Научная статья на тему 'Теоретические основы художественной техники дирижера'

Теоретические основы художественной техники дирижера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
865
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕМЕСЛО / ТЕХНИКА / МАСТЕРСТВО / ИСКУССТВО / МАНУАЛЬНОЕ "ИСКУССТВО" ДИРИЖИРОВАНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕХНИКА / ПЛАСТИЧЕСКАЯ ОБРАЗНОСТЬ / HANDICRAFT / TECHNIQUE / MASTERSHIP / MANUAL "ART" OF CONDUCTING / ART TECHNIQUE / PLASTIC IMAGERY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смирнов Борис Фёдорович

Понятия «ремесло», «техника», «мастерство», «искусство» являются базовыми в теории музыкального исполнительства. Затрагивая проблему дирижерской мануальной техники, сразу же подчеркнем ее специфичность: в отличие от техники музыканта-инструменталиста, она дистанционно-эмоционально воздействует на коллектив оркестра. Дирижирование как художественная форма управления оркестровым исполнительством занимает промежуточное положение между инструментально-исполнительской техникой и «свободным» искусством пластического движения. Техническое мастерство художника при определенных условиях является создателем или воссоздателем искусства. Однако понятие «мастерство» в ряде случаев необоснованно отождествляется с понятием «искусство». Мастерство совершенное техническое средство творчества, но не сам художественный результат (цель искусства). Средство не тождественно своей цели. Всё это относится и к дирижерской профессии. Специфика, однако, срабатывает и здесь, поскольку мануальная техника дирижера по существу есть художественная техника, ибо она является носителем пластической образности, соответствующей исполняемой музыке и эмоционально воздействующей на оркестр. Иначе художественную технику дирижера можно называть мануальным «искусством», но в кавычках, так как оно не считается ни видом, ни подвидом «чистого» искусства. Это всего лишь средство достижения художественной, музыкальной цели (правда, средство художественно-пластическое, а не просто техническое). Итак, дирижер реализует себя как художник сначала в мануальной двигательно-образной пластике дирижирования, выражая сущностные черты желаемого звучания музыки, а через нее уже в реальном оркестровом звучании. Мануальное «искусство» дирижирования включает в себя понятия «техническое мастерство» и «пластическая образность». Художественная форма дирижирования есть форма управления художественной стороной оркестрового исполнительства. Мануальное «искусство» (или художественная техника дирижирования) занимает связующее, опосредствующее положение между субъективным художественным замыслом дирижера и объективным реальным звучанием оркестра, что и предопределяет его двойственную сущность. Отсюда сложность познания дирижерской профессии и, в частности, мануальной техникиискусства») дирижирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ISSUES OF THE CONDUCTOR’S ARTISTIC TECHNIQUE

The notions of “handicraft”, “technique”, “craftsmanship” and “workmanship” are basic in theory of musical art performance. When studying the problem of manual technique of a conductor it is necessary to point out its peculiarities: apart from technique of a musician instrumentalist it remote emotionally affects the musicians of an orchestra. Conducting as an artistic form of managing an orchestra occupies an intermediate position between instrumental-performing technique and “free” art of plastic movement. Technical workmanship of an artist under certain circumstances becomes a creator or recreator of art. However, the notion of “workmanship in some cases is unfoundedly identified with the notion of “art”. Workmanship is a perfect technical means of creative activity but not its artistic result (the aim art). Means is not identical with its aim. The same is with conducting. But specific character operates here as well while manual technique of a conductor is in essence art technique as it is the carrier of plastic imagery corresponding to the music performed and emotionally impacting the orchestra. Otherwise the art technique of a conductor can be called manual “art” but in inverted commas as it is considered neither a kind nor a sub-kind of “real” art. It is always only means of reaching artistic and musical aim (rather artistically-plastic means but not simply technical one). Thus a conductor realizes himself as an artist at first in manual motor-imagery plastic of conducting expressing essential features of the desired sounding of music and through it in real sounding of the orchestra. Manual “art of conducting” includes the notions of “technical skills” and “plastic imagery”. Artistic form of conducting is the form of managing the artistic side of orchestral performing art. Manual “art” (or artistic technique of conducting) occupies interlink mediate position between the subjective aim of a conductor and objective real sounding of the orchestra that determines its dual character. That’s why it is very difficult to master the profession of a conductor and manual technique (“art”) of conducting in particular.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы художественной техники дирижера»

