УДК 78:378
Варламов Дмитрий Иванович
доктор искусствоведения, профессор, заведующий
кафедрой истории и теории исполнительского
искусства и музыкальной педагогики
Саратовской государственной консерватории
(академии) имени Л.В. Собинова
varlamov2004@inbox. ru
Лохов Константин Игоревич
соискатель кафедры истории и теории
исполнительского искусства и музыкальной
педагогики Саратовской государственной
консерватории (академии) имени Л.В. Собинова
Varlamov Dvitry Ivanovich
Doctor of Arts, Professor, Head of the Chair
of History and Theory of Performing Arts and
Musical Pedagogics Saratov State Conservatory
(academy) named after L.V. Sobinov
Lohov Konstantin Igorevich
Post-graduate student of the Chair of History
and Theory of Performing Arts and Musical
Pedagogics Saratov State Conservatory
(academy) named after L.V. Sobinov
Влияние дисциплин дирижерского профиля на формирование профессиональных качеств оркестрового музыканта
The influence of conducting subjects on the formation of orchestral musician's professional qualities
Аннотация. В статье обосновывается необходимость научного подхода к проблеме формирования творческой личности оркестрового музыканта, детерминированности его профессиональных качеств, свойств и компетенций с изучаемыми дисциплинами дирижерского профиля. Теоретически и экспериментально доказывается, что содержание этих дисциплин непосредственного влияет на формирование его профессиональных качеств.
Ключевые слова: качества, свойства, компетенции, оркестровый музыкант, дирижерский язык, знания, умения, навыки.
Annotation. The article grounds the importance of scientific approach to the problem offormation of orchestral musician's creative personality and determination of his professional characteristics, qualities and competences by studying conducting
subjects. It is both theoretically and practically proved that their content directly influences musician 's professional qualities
Keywords: qualities, characteristics, competences, orchestral musicians, conductor 's language, knowledge, skills
Модернизация профессионального образования, объявленная Концепцией российского образования в качестве одной из приоритетных педагогических задач, продолжает оставаться актуальной и для современного этапа развития российского общества. Она обуславливается изменяющимися потребностями меняющейся социальной практики и активно развивающимися инновационными технологиями. Как отмечал на ежегодном собрании РАО 2012 года академик Д.И. Фельдштейн, «В связи с обострением проблемы образования в современной ситуации развития общества возникает ряд важных задач, выполнение которых является необходимым условием ее разрешения, в том числе разработка и новых теоретических концепций, и стратегии его организации. Одна из задач — получение четкого представления о реальной действительности, в которой находится современный человек» [1].
Однако в массовой образовательной практике данные задачи, как правило, продолжают решаться традиционными способами. Зачастую процедуры реформирования образовательной среды не согласуются с рекомендациями научно-педагогических исследований, а потребности учебного заведения превалируют над интересами культурной политики, что, в конечном счете, одинаково вредно для результативности системы образования. Подобные негативные тенденции в первую очередь характерны для многоступенчатой структуры музыкального образования, в которой направления и интенсивность развития напрямую связаны с процессами, происходящими в самом искусстве.
Интенсивные преобразования в сфере музыкального языка, усложнение композиций музыкальных произведений и технологии их исполнения обуславливают возрастание требований к профессиональному мастерству оркестрового музыканта, в частности, исполнителя на духовых и ударных, а так же народных инструментах. Однако формирование профессиональных качеств и методики подготовки оркестровых исполнителей в специальных музыкальных учебных заведениях зачастую основываются лишь на сложившихся традициях и во многом базируются на опыте и интуитивных предчуствиях самих исполнителей и педагогов. Многие аспекты образовательной деятельности вообще никогда не становились предметом научных исследований и на практике функционируют спонтанно.
Одной из таких неисследованных сторон процесса обучения оркестрового музыканта является влияние дисциплин дирижерского профиля на формирование его профессиональных качеств. Этой проблеме и посвящена данная статья.
К дисциплинам дирижерского (специального) цикла традиционно относятся такие, как дирижирование, дирижерская практика, инструментовка, чтение оркестровых партитур, методика преподавания дисциплин дирижерского профиля и методика работы с оркестром. Все они входят в
структуру учебного плана профессиональных музыкальных учебных заведений, направленного на подготовку оркестровых дирижеров. Кроме того, часть из них входила до последнего времени в учебные планы подготовки оркестровых музыкантов — исполнителей на духовых и ударных инструментах, а так же на народных инструментах.
В советское время, когда активно работали многочисленные самодеятельные духовые, так же как и народные, оркестры, подразумевалось, что любой профессиональный духовик или народник должен быть готов к тому, чтобы встать за пульт такого оркестра. Естественно, что названные дисциплины занимали важное место в системе формирования профессиональной компетентности музыканта названных специальностей.
