Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ФАКТОР УЧЕБНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ФАКТОР УЧЕБНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1321
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / УСПЕШНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / УЧЕБНАЯ УСПЕШНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гукаленко Ольга Владимировна

В Статье рассматриваются проблемы и закономерности развитиЯ эмоционального интеллекта школьников как предиктора учебной и социальной успешности обучающихся на разных уровнях общего образования. Цель исследования - концептуально обосновать взаимосвязь эмоционального интеллекта и успешности личности в период школьного детства и на основе обзора современных психолого-педагогических источников выявить эффективные методы формированиЯ эмоционального интеллекта в образовательном пространстве общеобразовательной школы. Уточняется понятие эмоционального интеллекта, структура и критерии его сформированности и оценки. Прослеживается взаимозависимость ЭМОционал ьного и социального интеллекта в контексте формирования успешности обучения и социальной успешности школьников. Новизна исследования состоит в том, что описаны возрастные, психологические и педагогические условия становления эмоционального интеллекта детей и подростков средствами образовательной и воспитательной деятельности. Представлен обзор отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы по проблемам эмоционального интеллекта. Классифицируются иетоды развития эмоционального интеллекта у детей школьного возраста. Перечислены методы диагностики эмоционального интеллекта в условиях общеобразовательной школы. Оцениваются перспективы формирования эмоционального интеллекта в системе школьного образования как фактора развития человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMOTING OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A FACTOR OF SCHOOLCHILDREN’S ACADEMIC AND SOCIAL SUCCESS: A THEORETICAL OVERVIEW

The article deals with the problems and patterns of development of the emotional intelligence of schoolchildren as a predictor of educational and social success of students at different levels of general education. The purpose of the study is to conceptually substantiate the relationship between emotional intelligence and the success of a person during school childhood and, based on a review of psychological and pedagogical sources, to identify effective methods for the formation of emotional intelligence in the educational space of a general education school. The concept of emotional intelligence, the structure and criteria for its formation are specified. The interdependence of emotional and social intelligence is traced in the context of the formation of educational success and social success of schoolchildren. The novelty of the study lies in the fact that the age, psychological and pedagogical conditions for the formation of the emotional intelligence of children and adolescents are described by means of educational and upbringing activities. A review of domestic and foreign scientific and pedagogical literature on the problems of emotional intelligence is presented. The methods of formation of emotional intelligence in children of school age are classified. Methods for diagnosing emotional intelligence in a general education school are described. The prospects for the formation of emotional intelligence in the system of school education as a factor in the development of human capital are assessed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ФАКТОР УЧЕБНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2022. №2

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

О.В. Гукаленко

Развитие эмоционального интеллекта

как фактор учебной и социальной успешности

школьников: теоретический обзор

(Институт стратегии развития образования РАО; e-mail: olga_gukalenko@mail.ru)

В статье рассматриваются проблемы и закономерности развития эмоционального интеллекта школьников как предиктора учебной и социальной успешности обучающихся на разных уровнях общего образования. Цель исследования - концептуально обосновать взаимосвязь эмоционального интеллекта и успешности личности в период школьного детства и на основе обзора современных психолого-педагогических источников выявить эффективные методы формирования эмоционального интеллекта в образовательном пространстве общеобразовательной школы. Уточняется понятие эмоционального интеллекта, структура и критерии его сформированное™ и оценки. Прослеживается взаимозависимость эмоционального и социального интеллекта в контексте формирования успешности обучения и социальной успешности школьников. Новизна исследования состоит в том, что описаны возрастные, психологические и педагогические условия становления эмоционального интеллекта детей и подростков средствами образовательной и воспитательной деятельности. Представлен обзор отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы по проблемам эмоционального интеллекта. Классифицируются методы развития эмоционального интеллекта у детей школьного возраста. Перечислены методы диагностики эмоционального интеллекта в условиях общеобразовательной школы. Оцениваются перспективы формирования эмоционального интеллекта в системе школьного образования как фактора развития человеческого капитала.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; социальный интеллект; успешность личности; учебная успешность; социальная успешность; общеобразовательная школа; методы развития эмоционального интеллекта.

