Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА'

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Социальная психология / возрастная психология / коммуникативная деятельность / коммуникативная компетентность / тип отношения к сверстнику / адекватный образ сверстника. / Social psychology / developmental psychology / communicative activity / communicative competence / type of attitude towards a peer / an adequate image of a peer.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Домырева Е. А.

В статье проанализирована проблема развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурного образовательного пространства путем формирования адекватного образа сверстника и личностного типа отношения к партнеру по общению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN: PROBLEMS OF FORMATION IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE

The article analyzes the problem of developing the communicative competence of junior schoolchildren in a multicultural educational space through the formation of an adequate image of a peer and a personal type of attitude towards a communication partner.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

УДК 373.3

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

© 2021 Е. А. Домырева

канд. психол. наук, доцент кафедры психологии образования и социальной педагогики е-mail: domalena2007@yandex.т

Курский государственный университет

В статье проанализирована проблема развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурного образовательного пространства путем формирования адекватного образа сверстника и личностного типа отношения к партнеру по общению.

Ключевые слова: социальная психология, возрастная психология, коммуникативная деятельность, коммуникативная компетентность, тип отношения к сверстнику, адекватный образ сверстника.

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN: PROBLEMS OF FORMATION IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE

© 2021 E. A. Domyreva

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Educational Psychology and Social Pedagogy e-mail: domalena2007@yandex.ru

Kursk State University

The article analyzes the problem of developing the communicative competence of junior schoolchildren in a multicultural educational space through the formation of an adequate image of a peer and a personal type of attitude towards a communication partner.

Keywords: social psychology, developmental psychology, communicative activity, communicative competence, type of attitude towards a peer, an adequate image of a peer.

Содержание современного начального образования ориентировано сегодня на активное развитие коммуникативных умений школьников, формирование коммуникативных универсальных учебных действий, которые, наряду с познавательными и регулятивными, составляют фундамент умения личности учиться. На это ориентирует педагогов начальной школы Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Федеральный государственный...]. Формирование обязательной общественно значимой деятельности в младшем школьном возрасте во многом обусловливается характером общения с учителем, но наряду с этим присутствует другой значимый процесс - формирование межличностных отношений как формы социального опыта [Репринцев 2017; 2017а; 2017б; 2019]. Благодаря этой «скрытой программе социализации» (Р. Бернс) идет

развитие эмоциональной и социальной жизни ребенка, формирование представлений о себе и о других, а также о мнениях других о нем [Сухоруков 2020; 2020а; 20206; 2021; 2021а; 20216; 2021в]. На сегодняшний день эта программа социализации представлена поликультурным социальным образовательным пространством [Ильинская 2017; 2018; 2019; 2019а; 2020]. Социокультурная ситуация развития личности младшего школьника сегодня сопряжена с усилением влияния фактора полиэтничности, формированием поликультурной среды и полиэтничным составом обучающихся в начальной школе детей, их принадлежностью к различным этническим культурам. Такая ситуация неизбежно ведет к коммуникативному взаимодействию детей с представителями разных этносов, религий, культур, способна порождать потенциальные конфликты между детьми, но и актуализирует интерес к культуре своего народа, его традициям и обычаям. Поликультурный характер школьной среды может выступать психологическим барьером для установления контактов с разными социальными группами [Сухоруков 2016; 2016а; 2016б; 2016в; 2016г; 2016д; 2017].

Коммуникативная компетентность, которую можно определить задачей современного образования, не может рассматриваться только с точки зрения результата коммуникативного развития детей, так как ее правильнее трактовать в качестве условия социализации детей в образовательной организации. Отечественная психология рассматривает проблему развития коммуникативных способностей личности в контексте личностно-деятельностного подхода, на основе подходов и идей, сформулированных в теориях целого ряда исследователей (А.А. Бодалев, М.И. Станкин, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, Е.О. Смирнова) [Смирнова 2015]. В частности, коммуникативная компетентность интерпретируется как способность продуктивно общаться, сотрудничать в достижении взаимно значимых целей (В.Н. Куницына). Понятие «компетентность» интерпретируется и как совокупность знаний, способностей и практического опыта личности (Г.А. Цукерман). Очевидно, подобная трактовка ограничивает коммуникативную компетентность умениями и навыками, оставляя «за рамками» целый блок важных психологических феноменов, значимых для социального взаимодействия, влияющих на выбор целей, способов, средств коммуникативного взаимодействия [Хузеева 2014].