УДК 78.02

Б. Ф. Смирнов

доктор искусствоведения, профессор, Челябинский государственный институт культуры Email: [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ ДИРИЖЕРА

Понятия «ремесло», «техника», «мастерство», «искусство» являются базовыми в теории музыкального исполнительства. Затрагивая проблему дирижерской мануальной техники, сразу же подчеркнем ее специфичность: в отличие от техники музыканта-инструменталиста, она дистанционно-эмоционально воздействует на коллектив оркестра. Дирижирование как художественная форма управления оркестровым исполнительством занимает промежуточное положение между инструментально-исполнительской техникой и «свободным» искусством пластического движения.

Техническое мастерство художника при определенных условиях является создателем или воссоздате-лем искусства. Однако понятие «мастерство» в ряде случаев необоснованно отождествляется с понятием «искусство». Мастерство - совершенное техническое средство творчества, но не сам художественный результат (цель искусства). Средство не тождественно своей цели. Всё это относится и к дирижерской профессии. Специфика, однако, срабатывает и здесь, поскольку мануальная техника дирижера по существу есть художественная техника, ибо она является носителем пластической образности, соответствующей исполняемой музыке и эмоционально воздействующей на оркестр. Иначе художественную технику дирижера можно называть мануальным «искусством», но в кавычках, так как оно не считается ни видом, ни подвидом «чистого» искусства. Это всего лишь средство достижения художественной, музыкальной цели (правда, средство художественно-пластическое, а не просто техническое).

Итак, дирижер реализует себя как художник сначала в мануальной двигательно-образной пластике дирижирования, выражая сущностные черты желаемого звучания музыки, а через нее - уже в реальном оркестровом звучании. Мануальное «искусство» дирижирования включает в себя понятия «техническое мастерство» и «пластическая образность». Художественная форма дирижирования есть форма управления художественной стороной оркестрового исполнительства. Мануальное «искусство» (или художественная техника дирижирования) занимает связующее, опосредствующее положение между субъективным художественным замыслом дирижера и объективным реальным звучанием оркестра, что и предопределяет его двойственную сущность. Отсюда сложность познания дирижерской профессии и, в частности, мануальной техники («искусства») дирижирования.

Ключевые слова: ремесло, техника, мастерство, искусство, мануальное «искусство» дирижирования, художественная техника, пластическая образность

Для цитирования: Смирнов, Б. Ф. Теоретические основы художественной техники дирижера / Б. Ф. Смирнов //Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 3 (55). - С. 165-171.

Понятия ремесло, техника, мастерство, искусство являются фундаментальными в теории музыкального исполнительства. Как известно, в основе любого вида искусства лежит ремесло художника. Понятие ремесло весьма многогранно. Если говорить о дирижерской профессии, то ремесло здесь находит выражение в различных видах техники. Затрагивая проблему дирижерской мануальной техники,

следует сразу же подчеркнуть ее специфичность. Очевидно: если техника музыканта-инструменталиста находится в состоянии физического соприкосновения со звуковоспроизводящей механикой инструмента, то дирижерская техника в этом отношении автономна, она дистанционно-эмоционально воздействует на звуковоспроизводящий социальный «организм» - коллектив оркестра (хора). При этом

165

художественная цель и музыканта-инструменталиста, и дирижера одна и та же - интерпретация исполняемой музыки. Дирижирование как художественная форма управления оркестровым исполнительством занимает по сути промежуточное положение между инструментально-исполнительской техникой и «свободным» искусством пластического движения. С одной стороны, дирижирование непосредственно не соприкасается с источником звучания - оркестром, а значит, относительно свободно в своем двигательно-пластическом выражении исполняемой музыки. С другой -свобода дирижирования ограничена рамками своей же основной цели - управлением оркестровым исполнительством.

