Научная статья на тему 'Самопознание и самоопределение в профориентации школьников на всех этапах школьного обучения'

Самопознание и самоопределение в профориентации школьников на всех этапах школьного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / САМОПОЗНАНИЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / СЕТЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / VOCATIONAL GUIDANCE / SELF-KNOWLEDGE AND SELF-DETERMINATION / THE CONCEPT OF INDIVIDUALITY / INTEGRATED APPROACH / NETWORK COLLABORATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белякова Виктория Николаевна, Гончарова Ирина Ивановна

В статье представлен комплексный подход к профориентационной работе со школьниками на базе Ресурсного центра ранней профессиональной ориентации, созданного по инициативе Министерства образования Калининградской области на основе сетевого сотрудничества с БФУ им. И. Канта. Главный вектор работы направлен на организацию самопознания и самоопределения школьников. Представлены современные формы и методы работы на всех этапах школьного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-KNOWLEDGE AND SELF-DETERMINATION IN VOCATIONAL GUIDANCE OF SCHOOLCHILDREN AT THE ALL STAGES OF SCHOOLING

The article presents a comprehensive approach to vocational guidance work with schoolchildren on the basis of the Early Career Orientation Resource Center formed through the sponsorship of Ministry of Education in Kaliningrad region in the network collaboration with Immanuel Kant Baltic Federal University. The main vector of work is aimed at the organizing of self-knowledge and self-determination of schoolchildren. The modern forms and methods of work at all stages of schooling are presented.

Текст научной работы на тему «Самопознание и самоопределение в профориентации школьников на всех этапах школьного обучения»

УДК 37.047

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Белякова В. Н., Гончарова И. И. Самопознание и самоопределение в профориентации школьников на всех этапах школьного обучения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 44-52. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo306/

Белякова Виктория Николаевна | vbelyakova08@list.ru

Директор

МАОУ г. Калининграда гимназия № 32 Калининград, Россия

Гончарова Ирина Ивановна | myemail-08@mail.ru

Кандидат педагогических наук Педагог-психолог

МАОУ г. Калининграда гимназия № 32 Калининград, Россия

Самопознание и самоопределение в профориентации школьников на всех этапах школьного обучения

Аннотация. В статье представлен комплексный подход к профориентационной работе со школьниками на базе Ресурсного центра ранней профессиональной ориентации, созданного по инициативе Министерства образования Калининградской области на основе сетевого сотрудничества с БФУ им. И. Канта. Главный вектор работы направлен на организацию самопознания и самоопределения школьников. Представлены современные формы и методы работы на всех этапах школьного обучения.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, самопознание и самоопределение, концепция индивидуальности, комплексный подход, сетевое сотрудничество.

Чтобы говорить об актуальности вопроса профессиональной ориентации

школьников в современном мире, необходимо четкое понимание особенностей сегодняшнего мира, тенденций его развития. Специалисты, изучающие эти тенденции, помогают нам их понять. Изменчивость, неопределенность, сложность (как взаимосвязанность всего со всем), противоречивость (наличие доказательной базы на прямо противоположные позиции) представлены в концепции VUCA-мир: Volatility — Изменчивость, Uncertainty — Неопределенность, Complexicity — Сложность, Ambiguity — Противоречивость. VUCA-мир предлагает человеку новые вызовы. Чтобы жить в таком мире, надо обладать определенным набором навыков. С учетом этих факторов формируются современные тенденции в образовании, которое призвано готовить человека к жизни в VUCA-мире: обучение на протяжении всей жизни, необходимость формирования soft skills

УДК 37.047

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Белякова В. Н., Гончарова И. И. Самопознание и самоопределение в профориентации школьников на всех этапах школьного обучения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 44-52. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo306/

(комплекса надпрофессиональных навыков, которые обеспечивают эффективность профессиональной деятельности), ориентир на практику и опыт, учет процессов, связанных с глобализацией [5].

Что же лежит в основе адаптации к быстро меняющемуся, неопределенному миру? Очевидно, способность человека изменяться самому. Отправной же точкой в этом процессе самоизменения, саморазвития является самопознание. Только поняв, кто ты, какой ты, чего ты хочешь и что ты можешь, осознав свои достоинства и ресурсы, можно сознательно выстраивать траекторию саморазвития, делать осознанные выборы, в том числе профессиональные.

