ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 159 . 9
РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-6-43-50
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ИГРУШЕК
Л. Н. Гридяева, В. Ю. Колчова
Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж
Рассматривается вопрос формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Коммуникативная компетентность оказывает положительное влияние на творческую и личностную сферу, помогает социализироваться и приобрести необходимые навыки и умения. Представлены результаты исследования по формированию коммуникативной компетентности дошкольников в процессе обучения английскому языку с использованием разработанных лексико-грамматических игрушек.
Выделены навыки и умения коммуникативной компетентности, которые необходимо сформировать в дошкольном возрасте. Отражены компоненты коммуникативной компетентности воспитанников, а именно познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Описаны основные трудности в общении, такие как низкий уровень коммуникативных и игровых навыков, индивидуальные характеристики воспитанников, проявление эгоизма.
Дана важная информация о функциях коммуникативной компетентности. Обоснована целесообразность моделирования как способа формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Разработано и описано средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников - лексико-граммати-ческие игрушки.
Подведены итоги исследования по формированию коммуникативной компетентности у детей с использованием лексико-грамматических игрушек.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность дошкольников, дошкольное образование, навыки и умения коммуникативной компетентности дошкольников, лек-сико-грамматические игрушки.
Анализ федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [1] позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях образовательного пространства акцент падает на формирование личности, которая способна вступать в межличностные отношения и быть активным участником коммуникативной ситуации. Педагоги и ближайшее окружение детей дошкольного возраста должны создать максимально благоприятные условия для коммуникативных проявлений воспитанников [2]. Педагогам и психологам следует организовывать ситуации, в которых воспитанник, с точки зрения коммуникативных навыков, успешен и способен осуществить поиск решений (в том числе в конфликтных ситуациях) [3].
Формирование коммуникативной компетентности носит важнейший характер для становления ребенка, ведь является базисной характеристикой становления личности [4]. Сле-
дует учитывать тот факт, что формирование вышеуказанной компетентности должно осуществляться в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, т. е. избегать перегрузок в вербальной сфере и завышенных требований к дошкольникам [5].
Коммуникативная компетентность позволяет дошкольнику устанавливать контакты и выполнять определенную роль в процессе коммуникации, дает возможность учитывать статус собеседника (сверстник, родитель, педагог и т. д.), создает базу речевого этикета [6].
Указанный процесс позволяет раскрывать творческий и личностный потенциал ребенка [7], помогает социализироваться, овладеть необходимыми навыками и умениями [8], а также проявить готовность актуализировать имеющийся опыт в конкретной ситуации [9].
При рассмотрении теоретических аспектов анализируемой проблемы выявлен ряд навыков и умений коммуникативной компетентности дошкольников:
- умение взаимодействовать со сверстниками с опорой на нормы и правила поведения;
- способность выражать свои интересы, решать личные задачи коммуникации и учитывать потребности собеседника;
- навык продуктивного сотрудничества;
- умение слушать и слышать собеседника, находить конструктивные пути решения в конфликтных ситуациях.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить компоненты коммуникативной компетентности дошкольников. Наиболее точно компоненты рассматриваемой компетентности описаны в пособии Т. П. Авдуловой и Г. Р. Хузеевой. Исследователи выделяют познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты [10].
К сожалению, у детей данной возрастной категории часто возникают коммуникативные трудности, мешающие свободному взаимодействию, замедляющие развитие речемыслительной и познавательной деятельностям, оказывающие отрицательное влияние на поведение ребенка [11].
В пособии Е. Е. Алексеевой «Психологические проблемы детей дошкольного возраста» описаны основные трудности в общении. К ним относятся: низкий уровень коммуникативных и игровых навыков; трудность управления собой, которая характерна импульсивным дошкольникам; индивидуальные особенности ребенка; преобладание эгоистических проявлений [12].
Для того чтобы преодолеть коммуникативные трудности, существует много разнообразных методов, средств, приемов и способов. Однако несмотря на достаточно большое количество исследований, касающихся формирования коммуникативной компетентности дошкольников, существует недоработанность базы методического материала.
