Научная статья на тему 'Организация работы по повышению качества образования слушателей курсов переподготовки'

Организация работы по повышению качества образования слушателей курсов переподготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / PROFESSIONAL RETRAINING / CAREER GUIDANCE / EDUCATION QUALITY / FINAL QUALIFYING WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терешева Ольга Владимировна

Читателям представлен материал по организации и проведению курсов переподготовки воспитателей дошкольных образовательных организаций. В статье раскрываются этапы подготовки к проведению курсов, организации самостоятельной работы слушателей и сопровождения при подготовке выпускной квалификационной работы. Затрагивается тема содержания программы обучения, подбора кадров для реализации программы. На каждом этапе особое внимание уделяется индивидуальному подходу в процессе сопровождения обучения слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE WORK FOR IMPROVEMENT OF EDUCATION QUALITY OF THE RETRAINING COURSES STUDENTS

The article presents the content about the organization and arranging retraining courses for kindergarten teachers. The stages of the preparation of the courses, the organization of the independent work of the students and support in the preparation of the final qualifying work are revealed. The questions of the educational program content and the selection of staff for the program implementation are mentioned. The special attention is paid to the individual approach in the process of supporting the training of students in every stage of study.

Текст научной работы на тему «Организация работы по повышению качества образования слушателей курсов переподготовки»

УДК 377.018.48

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Терешева О. В. Организация работы по повышению качества образования слушателей курсов переподготовки // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 19-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo303/

Терешева Ольга Владимировна | olgateresheva@mail.ru

Старший методист кафедры педагогики и психологии Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Организация работы по повышению качества образования слушателей курсов переподготовки

Аннотация. Читателям представлен материал по организации и проведению курсов переподготовки воспитателей дошкольных образовательных организаций. В статье раскрываются этапы подготовки к проведению курсов, организации самостоятельной работы слушателей и сопровождения при подготовке выпускной квалификационной работы. Затрагивается тема содержания программы обучения, подбора кадров для реализации программы. На каждом этапе особое внимание уделяется индивидуальному подходу в процессе сопровождения обучения слушателей.

Ключевые слова: профессиональная переподготовка, профориентация, качество образования, выпускная квалификационная работа.

Выбор профессии молодыми людьми в современном обществе имеет ряд особенностей: возможность молодого поколения заявить себя в нескольких учебных заведениях, на разные профессии, пройти конкурс везде, а потом выбирать, где учиться. Такая тенденция, конечно, предоставляет огромный выбор

выпускнику школы, однако не отвечает одному «хорошему» принципу: молодой человек, будущий выпускник школы, в соответствии с программой профессиональной ориентации может определиться с выбором профессии задолго до подачи документов в среднее или высшее учебное заведение профессионального образования и целенаправленно идти к «своей» профессии. Возможно, этот принцип довольно спорный и в исторические времена ограничивал выбор абитуриентов, но он настраивал старшеклассников на серьезное отношение к своему будущему.

Позиция молодых людей «пойду учиться туда, где наберу нужное количество баллов» приводит в дальнейшем к ситуации, когда профессия не нравится или нет возможности трудоустроиться.

И вот тогда возникает мысль о переподготовке, то есть получении знаний и навыков совершенно новой профессии. Иногда эта мысль посещает молодых женщин, ставших матерями и нашедших призвание в процессе общения со своими детьми. Иногда такая мысль приходит в

УДК 377.018.48

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Терешева О. В. Организация работы по повышению качества образования слушателей курсов переподготовки // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 19-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo303/

голову и не совсем молодым женщинам, но причины те же — нашли ту профессию, с которой хотят идти по жизни дальше. Тогда-то и появляется необходимость пройти курсы профессиональной переподготовки для работы по должности «воспитатель».

В этой связи возникает вопрос о качестве курсов профессиональной переподготовки, поскольку главным выступает постулат о том, чтобы не только дать слушателям определенное количество знаний, но и сделать это качественно.

Современные требования к обучению взрослых тоже периодически меняются (в связи с появлением новых образовательных и технических средств) и, соответственно, необходимо определять приоритеты как по содержанию обучения, так и по его организации. Коротко рассмотрим некоторые.

Начнем с содержания курсов, поскольку именно содержание определяет те главные направления, по которым надо будет построить грамотную организацию обучения и сопровождения слушателей. Содержание обучения изложено в программе. Программа содержит четыре блока:

1. Нормативно-правовой раздел.

2. Психолого-педагогический раздел.

3. Предметный раздел.

4. Вариативный раздел.

