Научная статья на тему 'МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод проектов / проект / коммуникативная компетентность / младший школьник / начальная школа. / project method / project / communicative competence / junior pupil / primary school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф.Р. Асадулаева, Х.Э. Абдулшехидова, У.Ш. Магомедханова

В статье рассмотрен метод проектов как средство формирования коммуникативной компетентности младших школьников. Проанализирована сущность понятия «коммуникативная компетентность» младшего школьника, её содержательную основу составляют три компонента: эмоциональный, поведенческий, когнитивный. Выявлены особенности метода проектов, и сделан вывод о том, что он действительно является эффективным способом развития полноценной личности, а также средством формирования коммуникативной компетентности младших школьников. Внеурочные проекты чаще всего направлены на достижение метапредметных и личностных результатов, позволяют реализовать широкий круг развивающих и воспитательных целей и задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT METHOD AS A MEANS OF FORMING THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF YOUNGER SCHOOLERS

The article considers the method of projects as a means of forming the communicative competence of junior schoolchildren. The basics of the concept of “communicative competence” of a junior schoolchild has been analyzed, its content is based on three components: emotional, behavioral, and cognitive. The features of the project method are revealed and the conclusion is made that it is indeed an effective way of developing a full-fledged personality, as well as a means of forming the communicative competence of junior schoolchildren. The most important feature of the school project is the availability of a product of activity, which in primary school should have a material form. Extracurricular projects are most often aimed at achieving meta-subject and personal results, allow to realize a wide range of developmental and educational goals and objectives.

Текст научной работы на тему «МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Библиографический список

1. Теория и методики физического воспитания: учебник для студентов факультетов физической культуры. Под редакцией Б.А. Ашмарина. Москва, 1990.

2. Агибова И.М., Сорокопуд Ю.В., Филимонюк Л.А. Инновационные процессы в образовании. Ставрополь, 2014.

3. Методика обучения и воспитания по профилю «Физическая культура»: курс лекций. Под редакцией М.И. Махриевой. Магас, 2020.

4. Основы методики и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями. Available at: http://www.toccii.ru/studentam/v-pomoshch-studentu/937-osnovy-metodikH-organizatsiya-samostoyatelnykh-zanyatij-fizicheskimi-uprazhneniyami.html

5. Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М., Белоцерковец Н.И. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. Москва, 2017.

6. Абдулгалимов РМ., Абдулгалимова Г.Н., Алибекова З.Н., и др. Современные психолого-педагогические исследования - результаты, проблемы, прогнозы: коллективная монография. Москва, 2017.

References

1. Teoriya i metodiki fizicheskogo vospitaniya: uchebnik dlya studentov fakul'tetov fizicheskoj kul'tury. Pod redakciej B.A. Ashmarina. Moskva, 1990.

2. Agibova I.M., Sorokopud Yu.V., Filimonyuk L.A. Innovacionnye processy v obrazovanii. Stavropol', 2014.

3. Metodika obucheniya i vospitaniya po profilyu "Fizicheskaya kul'tura": kurs lekcij. Pod redakciej M.I. Mahrievoj. Magas, 2020.

4. Osnovy metodiki i organizaciya samostoyatel'nyh zanyatij fizicheskimi uprazhneniyami. Available at: http://www.toccii.ru/studentam/v-pomoshch-studentu/937-osnovy-metodiki-i-organizatsiya-samostoyatelnykh-zanyatij-fizicheskimi-uprazhneniyami.html

5. Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M., Belocerkovec N.I. i dr. Innovacionnye processy v obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

6. Abdulgalimov R.M., Abdulgalimova G.N., Alibekova Z.N., i dr. Sovremennye psihologo-pedagogicheskie issledovaniya - rezul'taty, problemy, prognozy: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

Статья поступила в редакцию 20.10.20

УДК 378

Asadulaeva F.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: Uma-sh@mail.ru

Abdulshehidova Kh.E, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Primary Education Methods, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia)

Magomedkhanova U.Sh, Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Uma-sh@mail.ru

PROJECT METHOD AS A MEANS OF FORMING THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF YOUNGER SCHOOLERS. The article considers the method of projects as a means of forming the communicative competence of junior schoolchildren. The basics of the concept of "communicative competence" of a junior schoolchild has been analyzed, its content is based on three components: emotional, behavioral, and cognitive. The features of the project method are revealed and the conclusion is made that it is indeed an effective way of developing a full-fledged personality, as well as a means of forming the communicative competence of junior schoolchildren. The most important feature of the school project is the availability of a product of activity, which in primary school should have a material form. Extracurricular projects are most often aimed at achieving meta-subject and personal results, allow to realize a wide range of developmental and educational goals and objectives.

