УДК 373.29
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Марина Петровна Манаенкова
кандидат филологических наук, доцент mmanaenkova@yandex.ru Юлия Сергеевна Мордвина обучающаяся } ulia_mordvina@mail .ги Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается сущность коммуникативной компетентности, а также специфика ее формирования у детей дошкольного возраста. Подчеркивается особая значимость коммуникативной компетентности в процессе развития гармоничной личности. Коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста является важнейшим условием их успешной социализации, овладения ими культурно-историческим опытом. Уровень сформированности коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста является показателем эффективности развивающей образовательной среды детского сада.
Доказывается необходимость создания благоприятных психолого-педагогических условий для формирования и развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной организации.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, образовательная развивающая среда, коммуникативная компетентность, развитие личности.
В организации образовательной развивающей среды в образовательных организациях различного уровня большое внимание уделяется формированию компетенций, предусмотренных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Совокупность сформированных у обучающихся в образовательном процессе компетенций и составляет основу их компетентности. То обстоятельство, что компетенции, которые должны быть сформированы у обучающихся, перечислены в соответствующем ФГОСе, подчеркивает их значимость в структуре личностного развития.
Следует обратить внимание на то, что особое место среди других необходимых компетентностей занимает коммуникативная компетентность. Специфичность этой компетентности обусловлена феноменальностью ее природы: она является не только результатом образовательного процесса, индикатором эффективности последнего, но и является обязательным условием и средством организации образовательного процесса.
Вопросам формирования и развития коммуникативной компетентности у обучающихся уделяется повышенное внимание на всех уровнях современной образовательной парадигмы, что является убедительным доказательством ее особой роли в социальном, культурном и личностном развитии человека [2, с. 51].
Особую актуальность имеет процесс формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. В период предшкольного детства значительно расширяется социальная среда общения: дети дошкольного возраста начинают взаимодействовать со сверстниками, с педагогами, с другими участниками их жизненного пространства.
По мнению многих исследователей личностного развития детей дошкольного возраста (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна), общение является не только важнейшим условием развития личности ребенка, но и одним из ведущих видов деятельности, в котором происходит непосредственное личностное развитие. В многофакторном
процессе общения, коммуникативного взаимодействия, в первую очередь, со взрослыми происходит у дошкольников интериоризация культурно-исторического опыта человечества. Следует отметить, что в процессе личностного становления и развития детей старшего дошкольного возраста большое значение имеет и общение со сверстниками: в силу особенностей социализации дошкольник является членом детского коллектива, который вовлечен в особую субкультуру.
Старший дошкольный возраст, по мнению ряда исследователей (Л.А. Дубиной, М.М. Алексеевой, М.И. Яшиной), является сензитивным для формирования коммуникативной компетентности. Именно в этом возрасте общение с взрослыми, со сверстниками становится важной составляющей жизни дошкольника, деятельность становится совместной, трансформируется во взаимодействие, что, безусловно, является важным показателем личностного формирования и развития ребенка.
Коммуникативные умения и навыки, которыми интенсивно овладевают дети старшего дошкольного возраста, являются важными структурными социально-психологическими образованиями личности ребенка. Сформированные коммуникативные способности и готовности обеспечивают успешность процесса общения ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками, с взрослыми.
Процесс общения в любом возрасте представляет собой сложный вид деятельности, который требует сформированности в достаточном объеме специальных знаний, умений и навыков. Следует отметить, что в дошкольном возрасте исследуемый процесс сопряжен с особыми трудностями: недостаточностью сформированности языковой и речевой компетентностей, которые являются основополагающими в коммуникативной компетентности.
Дети старшего дошкольного возраста должны овладеть языковыми средствами для успешного построения речи и для эффективной коммуникации, которая, безусловно, невозможна без сформированной коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность в специальных исследованиях трактуется как.
- овладение различными видами речевой деятельности на основе речеведческих знаний [1],
- владение словом с целью эффективного общения [6, с. 374],
- усвоение теоретических знаний в области коммуникации, она заключается в передаче информации от человека или группы к человеку или группе и предполагает практическое владение формами взаимодействия в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других знаковых систем [3, с. 46].
