Научная статья на тему 'Интеграция искусств как средство развития эмоционального интеллекта у младших школьников'

Интеграция искусств как средство развития эмоционального интеллекта у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРАЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / INTEGRATIVE APPROACH / INTEGRATED TASK / INTEGRATION TECHNOLOGY / EMOTIONAL INTELLIGENCE / PRIMARY GENERAL EDUCATION / LITERARY EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попрыгина Алёна Андреевна

В данной статье представлены методические рекомендации к анализу рассказа В. Л. Дурова «Наша Жучка», включенного в круг детского чтения для 3 класса по программе «Школа России». Отличительной особенностью данного произведения является сложная эмоциональная составляющая. При анализе рассказа представляется возможным использовать интегративный подход для полноценного проживания всех чувств, а также развития эмоционального интеллекта младших школьников. Интеграция литературного чтения и изобразительного искусства в учебной деятельности способствует не только осознанию главной мысли произведения, пониманию авторских особенностей, но и формированию целостного представления об эмоциональной части окружающего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF THE ARTS AS A MEANS OF DEVELOPING EMOTIONAL INTELLIGENCE OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN

This article presents the methodological recommendations for analyzing V. L. Durov's story “Our Zuchka“, included in the list of children's reading for the Grade 3 following the program “School of Russia“. A distinctive feature of this work is the complex emotional component. It is possible to use the integration technology to live all feelings, as well as to develop emotional intelligence of primary schoolchildren. The integration of literary reading and fine arts in educational activities contributes not only to the awareness of the main thought of the work, the understanding of copyright features, but also to the formation of a holistic idea of the emotional part of the surrounding world.

Текст научной работы на тему «Интеграция искусств как средство развития эмоционального интеллекта у младших школьников»

УДК 373.31

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Попрыгина А. А. Интеграция искусств как средство развития эмоционального интеллекта у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 83-88. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo310/

Попрыгина Алёна Андреевна | poprygina_alyona@mail.ru

Аспирант

Уральский государственный педагогический университет Екатеринбург, Россия

Интеграция искусств как средство развития эмоционального интеллекта у младших школьников

Аннотация. В данной статье представлены методические рекомендации к анализу рассказа В. Л. Дурова «Наша Жучка», включенного в круг детского чтения для 3 класса по программе «Школа России». Отличительной особенностью данного произведения является сложная эмоциональная составляющая. При анализе рассказа представляется возможным использовать интегративный подход для полноценного проживания всех чувств, а также развития эмоционального интеллекта младших школьников. Интеграция литературного чтения и изобразительного искусства в учебной деятельности способствует не только осознанию главной мысли произведения, пониманию авторских особенностей, но и формированию целостного представления об эмоциональной части окружающего мира.

Ключевые слова: интегративный подход, интегрированное задание, технология интеграции, эмоциональный интеллект, начальное общее образование, литературное образование младших школьников.

Жизнь в современном мире требует от человека развития таких качеств, как мобильность, адаптивность, коммуникабельность, организованность, целеустремленность и т. д. Все перечисленные качества тесно связаны с эмоциональным состоянием человека: осознание и принятие чувств позволяют идентифицировать и дифференцировать их, понять причину их возникновения и эффективно использовать это знание для достижения желаемого результата. Понимание природы собственных эмоций способствует сохранению психологического, биологического и физиологического здоровья, улучшению всех жизненных сфер человека. Взаимодействие с социумом предполагает ежедневное столкновение с чужими личностными проявлениями (мировоззрением, желаниями и потребностями, чувствами и эмоциями и т. д.), возникновение конфликтов, выход из которых зачастую связан с развитием умений контролировать свое эмоциональное состояние, понимать эмоции другого человека, а также выстраивать коммуникацию в соответствии с этими данными. В связи с этим в современном

УДК 373.31

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Попрыгина А. А. Интеграция искусств как средство развития эмоционального интеллекта у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 83-88. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo310/

мире особую значимость приобретает развитие эмоционального интеллекта.

Изучение эмоции как особого вида познания велось в течение многих лет, еще со времен античной философии. Однако впервые в научный оборот термин «эмоциональный интеллект» был введен в 60-е годы XX века в ряде работ по психиатрии, после чего началось его активное изучение. Окончательному его признанию в научном сообществе способствовали работы американских психологов Дж. Мейера и П. Сэловея. В настоящее время существует множество определений данного термина, однако в широком смысле слова эмоциональный интеллект связан со способностью понимать собственные и чужие эмоции, что позволяет регулировать поведение и осуществлять эффективное взаимодействие в социуме.

