Научная статья на тему 'О СПЕЦИФИКЕ И СОДЕРЖАНИИ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДИРИЖЕРОВ'

О СПЕЦИФИКЕ И СОДЕРЖАНИИ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДИРИЖЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
223
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИРИЖИРОВАНИЕ / СТРУКТУРА / СОДЕРЖАНИЕ / ДИРИЖЕРСКАЯ ТЕХНИКА / СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ / CONDUCTING / STRUCTURE / CONTENT / CONDUCTING TECHNIQUE / SPECIFICS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Романова М.А.

Дирижерское искусство играет важную роль в формировании культуры оркестрового исполнительства. Совершенствование дирижерских навыков необходимо для улучшения процесса исполнительской практики в оркестре. Умение дирижировать - важное доминантное звено в исполнительском процессе. Отсутствие целостной научно-педагогической системы, а также необходимость совершенствования концепций музыкального развития и воспитания учащихся высших музыкально-образовательных учреждений через оркестровое дирижирование обусловили необходимость исследования данной проблематики. Таким образом, становится актуальным поиск как педагогических технологий, так и методов, средств обучения и воспитания, позволяющих эффективно осуществлять процесс развития исполнительской культуры дирижеров в вузе. Целью исследования является теоретико-методологическое обоснование развития исполнительской культуры обучающихся дирижеров в вузе, апробация и внедрение результатов исследования. Техника дирижирования является уникальным психофизическим явлением, не имеющим аналогов. В связи с этим необходим целый ряд специфических способностей для овладения дирижерской профессией. Необходимо гибко подходить к формированию качеств дирижерского исполнения, к формированию дирижера-музыканта, дирижера-психолога, дирижера-человека, а также к специфике дирижерского исследования и интерпретации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SPECIFICS AND CONTENT OF THE DEVELOPMENT OF THE PERFORMING CULTURE OF STUDYING CONDUCTORS

The art of conducting plays an important role in shaping the culture of orchestral performance. Improving conducting skills is essential to improving the performing practice process in an orchestra. The ability to conduct is an important dominant link in the performing process. The absence of an integral scientific and pedagogical system, as well as the need to improve the concepts of musical development and education of students of higher musical educational institutions through orchestral conducting, made it necessary to study this problem. Thus, it becomes urgent to search for both pedagogical technologies and methods, means of teaching and upbringing, which make it possible to effectively carry out the process of developing the performing culture of conductors at a university. The aim of the research is the theoretical and methodological substantiation of the development of the performing culture of studying conductors at the university, approbation and implementation of the research results. Conducting technique is a unique psychophysical phenomenon that has no analogues. In this regard, a number of specific abilities are required to master the conducting profession. It is necessary to have a flexible approach to the formation of the qualities of a conductor's performance, to the formation of a conductor-musician, conductor-psychologist, conductor-human, as well as to the specifics of conducting research and interpretation.

Текст научной работы на тему «О СПЕЦИФИКЕ И СОДЕРЖАНИИ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДИРИЖЕРОВ»

Humanity space International almanac VOL. 9, No 3, 2020: 296-300

О специфике и содержании развития исполнительской культуры обучающихся дирижеров

М.А. Романова

Московский государственный институт культуры 141406, Московская обл., Химки, ул. Библиотечная, д. 7 State University of Culture

Bibliotechnaya, str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: conductorcomposermaria@gmail.com

Ключевые слова: дирижирование, структура, содержание, дирижерская техника, специфика обучения.