В настоящее время ситуация изменилась: профессиональных дирижеров-руководителей оркестров готовят в рамках иной специальности, поэтому в новых учебных планах для музыкальных вузов по специальности 073201 «Искусство концертного исполнительства» дирижирование убрали совсем. По-видимому, подразумевается, что исполнителям на духовых и народных инструментах знаний и умений в области дирижерского искусства в рамках профессиональной компетентности не требуется.
При этом в широкой печати не удалось найти материалов ни одного музыкально-педагогического исследования, доказывавшего обоснованность такого кардинального решения проблемы исполнительской компетентности оркестрового музыканта. Справедливости ради необходимо отметить, что нет исследований, доказывающих и обратное. Допускаем, что, возможно, было какое-либо внутреннее исследование, не получившее широкого распространения. Но и в таком случае понять логику исключения дирижирования из учебных планов оркестровых музыкантов, работающих под управлением дирижеров и подчиняющихся их специфическому языку жестов, не представляется возможным. Не случайно исследователь дирижерского искусства Б.Ф. Смирнов задачу «раскрыть особенности творческого взаимодействия дирижёра и оркестра» в ряду актуальных проблем ставит на одно из первых мест [ 2, с. 12].
Дисциплины дирижерского профиля оказывают существенное влияние на формирование качеств не только дирижера, но и оркестрового музыканта, поскольку многие из этих качеств идентичны для обеих профессий. Такие профессиональные качества, как умение слышать многоплановую фактуру оркестра, разбираться в многообразии тембров и функций инструментов, распределять внимание между множеством объектов и при этом заниматься собственной специфической творческой деятельностью (технологией исполнения партии или мануального воплощения партитуры) одинаково важны как для дирижера, так и для оркестрового музыканта.
Таким образом, руководители системы образования в области искусства, в функции которых входит составление государственных образовательных стандартов и профессиональных компетенций исполнительских специальностей музыкальных вузов и сузов, обострили научную и практическую проблему, требующую решения.
Дискурс «за» и «против» такого решения приводит к следующим выводам. Оркестранты и дирижер, находясь в общей системе коммуникации, должны в равной степени владеть языком друг друга. Невозможно себе представить руководителя оркестра, который не знал бы особенностей звукоизвлечения на том или ином инструменте, оркестровую литературу, а владел бы только дирижерской техникой и имел навыки организации коллектива. При этом оркестровый музыкант ставится именно в такое положение: он либо будет долго осваивать дирижерский язык жестов спонтанно, либо так и останется слепым исполнителем чужой воли.
Ожидая возражения со стороны оппонентов такой точки зрения, можно сказать, что музыка, которая часто признается универсальным языком, действительно служит объединяющим основанием в деятельности оркестранта и дирижера. Но в этом случае смешиваются разные составляющие процесса работы коллектива: эмоциональная и технологическая. Язык музыки основан на передаче эмоций, а язык дирижера включает и технологическую составляющую, без которой невозможно воплощение музыки.
Напомним, что мануальная техника дирижера выполняет одновременно две важнейшие функции: предвосхищения звучания и руководства им. Дирижер в процессе музицирования с оркестром решает множество самых разнообразных задач - от технологических до музыкально-психологических. И от того, насколько адекватно оркестранты понимают передаваемую им информацию, во многом зависит успех и репетиционной работы, и публичного выступления. Конечно, многолетняя практика совершенствования дирижерской техники и современная теория дирижирования выработали достаточно демократичные способы передачи художественной и технологической информации, приемы, порой действительно воспринимаемые без особых усилий и не требующие специальной профессиональной подготовки. Но это только часть арсенала дирижера, за которым скрывается огромный и сложный процесс воплощения высокого искусства.
В настоящее время в педагогической науке и искусствоведении накоплен достаточный багаж знаний, необходимых для проведения специального педагогического исследования по проблеме формирования профессиональных качеств оркестрового музыканта. Так, проблемам компетенции и компетентности, без которых невозможно определить профессиональные качества личности, посвящены исследования А.В. Березняк, С.Б. Елканова, В.И. Журавлева, И.А. Колесниковой, М.А. Лашкул, В.М. Мындыкану, З.В. Румянцевой, Е.Э. Удовик, И.А. Хотенцевой. Значительные достижения в теории музыкальной педагогики и образования отражены в работах Э.Б. Абдуллина, А.С. Базикова, Л.А. Баренбойма, В.И. Горлинского, В.И. Петрушина, И.Э. Рахимбаевой, Е.Р. Сизовой, Л.Е. Слуцкой, Л.Г. Суховой, Г.М. Цыпина, А.П. Щапова. Практический опыт подготовки профессиональных музыкантов обобщен в работах педагогов и исполнителей на духовых и народных инструментах: Т.А. Докшицера, Ф.Р. Липса, В.А. Максимова, В.М. Подаюрова, В.А. Семенова, А.А. Федотова. Теория дирижерского языка жестов
подробно разработана в трудах Г.Л. Ержемского, С.А. Казачкова, И.А. Мусина, К.А. Ольхова, Б.Ф. Смирнова, В.В. Чистякова.