Совершенная техника любой художественной деятельности определяется понятием мастерство. Мастерство - высший уровень профессиональных навыков и умений. Оно характеризует новое качественное состояние техники, по сути - ее превосходную степень. Здесь, однако, необходимо заметить, что техническое мастерство само по себе еще не гарантирует рождения искусства. Во-первых, оно должно быть нацелено на создание этого искусства. Во-вторых, необходимым условием рождения высокого искусства является талант. Правда, гармоничное соотношение целенаправленного технического мастерства и художественного таланта возможно только в идеале. Характеризуя некоторых лауреатов II Всесоюзного конкурса дирижеров, Л. М. Гинзбург в свое время дал, например, такие любопытные оценки: «Первый [Д. Тюлин] - более завершенный мастер, второй [Ф. Мансуров] -в большей мере яркий артист» [6, с. 38].

Итак, в эстетическом аспекте можно утверждать следующее: техническое мастерство художника при определенных условиях является создателем или воссоздателем искусства. Материальная форма художественного произведения, упрощенно говоря, представляет собой совокупность выразительных элементов, организованных по законам конкретного вида искусства. Функцию такого «организатора»

осуществляет ремесло художника - его профессиональные технические навыки и умения (при соответствующих знаниях и таланте). Но только мастерская техника художника способна точно и гармонично «организовать» формообразующие выразительные элементы (средства искусства) по законам этого искусства и достичь тем самым художественной цели -создать или воспроизвести в совершенстве произведение искусства. Иначе: техническое мастерство есть умение-действие, направленное на оптимальную материализацию формы художественного произведения. Действия художника по соответствующей формоорганиза-ции выразительных элементов направляются его же глубоко продуманным художественным замыслом, т. е. идеальным содержанием потенциального произведения искусства. Другими словами, бытие совершенной формы искусства предопределяется предполагаемым художественным содержанием, а техническое мастерство художника ее материализует. Данный тезис, естественно, в полной мере относится и к дирижерской профессии.

Все эти кажущиеся сегодня очевидными истины еще относительно недавно (2-я половина XX столетия) были предметом острой полемики в искусствоведении. Тем не менее понятие мастерство и сегодня в ряде случаев необоснованно отождествляется с искусством. Проблема не в том, что слово искусство в русском языке традиционно употребляется в двух разных значениях (как 'искусность', 'мастерство', 'умение' и как 'художественное творчество'). Конечно, художественное творчество (искусство) неизбежно включает в себя понятие мастерство, но не всякое техническое мастерство предполагает своей конечной целью искусство (например, в спорте). Но даже если мастерство нацелено на создание или воссоздание искусства - это не тождественные понятия. Мастерство в принципе не может быть искусством, т. е. художественным творчеством. Оно есть совершенное техническое средство творчества, но не сам художественный результат, хотя в исполнительских искус-

166

ствах процесс творчества и художественный продукт совпадают во времени. Последнее обстоятельство приводит порой к терминологической путанице.

В музыковедении, к сожалению, иногда тоже происходит смысловая подмена понятий. Если, например, по поводу названия работы С. Е. Фейнберга «Пианизм как искусство» [10] не возникает никаких вопросов, поскольку здесь очевиден подтекст: «пианистическая техника как мастерство», то в других случаях всё не так однозначно. Так, название книги А. В. Бирмак «О художественной технике пианиста» [1], на наш взгляд, носит элемент двусмысленности. Действительно, можно ли называть технику музыканта-инструменталиста художественной? Это значило бы признать за техникой качества искусства, прежде всего - образность. Но техника и искусство лишь соприкасающиеся, хотя и взаимообусловленные понятия. Средство - техника - даже на уровне мастерства в музыкальном исполнительстве не тождественно своей художественной цели - искусству. Полагаем, более удачное словосочетание применял в своих работах известный немецкий пианист, педагог и исследователь К. А. Мартинсен - «творческая техника». При таком употреблении термина техника творит, но не отождествляется с искусством как результатом творчества.