Когда речь идет о развитии коммуникативной компетентности, следует учитывать возрастную специфику развития в целом, возрастные закономерности процесса общения ребенка и его индивидуальные особенности. Среди изучаемых предпосылок эффективного формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста не обойтись без анализа структуры учебной деятельности, специфики общения с педагогом, сформированности произвольности поведения и психических процессов, феномена рефлексии. Несмотря на изменившиеся условия современного образования, увеличение доли дистанционных форм взаимодействия всех участников образовательного процесса, невозможно говорить о формировании коммуникативной компетентности без непосредственного, реального контакта со сверстниками, без организации совместной деятельности. Данное качество проявляется в активности, желании помочь, инициативности, что подразумевает возможность понимать, оценивать партнера по общению, его личность и деятельность. Учет особенностей и интересов сверстников при этом возможен с эгоистической направленностью (конкурентностью) или с гуманистической направленностью (просоциальным поведением ). Однако высокий уровень коммуникативной компетентности может быть диагностирован и в том, и в другом случаях.

В современном поликультурном социальном образовательном пространстве учет особенностей другого становится не просто актуальной проблемой, а необходимостью в вопросах налаживания социального контакта и установления

социального взаимодействия. Интерактивное межкультурное взаимопонимание с использованием культурных и языковых ресурсов - современная социальная, экономическая и политическая реальность, к комфортному существованию в которой необходимо готовить детей как можно раньше. Коммуникативная компетентность предполагает наличие в сознании каждого из взаимодействующих субъектов образа «другого» - партнера по общению. Такой образ сопряжен с перцептивными и эмпатическим способностями личности и опытом формирования образа другого, соответствующего реальным параметрам и проявлениям личности, и, как правило, включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Сформированность названных компонентов определяется психологической чувствительностью личности к влияниям «другого», субъективной готовностью к интеракции - самоизменению в процессе общения.

Рассмотрим возможности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурного образовательного пространства [Антопольская 2017]. Данный процесс возможен через формирование личностного типа отношения к сверстнику, адекватного образа сверстника с развитием перечисленных компонентов, а также путем приобретения опыта совместной деятельности в процессе учебы и игры. Часто формирование деятельности или личностного качества ограничивается познавательным компонентом.

В классе младших школьников мы ведем диалог о разных культурах нашей большой страны, дети демонстрируют осведомленность в различии понятий этноса и национальности, приводят аргументированные доводы, опираются на имеющиеся и самостоятельно добытые знания, легко полемизируют на тему толерантности. Этого достаточно для коммуникации с представителями разных этнических общностей? К сожалению, нет. Недостаточно включить в учебный план дисциплину «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и решить проблему взаимодействия в поликультурном мире. Наличие «знаниевого» компонента, к сожалению, автоматически не ведет за собой приобретение поведенческого и эмоционального содержания коммуникации.

Мы проводим опросник «Толерантны ли Вы?», большинство испытуемых показывают высокий уровень толерантности. Означает ли это, что полученные данные можно считать адекватными и проецировать на деятельность опрошенных, а толерантность рассматривать их личностной характеристикой? Ответ снова отрицательный, даже в случае наличия вопросов, предполагающих реконструкцию поведения («Как ты поведешь себя, если...», «Представь, что в класс входит..., что ты будешь делать?» и др.). Данные вопросы требуют от респондента умений рефлексии, проекции, что затруднительно в младшем школьном возрасте в связи с возрастными особенностями развития мыслительных операций детей. Кроме того, представление о том, как я буду вести себя в той или иной ситуации, и само поведение в данной реальной ситуации имеют определенные различия даже у взрослых испытуемых. Величина погрешности, отклонение от нормы в ту или иную сторону, положительную или отрицательную, в каждом индивидуальном случае реальности значительно расходятся. И даже имеющаяся в большинстве опросников шкала лжи не является в данном случае показателем истинности или ложности описываемого респондентом поведения.

Точно такая же ситуация неоднозначности связана с эмоциональным компонентом адекватного образа сверстника, который невозможно диагностировать по познавательному показателю без наличия опыта совместной деятельности (учебной, игровой) в полиэтнической образовательной среде.

Эмпирическое исследование проводилось в средних общеобразовательных школах Курской области, имеющих полиэтническую образовательную среду. Используя схему наблюдения «Особенности общения детей младшего школьного возраста со сверстниками», методику «Особенности межличностных отношений (ОМО) для детей», экспериментальные ситуации «Раскраска», «Письмо», проблемную ситуацию «Горошина» [4], получили следующие результаты.

У большинства детей преобладает конкурентный тип отношения. Об этом свидетельствуют устойчивый интерес школьника к сверстникам, их поведению и реакциям, внимание к суждениям и субъективным оценкам, поведенческим проявлениям. На это же указывают и неустойчивые (как в просоциальном, так и в амбивалентном плане) отношения личности к «другим». К этой категории можно отнести 80% младших школьников.

Личностный тип отношения к сверстникам обнаруживают около 20% младших школьников. Проявления такого типа отношения сопряжены с достаточно устойчивым интересом к сверстникам, их внутреннему миру, суждениям и оценкам, их включенности в практическую деятельность и творчество. У этой категории детей проявляется вполне адекватная реакция на оценку, просоциальное поведение с преобладанием позитивного эмоционального отношения к «другим».

