ром, который может, с определенной вероятностью, обеспечить достижение ими (человеком и миром) желаемого будущего» [7].
Обратим внимание на другую группу проектных умений. Дизайнер-проектировщик, ко всему прочему, выступает еще и в роли менеджера проектируемого объекта, будучи связующим звеном между всеми субъектами проекта, он обладает стратегическим мышлением и пониманием маркетинга продукта. Именно этому должны обучаться будущие специалисты в этой области. Их проектные умения должны развиваться на стыке всех связанных с этим делом наук, что, несомненно, должно быть включено в образовательную программу. Проектные умения в этом случае связаны с принятием решений, ответственности за результаты проекта. Кроме того, сюда можно включить и проектирование «судьбы» объекта, которая зависит от знаний и умений дизайнера-разработчика; творческие способности в области решения задач; постоянное ориентирование на потребителя. Таким образом, дизайнер-проектировщик выполняет множество функций, казалось бы, совершенно не свойственных «обычному», «рядовому» дизайнеру в классическом его понимании.
Говоря о такой многозадачности и многопрофильности, обратимся к высказыванию Ю.А. Симаковой: «Современный мир культуры невероятно сложен и многообразен, что заставляет дизайнера быть буквально "всеядным" и анализировать максимальное количество факторов, влияющих на проектируемый объект прямо и косвенно» [5].
Специфика дизайн-проектирования состоит еще и в том, что дизайнер не может стать проектировщиком точно так же, как и проектировщик не может стать дизайнером без наличия определенных умений и навыков. Дизайнер без проектных умений не сможет создать качественной концепт коммерческого проекта, а проектировщик, в свою очередь, - художественное оформление, соответствующее изобразительно-эстетическим (художественным) принципам и законам. В связи с этим главной педагогической задачей можно считать систематизацию методов, способов предоставления знаний в области и дизайна, и проектирования. Так, получая знания из обеих областей, будущий дизайнер-проектировщик расширяет кругозор, обретая необходимые навыки для эффективного воплощения идей в материальном (или нематериальном) виде - в виде коммерческих проектов. Таким образом, проектные умения в процессе подготовки будущих дизайнеров-проектировщиков - это целостная система умений в области проектирования, основная цель которой состоит в формировании творческо-техно-логической и маркетинговой деятельности. Их специфику можно охарактеризовать несколькими основными заключениями, сделанными в ходе настоящего исследования: адаптивность применения таких умений в различных видах как дизайнерской, так и проектировочной учебно-познавательной и трудовой деятельности.
Проектные умения формируют культуру проектной деятельности, которая, в свою очередь, является значительной частью профессиональной культуры -основы профессиональной компетентности специалиста. Это лишь подтверждает острую необходимость в их освоении будущими дизайнерами-проектировщиками, желающими развиваться в этой области. Для этого педагогом должны быть определены основные виды образовательной деятельности, которые будут задействованы в процессе профессиональной подготовки. К ним можно отнести
Библиографический список
следующие: мыслительно-деятельностные, заключающиеся в генерировании, формулировке и выдвижении идеи проекта; целеполагании и определении задач, необходимых для реализации проекта; выдвижении основополагающей гипотезы; обоснованном выборе способа или метода, пути в проектной деятельности; планировании проектной деятельности, а после воплощения и представления результатов проекта - самоанализа и рефлексии; презентационные, состоящие из построения устного доклада о проделанной работе; выбора форм визуального или мультимедийного представления результатов проектной деятельности; подготовки технической документации проекта (пояснительной записки, электронной презентации или аннотации к проекту); построения презентационной речи, резюмирующей результаты проделанной работы, а также аналитических отчетов, связанных с маркетинговой реализацией проекта; коммуникативные, которые предусматривают активное слушание и понимание других субъектов процесса проектной деятельности; изложение идей, мыслей и предложений грамотно и понятно; умение приходить к компромиссу во время споров и недопониманий в группе; эффективное и плодотворное непрерывное взаимодействие внутри группы для обеспечения максимальной взаимовыгоды; поисковые, включающие наличие поисково-навигационных навыков во всевозможных источниках, в том числе в каталогах, СМИ, открытых и закрытых базах данных, периодических и непериодических печатных и электронных изданиях; навыков в проведении контекстного поиска при помощи глобальной сети Интернет и гипертексте; навыков в области лаконичного и точного формулирования ключевых слов, необходимых для эффективного поиска; информационные, в основе которых лежат такие умения и навыки, как структурирование и систематизация информации, приведение ее в общедоступный и общепонятный вид, облегчающий взаимодействие с ней; вычленение ключевых аспектов в большом объеме каких-либо проектировочных сведений; прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; и, наконец, проведение инструментального эксперимента, который обязательно должен присутствовать на всех этапах дизайн-проектирования, поскольку является основополагающим и организационно-управленческим умением, необходимым студенту-дизайнеру [1, 6].
