Выводы. Исходя из всего вышесказанного, нам представляется необходимым отметить, что обучение дирижированию как педагогический процесс - это комплекс психологических, педагогических, профильных (музыкальных), искусствоведческих и социокультурных аспектов, опираясь на которые возможна полноценная профессиональная подготовка обучающегося - будущего специалиста-дирижера. Именно с этим связана необходимость в изучении педагогом всех вышеперечисленных аспектах, поскольку они являются важнейшим способом организации и оптимизации образовательного процесса в области дирижирования. По нашему мнению, педагог должен взрастить прежде всего личность и профессионала в самом себе, а потом - в своем ученике, постоянно мотивируя собственным примером и воздействуя на второго максимально эффективно и благоразумно.
Литература:
1. Абакшонок А.В. Азбука студента-дирижера: краткий словарь дирижерских терминов / А.В. Абакшонок // ТРУДЫ СПБГИК. - 2011.
2. Глинский М. Очерки по истории дирижерского искусства, / М. Глинский // «Музыкальный современник». - 1916.
3. Потаманова Л.Ю., Ренева Н.С. Актуальные проблемы профессиональной подготовки по хоровому дирижированию студентов вузов / Л.Ю. Потаманова, Н.С. Ренева // Colloquium-journal. - 2019. - № 22 (46).
4. Соболева Н.А. О сущности художественной техники дирижирования / Н.А. Соболева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2011. - № 140.
5. Цовьянова И.А. Ассоциативный подход к обучению дирижированию / И.А. Цовьянова // Преподаватель XXI века. - 2007. - № 1.
6. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя: учеб. пособие / Е.Н. Шиянов. - М.: МГПУ им. В. И. Ленина; Ставрополь: СГПИ,1991. - 179 с.
7. Щедрин И.И. Обучение дирижированию как педагогический процесс: учеб. пособие по методике преподавания дирижирования оркестром русских народных инструментов / И.И. Щедрин. - ЧГАКИ, 2011. - 184 с.
Педагогика
УДК 371
ассистент Катранжи Елена Олеговна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
СПЕЦИФИКА ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. В статье рассматриваются основные положения, касающиеся проектной деятельности студентов-дизайнеров в рамках профессиональной подготовки, а также ее составляющие - проектные умения. Дано определение понятию «проектные умения в области дизайн-образования», а также представлена типология этих умений, выделена и представлена в виде кратного перечная, их специфика. Проанализирована роль проектирования в целом и проектных умений в частности в глобальном процессе формирования личностного, профессионального и творческого потенциала студентов-дизайнеров. В заключении статьи сделан вывод о значимости и специфических характеристиках процесса проектирования.
Ключевые слова: проектная деятельность, дизайн-проектирование, специфика проектных умений, процесс профессиональной подготовки, дизайн-образование.
Annotation. The article discusses the main provisions relating to the design activities of design students in the framework of professional training, as well as its components - design skills. A definition is given to the concept of "design skills in the field of design education", and a typology of these skills is presented, a peppermint, their specificity is highlighted and presented. The role of design in general and design skills in particular in the global process of forming the personal, professional and creative potential of design students is analyzed. The article concludes with a conclusion about the significance and specific characteristics of the design process.
Keywords: design activity, design engineering, specifics of design skills, the process of training, design education.
Введение. Проектно-исследовательская деятельность - обязательный элемент высшего дизайн-образования, поскольку формирует ряд определенных навыков и умений проектного характера, позволяющих студенту свободно ориентироваться в многогранном мире современного дизайна, который, в свою очередь, является важным сегментом глобальной проектной культуры. Помимо этого, все художественные направления подготовки стремительно развиваются, поскольку, как известно, искусство находится в постоянном динамическом движении, что влияет на процессы его формирования.
Таким образом, проектная деятельность диктует определенные условия, соблюдая которые, студент-дизайнер достигает максимальной эффективности в процессе профессиональной подготовки и развивается как отдельная творческая единица, способная решать творческие задачи образно-пластическими и концептуальными методами. Выходит, что индивидуальное начало будущего дизайнера играет важнейшую роль в проектировании, а приобретение проектных знаний и умений является обязательным условием развития индивидуального начала. Такая цикличность характеризуется спецификой проектно-исследовательской деятельности в рамках дизайна как ведущей художественной дисциплины современного общества.
