика
УДК 371
доцент Карасанов Руслан Нюсретович
ГБОУВО «Крымский университет культуры, искусств и туризма» (г. Симферополь)
ОБУЧЕНИЕ ДИРИЖИРОВАНИЮ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с дефиницией «дирижирование» в контексте педагогического процесса, ее спецификой и сущностью. Помимо этого, выделяются основные подходы к пониманию особенностей педагогической работы с студентами высшего и среднего учебных заведений музыкального профиля. Выявляется перечень дирижерских способностей, необходимых для овладения в процессе обучения, а также методики преподавания профильных дисциплин. В завершении статьи представлено заключение о том, что обучение дирижированию как педагогический процесс - это комплекс психологических, педагогических, профильных (музыкальных), искусствоведческих и социокультурных аспектов, опираясь на которые возможна полноценная профессиональная подготовка обучающегося -будущего специалиста-дирижера.
Ключевые слова: дирижирование, обучение дирижированию, педагогический процесс, педагогическая методика дирижирования, студент-дирижер.
Annotation. The article discusses issues related to the definition of "conducting" in the context of the pedagogical process, its specificity and essence. In addition, the main approaches to understanding the features of pedagogical work with students of higher and secondary educational institutions of a musical profile are highlighted. The list of conducting abilities necessary for mastery in the learning process, as well as the methods of teaching specialized disciplines, is revealed. At the end of the article the conclusion is presented that conducting training as a pedagogical process is a complex of psychological, pedagogical, specialized (musical), art history and sociocultural aspects, based on which full-fledged professional training of the student is possible - the future specialist-conductor.
Keywords: conducting, conducting training, pedagogical process, pedagogical conducting technique, student conductor.
Введение. Одним из уникальнейших по своей специфике, ярчайших и социально значимых видов музыкальной деятельности на сегодняшний день является такое специфическое направление, как дирижерское искусство. Оно прошло длительный и сложный период становления, явив собой сложный комплекс как личностно-индивидуальных, так и профессионально-музыкальных свойств в рамках педагогической подготовки субъектов такого искусства. Дирижирование как педагогическая дисциплина предполагает наличие у специалиста в этой области не только отменного слуха, чувства ритма и стиля, но и музыкальной памяти и обширных знаний в сфере музыкальной теории и практики. Таким образом, современный дирижер должен быть и специалистом в настоящей сфере, с присущими ему музыкальной, научной и искусствоведческой эрудицией, и высокоорганизованной личностью, обладающей целеустремленностью, твердым характером, внутренней экзальтацией, управленческо-организаторскими качествами, волей и самостоятельностью.
Помимо этого, стоит отметить, что ни один отечественный оркестр не обходится без лидера, дирижера, который может задать направление всем музыкантам, оперативно принимать решения в области различных
проблем, а также верно и эффективно управлять процессами, находить подход к людям. В связи с этим возникает вопрос о компетенции и необходимости профессиональной подготовки в рамках высшего и среднего образования, которые обеспечивают целенаправленную и планомерную подготовку специалистов-дирижеров. В этом, по нашему мнению, заключается актуальность и целесообразность развития этой темы в научных исследованиях фундаментального и прикладного характера.
Исследованию вопросов обучения дирижированию как педагогического процесса, а также отдельных его составляющих посвящены труды многих отечественных ученых в этой области, таких, к примеру, как А.В. Абакшонок, М. Глинский, Л.Ю. Потаманова, Н.С. Ренева, Н.А. Соболева, И.А. Цовьянова, И.И. Щедрин и другие.
Изложение основного материала статьи. А.В. Абакшонок трактует дирижирование как «искусство управления коллективным исполнением музыки». Он считает, что это многоступенчатый процесс транслирования индивидуальных музыкальных представлений дирижера исполнительскому составу посредством эмоциональных специфических дирижерских жестов [1]. Также заметим, что осуществляемая дирижером деятельность сегодня характеризуется творческой, интеллектуальной и психологической направленностью, что позволяет нам сделать вывод о ее комплексном и сложном характере, поскольку дирижирование как один из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства предусматривает задействование именно этих специфических черт.