Калининградская научная школа обогатила отечественную педагогику замечательным инструментом для понимания функционирования психики школьников, а также для организации их самопознания — концепцией индивидуальности (О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк), логичным и лаконичным конструктом, позволяющим посмотреть на личность и индивидуальность сквозь призму семи сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной и сферу саморегуляции [3]. Идеи научной школы педагогики индивидуальности остаются актуальными в свете современных трендов непрерывного образования [4]. На основе данной концепции уже много лет выстраивается работа по организации самопознания и самоопределения школьников в гимназии № 32 города

Калининграда. Эта работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, обеспечивая успешность ранней профилизации и профориентации [1, 2].

В настоящее время новым и значительным ресурсом в организации профессиональной ориентации школьников являются федеральные и региональные проекты, позволяющие учащимся «примерить на себя» профессии. Это «Атлас новых профессий» Дмитрия Судакова, онлайн-уроки «ПроеКТОриЯ», «Уроки настоящего», масштабный проект «Билет в будущее». В Калининградской области успешно реализуется профориентаци-онный проект «Карьерный навигатор» (руководитель Павел Асаналиев). Число участников проектов предполагается многократно увеличить. Это означает, что формирование у школьников осознанного выбора образовательной и профессиональной траектории через расширение границ самопознания — как задача государственной важности — будет решаться более эффективно. С одной стороны — в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности, с другой — с учетом социокультурной и экономической ситуации в стране, регионе, городе.

Как выстраивается система профориен-тационной работы в гимназии с учетом новых возможностей и ресурсов?

Начиная с первого класса, дети учатся познавать не только окружающий мир

УДК 37.047

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Белякова В. Н., Гончарова И. И. Самопознание и самоопределение в профориентации школьников на всех этапах школьного обучения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 44-52. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo306/

и его закономерности, но и самих себя. Программа «Я — первоклассник» реализуется педагогом-психологом гимназии в качестве внеурочного модуля. Со второго класса учащиеся работают с ЛСОД (лист самопроектирования образовательной деятельности, учатся ставить цели, планировать и постепенно выстраивать свой индивидуальный образовательный маршрут (приложение 1). В этом процессе принимают участие педагоги и родители. Мотивируя детей на самопознание и самоопределение, классные руководители проводят экскурсии и встречи с представителями разных профессий из числа родителей. Конкурсы рисунков «Моя будущая профессия» помогают визуализировать представления о себе как о специалисте. Каким должен быть человек, работающий в той или иной профессиональной сфере? Хотел бы я быть таким специалистом? Какие качества для этого у меня есть? Здесь в фокусе внимания оказываются профессии настоящего. В ходе же профориентационных игр по «Атласу новых профессий» младшие школьники говорят о профессиях уходящих и тех, которые могут появиться (игра «Будущее в твоих руках!»). Фантазии детей о профессиях будущего снимают ограничения в выборе, которые диктует реальность. Это стимулирует их обращение к различным сферам своей индивидуальности, например, интеллектуальной (что я знаю о мире профессий?), мотивационной (чего я хочу даже из того, чего сейчас нет?), экзистенциальной (что в этом ценного для меня и для других людей?).

В пятом классе на этапе адаптации к новым условиям обучения в основной школе реализуется программа «Я — пятиклассник», которая позволяет младшим подросткам рассмотреть себя и других людей с позиции семи сфер индивидуальности (О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк). Исследовательская позиция по отношению к самому себе и окружающему миру позволяет подростку делать осознанные выборы учебных предметов для углубленного изучения и внеурочных модулей, использовать возможности дополнительного образования.

На этапе обучения в основной школе классные руководители реализуют программу «Профессии, которые мы выбираем», предусматривающую встречи с представителями реального сектора экономики, экскурсии на предприятия и в организации. Проводятся конкурсы рисунков и сочинений «Моя будущая профессия». Продолжается работа с листами самопроектирования, которые помогают подросткам понимать свои предметные предпочтения и трудности, готовят их к осознанному выбору профильного класса в старшей школе или поступлению в ссузы по выбранной профессии.

Новыми для школы формами работы с учащимися-подростками стали профо-риентационные игры-тренинги «Курьер, прощай!», «Компас новых профессий» и другие, разработанные в рамках проекта «Атлас новых профессий». Использование онлайн-платформ, участие в региональных и федеральных программах — все это позволяет подросткам

УДК 37.047

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Белякова В. Н., Гончарова И. И. Самопознание и самоопределение в профориентации школьников на всех этапах школьного обучения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 44-52. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo306/

погрузиться в мир профессий, увидеть себя в роли специалиста, «примерить профессию» на себя.