Key words: conducting, structure, content, conducting technique, specifics of training. Резюме: Дирижерское искусство играет важную роль в формировании культуры оркестрового исполнительства. Совершенствование дирижерских навыков необходимо для улучшения процесса исполнительской практики в оркестре. Умение дирижировать - важное доминантное звено в исполнительском процессе. Отсутствие целостной научно-педагогической системы, а также необходимость совершенствования концепций музыкального развития и воспитания учащихся высших музыкально-образовательных учреждений через оркестровое дирижирование обусловили необходимость исследования данной проблематики. Таким образом, становится актуальным поиск как педагогических технологий, так и методов, средств обучения и воспитания, позволяющих эффективно осуществлять процесс развития исполнительской культуры дирижеров в вузе. Целью исследования является теоретико-методологическое обоснование развития исполнительской культуры обучающихся дирижеров в вузе, апробация и внедрение результатов исследования. Техника дирижирования является уникальным психофизическим явлением, не имеющим аналогов. В связи с этим необходим целый ряд специфических способностей для овладения дирижерской профессией.

Необходимо гибко подходить к формированию качеств дирижерского исполнения, к формированию дирижера-музыканта, дирижера-психолога, дирижера-человека, а также к специфике дирижерского исследования и интерпретации.

Abstract: The art of conducting plays an important role in shaping the culture of orchestral performance. Improving conducting skills is essential to improving the performing practice process in an orchestra. The ability to conduct is an important dominant link in the performing process. The absence of an integral scientific and pedagogical system, as well as the need to improve the concepts of musical development and education of students of higher musical educational institutions through orchestral conducting, made it necessary to study this problem. Thus, it becomes urgent to search for both pedagogical technologies and methods, means of teaching and upbringing, which make it possible to effectively carry out the process of developing the performing culture of conductors at a university. The aim of the research is the theoretical and methodological substantiation of the development of

the performing culture of studying conductors at the university, approbation and implementation of the research results. Conducting technique is a unique psychophysical phenomenon that has no analogues. In this regard, a number of specific abilities are required to master the conducting profession. It is necessary to have a flexible approach to the formation of the qualities of a conductor's performance, to the formation of a conductor-musician, conductor-psychologist, conductor-human, as well as to the specifics of conducting research and interpretation.

[Romanova M.A. On the specifics and content of the development of the performing culture of studying conductors]

«Дирижирование» является многогранной профессией, предполагает совокупность различных знаний и навыков. «Дирижирование» представляет собой целый комплекс деятельностей, в который входят: интерпретационная (аналитическая),исполнительская (эвристическая), управляющая (реализующая), репетиционная (педагогическая) и организационная (планирующая) деятельность (Ержемский, 1988: 8).

По мнению М. Канерштейна, дирижерская техника есть «...комплекс средств и приемов, при помощи которых дирижер воздействует на исполнительский коллектив... » (Канерштейн, 1965: 10).

Дирижерская техника передается посредством жеста. Это уникальное средство общения с коллективом и аудиторией. В целом, жест направлен на раскрытие содержания музыкального произведения, его образной сферы. Посредством совокупности различных навыков дирижер способенвыразить свои образно-музыкальные идеи. Он стремится передать их музыкантам c помощью дирижерского аппарата. Важнейшую роль здесь играет соответствие его музыкальных ощущений с выразительностью жеста. Основная задача дирижера -установить темп и контролировать точность ритма, слаженная ансамблевая игра.

Дирижерская техника может корректироваться задачей воплощения содержания конкретного музыкального произведения посредством целого арсенала дирижерских приемов. «В работе над техникой дирижирования, пишет А.П. Иванов-Радкевич, следует неизменно придерживаться

положения, что движения дирижера обуславливаются смыслом исполняемой музыки; они должны ясно выражать творческие намерения дирижера, побуждая коллектив к выполнению этих намерений. Иначе говоря, они должны быть только самыми необходимыми, непринужденными, выразительными, точными и музыкально- целесообразными.» (Иванов-Радкевич, 1973: 63)

Основной дирижерской техникой является техника опережения звучания. Дирижер как-бы предвосхищает развитие музыки, направляя музыкантов.

В тоже время жест передает эмоциональное наполнение и контролирует слаженность исполнения.

Дирижирование является особым видом музыкального искусства.