О значимости формирования эмоционального интеллекта в детском возрасте стали говорить сравнительно недавно. Данные последних исследований, проведенных такими учеными, как М. Н. Андресон (2013), А. В. Добрина

(2014), А. К. Мазина (2015), И. Н. Розова

(2015) и др., говорят о том, что наиболее продуктивным возрастом для развития эмоционального интеллекта является детство. Именно в этот период можно сформировать способ поведения, то есть привычку распознавать и регулировать собственное эмоциональное состояние [4]. В США, например, в некоторых школах введен учебный предмет self-science, изучение которого позволяет

научиться осознавать и называть испытываемые эмоции, а также справляться с ними, регулируя поведение, эффективно общаться с другими людьми [2].

В качестве компонентов эмоционального интеллекта выделяют восприятие, понимание, идентификацию эмоций, а также поведение в соответствии с их переживанием [6]. Данные компоненты нашли свое отражение в результатах освоения обучающимися программ по изобразительному искусству, музыке, технологии, литературному чтению и др. Рассмотрим возможности формирования эмоционального интеллекта у младших школьников на примере интеграции курсов «Литературное чтение» и «Изобразительное искусство» (программа «Школа России»).

Литературное образование младших школьников закладывает фундамент в развитии личности обучаемых, формируя у них духовные, эстетические и нравственные ценности. Тексты художественных произведений — универсальная, интегральная категория, которая содержит в себе отсылки ко многим областям знаний, в связи с чем анализ текстов обладает большими интегратив-ными возможностями.

Одним из предметных результатов курса «Изобразительное искусство» является способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу. Изучение основ живописи, графики и

УДК 373.31

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Попрыгина А. А. Интеграция искусств как средство развития эмоционального интеллекта у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 83-88. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo310/

т. д. происходит в тесной связи с развитием внутреннего мира обучающихся, раскрытием их творческого потенциала с помощью свободного самовыражения.

Одной из общих задач изучения курсов «Литературное чтение» и «Изобразительное искусство» является формирование эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (художественной литературы и живописи) [3, 5]. Интеграция данных предметных областей позволит расширить представление обучающихся о собственном эмоциональном состоянии и переживаниях литературного героя, соотнести их, а также выразить с помощью средств живописи.

В круг детского чтения в 3 классе по программе системы «Школа России» входит рассказ В. Л. Дурова «Наша Жучка» [1]. Сомнения, жестокость, месть, обостренное чувство справедливости, муки нравственного выбора, осознание собственной ответственности, вина и сожаление о поступке, искренняя радость за другого — все это делает прочтение рассказа эмоционально тяжелым, не сразу вырисовывается вся палитра чувств, отраженных в художественном произведении. Небольшой объем рассказа позволяет прочесть его в классе, что способствует организации анализа произведения под руководством педагога. Далее предлагаем несколько рекомендаций, выполнение которых будет способствовать не только постижению главной мысли произведения, но и развитию эмоционального интеллекта младшеклассников.

1. Рассказ наполнен различными эмоциональными состояниями, и прежде чем обсуждать нравственный смысл поступков главного героя, следует идентифицировать и дифференцировать не только собственные эмоции, но и чувства мальчика. Для этого рекомендуем учителю самому проводить первичное чтение, а обучающимся дать задание записывать карандашом на полях книги все эмоции, которые возникают у них по ходу чтения. Таким образом, первичное восприятие литературного произведения соотносится со сменяющимся в процессе чтения эмоциональным состоянием. Данное задание позволяет формировать умение идентифицировать, дифференцировать и называть испытываемые эмоции.

2. Вторичное восприятие происходит во время чтения эпизодов текста обучающимися. Обсуждение пометок, записанных при первом прочтении, необходимо связать с причиной возникновения именно этих эмоций, сравнить с тем, что испытывал главный герой, мотивировать его поступки. Таким образом, это задание позволяет формировать и называть отдельные эмоции, объяснять причину их возникновения, обращаться к чувствам другого человека (литературного персонажа), развивать эмпатию, то есть умение сопереживать другому как себе, не осуждая его поступки.

3. Анализируя данное произведение, считаем важным не свести разговор к оценкам в категориях «плохо

УДК 373.31

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Попрыгина А. А. Интеграция искусств как средство развития эмоционального интеллекта у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 83-88. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo310/

— хорошо», формируя радикальные взгляды на мир, а говорить о праве каждого человека совершать ошибки, о нравственном выборе и его последствиях, о сложных эмоциональных состояниях и выходе из них, об ответственности каждого человека за поступки. Перенос внимания на собственные чувства позволяет не только осознать главную мысль произведения, но и обратиться к биографии В. Л. Дурова, лучше понять мотивы написания рассказа, что является пропедевтикой к дальнейшему углублению в литературоведение.

