- выполненных курсантами рефератов,
- разработанных и представленных презентаций,
- выполненных проектов,
- НИРС и др.
Применение технологии критериального оценивания в процессе обучения курсантов иностранному языку позволило существенно повысить мотивацию курсантов и их стремление выполнить задания более качественно.
Выводы. Реализация такого подхода к повышению эффективности технологий педагогической диагностики позволяет:
- повысить познавательную и творческую активность курсантов;
- дифференцировать процесс обучения иностранному языку;
- формировать индивидуальную образовательную траекторию курсанта;
- способствовать пересмотру курсантом самооценки интеллектуальных способностей и результатов своей учебной деятельности;
- преподавателю контролировать и корректировать ход учебного процесса;
- повысить гибкость критериев и показателей для последующего определения вида учебной деятельности и организации процесса обучения иностранному языку курсантов военных вузов.
Изложенный подход не ставит своей целью кардинально изменить технологии педагогической диагностики. Его основная цель - поиск механизмов управления качеством иноязычной подготовки [1]. В настоящий момент технология критериального оценивания учебных достижений курсантов представляет собой реальную возможность разработки нового инструментария оценивания, при применении которого результат обучения иностранному языку возможно проконтролировать, измерить уровень учебных достижений по иностранному языку.
Литература:
1. Безукладников К.Э., Крузе Б.А., Вахрушева О.В. Обучение иностранному языку курсантов военного вуза в условиях самоорганизации // Язык и культура. 2018. № 41. С. 217-240.
2. Безукладников К.Э., Новоселов М.Н. Формирование лингвострановедческой компетенции полилингвальной и поликультурной личности будущего учителя в профессионально ориентированном иноязычном пространстве // Педагогическое образование и наука. 2012. № 12. С. 39-43.
3. Гордиенко Т.П., Горбунова Н.В., Смирнова О.Ю., Хрулева А.А. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы - Ялта, 2016.
4. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М., 2012. 416 с.
5. Жигалев Б.А., Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Технологии критериального оценивания и рефлексии как способ повышения мотивации при овладении иностранным языком в школе и вузе // Язык и культура. 2017. № 37. С. 153-165.
6. Колегова Е.Д. О планировании результатов обучения в рамках компетентностно ориентированных ООП // Научный диалог. 2014. №2 (26): Педагогика. С. 91-101.
7. Grade descriptors. Interantional Baccalaureate. September 2014. 25 p.
8. Zhigalev В.А., likulina V.A, Bezukladnikov К.Е. Pedagogical Measuring Of Education Quality // Life Science Journal. 2014. T. 11, № 7. P. 356-359.
9. Wang S., Gorbunova N.V., Masalimova A.R., Birovâ J., Sergeeva M.G. Formation of academic mobility of future foreign language teachers by means of media education technologies // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. Т. 14. № 3. С. 959-976.
10. Gorbunova N.V., Sabirova E.G. Pedagogical design of future teachers' personal and professional route // Man in India. 2017. Т. 97. № 14. С. 217-226.
Педагогика
УДК: 378
старший преподаватель кафедры «Дизайн и художественное проектирование интерьера» Даськова Юлия Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» (г. Пенза); доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна
Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)
ПОДГОТОВКА КРЕАТИВНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье раскрывается понятие «творческая самостоятельность» через специфику и особенности профессиональной деятельности дизайнеров, обосновывается особая актуальность формирования творческой самостоятельности при подготовке студентов направления 54.00.01 «Дизайн». Специфика и особенность профессиональной деятельности дизайнера определяется объектами и задачами проектирования и предусматривает интеграцию достижений из различных областей человеческой деятельности. Рассматривая специфику и особенности профессиональной деятельности дизайнеров, а именно процесса проектирования, в статье обосновывается важность формирования творческой самостоятельности у студентов-дизайнеров, определяя как целенаправленную, управляемую самим студентом учебную деятельность, характеризующуюся творческим мышлением, сформированными профессиональными знаниями и умениями, мотивацией к импровизации и комбинированию в процессе проектирования. В структуре творческой самостоятельности выделяются когнитивный, проектировочно-деятельностный, мотивационно-ценностный компоненты.