Формирование эмоционального интеллекта школьников как психолого-педагогическая проблема

В последние годы в психологической и педагогической литературе все больше внимания уделяется развитию эмоционального интеллекта детей и подростков. Эмоциональный интеллект, по мнению А.И. Савенкова [23], наряду с социальным интеллектом, выступает одним из предикторов жизненного успеха. Умение владеть собственными эмоциями

и понимать эмоции других людей является важным фактором выстраивания успешных бесконфликтных взаимоотношений индивида в группе, основой эффективной социализации, условием формирования высокого социометрического статуса личности, средством предотвращения возможности девиантного поведения, инструментом создания позитивного имиджа человека, предпосылкой развития лидерства. Формирование эмоционального интеллекта - актуальная задача для каждого возрастного периода. Высокий уровень эмоционального интеллекта, согласно отечественным и зарубежным психологическим исследованиям, способствует формированию качеств успешной личности, начиная со старшего дошкольного и младшего школьного возраста [2, 26 и др.]. При этом процесс становления и развития эмоционального интеллекта школьников как в теоретическом плане (сущность и структура эмоционального интеллекта), так и в практическом ключе (критерии оценки уровня эмоционального интеллекта) по традиции рассматривается преимущественно представителями психологической науки, в то время как в практике школьного педагога наибольшую актуальность приобретает вопрос о концептуальной разработке и практическом применении методов формирования эмоционального интеллекта в учебном процессе на различных уровнях общего образования. Исследования подобного рода в отечественной педагогической литературе пока немногочисленны и, в целом, освещают лишь отдельные аспекты развития эмоционального интеллекта школьников, представляя проблему достаточно фрагментарно [5, 8, 10 и др.]. Между тем, в зарубежных психолого-педагогических исследованиях, начиная с конца 1990-х гг., делаются попытки представить эмоциональный интеллект детей и подростков в широком контексте, связывая уровень сформированности показателей эмоционального интеллекта с поведением школьников, их психическим здоровьем, психологическим благополучием, мотивацией к учебе, параметрами успеваемости, социометрическим статусом и др. В научном обиходе психолого-педагогических дисциплин, помимо термина «эмоциональный интеллект», прочно закрепились терминологические понятия «эмоциональное благополучие», «эмоциональная устойчивость», «эмоциональная компетентность», «эмоциональные состояния», «эмоциональное мышление», «эмоциональная чувствительность», «эмоциональная нагрузка», «эмоциональное лидерство» и т.д. Отдельные из этих параметров, например, эмоциональные состояния школьников, все более широко исследуются в контексте становления успешности личности, поскольку детский и подростковый возраст представляют собой наиболее оптимальный период для развития всех компонентов эмоционального интеллекта [4].

Цель настоящего обзорно-теоретического исследования -на основе анализа современных психолого-педагогических источников

обосновать взаимосвязь между развитием эмоционального интеллекта школьников и достижением учебной и социальной успешности обучающихся, а также выделить оптимальные методы и приемы формирования эмоционального интеллекта в детском и подростковом возрасте.

Что понимают под успешностью в плане становления и развития эмоций человека? Сам по себе феномен успеха в любой сфере жизнедеятельности является, как правило, источником положительных эмоций. Применительно к системе общего образования О.В. Бирина определяет успешность как «особое эмоциональное состояние учащегося, выражающее его личное отношение к деятельности и / или её результатам». Е.А. Ширяев полагает, что в качестве основного показателя успешности обучения школьников следует рассматривать «позитивный настрой учащегося», его отношение к школе и процессу учения.

Помимо учебной успешности выделяют также социальную успешность [15]. Данный тип успешности для школьников не менее важен, чем успешность в учении, так как в условиях общеобразовательной школы в процессе всевозможных образовательных и воспитательных практик одновременно формируются не только предметные образовательные достижения, но и разнообразные социальные качества личности, выражающиеся, согласно терминологии Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, в форме личностных и метапредметных результатов образовательной деятельности, которые, в свою очередь, определяются социальными потребностями учащихся (потребность в признании, достижениях, благополучии, самореализации, успешном коммуникативном взаимодействии с учителями и одноклассниками и т. д.). При этом одним из ключевых критериев социальной успешности ребенка выступает уровень развития его эмоционально-чувственной сферы, или эмоциональный интеллект, рассматриваемый либо как общая когнитивная способность человека, либо непосредственно - как способность понимания и распознавания эмоций [16].

Таким образом, успешность обучающихся, в целом, складывается из двух компонентов - успешности обучения (учебная успешность) и социальной успешности. В рамках данной публикации мы проанализируем оба аспекта успешности - учебную и социальную - в контексте их взаимосвязи и обусловленности уровнем развития эмоционального интеллекта школьников.

Источниками для настоящего теоретического обзора стали монографические исследования по рассматриваемой проблематике [3], теоретические обзоры и рефлексии диссертации в области психологических и педагогических дисциплин [13, 22]; материалы научной периодики; тезисы научно-практических конференций разного уровня [22]; дайджесты; данные социологических опросов и т. д. Основой

для концептуального анализа и обобщения послужили научные публикации российских и зарубежных авторов преимущественно за последние шесть лет (с 2016 - по 2022 гг. включительно).