Вместе с тем анализ уровня развития у младших школьников навыков общения показывает преобладание низкого уровня их сформированности практически у половины детей, входящих в выборочную совокупность; примерно 20% школьников можно отнести к высокому уровню сформированности таких навыков; а вот средний уровень развития таких навыков обнаруживают 30% детей младшего школьного возраста.

Во всей выборочной совокупности параметры сформированности коммуникативной компетентности оказались по всем компонентам ниже среднего уровня. Этот результат дает основание говорить о необходимости серьезной и продолжительной работы по развитию коммуникативной компетентности у детей, обогащению их перцептивных, эмпатических способностей, готовности к интеракции.

В рамках нашего исследования особый интерес среди диагностируемых параметров имел критерий «широта круга общения». Большинство детей показали узкий круг общения (80% испытуемых), они избирательны в общении (в том числе по этническим характеристикам), избегают общения с большим количеством одноклассников, считая, что «дружить со многими - это не очень хорошо» или «друзей нужно иметь не очень много».

В условиях поликультурного образовательного пространства формирование личностного аспекта межличностных отношений возможно через чувство общности, отсутствие конкурентности, просоциальные формы поведения. При этом следует использовать возможности личностно-центрированной организации развивающей и совместной работы в процессе учебной и внеурочной деятельности [Хузеева 2014]. В серии предложенных занятий каждая встреча начиналась с игр и упражнений не только на создание благоприятного эмоционального фона, но и на формирование чувства общности. Далее через формирование умений конструктивно взаимодействовать, согласовывать свои действия и поведение с другими детьми, чувствительности к воздействиям сверстников переходили к умениям сотрудничать друг с другом, взаимовыручке и рефлексии собственного поведения.

Досуговая деятельность младших школьников использовалась для решения задач, реализуемых в рамках исследования, одну из которых следует выделить особо в заявленной проблематике: формирование умений видеть и понимать внешние и внутренние особенности личности сверстников, формирование чувства общности.

Динамика формирования коммуникативной компетентности младших школьников представлена на рисунке.

80 -| Т0 -60 - __| 1

50 -40 - =ь |

30 -20 -10 - -м 4 нк 1

1 2 т & уровень общ 4 ения 1 с тип о сц отн ошения к ру г о и общ ения

Мы видим, что наметилась положительная динамика в сторону уменьшения числа испытуемых, у которых преобладающим является конкурентный тип отношения с отсутствием просоциального поведения либо наличием амбивалентного отношения к сверстникам (20% испытуемых). На контрольном этапе диагностические срезы не выявили индифферентности к оценке «другого» со стороны взрослого. Такой тип отношения обнаруживают небольшое количество школьников, что обусловлено, скорее всего, особенностями личного опыта общения у таких детей, сложившимся стилем их отношений со сверстниками.

Личностный тип отношения, представленный в интересе к действиям сверстника, адекватности реакции при оценивании сверстниками, сопровождающийся положительным эмоциональным отношением и достаточно устойчивым просоциальным поведением (например, взаимные уступки при равноценном и неравноценном обмене, предложения совместного использования своих вещей и др.), на контрольном этапе эксперимента демонстрируют 80% школьников.

Наметилась положительная динамика в типах отношения к сверстникам: младшие школьники с общим низким уровнем развития общения, низкой степенью инициативности демонстрируют обращение к сверстникам, используя деловые мотивы; при отрицательном эмоциональном отношении к сверстникам и преобладании избегания сверстников наблюдается общение со сверстниками референтных групп, узкого круга общения; позитивные изменения в содержании и продуктивности общения. По результатам диагностики младших школьников среднего и высокого уровней развития общения наибольшие изменения касаются показателей степени инициативности детей, преобладания познавательного мотива обращения друг к другу на фоне общей представленности и других мотивов общения, преобладания сотрудничества в типе общения и амбивалентного эмоционального отношения к сверстникам.

По интересующему нас в рамках исследования критерию «широта круга общения» можно констатировать уменьшение показателей узкого круга общения (60% испытуемых), однако избирательность в общении, в частности этнические характеристики в выборе партнеров по общению, членов референтной группы, зафиксирована у четверти испытуемых. Представленность увеличения процентного соотношения детей, показавших широкий круг общения, зафиксирована (20-40%) в проявлении частоты позитивных утверждений, в том числе демонстрирующих этническую толерантность и просоциальное поведение.

В современном образовании решение проблемы развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурного образовательного пространства невозможно без непосредственного, реального взаимодействия

со сверстниками, без организации совместной деятельности, без формирования адекватного образа сверстника и личностного типа отношения к партнеру по общению.