Key words: project method, project, communicative competence, junior pupil, primary school.

Ф.Р. Асадулаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: Uma-sh@mail.ru

Х.Э. Абдулшехидова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный

У.Ш. Магомедханова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: Uma-sh@mail.ru

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассмотрен метод проектов как средство формирования коммуникативной компетентности младших школьников. Проанализирована сущность понятия «коммуникативная компетентность» младшего школьника, её содержательную основу составляют три компонента: эмоциональный, поведенческий, когнитивный. Выявлены особенности метода проектов, и сделан вывод о том, что он действительно является эффективным способом развития полноценной личности, а также средством формирования коммуникативной компетентности младших школьников. Внеурочные проекты чаще всего направлены на достижение метапредметных и личностных результатов, позволяют реализовать широкий круг развивающих и воспитательных целей и задач.

Ключевые слова: метод проектов, проект, коммуникативная компетентность, младший школьник, начальная школа.

Коммуникативная компетентность является необходимым условием жизни людей. Проблеме формирования коммуникативной компетентности уделяется внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где подчеркивается, что важное место в содержании образования должны занять коммуникативность, межкультурное взаимопонимание, готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования начальная школа призвана сформировать целостную систему универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Проблеме изучения формирования коммуникативной компетентности посвящены философские труды Е.А. Коняева, Д. Хаймса, А.В. Хуторского, К. Ясперса и др. Они рассматривают коммуникативность как условие постижения человеком окружающей действительности, способствующее становлению его личности в течение всей жизни. Однако вопросы о практических путях формирования коммуникативной компетентности младших школьников посредством метода проекта, на наш взгляд, недостаточно изучены.

Начальная школа - это новый этап в жизни ребенка. Ребенок начинает систематическое и структурированное обучение в образовательном учреждении, у него меняется социальный статус, прибавляются социальные роли, расширяется круг взаимодействия с окружающей действительностью и увеличивается потребность в самовыражении. В данный период ведущая деятельность из игры переходит в учение. Здесь происходит формирование базы учебной деятельности, познавательных интересов, внутренней и внешней мотивации, рефлексии и самосознания ребенка.

Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта является воспитание компетентного выпускника, то есть создание условий для развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Данная цель может быть достигнута тогда, когда у ребенка будет развита любовь к родному языку, высокая речевая культура на основе общей культуры личности и окружающих его людей. В процессе формирования коммуникативной компетентности у младших школьников происходит становление субъективного отношения к другим людям, то есть дети учатся видеть в других такую же личность, как и они сами, также стараются учитывать интересы других.

В постиндустриальном мире встает большая проблема общения младших школьников друг с другом и с учителем. Коммуникативная компетентность предполагает «владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении...» [1]. Вследствие психолого-педагогического исследования коммуникативная компетентность включает в себя следующие компоненты:

• Эмоциональный. Это свойство заключается в чувствительности, отзывчивости, сострадательности и сопереживании.

• Поведенческий. Отражает трудостойкость и стрессоустойчивость ребенка при совместной деятельности, способствует развитию лидерских качеств, формированию инициативности и усидчивости ребенка.

• Когнитивный. Данное свойство помогает решать сложившиеся проблемы в процессе общения, способствует развитию совместной деятельности, умению познать человека и предвидеть дальнейшую ситуацию.

Компетентности младшего школьника базируются на дошкольных, однако они расширяются, углубляются и конкретизируются. С помощью традиционного подхода к образованию будет трудно формировать коммуникативную компетентность младшего школьника, поэтому альтернативой является компетентностный подход, в который обязательно входят коммуникативные навыки.