Экскурс в терминологические лабиринты музыкально-эстетического и музыковедческого порядка потребовался нам для того, чтобы далее утвердить, на первый взгляд, парадоксальный, однако важнейший тезис, непосредственно относящийся к исследуемой проблеме. Он заключается в следующем: в музыкально-исполнительском искусстве уникальное явление - художественная техника - всё же существует, это мануальная техника дирижера (но не техника музыканта-инструменталиста). В художественном творчестве мастерская исполнительская техника всегда и неизбежно стремится к воссозданию искусства. Но какое искусство непосредственно воспроизводит мануальное мастерство дирижера? Ответ вроде бы очевидный - музыкальное. Но музыку в ре-

альном звучании исполняет не дирижер, а оркестр. Музыкальные звуки физически извлекают скрипачи, кларнетисты, тромбонисты и т. д. с помощью специфической инструментально-исполнительской техники (пальцевой, техники смычка, дыхания и пр.). Дирижер же в прямом смысле звук не воспроизводит и в этом состоит главное, принципиальное отличие дирижерской техники от инструментальной. Тогда возникает вопрос: что есть дирижирование?

Мануальное техническое мастерство дирижера (впрочем, как и техника любого вида искусства) может прямо воссоздать лишь то искусство, точнее - признаки искусства (образность), со «строительным» материалом, выразительными средствами которого это мастерство непосредственно соприкасается. В данном случае речь пока может идти лишь о своеобразном мануально-пластическом «искусстве» -его образной технике, передающей формосо-держательную суть исполняемой музыки. Этот вывод вынуждает нас взглянуть на мастерскую технику дирижирования как на носителя некоего аналога пластического искусства, поскольку в ее основе лежит психофизиология выразительных движений, являющихся художественным средством мимико-пластических видов искусств. Мануальное мастерство дирижера соответствующим образом организовывает телесные выразительные средства потенциального пластического искусства, обусловленного исполняемой музыкой, тем самым реально воссоздавая его материальную двига-тельно-пластическую форму. Но раз есть форма некоего «искусства» - образной техники, значит есть и адекватное идеальное художественное содержание, носителем которого эта пластическая форма является. Нечто аналогичное мы наблюдаем в некоторых видах спорта -художественной гимнастике, фигурном катании и танцах на льду, когда спортивная техника приобретает не просто выразительность, а художественную образность. При этом спорт не становится искусством.

Итак, технология выразительных движений и пластическая форма мануального «искусства»

167

в исполнительских действиях дирижера по сути совпадают, так как физиология этих движений и физический (телесный) материал данного «искусства» не просто соприкасаются, а как бы находятся друг в друге. Это обстоятельство и дает основание говорить о художественной технике дирижирования. Здесь объект («искусство») и субъект (художник) сливаются воедино. Дирижер является одновременно и мастером, и материалом пластического «искусства», соответствующего музыкальному. Аналогичный феномен, в отличие от техники и искусства музыканта-инструменталиста, мы можем наблюдать только в мимико-пластических видах искусств - танце, пантомиме, а также бессловесной актерской игре, где физическим материалом искусства является сам человек, его тело (телесный материал), а художественным -телесная пластика (пластический материал). В таких случаях обычно вспоминают крылатую фразу: «Инструмент актера - он сам. Он и скрипач, и скрипка».