Для качественного обучения слушателей надо понимать, что без экскурса в область нормативно-правовой базы

дошкольного образования не обойтись. Данный раздел предшествует изучению основ психологии, дошкольной педагогики и методики и довольно значим, так как определяет законодательные границы профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации.

Психолого-педагогический раздел включает общие вопросы педагогики (исторические аспекты становления российского дошкольного образования, рассматриваются такие понятия, как «методика», «метод», «прием», «средство обучения» и др.) и дошкольной психологии (возрастные особенности каждого периода развития ребенка, характеристики восприятия, мышления, памяти дошкольников).

Предметный раздел посвящен содержанию дошкольного образования и методике организации развития и воспитания детей возрастом от 1,5 лет до школы. Этот раздел является самым объемным и насыщенным.

Вариативный раздел дает слушателям возможность расширить и углубить знания и навыки, полученные в рамках предметного раздела.

От содержания программы курса переподготовки перейдем к организации курсов методистом — куратором курса (к сведению: методист вправе разработать и написать программу и представить ее на рассмотрение Ученому совету института). В первую очередь, задача методиста — подобрать преподавательский

УДК 377.018.48

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Терешева О. В. Организация работы по повышению качества образования слушателей курсов переподготовки // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 19-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo303/

состав для реализации образовательной программы. Если говорить о качестве обучения, то упор необходимо делать на подборе преподавателей, основывающих свою работу не на теоретических лекциях, а на практических, семинарских занятиях. Тогда и теоретические аспекты программы слушателями лучше усваиваются. Если подобран состав преподавателей, использующих практико-ори-ентированный подход в преподавании, то методисту будет проще организовать практические занятия для слушателей на базе дошкольной образовательной организации, поскольку такое построение обучения будет подчинено особой логике и принципам (от простого к сложному, постепенности и последовательности).

После проведения теоретических, прак-тико-ориентированных занятий слушатели получают задания для самостоятельной работы в межсессионный период. Это особая форма работы, от качества проведения которой зависит качество работы воспитателя с детьми дошкольного возраста. Методист просто обязан быть предельно внимательным к каждому слушателю, объяснять недочеты и ошибки в самостоятельных работах, при необходимости рекомендовать для изучения дополнительную литературу, проводить дополнительные консультации. Обязательным условием в работе методиста должен стать общий анализ самостоятельных работ группы (с соблюдением принципа конфиденциальности). В анализе необходимо отметить как удачные, методически грамотные варианты, так и слабые или

несамостоятельные работы. Важно научить слушателей пользоваться информацией из общедоступных источников для выполнения заданий по курсу, писать конспекты образовательной деятельности, разрабатывать планы и проекты. При полном и качественном сопровождении выполнения слушателями самостоятельных работ, при установлении доверительных взаимоотношений со слушателями в процессе проведения данной работы, сопровождение подготовки выпускной квалификационной работы будет для всех сторон образовательного процесса достаточно результативным.

Остановимся на ключевых моментах подготовки и проведения итоговой аттестации — защиты выпускной квалификационной работы.

1. Выбор темы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Важно учесть активность слушателя на предметных составляющих курса для оказания помощи в выборе мероприятия по определенной образовательной области (например, слушатель проявил наибольшую активность при прохождении практических занятий по изобразительной деятельности). Также на выбор тематики может повлиять способность слушателя к проявлению артистических навыков, грамотной ситуативной речи и т. п.

2. Выбор возрастной категории дошкольника. Почему это важно? Здесь на первый план выходит умение слушателя установить доброжелательные партнерские взаимоотношения с детьми. Если слушателю

УДК 377.018.48

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Терешева О. В. Организация работы по повышению качества образования слушателей курсов переподготовки // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 19-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo303/

пока это трудно дается, можно рекомендовать проводить мероприятие с детьми раннего или младшего дошкольного возраста. Дети данного возраста более эмоционально реагируют на новизну, сюрпризный момент. На материале сюрпризного момента можно выстроить все образовательное мероприятие.

3. Подбор образовательной организации, на базе которого слушатель будет проводить образовательное мероприятие. Никаких проблем не вызывает этот пункт, если слушатель уже работает в детском саду. Но если нет — то задача методиста-куратора состоит в том, чтобы привлечь дошкольную образовательную организацию к сотрудничеству и оформить соответствующий договор. При необходимости методист дает разъяснение по организации работы с практикантом. Слушатель-практикант заранее знакомится с детьми группы, в которой будет проводить образовательное мероприятие.