В нашем понимании это - не просто управление оркестром, ансамблем, труппой в момент изучения и исполнения музыкального произведения, но и индивидуальная оценка, музыкальное представление дирижера об исполняемой композиции, в связи с чем ее сущность отражается настолько точно и концептуально верно, насколько дирижер смог ее самостоятельно воспринять и охарактеризовать. От него зависит и общая стройность коллектива, и техническое совершенство, исполнительский уровень, степень усвоения и раскрытия музыкантами произведения с учетом его сущности и стилистики.
Таким образом, дирижирование основывается на определенной системе индивидуальных способностей дирижера, которые обязательно должны развиваться в процессе профессиональной подготовки в учебном заведении специального типа. Тот же А.В. Абакшонок, разработчик специального словаря дирижерской терминологии, под дирижерскими способностями понимает некий комплекс способностей, необходимых для передачи индивидуально-личносных музыкально-образных представлений музыкантам-исполнителям во время процесса дирижирования [1]. Эти способности носят настолько специфичный и концептуально сложный характер, что их формированию и развитию должна способствовать особая образовательная программа, охватывающая все сферы деятельности будущего дирижера.
Для реализации процесса обучения дирижированию педагогу необходимо определить спектр основных дирижерских способностей, на развитие которых должно оказываться влияние, поскольку именно этот спектр составляет творческий и профессиональный потенциал будущего специалиста. К таким способностям принято относить:
- дирижерский слух, характеризующийся способностью слышать и воспринимать многоуровневое звучание партитуры посредством как внутреннего анализа («внутри себя»), так и внешнего (во время исполнения), а также отличающийся объемностью слухового восприятия (особенно оттенков динамики и звуковых пропорций произведения). Эта способность обычно считается врожденной и присущей определенному контингенту творческих людей, однако, по нашему мнению, несмотря на это, его можно развить путем грамотно выстроенной концепции методики музыкального воспитания и образования. В связи с этим обучение дирижированию должно включать в основную педагогическую программу занятия по развитию дирижерского слуха, его осознанности и восприятию музыки, чего можно достигнуть как посредством применения инновационных и традиционных технологий, так и путем развития критического мышления, музыкальной грамоты, творческого потенциала и т.д.;
- способность к музыкально-эмоциональному переживанию, связанная с восприятием и индивидуальной трактовкой музыкального произведения, а также с ее комплексным эмоционально-личностным анализом и оценкой. В процессе обучения дирижированию необходимо не только обращать внимание на музыкальную грамоту и состав теоретического аспекта профессиональной подготовки, но и на индивидуальность обучающегося, его творческие способности и наличие художественного, эстетического вкуса, что может в дальнейшем составить его личностный комплекс и эмоциональную базу в области музыкального воспитания;
- способность к выразительным движениям, что обычно связано с социализацией и развитием уверенности в своих силах. Педагогическая подготовка в этом случае должна быть направлена на формирование у обучающегося собственного объективного мнения касаемо своей деятельности, самоуверенности и самооценки, что позволит ему в дальнейшем эффективно выполнять профессиональную деятельность, являясь образованным и деятельным организатором и управленцем;
- способность к волевому воздействию на исполнителей, базирующаяся на развитии системы морально-нравственных и духовных ценностях обучающегося, позволяющих развить стойкость характера, собственных убеждений. Обучение здесь должно задействовать в основном механизмы воспитания и мотивации, поскольку волевое воздействие предполагает стойкость в выборе методов влияния на исполнителей (что связано с воспитанием личностных характеристик человека) и уверенности в собственных знаниях (что достигается путем постоянного обновления и пополнения базы знаний, навыков и умений профессионального порядка, что невозможно без мотивации и самосознания обучающегося) [1].