Библиографический список

Антопольская Т.А., Домырева Е.А., Байбакова О.Ю., Журавлева С.С. Моделирование социально-коммуникативного развития младших школьников // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. №3 (43). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/2266/ (дата обращения: 12.10.21).

Ильинская И.П. Гуманистические основы интеграции младших школьников в поликультурную образовательную среду // Гуманизация образовательного пространства: сб. науч. ст. Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, Ин-т изучения детства, семьи и воспитания РАО. 2018. С. 66-77.

Ильинская И.П. Подготовка будущего учителя начальных классов к формированию поликультурной компетентности младшего школьника // Герценовские чтения. Начальное образование. 2019. Т. 10. № 1. С. 261-266.

Ильинская И.П. Психологические основы интеграции младших школьников в поликультурную образовательную среду // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: сб. науч. тр. Ереван, 2019а. С. 143149.

Ильинская И.П. Психологические основы формирования поликультурной компетентности педагога: возможноси средового подхода // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: II Международная научно-практическая конференция. Ереван, 2020. С. 292-301.

Ильинская И.П. Современный младший школьник в поликультурной среде: вариативность образовательных парадигм и воспитание личности // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2017. № 4 (35). С. 83-93.

Ильинская И.П., Панфилова В.В. К вопросу о поликультурном образовании в начальной школе // Начальная школа. 2020а. № 6. С. 57-58.

Репринцев А.В. Социализация и инкультурация детей в совместной деятельности семьи и школы: от традиций этноса к реалиям глобализации // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: сб. науч. тр. Международной научно-практической конференции. Ереван, 2019. С. 324-330.

Репринцев А.В. Этническая социализация подростков и молодежи в поликультурном российском обществе: проблемы и противоречия // Этнокультурное образование в современном мире / науч. ред. Е.А. Александрова. 2017. С. 596-612.

Репринцев А.В. Этнокультурная социализация молодежи в поликультурном российском обществе: проблемы и тенденции // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары: ЧГПУ, 2017а. С. 91-96.

Репринцев А.В., Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2017б. Т.33. №7 (256). С. 142149.

СмирноваЕ.О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 4. С. 25-35.

Сухоруков И.С. Изучение особенностей этнокультурной идентичности школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 110-116.

Сухоруков И.С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления дезориентирующих влияний информационной среды // Развитие личности в условиях

цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2020. С. 292-299.

Сухорукое И.С. Клубный коллектив как социально-психологическая среда формирования этнокультурной идентичности подростка // Берегиня.777.Сова. 2021. №3(50). С. 216-230.

Сухоруков И.С. Миссия институтов социального воспитания в формировании этнокультурной идентичности подростков и юношества // Гуманизация образовательного пространства. [Электронное издание]. Саратов: СГУ, 2016а. С. 857-877.

Сухоруков И.С. Мотивационно-оценочные характеристики дифференциации «своих» и «чужих» в полиэтничной подростковой среде // Вестник Костромского государственного университета. 2020а. Т. 26. № 4. С. 14-24.

Сухоруков И.С. Проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к процессу формирования этнокультурной идентичности подростков и молодёжи // Инновации и качество профессионального образования / под ред Р.С. Сафина; И.Э. Вильданова. Казань: Школа, 2021а. С. 136-140.

Сухоруков И.С. Проблемы формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества в зеркале педагогической социологии: опыт эмпирического исследования // Вестник Костромского гос. ун-та. 2016б. Т. 22. № 4. С. 258-263.

Сухоруков И.С. Развитие этнокультурной идентичности подростков и юношества как условие возрождения духовно-нравственных основ российского общества // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века (к 95-летию ЛИ. Уманского). Кострома: КГУ, 2016в. С. 230-240.

Сухоруков И.С. Социокультурная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: кто воспитает гражданина и патриота? // Этнокультурное образование в современном мире: сб. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов: СГУ, 2017. С. 710-733.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. / под ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: ЯГПУ, 2021б. С. 247-252.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи в условиях возрождения Русского мира // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016г. № 2 (29). С. 92-101.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества в контексте становления в России гражданского общества: опыт эмпирического исследования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016д. Т. 2. №4. С. 53-62.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сб. науч. ст. Чебоксары: ЧГПУ, 2020б. С. 196-204.

Сухоруков И.С. Этнокультурная идентичность и дифференциация «своих» и «чужих» в подростковой среде: особенности этнической социализации подростков в условиях глобализации культуры // Берегиня. 777. Сова. 2021в. №4 (51).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 31 с.

Ходырева Е.А. Становление индивидуальности школьника в поликультурной образовательной среде: дис. ... докт. пед. наук. Киров, 2006. 456 с.

Хузеева Г.Р., Быковская Е.В., Трошина А.А. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста: психолого -педагогическая служба сопровождения ребенка. М.: ВЛАДОС, 2014. 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.