Вопросу изучения специфики проектных умений в процессе профессиональной подготовки посвящены работы многих отечественных научных деятелей в сфере дизайн-образования, таких как Ю.Ю. Артемьева, О.В. Брыкова, Н.А. Ковешникова, Д.В. Макарова, Н.П. Мельникова, С.В. Тигров, Е.А. Чембаров и других.
Изложение основного материала статьи. Высшее образование сегодня ориентируется на создание конкурентоспособных специалистов, повышающих статус и авторитет высшего учреждения на глобальном поприще рынка труда. Соответственно, главной его целью можно считать формирование профессионала
своего дела, который обладает оригинальным, выдающимся мышлением, способностями к творчеству и созиданию. Эта цель может быть достигнута разными путями, но, на наш взгляд, наиболее фундаментальным здесь выступает путь проектно-исследовательской деятельности, направленной на концептуализацию и систематизацию знаний студента-дизайнера.
0.В. Брыкова определяет проектную деятельность как «форму учебно-познавательной активности учащихся, заключающуюся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели» [21. По нашему мнению, проектная деятельность в дизайне - это организованный и выполняемый студентами-дизайнерами комплекс проектных, моделирующих и композиционно-концептуальных действий, направленных на создание оригинального материального или цифрового проекта с применением проектных знаний, умений и навыков.
То есть, исходя как из определения О.В. Брыковой, так и составленного нами, можно заключить, что главное в проектной деятельности - это, во-первых, существование строгого алгоритма выполнения проекта, методики и методологии, а во-вторых - специальных проектных умений, определяющих качество итогового проекта. Алгоритм может составляться либо студентом, либо педагогом и может разниться у всех проектировщиков, поскольку процесс проектирования достаточно творческий и подходы к его реализации тоже творческие, что обусловливает отсутствия единого пошагового алгоритма действий (несмотря на существование обобщенных, единых для всех, состоящих из подготовительного этапа, производственного (проектирование) и заключительного). Практические проектные умения же - это более сложный и комплексный аспект, подходить к которому необходимо особенно тщательно.
С.В. Тигров предлагает такое определение понятию «проектные умения»: «это группа умений, которая выделяется по такому признаку, как общность по отношению к проектной деятельности, целью которой является построение технологического процесса по конструированию и изготовлению изделий и решению творческих задач» [81. Говоря иначе, проектные умения - это последовательно выполняемые действия, следующие путем планирования, организации, реализации и презентации творческого проекта.
Ранее уже были представлены основные типологии и классификации проектных умений [2; 6; 7; 8; 91. Нам же представляется необходимым преобразовать их в одну, более подходящую для нашего исследования и связать с проектированием в дизайне. Итак, профессиональная подготовка студентов-дизайнеров предусматривает выработку у них определенных проектных умений, которые имеют свои специфические характеристики. Опишем систему этих умений и выделим их специфику.
1. Регулятивные умения: планирование, координация, целеполагание. Эти умения включают: разработку и планирование индивидуальной (собственной) деятельности в соответствии с целями дизайнерского проектного, формулировку задач, предполагаемых результатов, сроков выполнения, выбор и определение исполнителей.
Эти умения активизируют мыслительные процессы, отвечающие за выработку таких необходимых в профессиональной деятельности качеств, как пунктуальность, организованность, собранность и т.д. Они являются основой для создания общего впечатления о дизайнере в новой компании, характеризуют его лишь с положительной стороны. Помимо этого, они ориентируют будущего специалиста на самостоятельность и саморазвитие.
2. Познавательные (поисково-исследовательские) умения, включающие: выбор и обработку информации, связанную с разрабатываемым дизайнерским проектом, способность выдвигать предположения, устанавливать причинно-следственные связи между объектами проекта, осуществление поиска вариантов решения проблем. В эту же группу можно добавить проблематизацию (умение формулировать проблему) и аналитическую рефлексию (умения осмысливать собственную деятельность), заключающуюся в анализе результатов и рефлексии; анализе, и на его основе выборе наиболее рациональных способов решения проектного задания; осуществлении оценки созданного проекта и объективной самооценке своих действий.