Таким образом, первичным и непосредственным продуктом художественной деятельности дирижера является своеобразное «искусство» дирижирования - мануально-образное выражение музыки, звучащей в его сознании, представляющее собой по сути структурно-эмоциональную модель этой музыки. Данный художественный результат, однако, является промежуточным, этапным: цель его достижения оборачивается художественным средством (помимо технических оркестровых средств) воссоздания музыкального искусства. В итоге получается нечто вроде «искусства» в искусстве. Речь идет не просто об искусстве (мастерстве) управления, но об «искусстве» (образности) управления художественной стороной оркестрового исполнительства. Правда, мануальная техника дирижирования может возвышаться до уровня художественной, становясь носителем музыкально-пластической образности, а может и оставаться на уровне ремесла, выполняя функцию управления лишь технической стороной оркестрового исполнительства. Всё зависит от конкретных задач, но главное - от та-

ланта (в том числе пластического) и квалификации дирижера.

Рассматривая данную проблему, мы опираемся на общее положение выдающегося отечественного психолога С. Л. Рубинштейна: «Поскольку конечная цель деятельности достигается в целом ряде действий, результат каждого из этих действий, будучи по отношению к конечной цели средством, является вместе с тем для данного частного действия целью» [7, с. 41]. Действительно, дирижер реализует себя как художник сначала в мануальной двигательно-образной пластике дирижирования, выражая сущностные черты желаемого звучания музыки, а через нее - уже в реальном оркестровом звучании. Сам процесс дирижирования выступает как разновидность художественной -музыкально-пластической - деятельности, а не просто как двигательно-деятельностный акт, направленный на обеспечение лишь исполнительского ансамбля в широком смысле этого слова. Прагматичная цель художественно-пластических движений-действий дирижера -это установление бессловесного творческого взаимодействия между ним и оркестром, предопределяющего управленческое - интерпретационное - начало в дирижерско-оркестровом исполнительстве. Можно сказать и так: мануальное «искусство» дирижирования, включающее в себя понятия техническое мастерство и пластическая образность, есть одна из сторон двуединой художественной деятельности дирижера, обеспечивающая его сотворчество с оркестровым коллективом в процессе совместного музыкального исполнительства.

Целостность мануального «искусства» дирижирования или, если быть более конкрет -ными, его художественной техники предполагает тесную диалектическую взаимосвязь, взаимообусловленность метроритмического, тактирующего, моторного и художественно-образного, выразительного, пластического начал, выражающих формосодержательную сущность исполняемой музыки. Эмоционально-психологическое воздействие на артистов оркестра с целью достижения задуманного

168

дирижером художественного результата возможно лишь через утонченную природу выразительно-образных движений, что предполагает не просто мануально-двигательную, а особую мышечно-пластическую технику. Истинное дирижирование, проявляя основные признаки пластического искусства, обусловленного исполняемой музыкой, имеет безграничные возможности эмоционально-художественного воздействия на оркестрантов именно потому, что это во многом - возможности самого искусства.

Использование нами понятия искусство применительно к дирижированию (помимо «художественной техники») объясняется тем, что профессиональный дирижер мануальными средствами передает оркестрантам прежде всего художественную информацию. Из этого вытекают по крайней мере два принципиальных следствия, уже давно доказанных эстетиками:

- необходимым и неотъемлемым качеством художественной информации является эмоциональность (Л. Н. Коган) [5, с. 35];

- средством выражения художественной информации может быть только художественный образ (Л. Н. Коган) [Там же, с. 47].

И всё же термин мануальное искусство требует специальной существенной оговорки. С одной стороны, дирижирование есть не просто музыкально-исполнительская, но и -по форме - художественно-пластическая деятельность, обусловленная музыкальным мышлением маэстро. С другой - цель достижения этой образной пластики трансформирована в средство - ее истинной функцией является художественное управление оркестровым исполнительством с целью интерпретации реально звучащей музыки. Дирижирование как творческий процесс есть явление, пограничное между управлением и пластическим искусством, -управление через искусство. Сама пограничная область - это не просто «поле» соприкасающихся разнородных явлений, а особая сфера, в которой происходит их взаимопроникновение и взаимодействие друг с другом. Художе-

ственная форма «искусства» дирижирования есть форма управления художественной стороной оркестрового исполнительства. Мануальное «искусство» дирижирования как понятие, разумеется, не есть вид или разновидность «чистого» искусства, именно поэтому мы берем его в кавычки. По существу оно тождественно понятию художественная техника.