1. Эмоциональный интеллект как фактор формирования учебной успешности в начальной, основной и старшей школе

Эмоциональный интеллект школьников, по мнению педагогов и психологов, существенно влияет как на сам ход образовательного процесса, так и на его на результаты. Учебная успешность проявляется на всех этапах образовательной деятельности. При этом основным показателем учебной успешности школьников выступает, прежде всего, академическая успеваемость. В последнее десятилетие экспериментально выявлена опосредованная зависимость уровня эмоционального интеллекта и уровня академической успеваемости обучающихся на примерах начальной и средней школы США, Великобритании, Италии, Испании, Португалии, Австралии и других развитых стран [14].

Российские ученые Е.С. Дмитриева и В.Я. Гельман выявляют взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта школьников и динамикой его изменения в связи с результатами сдачи ЕГЭ. Ученые связывают различные эмоциональные состояния школьников (аффекты, чувства, настроения, стресс и пр.) с успехами в учебной деятельности, учебной и познавательной активностью. В качестве инструмента для достижения учебной успешности школьников посредством развития эмоционального интеллекта как в зарубежной, так и в российской образовательной практике применяются различные психолого-педагогические методы, например, стимулирование положительных эмоций; положительное подкрепление достигнутых успехов и результатов; проведение социально-психологических тренингов (в том числе в системе дополнительного образования); разработка и реализация авторских программ развития эмоционального интеллекта [25] и др.

На ступени начального общего образования для формирования эмоционального интеллекта как фактора учебной успешности обучающихся учителя-практики и школьные психологи применяют следующие методы:

• психотехники для коррекции эмоционального состояния младшеклассников, позволяющие научить школьников сочувствовать и сопереживать, различать чужие эмоциональные состояния (счастье, горе, справедливость, обиду, доброту, великодушие, злобу, скуку, страх, гнев, презрение, удивление, отвращение и др.), а также предотвратить закрепление алекситимии как стойкого затруднения в осознании и вербализации собственных эмоций;

• методики развития невербального интеллекта, например, обучение распознаванию базовых эмоций по фотографии, тренировка динамичной наблюдательности и т. п. [1];

• методики обучения непосредственному переживанию эмоций в процессе работы над художественным текстом, формирование навыков усиления потенциала положительных и ослабления потенциала отрицательных эмоций;

• методики развития эмоционального интеллекта в игровой деятельности, направленной на распознавание эмоций; сюжетно-ро-левые и коммуникативные игры [7, 11];

• методы психогимнастики (например, экспрессивные этюды, психогимнастические упражнения), позволяющие младшим школьникам осознавать свои эмоции и учиться управлять собственной эмоциональной сферой;

• вокально-хоровую деятельность как средство развития эмоционально-волевой саморегуляции [20] и др.

В основной и старшей школе с целью достижения учебной успешности, помимо упоминавшихся выше методов, достаточно эффективно применяются также следующие методики и приемы, направленные на развитие эмоционального интеллекта:

• эмоциональное обучение, или эмоционально окрашенное, личностное взаимодействие педагога и учащихся, побуждающее к познавательной активности [6];

• активные практико-ориентированные методы обучения;

• коллективное творчество, коллективные проекты, коллективные исследовательские практики и различные виды совместной образовательной деятельности [23];

• использование модели «Колесо эмоций» Роберта Плутчика для повышения мотивации к обучению с опорой на четыре пары эмоций (гнев - ужас; горе - восторг; изумление - настороженность; восхищение - отвращение) и др.

2. Эмоциональный интеллект в контексте формирования социальной успешности в основной и старшей школе

Известно, что социальная успешность во многом зависит от уровня социального интеллекта и социометрического статуса обучающихся [24]. Однако это не означает, что эмоциональный интеллект, отвечающий за развитие и управление эмоциями, не оказывает никакого влияния на становление социальной успешности индивида, ведь сфор-мированность эмоционального интеллекта обусловлена множеством критериев, определяющих факторы социальной успешности, такие как толерантность, эмпатия, навыки невербальной коммуникации и другие ключевые компетенции. Но, в целом, говорить о социальной успешности как личностном феномене имеет смысл лишь применительно к обучающимся на ступенях основного общего и полного общего образования (подростковый возраст), в то время как на уровне

начальной школы, в силу возрастных и психологических особенностей детей, предпосылки для социальной успешности и будущей социализации только начинают закладываться, причем обычно это происходит не ранее 10-летнего возраста. Поэтому в рамках настоящего исследования мы будем рассматривать психолого-педагогические особенности развития социальной успешности преимущественно на ступенях основной и старшей школы (5 - 11 классы), не затрагивая уровень начального общего образования.