Учитывая мнение кандидата педагогических наук Н. Н. Рудаковой о значимости не только игрового процесса, но и моделирования как метода формирования коммуникативной компетентности, мы разработали набор лексико-грамматических игрушек [13]. Лекси-ко-грамматическая игрушка - это материал, позволяющий замещать абстрактные понятия - слова английского языка. Моделирование характеризуется наглядностью, доступностью, направленностью на развитие умственных способностей дошкольников и, на наш взгляд, имеет положительное влияние на коммуникативную сферу ребенка. Так, в процессе моделирования английского предложения с использованием лексико-грамматических игрушек дети способны выстраивать диалоги, задавая вопросы и отвечая на них, брать на себя определенные роли, решать проблемные ситуации.
Лексико-грамматические игрушки обладают важными свойствами: цветовым кадрированием и наглядным образом слова.
Набор плоских игрушек состоит из лексико-грамматических игрушек, заменяющих местоимение we, местоимение they, местоимение it, частицу not, местоимение you, формы глагола be, question mark.
Объемные лексико-грамматические игрушки сделаны из ткани. Наполнитель: синтепон и крупы. Набор объемных игрушек состоит из лексико-грамматических игрушек, заменяющих местоимение I, местоимение she, местоимение he, глаголы have got и has got.
На рис. 1 можно ознакомиться с некоторыми лексико-грамматическими игрушками.
Рис . 1. Плоские и объемные лексико-грамматические игрушки
На рис. 2 представлено наглядно предложение с использованием разработанного материала.
Рис . 2 . Пример конструкции английского предложения с использованием лексико-грамматических игрушек
Мы разработали программу с комплексом упражнений, направленных на формирование коммуникативной компетентности с использованием лексико-грамматических игрушек.
В соответствии с компонентами коммуникативной компетентности (познавательный, эмоциональный, поведенческий) были подобраны следующие методики: рисуночная методика «Мой друг» (Г. Р. Хузеева, Т. П. Авдулова) [10]; методика «Угадай эмоцию» (Г. А. Урун-таева) [14]; методика «Соберем вместе» (Р. Р. Калинина) [15].
База экспериментального исследования: апробирование данной программы проходило на базе МБДОУ ДС № 19 «Родничок» Старооскольского городского округа.
Контингент испытуемых: 26 детей старшего дошкольного возраста.
Результаты методик на констатирующем этапе:
1. Результаты рисуночной методики «Мой друг» (Г. Р. Хузеева, Т. П. Авдулова).
Цель - изучение представлений о сверстнике (его социальных и личностных качествах) (познавательный компонент коммуникативной компетентности).
Диаграмма (рис. 3) показывает, что у 31 % испытуемых группы на констатирующем этапе уровень сформированности образа сверстника низкий, у 46 % - средний, у 23 % - высокий.
1
31%
_
1 1 1
50% 40% 30% 20% 10% 0%
низкий средний еысокий
Рис . 3 . Уровни сформированности образа сверстника детей на констатирующем этапе 2. Результаты методики «Угадай эмоцию» (Г. А. Урунтаева).
Цель - изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке (эмоциональный компонент коммуникативной компетентности).
На диаграмме (рис. 4) представлено процентное соотношение уровней понимания эмоционального состояния собеседника на констатирующем этапе.
Рис . 4 . Уровни понимания эмоционального состояния собеседника на констатирующем этапе
Диаграмма показывает, что у 30 % испытуемых уровень понимания эмоционального состояния собеседника низкий, у 47 % - средний, у 23 % - высокий.
3. Результаты методики «Соберем вместе» (Р. Р. Калинина).
Цель - выявить нравственную направленность личности ребенка, проявляющуюся во взаимодействии со сверстниками (поведенческий компонент коммуникативной компетентности).
На диаграмме (рис. 5) обозначено процентное соотношение положительной и отрицательной нравственной направленности дошкольников на констатирующем этапе.
На диаграмме отмечается, что у 46 % испытуемых отрицательная нравственная направленность, у 54 % - положительная.