4. Следующий этап работы — составление конспекта образовательного мероприятия. Данный этап проводится также в тесном сотрудничестве с методистом, который проверяет на методическую грамотность конспект, представленный слушателем. И только после проверки и корректировки конспекта слушатель

допускается к проведению мероприятия с детьми. 5. После проведения образовательного мероприятия слушатель анализирует его. С вопросами для анализа слушатель знакомится заранее, задолго до начала написания выпускной квалификационной работы (приложение 1). Данный этап проводится в очно-заочном режиме, когда слушатель присылает свой анализ на электронную почту, а затем приезжает на индивидуальную консультацию для обсуждения и корректировки выпускной работы. На этой же консультации обсуждается текст и оформление выпускной квалификационной работы.

В заключение важно отметить, что работа со слушателями на курсах переподготовки очень ответственна и интересна, результатом подобной работы могут стать:

1) трудоустройство слушателей в дошкольные образовательные организации города и области (таблица 1);

2) высокое качество профессиональной деятельности воспитателей, прошедших курсы переподготовки;

3) достижение выпускниками курсов переподготовки высоких профессиональных результатов.

Эти и другие результаты отслеживаются в процессе дальнейшей работы с контингентом воспитателей региона.

УДК 377.018.48

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Терешева О. В. Организация работы по повышению качества образования слушателей курсов переподготовки // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 19-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo303/

Таблица 1 — Статистика обучившихся на курсах переподготовки, работающих в дошкольных организациях города и области1

Год выпуска Количество выпускников Работающие в дошкольной образовательной организации

Количество % от обучившихся

2017 20 15 75

2018 21 14 67

2019 12 9 75

2020 10 5 50

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вопросы к анализу образовательного мероприятия

1. Какие особенности воспитанников были учтены при планировании занятия?

2. Каково место занятия в теме? Как проведенное занятие связано с предыдущими занятиями, на что в них опирается? Как проведенное занятие работает на последующие занятия, темы? В чем специфика проведенного занятия?

3. Почему выбранная психолого-педагогическая концепция, на основании которой строилось занятие, являлась рациональной для решения поставленных задач?

4. Необходимость, разнообразие, качество наглядных пособий: подбор демонстрационного и раздаточного материала, его рациональное размещение.

5. Эстетика занятия и выполнение гигиенических требований:

- двигательная активность детей во время занятия;

- смена поз в течение занятия;

- соответствие длительности занятия требованиям СанПиН;

- соответствие программного содержания возрасту ребенка. Какие образовательные, воспитательные, развивающие задачи решались на занятии?

6. Приемы обеспечения эмоциональности, внимания, интереса детей на занятии.

1 Данные получены из единой базы данных педагогических и руководящих работников образования Калининградской области. Как видно из таблицы, количество трудоустроенных колеблется в диапазоне от 67 до 75 %. Следует учесть, что некоторые слушатели могут работать в негосударственных и частных образовательных организациях. Часть выпускников 2020 года находятся в процессе поиска или ожидания рабочего места.

УДК 377.018.48

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Терешева О. В. Организация работы по повышению качества образования слушателей курсов переподготовки // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 19-24. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo303/

7. Разнообразие методов и приемов (какие методы и приемы использовались?) Дать обоснование выбору приемов и методов обучения, образовательных технологий.

8. Сочетаемость и эффективность применяемых приемов и методов.

9. Разнообразие форм организации детей (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная, коллективная). Оправданность выбранных форм.

10. Физкультминутка (должна соответствовать теме занятия).

11. Поведение детей в процессе работы:

- сохранение интереса и внимания детей к деятельности на занятии;

- активность и самостоятельность детей в решении поставленных задач.

12. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность воспитанников в течение всего занятия и обеспечивалась ли вообще?

13. Усвоение детьми программного материала.

14. Индивидуальная работа с детьми. Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

15. Как (какими способами) организовывался контроль усвоения знаний, умений, навыков?

16. За счет чего на занятии поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение?

17. Этапы занятия и их связь.

18. Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи?

Olga V. Teresheva

Kaliningrad Regional Institute of Education Development Kaliningrad, Russia

Organization of the work for improvement of education quality of the retraining courses students

Abstract. The article presents the content about the organization and arranging retraining courses for kindergarten teachers. The stages of the preparation of the courses, the organization of the independent work of the students and support in the preparation of the final qualifying work are revealed. The questions of the educational program content and the selection of staff for the program implementation are mentioned. The special attention is paid to the individual approach in the process of supporting the training of students in every stage of study.

Keywords: professional retraining, career guidance, education quality, final qualifying work.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.