Как видно, овладение будущим дизайнером-проектировщиком всеми проектными умениями в процессе профессиональной подготовки зависит не только от его личностных и творческих качеств и профессионального потенциала, но и от правильно выбранной концепции преподавания. Педагог должен учесть все аспекты дизайн-проектирования, тщательно изучить его специфику и сущность и лишь после этого формировать систему профильной подготовки студентов. Конечно, немаловажным фактором является и профессионализм педагога в преподаваемой области.
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что большое значение в процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров-проектировщиков имеет педагогическая компетентность и знание основ проектной деятельности. Нужно учитывать многозадачность и многопрофильность специалистов в этой области и в соответствии с этим выстраивать эффективную систему профессиональной подготовки. Студент же, в свою очередь, также должен быть осведомлен о специфике выбранной профессии, учитывать ее и ориентироваться на овладение проектными умениями.
1. Коробий Е.Б. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности в ходе художественного проектирования. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014; № 6/1: 213 - 217.
2. Кучерова А.В. Формирование проектно-художественных способностей студентов педагогического колледжа на занятиях по основам дизайна. ОНВ. 2009; № 2 (76).
3. Майдибор О.Н. Дизайн-проектирование в условиях подготовки бакалавров. Символ науки. 2016; № 11-2.
4. Овчинникова РЮ. Дизайн-проектирование: теоретические основания и специфика. Омский научный вестник. 2012; № 1-105: 267 - 270.
5. Симакова Ю.А. Дизайн-проектирование как герменевтическая практика. Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2017; № 4 (35).
6. Тигров С.В. Личностно ориентированные задания в процессе формирования проектных умений студентов вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Липецк, 2004.
7. Шендрик И.Г. Проектирование в дизайн-образовании. Человек. Спорт. Медицина. 2005; № 15 (55). References
1. Korobij E.B. Teoreticheskie osnovy formirovaniya professional'noj kompetentnosti v hode hudozhestvennogo proektirovaniya. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2014; № 6/1: 213 - 217.
2. Kucherova A.V. Formirovanie proektno-hudozhestvennyh sposobnostej studentov pedagogicheskogo kolledzha na zanyatiyah po osnovam dizajna. ONV. 2009; № 2 (76).
3. Majdibor O.N. Dizajn-proektirovanie v usloviyah podgotovki bakalavrov. Simvolnauki. 2016; № 11-2.
4. Ovchinnikova R.Yu. Dizajn-proektirovanie: teoreticheskie osnovaniya i specifika. Omskij nauchnyj vestnik. 2012; № 1-105: 267 - 270.
5. Simakova Yu.A. Dizajn-proektirovanie kak germenevticheskaya praktika. Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN. 2017; № 4 (35).
6. Tigrov S.V. Lichnostno orientirovannyezadaniya vprocesse formirovaniya proektnyh umenijstudentov vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Lipeck, 2004.