Однако проблема формирования профессиональных качеств оркестровых музыкантов в качестве самостоятельного исследования до сих пор не ставилась. Не изучалась и структура их исполнительской компетентности. Особую значимость проблеме придает специфика дисциплин дирижерского профиля и их влияние на формирование исполнительской компетентности музыкантов.
На основании теоретического анализа научной литературы и наблюдений за практической деятельностью оркестрантов были выявлены необходимые им профессиональные качества оркестрового музыканта. Исходя из особенностей человеческих качеств, представляющих собой имманентные способности личности, были отобраны соответствующие каждому из них свойства, то есть внешние проявления конкретных качеств, а также профессиональные компетенции, заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования.
Таким образом, сформировались пятнадцать блоков профессиональных характеристик оркестрового музыканта, каждый из которых включал совокупность качеств, свойств и компетенций. Однако их детерминированная связь с дисциплинами дирижерского профиля оставалась гипотетической. Для обеспечения репрезентативности выборки было проведено анкетирование специалистов в области оркестрового исполнительства. Результаты обработки материалов позволили разработать таблицу характеристик оркестрового музыканта, в которую вошли взаимообусловленные, необходимые для профессиональной деятельности качества, свойства и компетенции, а также перечень дисциплин дирижерского профиля, влияющих на их формирование.
Проведенное анкетирование специалистов в области оркестрового исполнительства позволило установить закономерность соединения профессиональных характеристик с конкретными дисциплинами. То есть, было установлено, на каких дисциплинах дирижерского профиля происходит формирование необходимых оркестровому музыканту профессиональных качеств, свойств и компетенций, и каких конкретно.
Последующий анализ выявил необходимость объединения некоторых блоков характеристик. Эта процедура была обусловлена тем, что проверка уровня сформированности отдельных качеств представляла значительную сложность в силу, во-первых, узкой их направленности и, во-вторых, теснейшей взаимосвязанности с близкими по значению. Так, разновидности внимания (дифференцированное и концентрированное) в соединении с вниманием, направленным на целостный охват музыкального произведения, образовали единый блок — исполнительское внимание; исполнительское мышление объединило такие качества оркестрового музыканта, как развитое интонационное мышление, развитой опыт музыкально-слуховых представлений, образное мышление и воображение; исполнительская коммуникация — коммуникативность, адекватное понимание языка дирижерского жеста и функций оркестрового музыканта и т. д.
Кроме того, были сформированы критерии оценки тех или иных качеств оркестранта. Они складывались из профессиональных свойств музыкантов. Так, критериями оценки исполнительского внимания стали: а) умение дифференцировать элементы оркестровой фактуры и слышать отдельную партию в общем звучании по вертикали, а также развитие элементов в целостную композицию музыкального произведения по горизонтали, б) навыки в дифференциации оркестровой фактуры и координации партии в общем звучании; критериями оценки коммуникативных качеств оркестрового музыканта — комплекс умений и навыков, в первую очередь таких, как знание основ дирижерской техники и методики работы с оркестром, умение «читать» язык дирижера, творчески взаимодействовать с партнерами по оркестру и др.
Таким образом, исследование позволило сформулировать главный вывод о том, что дисциплины дирижерского профиля являются необходимыми составляющими подготовки будущего оркестрового музыканта: содержание этих дисциплин непосредственного влияет на формирование его профессиональных качеств.
Литература:
1. Фелъдштейн, Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века: Доклад на общем собр. РАО [Электронный ресурс] URL: http://www.smolin.ru/actual/public/pdf/feldchteyn.pdf (дата обращения 30.11.2013).
2. Смирнов, Б.Ф. Дирижёрско-симфоническое искусство: музыкально-эстетические и социально-психологические аспекты: монография. - 2-е изд. -Спб, 2012.
Literature:
1 . Feldstein, D. I. Problems of psychology and pedagogical sciences in an existential situation of the XXI century: The report on the general собр. Russian joint stock company [Electronic resource] URL: http://www.smolin.ru/actual/public/pdf/feldchteyn.pdf (date of the address 30.11.2013).
2 . Smirnov, B. F. Conductor's and symphonic art: musical and esthetic and social and psychological aspects: monograph. - 2nd prod. - SPb. 2012.