Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манаенкова Марина Петровна

В статье рассматриваются гуманистическая природа эмоционального интеллекта вообще и специфика эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в частности. Обращается внимание на то, что формирование эмоционального интеллекта чрезвычайно важно для личностного становления и развития человека, а также для его успешной социализации. На любом из уровней современной образовательной парадигмы нужно делать особый акцент на воспитании эмоциональной сферы обучающихся, проектировать оптимальное для этого образовательное развивающее пространство, но пристальное внимание необходимо уделять формированию эмоционального интеллекта в начальной школе, поскольку именно в этот период происходит на сознательном уровне становление социальных основ всех важнейших видов деятельности. Доказывается необходимость специально организованного психолого-педагогического сопровождения процесса формирования эмоционального интеллекта у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манаенкова Марина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EMOTIONAL INTELLIGENCE FORMATION IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article examines the humanistic nature of emotional intelligence in general and the specifics of the emotional sphere of primary school children in particular. Attention is drawn to the fact that the formation of emotional intelligence is extremely important for the personal formation and development of a person, as well as for his successful socialization. At any level of the modern educational paradigm, special emphasis should be placed on educating the emotional sphere of students, designing an optimal educational developing space for this, but close attention should be paid to the formation of emotional intelligence in elementary school, since it is during this period that the formation of the social foundations of all important activities takes place at a conscious level. The necessity of specially organized psychological and pedagogical support of the process of formation of emotional intelligence in younger schoolchildren is proved.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.31

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Марина Петровна Манаенкова

кандидат филологических наук, доцент mmanaenkova@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются гуманистическая природа эмоционального интеллекта вообще и специфика эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в частности. Обращается внимание на то, что формирование эмоционального интеллекта чрезвычайно важно для личностного становления и развития человека, а также для его успешной социализации. На любом из уровней современной образовательной парадигмы нужно делать особый акцент на воспитании эмоциональной сферы обучающихся, проектировать оптимальное для этого образовательное развивающее пространство, но пристальное внимание необходимо уделять формированию эмоционального интеллекта в начальной школе, поскольку именно в этот период происходит на сознательном уровне становление социальных основ всех важнейших видов деятельности.

Доказывается необходимость специально организованного психолого-педагогического сопровождения процесса формирования эмоционального интеллекта у младших школьников.

Ключевые слова: младшие школьники, эмоциональный интеллект, всестороннее развитие личности, успешная социализация.

В наше стремительное время ученые, занимающиеся исследованием проблем развития личности, специфики социализации человека в современном обществе, уделяют большое внимание психолого-педагогическим особенностям механизмов адаптации и обособления отдельно взятого человека в социуме, его эмоциональной компетентности [1, с. 381].

Доказано, что люди эмоционально развитые, умеющие не только испытывать широкую палитру чувств, но и способные понимать свои и чужие эмоции и эффективно управлять ими, являются довольно успешными в любых видах деятельности [3, с. 93]. Данный факт обусловлен тем, что людям анализируемого типа легче договориться с другими людьми, добиться желаемого результата, потому что они правильно понимают себя и других людей, такие люди способны принимать верные решения, адекватно реагировать на различные ситуации, в том числе, и это особенно ценно, на негативные ситуации, потому что такие люди способны отделять действия и эмоции от их причин.

В данном случае можно говорить о воспитанных, разумных эмоциях, которые вслед за Джоном Мейером и Питером Сэловей теперь в науке называют эмоциональным интеллектом. Под эмоциональным интеллектом понимается совокупность способностей, позволяющих правильно выражать эмоции, оценивать свои и чужие эмоции, регулировать их, и, что особенно важно, рационально их использовать в жизни и деятельности.

Очевидно, что ориентация современной образовательной парадигмы только на интеллектуальное развитие обучающегося, без воспитания его эмоциональной сферы губительна для самой природы человека: известно, что гуманистическая основа человека проявляется больше в том, что человек чувствует, а не в том, что он думает [2, с. 13]. Более того, выдающиеся исследователи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн) в своих работах подчеркивают прямую зависимость мыслей от эмоционального состояния человека. Когда человек испытывает радость, то и мысли у него существенно отличаются от тех, которые он продуцирует в депрессивном

состоянии. Чрезвычайно важно, чтобы в процессе обучения, воспитания и развития у человека формировалось правильное понимание роли эмоциональных процессов в организации его жизни и деятельности, а также необходимости управления своими и чужими эмоциональными процессами. Необходимо при организации образовательного процесса в школе последовательно развивать не только мышление, но и эмоциональную сферу у обучающихся. Особенно важно акцентировать внимание на учете вышеотмеченного обстоятельства при организации образовательного развивающего пространства в начальной школе, поскольку младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития эмоционального интеллекта [6, с. 354].