7. Shendrik I.G. Proektirovanie v dizajn-obrazovanii. Chelovek. Sport. Medicina. 2005; № 15 (55).
Статья поступила в редакцию 29.02.20
УДК 371
Maksimenko A.Ye., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Academy of the Humanities and Pedagogics, Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]
CONTENTS AND STRUCTURE OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE DESIGNERS FOR THE FORMATION OF PROJECT-RELATED AND RESEARCH CULTURE. The article discusses the main provisions of the professional training of design students in the direction of developing a design and research culture. Its contents, basic structural elements are described, their specific characteristics are highlighted. The basic knowledge, skills and abilities of the teacher in
working with design students in this direction of training are determined. At the end of the article, a conclusion is drawn on the importance of developing a project and research culture in the formation of both professional competence (professionalism), and a personal value basis, and design skills, and creative self-realization, which is especially important for the development of the professional potential of design students. The formation of the project and research culture of future designers consists not only of providing the teacher with knowledge about thebasics of design, but also in the student's performance of regular practical and creative tasks.
Key words: contents and structure of vocational training, formation of project and research culture, projecting, project-related activity.
А.Е. Максименко, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматриваются основные положения профессиональной подготовки студентов-дизайнеров в направлении формирования проектно-иссле-довательской культуры. Описывается ее содержание, основные структурные элементы, выделяются их специфические характеристики. Определяются базовые знания, навыки и умения педагога в работе со студентами-дизайнерами в этом направлении подготовки. В завершении статьи делается вывод о важности становления проектно-исследовательской культуры в формировании и профессиональной компетентности (профессионализма), и личностного ценностного базиса, и проектных умений, и творческой самореализации, что особенно важно для развития профессионального потенциала студентов-дизайнеров. Содержание и структура профессиональной подготовки к формированию проектно-исследовательской культуры будущих дизайнеров состоит не только в предоставлении педагогом знаний об основах проектирования, но и в выполнении студентом регулярных практических и творческих заданий.
Ключевые слова: содержание и структура профессиональной подготовки, формирование проектно-исследовательской культуры, дизайн, проектная деятельность.
Любая система высшего профессионального образования с течением времени и с усиливающимся процессом «иррадиирования» технического прогресса во все сферы жизни общества выдвигает определенные требования, представляемые всем субъектам образовательного процесса. Это касается и нуждающегося в развитии и совершенствовании образования в сфере дизайна, поскольку рынок труда в этой области рождает больше спроса, чем предложений, ощущается острый дефицит в профессиональных кадрах, необходимых для удовлетворения эстетических потребностей населения. Все новые и новые задачи ставятся перед педагогами с течением развития отрасли, поскольку именно они являются основными двигателями и «направляющими» образовательного процесса. Одной из важнейших можно считать организацию профессиональной подготовки студентов-дизайнеров к дальнейшему формированию проектно-исследователь-ской культуры, а также рассмотрение и изучение дизайна в качестве основного элемента проектно-художественной деятельности. Это связано с тем, что именно навыки и общий уровень проектирования выступают как основной результат всего процесса профессиональной подготовки студента-дизайнера.
Проектирование, особенно с появлением современных цифровых инновационных технологий, играет все большую роль в образовательном процессе. Им занимаются и инженеры, и медики, и издатели, и художники, поскольку оно распространяется на все сферы жизни социума, техническую оснащенность и материальную составляющую, медицину и науку, книгоиздание и просвещение, искусство и его элементы. Проектирование играет важную роль и в педагогике, поскольку позволяет заниматься социально-психологическим моделированием педагогу и функционально-практическим - студенту.
Многие научные деятели, по словам М.А. Трусковой, характеризуют эпоху технического прогресса и сегодняшнюю реальность как «всепоглощающую проектность», что является основой гармоничного взаимодействия человека с природой, социумом и технологической средой. Также она отмечает, что «повышение внимания к проектной деятельности связано и с тем, что этап проектирования более чем на 70% определяет качество и надежность функционирования внедряемых технических, экономических и социальных систем» [6]. Это неудивительно, поскольку процесс проектирования задействует максимальный объем всех накопленных знаний и умений в какой-либо сфере деятельности, будь то бизнес или дизайн. Таким образом, видно, что проектирование как особый вид деятельности нуждается в реализации в рамках профессиональной подготовки будущего специалиста, а сформированная проектно-исследовательская культура - в усвоении и визуализации основного профессионального потенциала дизайнера.