Обратимся к педагогическому словарю, в котором В.И. Загвязинский справедливо трактует, что компетентностный подход - это «ориентация образования на достижение достаточно высокого уровня знаний, опыта, осведомленности для осуществления деятельности и общения в различных областях и сферах» [2]. А.А. Леонтьев подчеркивал: «Чтобы полноценно общаться, человек должен в принципе располагать целым рядом умений» [3]. Прежде всего, без правильной речи у нас не будет обратной связи, а также желаемого результата мы не достигнем. С помощью языка воспроизводятся формы общения, культуры и всего человеческого бытия. Также любая учебная дисциплина - это язык, которым нужно уметь пользоваться и понимать. Значит, чтобы сформировать самостоятельную, дисциплинированную, отзывчивую, стрессоустойчивую и толерантную личность, необходимо использовать компетентностный подход.

У младших школьников общение сформировывается, как правило, между детьми одного пола и возраста. По мере ослабления связи с родителями ребенок наиболее сильно начинает ощущать потребность в поддержке, сочувствии со стороны приятелей.

Новые современные ключевые компетенции подразумевают, что ученик должен уметь писать, считать, учиться, применять теорию в практической жизни, решать проблемы, находить и интерпретировать информацию, сотрудничать в команде, брать ответственность на себя, пользоваться ИКТ, уметь общаться и слушать на иностранном языке, проявлять предпринимательские умения и адаптироваться в новой непривычной среде. Ключевые компетенции необходимы для эффективного и результативного участия человека в социальной, духовной, политической и экономической сферах. Данные компетенции начинают формироваться на самых ранних этапах жизни человека и с каждым разом усложняются и расширяются содержательно. Ключевые компетенции составляют базу обучения в течение всей последующей жизни и являются необходимыми и важными для всех граждан.

Значительно корректируются и взгляды преподавателя на компетентност-ный подход. Он, как и учебник, перестаёт быть хранилищем объективного знания, которое преподаватель старается передать ученику. Его важнейшим задачей является мотивация учащихся на самостоятельные действия и проявление инициативы. Преподаватель должен создать для учащихся такую деятельность, в которой каждый из учеников мог бы реализовать свои теоретические знания, интересы и способности на практике. Он организует обучающую среду и создаёт возможность для реализации навыков, умственных и других способностей учащихся, их определенных компетенций. И, что не менее важно, преподаватель берет на себя ответственность и прикладывает достаточно много усилий для реализации процессов собственных интересов и желаний.

Для младшего школьного возраста характерна эмоциональность, а также неспособность долго сосредотачивать внимание, меняется его социальная ситуация развития, ребенок адаптируется к новому социальному окружению, появляется новая социальная роль - ученик, возникает потребность в получении навыков общения, умении устанавливать и поддерживать разные формы взаимоотношений.

Метод проектов возник во второй половине XIX века. Местом зарождения проектной деятельности является США. Основоположником метода проекта считается Дж. Дьюи. Одной из важных целей, которую он ставил перед собой, является организация содержательно-важной информации, оснащенной творческим трудом для детей. Ученый предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика для того, чтобы обучение стало значительно эффективнее [4].

Дж. Дьюи считал, что нужно учить тем знаниям, которые являются ценными и необходимыми в реальной жизни. В проектной деятельности обязательным условием благополучной работы является мыслящий обучающийся, у которого есть личный интерес. Проблема, которая стоит перед ребенком, должна быть из настоящей жизни, быть знакомой и важной ему. Учитель является консультантом, направляет своих учеников в правильном направлении. Для решения

поставленной проблемы необходимы знания, которые уже имеются, и знания, которые нужно приобрести.

Метод проектов происходит из области дидактики. Метод проектов всегда подразумевает решение какой-либо проблемы, как теоретической, так и практической. При решении проблемы ученикам необходимо использовать интегрированные знания, умения и навыки из разных сфер жизни. Проектная деятельность направлена на практический результат, в конце проекта обязательно образуется продукт, и это является большим достоинством для школы. Ведь не в каждом дидактическом методе, который используется в образовательных учреждениях, есть конечный результат Значит, можно сделать вывод, что метод проектов является одним из эффективных способов организации познавательной деятельности. Также через проектную деятельность мы достигаем триединую дидактическую цель, в которой содержится образовательный, развивающий и воспитательный аспекты [5].