4. Одной из тенденций в современном образовательном процессе является реализация интегративного подхода, суть которого заключается в объединении предметных областей в единое образовательное пространство с целью формирования целостной картины мира, систематизации знаний, достижения образовательных результатов и оптимизации учебно-воспитательного процесса. Интегрированные задания являются одной из форм интеграции, могут быть основаны на близости предметного содержания или деятельности, позволяют объединять различные дисциплины для решения учебных задач. В качестве примера предлагаем использовать интегрированное задание, которое заключается в выражении эмоциональной палитры художественного произведения с помощью средств изобразительного искусства (красок, карандашей, фломастеров, бумаги и т. д.). Обучающиеся могут использовать абстрактные

формы, находить образы, отражающие эмоции, передавать чувства цветами, фактурой и т. п. Рекомендуем организовать проверку задания в форме представления отдельными школьниками собственных концепций всему классу, когда другие обучающиеся могут задавать вопросы, узнавать личностные особенности одноклассников, развивать коммуникативные умения.

Данное задание является интегрированным, так как для его выполнения необходимо воспользоваться знаниями и умениями из различных предметных областей: умение определять эмоциональную картину художественного произведения и выражать эмоциональное состояние через изобразительное искусство. Межпредметная интеграция в данном случае способствует достижению предметных результатов из различных дисциплин, а также способствует формированию целостного представления об эмоциональной составляющей всего окружающего мира. При самостоятельном выполнении задания происходит погружение в собственный внутренний мир, постижение личностных особенностей, обучающиеся знакомятся со своими эмоциями, принимают их и выражают посредством творчества. Ощутить свободу в нем помогает осознание того, что нет «правильной» и «неправильной» формы выполнения задания, о чем должен предупредить педагог, есть только эмоциональная палитра, концепция, в которую каждый вкладывает свой собственный смысл. Во время обсуждения

УДК 373.31

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Попрыгина А. А. Интеграция искусств как средство развития эмоционального интеллекта у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 83-88. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo310/

результатов такой работы происходит столкновение трех миров: внутренний мир — мир других людей — художественный мир, что способствует погружению в каждый из них, совершению новых открытий, познанию себя через мир вокруг и окружающего мира через внутренний.

Таким образом, интеграция предметных областей литературного чтения и изобразительного искусства на примере изучения рассказа В. Л. Дурова «Наша Жучка» способствует достижению образовательных результатов начального общего образования, а также развитию эмоционального интеллекта. На современном этапе развития общества эмоциональный интеллект становится той необходимой интегральной категорией, которая позволяет человеку быть более гибким, мобильным, выражать свое эмоциональное состояние различными способами, сохраняя собственное здоровье и качественные взаимоотношения с окружающим миром. Сверхзадачей системы образования является формирование основ целостного мировоззрения, интегрирующего весь опыт школьника, позволяющий индивиду становиться личностью, субъектом общественных отношений, осуществлять регуляцию различных форм своей деятельности. Интегративный подход позволяет формировать не мозаичное представление о мире, а целостную картину окружающей действительности во всем ее многообразии.

Список литературы

1. Владимир Дуров. Наша Жучка [Электронный ресурс]. — URL: https:// peskarlib.ru/v-durov/nasha-zhuchka (дата обращения: 25.07.2020).

2. Загвоздкин, В. К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания / В. К. Загвоздкин // Культурно-историческая психология. — 2008. — № 2. — С. 97-103.

3. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение: Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — 2-е изд., допол. — М.: Просвещение, 2019. — 138 с.

4. Ларина, А. Т. Эмоциональный интеллект / А. Т. Ларина // АНИ: педагогика и психология. — 2016. — № 3 (16) — С. 275-278.

5. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство: Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1-4 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская, Н. А. Горяев. — М.: Просвещение, 2011. — 98 с.

6. Рыжов, Д. М. Исследование и анализ развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста / Д. М. Рыжов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2012. — № 3. — С. 166-171.

УДК 373.31

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Попрыгина А. А. Интеграция искусств как средство развития эмоционального интеллекта у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 83-88. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo310/

Alyona A. Poprygina

Ural State Pedagogical University Ekaterinburg, Russia

Integration of the arts as a means of developing emotional intelligence of primary schoolchildren

Abstract. This article presents the methodoLogicaL recommendations for analyzing V. L. Durov's story "Our Zuchka," included in the list of children's reading for the Grade 3 following the program "School of Russia". A distinctive feature of this work is the com-

plex emotional component. It is possible to use the integration technology to live all feelings, as well as to develop emotional intelligence of primary schoolchildren. The integration of literary reading and fine arts in educational activities contributes not only to the awareness of the main thought of the work, the understanding of copyright features, but also to the formation of a holistic idea of the emotional part of the surrounding world.

Keywords: integrative approach, integrated task, integration technology, emotional intelligence, primary general education, literary education of junior schoolchildren.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.