Эти умения позволяют развивать сферу саморегуляции, воспитывать объективизацию собственной деятельности и самооценку. Они крайне важно отражаются в системе профессиональной деятельности дизайнера, поскольку являются основой самоактуализации и самоопределения студента.
3. Коммуникационно-презентационные умения включают презентацию и защиту проекта, освоение умений и навыков работы в сотрудничестве, выработку активного слушания и понимания, коммуникативные способности, а также развитие эмоциональной сферу и т.д.
Эта группа проектных умений ориентирована на социокультурное поведение специалиста в коллективе, а также умение применения навыков эффективной коммуникации в сфере профессионального общения.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что все проектные умения неразрывно взаимосвязаны с общеобразовательными, профессионально-художественными умениями, которые приобретаются в процессе непосредственного обучения, однако первые не просто опираются на вторые, но и формируют и развивают их, дополняя их основные положения.
Профессионально-художественные умения будущих дизайнеров - это совокупность внешних и внутренних осознанных действий, приемов, обеспечивающих целостное восприятие, художественно-эстетическое познание, оценивание, изображение и преобразование предметно-пространственной среды на основе продуктивного применения знаний о сущности, средствах и способах осуществления профессиональной деятельности дизайнера [1].
Проектные, как и профессионально-художественные умения, которые в комплексе образуют полноценный профессиональный потенциал студента-дизайнера, формируются при помощи лекционных, практических, творческих и специальных, самостоятельных заданий и упражнений. Такие задания и упражнения благотворно влияют на проектное мышление, которое, в свою очередь, является сегментом творческого потенциала.
Итак, определившись с определением понятия «проектные умения» в рамках профессиональной подготовки, а также выделив собственную типологию на основе уже существующих, обратимся к специфике таких умений, которая реализуется посредством отражения их в дальнейшей профессиональной деятельности студента-дизайнера, а также влияния на процесс профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.
1. Посредством освоения проектных умений активно формируется творческая самостоятельность студента. В рамках профессиональной подготовки это является обязательным условием его полноценного профессионального становления. Профессионализм, как известно, базируется не только на качественном
выполнении своих рабочих обязанностей, но и в полной самостоятельности, контроле своей деятельности специалистом.
Ю.В. Даськова считает, что «деятельность - это основа, на которой и благодаря которой происходит формирование и развитие личности» [3]. А полный контроль своей деятельности - это признак становления личности, сформированности творческого и профессионального потенциала, культуры и собственной системы взаимодействия. Самостоятельность также отвечает основным требованиям современного быстро развивающегося мира, который ориентирован на скорость выполнения работы, самоконтроль специалистов и динамичное изменение условий. Студент-дизайнер, самостоятельно выполняя проект и приобретая, усваивая проектные умения, способен воспитывать в себе вышеуказанные качества.
2. Качество дизайнерского проекта определяется степенью проектного мышления студента, поэтому проектные умения помогают сформировать такое мышление на наиболее высоком уровне. Созидание как высший творческий процесс реализуется при помощи комбинирования художественного воображения, логической последовательности и усвоенных проектных знаний в процессе профессиональной подготовки в вузе. Непрерывный поиск эффективнейших методов профессиональной подготовки будущих дизайнеров, восприятие дизайна как вида проектно-художественной деятельности человека ставит перед педагогами вузов новые задачи и побуждает к формированию в студентах творчески мыслящей и действующей личности [7]. Проектная деятельность задействует мыслительно-познавательные процессы, в которых существующие проектные умения трансформируются в модельные образы. Исходя из этого, процесс проектирования для студента-дизайнера заключается в преобразовании формально выраженной проблемы посредством разных видов мышления (наглядно-образного, наглядно-действенного, абстрактно-логического) в целостный художественно-проектный образ [7].
Формирование проектного мышления будущего дизайнера посредством усвоения проектных умений является наиболее эффективным и фундаментальным способом, поскольку приобретенные умения, с высокой долей вероятности трансформируются в концепцию проектирования, тем самым образуя прогрессивное развитие настоящей области.