При использовании метода проекта в образовательных учреждениях решаются значительные дидактические задачи:

• цель урока - не только научить теоретическим законам, алгоритмам и правилам, но и правильному воспроизведению их в реальной жизни;

• учащиеся получают возможность реализовать себя в творческой сфере, они вправе сами выбирать оформление проекта и подходы к нему, показывая свою креативность;

• учащиеся обязаны самостоятельно добывать нужную информацию из учебников и из других ресурсов, но если не удается, то можно попросить помощи у учителя, который является консультантом;

• во время проектной деятельности у учащихся формируется умение взаимодействовать друг с другом, с учителем. Имеют право высказывать свою точку зрения, а также выслушивать других одноклассников по поводу данной проблемы;

• увеличивается ответственность за индивидуальную и коллективную деятельность учащихся в данной работе;

• метод проектов требует конечный результат с практическими доказательствами.

Основные требования к проектной деятельности:

1. Обязательное наличие социально значимой проблемы, которая требует объединения знаний, умений и навыков при ее решении.

2. Выполнение проекта следует начать с планирования действий, направленных на определения конечного продукта с решением встречающихся на пути проблем, а также на защиту проекта. Важнейшей частью создания плана проекта является соответствие срокам; указание этапов и их характеристика; назначение ответственных лиц; обозначить важность предполагаемых результатов.

3. Право выбора на деятельность при выполнении работы (индивидуальная, групповая или парная).

4. Обязательный результат метода проекта - это продукт. По завершении работы проект нужно предоставить руководителю и аудитории для показания наиболее правильного решения проблемы, тем самым презентовать свой полученный результат.

5. Использовать исследовательские методы, которые имеют свою последовательность.

Таким образом, дидактические основы в проектной деятельности подразумевают целостную систему, которая включает в себя совокупность учебно-познавательных приемов, основных компетенций, творческого потенциала и исследовательских методов.

При организации метода проекта важно учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Важно обратить внимание на следующие детали:

- темы подбираются из содержания учебных предметов и близких к ним. Проблема проекта должна быть в зоне ближайшего развития ребенка и в области познавательных интересов для того, чтобы обеспечить мотивацию ребенка к самостоятельной работе;

- длительность целесообразно ограничить 1 - 2 неделями;

- разумно в процесс работы включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с книгами и Интернетом, подготовку значимых продуктов и общественную презентацию.

Наиболее интересными для учеников начальных классов являются те проекты, которые, во-первых, предусматривают использование совокупности разнообразных методов, интегрирование имеющихся знаний, применение сведений из различных областей науки, техники, творчества; во-вторых, имеют социальный характер, включают ученика в процессы осмысления социальной действительности, формируют его самосознание, позволяют приобрести опыт общественной деятельности. При этом особую активность и личную заинтересованность в получении результатов школьники проявляют тогда, когда проблемы выдвигали они сами.

Таким образом, достоинство метода проекта - высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации, приобретение детьми опыта исследовательски-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия. Наи-

более важной особенностью учебного проекта является наличие продукта деятельности, который в начальной школе должен иметь материальную форму. Внеурочные проекты чаще всего направлены на достижение метапредметных

Библиографический список

и личностных результатов, позволяют реализовать широкий круг развивающих и воспитательных целей и задач, в том числе направленных на формирование коммуникативной компетентности младшего школьника.

1. Коммуникативная компетенция. Available at: http://gradeschool.ucoz.ru/MO/marcheva_m.a-kommunikativnaja_kompetencija.doc

2. Педагогический словарь. Available at: https://prirodaimy.ru/data/documents/zagvyazinskiy_v_i_zakirova_a_f_pedago gicheskiy_slovar.pdf

3. Дроздова А.А. Мотивационный компонент в формировании коммуникативных умений в условиях адаптационного периода в Крыму Крымский научный вестник. 2015; № 5: 1 - 9.

4. Мазеина Л.Н. История возникновения и развития метода проектов в работе учителей начальных классов. Вестник ШГПИ. 2014; № 3.

5. Исаева М.А. Метод проектов как средство формирования поисково-исследовательских навыков студентов в процессе обучения математике. Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2020; № 1 (80): 167 - 169.

References

1. Kommunikativnaya kompetenciya. Available at: http://gradeschool.ucoz.ru/MO/marcheva_m.a-kommunikativnaja_kompetencija.doc

2. Pedagogicheskijslovar'. Available at: https://prirodaimy.ru/data/documents/zagvyazinskiy_v_i_zakirova_a_f_pedago gicheskiy_slovar.pdf

3. Drozdova A.A. Motivacionnyj komponent v formirovanii kommunikativnyh umenij v usloviyah adaptacionnogo perioda v Krymu. Krymskij nauchnyj vestnik. 2015; № 5: 1 - 9.