Исходя из вышеперечисленных способностей и их краткой характеристики, мы можем сделать вывод о несомненном превалировании в образовательном процессе в сфере дирижирования такой международной тенденции в области развития системы образования, как полная индивидуализация процесса образования. Следуя этой тенденции, педагоги актуализируют индивидуальное развитие личности обучающегося и его отдельных способностей, что позволяет на раннем этапе выявить наличие или отсутствие у него творческого потенциала к какому-либо виду деятельности. Е.Н. Шиянов считает, что индивидуализация и преследование гуманистических целей образования сегодня базируется на органичном единстве интересов личности учащегося и социума в целом, что позволяет сделать вывод о взаимодействии всех субъектов социокультурного пространства [6].
Дирижирование в этом случае не исключение. От педагогов требуется немало усилий и знаний в области не только профильных предметов, но и психологии, поскольку необходимо задействовать различные
мыслительные и эмоциональные сферы обучающегося, что, в свою очередь, станет основой профессиональной подготовки будущих дирижеров, которые и сами должны обладать профильными, организационно-управленческими, личностно-творческими, педагогическими и психологическими навыками в работе с музыкантами-исполнителями.
Обучение дирижированию в целом - это самостоятельный и в современном мире крайне широко распространенный вид педагогической деятельности со своей спецификой, методологией, перспективными и неперспективными направлениями развития и т. д. Именно его специфические характеристики составляют сущность методики обучения дирижированию.
И.И. Щедрин, изучая вопрос о педагогическом процессе преподавания дирижированию, считает, что собственно методику можно рассматривать в более узком и более широком смыслах [71. В первом случае под методикой понимается исключительно теоретическая дисциплина, базирующаяся на знаниях о закономерностях процесса обучения дирижирования и его оптимизации.
В связи с этим можно сказать, что методика представляет собой исключительно теоретическим фундаментом, опираясь на который, педагог задействует творческие и мыслительные креативные способности по оптимизации процесса обучения дирижированию. Она направлена в большей степени на организацию творческого педагогического потенциала, который позволяет преподавателю сформировать собственный исследовательский оценочно-аналитический комплекс, необходимый для создания условий дальнейшей профессиональной подготовки обучающихся. Важно, что педагог сам проходит этапы образовательного процесса и в связи с этим способствует благоприятному отражению своего опыта, его совершенствованию в собственной профессиональной деятельности.
В широком понимании дефиниция «педагогическая методика обучения дирижированию» представляет собой одну из главных составляющих общей профессиональной культуры педагога и характеризуется взаимосвязанным единством компонентов теоретической и практической направленности. Такая методика дифференцируется на несколько условных аспектов:
- теоретические знания о целях, задачах, средствах и приемах образовательного процесса, содержании и способах взаимодействия педагога и обучающегося, закономерностях формирования практических способностей, навыков и умений, необходимых дирижеру в рамках его профессиональной компетенции;
- сформированные фундаментальные навыки и умения владения базовыми и специальными приемами обучения, воспитания, которые формируются непосредственно в процессе практической педагогической деятельности, контекст которой предусматривает эффективную реализацию методических знаний;
- способности к творческому применению теоретических знаний, практических навыков и умений в структуре быстро трансформирующихся ситуациях учебно-воспитательного характера;
- навыки эффективного педагогического целеполагания, выраженного в мотивированной потребности добиваться высокой результативности в процессе педагогической деятельности, стремление реализовать свои знания и навыки, способности в рамках системы собственного педагогического творчества [2; 7].
Все эти аспекты, создавая неразрывную цепь взаимодополняющих звеньев, обеспечивают не только действительную и действенную методическую компетентность педагога, но и формируют его профессиональную культуру, посредством развития профессионального педагогического потенциала и учебно-воспитательских способностей, являясь одновременно объективными и субъективными по отношению к системе образования и обучающимся, а также непосредственно к личности педагога.