С процентным соотношением уровней коммуникативной компетентности старших дошкольников на констатирующем этапе можно ознакомиться на рис. 6.
После проведения констатирующего этапа реализовывалась апробация разработанной программы.
Контрольный этап показал следующие данные:
1. Результаты рисуночной методики «Мой друг» (Г. Р. Хузеева, Т. П. Авдулова).
Диаграмма (рис. 7) показывает, что у 19 % испытуемых группы № 9 уровень сформированности образа сверстника низкий, у 54 % - средний, у 27 % - высокий.
2. Результаты методики «Угадай эмоцию» (Г. А. Урунтаева).
5636 54% 52 % 50% 43% 46% 44% 42%
46%
1 1
Отрицательная направленность Положительная направленность
Рис . 5 . Нравственная направленность дошкольников на констатирующем этапе 50%
40%
30% 20%
10%
0%
33% 42%
19%
1 1 1
низким
средний
высоким
Рис . 6 . Уровни сформированности коммуникативной компетентности дошкольников группы на констатирующем этапе
6С%
40%
20%
0%
19% 27%
1 1 1
низкии средний высок ии
Рис . 7 . Уровни сформированности образа сверстника на контрольном этапе
На диаграмме (рис. 8) можно увидеть процентное соотношение уровней понимания эмоционального состояния собеседника у детей на контрольном этапе.
Диаграмма устаналивает, что у 15 % испытуемых уровень понимания эмоционального состояния собеседника низкий, у 45 % - средний, у 31 % - высокий.
3. Результаты методики «Соберем вместе» (Р. Р. Калинина).
Диаграмма (рис. 9) показывает, что у 27 % испытуемых отрицательная нравственная направленность, у 73 % - положительная.
60%
50%
30% 20%
10%
о%
—54% —
31%
сргднии
Рис . 8 . Уровни понимания эмоционального состояния собеседника на контрольном этапе
zaat
2ТИ
Отрицательная направленность
Положительная направленность
Рис . 9 . Нравственная направленность дошкольников на контрольном этапе
Диаграмма (рис. 10) показывает, что у 19 % низкий уровень сформированности коммуникативной компетентности, у 50 % - средний уровень, у 31 % - высокий.
□га
50К
¿га зга гга ira
054
5С%
=11%
13%
IM;
ыясокми
низки и средним
Рис . 10 . Уровни сформированности коммуникативной компетентности дошкольников
(контрольный этап)
Таким образом, сравнивая данные из диаграммы уровней сформированности коммуникативной компетентности дошкольников констатирующего этапа и контрольного этапа, можно увидеть динамику, а именно: количество детей, имеющих низкий уровень коммуникативной компетентности, снизился с 38 до 19 %; количество детей со средним уровнем повысилось с 43 до 50 %, а с высоким уровнем с 19 до 31 %.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что программа формирования коммуникативной компетентности, предложенная авторами, имеет положительное влияние на коммуникативную сферу детей старшего дошкольного возраста. Мы рекомендуем к использованию наборы лексико-грамматических игрушек, так как полагаем, что данная деятельность позволяет в интересной форме организовывать ситуации общения и активизирует речемыслительную деятельность.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г , № 1155 . М . : Сфера, 2018. 96 с . Гаврилушкина О . Е . Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду. 2003. № 1. С . 19-25 .
Лавлинская О . И . Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников в процессе их подготовки к школьному обучению // Известия Воронежского гос . пед . ун-та . Серия «Педагогические науки» . 2016 . № 3 . С . 59-61. Мадаминова Д . Р . Теоретические основы коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста // Вестник современной науки . 2016 . № 11. С . 73-76 .
Бочарникова М . А. Формирование коммуникативных умений у учащихся в начальном иноязычном образовании: автореф . дис .... канд . пед . наук. М . , 2013. 25 с .
Смирнова Е А Формирование коммуникативной компетентности в системе непрерывного образования // Вестник Томского гос . пед . ун-та ^Ри ВиНейп) . 2006 . № 10 . С . 126-127 .