Инструментом дирижера является оркестр и хор, или и хор и оркестр одновременно. Таким образом, специфика профессии заключается в том, что инструментом дирижера является коллектив. Дирижеру свойственно ощущать оркестр как единое многообразное целое, принимающее участие в едином музыкальном процессе, где дирижер выполняет роль руководителя, дает начальный посыл-импульс, определяет темп, характер произведения, следит за динамикой, показывает вступления. Поэтому, специфика дирижерской профессии определяется ее полифункциональностью. Дирижер является интерпретатором музыкального произведения. Его задача заключается в том, чтобы как можно точнее понять, раскрыть и передать замысел композитора через язык мимики и жеста, а также пояснений во время репетиционного процесса. Дирижер корректирует звучание во время исполнения. Он одновременно является интерпретатором, режиссером, педагогом и исполнителем.

Для наибольшего взаимодействия и взаимопонимания дирижеру необходимо установить психологический контакт с музыкантами оркестра, а также обладать личностными качествами лидера. «Обучение дирижированию должно вестись в органичном сочетании и взаимодействии всех трех столь различных по существу звеньев учебного процесса: работа в домашних условиях, в классе и в оркестре» (Мусин, 1986: 29). А также прослушивание и анализирование репетиций

профессионольного оркестра или хора. Но главное заключается в том, что инструменталист и в классе и дома играет на инструменте, дирижер же только во время редких встреч с оркестром соприкасается со своим «инструментом ». Во время занятий в классе роль оркестра выполняют пианисты, играющие переложения. Что же касается домашних занятий, то здесь обучающийся дирижирует лишь воображаемым «оркестром».

По мнению М. А. Колесниковой знание теории помогает студенту выявить свою творческую индивидуальность, свой дирижерский индивидуальный почерк. Она развивает и углубляет знания в области истории дирижерского искусства, в вопросах дирижерской техники, которая освещена с разных сторон: эстетической (отношение техники к творчеству); эмпирической (описание приемов дирижирования); методической (анализ способов дирижирования); научно-теоретической (исследование общих закономерностей науки -искусства дирижирования) (Колесникова, 2013: 6).

Профессия дирижера включает в себя множество элементов. Помимо техники дирижирования, это еще и чтение партитур, тренировка слуха, инструментоведение и инструментовка, понимание стиля, темпа и динамики. Будущий дирижер должен четко представлять стоящие перед ним задачи, обладать целым арсеналом необходимых средств и сильной волей для воплощения поставленной художественной задачи. Чем больше опыта у дирижера исполнительской и репетиционной практики, чем больше в его арсенале технических средств, тем больше он будет добиваться осуществления поставленных задач посредством языка жестов. Если же дирижеру не хватает технических средств выразительности, то во время репетиционного процесса, он всегда может прибегнуть к разъяснению творческого замысла посредством общения с музыкантами. Хотя, великолепное владение мануальной техникой вовсе не исключает речевого общения с музыкантами во время репетиции.

Специфика преподавания дирижирования в том, что, как правило, им начинают заниматься музыканты,первоначально освоившие какую-либо другую музыкальную профессию. Одна из важнейших задач при постановке рук это пластика звука

через жест дирижера, отражение того или иного специфического звучания инструмента. Т. о. вырабатывается некий «мышечный слух», т. е. передача звука посредством жеста.

«Дирижерская специальность это особый, специфический вид музыкального исполнительства, хотя и базирующийся на развитых навыках инструментального исполнительства» (Мусин, 1986: 23).

ЛИТЕРАТУРА

Ержемский T. 1988. Психология дирижирования М.: Музыка. 96 с. Иванов-Радкевич А. П. 1973. О воспитении дирижера, М.: Музыка. 78 с. Канерштейн М. 1965. Вопросы дирижирования. М.: Музыка. 257 с. Колесникова Н.А. 2012. Основы теории и методики обучения дирижированию. Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Владимир : Изд-во ВлГУ 351 с. Мусин И.А. 1986. О воспитании дирижера, Л.: Музыка. 247 с.

Получена /Received: 28.08.2020 Принята/Accepted: 03.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.