Переход на новый уровень организации профориентационной работы стал возможен благодаря открытию на базе гимназии Ресурсного центра ранней профориентации Института образования БФУ им. И. Канта. Центр был открыт по инициативе Министерства образования Калининградской области в 2018 году.

Среди приоритетных направлений работы центра:

- разработка и реализация совместных комплексных программ и проектов по профориентационной работе;

- создание условий для ранней профориентации и профилизации обучающихся;

- развитие и расширение базы практик Института образования БФУ им. И. Канта в целях повышения качества подготовки выпускников, обеспечение научных разработок и их внедрение в практическую деятельность;

- изучение и обобщение результатов опыта совместной деятельности, трансляция лучших образцов данного опыта, подготовка к публикации материалов на его основе.

Таким образом, значительная часть работы по профессиональной ориентации школьников в настоящее время планируется и осуществляется совместно с Институтом образования БФУ им. И. Канта. Вместе с преподавателями и аспирантами проводятся профориента-ционные исследования, апробируются новые формы работы по профориентации. Студенты проходят практику и пишут курсовые и дипломные работы на базе гимназии. В результате большой подготовительной работы в 2020/2021 учебном году в гимназии открывается 10-й профильный педагогический класс. Образовательные программы построены таким образом, что на протяжении двух лет обучения в 10 и 11 классах учащиеся педагогического класса смогут посмотреть на профессию учителя изнутри, попробовать себя в этой профессии. В этом случае профессиональный выбор будет действительно осознанным, позволяющим увидеть все перспективы личностного и профессионального роста в профессии учителя.

Описанную систему профориентацион-ной работы гимназии как Ресурсного центра Института образования БФУ им. И. Канта можно представить в таблице 1.

Белякова В. Н., Гончарова И. И. Самопознание и самоопределение в профориентации школьников на всех этапах школьного обучения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 44-52. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo306/

Таблица 1 — Система профориентационной работы в ресурсном центре ранней профориентации на всех этапах школьного обучения

Программы, мероприятия Ответственные

Профориентация в начальной школе

Работа с ЛСОД (лист самоопределения образовательной деятельности) начиная со 2 класса Классные руководители

Встречи с представителями профессий из числа родителей, экскурсии Классные руководители, родительские комитеты классов

Конкурсы рисунков «Моя будущая профессия» Заместитель директора по воспитательной работе, учитель ИЗО, классные руководители

Профориентационные игры по «Атласу новых профессий» Классные руководители, учащиеся педагогического класса, студенты БФУ им. И. Канта

Диагностические исследования и консультирование родителей на этапе выбора профиля обучения в основной школе Педагог-психолог

Профориентация в основной школе

Программа «Я — пятиклассник» Педагог-психолог

Программа классного руководителя «Профессии, которые мы выбираем» (работа с ЛСОД, экскурсии, встречи, дни открытых дверей, классные часы, совместные мероприятия с ссузами) Классные руководители

Конкурсы рисунков и сочинений «Моя будущая профессия» Заместитель директора по воспитательной работе, учителя-предметники

Профориентационные игры по «Атласу новых профессий» Педагог-психолог, студенты и аспиранты БФУ им. И. Канта

Профориентационные тренинги в рамках регионального проекта «Карьерный навигатор» Педагог-психолог

Участие в онлайн уроках федеральных проектов, а также профессиональных проб в рамках проекта «Билет в будущее» Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

Диагностические исследования и профориентационное консультирование Педагог-психолог

УДК 37.047

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

УДК 37.047

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Белякова В. Н., Гончарова И. И. Самопознание и самоопределение в профориентации школьников на всех этапах школьного обучения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 44-52. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo306/

Программы, мероприятия Ответственные

Профориентация в старшей школе

Программа классного руководителя «Профессии, которые мы выбираем» (работа с ЛСОД и портфолио учащихся, экскурсии, встречи с представителями ссузов и вузов, дни открытых дверей, классные часы, совместные мероприятия с вузами) Классные руководители

Участие в предметных конкурсах и олимпиадах Учителя-предметники

Профориентационные игры по «Атласу новых профессий» Педагог-психолог, студенты и аспиранты БФУ им. И. Канта