Ключевые слова: сущность и особенности профессиональной деятельности дизайнера, дизайнерское проектирование, творческая самостоятельность студентов-дизайнеров.
Annotation. Considering the specifics and peculiarities of professional activity of designers, the article justifies the importance of formation of creative independence in students-designers, defines its essence and structure.
Keywords: Essence and peculiarities of professional activity of designer, design, creative independence of student designers.
Введение. Главной задачей профессионального образования современного этапа является подготовка инициативного, творческого, самостоятельного профессионала, умеющего свободно мыслить и ориентироваться в стремительно меняющихся технологиях. Педагогическая деятельность работника высшей школы направлена на формирование именно этих качеств, особенно в условиях оценки вуза по показателям востребованности выпускников. Особую актуальность эта задача приобретает при подготовке специалистов в области дизайнерской деятельности, где востребованы специалисты, обладающие креативным и продуктивным мышлением, гибким подходом к работе, способные к быстрому обучению и изменению траектории профессиональной деятельности.
По нашему мнению, сложившийся запрос общества будет удовлетворен ориентаций процесса обучения на формирование творческой самостоятельности. Необходимость формирования творческой самостоятельности подтверждается реальными требованиями работодателей к кандидатуре на должность дизайнер, где наряду с практическими навыками проектирования, макетирования, компьютерных технологий, наличием знаний по эргономике и инженерного конструирования и ценятся творческие: желания и умения работников их активность, целеустремленность и желание прогрессировать. Попав в условия реального производства, выпускник-дизайнер должен суметь быстро проявить личные и профессиональные качества.
Известно что, часть студентов выпускаются с этими качествами, сформированными благодаря их отношению к обучению, врожденным чувством ответственности, сложившейся в довузовский период художественной подготовкой, воспитанию и культурой семьи. Но, в большинстве случаев, студент чувствует себя не совсем уверенно в новой жесткой профессиональной среде, когда на него возлагаются задачи и выполнить их необходимо в срок, качественно и что немаловажно, наиболее эффективным способом. В реальной ситуации чаще всего таких задач много, и решать их приходится все, и сразу. В этой ситуации не обойтись без необходимости самостоятельно узнать, изучить, освоить, и практикующему дизайнеру приходится самостоятельно отвечать за процесс познания, где необходимо знать, как узнать и тут он может полагаться исключительно на творческую самостоятельность. И сформировать ее важно не в производственных обстоятельствах, в сущности, в стрессовой обстановке, а в период обучения.
Исследователи Гарунов М.Г., Шамсиева А.А., Качалова А.В, Челядинова О.А. и др., определяют творческую самостоятельность как специфичную деятельность, где важно не только увидеть проблему и генерировать множество путей ее решения, но и уметь осуществить выбор и провести проверку. В.В. Дрозина определяет творческую самостоятельность как созидающую творческую деятельность, когда ученик, обученный творчески действовать в одной области деятельности распространяет (как бы экстраполирует) это в другую область деятельности. Творчество и самостоятельность, проявляемые личностью в настоящей деятельности, закладывают основные принципы формирования творческой самостоятельности. Исследователи выделяют значимые признаки творческой самостоятельности: потребность в новейших познаниях, стремление изучить методы их получения; умение критически подойти к результатам собственной деятельности, а также результатам деятельности и точки зрения других людей; умение генерировать несколько возможных решений и делать отбор оптимальных; потребность и способность к импровизации; ориентация на самовыражение. Расширяя понятие «творческая самостоятельность студентов-дизайнеров» с позиций структурного состава (компонентов) необходимо обратить внимание на специфику и особенность дизайнерской деятельности.