3. Посредством полноценного усвоения студентом проектных умений происходит формирование художественно-профессиональной компетенции в области дизайна. Проектирование - универсальный, единый для всех дизайнеров способ реализации проектного замысла. Оно объединяет научный, художественный, технический и образный подходы, тем самым задействовав все сферы деятельности дизайнера. На этом базируется художественно-профессиональная компетенция в области проектирования.
Необходимость формирования такой компетенции у будущих дизайнеров определяется, по словам Н.А. Ковешниковой, «самой природой дизайнерской деятельности, поскольку ее основными рабочими категориями являются: авторская концепция, образ, функция, морфология, форма, эстетическая ценность проектируемого объекта» [5]. Студент-дизайнер, стремящийся стать профессионалом, должен уметь приспосабливать все методики проектирования к собственным целям и замыслам посредством получения качественного художественного образования. Здесь и появляется необходимость в проектных умениях, теоретических знаниях и практических навыках, поскольку именно они формируют основную «библиотеку» студента, формируют художественный и эстетический вкус, влияют на развитие профессионального потенциала.
Художественно-профессиональная компетенция также может характеризоваться выработкой у будущего дизайнера креативного мышления, умения создавать новое, изобретать, совершать открытия. Несмотря на то, что большинство считает, что новое можно придумать «из пустого места», то есть непроизвольно, не подкрепляя это мыслительными процессами, на наш взгляд, это мнение ошибочно. Дело в том, что проектные умения, формирующие проектную культуру и в целом влияющие на качество проекта, развиваются в сознании студента, создавая некую базу, на основе которой будущий дизайнер и способен «творить», поскольку мыслительный процесс при творчестве так же важен, как при решении задач на логику.
4. Формирование проектной культуры посредством проектных умений студента-дизайнера происходит быстрее и эффективнее. Проектная культура - основа художественного образования, влияющая в целом на становление профессионала и личности. Педагог, участвуя в формировании такой культуры в рамках профессиональной подготовки, первоначально должен определить оптимальные педагогические условия, что является довольно проблематичным. Однако с проектными умениями этот процесс облегчается и для педагога, и для обучающегося, поскольку и первый, и второй уже ориентируются на индивидуализацию образовательного процесса в системе профессиональной подготовки и определяют такие условия в рамках художественной деятельности.
Таким образом, мы подтверждаем актуальность исследования комплекса проектных умений студентов-дизайнеров в рамках их профессиональной подготовки в вузе, поскольку такие умения оказывают влияние на все сферы творческой и, следовательно, профессиональной жизни будущего дизайнера. Развитие проектно-исследовательского потенциала приведет не только к профессионализации любой деятельности дизайнера, но и к повышению качества образовательных услуг в сфере художественного образования в целом, ведь оно напрямую зависит от уровня профессиональной квалификации выпускников, освоивших программу профессиональной подготовки.
Помимо этого, проектирование как вид деятельности способно организовать не только профессиональную среду человека, но и творческую, социокультурную, и даже бытовую. Проектные умения, в свою очередь, формируют творческий и общехудожественный потенциал студента-дизайнера, тем самым позволяя ему самому выбирать направление его работы в дальнейшем, определиться с видом дизайна, с которым он хочет и умеет работать, а также повлиять на его творческие способности и самореализацию посредством них. Кроме того, они позволяют достичь самосовершенствования в процессе самостоятельной работы над проектом, утвердиться в каком-либо виде деятельности, провести самоанализ и сгенерировать систему ценностей разного уровня.
Выводы. В ходе настоящего исследования была выявлена специфика проектных умений как части программы профессиональной подготовки будущего дизайнера. Так, нами было определено, что основными специфическими признаками проектных умений являются, помимо уже известных (общеприменительности в разных видах образовательной деятельности, интеллектуальности и вариативной адекватности способов достижения цели) влияние на творческую самостоятельность студента, развитие его проектного мышления, формирование художественно-профессиональной компетенции, а также проектной культуры. Все это
подтверждает актуальность и целесообразность настоящего исследования, а также значимость его результатов в области разработок педагогических методик дизайн-образования, организации учебного процесса, сферы восприятия современной концепции дизайна как особой области высшего художественного образования в рамках профессиональной подготовки специалистов.
Литература:
1. Артемьева Ю.Ю. Формирование профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна: монография / Ю.Ю. Артемьева. - Нижний Новгород, 2008.
2. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О.В. Брыкова. - М.; Чистые пруды, 2006. - 32 с.
3. Даськова Ю.В. Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. Анализ содержания учебной дисциплины «Основы производственного мастерства» / Ю.В. Даськова // ПНиО. - 2014. - №2 (8).
4. Каукина О.В. Методологический аспект формирования проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки / О.В. Каукина // Вестник ВУиТ. - 2015. - №4 (19).
5. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: учебник / Н.А. Ковешникова. - М.: Омега-Л, 2008. - 224 с.
6. Макарова Д.В. Развитие проектных умений учащихся: Дис. ... канд. пед. наук / Д.В. Макарова. -С.-Пб., 2005. - 218 с.
7. Мельникова Н.П. Особенности формирования проектного мышления студентов в процессе современного дизайн-образования / Н.П. Мельникова // Царскосельские чтения. - 2013. - № XVII.
8. Тигров С.В. Личностно ориентированные задания в процессе формирования проектных умений студентов вуза: Дис. ... канд. пед. наук / С.В. Тигров. - Липецк, 2004. - 201 с.
9. Чембаров Е.А. Формирование проектных умений студентов-дизайнеров в вузе / Е.А. Чембаров // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 8.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Кислякова Ольга Петровна
Филиал «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель кафедры математики и естественнонаучных дисциплин Снежкина Лилия Павловна
Филиал «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)
О КЛАССИФИКАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ
Аннотация. В статье представлена разработанная классификация учебных задач по физике с раскрытием указанных признаков: по характеру требований, по содержанию, по способу задания и решения, по целевому назначению. Подробно рассмотрен каждый из этих классов. Даются рекомендации из практики обучения физике.
Ключевые слова: задачи по физике, классификация, учебный процесс, анализ учебных задач по физике, мыслительная деятельность обучающихся, развитие творческого мышления обучающихся, самостоятельная работа.
Annоtation. The article presents the developed classification of educational problems in physics with the disclosure of these characteristics: by the nature of the requirements, by the content, by the method of assignment and solution, by purpose. Each of these classes is considered in detail. Recommendations from the practice of teaching physics are given.
Keywords: problems in physics, classification, the educational process, analysis of educational problems in physics, the mental activity of students, the development of creative thinking of students, independent work.
Введение. Энрико Ферми высказал замечательную мысль: «Человек знает физику, если он умеет решать задачи». Каждый из педагогов-физиков с этим согласится.
Нами исследовался процесс обучения и воспитания обучающихся при решении различных типов задач по физике. Целью исследования было выяснение их функций, роли и места в системе методов обучения, уровней усвоения учебного материала, развития познавательных способностей и творческих возможностей обучающихся. В ходе исследования были установлены типы учебных задач, не используемых еще в преподавании физики, определены формы их постановки, разработаны методические приемы включения их в учебный процесс, проверена эффективность применения этих типов задач путем проведения педагогического эксперимента. Разработана классификация учебных задач по физике с учетом указанных типов.
Изложение основного материала статьи. Мы предлагаем все учебные задачи по физике классифицировать по следующим признакам: 1) по характеру требований, 2) по содержанию, 3) по способу задания и решения, 4) по целевому назначению. Рассмотрим каждый из этих классов.
1. Задачи, объединенные по виду их структурных моделей или по характеру требований. В методике физики, к сожалению, такая классификация задач до сих пор отсутствует.
В этот класс включаются задачи:
на нахождение искомого (наиболее полно представлены такие задачи во всех сборниках, хорошо знакомы преподавателям и обучающимся и занимают доминирующее положение в учебном процессе);
• на конструирование (пока не вошли в школьные сборники, хотя необходимость их использования в учебном процессе не вызывает сомнений: большая помощь была бы для технических вузов, без решения учебных задач этого типа невозможна подготовка будущих новаторов и рационализаторов производства);
• на доказательство (в настоящее время уже определены их основные виды, разработана структура постановки; опыт использования таких задач показывает, что они позволяют целенаправленно обучать построению логически правильных ответов, приемам доказательства и обоснования справедливости теоретических положений курса физики и своих выводов и суждений). В связи с усилением внимания к