Каковы критерии социальной успешности? Если мы говорим о взрослом человеке, то, согласно опросам общественного мнения, проведенным в Российской Федерации Исследовательским холдингом Ромир (ноябрь 2021 г.), главными критериями социальной успешности с точки зрения случайных респондентов считаются: а) уровень дохода; б) престижная работа; в) уровень образования. Если же говорить о научно обоснованных внутрисубъектных и интерсубъектных параметрах социальной успешности, то с позиций гуманитарных дисциплин (философии образования, акмеологии, психологии развития, социальной психологии, социологии и др.) к ним относят разнообразные показатели, свидетельствующие о достижении индивидом достаточно стабильного состояния успеха в различных сферах жизнедеятельности, а именно: успешность в труде, успешность в обучении, профессиональная успешность, успешность в досуговой сфере, эмоциональное лидерство, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми и т. д. С позиций акмеологии эти составляющие успешности индивида как субъекта жизнедеятельности глубоко индивидуальны, они редко анализируются системно и с трудом поддаются какой-либо интегральной оценке. Применительно к сфере высшего и общего образования отдельные исследователи, в частности, А.Н. Музыкантов, выделяют следующие критерии социальной успешности обучающихся: коммуникативные умения, социальная активность, адекватная самооценка, положение в учебной группе (социометрический статус) и эмоциональное самочувствие.

По данным современных исследований, развитие эмоционального интеллекта школьников-подростков способствует становлению социальной успешности индивида в зависимости от потребностей и запросов социального окружения, например, потребности в воспитании лидерских качеств личности; готовности к раннему профессиональному самоопределению [19]; повышению социометрического статуса и успешной коммуникации в учебной группе (классе).

По мнению зарубежных исследователей, высокий уровень сформи-рованности эмоционального интеллекта определяет общий позитивный психологический настрой обучающихся, их жизненное и психологическое благополучие, что подтверждается данными многоуровневой психологической диагностики эмоционального интеллекта у подростков.

Для развития социальной успешности на этапах основной и старшей школы применяются методы, приемы и технологии, способствующие формированию тех компонентов эмоционального интеллекта, которые помогают распознавать эмоции окружающих людей и уметь управлять собственными эмоциями в процессе коммуникации. Для этих целей в системе школьного образования довольно часто используются следующие методы:

• методы кинотерапии и кинотренинги, основанные на целенаправленном позитивном воздействии киноискусства на человеческую психику [18];

• методы арт-терапии, которые базируются на применении различных видов искусства (живописи, визуальных образов, драматера-пии, библиотерапии и т.д.) для осознания, понимания и управления эмоциями;

• психогимнастика как метод невербальной групповой психотерапии с опорой на использование двигательной экспрессии (мимики, пантомимы, танца) для выражения эмоций и чувств и др.

Следует отметить, что дифференциация методов развития эмоционального интеллекта в контексте становления учебной либо социальной успешности школьников, в отличие от успешности взрослых, достаточно условна, поскольку все виды успешности в информационно-образовательном пространстве общеобразовательной школы тесно взаимосвязаны и обусловлены ключевыми задачами образования, воспитания и развития личности, предъявляемыми обществом к подрастающему поколению. В целом, уже на этапе школьного обучения закладываются основы метапредметных навыков и ключевых компетенций XXI в. (так называемые soft skills), способствующих развитию человеческого капитала как фактора социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности страны. При этом высокий уровень эмоционального интеллекта, сформированный в пределах возрастных возможностей с максимальным учетом индивидуально-личностных особенностей, является одним из необходимых факторов, создающих оптимальные условия для социально-эмоционального развития и становления самосознания детей и подростков.

3. Методы психологической диагностики эмоционального интеллекта обучающихся в системе общего образования

Методы диагностики эмоционального интеллекта различаются в зависимости от целеполагания разработчика и принятой за основу модели эмоционального интеллекта. В настоящее время самый известный и наиболее распространенный метод диагностики уровня эмоционального интеллекта (EQ) - это методика MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence). Тест помогает измерить эмоциональные