Таким образом, можно утверждать, что мануальное «искусство» (художественная техника) дирижирования выступает одновременно как промежуточная цель и художественное средство, как художественная форма и образное содержание, как просто техника и пластическое прикладное «искусство», представляя собой особый художественно-функциональный феномен, тяготеющий порой к прямо противоположным полюсам и полностью подчиненный задаче художественно-технического обслуживания оркестрового музыкального исполнительства. В этом - источник его парадоксов в реальной практике. Мануальное «искусство» или, по-другому, художественная техника дирижирования занимает фактически связующее, опосредствующее положение между субъективным художественным замыслом дирижера и объективным оркестровым звучанием, что и предопределяет его двойственную сущность. Отсюда - особая сложность познания дирижерской профессии и, в частности, мануального «искусства» дирижирования как художественного средства интерпретации музыки в реальном звучании оркестра.

Как известно, первооткрывателем образно-выразительной (по нашей терминологии -художественной) техники дирижирования был крупный теоретик и методист профессор И. А. Мусин. В последние десять-пятнадцать лет по этой проблеме (или близкой к ней) появились работы молодых ученых [2-4; 8; 9]. Изложенные нами выводы являются базовыми для дальнейшего исследования феномена дирижерско-исполнительского искусства, его художественной мануальной техники.

1. Бирмак, А. В. О художественной технике пианиста / А. В. Бирмак. - Москва : Музыка, 1973. - 142 с.

2. Каюков, В. А. Дирижер и дирижирование / В. А. Каюков. - Москва : ДПК Пресс, 2014. - 214 с.

169

3. Каюков, В. А. Феномен артистизма в дирижировании / В. А. Каюков // Обсерватория культуры. - 2011. -№ 6. - С. 51-55.

4. Каюков, В. А. Эволюция дирижирования: формы и типы музыкального управления / В. А. Каюков // Музыкальная академия. - 2013. - № 4. - С. 146-150.

5. Коган, Л. Н. Искусство и мы / Л. Н. Коган. - Москва : Молодая гвардия, 1970. - 270 с.

6. Обсуждаем итоги конкурса дирижеров // Совет. музыка. - 1967. - № 3. - С. 32-42.

7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. - Москва : Педагогика, 1989. -Т. 2. - 325 с.

8. Соболева, Н. А. Художественно-невербальная коммуникация и ее преломление в дирижерском исполнительстве : дис. ... канд. искусствоведения / Н. А. Соболева. - Санкт-Петербург, 2013. - 176 с.

9. Тремзина, О. С. Дирижерский жест как художественный феномен : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / О. С. Тремзина; Саратов. гос. консерватория им. Л. В. Собинова. - Саратов, 2014. - 31 с.

10. Фейнберг, С. Е. Пианизм как искусство / С. Е. Фейнберг. - 2-е изд.- Москва : Музыка, 1969. - 599 с.

Получено 21.06.2018

B. Smirnov

Doctor of Art Criticism, Professor, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: [email protected]

THEORETICAL ISSUES OF THE CONDUCTOR'S ARTISTIC TECHNIQUE

Abstract. The notions of "handicraft", "technique", "craftsmanship" and "workmanship" are basic in theory of musical art performance. When studying the problem of manual technique of a conductor it is necessary to point out its peculiarities: apart from technique of a musician instrumentalist it remote emotionally affects the musicians of an orchestra. Conducting as an artistic form of managing an orchestra occupies an intermediate position between instrumental-performing technique and "free " art of plastic movement.