Сам процесс проектирования сегодня - это не новшество, а привычная обыденность, особенно для образовательного процесса в сфере дизайна, поскольку он внедрен в производственную, творческую и социальную культуру. Как известно, именно дизайн охватывает эти области и имеет прямое влияние на них, формирует свою систему воздействия и мотивации, а также является основным средством их развития. И часто дизайнер в этом случае ориентируется на потребителя, погружаясь в коммерциализацию деятельности, уходя от выполнения эстетической функции. В.Ф. Сидоренко в связи с этим делает такой вывод: «В дизайне установка на эстетику нетождества означает принципиальную несводимость точки зрения дизайнера к точке зрения потребителя и наоборот Жизнь только „для другого» есть обезличивание, односторонность, столь же губительная для дизайнера, как и жизнь только «для себя», стремление во что бы то ни стало навязать свою, „истинную» точку зрения потребителю» [5]. Придерживаясь такого принципа в процессе профессиональной подготовки будущего дизайнера,
можно добиться исключительной «станковости» проектных работ, что приведет к абсолютному краху творческой и профессиональной самореализации специалиста, поскольку проект - это одновременно проявление и действительного, и творческого, что особенно актуально для будущих дизайнеров. Поэтому современная система профессиональной подготовки в сфере развития направлений художественно- и инженерно-конструкторских работ, создания их методологической базы нуждается в дополнении положений в рамках формирования проектно-ис-следовательской культуры студента, которое происходит при помощи педагогической компетентности и знания специфики этой культуры всех субъектов образовательного процесса. На наш взгляд, именно знание структуры и специфики проектно-исследовательской культуры позволит правильно и наиболее грамотно построить целостно-сегментированную систему профессиональной подготовки будущих дизайнеров. Для этого необходимо рассмотреть основные положения, составные элементы проектной культуры.
0.И. Генисаретский считает, что проектная культура состоит из ценностно значимых образов проектируемой среды, содержательных творческих концепций, мыслимых, чувствуемых и осязаемых ценностей проектной культуры. Соответственно им выделяются и основные составляющие проектно-исследователь-ской культуры: экологическая, концептуальная и аксиологическая [1, 2, 3]. На наш взгляд, все эти составляющие не только взаимосвязаны и имеют системный характер, но и формируют основу, теоретический фундамент, необходимый для понимания методов и форм, применяемых в процессе профессиональной подготовки будущего дизайнера. В связи с этим и с актуальностью направленного развития проектной культуры в сфере профессиональной подготовки студентов-дизайнеров вышеуказанные составляющие можно считать важнейшим предметом изучения и педагогического исследования педагога высшей школы.
Сущность и содержание профессиональной подготовки в этом случае сводится не только к выполнению педагогом основных задач по ее формированию и выявлению способностей студентов, но и к становлению проектно-исследова-тельской культуры посредством различных методов, которые смогут эффективно повлиять на конструирование личности будущего профессионала. Как известно, проектно-исследовательская деятельность в дизайне считается основным направлением личностно ориентированного образования, что необходимо учитывать при разработке учебного плана и организации учебного процесса. Каждый педагог может самостоятельно выбирать и разрабатывать методы и формы такой организации, однако, на наш взгляд, важно ориентироваться на основные этапы, которые помогут в процессе профессиональной подготовки дизайнера-специалиста к формированию проектно-исследовательской культуры. Рассмотрим эти этапы:
1. Выявление у обучающегося индивидуальных творческих и конструкторских способностей, направленных на проектно-исследовательскую деятельность, зачатков формирования проектно-исследовательской культуры, самоопределенности и самоактуализации в процессе проектирования. Здесь педагогу следует ориентироваться на личность студента, выявление его сильных и слабых сторон. Планомерный анализ посредством оценки и подробного рассмотрения самостоятельных, творческих и практических работ в проектном направлении, а также выполнение конструкторско-художественных функций - основные методы на этом этапе. Профессиональная подготовка студента во многом зависит от его способностей, художественно-эстетического вкуса и культуры, личностного развития и самоопределения. Педагог-художник должен обладать навыками межличностного общения и психологической восприимчивостью для правильной и своевременной аналитической оценки, которая во многом может определить будущую
направленность и способность к формированию проектно-исследовательской культуры в процессе профессиональной подготовки студента-дизайнера.