Крайне важным аспектом в современном музыкальном образовании являются актуальные проблемы, поскольку именно они (а точнее их решение) определяют динамику развития и тенденцию профессиональной направленности обучающихся. Таким образом, обучение дирижированию должно быть направлено и на решение особых актуальных проблем, которые были выделены Л.Ю. Потамановой и Н.С. Реневой. Они подразделяют все проблемы в области дирижерского образования на следующие группы:
- коммуникативно-этические (социально-коммуникативные трудности - потеря или полное изначальное отсутствие взаимосвязи с коллективом, - возникающие в процессе общения дирижера с исполнителями, которые связаны с недостаточным развитием навыков педагогического общения обучающихся). Обучение дирижированию как сложный педагогический процесс должно быть направлено на формирование профессиональной культуры обучающегося, включающей в том числе и культуру общения, и социально-этическую культуру. Поэтому необходимо обращать внимание на развитие коммуникативного потенциала обучающихся путем внедрения различных педагогических практик методического плана, призванных регулировать такого потенциала, а также на качественную техническую подготовку студента, влияющую на формулировку мыслей и их воплощение в словесной форме;
- психологические (неуверенность в собственных силах, страх). Такие проблемы должны своевременно диагностироваться и решаться в рамках образовательной программы, предшествующей непосредственной профессиональной деятельности обучающегося. Их причины в основном сводятся к низкому уровню усвоения профильного материала, что должно корректироваться педагогом путем создания мотивации и комфортного плана обучения;
- музыкальные (неразвитая музыкальность, или «эмоциональная отзывчивость на музыку», отсутствие музыкального слуха, музыкальной памяти и т.д.). Обучение здесь должно направляться на развитие дифференцированного восприятия обучающегося, его индивидуальных музыкальных способностей, эстетического вкуса и системы компетентности, что в совокупности формирует результат профессиональной подготовки [31.
Говоря о процессе обучения дирижированию, нельзя не отметить особый - ассоциативный - подход, реализующийся в общечеловеческом и специальном музыкальном опыте обучающегося с учетом его личностных особенностей. Он задействует различные мыслительные механизмы мозга обучающегося посредством формирования ассоциативного ряда, необходимого для процесса восприятия музыкального произведения и демонстрации дирижерских навыков и умений [4; 5]. Считается, что именно ассоциации формируют определенный творческий потенциал обучающегося в процессе его профессиональной подготовки, поэтому необходимо уделить этому особое внимание с точки зрения педагогического процесса. Педагог выступает здесь не просто как условный учитель и наставник, а больше как механизм, опираясь на который, обучающийся формирует и реализовывает концепции, появляющиеся в его воображении, тем самым учась действовать в системе дирижирования свободно и планомерно.
Выводы. Исходя из всего вышесказанного, нам представляется необходимым отметить, что обучение дирижированию как педагогический процесс - это комплекс психологических, педагогических, профильных (музыкальных), искусствоведческих и социокультурных аспектов, опираясь на которые возможна полноценная профессиональная подготовка обучающегося - будущего специалиста-дирижера. Именно с этим связана необходимость в изучении педагогом всех вышеперечисленных аспектах, поскольку они являются важнейшим способом организации и оптимизации образовательного процесса в области дирижирования. По нашему мнению, педагог должен взрастить прежде всего личность и профессионала в самом себе, а потом - в своем ученике, постоянно мотивируя собственным примером и воздействуя на второго максимально эффективно и благоразумно.
Литература:
1. Абакшонок А.В. Азбука студента-дирижера: краткий словарь дирижерских терминов / А.В. Абакшонок // ТРУДЫ СПБГИК. - 2011.
2. Глинский М. Очерки по истории дирижерского искусства, / М. Глинский // «Музыкальный современник». - 1916.