Изложение основного материала статьи. Термин "дизайн" может относиться не только к дизайнерской деятельности, но и к процессу ее выполнения. Он может обозначать и метод, и результат деятельности. Объектами современного дизайна могут являться разнообразные изделия, комплексы, системы, окружающей человека предметно-пространственной и информационной среды. Профессиональная дизайнерская деятельность современного периода, направлена не только на формирование эстетической предметно-пространственной среды для жизнедеятельности человека, но и изменение внутреннего мира человека, воспитывая его эстетический вкус. Особенность дизайнерской деятельность состоит в создании проекта. Специфика профессиональной деятельности дизайнера определяется объектами и задачами проектирования и предусматривает интеграцию достижений из различных областей человеческой деятельности. Для успешного проектирования дизайнеру требуется применение большого объема знаний. Причем, одновременно для успешного решения проекта могут быть востребованы одновременно знания из области социологии и культурологии, истории и искусствоведения, техники и инженерного конструирования, технологии и материаловедения, а также других. Дизайнерский проект - продукт деятельности дизайнера, выполненный с помощью графического языка, относится к особому виду проектирования, основное содержание, которого можно выразить следующими позициями.
Во-первых, явно выраженная гуманистическая направленность, что объясняется необходимостью создания продукта человеком и для человека. Характерной чертой объекта проектирования является польза -он всецело направлен на человека, удовлетворение его потребностей. Как известно, пользователем дизайнерской деятельности могут быть все и каждый. Создавая объект проектирования дизайнеру важно существенную часть проектной работы выполнять с позиции потребителя, всецело удовлетворяя его потребности, помочь человеку стать успешнее, счастливее, умнее, жизнерадостнее через облагораживающее воздействие Красоты и Целесообразности. Эта особенность повышает внимание дизайнера не только к вопросам эргономики и безопасности, но и обращаться к социально-культурным вопросам. Что выводит дизайнерскую деятельность на высокий интеллектуальной, инновационно-мыслительный уровень.
Во-вторых, выступая посредником между культурной традицией и современными формами жизни человека, дизайнерское проектирование, вынуждено учитывать современные средовые ценности, предлагать прогрессивные, актуальные качества в проектируемых объектах. В этом смысле объект дизайнерского проектирования определяет стиль и образ жизни. При этом важно предвидеть положительное воздействие на поведение, настроение, эмоции людей. Вместе с тем, продукт проектирования должен отвечать этическим и эстетическим нормам своего времени и культуры.
В-третьих, процесс создания проекта зарождается в виде концептуального мыслительного образа, что требует наличие развитого пространственно-образного мышления. Первичный вид пространственно-образного мышления - это умозрительное воспроизведение будущего объекта с последующим графическим или макетным воплощением. Визуализация концепции осуществляется в процессе ручного эскизирования. Отсюда вытекает четвертое положение. Наличие художественно-творческих способностей.
Художественно-творческие способности дизайнера, являются инструментом визуализации идеи и одновременно заставляют и позволяют дизайнеру думать над формой. Управляя мышлением средствами графического языка, а именно с помощью линий, форм, цвета, колорита, композиции, материала, фактуры, текстуры и декора, дизайнер создает авторскую идею проекта. Профессиональный дизайнер, в полной мере владеет различными графическими формами подачи эскизных разработок и умеет пользоваться ими целесообразно на каждом из этапов проектирования. Графический язык позволяет дизайнеру воплотить идеи, порождаемые воображением дизайнера, в реальный продукт.
Графический язык дизайнерского проекта - возможность выстраивать успешные профессиональные коммуникативные отношения, как с коллегами, так и с заказчиками, погружаясь в атмосферу коллективного сотворчества, создание которой зависит от способности дизайнера учитывать человеческие стереотипы восприятия и непосредственно влиять на их эмоциональную сферу. Что определяет пятую особенность дизайнерского проектирования - учет феноменологии восприятия. Глазычев В.Л. относит проектирование в дизайне к креативному виду деятельности, Так как восприятие тоже является определенным видом потребления, в процессе проектирования происходит создание модели визуальной (или предметно-пространственной) среды и одновременно модели человека-потребителя. Это обусловлено знаково-коммуникативной способностью объектов дизайнерского проектирования, а именно способностью быть носителями информации и передавать утилитарную и эстетическую информацию, в форме «закодированных» художественно-образных символов. Профессиональному дизайнеру важно хорошо ориентироваться в возможностях воздействия информации, осуществляемой за счет художественных образов, знаков и символов.