2. Непосредственное субъективное взаимодействие с проектно-исследо-вательской средой, характеризующееся самостоятельным изучением и выработкой навыков проектной деятельности, профессиональной акцентуацией, вследствие чего - организация процесса профессиональной подготовки и условий для дальнейшего развития проектной культуры. Иначе говоря - создание авторитетного образа профессионала в глазах студента. Этот этап важен с точки зрения, во-первых, концентрации и студента, и педагога на проектной деятельности, а во-вторых, психологической мотивированности обоих субъектов учебного процесса. Дело в том, что студенты художественных направлений подготовки часто обесценивают профессиональную деятельность по специальности, поскольку в обществе постсоветского пространства принято считать, что «художник - не профессия». Конечно, прогрессивно развивающийся мир давно отходит от этой стеоретипизации изобразительной деятельности, однако подсознательно многие студенты придерживаются такой стигмы. В связи с этим педагогу важно выступать в роли успешного и востребованного специалиста в области дизайна (зачастую педагоги этого направления являются практикующими дизайнерами и работают на основе фриланса в свободное от педагогической деятельности время), укоренить в студентах мнение о необходимости и ценности дизайн-образования, сформировать представление о важности проектно-исследовательской деятельности, которая лежит в основе проектной культуры каждого специалиста. Педагог достичь этого может исключительно при помощи самообразования и конструирования собственной системы знаний, навыков и умений в проектировании, а также создания индивидуальной концепции в этой сфере. То есть, обучаясь самостоятельно, самосовершенствуясь и самореализовываясь, преподаватель в глазах студента выступает профессионалом-авторитетом, который подтверждает актуальность профессиональной подготовки дизайнеров и целесообразность формирования проектно-исследовательской культуры.
3. Иррадиирование культурного багажа и выводов относительно проек-тно-исследовательской деятельности в студенческое сообщество для ее актуализации в рамках специализации. Крайне важным является заключительный этап, влияющий на самосознание и самоопределение будущих дизайнеров в социокультурной действительности. Педагог выполняет, таким образом, функцию проводника и наставника, что позволяет создать у студентов систему ценностей и укрепить знания в практической проектной деятельности. Процесс подготовки и первоначальное формирование проектной культуры здесь заканчивается, теперь студенту необходимо углубиться в научное знание фундаментального и прикладного характера, что позволит расширить багаж знаний, приобрести новые навыки и умения, а также сконструировать проектно-исследовательскую культуру индивидуального характера. Обычно этот этап приходится на последний год обучения, когда студент становится выпускником, прошедшим учебную и производственную практику, получившим необходимые навыки.
Поскольку обычно последний год обучения характеризуется неопределенностью и непониманием, неосознанностью перехода в реальный мир, становлением субъекта на рынке труда, педагогу приходится выступать уже не просто в роли авторитета, но и в роли внешнего мотиватора, наставника. Важно суметь правильно определить ценность проектно-исследовательской культуры в будущем, привести весомые доводы относительно применения проектирования в дизайне.
Библиографический список
Можно сказать, что вышеизложенные этапы не просто направлены на взаимоотношения и эффективную межличностную коммуникацию студента-дизайнера с педагогом, но и на дополнение положений существующей системы дизайн-образования. Таким образом, студент в процессе профессиональной подготовки формирует проектно-исследовательскую культуру, которая влияет на творческий, профессиональный, личностный потенциал. Подтверждение этому можно найти в словах О.В. Каукиной и В.П. Наумова, которые в связи с этим высказали следующее: «Процессу формирования проектной культуры объективно присущ педагогический потенциал, поскольку, являясь комплексной деятельностью, параллельно с непосредственным результатом (созданием проекта) она обеспечивает усвоение личностью новых знаний, формирование новых представлений о проектируемом объекте» [4].