навыки и состоит из 141 вопроса, включающего иллюстрации, изображающие эмоции, которые нужно идентифицировать и объяснить. Применяют и другие современные методы психодиагностики эмоционального интеллекта, причем не все они пока адаптированы для российской аудитории. В частности, в настоящее время используют следующий диагностический инструментарий: методику измерения эмоционального интеллекта посредством опросника ЭмИн (Д.В. Люсин); тесот Холла (опросник EQ); тест Гоулмана; опросник Р. Бар-Она «EQ-i»; тестирование эмоционального интеллекта по методике ТЭИ (тест эмоционального интеллекта); методику диагностики эмоционального интеллекта МЭИ (разработана М.А. Манойловой); тест LEAS (Levels of Emotional Awareness), направленный на осознание разнообразных эмоций; тест EARS (Emotional Accuracy Research Scale), предназначенный для распознавания эмоций в межличностном контексте; тест WLEIS (Wong & Law Emotional Intelligence Scale), основанный на стандартной модели эмоционального интеллекта Дж. Мэйера, П. Сэловэя и Д. Карузо; опросник эмоционального интеллекта С. Шабанова и А. Алешиной (EISAI); тест на эмоциональный интеллект EBW (Emotions & Behaviours at Work) и др. [17].

Для оценки уровня эмоционального интеллекта детей и подростков в настоящий момент имеется довольно ограниченное количество специальных тестовых психодиагностических методик. В последние годы зарубежные педагоги и психологи применяют тест испанских исследователей TIEFBA для детей и подростков (разработан в 2017 г. и пока не адаптирован для русскоязычной аудитории). Отечественные психологи для диагностики эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста активно используют различные проективные методики, например, методики, предложенные М.А. Нгуеном («Дорисовывание: мир вещей, мир людей, мир эмоций», «Три желания», «Что - почему - как» и др.). Оценка уровня развития эмоционального интеллекта может осуществляться на основе различных критериев: когнитивного, рефлексивного, поведенческого, позна-вательно-деятельностного, волевого, эмоционального, мотивационно-го и др.

Заключение

Успешное формирование эмоционального интеллекта школьников невозможно без соответствующей теоретической и практической подготовки педагогов, в особенности на этапе обучения будущих учителей в педагогическом вузе [9]. Для эффективного формирования эмоционального интеллекта обучающихся необходима широкая компетентность педагога в соответствующих разделах возрастной психологии, психологии развития, общей и возрастной педагогики с учетом

преемственности формирования эмоционального интеллекта ребенка в различные периоды дошкольного и школьного детства применительно к условиям системы непрерывного образования. В практическом плане от педагога требуется умение создавать эмоционально-положительную среду образовательного процесса; эмоциональная устойчивость и умение распознавать эмоциогенные ситуации; умение создавать эмоциональную обратную связь с воспитанниками; умение выявлять эмоциональное неблагополучие ребенка и другие профессионально-значимые и индивидуально-личностные качества.

В контексте воспитания учебной и социальной успешности школьников важно, чтобы педагог прежде всего сам обладал высоким уровнем сформированности эмоционального интеллекта, стремился к достижения профессиональной успешности и был готов к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся. В этой связи в последнее десятилетие была теоретически обоснована необходимость проведения систематической проективной диагностики эмоционального интеллекта не только школьников, но и педагогов. В новейших исследованиях говорится об актуальности подготовки поликультурно-ориентированного педагога с высоким уровнем социального и эмоционального интеллекта применительно к аксиологическим императивам педагогической профессии [12]. Однако, как показывает практика, психодиагностические методики оценки эмоционального интеллекта педагогов до сих пор не получили широкого применения в сфере профессионально-педагогического образования. Кроме того, до сих пор не разработана система практико-ориентированного диагностического обеспечения процесса психологической диагностики эмоционального интеллекта детей и подростков для нужд школьных учителей. Недостаточно разработана также и методологическая основа психолого-педагогического сопровождения формирования эмоционального интеллекта для различных уровней школьного образования - начального общего, основного общего и среднего (полного). Не проработаны концептуальные и технологические основы формирования эмоционального интеллекта в глобальной системе образования. В практическом плане необходимо дифференцировать организационно-педагогические и сугубо психологические условия формирования эмоционального интеллекта в детском возрасте, четко обозначив функции и задачи учителей и школьных психологов. Разрешение описанных проблем и противоречий, на наш взгляд, позволит обеспечить успешное формирование эмоционального интеллекта детей и подростков в системе общего образования.

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 07300058-22-04 от 08.04.2022 на 2022 год по теме «Теоретико-методологические подходы и научно-методическое обеспечение формирования

эмоционального интеллекта обучающихся на уровнях начального общего и основного общего образования»

Литература

1. Аверин В.А. О взаимосвязи невербального и эмоционального интеллекта детей в возрасте от 8 до 11 лет // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2011. № 42 (259). С. 60-65.