4. Mazeina L.N. Istoriya vozniknoveniya i razvitiya metoda proektov v rabote uchitelej nachal'nyh klassov. VestnikShGPI. 2014; № 3.

5. Isaeva M.A. Metod proektov kak sredstvo formirovaniya poiskovo-issledovatel'skih navykov studentov v processe obucheniya matematike. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. Gorno-Altajsk, 2020; № 1 (80): 167 - 169.

Статья поступила в редакцию 02.11.20

УДК 372.4

Asadulaeva F.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogics and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia)

Kurbanova A.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogics and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia)

Magomedkhanova U.Sh., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Uma-sh@mail.ru

CONTENT, STRUCTURE AND SPECIFICS OF PEDAGOGICAL SUPPORT IN PRIMARY EDUCATION. Based on theoretical and empirical analysis, the article reveals features of pedagogical support in primary education as a special activity that requires the teacher to set the direction and manage the dynamics of child development in the process of pedagogical interaction. The authors conclude that the preparation of teachers for the implementation of pedagogical support is a problem that needs to be solved in the process of teaching students of the pedagogical university. Both in the system of methodical work in school and training of working teachers, and in the training of students, it is necessary to establish work on the organization of teachers mass pedagogical support, general class work of students. In this regard, we are aware of such forms of increasing student activity as increasing interest, motivation, attracting life examples, using computer technologies, using dialogue methods, etc.

Key words: development, pedagogical support, structure of pedagogical support, obstacles and difficulties in learning, diagnostics and monitoring of difficulties.

Ф.Р. Асадулаева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и психологии начального образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала

А.Б. Курбанова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала У.Ш. Магомедханова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: Uma-sh@mail.ru

СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье на основе теоретического и эмпирического анализа раскрываются особенности педагогической поддержки в начальном образовании как особой деятельности, требующей от педагога умения задавать направленность и управлять динамикой развития ребенка в процессе педагогического взаимодействия. Авторы делают вывод о том, что подготовка учителей к реализации педагогической поддержки является проблемой, которую необходимо решить ещё в процессе обучения студентов педагогического вуза. Как в системе методической работы в школе и повышения квалификации работающих учителей, так и в подготовке студентов необходимо наладить работу по организации педагогами массовой педагогической поддержки, общеклассной работы учащихся. В этом плане известны такие формы повышения активности учащихся, как повышение интереса, мотивации, привлечение жизненных примеров, использование компьютерных технологий, использование диалоговых методов и др. Основополагающей здесь является проблема компетентности педагога в организации индивидуальной педагогической поддержки и поведения самого педагога.

Ключевые слова: развитие, педагогическая поддержка, структура педагогической поддержки, препятствия и затруднения в обучении, диагностика и мониторинг затруднений.

Известно, что каждый учащийся в педагогическом процессе может испытывать разного уровня трудности, тревоги, неожиданности, неуверенности, которые требуют внимания, помощи, заботы, признания и одобрения учителя. Такого рода помощь учителя учащимся мы называем педагогической поддержкой. Анализ педагогических исследований в области проблем педагогической поддержки показывает, что тема актуальна, но исследований, непосредственно касающихся препятствий и затруднений у младших школьников, пока сравнительно мало.

Ключевым моментом, механизмом педагогической поддержки многие исследователи (Бондаревская Е.В., Газман О.С., Морозов Е.А., Фролова Г, Якиманская И.С. и др.) считают преодоление препятствий, под которыми понимают «помеху и трудность, задержку и затруднения, преграду и остановку, проблему

и задачу, вопрос и сомнение, негативное состояние, ситуацию проблемности» [1, с. 394]. При этом выделяют три вида препятствий: субъективные, социальные и материальные.

К субъективным можно отнести препятствия, связанные с неполнотой информации, с недостаточностью способов деятельности или с ошибочным использованием имеющихся методов и средств, требующие дополнительных условий и напряжения сил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К объективным (социальным) препятствиям можно отнести поведение учителя, сложившиеся стереотипы, взаимоотношения в группе сверстников, темп работы, сложность учебных заданий и др.

К материальным препятствиям относят нехватку учебных помещений, слабую материальную базу школы, неполноценное питание и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.