Младший школьный возраст, как известно, - это первый значимый этап в социальном становлении человека: данный возрастной период предполагает освоение важной социальной роли - ученик и овладение основным видом деятельности - учение. Поступление ребенка в школу существенно изменяет его привычную жизнь: новая социальная роль предполагает прилежное выполнение целого ряда обязанностей как в стенах школы, так и за ее пределами. Этот период в жизни маленького еще человека всегда был сложным, а в современном мире в связи с ускорением темпа жизни, нивелированием традиционных ценностей значительно увеличилось число стрессовых факторов, влияющих на несформировавшуюся личность младшего школьника.

Большой объем информации, которую должен усвоить младший школьник, с одной стороны, и зависимость современных детей от разнообразных гаджетов, с другой стороны, приводит к их эмоциональной перегруженности. В таких агрессивных условиях младшим школьникам, как отмечают исследователи, сложно усвоить основы эмоциональной культуры поведения, что ведет к их незащищенности от негативного воздействия внешнего мира в силу еще не сформировавшихся умений понимать свои и чужие эмоции и управлять ими, и как следствие - к неврозам, нарушениям психического здоровья [7, с. 290].

Данное обстоятельство вызывает большое беспокойство у всех, кто не только имеет отношение к воспитанию подрастающего поколения, но и кому небезразлично будущее нашей страны. Государство уделяет большое внимание решению данной проблеме: в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования представлены требования, касающиеся развития способностей и готовностей у младших школьников к взаимодействию со сверстниками и взрослыми людьми в различных социальных ситуациях на основе сформированных на необходимом уровне духовно-нравственных качеств, которые и должны определять гуманистический характер всех видов коммуникации.

Такое пристальное внимание к эмоциональной сфере жизнедеятельности младших школьников не случайно: особенно важным является правильная организация эмоционального воспитания детей младшего школьного возраста для их личностного становления и развития. Как отмечают известные психологи, процесс обучения особенно эффективен, если он имеет эмоциональную основу [4, с. 1060]. Необходимо максимально эффективно проводить уроки музыки, изобразительной деятельности и, конечно же, уроки литературного чтения, которые большим дидактическим потенциалом в этом отношении обладают. Вся организация образовательного процесса в начальной школе должна быть направлена на развитие у ребенка младшего школьного возраста способностей и готовностей распознавать чувства, управлять ими. Необходимо соответствующие умения и навыки сформировать как способ поведения на уровне потребностей, которые в перспективе должны стать жизненно определяющими: ведь эмоциональный интеллект позволяет человеку быть более приспособленным к различным жизненным ситуациям и обстоятельствам в силу того, что он становится способным успешно организовывать и свою, и чужую деятельность. Безусловно, эффективность процесса развития эмоционального интеллекта у младших школьников во многом зависит от уровня воспитания чувств и эмоций в семье, поэтому родители должны уделять больше внимания данному аспекту [5].

Только при условии правильно организованного психолого-педагогического сопровождения процессов формирования и развития эмоционального интеллекта у младших школьников возможными являются и всестороннее развитие их личности, и их успешная социализация.

Список литературы:

1. Белопольская А.А. Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект) // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С.381-383.

2. Еловская С.В., Алексеева Е.Ю. Психолого-педагогические условия обучения школьников иностранному языку посредством информационно-коммуникационных технологий // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2016. № 2(2). С.12-14.

3. Корепанова Е.В., Кирпичева Е.В. Диалогическое общение в психологическом сопровождении учебной деятельности обучающихся // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2020. № 4(78). С.91-99.

4. Кузьмин Р.И., Макарова Л.Н. Специфика корреляционно -регрессионного моделирования в рамках психолого-педагогических исследований // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2012. Т.17. №3. С.1059-1067.

5. Манаенкова М.П., Бозоева Я.М. Семейное воспитание - основа формирования личности ребенка // Наука и Образование. 2021. Т.4. №1.

6. Тимохина Е.А., Перышкова С.А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения младших школьников // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 354.

7. Хабарова А.А., Пентюхина А.И., Перышкова С.А. Психолого-педагогическая коррекция неблагоприятных эмоциональных состояний у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 290.

UDC 373.31

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EMOTIONAL INTELLIGENCE FORMATION IN YOUNGER

SCHOOLCHILDREN

Marina P. Manaenkova

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

mmanaenkova@yandex.ru Michurinsky State Agrarian University,

Michurinsk, Russia

Annotation. The article examines the humanistic nature of emotional intelligence in general and the specifics of the emotional sphere of primary school children in particular. Attention is drawn to the fact that the formation of emotional intelligence is extremely important for the personal formation and development of a person, as well as for his successful socialization. At any level of the modern educational paradigm, special emphasis should be placed on educating the emotional sphere of students, designing an optimal educational developing space for this, but close attention should be paid to the formation of emotional intelligence in elementary school, since it is during this period that the formation of the social foundations of all important activities takes place at a conscious level.

The necessity of specially organized psychological and pedagogical support of the process of formation of emotional intelligence in younger schoolchildren is proved.

Key words: junior schoolchildren, emotional intelligence, comprehensive personality development, successful socialization.

Статья поступила в редакцию 12.09.2022; одобрена после рецензирования 10.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 12.09.2022; approved after reviewing 10.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.