Конечно, нельзя сводить весь этот сложный и многогранный процесс лишь к психологической составляющей влияния педагога на студента, необходимо учитывать теоретическую, практическую и творческую направленность профессиональной подготовки со всеми присущими концептуальными элементами: изучение теоретического материала, формирующего основной базис проек-тно-исследовательской культуры; постоянное обновление знаний о средствах и технологиях проектирования посредством цифрологизации основных процессов; непрерывный процесс самообразования; выполнение практических работ по проектированию, направленных на становление творческого начала в контексте проектно-исследовательской культуры; творческая самореализация посредством моделирования и концептуализации проектных единиц; умение публично представлять проекты и т.д. Лишь комплексный подход к образовательному процессу профессиональной подготовки позволит достичь наибольшей эффективности в сфере конструирования и развития проектно-исследо-вательской культуры будущего дизайнера. Этого требует не только учебная программа в области дизайн-образования, но и психологические особенности восприятия студентами информации, формирование у них основ профессиональной культуры, которая в дальнейшем трансформируется в профессионализм.
Процесс обучения неизменно индивидуализируется, о чем говорит постоянный технический прогресс, его все более гуманистическая направленность, особенно это касается проектирования, которое сейчас затрагивает большинство сфер деятельности дизайнера [4].
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что содержание и структура профессиональной подготовки к формированию проектно-исследо-вательской культуры будущих дизайнеров состоит не только в предоставлении педагогом знаний об основах проектирования, но и в выполнении студентом регулярных практических и творческих заданий, основанных на системе, ориентированной на выявление педагогом тех или иных проектно-исследовательских способностей обучающегося. Помимо этого, важно отметить, что становление проектно-исследовательской культуры играет огромную роль в формировании и профессиональной компетентности (профессионализма), и личностного ценностного базиса, и проектных умений, служащих полезным концептуальным фактором, который может применяться не только в профессиональной деятельности, но и в бытовой, социальной сферах, и творческой самореализации, что особенно важно для развития профессионального потенциала студентов-дизайнеров.
1. Белова И.Л. Развитие проектной культуры будущего дизайнера-педагога: монография. Нижний Новгород: ВГИПУ, 2007.
2. Генисаретский О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна. Автореферат диссертации ... кандидата искусств. Москва, 1988.
3. Генисаретский О.И. Проектная культура и концептуализм. Сборник научных трудов ВНИИТЭ. 1987; № 52.
4. Каукина О.В., Наумов В.П. Формирования проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе. ВестникВУиТ. 2013; № 4 (14).
5. Сидоренко В.Ф. Эстетика проектного творчества. Москва, 20о7.
6. Трускова М.А. Формирование проектной культуры будущих педагогов профессионального обучения (дизайн). Педагогическое образование в России. 2012; № 2. References
1. Belova I.L. Razvitieproektnojkul'tury buduschego dizajnera-pedagoga: monografiya. Nizhnij Novgorod: VGIPU, 2007.
2. Genisaretskij O.I. Problemy issledovaniya irazvitiya proektnoj kultury dizajna. Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstv. Moskva, 1988.
3. Genisaretskij O.I. Proektnaya kul'tura i konceptualizm. Sborniknauchnyh trudov VNIIT'E. 1987; № 52.
4. Kaukina O.V., Naumov V.P. Formirovaniya proektnoj kul'tury buduschih dizajnerov v processe professional'noj podgotovki v vuze. Vestnik VUiT. 2013; № 4 (14).
5. Sidorenko V.F. 'Estetika proekinogo tvorchestva. Moskva, 2007.
6. Truskova M.A. Formirovanie proektnoj kul'tury buduschih pedagogov professional'nogo obucheniya (dizajn). Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012; № 2.
Статья поступила в редакцию 03.03.20
УДК 371
Maksudova Sh.A, postgraduate, Dagestan State Teachers' University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Radjabov I.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Teachers' University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF ADDITIONAL ART EDUCATION IN THE PROCESS OF INTRODUCING ARTS AND CRAFTS. The article discusses issues in the field of contemporary art education in the process of introducing decorative and applied art. The authors of the article have particular importance to determining the status of decorative and applied art, which is interpreted by him as art objects made of various materials and techniques in various stylistic and species