Профессиональные пробы для учащихся педагогического класса Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Профориентационное консультирование Педагог-психолог

Таким образом, в основе профессиональной ориентации на всех этапах школьного обучения лежит педагогическая организация ее базовых составляющих: самопознания и самоопределения. Представленная система профориентацион-ной работы использует как традиционные, так и новые формы работы, включая авторские разработки и информационные технологии. В этом процессе задействованы ресурсы гимназии, Института образования БФУ им. И. Канта, других ссузов и вузов, региональных и федеральных профориентационных проектов. Такой подход представляется эффективным и открывает перспективу создания уровневой системы организации профессиональной ориентации школьников, включая мониторинговые исследования на всех этапах школьного обучения.

Список литературы

1. Гончарова, И. И. Самопознание и самореализация школьников на основе идей педагогики индивидуальности / И. И. Гончарова // Педагогика индивидуальности: достижения и перспективы развития: Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Олега Семеновича Гребенюка, основателя научной школы «Педагогика индивидуальности» / Под науч. ред. Т. Б. Гребенюк; сост. В. П. Вейдт. — Калининград: Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2017. — С. 97-103.

2. Гончарова, И. И. Формирование представлений о своей индивидуальности у младших подростков в учебно-воспитательном процессе: дис. ... канд.

УДК 37.047

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Белякова В. Н., Гончарова И. И. Самопознание и самоопределение в профориентации школьников на всех этапах школьного обучения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 44-52. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo306/

пед. наук: 13.00.01 / Гончарова Ирина Ивановна. — Калининград, 2014. — 185 с.

3. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / О. С. Гребенюк. — Калининград: Кали-нингр. гос. ун-т, 2000. — 572 с.

4. Гребенюк, Т. Б. Педагогика индивидуальности в свете современных трендов непрерывного образования /

Т. Б. Гребенюк // Поволжский педагогический поиск (Научный журнал). - 2019. - № 4 (30). - С. 26-32.

5. Профориентация в современной школе: эффективная работа с подростками [Электронный ресурс]. — URL: https://foxford.ru/Lessons/29714/ conspects/1 (дата обращения: 27.07.2020).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Лист самопроектирования образовательной деятельности учащегося МАОУ гимназии № 32

Ф.И.О: Класс:

Дата составления:

Как в целом я могу описать свою успеваемость в гимназии за последнее время?

Каким предметам я планирую уделять больше времени и внимания? Почему?

Какие предметы я планирую изучать на углубленном уровне? Зачем мне это нужно?

Какие дополнительные предметы я планирую изучать? Почему?

Какую общественную работу, социальную, исследовательскую практику я планирую выполнять? Почему?

Мои цели и планы на следующей ступени обучения, после школы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Моя главная цель в новом учебном году

Белякова В. Н., Гончарова И. И. Самопознание и самоопределение в профориентации школьников на всех этапах школьного обучения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 44-52. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo306/

Что нужно сделать для достижения цели:

1.

2.

3.

4.

5.

Проверка результата

Мой план укрепления здоровья: 1. 2. 3. Мои спортивные секции:

Спортивные достижения:

Планирование дополнительного гимназического образования Спецкурсы, факультативы, кружки:

Творческие объединения:

Результативность индивидуального образовательного маршрута (оценка результата)

Самооценка

Родители /законные представители учащегося

Классный руководитель

С информацией ознакомлены

Родители / законные представители учащегося.

УДК 37.047

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

УДК 37.047

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Белякова В. Н., Гончарова И. И. Самопознание и самоопределение в профориентации школьников на всех этапах школьного обучения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 44-52. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo306/

Viktoriya N. Belyakova

Gymnasium № 32 Kaliningrad, Russia

Irina I. Goncharova

Gymnasium № 32 Kaliningrad, Russia

Self-knowledge and self-determination in vocational guidance of schoolchildren at the all stages of schooling

Abstract. The article presents a comprehensive approach to vocational guidance

work with schoolchildren on the basis of the Early Career Orientation Resource Center formed through the sponsorship of Ministry of Education in Kaliningrad region in the network collaboration with Immanuel Kant Baltic Federal University. The main vector of work is aimed at the organizing of self-knowledge and self-determination of schoolchildren. The modern forms and methods of work at all stages of schooling are presented.

Keywords: vocational guidance, self-knowledge and self-determination, the concept of individuality, integrated approach, network collaboration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.