В-шестых, профессиональное творчество, как способность к прогнозированию и использованию модных технологических и конструктивных тенденций в процессе проектирования, выступает как необходимость его «сочининения». Дизайнерское проектирование, можно считать творческой лабораторией, площадкой для экспериментальных поисков новых формообразующих концепций, где, объект проектирования зарождается в воображении дизайнера и воплощается в виде эскизов. В таких эскизных сочинениях дизайнер думает, продвигаясь от определения функции к форме, а затем возвращаясь от формы к функции разрабатывает конструкции, обеспечивающие применение этой функции.
Итак, профессиональная дизайнерская деятельность представляет сложный многоаспектный механизм самоорганизующейся творческой деятельности. Творческая самостоятельность профессиональной деятельности дизайнера является ее значимой характеристикой, обеспечивая креативность стиля и оригинальность объекта проектирования. Рассматривая деятельность дизайнера как систему проектирования, мы можем выделить следующие основные ее компоненты:
- художественно-проектировочный (обладание творческими методами дизайнеров; умение создавать художественный образ и принятие композиционных решений, выполняя поисковые эскизы; обладание практическими навыками изобразительности и различными способами проектной графики);
- организационно-управленческий предполагает организацию и управление работой, осуществление контроля за процессом выполнения в соответствии с авторским;
- информационно-технологический - запас и использование знаний художественно-промышленного производства и инженерного конструирования; технологий изготовления и принципов художественно-технического проектирования, макетирования и компьютерных технологий, методов антропометрии и эргономики. Таким образом, дизайнерская деятельность представляется в виде, взаимосвязанных компонентов, нацеленных на выявление оптимальных путей выполнения проекта. Каждый компонент имеет свою задачу, реализация которой возможна определенными методами. Перечисленные особенности профессиональной деятельности дизайнера, связанные с творческим процессом проектирования, нашли отражение в компетенциях выпускника-дизайнера образовательного стандарта нового поколения, среди них: владение культурой выработки цели и выбора путей ее реализации; умение организовать и управлять реализацией проектного решения в нестандартных условиях; способность взять ответственность; устремление на саморазвитие; обладание мотивацией и стремлением к оригинальности; способность анализировать и вырабатывать варианты подходов к выполнению дизайн-проекта; способность разработать идею, основанную на концептуальном, творческом подходе и др.
Выводы. Основываясь на выявленных особенностях профессиональной деятельности дизайнера, а именно процесса проектирования и анализе научных источников, близких нашей проблеме, определяем творческую самостоятельность студентов-дизайнеров как целенаправленную, управляемую самим студентом учебную деятельность. Важной характеристикой такой деятельности необходимо принять наличие творческого мышления, сформированных профессиональных знаний и умений, мотивации к импровизации и комбинированию в процессе проектирования. В связи с этим, структуре творческой самостоятельности мы выделяем следующие компоненты:
1. Когнитивный, т.е. целостная система знаний о науке дизайна, способов и методов дизайнерской деятельности, знания и владения эвристическими методами генерирования новых идей.
2. Проектировочно-деятельностный, т.е. умение организовать проектную деятельность от предпроектного анализа до его реализации; умение предложить оригинальные, прогрессивные технологии разработки и презентации.
3. Мотивационно-ценностный, т.е. устойчивое стремление и мотивация к творчеству, что проявляется в комбинировании и импровизировании; нацеленность на создание прорывных идей. Таким образом, структура творческой самостоятельности студентов-дизайнеров выступает как система взаимосвязанных компонентов, основанная на общекультурных и профессиональных знаниях, умениях и навыках, имеющих творчески-мотивированную направленность и обеспечивает качество подготовки будущих дизайнеров в вузе.
Литература:
1. Гарунов М.Г. Развитие творческой самостоятельности специалиста. / Высшее образование в России. - 1998. - N04. - С. 83-86
2. Глазычев В.Л. Дизайн как он есть - М.: Европа, 2006. - 32 с.
3. Даськова Ю.В. Творческая самостоятельность студентов-дизайнеров: сущность иструктура [Текст] / "Научное обозрение: гуманитарные исследования" - 2016. - № 12, с. 98-102
4. Дрозина В.В. Теория и практика формирования и развития творческой самостоятельной деятельности учащихся общеобразовательной школы автореферат дис. ... канд. пед. наук, 13.00.08 / Дрозина В.В. - Челябинск, 2000. - 37 с.