Technical workmanship of an artist under certain circumstances becomes a creator or recreator of art. However, the notion of "workmanship in some cases is unfoundedly identified with the notion of "art". Workmanship is a perfect technical means of creative activity but not its artistic result (the aim art). Means is not identical with its aim. The same is with conducting. But specific character operates here as well while manual technique of a conductor is in essence art technique as it is the carrier ofplastic imagery corresponding to the music performed and emotionally impacting the orchestra. Otherwise the art technique of a conductor can be called manual "art" but in inverted commas as it is considered neither a kind nor a sub-kind of "real" art. It is always only means of reaching artistic and musical aim (rather artistically-plastic means but not simply technical one).

Thus a conductor realizes himself as an artist at first in manual motor-imagery plastic of conducting expressing essential features of the desired sounding of music and through it in real sounding of the orchestra. Manual "art of conducting" includes the notions of "technical skills" and "plastic imagery". Artistic form of conducting is the form of managing the artistic side of orchestral performing art. Manual "art" (or artistic technique of conducting) occupies interlink mediate position between the subjective aim of a conductor and objective real sounding of the orchestra that determines its dual character. That's why it is very difficult to master the profession of a conductor and manual technique ("art") of conducting in particular.

Keywords: handicraft, technique, mastership, manual "art" of conducting, art technique, plastic imagery

For citing: Smirnov B. 2018. Theoretical issues of the conductor's artistic technique. Culture and Arts Herald. No 3 (55) : 165-171.

170

References

1. Birmak A. 1973. O khudozhestvennoy tekhnike pianista [About the art equipment of the pianist]. Moscow : Muzyka. 142 p. (In Russ.).

2. Kaiukov V. 2014. Dirizher i dirizhirovanie [Conductor and conducting]. Moscow : DPK Press. 214 p. (In Russ.).

3. Kaiukov V. 2011. Phenomenon of artistry in conducting. Observatory of Culture. No 6 : 51-55. (In Russ.).

4. Kaiukov V. 2013. Conducting evolution: forms and types of musical management. Muzykal'naya akademiya [Musical academy]. No 4 : 146-150. (In Russ.).

5. Kogan L. 1970. Iskusstvo i my [Art and we]. Moscow : Molodaya gvardiya. 270 p. (In Russ.).

6. We discuss results of a competition of conductors. Sovetskaya muzyka [Sovietmusic]. 1967. No 3 : 32-42. (In Russ.).

7. Rubinstein S. 1989. Osnovy obshchey psikhologii : v 2 t. T. 2 [Fundamentals of general psychology : in 2 vol. Vol. 2]. Moscow : Pedagogika. 325 p. (In Russ.).

8.Soboleva N. 2013. Khudozhestvenno-neverbal'naya kommunikatsiya i eye prelomlenie v dirizherskom ispolnitel'stve [Art and nonverbal communication and its refraction in conductor's performance]. St. Petersburg. 176 p. (In Russ.).

9. Tremzina O. 2014. Dirizherskiy zhest kak khudozhestvennyy fenomen [Conductor's gesture as art phenomenon]. Saratov. 31 p. (In Russ.).

10.Feinberg S. 1969. Pianizm kak iskusstvo [Pianizm as art]. 2nd ed. Moscow : Muzyka. 599 p. (In Russ.).

Received 21.06.2018

Редакция научного журнала .. «Вестник культуры и искусств» приглашает авторов и читателей

принять участие в подписной кампании II

Подписной индекс журнала в объединенном каталоге «Пресса России» ||

48677 ||

По вопросам подписки и приобретения журнала обращаться: ||

454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе 36а; ц тел./факс: (351) 263-87-73;

e-mail: [email protected] II

URL: http://chgik.ru/sectr_raspr_izdat_prod ||

Волкова Елена Владимировна, II зав. сектором распространения издательской продукции ЧГИК

____________________I

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.