Нам наиболее верной и полной представляется понимание коммуникативной компетентности как способности выбирать и реализовывать стратегию речевого поведения в зависимости от той или иной коммуникативной ситуации.
Коммуникативная компетентность представляет собой сложное образование, которое аккумулирует и языковые, и социальные, и психологические, и речевые, и этнические, и культурные компоненты. Именно поэтому уровень сформированности коммуникативной компетентности является показателем степени адаптации человека вообще, а ребенка дошкольного возраста в частности к социальной среде. Бесспорно, высокий уровень развития компетентности исследуемого вида у детей старшего дошкольного возраста обеспечивает успешность не только их приспособления, но и, что особенно важно в аспекте личностного развития, обособления в процессе социализации [7].
Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что коммуникация является мощным фактором развития психики ребенка. Он отмечал, что «психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры» [5, с. 178].
Коммуникативная компетентность предполагает овладение нормами,
правилами коммуникативного поведения, в полном объеме всем технологическим арсеналом общения.
По мнению Л.А. Дубининой, коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности: предполагает умение проявлять активность в процессе общения, четко выражать свои мысли, слушать и слышать собеседника, вступать в диалог и полилог с учетом конкретной ситуации, правильно пользоваться формами речевого этикета [4].
Произвольность становится у ребенка в старшем дошкольном возрасте важным показателем успешности его социально-психологического и, соответственно, личностного развития [8]. Произвольность коммуникативного поведения является доказательством сформированности у него коммуникативной компетентности на достаточно высоком уровне.
Проведенный анализ особенностей формирования коммуникативных знаний, умений и навыков позволяет нам выделить основные психолого-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста:
- достаточный уровень педагогической компетентности родителей в вопросах формирования коммуникативной компетентности детей,
- субъектность позиции дошкольников в деятельности, направленной на формирование и развитие у них коммуникативной компетентности,
- моделирование разнообразных коммуникативных ситуаций, обеспечивающих индивидуальное развитие дошкольников в психологически безопасной развивающей образовательной среде детского сада.
Список литературы:
1. Давыдова С.В., Юрьева М.В. Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 205.
2. Еловская С.В., Алексеева Е.Ю. Психолого-педагогические условия обучения школьников иностранному языку посредством информационно-
коммуникационных технологий // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2016. № 2 (2). С. 12-14.
3. Казьмина Я.Е., Валяко С.М. Специфика коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста с моторной алалией // Национальное здоровье. 2021. № 1. С. 45-52.
4. Корепанова Е.В., Порошина В.С. Психолого-педагогическая помощь в сохранении психологического здоровья дошкольников // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 176.
5. Манаенкова, М.П. Компетентностный подход: от теории к практике // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. Тамбов: Державинский, 2020. С. 127-131.
6. Манаенкова М.П. Формирование речевой компетентности в условиях современной образовательной парадигмы // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. 2017. С. 372-377.
7. Обносов В.Н., Веселовская А.С. Диагностика и профилактика психических расстройств у дошкольников // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 247.
8. Хабарова А.А., Пентюхина А.И., Перышкова С.А. Психолого-педагогическая коррекция неблагоприятных эмоциональных состояний у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 290.
UDC 373.29
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE
FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN OLDER
PRESCHOOL CHILDREN
Marina P. Manaenkova
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor
mmanaenkova@yandex.ru Yulia S. Mordvina
studying j ulia_mordvina@mail .ru Michurinsky State Agrarian University,
Michurinsk, Russia
Annotation. The article examines the essence of communicative competence, as well as the specifics of its formation in preschool children. The special importance of communicative competence in the process of developing a harmonious personality is emphasized. The communicative competence of preschool children is the most important condition for their successful socialization, mastering their cultural and historical experience. The level of formation of communicative competence in preschool children is an indicator of the effectiveness of the developing educational environment of kindergarten.
The necessity of creating favorable psychological and pedagogical conditions for the formation and development of communicative competence in preschool children in the educational process of a preschool organization is proved.
Key words: preschool children, educational developing environment, communicative competence, personality development.
Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.
The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.