5. Шамсиева А.А. автореферат, Формирование творческой самостоятельности студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковых вузахавтореферат дис. ... канд. пед. наук, 13.00.08 / Шамсиева А.А. - Казань, 2005. - 22 с.
6. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектировние: учеб. пособие. - М.: Издательство «Архитектура-С», 2004 - 160 с.
7. Челядинова О.А. Формирование творческой самостоятельности студентов в культуросообразной среде педагогического вуза: автореферат диссер. канд. пед. наук. - 13.00.08 - Шуя, 2012 - 24 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (квалификация (степень) «академический бакалавр», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «11» августа 2016 г. №_1004.
Педагогика
УДК 378.2
старший преподаватель кафедры лингвистики Дахунова Фатима Каплановна
Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия (г. Черкесск)
ИЗУЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ ЛАТИНСКОГО, АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ
Аннотация. Статья посвящена изучению фразеологических единиц в современной лингвистике латинского, английского и русского языков. Фразеологическая единица определяется как сочетание слов, отличающихся постоянным единством и семантическим своеобразием. Ее признаками являются: смысловая целостность, то есть единство, развивающееся вследствие ослабления слов, входящих в ее состав; устойчивость сочетания слов, представляющее собой воспроизведение ее в готовом виде.
Ключевые слова: семантическое своеобразие, фразеологические единицы, лингвистика, латинский, английский и русский языки.
Annotation. The article is devoted to the study of phraseological units in modern linguistics of Latin, English and Russian languages. Phraseological unit is defined as a combination of words characterized by constant unity and semantic originality. Its signs are: semantic integrity, that is, unity that develops as a result of the weakening of the words that make up its composition; the stability of a combination of words, which is a reproduction of it in a finished form.
Keywords: semantic originality, phraseological units, linguistics, Latin, English and Russian languages.
Введение. Актуальность избранной темы определяется тем, что за последнее время возрастает значимость изучения языков в нынешнем мире. В связи с этим возрастает необходимость современного человека во всестороннем и полноценном изучении иностранного языка, которое невозможно не только без базовых знаний грамматических правил, различных слов, терминов, словосочетаний и способности применять их в речи, но и без умения использования и понимания различных фразеологических оборотов.
В методике преподавания языков вопрос формирования лингвистического чутья студентов является одним из главных. Даваемое количество информации многим студентам трудно усвоить. А исследование слов при помощи этимологии дает им возможность понять смысл слова при помощи рассмотрения его строения. Оно также помогает осознать его семантические связи с остальными словарными единицами современного языка.
Цель статьи: обосновать надобность применения фразеологических единиц латинского, английского и русского языков.
Из этого вытекают следующие задачи:
- раскрыть содержание понятия «фразеологическая единица»;
- освоить и обобщить методические приемы, которые способствуют более глубокому и осознанному изучению фразеологических единиц латинского, английского и русского языков.
Изложение основного материала статьи. Фразеологические единицы латинского происхождения в современном английском и русском языках, представляющие собой выражения, несущие переносное значение, обрели его не сразу. Вначале они имели прямой смысл, а только позднее стали употребляться в переносном значении:
Scientia potential estЗнание сила
Vita brevis, ars longaЖизнь коротка, искусство вечно
Volens-nolensВолей неволей
Немало выражений латинского происхождения, ставших фразеологическими оборотами в современном английском и русском языках, употреблялись в религиозных текстах или при совершении священных обрядов в прямом смысле [4, с. 81].
Некоторые фразеологические единицы латинского происхождения связаны с поверьями.
Переводы ряда фразеологических единиц латинского происхождения:
Historia est magista уНиИстория - учительница жизни
Dum spiro, speronoKa дышу - надеюсь
Per aspera ad astraЧерез тернии к звездам
Английское выражение a crooked sixpence возникло от следующего распространенного в Англии суеверия: считалось, что погнутый шестипенсовик приносит счастье его владельцу. Позднее этот оборот приобрел значение «талисман», «предмет, приносящий его хозяину счастье». Выражение a black sheep («паршивая овца») означает сейчас «позор в семье». Оно восходит к старинному поверью, согласно которому