Кобелева Г. Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе: дис . ... канд . психол . наук . Самара, 2004. 156 с .
2
3,
4,
5,
6
8 . Белая Н . А. Междисциплинарный подход к изучению проблемы коммуникативной компетентности слабослышащих
детей // Специальное образование . 2011. № 4 . C . 6-13 .
9 . Кузнецова А . Н . Формирование коммуникативной компетентности как механизм социализации личности в учреждении
дополнительного образования детей: дис .... канд . пед . наук . Ульяновск, 2007 . 342 с .
10 . Авдулова Т. П . , Хузеева Г . Р . Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: учеб .
пособие . М . : Прометей, 2013. 138 с .
11. Дзюба О . В . Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи: дис . ... канд .
пед . наук. М . , 2009 . 201 с .
12 . Алексеева Е . Е . Психологические проблемы детей дошкольного возраста . Как помочь ребенку?: учебно-метод .
пособие 2-е изд СПб : Речь, 2008 283 с
13 . Рудакова Н . Н . Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста //
Детский сад: теория и практика . 2013 . № 3 . С . 20-25.
14 . Урунтаева Г . А. , Афонькина Ю . А. Практикум по дошкольной психологии . М . : Академия, 2000 . 304 с .
15 . Калинина Р . Р . Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение: дис . ... канд . психол .
М . , 2003. 182 с .
Гридяева Людмила Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, Воронежский
государственный педагогический университет (ул. Ленина, 86, Воронеж, Россия, 394043).
E-mail: [email protected]
Колчова Виктория Юрьевна, магистрант, Воронежский государственный педагогический
университет (ул. Ленина, 86, Воронеж, Россия, 394043). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 01.10.2019
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-43-50
FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCY OF PRESCHOOL CHILDREN THROUGH THE USE OF LEXICAL AND GRAMMATICAL TOYS
L. N. Gridyayeva, V. Yu. Kolchova
Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russian Federation
The article discusses the relevance of forming communicative competence of preschool children. The communicative competence develops creative and personal potential of preschool children, helps to socialize and equip them with necessary skills. The article demonstrates the results of forming communicative competence of preschool children in the use of lexical and grammatical toys.
It's spoken in detail about the skills of communicative competence of preschool children. A mention should be made of the components of communicative competence of preschool children such as a cognitive component, an emotional component and a behavioral component. The article touches upon the issue of preschool children's difficulties of communication, such as the low level of communication skills and game skills; individual child's characteristics; acts of selfishness.
The article gives valuable information about functions of communicative competence of preschool children. The article presents the case for modeling like a method of forming communicative competence of preschool children. Much attention is given to the characteristic of lexical and grammatical toys developed by us and which should be used in the process of forming communicative competence of preschool children.
The article includes the outcome of the research of forming communicative competence of preschool children in the use of lexical and grammatical toys.
Keywords: communicative competence of preschool children, preschool education, components and functions of communicative competence, lexical and grammatical toys.
References
I. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya: utverzhden prikazom Ministerslva obrazovaniya i nauki Rossiiskoy Federatsii ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155 [Federal state educational standard of preschool education: approved by the order of the Ministry of education and science of the Russian Federation] . Moscow, Sfera Publ . , 2018 . 96 p. (in Russian) .
2 . Gavrilushkina O . E . Razvitiye kommunikativnogo povedeniya doshkol'nikov v usloviyakh detskogo sada [Development of the
communicative behavior of preschool children in the kindergarten] . Rebenokvdetskom sadu, 2003, vol . 1, pp . 19-25 (in Russian) .
3 . Lavlinskaya O . I . Formirovaniye kommunikativnoy kompetentnosti u starshikh doshkol'nikov v protsesse ikh podgotvki k shkole
[Formation of communicative competence of the senior preschool children in the process of training for school] . Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seria 'Pedagogicheskiye nauki' - VSPU Bulletin. Series: «Pedagogical Sciences", 2012, vol . 3, pp . 59-61 (in Russian) .