2. Алешина А.В., Шабанов С.Т. Эмоциональный интеллект для достижения успеха. Санкт-Петербург: Речь, 2012. 336 с.

3. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие : монография. Новополоцк: Изд-во Полоцкого государственного университета. 2020. 356 с.

4. Багнетова Е.А. Эмоциональное состояние учащихся как фактор здоровья и успешного обучения // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. №5 (50). С. 86-89.

5. Белопольская А.А. Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект) // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 381-383. URL: https://moluch. ru/archive/363/81131/ (Дата обращения 29.06.2022)

6. Битюцких Е.В. Эмоциональный интеллект как фактор успешности обучения студентов // Молодой ученый. 2019. № 27 (265). С. 142-144.

7. Братчикова Ю.В., Волошина Н.С. Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в совместной игровой деятельности с родителями // Педагогическое образование в России. 2019. № 7. С. 30-37.

8. Власовец Ю.М. Методы развития эмоционального интеллекта в начальной школе // Молодой ученый. 2022. № 6 (401). С. 45-47. URL: https:// moluch.ru/archive/401/88753/ (Дата обращения 29.06.2022)

9. Вовк Е.В. Роль формирования эмоционального интеллекта в системе профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе [Электронный ресурс] // International Journal Of Professional Science. 2018. № 2. URL: http://scipro.ru/article/07-02-2018 (Дата обращения 29.06.2022)

10. Волгуснова Е.А. Исследование процесса формирования эмоционального интеллекта учащихся школы // Казанский педагогический журнал. 2021. №3 (146). С. 192-199.

11. Гиппенрейтер Ю.Б. Игры для развития эмоционального интеллекта. М.: АСТ, 2015. 152 с.

12. Гукаленко О.В., Ильевич Т.П., Китикарь О.В. Развитие профессиональной аксиосферы будущих педагогов в системе непрерывного профессионального образования // Ценности и смыслы. 2021. №6(76). С. 86-97.

13. Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореф. канд. псих. наук. М., 2011. 23 с.

14. Егиазарян Д.В., Волкодав Т.В. Развитие эмоционального интеллекта у детей школьного возраста в Италии // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2020. №1 (41). С. 205-209.

15. Комарова А.С. Проблема формирования социальной успешности у учащихся начальной школы // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 586590. URL: https://moluch.ru/archive/149/42242/ (Дата обращения 29.06.2022)

16. Комарова Э.П. Интеллектуально-эмоциональное становление поликультурной личности: проблемы интеграции // Вестник ВГУ. 2017. №4. С. 133-137.

17. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Методы диагностики эмоционального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 106-114. doi:10.17759/jmfp.2019080411

18. Лучинина А.О., Калябина А.Р. Особенности развития эмоционального интеллекта младших подростков [Электронный ресурс] // Мир педагогики и психологии. 2020. №05 (46). URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ osobennosti-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-mladshikh-podrostkov.html (Дата обращения 29.06.2022)

19. МаксимоваЛ.А., Шайхуллина С.А. Программа психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта как основы формирования «мягких» навыков в процессе профессионального самоопределения подростков // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2. № 4. С. 311-320. doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-4-311-320

20. Малахова О.А. Вокально-хоровая деятельность как средство развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2016. 23 с.

21. Метелёва Е.Г. Формирование эмоционального интеллекта младших школьников // Научное сообщество студентов XXI столетия: сб. статей LVII междунар. студ. науч.-практ. конф. Новосибирск: СИБАК, 2017. № 9 (57). С. 25-28.

22. Попова С.И. Педагогическое регулирование эмоциональных состояний школьника : дис. ... докт. пед. наук : 13.00.01. М., 2015. 484 с.

23. Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. М.: Национальный книжный центр. 2015. 128 с.

24. СизоваЕ.В., Бермус А.Г. Развитие социального интеллекта студентов-журналистов на основе лингводидактических технологий как направление прикладной коммуникативистики образования [Электронный ресурс] // Концепт. 2021. №12. URL: https://e-koncept.ru/2021/211077.htm (Дата обращения 29.06.2022)

25. Шингаев С.М. Развитие эмоционального интеллекта школьников как важной составляющей успешной личности // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. Вып. 2. С. 615-623. DOI 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-76

26. Bradberry T., Greaves J. Emotional Intelligence 2.0. Summery. Readtrepreneur Publishing. 2019. 106 p.

Сведения об авторе

Гукаленко Ольга Владимировна - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Института стратегии развития образования (ИСРО) РАО. E-mail: olga_gukalenko@ mail.ru

Promoting of emotional intelligence as a factor of schoolchildren's

academic and social success: a teoretical overview gukalenko o.v.