3. Потаманова Л.Ю., Ренева Н.С. Актуальные проблемы профессиональной подготовки по хоровому дирижированию студентов вузов / Л.Ю. Потаманова, Н.С. Ренева // Colloquium-journal. - 2019. - № 22 (46).
4. Соболева Н.А. О сущности художественной техники дирижирования / Н.А. Соболева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2011. - № 140.
5. Цовьянова И.А. Ассоциативный подход к обучению дирижированию / И.А. Цовьянова // Преподаватель XXI века. - 2007. - № 1.
6. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя: учеб. пособие / Е.Н. Шиянов. - М.: МГПУ им. В. И. Ленина; Ставрополь: СГПИ,1991. - 179 с.
7. Щедрин И.И. Обучение дирижированию как педагогический процесс: учеб. пособие по методике преподавания дирижирования оркестром русских народных инструментов / И.И. Щедрин. - ЧГАКИ, 2011. - 184 с.
Педагогика
УДК 371
ассистент Катранжи Елена Олеговна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
СПЕЦИФИКА ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. В статье рассматриваются основные положения, касающиеся проектной деятельности студентов-дизайнеров в рамках профессиональной подготовки, а также ее составляющие - проектные умения. Дано определение понятию «проектные умения в области дизайн-образования», а также представлена типология этих умений, выделена и представлена в виде кратного перечная, их специфика. Проанализирована роль проектирования в целом и проектных умений в частности в глобальном процессе формирования личностного, профессионального и творческого потенциала студентов-дизайнеров. В заключении статьи сделан вывод о значимости и специфических характеристиках процесса проектирования.
Ключевые слова: проектная деятельность, дизайн-проектирование, специфика проектных умений, процесс профессиональной подготовки, дизайн-образование.
Annotation. The article discusses the main provisions relating to the design activities of design students in the framework of professional training, as well as its components - design skills. A definition is given to the concept of "design skills in the field of design education", and a typology of these skills is presented, a peppermint, their specificity is highlighted and presented. The role of design in general and design skills in particular in the global process of forming the personal, professional and creative potential of design students is analyzed. The article concludes with a conclusion about the significance and specific characteristics of the design process.
Keywords: design activity, design engineering, specifics of design skills, the process of training, design education.
Введение. Проектно-исследовательская деятельность - обязательный элемент высшего дизайн-образования, поскольку формирует ряд определенных навыков и умений проектного характера, позволяющих студенту свободно ориентироваться в многогранном мире современного дизайна, который, в свою очередь, является важным сегментом глобальной проектной культуры. Помимо этого, все художественные направления подготовки стремительно развиваются, поскольку, как известно, искусство находится в постоянном динамическом движении, что влияет на процессы его формирования.
Таким образом, проектная деятельность диктует определенные условия, соблюдая которые, студент-дизайнер достигает максимальной эффективности в процессе профессиональной подготовки и развивается как отдельная творческая единица, способная решать творческие задачи образно-пластическими и концептуальными методами. Выходит, что индивидуальное начало будущего дизайнера играет важнейшую роль в проектировании, а приобретение проектных знаний и умений является обязательным условием развития индивидуального начала. Такая цикличность характеризуется спецификой проектно-исследовательской деятельности в рамках дизайна как ведущей художественной дисциплины современного общества.
Вопросу изучения специфики проектных умений в процессе профессиональной подготовки посвящены работы многих отечественных научных деятелей в сфере дизайн-образования, таких как Ю.Ю. Артемьева, О.В. Брыкова, Н.А. Ковешникова, Д.В. Макарова, Н.П. Мельникова, С.В. Тигров, Е.А. Чембаров и других.
Изложение основного материала статьи. Высшее образование сегодня ориентируется на создание конкурентоспособных специалистов, повышающих статус и авторитет высшего учреждения на глобальном поприще рынка труда. Соответственно, главной его целью можно считать формирование профессионала