4 . Madaminova D . R. Teoreticheskiye osnovy kommunikativnoy kompetentnosti detey doshkol'nogo vozrasta [Theoretical bases of
communicative competence of preschool children] . Vestnik sovremennoy nauki, 2016, vol . 11, pp . 73-76 (in Russian) .
5 . Bocharnikova M . A. Formirovaniye kommunikativnykh umeniy u uchashchikhsya v nachal'nom inoyazychnom obrazovanii.
Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of communicative skills of pupils in primary foreign language education . Abstract of thesis cand . of ped. sci . ] . Moscow, 2013. 25 p . (in Russian) .
6 . Smirnova E. A. Formirovaniye kommunikativnoy kompetentnosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Formation of
communicative competence in the system of continuous education] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2006, vol . 10, pp . 126-127 (in Russian) .
7 . Kobeleva G . R. Formirovaniye kommunikativnoy deyatel'nosti detey starshego doshkol'nogo vozrasta v obrazovatel'nom
protsesse. Dis. kand. psikhol. nauk [Formation of communicative activity of preschool children in the educational process. Dis. cand . psychol . sci. ] . Samara, 2004.156 p . (in Russian) .
8 . Belaya N . A. Mezhdistsiplinarnyy podkhod k izucheniyu problemy kommunikativnoy kompetentnosti slaboslyshashchikh detey
[Interdisciplinary approach to the study of the problem of communicative competence of hearing impaired children] . Spetsial'noye obrazovaniye - Special Education, 2011, vol . 4, pp. 6-13 (in Russian) .
9 . Kuznetsova A. N . Formirovaniye kommunikativnoy kompetentnosti kak mekhanizm sotsializatsii lichnosti v uchrezhdenii
dopolnitel'nogo obrazovaniya detey. Dis. kand. ped. nauk [Formation of communicative competence as a mechanism of socialization of the individual in the institution of additional education of children] . Ulyanovsk, 2007 . 342 p . (in Russian) .
10 . Avdulova T P , Khuzeyeva G . R. Lichnostnaya i kommunikativnaya kompetentnosti sovremennogo doshkol'nika [Personal and
communicative competence of a modern preschool child] . Moscow, Prometey Publ . , 2013. 138 p. (in Russian) .
II. Dzyuba O . V Razvitiye kommunikativnoy kompetentnosti doshkol'nikov s obshchim nedorazvitiyem rechi. Dis kand. ped. nauk [Development of communicative competence of preschool children with general underdevelopment of speech Dis cand ped sci . ] . Moscow, 2009 . 201 p. (in Russian) .
12 . Alekseyeva E . E . Psikhologicheskiye problemy detey doshkol'nogo vozrasta. Kak pomoch rebenku?: uchebno-metod. posobiye
[Psychological problems of preschool children . How can we help a child?: teaching aid] . St. Petersburg, Rech Publ . , 2008. 283 p . (in Russian)
13 . Rudakova N . N . Kommunikativnaya kompetentnost' kak pokazatel' rechevogo razvitiya detey doshkol'nogo vozrasta
[Communicative competence as an indicator of speech development of preschool children] . Detskiy sad: teoriya i praktika, 2013, vol 3, pp 20-25 (in Russian)
14. Uruntayeva G . A. , Afonkina Yu . A. Praktikum po doshkol'noy psikhologii [Workshop for preschool children] . Moscow, Akademiya Publ , 2000 304 p (in Russian)
15 . Kalinina R . R. Stanovleniye nravstvennosti v doshkol'nom vozraste i sotsial'noye okruzheniye. Dis. kand. psikhol. nauk [Formation of morality in preschool age and social environment. Dis . cand . psychol . sci . ] . Moscow, 2003. 182 p . (in Russian) .
Gridyayeva L. N., Voronezh State Pedagogical University (ul. Lenina, 86, Voronezh, Russian Federation, 394043). E-mail: [email protected]
Kolchova V. Yu., Voronezh State Pedagogical University (ul. Lenina, 86, Voronezh, Russian Federation, 394043). E-mail: [email protected]