The article deals with the problems and patterns of development of the emotional intelligence of schoolchildren as a predictor of educational and social success of students at different levels of general education. The purpose of the study is to conceptually substantiate the relationship between emotional intelligence and the success of a person during school childhood and, based on a review of psychological and pedagogical sources, to identify effective methods for the formation of emotional intelligence in the educational space of a general education school. The concept of emotional intelligence, the structure and criteria for its formation are specified. The interdependence of emotional and social intelligence is traced in the context of the formation of educational success and social success of schoolchildren. The novelty of the study lies in the fact that the age, psychological and pedagogical conditions for the formation of the emotional intelligence of children and adolescents are described by means of educational and upbringing activities. A review of domestic and foreign scientific and pedagogical literature on the problems of emotional intelligence is presented. The methods of formation of emotional intelligence in children of school age are classified. Methods for diagnosing emotional intelligence in a general education school are described. The prospects for the formation of emotional intelligence in the system of school education as a factor in the development of human capital are assessed.

Keywords: emotional intelligence; social intelligence; personality success; academic success; social success; secondary school; methods of promoting emotional intelligence.

References

1. Averin V.A. O vzaimosvjazi neverbal'nogo i jemocional'nogo intellekta detej v vozraste ot 8 do 11 let. [On the relationship of non-verbal and emotional intelligence of children aged 8 to 11] Vestnik JuUrGU. Serija: Psihologija. 2011. № 42 (259). pp. 60-65.

2. Aleshina A.V., Shabanov S.T. Jemocional'nyj intellekt dlja dostizhenija uspeha [Emotional intelligence for success]. Sankt-Peterburg: Rech', 2012. 336 p.

3. Andreeva I.N. Jemocional'nyj intellekt i jemocional'naja kreativnost': specifika i vzaimodejstvie : monografija [Emotional intelligence and emotional creativity: specificity and interaction]. Novopolock: Izd-vo Polockogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. 356 p.

4. Bagnetova E.A. Jemocional'noe sostojanie uchashhihsja kak faktor zdorov'ja i uspeshnogo obuchenija [Emotional state of students as a factor of health and successful learning]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017. №5 (50). pp. 86-89.

5. Belopol'skaja A.A. Osobennosti formirovanija jemocional'nogo intellekta mladshih shkol'nikov vo vneuchebnoj dejatel'nosti (teoreticheskij aspekt) [Features of formation of emotional intellect of younger pupils in extracurricular activities (theoretical aspect)] Molodoj uchenyj. 2021. № 21 (363). Pp. 381-383. URL: https://moluch.ru/archive/363/8113l/ (Accessed 29.06.2022)

6. Bitjuckih E.V. Jemocional'nyj intellekt kak faktor uspeshnosti obuchenija studentov [Emotional intelligence as a factor of success of students' education] Molodoj uchenyj. 2019. № 27 (265). pp. 142-144.

7. Bratchikova Ju.V., Voloshina N.S. Razvitie jemocional'nogo intellekta detej doshkol'nogo vozrasta v sovmestnoj igrovoj dejatel'nosti s roditeljami [Development of emotional intelligence of pre-school children in joint play activities with parents] Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2019. № 7. pp. 30-37.

8. Vlasovec Ju.M. Metody razvitija jemocional'nogo intellekta v nachal'noj shkole [Methods of developing emotional intelligence in primary school] Molodoj uchenyj. 2022. № 6 (401). pp. 45-47. URL: https://moluch.ru/ archive/401/88753/ (Accessed 29.06.2022)

9. Vovk E.V. Rol' formirovanija jemocional'nogo intellekta v sisteme professional'noj podgotovki budushhih pedagogov v vysshej shkole [Jelektronnyj resurs] [The role of the formation of emotional intelligence in the system of professional training of future teachers in higher education] International Journal Of Professional Science. 2018. №2. URL: http://scipro.ru/article/07-02-2018 (Accessed 29.06.2022)

10. Volgusnova E.A. Issledovanie processa formirovanja jemocional'nogo intellekta uchashhihsja shkoly [Study of the process of formation of emotional intellect of school students] Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2021. №3 (146). pp. 192-199.

11. Gippenrejter Ju.B. Igry dlja razvitja jemocional'nogo intellekta [Games to Develop Emotional Intelligence]. Moscow: AST, 2015. 152 p.

12. Gukalenko O.V., Il'evich T.P., Kitikar' O.V. Razvitie professional'noj aksiosfery budushhih pedagogov v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovanja [Development of professional axiosphere of future teachers in the system of continuing vocational education] Cennosti i smysly. 2021. №6(76). pp. 86-97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Davydova Ju.V. Jemocional'nyj intellekt: sushhnostnye priznaki, struktura i osobennosti projavlenja v podrostkovom vozraste [Emotional intelligence: essential features, structure and features of manifestation in adolescence] avtoref. kand. psih. nauk. Moscow, 2011. 23 p.

14. Egiazarjan D.V., Volkodav T.V. Razvitie jemocional'nogo intellekta u detej shkol'nogo vozrasta v Italii [Developing the emotional intelligence of

school-age children in Italy] Skif. Voprosy studencheskoj nauki, 2020. № 1 (41). pp. 205-209.

15. Komarova A.S. Problema formirovanija social'noj uspeshnosti u uchashhihsja nachal'noj shkoly [The problem of forming social success among primary school students] Molodoj uchenyj. 2017. № 15 (149). pp. 586-590. URL: https:// moluch.ru/archive/149/42242/ (Accessed 29.06.2022)

16. Komarova Je.P. Intellektual'no-jemocional'noe stanovlenie polikul'turnoj lichnosti: problemy integracii [Intellectual and emotional development of a multicultural personality: problems of integration] Vestnik VGU. 2017. №4. pp. 133-137.

17. Kochetova Ju.A., Klimakova M.V. Metody diagnostiki jemocional'nogo intellekta [Methods for diagnosing emotional intelligence] Sovremennaja zarubezhnaja psihologija. 2019. T. 8. № 4. pp. 106-114. doi:10.17759/ jmfp.2019080411

18. Luchinina A.O., Kaljabina A.R. Osobennosti razvitija jemocional'nogo intellekta mladshih podrostkov [Jelektronnyj resurs] [Features of the development of emotional intelligence of younger adolescents] Mir pedagogiki i psihologii. 2020. №05 (46). URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-mladshikh-podrostkov.html (Accessed 29.06.2022)

19. Maksimova L.A., Shajhullina S.A. Programma psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija razvitija jemocional'nogo intellekta kak osnovy formirovanija «mjagkih» navykov v processe professional'nogo samoopredelenija podrostkov [The program of psychological and pedagogical support for the development of emotional intelligence as the basis for the formation of «soft» skills in the process of professional self-determination of teenagers] Psihologija cheloveka v obrazovanii. 2020. T. 2. № 4. pp. 311-320. doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-4-311-320

20. Malahova O.A. Vokal'no-horovaja dejatel'nost' kak sredstvo razvitija jemocional'no-volevoj samoreguljacii u mladshih shkol'nikov [Vocal and choral activity as a means of developing emotional and volitional self-regulation among younger schoolchildren] avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2016. 23 p.

21. Meteljova E.G. Formirovanie jemocional'nogo intellekta mladshih shkol'nikov [Formation of emotional intellect of junior schoolchildren] Nauchnoe soobshhestvo studentov XXI stoletija: sb. statej LVII mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. Novosibirsk: SIBAK, 2017. № 9 (57). pp. 25-28.

22. Popova S.I. Pedagogicheskoe regulirovanie jemocional'nyh sostojanij shkol'nika [Pedagogical regulation of emotional states of a schoolchild] diss. ... dokt. ped. nauk : 13.00.01. Moscow, 2015. 484 p.

23. Savenkov A.I. Razvitie jemocional'nogo intellekta i social'noj kompetentnosti u detej [Development of emotional intelligence and social competence in children] Moscow: Nacional'nyj knizhnyj centr. 2015. 128 p.

24. Sizova E.V., Bermus A.G. Razvitie social'nogo intellekta studentov-zhurnalistov na osnove lingvodidakticheskih tehnologij kak napravlenie prikladnoj kommunikativistiki obrazovanija [Jelektronnyj resurs] [Development of emotional intellect of schoolchildren as an important component of successful personality] Koncept. 2021. №12. URL: https://e-koncept.ru/2021/211077. htm (Accessed 29.06.2022)

25. Shingaev S.M. Razvitie jemocional'nogo intellekta shkol'nikov kak vazhnoj sostavljajushhej uspeshnoj lichnosti [Development of emotional intellect of schoolchildren as an important component of successful personality] Gercenovskie chtenija: psihologicheskie issledovanija v obrazovanii. 2019. Vyp. 2. pp. 615-623. DOI 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-76

26. Bradberry T., Greaves J. Emotional Intelligence 2.0. Summery. Readtrepreneur Publishing. 2019. 106 p.

About the Author

Gukalenko O.V. - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Corresponding

member Russian Academy of Education (RAO), Chief Researcher of ISRO

RAO, Moscow, Russia. E-mail: olga_gukalenko@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.